О чем толкуют духи предков
Я слышала много историй о том, как менялись жизни некоторых людей, после разговоров и, особенно, неких ритуалов с шаманами на Ольхоне. Приходило внезапно озарение, понимание, принятие ситуаций. Мне не свойственны такие внезапные личностные метаморфозы, возможно из-за некоторого скептицизма, возможно из-за стержня внутри. Но я всегда оставляла шанс чему-то неведомому. В конце концов не обязательно всему искать научные доказательства и сомневаться в сакральности мест силы. Я даже купила в Хужире оберегов и ловцов снов и оставила конфетку на берегу Байкала. Побурханила, как говорят здесь, то есть задобрила духов.
— Побурханила?, — спросил меня шаман Геннадий Тугулов первым делом. Я кивнула и улыбнулась. Я добыла телефон Геннадия за несколько дней до поездки и предложила ему встретиться для интервью, без утайки сказав, что я журналист. К моему удивлению, Геннадий согласился встретиться. И вот сейчас он приехал ко мне навстречу к скале «Шаманка» и стоял рядом, в красивом синем облачении. Шаманка — священное место для жителей Ольхона. Они верят, что здесь обитают духи предков, сюда приходят делать подношения и молиться. Ритуалы на Шаманке Геннадий проводить отказался, и мы с ним встретились неподалеку, у молельного столба сэргэ, на котором гордо восседал деревянный орел.
— У шаманов нет второго имени для духов? Мне вас звать просто Геннадием?, — уточнила я.
— Да, я Геннадий Тугулов, шаман в 13-ом поколении. 12 моих предков были шаманами.
— А когда вы были маленьким, вы уже знали, что вы будете продолжать шаманский род?
— Я вырос в коммунистические времена, тогда было непростое время для шаманов. Многие уходили от преследования властей в лес, некоторые были гонимы. Но все равно люди к ним тайно ходили. Ритуалы делали втихаря, помогали людям, которые просили о помощи. Я знал историю своего рода. Я всю жизнь был готов. И после того, как я стал шаманом, я не имею права больше нигде работать.
— Сколько вам было, когда вы стали шаманом?
— 49 лет. Сейчас мне 62 года.
— Так поздно?, — удивилась я. — А как вообще стать шаманом? Я вот, например, могу?
— Шаманов выбирают предки — онгоны. Они сначала долго готовят к этой важной миссии помогать людям, помогать миру, чтобы не было войн, чтобы светило солнце, чтобы люди не бедствовали. Это наша миссия и от нее нельзя отказаться. Для баланса очень важно уважать свои корни. Нельзя забывать, что наши предки открывают нам дорогу, и наши обряды помогают этому.
— А как на практике «говорят» предки? Вы слышите голоса? Вам снятся сны? — допытываюсь я. Но Геннадий лишь улыбается.
— Вы видите человека, который к вам приходит? У вас есть дар ясновидения?
— Нет, мы чувствуем. Человек приходит, говорит, что за проблема. А я уже говорю, что это такое на самом деле. Советую, делаю обряды. Люди после слов и обрядов начинают призадумываться, что что-то в их жизни было не так.
— А сколько в вашем арсенале обрядов? 20, 100, 1000?
— Много. Есть обряд поклонению земли, поклонению небесам, поклонению воде, обряд камлания от болезней и т.д.
— И как вы выбираете обряд для человека?
— Когда ко мне приходят, они сам говорят, какой им нужен обряд.
— Ммм, а если я не знаю ничего? Вот я пришла к вам, но понятия не имею, испачкала я где-то карму или на меня навела порчу новая жена моего бывшего мужа?
— Я говорю, какой нужен обряд. Но тебе не нужен никакой. Ты все правильно делаешь. Верь в свое дальше. Если будешь верить, что ты сильный человек, ты сможешь все. — Я зарделась, меня похвалил шаман. Он только что проделал что-то в духе Тони Роббинса.
Геннадий продолжил: — Во время обряда я прошу своих предков, чтобы они связались с вашими предками. Например, чтобы вот эта девушка, которая рядом со мной стоит, слева, просит, чтобы ей было хорошо. Сделайте так, чтобы ей было хорошо. Скажите предкам бабушкам и дедушкам, чтобы открыли мне дорогу.
— Это очень мило с вашей стороны, — пробормотала я. — А в какое время суток вы связываетесь с предками, и как? К ним всегда можно обращаться?
— Я все время с ними разговариваю утром, когда пью чай. Капаю на стол и приглашаю их попить со мной чаю. Есть и специальные ритуалы, когда я хожу в лес, зимой и весной, контактирую с природой.
— А сколько у вас предков?
— 12.
— А, это те самые деды, ваше поколение шаманов. Кстати, а все ли деды? Женщины-шаманы бывают?
— Конечно. Есть бабушка. Но мужчин больше.
Шаман по сути проводник между мирами. Знаки, что подают ему предки, встречаются везде — во снах, в непогоде или странных стечениях обстоятельств — парил ли орел в небе, был ли падеж скота. Главное, научиться их толковать.
- Orange-факт
Одним из знаков для будущего посвящения в шаманы может стать «шаманская болезнь», когда человек идет не туда во всех смыслах — пьянствует, дебоширит. У такого человека ничего не получается, все валится из рук. «Шаманская болезнь» может проявляться и как настоящая затяжная болезнь, правда с другим диагнозом.
— Так что происходит во время вашей встречи, когда к вам приходит человек, что просит о помощи?
— Я помогаю. Говорю, сходи к своим бабушкам и дедушкам, помолись.
— Помолиться кому?
— Своему богу. Религия не важна. Многие путают свои религии, а я тебе так скажу. Человек идет по крови своего отца.
— Но есть догматы, которые передаются и по матери.
Геннадий не согласился и снова промолчал, положил руки на красивую бляшку на поясе, поправив ожерелье с большим кругом. Оно называется зеркалом толи, шаманы его носят, чтобы тот поглощал негативную энергию. Синий цвет ритуального халата — олицетворение Байкала, золотой и серебряный орнаменты — символы солнца и луны. Я посмотрела на перстни на руках, кинжал, который лежал в кожаных ножнах и поинтересовалась.
— А у вас есть бубен?
— Бубен есть. Есть и другие предметы. Но наличие подобных предметов определяет род. Я например, шаман-кузнец. Я работаю с железом. У меня есть наковальня, молоток и железо, которое я накаливаю докрасна и выгоняю все плохое из человека.
Я попыталась это представить. И это белый шаманизм?
— Да, черные шаманы— это колдуны. Те, кто делает людям плохо. Но истинный шаман по призванию, никогда не должен творить зло, даже если люди приходят к нему в таким запросом.
— То есть, существуют и шаманы нечистые на руку?, — расстраиваюсь я. — И что у них просят люди?
— Есть, конечно. Мир неидеален. А просят много чего — мужа из чужой семьи увести, разорить конкурентов. У женщин обычно очень много подобных идей.
— Вы отказываете таким?
— Да я их даже не слушаю. Я сразу понимаю. Я их останавливаю до того момента, как они начинают говорить. Таких людей сразу видно. И я говорю — будешь просить то-то, я тебе этого делать не буду.
— Геннадий, я поняла, что шаманами становятся по роду. У вас есть дети? Они тоже будут шаманами?
— Я не знаю, кого выберут предки. У меня двое детей и пять внуков. Духи предков и могут выбрать и внука, и правнука. Это неизвестно до тех пор, пока я на ногах. Они могут намекнуть, показать, кто будет преемником. старший или младший. В моей семьей было 10 человек, выбрали меня как самого младшего — десятого.
— А сколько вообще шаманов в мире?
— Много, Оля. Много. Но самых сильных в мире всего 15. Я один из них. Среди нас есть шаманы со всего мира, даже с Африки.
Оказалось, шаманы встречаются один раз в два года. На всемирном саммите обсуждают насущные вещи. Место встречи меняется. В 2019 году встреча у костра была в Монголии. Частичку этого огня даже принесли на Ольхон. Этот ритуал знаком всем православным. Следующий съезд пройдет в 2021 году. Пока место не объявлено.
— И как можно попасть в ТОП-15? — пытаюсь я узнать все тайны шаманских назначений.
— Мы встречаемся на празднике поклонению огню в Улан-Баторе. Нового шамана назначает главный, когда один из нас уходит к предкам.
— Кто самый главный шаман?, — интересуюсь я.
— Он живет в Монголии. Он шаман 9-ой ступени.
— Это что за ступени, что-то типо уровня и квалификации?, — удивляюсь я.
— У шамана максимально может быть 9 ступеней. На каждую уходит не менее трех лет.
— А вы шаман какой ступени?
— Третьей, я еще не лечу людей. Когда придут силы, предки скажут, что нужно перейти на другой уровень. Лечить людей можно на шестом уровне, например.
— Что может шаман 9 уровня? — проваливаюсь я в тему с головой.
— Он может летать. Может вылечить от многих болезней. Он может испаряться. Если вы не читали книгу «Хохот шамана», то сделайте это. Там все подробно описано.
— И много шаманов 9 уровня в мире?
— Раньше были. Особенно много было в Азии. Но сейчас и шаманов-то намного меньше стало.
— А вы бы хотели достичь 9 уровня? — спрашиваю я и пытаюсь представить, как испарился бы Геннадий во время нашего разговора. Наверное, я бы была обескуражена.
— Пойдем, я проведу ритуал процветания всем нам, — предложил с улыбкой Геннадий. Мы подошли к столбу. Геннадий отдал шаманские почести орлу, начал читать что-то про себя. Он капнул на четыре стороны водкой, налив из бутылки в ритуальную чашу, затем щедро полил молоком землю.
Это и есть подношения духам, которых в местном пантеоне множество — есть и те, что принадлежат к верховным божествам, есть и «черти», есть духи природные, ремесленные, семейные. Все они охотно принимают «на грудь» водку и молоко. А в редких и запущенных случаях целого барана в качестве настоящего жертвоприношения. Духов надо «задобрять», если что-то им не нравится, начинают злиться — поднимать ветра, устраивать шторма и землетрясения.
Напоследок оставляем духам печенья. Геннадий даже не смотрит, сколько я вручаю ему денег. У шаманов так принято. Кто сколько сможет, тот столько и дает. Но тут все думают по принципу, чем больше даешь — тем больше получаешь. А как оно в жизни работает никто не знает. Расстаемся с Геннадием тепло. Он улыбается и говорит, что я еще вернусь на Байкал. И я даже не спорю — я совсем не прочь.
Проект «Четыре сезона России» проходит при поддержке Русского географического общества www.rgo.ru
Посещение зимнего Байкала рекомендовано Русским географическим обществом.
На остров Ольхон приезжают не только для того, чтобы увидеть Байкал. Но еще и потому, что это место напрямую связано с шаманизмом. Для кого-то это экзотика, а для кого-то — единственный способ получить ответы на важные вопросы.
Один из шаманов Ольхона согласился рассказать о своей работе. О выборе человека между добром и злом, помощи людям и сакральных местах.
В мае лед на Байкале уже хрупкий, распадающийся на длинные прозрачные иглы. Людей с материка до острова доставляет судно на воздушной подушке, паром еще закрыт, берет на борт немного — человек восемь.
Высаживает местных — быстро пробегающих по настилу над оттаявшей кромкой тяжелого весеннего льда. И туристов, испытывающих лед на прочность тяжелыми чемоданами. Дальше всех подхватывают маршрутки и развозят по адресам.
На Ольхоне еще не сезон, гостиница полупустая. Из ряда одинаковых деревянных корпусов заняты только несколько. Над Байкалом висит дымка и пахнет гарью, где-то рядом горят леса.
Звонит администратор гостиницы.
— К вам приехало такси.
Такси я не вызывала и даже не успела открыть чемодан.
— Таксист, девушка.
В трубке слышен мужской голос: «Скажите, что шаман пришел, не таксист».
Администратор молчит и после долгой паузы спрашивает: «Шамана вызывали?».
В любом другом месте, кроме Ольхона, такие слова прозвучали бы как анекдот. Но никто из нас не шутит. Здесь шаманизм жив и является одной из основных практик и религий.
Геннадий с шаманским геном
Геннадию почти шестьдесят — невысокий, совершенно обычный, его действительно можно принять за таксиста. Но передо мной один из шаманов Ольхона. Геннадий Тугулов был простым рабочим, хотя и знал, что в его роду двенадцать предков-шаманов.
В конце 90-х годов меня вызвали в Улан-Удэ. Заболел племянник и местный шаман, который лечил родственника, сказал, что ольхонский дядя будет шаманом, и меня приняли.
По словам Геннадия, шаманы бывают разными: те, кто лечит, те, кто видит будущее. У шаманов существует девять ступеней мастерства. Шаман девятого уровня может «взлетать и делать многое».
Геннадий — шаман-кузнец. В обрядах он использует не бубен, а небольшую наковальню.
Как стать шаманом? Никак, — отвечает Геннадий и смеется. Он вообще постоянно смеется над моими вопросами.
По его словам, шаманом может быть только тот, у кого в роду были шаманы. Такой человек переживает шаманскую болезнь.
«Приходишь к врачу, а он не может поставить диагноз. Идешь к шаману, а тебе говорят, что это болезнь шамана. Во время нее человек перерождается, он меняет структуру своей жизни».
Трудно быть шаманом? Знать о людях так много? — спрашиваю я.
Шаманом быть очень тяжело. Это большой труд. Шаман не может отказаться от своего пути. Предки будут требовать, чтобы он выполнял свою роль.
Геннадий считает, что помогать людям можно, только имея большой жизненный опыт — примерно после 50 лет.
Сейчас принимают в шаманы и в 30 лет, это неправильно.
«В 30 лет у тебя нет опыта. Ты даже не поймешь, как можно помочь. А шаман нужен для того, чтобы был порядок. Чтобы люди жили в чистоте».
Сейчас на Ольхоне живут четыре шамана и два старейшины. Обращаются к ним многие — и русские, и буряты. Из шаманов никто свою работу не афиширует. Найти контакты непросто, но это никого не останавливает.
Заброшенное здание, поселок Хужир
Остров Ольхон. Поселок Хужир
Мыс Бурхан (скала Шаманка), остров Ольхон
Прострел раскрытый (сон-трава), остров Ольхон
Геннадий называет свою работу системой помощи и говорит, что приходят к нему люди, потерявшие веру и смысл. По правилам настоящий шаман должен помочь даже своему врагу, если тот попросит.
Человек должен стараться прожить свою жизнь чисто: не врать, не воровать, не убивать. Чтобы я смог очистить его, он должен раскаяться.
«Сейчас много потерявшихся людей. Надо спуститься с небес на землю и найти свою дорогу. Не терять веру в себя. Если ты ее потеряешь, то ты никто», — говорит шаман.
У шаманов Ольхона нет прайса: сколько заплатить Геннадию за помощь, каждый решает сам.
Мы, ставленники Вышнего, не имеем права просить у людей деньги.
«Люди дают столько, сколько могут и хотят. Если шаман назначает цену за обряд, то он не шаман», — считает Геннадий.
Геннадий поправляет на груди шаманские зеркала — толи. Нужны они для того, чтобы отражать негативную энергетику: «Каждый человек должен носить только то, что ему предназначено. Если ты православный, то носи, пожалуйста, крест».
Недалеко от въезда в поселок Хужир на возвышенности стоит храм Державной иконы Божьей Матери — единственный православный храм на Ольхоне. Двери открыты, служащих нет, можно взять свечи, заплатить сколько хочешь. В храме несколько китайских туристов. На Ольхоне и зимой и весной иностранцев много. Обращаются они и к шаманам.
Выбирать нужно одно: если ты веришь в церковь — иди к батюшке, если шаману — иди к шаману. Бегать между ними нельзя. Это сомнение, сомнение — это враг человека.
«С церковью мы мирно живем. Батюшка для людей работает, и я для людей работаю. Бывает, что люди ходят к нему и потом ко мне. Я так понимаю, что люди ищут свой путь. Смысл всех религий один — помочь и не навредить человеку», — говорит Геннадий.
Одна из местных жительниц Юлия рассказывает, что представители разных конфессий живут на Ольхоне мирно. Слишком все переплелось: православие, буддизм и шаманизм.
Приятельница русская, ее муж бурят. У нее случилась проблема, она обратилась ко мне, я ей помогла.
Она говорит: «Ну все, надо «побрызгать», пошаманить. Мы зашли в церковь и поставили свечку, зашли в дацан и потом в рюмочную: купили водки и «побрызгали» — пошаманили. Я сама к шаману не пойду, потому что буддистка. Но живу на этой земле и все традиции, условности и правила соблюдаю», — говорит Юлия.
Хужир — поселок небольшой, дойти до основной достопримечательности, скалы Шаманки, одной из девяти святынь Азии, можно быстро. Практически в каждом доме сдают комнаты, много еще закрытых кафе и наружной рекламы.
Шаманка двумя каменными зубцами упирается в небо, туристов нет и можно почувствовать, как здесь тихо и вечно. По преданию Шаманка — основное сакральное место Ольхона. Но шаманы считают, что духи отсюда ушли. Слишком громко, непочтительно и грязно.
Сакральное место нужно уважать и любить. Почему-то люди не забираются на купола церкви, они понимают, что такие вещи нельзя делать.
«Но ведь наши сакральные места так же важны для нашего народа. Туристы приезжают — я понимаю, что они гости, но тогда и вести себя надо как гость. А они приезжают сюда как домой», — делится Геннадий.
Геннадий смотрит на Байкал и спрашивает: «Ты знаешь, что водой командует женщина?»
Сейчас такое количество мусора, что озеро не справляется. Вот матушка Байкал и злится.
За экологию Байкала нужно браться серьезно. Освободить побережье от отелей. Они должны стоять дальше. И должен быть жесткий контроль отходов. Такого сейчас нет. Иначе мы ничего не увидим — ни рыбы, ни нерпы, ни самого Байкала.
Археологические раскопки считаются доказательством того, что уже много сотен лет назад на Байкале проживали люди. Они верили в силу и мощь потусторонних сил. Если их задобрить, то обязательно принесут людям пользу, а если совершить плохой поступок, то накажут и могут навсегда отвернуться. На Байкале очень распространен шаманизм. Шаманы Байкала: кто они, чем живут, какие обряды делают — читайте в этой статье.
Оглавление
- История появления шаманизма на Байкале
- Шаманы Байкала
- Ритуальные обряды
- Шаманские места силы
История появления шаманизма на Байкале
Верования, которые связаны с почитанием духов земли, упирается корнями в глубокую древность. Традиции переняли монгольские шаманы – они отличались от других целителей особенной силой, мощью, которая вдохновляла на исполнение сакральных гимнов. Родина шаманизма – это северная, центральная Азия, сакральным центром северного мира считается Ольхон, который находится на Байкале. Вследствие того, что остров является изолированным, то он стал последним пристанищем шаманов. Сюда прибегали шаманы, когда их преследовало войско могущественного Чингисхана.
Шаманство возникло в Сибири в 17-18 веках. Есть тому доказательства. Популярный исследователь Мирча Элиаде в своих работах, которые стали самыми цитируемыми в мире, указал, что шаманизм считается исконно сибирским явлением. Это архаическая техника экстаза, магическое действо. Шаманизм предполагает общение с духовным миром, который существенно отличается от нашего.
Шаманы Байкала рассказывают, что могут переходить из одного состояния в другое, работают в скрытой реальности, которую обычный человек не видит глазом. Так получается обрести новые знания, внутреннюю силу и помочь нуждающимся людям. Шаман заручается поддержкой какого-либо духа, который наставляет его на истинный путь.
Если верить шаманской мифологии, то это уникальное направление появилось тогда, когда и мир. Первым шаманом считался сын небожителя. Он сошел на землю, приняв образ орла, после чего создал шамана. Другая версия гласит, что птица, которая летела между землей и небом, смогла получить такой удивительный дар с неба. Но такая миссия была для нее слишком сложной, поэтому этот дар передала женщине, а та – своему мужу. Культ орла очень популярен в Сибири. Множество легенд сложили об острове Ольхон и белоголовом орле.
Удивительно, но даже природа связана с духами. С бронзового века население Прибайкалья следуют данной вере. Река, гора, озеро имеет духа-покровителя. Он изображается на деревянных статуэтках. Местное население убеждено, что в таких статуэтках обитает покровитель рода, семьи.
Среди туристов, жителей ближних городов и сел сохранилась традиция: перед тем, как отправиться на Байкал, следует задобрить Бурхана – духа, иначе на острове в ближайшее время будет плохая погода.
Шаманы Байкала
Туристы и люди, далекие от шаманизма, считают, что шаман может управлять природой, он наделен даром ясновидения. Это не совсем так. Шаман играет огромную роль в жизни народов. Современный колдун – доктор, чародей, волшебник, основной консультант по важным вопросам. Он делает все то, что и психологи, а также священники. Целитель старается улучшить человека, наставить его на истинный путь. Шаманизм вступает в конфликт с остальными религиями. Современный шаман имеет образование, издает книги и даже читает лекции, вступает в контакт с духами, проводит обряды, существует вместе с народом, переживает проблемы, боли, разделяет радости и чтит традиции. Кроме того, преподносит подношения духам.
Сейчас шаман является хранителем традиций, знатоком обрядов, призываний, молитв. Важной составляющей каждого целителя Прибайкалья является открытость для всех. Он активно общается, делится опытом и знаниями, показывает любопытным зрителям обряды.
Самым известным шаманом является Валентин Хагдаев. Его называют главным шаманом озера. Сам он себя считает проводником в друге миры, которые окружены шарлатанами. Он всегда проводит обряд, который это доказывает. Утверждает, что не доверяет новобранцам, которые лишь устраивают шоу. У настоящего шамана есть лишняя кость. В подтверждение он показывает правую руку, на которой 6 пальцев. Хагдаев убежден, что настоящий шаман не просит денег за свою работу. Он довольствуется тем, что принесет ему человек. И не всегда это деньги, возможно и продукты. Он не называет имени мошенников, но убежден, что тех интересует лишь прибыль.
Хагдаев утверждает, что может входить в любые состояния, разговаривать с духами и даже видеть то, что ожидает человека в недалеком будущем. Быстро определяет проблемы – достаточно лишь взглянуть на него. Шаман в нескольких поколениях является жрецом, который исполняет обряды, знахарем, избавляющим от множества болезней, волхвом. Как только начинает рассказывать легенды, то голос резко меняется – становится низким, будто гипнотическим. Это человек со своим характером и мировоззрением: он не верит православной церкви, призирает самопровозглашенных шаманов и считает, что в их глазах только деньги. Не может человек, одаренный такой силой, принимать граждан весь день.
Хагдаева посвятили старейшины после смерти последнего шамана. Все помнили, что и его дед был пророком. Как правило, шаманами назначают по родословной и по меткам, которые говорят о принадлежности к высшим силам.
На острове Ольхон проживает главный конкурент Хагдаева – это Михаил Огдонов, который является владельцем базы отдыха. Ему 50 лет. Как утверждает сам Михаил, он стал «избранным» благодаря шаманской болезни. Михаил рассказал свою историю, что не раз попадал в аварии. В него постоянно стреляли, резали. До того, как его посвятили, работал в МВД. На острове есть такое поверье, что обычные люди не хотят быть шаманами. На такой путь их направляют духи – посылают болезни, невзгоды – это длится до тех пор, пока избранный не осознает свою миссию и не примет такое дарование. Не многие желают быть шаманом, ведь такая работа очень сложная. Бывает так, что дар приводит к постоянным болезням. А затем шаман начинает чувствовать голоса предков. Огдонов утверждает, что может входить в транс, снимает порчу, а также проклятия, изгоняет злых духов и даже может избавить от онкологии. Очень часто бывает так, что в душу подселяются злые духи в виде оленей, собаки. Это доставляет массу неудобств и страданий.
Михаил говорит, что является потомком шаманских «онгонов». Шаманы Байкала посвятили его после того, как тот прошел 3-х дневный обряд на той части острова, на которой никто не проживает. Он пожертвовал барана и не скрывает своего негативного отношения к Хагдаеву, обвиняет того в зарабатывании денег на любопытных туристах. Они приезжают сюда за тем, чтобы не просто полюбоваться красотами Байкала, но и прикоснуться к чему-то мистическому, покрытому тайной.
Не меньший интерес представляет и целитель Геннадий Тугулов, проживающий рядом с мысом Бурхан. Для народа Ольхона это место считается священным. Местное население утверждает, что на этой земле проживают духи. Сюда стоит постоянно приходить и часами молиться, исповедоваться. Геннадий является шаманом в 13 поколении. Он вырост при коммунизме – это крайне непростое время для колдовства. Некоторые уходили в лес, потому как власти прогоняли целителей. Однако люди тайно к ним приходили. Ритуалы были засекречены, помогали всем нуждающимся. После того, как Геннадий стал шаманом, то потерял право где-либо работать еще.
Тогда ему было 49 лет, а сейчас 62. На эту роль его выбрали онгоны. Он уважает свои корни и считает, что предки открывают дорогу. Обряды в этом помогают ему.
Ритуальные обряды
Крайне любопытны те обряды, которые связаны с поклонением предкам. Для этого необходимо разжечь огонь. Каждый участник очищается дымом, который идет от костра. Далее огонь следует угостить молоком, чаем и алкогольными напитками. Пиалу со вкусной едой передают по часовой стрелке, начиная со старшего. Далее огонь угощают сигаретой, после чего передают по часовой стрелке. В это время шаман начинает разговаривать с духами на бурятском языке. Действие сопровождается стуками в бубен либо символическую наковальню. Шаман просит духов, чтобы те его благословили. Начинается символический обмен: шаманы предлагают духам угощения предков, а они меняют все это на удачу, здоровье и свою помощь. Удача будет сопровождать в разных сферах жизни: финансовой, семейной, а также духовной. Перед и после проведения обряда происходит неспешная, приятная беседа. Такой момент считается крайне важным.
Шаманы Байкала выполняют камлания, которые представляют собой не только религиозный акт, а удивительный комплекс любопытных представлений. Все культовые действия происходят с использованием специальных слов, музыки, а также пения, света, алкогольных напитков, огня. Слово считается главным инструментом воздействия. Чтение молитвы, пение, а также удары в бубен, бренчание подвесок из костей, пляска, гипноз – все это производит удивительное впечатление на остальных.
Ритуальные обряды с бубном в руках
Беседа. Гости, оказавшись тет-а-тет с шаманом, начинают задавать вопросы о своей жизни. Был такой случай, когда пришла женщина и начала жаловаться на свою непростую судьбу, неудачу в различных сферах жизни. Шаманка порекомендовала приобрести красную ткань и завязать в конкретном месте дома. Целительница обещала, что все наладится. Увлекательная история о том, как женщина, не имевшая детей, поведала о своей беде. Она с мужем получила статус бездетных. Шаман сказал, что необходимо взять зерна, которые находились на подоконнике и велел их заваривать и пить не только женщине, но и мужу. Ближе к бурятскому новому году были употреблены все зернышки. Спустя некоторое время родился сын. Пара приехала во второй раз, чтобы попросить второго малыша, но тот отказался, сказав, что ребенок может родиться больным.
Череп оленя
Существует оригинальный вариант общения шамана и духа-онгона. На время проведения обряда шаман становится пустым сосудом. Это необходимо для того, чтобы в тело вошел дух. Для этих целей шаману необходимо войти в состояние транса. Он начинает петь горловым пением, а затем надевает цветастый костюм, стилизованную маску, после чего происходит игра на варгане. На маске изображены глаза, однако в них нельзя смотреть. Костюм украшается фигурками разных животных, которые помогают путешествовать по миру. Зачастую одеваться к обряду помогает жена либо очень близкий друг. Как только в тело входит дух, то его начинают угощать, обязательно мясом. Дух общается и интересуется, в чьем теле он сейчас находится. Далее присутствующие начинают активно общаться с духом. Так они узнают о том, что в небе обитают тенгрии, которые занимаются охотой.
Путешественники, которые приезжают на Байкал, останавливаются в священных местах для того, чтобы совершить магический обряд «бурханят». Как правило, такие места находятся около трассы. Отставляют монету, брызгают спиртным, после чего повязывают ленточку. Востребованность этого ритуала связана со следующим: очень часто на дороге случается непредсказуемое: вдруг заканчивается бензин, у машины выходит из строя деталь, лопается колесо, даже если только что починили. Стоит только «побурханить» (задобрить духа), то поездка проходит гладко, даже погода становится солнечной и приятной.
Шаманские места силы
Ольхон представляет собой сакральное место для каждого шамана, проживающего не только на Байкале, но и во всей Сибири. Каждый год сюда съезжаются из Улан-Удэ, Алтайского края, а также Сибири. Проводятся обряды, которые помогают вернуть в дом благополучие, счастье каждому присутствующему. Коллективные, общественные прошения выполняются на открытом воздухе. Для этого специально выбираются места – подножия гор, у родника или реки. Также для этих целей подходит скала или дерево. Женщины помогают шаманам подготовиться, однако сами не принимают участия в таком действе. Молятся лишь мужчины. Если верить преданиям, на Ольхоне обитает бог, который считается хранителем Байкала. Люди верят в то, что он принимает вид орла и облетает свои владения. Если увидеть в небе парящую птицу, а уж тем более отыскать перо – значит, получить благословение свыше. В пещерах Ольхона находили рисунки, на которых были изображены шаманы с фигурками, бубнами животных, преимущественно, орлов. Уже много лет на мысе Бурхан зажигают огонь.
Ритуальные столбы сэргэ на мысе Бурхан (скала Шаманка)
Ритуалы и религия граничат. Жители поселка Хужир постоянно приходят к шаманам, чтобы получить совет. Они даже лечатся у них. На острове находится буддистский храм, православная церковь. Как признается местное население, не появляются конфликты. Шаманы Байкала утверждают, что цель каждой религии заключается в том, чтобы оказать помощь людям. Туристы иногда портят энергетику таких мест.
Там, где находится утес Саган-Заба, расположено самое популярное скальное святилище, которое находится на западном побережье Байкала. Место получило славу за счет того, что здесь было найдено огромное количество петроглифов. Саган-Заба является самым сакральным местом, расположенным на Байкале. Не так давно здесь совершались обряды, приносили в жертву животных.
Около поселка Листвянка находится популярный Шаман-камень, высота которого достигает 1,5 метра в соответствии со временем года. Представляет собой выступ подводной скалы. Легенда гласит, что камень наделен уникальной силой, потому как здесь находится место, где живет хозяин Ангары. Мыс образован скалами, которые созданы из мрамора с графитом. На нем образовались красные лишайники, которые привлекают к себе внимание благодаря удивительному окрасу.
В древние времена на этом камне молились, проводились особо важные обряды. Кроме того, на камне наказывали преступников: провинившийся оставался на ночь. Если вода не смывала его либо он не умирал от разрыва сердца, то преступнику даровали жизнь. О том, что священный камень чтут и уважают, говорит усыпанное монетами дно.
Здесь очень часто можно встретить шамана. К примеру, шаман Башила постоянно принимает гостей. На мысе есть юрта и кузница.
Шаманы Байкала – уникальные люди, в которых религия граничит с магией. Обязательно спросите совета и помощи у местных жителей, одаренных такой чудодейственной силой. Так вы избавитесь от негатива, а самое заветное желание исполнится.
Встреча с шаманом, точнее настоящей потомственной шаманкой! Знакомство с традициями, культурой шаманизма. Проведение обряда, индивидуальная консультация!
В гостях у шаманки
Встреча с Шаманом — уникальное событие в вашей жизни! Шаманизм — древнейшая культура, идущая из глубин начала жизни, это религия Байкала, которая многие века связывает мир людей и мир духов. Это религия основанная на вере в существование духов и божеств, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника – шамана, избранного духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей с духами и божествами. Считается, что через шамана, духи могут помочь вам разобраться в волнующих вас вопросах, очистить душу, получить силы и веру.
Именно на Малом море вы сможете окунуться в традиции шаманизма, познакомитесь с бурятскими традициями, культурой. В этом туре вы познакомитесь с полно посвящённой шаманкой, которая является внучкой великого улигершина — хранителя Знания и мастером рейки. Пройдете обряд Бурхан Саган Гарбал, поклонение 13 хатам — соединяющие с родовыми божествами, дарующее покровительство, дающее силу, веру, благополучие.
Для групп: 2000 рублей с человека включая комплексное питание.
А увидеть самые священные шаманисткие места, вы сможете на экскурсии «Путешествие на остров Ольхон» или «Хужир — столица Ольхона».
Заказать экскурсию
На Дед Мороза надейся, а на Байкал приезжай!
Под Новый год и Рождество принято загадывать желания, но сегодня я вам расскажу, где желания можно загадывать круглый год. Про магические места на Байкале, наделенные невероятной энергетической силой и окруженных древними легендами и ритуалами, соблюдая которые, можно исполнить самые свои заветные мечты.
Подпишитесь на мои соцсети, там я делюсь актуальной информацией о Байкале и своей жизни:
Telegram Vkontakte
Про многие из этих мест я уже рассказывала в своем тревел-блоге. Да и вообще, на Байкале куда не ткни, любая достопримечательность на карте имеет свою легенду и свои магические ритуалы, исполняя которые, можно либо выпросить себе удачу у местных духов, либо хотя бы упросить их вам не вредить, что они тоже умеют делать. О чем просить, где просить и как правильно просить — рассказываю по порядку.
Байкал летом: как спланировать свою поездку
Байкал зимой- всё, что нужно знать
В моем «Магазине путешествий» вы найдете авторские путеводители по Байкалу содержащие тонну полезной, а главное, актуальной информации по отдыху на Байкале как зимой, так и летом. Помогут вам подготовиться к путешествию на Байкал и не переплачивать посредником, что актуально для поездки с ЛЮБЫМ бюджетом.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Побурханить на Байкале на удачу и хорошую дорогу
- Как побурханить в домашних условиях
- Места силы на острове Ольхон
- Скала Шаманка или мыс Бурхан
- Скала Богатырь
- Одинокая береза в степях Ольхона
- Мыс Любви (мыс Шунтэ)
- Мыс Хобой
- Буддийская ступа просветления на острове Огой
- Бурятские святые места
- Аршан
- Престол Чингисхана
- Камень Бык Бухэ Шулуун
- Скала Табан Хургаан «Пять пальцев»
- Богиня Янжима
Побурханить на Байкале на удачу и хорошую дорогу
Бурхан — самое главное божество на Байкале, отсюда и название ритуала. Сам обычай бурханить пришел от шаманов, и местные жители, и рыбаки, а теперь еще и туристы исполняют этот обряд неукоснительно. Бурханят на Байкале все, кто хочет избежать неожиданной смены погоды или других проблем в своей поездке. Рыбаки на Байкале, отправляясь в море, обязательно капали водкой и просили помощи в ловле рыбы.
Есть несколько рекомендаций как правильно бурханить или «побрызгать» на Байкале. Для этого традиционно используются «белые напитки» — раньше молоко, кумыс, тарасун (бурятская молочная водка), с приходом русских чаще используют обычную водку из магазина, но говорят, для этого дела пойдут и любые другие напитки — даже чай или другой алкоголь кроме водки.
В теплое время года рядом с Байкалом следует налить себе в посудину ваш сэржэм, окунуть в напиток безымянный палец правой руки и побрызгать им по четырем сторонам света, начиная с той, где солнце, потом капнуть напитком на землю рядом с собой, а остаток напитка выпить. Вот считайте, и побурханили!
Зимой обычай выглядит более экзотично — во льду Байкала пробуривается маленькая лунка и туда заливается водка, которую надлежить пить через трубочку. Но не целиком, потому что Бурхану тоже надо что-то обязательно оставлять.
Говорят, именно так на Байкале можно не только испросить хорошей дороги и удачи как в самой поездке, так и в последующей жизни. если приехать на Байкал с чистыми мыслями и искренними желаниями Бурхан обязательно поможет, вот увидите! Главное, верить!
Как побурханить в домашних условиях
В любом сувенирном магазинчике в Иркутске или на рынке в Листвянке вы наверняка увидите непонятные фигурки похожие на мини-статуи Моаи с острова Пасхи или просто гладкие камешки из шунгита, чароита или нефрита, сваленных в кучу или аккуратно расставленных по прилавку с сувенирами.
Любой продавец вам сразу расскажет, что это не абы какие сувениры с Байкала вроде магнитиков на холодильник, а «Бурханы» — духи Байкала. С тюркского и монгольского слово «Бурхан» так и переводится — «Хан», «Будда», «Бог».
Кладешь такое божество в карман и притягиваешь удачу. А чтобы «Бурхан» исполнил желание, его надо задобрить, побурханить по-нашему, по-сибирски. Для этого действия нам понадобится белый напиток (молоко, кумыс, кисломолочные продукты или чаще всего бурханят с водкой) и «Бурхан».
Думая о своем желании и обращаясь мысленно к Бурхану, безымянный палец правой руки следует трижды обмакнуть в свой «белый напиток» и трижды помазать им лоб бурхана. Выпиваете свой напиток, а оставшимися на дне каплями снова мажете лоб Бурхана и 150 раз гладите живот Бурхана (здесь явно прослеживается аналогия с фен-шуйским богом Хоттеем из Буддизма).
Вот такая вот она, байкальская магия на дому.
Теперь расскажу про места на Байкале, наделенные магической силой, способной помочь в исполнении желаний.
Бурятские традиции и обычаи, что означают цвета лент
Места силы на острове Ольхон
Скала Шаманка или мыс Бурхан
Самым энергетически сильным местом на Байкале, по признанию шаманов и других сведущих в этом деле специалистов, является остров Ольхон, а точнее скала Шаманка, он же мыс Бурхан. Причудливая скала с раздвоенной верхушкой, отпечатком дракона на одной из сторон и сквозной пещерой на самой верхушке, где издревле и по сей день проводились различные обряды и где живет Дух Ольхона — Хан Хутэ-Баабай.
Культовое место для всех местных жителей и признанная одна из семи почитаемых святынь Азии, которую называют не иначе как «природный храм под открытым небом». В общем, как вы понимаете, место не абы какое и идти туда надо как следует хорошо подготовившись и собравшись с мыслями.
Байкальские шаманы проводят здесь свои ритуалы и осуществляют жертвоприношения, но и обычные туристы, приехавшие отдыхать на Байкал, могут попросить исполнения желаний у духов скалы Шаманки. Еще не так давно приближаться к этому месту имели право только шаманы, женщинам и детям был вообще строгий запрет подходить к этому месту, чтобы избежать всяческих проблем в последствии.
Рядом с Шаманкой установлены 13 Священных столбов сэргэ — по числу 13 братьев тэнгриев именно через них принято обращаться к Духам Байкала за помощью и исполнением желаний.
Для того, чтобы загадать желание на скале Шаманке по всем правилам стоит захватить с собой хадак или ленточку заала и обращаясь к Духам Байкала повязать его на один из столбов, трижды обойти столбы и в благодарность оставить подношение Духам — традиционно это «золотая» монетка, конфеты, «белый напиток».
Когда ветер колышет все эти ленточки на столбах Сэргэ, считается, что молитвы и чаяния людей, повязавших их, передаются небесам.
Скала Богатырь
Неподалеку от мыса Бурхан, словно из сказки Пушкина «Руслан и Людмила», стоит гигантская голова Богатыря, только каменная. Говорят, когда-то давно на Ольхоне случилась неведомая эпидемия, поразившая неведомым недугом всех мужчин, не заболел лишь один богатырь во всей округе. Взмолился народ, попросил богатыря спросить у духов причину их недуга и помочь им, заступившись за них. Богатырь обратился к Духам Ольхона, а те сказали, что снимут заклятье, но лишь при одном условии, что богатырь пожертвует собой…
Богатырь согласился и с тех времен стоит рядом со скалой шаманкой гигантская каменная голова богатыря в шлеме и охраняет и Шаманку, и весь остров Ольхон от дурных людей. Время от времени поднимается над скалой Богатырь огненный столп, который и служит верным щитом вот уже многие века по этой причине другое называние скалы Богатырь — мыс Огненный.
Место это не только примечательно своей необычной формой, в старые времена на мысе Богатырь шаманы проводили обряды по заклинанию стихий, призывая дождь или солнце. И еще в начале 20 века на скалу Богатырь приносили младенцев мужского пола и шаман проводил обряды, даровавшие мальчикам крепкое здоровье, долголетие и физическую силу.
Одинокая береза в степях Ольхона
В ольхонских степях, где желтая глиняная почва Ольхона соединяется с его ультрамариновым небом есть место, которое зовется «Семь сосен». Сосен там нет, но растет одна старая береза, обладающая невероятной энергетической силой. Иначе, зачем бы сюда ходили многочисленные просители и страждущие?
По легенде у одного из местных шаманов было пять дочерей, одна из них обладала даром лечить людей, многим она помогла в их несчастьях и болезнях, и слава о ней шла далеко за пределами ольхонской земли. Но и шаманы не вечны и их дочери сколь бы могущественны не были не способны предотвратить естественный ход жизни, пришло время умирать старой шаманке, но придумала она как сможет помогать людям даже после своей смерти.
Успокоила она плачущих людей и сказала всем, что когда умрет — спустится на землю. Как и когда это произойдет она не сказала, но сказала, что когда это случится, люди сразу поймут, что это она вернулась им помогать.
И вот спустя время рядом с поселением, там где ни травинки, ни былинки, выросла береза. И люди быстро поняли, что предсказание сбылось, вот она шаманка вернулась, как и обещала!
По сей день идут к Одинокой березе страждущие, как когда-то ходили с просьбами и мольбами к самой шаманке. Если обнять ствол березы можно ощутить небывалый прилив сил, а если мысленно задать ей свои вопросы, то ответы приходят проще и легче. Стоит проверить…
Мыс Любви (мыс Шунтэ)
За удачей в любовных делах на Ольхоне стоит отправиться на мыс Шунте или мыс Любви. Приходят сюда как одинокие люди с просьбой найти вторую половинку так и супружеские пары с просьбой даровать им детей. По своим очертаниям этот мыс напоминает согнутые в коленях женские ноги. Скала поделена на две части левая — мужская и правая — женская. Если пара приходит сюда с просьбой родить мальчика — то загадывать желание надо на левой скале, а за девочкой идти надо на правую.
Для исполнения ритуала супружеской паре, которой долго не удается завести детей, надлежало ночевать прямо тут на мысе. Говорят, метод — надежней некуда. Правда, говорят, что исполнения желания от духов мыса Шунте стоило ждать аж три года. Но обещанного всегда три года ждут…)
Мыс Хобой
На самой северной точке Ольхона есть еще одно магическое известное место на Байкале — мыс Хобой, что переводится с бурятского как «Клык», ибо, когда-то давно, дракон, хозяин острова, отпечаток образа которого и сейчас можно увидеть на одной из сторон мыса Бурхан, пролетал над Ольхоном и обронил тут один из своих клыков. А тот так и остался стоять здесь его клык огромным каменным мысом острой верхушкой упирающимся в небо. Если смотреть на мыс Хобой с воды или со льда то очертания клыка видны более всего.
По предположениям ученых в этом месте древние люди действительно могли наблюдать падение, но не клыка, а небольшого метеорита. Как было на самом деле, не знаю, но по всей видимости, мыс Хобой действительно обладает особенной энергетикой. Не даром и шаманы и представители различных эзотерических течений приезжают на Хобой для медитаций и обрядов.
Старожилы Ольхона верят, что на мысе Хобой можно повстречать духов своих умерших предков. А еще некоторым удается увидеть как из воды Байкала выходит Дух Белого старца, говорят, это к большой удаче.
Каменная Дева
Неподалеку от «Клыка» стоит каменная скала по форме похожая на женскую фигуру в профиль в полный рост, зовется эта скала «Каменная Дева». Легенда гласит, что одна жадная бурятка была до того завистлива, что даже собственному мужу она завидовала и мечтала о дворце лучше, чем у него, с этой просьбой она и обратилась к тэнгриям — Духам Байкала.
А те поглядели, что бурятка живет во дворце своего мужа, горя не знает и что называется, с жиру бесится, разгневались и обратили завистливую бурятку в камень. Сказали, что будет она Каменной Девой до тех пор пока на Земле существует зависть. Видимо знали Духи Байкала, что зависть на Земле никогда не переведется и наказание для этой вздорной женщины станет вечным. Так что прежде чем о чем-то просить у Духов Байкала, 300 раз подумайте, все ли с вами в порядке и действительно ли то, чего вам хочется больше всего для вас не станет излишеством. А то каменей на Байкале ой как много.
Зеркало Желаний на Ольхоне
Еще одно волшебное место рядом с Хобоем — «Зеркало желаний» скала со сквозным отверстием в ней. Если пройти сквозь эту скалу и загадать желание, то оно обязательно исполнится.
Скала «Три брата» на мысе Саган-Хушун
В 4 километрах от мыса Хобой расположен еще один мыс, про какие-то особые ритуалы и магические возможности этого места я не знаю, а легенду о нём всё равно расскажу.
Были у одного шамана три сыночка и лапочка дочка, которую, как водится, шаман сосватал за своего товарища и дело шло к свадьбе. Но непокорная дочь решила сбежать из под венца к своему настоящему жениху, которого она давно любила. В общем, позор на всю семью. Разгневался шаман, и послал вдогонку ослушнице трех братьев. Обратились те быстрокрылыми орлами и вмиг нагнали девицу с ее женихом. Но взмолилась сестра и попросила не выдавать ее отцу. Братья же не каменные, сжалились, решили, что перехитрят отца. Вернулись и сказали, что нигде сестры не нашли.
Но старого шамана не обманешь, разозлился тот пуще прежнего и за обман этот обратил всех трех братьев в камни. Так и стоят каменные братья у берега Байкала тремя огромными скалами и по сей день в назидание, тем, кто не слушается своих родителей и не почитает старших.
Буддийская ступа просветления на острове Огой
В 2005 году на острове Огой, что находится рядом с Ольхоном, на самой высокой точке острова на высоте 512 метров, буддисты возвели Ступу Просветления. Возвели по всем правилам и канонам, строительством ступы руководил лама из Бутана. Множество буддийских реликвий собрано в этой ступе, а в сочетании с чистотой самого места острова Огой, где никогда не жили люди и не могли этим испортить энергетику самого острова, сила всех этих реликвий обладит утроенной энергией.
Я не буду вдаваться в глубинную суть этого сооружения и религии его окружающей, ибо не слишком-то в этом сама разбираюсь. Просто, расскажу о ритуалах, которые ламы рекомендуют проходить всем, кто хочет обратиться к Ступе Просветления за помощью. Участие в этих обрядах принимают все желающие, вне зависимости от их вероисповедания.
Считается, что Ступа способна в буквальном смысле «растворить» негативную энергию и дать возможность силам добра исполнить желания людей. Три круга горроо следует пройти вокруг ступы по часовой стрелке. Первый круг нужно идти с просьбой о прощении, второй круг с благодарностью за все, что у вас есть, а третий круг следует идти задумав свое самое заветное желание.
Для полного очищения от дурных мыслей и эмоций, настоящего просветления, вокруг ступы на острове Огой надо пройти аж 108 раз!
Для пущей надежности, и чтобы следовать всем правилам этого ритуала, вокруг ступы следует идти босиком и обратив ладони к небу, повторять про себя мантру Будды «Любящие глаза»: ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ с пожеланием счастья всем живым существам на планете.
Бурятские святые места
Про бурятские святые места я уже писала в своем большом путеводителе по Байкалу со стороны Бурятии и по Аршану и Тункинской долине. Большая часть этих мест связано непосредственно бурятскими легендами, а также ламаизмом и шаманизмом, которые те исповедуют.
Напомню про самые известные места в Бурятии, куда можно поехать за исполнением желаний.
Аршан
На Аршане, который славится не только разнообразием и пользой своих минеральных подземных источников, приносящих небывалую пользу здоровью, есть места, где тоже можно загадывать желания. Подробнее про легенды этих мест вы можете почитать в основном посте, здесь же приведу их краткий дайджест.
- Пик любви в Аршане
На Пик Любви на Аршане идут все, кто хочет испытать себя и свою любовь. Подъем в горы — испытание не для слабаков. Говорят, там, на высоте 2142 метра, открывается людям вся правда и о них самих и о тех, кто с ними рядом. - Чаша девственниц на Реке Бухота
Говорят, если искупаться в Чаше Девственниц, то тело нальется силой, душа красотой, а сердце любовью. - Роща слез в Аршане
Минеральный источник рядом с «Рощей слез» обладает целебной силой для лечения глазных болезней. А «Роща слез» — это целый лес деревьев рядом с источником, со стволами, повязанными цветными ленточками от тех, кто просит о помощи Духов минеральных источников и тех, кто хочет их поблагодарить за излечение. Главное, не стоит бросать монетки, конфеты или проводить какие-то обряды непосредственно на самих источниках, чтобы они как можно оставались чистыми и принесли пользу еще не одному поколению людей.
- Хойморский дацан в Аршане
В Хойморском дацане царит невероятная благоприятная атмосфера, туда просто приятно прийти и посидеть, собраться с мыслями или даже спросить советов ламы по мучающим вас вопросам. При желании можно покрутить священные цилиндры хурдэ с мантрами, обойти вокруг ступ — субурганов по ходу солнца, загадав желание, сделать подношение духам. Как это правильно делать, написано тут же на плакатах.
Престол Чингисхана
Недалеко от Аршана есть огромный камень, называемый столом или престолом Чингисханом. Для аманов это место наделенное большой силой, сюда они приходят, дабы обратиться к духам Тункинских гор, которые по преданиям помогли когда-то самому Чингисхану обрести власть над всем монгольским народом и свершить все свои великие завоевания.
Дорога к этому месту не истоптана туристами, пройти сюда может не каждый, горят, людей с дурными помыслами камень и вовсе к себе не пускает, либо может навлечь на него проклятья.
Камень Бык Бухэ Шулуун
Еще два культовых места у бурят связаны с покровителем тункинской долины — Быком-господином.
С этими местами связана древняя легенда, дошедшая до нас со времен правления Чингисхана. Пришли когда-то давно на бурятскую землю два огромных быка — Черный бык Бухээ-Шулун и белый бык Бухэ Нойон и вот стали они биться за права владения этой территорией. Бились они бились, но силы были равны, вот и порешили они поделить землю по-братски.
Белый бык стал правителем Тункинской долины и там, где он лег воникла Белая гора Буха-ноёна Баабая, расположено оно на западной оконечности Тунки у Койморских озер возле села Торы на высоте 1050 метров.
А Черный бык Бухээ Шулуун стал покровителем Бургузинской долины и там, недалеко от Сувинского саксонского замка есть Бык Камень — Бухэ Шулуун. Местный жители относятся к нему с большим почтением, обязательно делают подношения, рассказывают ему о своих проблемах и просят помочь им в решении каких-то житейских вопросах.
Говорят, если прикоснуться к камням, то негативная энергия растворяется и во всех делах такому человеку способствует удача.
Скала Табан Хургаан «Пять пальцев»
Есть на бурятской земле место, куда принято идти, когда наступают проблемы с деньгами. И нет, это не банк. Это скала, которая зовется «Пять пальцев» по-бурятски Табан Хургаан. И действительно похожая на ладонь руки с торчащими вверх пятью пальцами. По одной из весрии это права рука самого Чингисхана, которой тот обозначил свое присутствие на этой земле. Левая же кисть находится в Монголии.
Не знаю как, но «Пять пальцев»это место, которое помогает разбогатеть, обрести удачу в финансовых делах и избавиться от долгов.
Богиня Янжима
Про богиню Янжиму я довольно подробно писала в своем посте об отдыхе на Байкале в Бурятии. Так что на истории и легендах этого места долго останавливаться не буду, расскажу, что сюда приходят те, кто не может завести детей или мечтает о ребенке определенного пола. Богиня Янжима или по индийской мифологии Сарасвати образ которой не так давно проявился на скалах в баргузинской долине в этом как раз и помогает.
Существует особый ритуал поклонения и прошения о ребенке. Привезенную куклу нужно положить в детскую колыбельку, затем пройти 21 круг «гороо» вокруг камня с ликом богини Янжимы по часовой стрелке и сделать 21 полное простирание на специальных досках, при этом нужно произносить мантру богини Янжимы мысленно или вслух.
В качестве подношений богине Янжимы разрешается брать только хадаки, игрушки, бижутерию (богиня, как и любая женщина любит украшения), монетки. Флажки «Хииморин» рекомендуется увозить домой и вывешивать на святом месте или рядом с дацаном.
Мантру (молитву) Янжимы можно найти в сутре Арая Ваджрасвати (Ariy Vajrasarasvati, садханас № 161-163):
Мантра Яижимы:
Богиня, чья природа является высочайшим Наслаждением,
Царица, пребывающая посреди океана благих Качеств,
Мать всех победоносных и их сыновей.
Тебе, Сарасвати, молюсь и наклоняюсь!
С сегодняшнего дня и во всех моих последующих Жизнях,
Заботься обо мне, о Великая Мать,
Пусть мой ум пребывает безо всяких помех,
Для обретения истинной мудрости Просветления.
Если важен именно пол будущего ребенка, то и игрушки стоит привозить сюда соответствующие. Если девочку — то куклы, если мальчика — то машинки.
Вот, мне кажется все самые известные места, где загадывать желания на Байкале и его окрестностях всю информацию выдала. С наступающим всех Новым Годом, исполнения желаний, здоровья, любви и удачи во всех делах! А главное, побольше интересных путешествий в Новом Году!
Остров Ольхон на Байкале — как добраться, лучшие базы отдыха и экскурсии