В ходе эксплуатации автомобиля многие водители сталкиваются с проблемами при работе системы омывания лобового стекла. Со временем щётки дворников хуже справляются со своей задачей, оставляя неочищенные полосы и издавая неприятные звуки. Причина подобного явления не всегда таится в износе рабочей поверхности щёток. Столкнуться с некачественной работой системы можно даже после замены резинового материала на новый. В такой ситуации стоит обратить внимание на силу прижима поводков стеклоочистителя к стеклу.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить “палец вверх” и подписаться на канал!
Давайте посмотрим на проблемную систему более подробно. Дворники на всех автомобилях состоят из поводков и щёток. Качественную очистку стекла обеспечивает пружина, создающая необходимый прижим рабочего материала к поверхности. Со временем пружина изнашивается и растягивается, что ухудшает эффективность работы системы. Катализатором этого процесса является оставление дворников в поднятом состоянии во избежание их обледенения зимой.
Сила прижима щёток к стеклу зависит не только от состояния пружины. Конструкция самих изделий также играет большую роль. Бескаркасные щётки лучше подходят для нашей зимы и обеспечивают качественную очистку стеклу на высокой скорости. Но при стоянке и медленном движении каркасные конструкции на 40-50% лучше прижимаются к поверхности. Устранить проблему некачественной очистки стекла можно путём смены типа используемых щёток, но я посоветую ещё более простой и доступный способ, который можно воплотить при помощи подручных средств.
Далеко не на все автомобили пружина для поводков дворников продаётся отдельно. В теории её можно подобрать в крупном магазине запчастей. Однако, процедура замены пружины достаточно трудоёмкая, требует снятия поводков дворников, использования тисков и других инструментов. Временно решить проблему недостаточно прижима щёток стеклоочистителя можно даже без снятия конструкции с крепления.
Для начала можно попробовать замерить силу прижима дворников к лобовому стеклу. Сделать это не составит труда при помощи кухонных весов. Оптимальный показатель на легковом автомобиле составляет порядка 1 килограмма силы, точные показатели для конкретной модели можно найти в Сети. Эта процедура позволит определить необходимость в манипуляциях с пружиной. Тем не менее, можно обойтись и без неё, сразу воспользовавшись способов.
Поднимаем поводки в сервисный режим, для удобства можно снять щётки. Нам открывается доступ к пружине, с которой мы и будем взаимодействовать. Для выполнения процедуры потребуется металлическая проволока или стяжка. Нехитрым образом стягиваем два-три витка на каждом дворнике между собой, за счёт чего увеличиваем силу прижима на стекле. При необходимости можно скрепить больше витков.
К концу зимы дворники стали ну уж очень плохо очищать лобовое стекло. Хорошо, что зима закончилась, так что просто купил каркасные щетки Alca стандартных размеров (50 см водительская и 45 см пассажирская) и все стало хорошо – дворники чистят, не скрипят. Понятное дело – летом условия работы дворников намного проще, да и для равномерного прижатия каркасных щеток требуется меньшее усилие чем для каркасных или гибридных щеток. Но ведь зима опять придет. А мучиться с плохо чистящими дворниками не хочется. Решил основательно разобраться в вопросе…
Чтобы понять нормально ли прижимаются щетки к стеклу нужно узнать “нормально” — это сколько?
Т.е. какова должна быть сила прижима щеток стеклоочистителя к стеклу. Казалось бы, очень простой вопрос, но поиск ответа на него занял очень много времени. Оказывается, ни на форумах, ни в статьях производителей или продавцов дворников не встречаются численные данные о нормальной величине прижима. Зато во множестве встречаются записи о увеличении прижимной силы поводков. Значит проблема весьма актуальна.
Вот и я на прошлой машине когда меня достало плохое очищение дворников начитавшись как все просто, пытался восстановить прижимную силу дворников www.drive2.ru/l/8270463/. Однако выяснилось, что поджимание скобы, т.е. тот самый способ, описанный в сотнях записей, не дает долговременного эффекта – через пару часов после процедуры прижим щеток опять становится неудовлетворительным.
Полез изучать нормативные документы. ГОСТ 18699-73 «Стеклоочистители электрические. Технические условия» не содержит информации о силе прижима щетки. В актуальной редакции этого документа, а именно ГОСТ 18699-2017 «Стеклоочистители электрические. Технические требования и методы испытаний», к сожалению, тоже нет данных о прижиме щетки.
Зато в ГОСТ 28465-90 «Устройства очистки лобовых стекол кабины машиниста тягового подвижного состава. Общие технические условия» приведены требования по силе прижима – 3-5 Ньютон в точке крепления щетки. В том же ГОСТ приведены требования по длине щетки – она д.б. 20 — 50 см. Переведу усилие 3-5 Ньютон в граммсилы – 300-500 гс и вычислю удельное усилие прижима щетки 300 гс / 20 см = 15 гс/см, 500 гс / 50 см = 10 г/с
Насколько эти данные применимы к стеклоочистителям автомобиля? У тепловозов и электровозов лобовые стекла в зоне работы дворников, как правило, плоские, а автомобильные стекла, как правило, криволинейные. Значит, усилие прижима щетки у автомобильных стеклоочистителей должно быть больше.
Дальнейшие поиски в нормативной документации результата не дали. Зато по косвенным данным удалось найти соотношение что для изогнутых стекол усилие прижима должно быть примерно в 1,5 раза больше чем для плоских стекол, т.е. удельное усилие прижима для автомобильных стеклоочистителей должно быть от 15 до 22,5 граммсилы на 1 см щетки.
Для Elantra XD получается: водительская щетка – 50 см, значит усилие прижима от 750 до 1125 граммсилы; пассажирская щетка – 45 см, значит усилие прижима от 675 до 1012 граммсилы.
Проверяю состояние поводков дворников на моей машине. Водительский – 673 гс
Пассажирский – 500 гс
До необходимых усилий не дотягивает. На водительском поводке усилие на 10,2% меньше минимального, на пассажирском – на 25,9%. Собственно, это и наблюдалось – пассажирский дворник чистил намного хуже водительского.
Купил новый пассажирский поводок. Устанавливаю, замеряю усилие прижима – 588 гс
До необходимого диапазона усилий прижима от 675 до 900 граммсилы не дотягивает. Значит купить новый оригинальный поводок – это еще не гарантия того, что прижим щеток к стеклу станет нормальным.
Водительский поводок тоже решил заменить – кроме того, что усилие маловато, он еще и проржавевший и на крючке крепления щетки и что гораздо неприятнее в шарнире. Устанавливаю, замеряю усилие прижима – 815 гс.
В необходимый диапазон от 750 до 1000 граммсилы усилие прижима укладывается.
Поскольку у пассажирского дворника замена поводка на новый не дала необходимого усилия прижима встал вопрос – как же сделать усилие прижима нормальным (не меньше 675 гс)?
Способ подогнуть скобу уже проверен – не работает. Значит нужно изготовить новую скобу взамен старой.
Изготавливать нужно из какой-то пружинной стали. Как вариант – купить гроверную шайбу (вроде как должны изготавливаться из стали 65Г) такой толщины чтобы влезла в паз в поводке. Для этого подойдет гроверная шайба М14. Для изготовления скобы нужно изучить технологию обработки на сталь 65Г. При деформации в холодном состоянии при относительной деформации всего 10% упрочнение стали резко нарастает, т.е. проще говоря, гнуть эту сталь в холодном состоянии нельзя – сломается. Значит ее нужно будет нагреть, в нагретом состоянии согнуть, после этого сделать закалку и высокий отпуск. Трезво оценил свои возможности, т.к. термички у меня нет и решил, что ничего нормального у меня не получится. Либо вообще не смогу согнуть, либо не смогу выдержать режимы термообработки и скоба или разогнется или сломается.
Начал искать какие-нибудь готовые пружинные изделия подходящего размера, которые можно использовать в качестве замены штатной скобе. Потратил пару – тройку дней, но я таки нашел более-менее подходящее – кольцо стопорное крестовины ВАЗ-21210. Вот фото штатной растянутой скобы пассажирского поводка и Нивского стопорного кольца.
По размерам и форме стопорное кольцо более-менее подходит, но толщина стопорного кольца всего 1,7 мм, а штатная скоба имеет толщину 3 мм. Взял два кольца, сложил их вместе и все стало нормально: толщина даже немного больше штатного, в паз в поводке влезает свободно.
Чтобы использовать стопорное кольцо крестовины в качестве скобы поводка пришлось на наждаке сточить лишнее
После этого собрал старый поводок со стопорными кольцами в качестве скобы
Собрать очень сложно, т.к. требуется большое усилие. Опасался, что эта скоба лопнет, поэтому собранный поводок до установки на машину полтора месяца пролежал в гараже завернутый в тряпку чтобы не искать пружину по всему гаражу если скоба лопнет. В течение этого времени я периодически сгибал / разгибал поводок чтобы на скобу были не только статические, но и динамические нагрузки. Оказалось, все нормально. Поэтому поставил этот поводок на машину и проверил усилие прижима – 700 кгс
Ура, все получилось! Разобрал старый поводок, на кольцах затупил острые кромки, облил преобразователем, кислотным грунтом и краской чтобы скобы не сильно ржавели и поменял штатную скобу на новом поводке
Прижим водительского поводка стал 722 гс! Что укладывается в допустимый диапазон
Из всего этого следуют выводы:
1. Величина прижима дворников к стеклу должна быть не меньше 15 граммсил на каждый см щетки дворника (за исключением машин с плоскими ветровыми стеклами, для них 10 граммсил на каждый см щетки дворника)
2. Установка более длинных щеток чем штатные как правило не улучшает, а ухудшает очистку стекла
3. Не всегда можно восстановить прижим дворников к стеклу поменяв поводки на новые
4. Нормальный прижим получается если заменить штатную скобу на пару стопорных колец (28 руб. за шт.)
Удачи нам всем!
При использовании автомобиля немало водителей сталкиваются с проблемой в процессе работы омывателей лобового стекла.
Со временем, щетки дворников начинают хуже выполнять возложенную на них задачу, оставляя полосы без очистки и издавая неприятные звуки. Причина возникновения такого явления не всегда кроется в изношенности рабочей поверхности щеток. Низкое качество работы системы может проявиться и сразу после установки новых резиновых очистителей. В подобных ситуациях следует обратить внимание на силу прижима поводков стеклоочистителя к поверхности.
Подробности проблемы. Дворники на всех моделях автомобилей состоят из поводков и щеток. Качество очистки стекла зависит еще и от пружинок, создающих требуемую степень прижима рабочего материала к поверхности. Постепенно пружина изнашивается и растягивается, причиной чего становится оставление дворников в поднятом состоянии в зимнее время года, для предотвращения их обледенения.
Сила, с которой щетки прижимаются к лобовому стеклу, находится в зависимости не только от состояния пружины. Конструкция самих изделий также играет в этом немаловажную роль. Щетки бескаркасного типа намного лучше подходят для условий нашей зимы и обеспечивают очистку высокого качества даже на большой скорости движения. Но при стоянке и медленной скорости, очистка поверхности стекла происходит на 40-50% лучше. Для устранения низкого качества очистки стекла щетками, можно просто сменить их тип. Но есть и более доступный способ, который можно сделать своими руками.
Увеличение силы прижатия. Далеко не на каждую модель автомобиля поводок продается отдельно. Теоретически он может быть подобран в крупном автомобильном магазине. Тем не менее процесс замены пружины требует большого количества затрат, снятия поводков от дворников, применения тисков и иных инструментов. Временное решение проблемы доступно даже без необходимости снимать всю конструкцию с крепления.
В первую очередь, следует попытаться выполнить замеры силы прижима дворника к лобовому стеклу. Наиболее оптимальным способом становится использование кухонных весов. Требуемым показателем становится около 1 килограмма силы. Подбор точных значений можно найти в сети Интернет для каждой конкретной модели автомобиля. Такая процедура даст возможность определения необходимости проведения манипуляции с пружиной. Но можно обойтись и без этого, сразу переходя к использованию способа.
Поводки поднимаются в сервисный режим, для повышения степени удобства можно снять щетки. Открывается доступ к пружине, с которой и придется взаимодействовать. Для того чтобы выполнить процедуру, потребуется несколько витков тонкой металлической проволоки либо стяжки. На каждом из дворников требуется стянуть два-три витка между собой, что позволит увеличить силу прижима на стекле. Если потребуется, витков можно сделать большее количество.
Если же без снятия выполнить увеличение силы прижима не получится, то использовать нужно другой способ.
Снятие стеклоочистителей. При использовании этого способа, с поводков снимается колпачок и ослабляется гайка. Для защиты стекла при снятии, подкладывается ветоши на всю его поверхность, далее тянется поводок и наносится короткий удар по нему немного дальше. Результатом должно стать его схождение со шлиц.
После того как дворник будет демонтирован, требуется сжать пружину в форме буквы С, что делается при помощи тисков. Она зацепляется за витую пружину и дворник в сборе устанавливается на место, с прижатием гайкой. Теперь весами остается проверить, насколько усилен прижим. Если этого достаточно, то можно испытывать качество очистки.
Заключение. При недостаточной степени прижатия стеклоочистителей к очищаемой поверхности, снимать дворник следует только в крайнем случае, поскольку устранить проблему на какое-то время можно и без этого. Основной причиной возникновения неисправности становится растягивание пружин от нахождения дворников в поднятом состоянии.
Проблема с ухудшением функционирования дворников знакома многим автовладельцам. Со временем прижимная сила щеток дворников ослабевает, что приводит к тому, что они попросту не справляются со своей задачей. В итоге лобовое стекло остается грязным. При движении на его поверхности образуются полосы, которые затрудняют видимость.
Со временем дворники начинают хуже очищать лобовое стекло, и видимость значительно снижается / Фото: vagmag.com.ua
Не всегда решение проблемы с очистительной системой автомобиля кроется в замене деталей / Фото: harrisautomotiverepair.com
Плюс к этому щетки при работе, прикасаясь к стеклу, издают неприятный скрип. Устранить эту проблему не поможет даже замена деталей в очищающей системе. Дело в том, что в этом процессе основной движущей силой выступают прижимные пружины, а не сами щетки. Когда они ослабевают, щетки перестают выполнять свою функцию.
Зимой поднятые над стеклом дворники – обычное явление / Фото: zr.ru
Немногие водители задумываются о том, как сильно растягиваются пружины при длительном поднятии дворников / Фото: drive2.ru
Безусловно, время влияет на то, что пружины ослабевают, но существуют и другие факторы. Есть водители, которые зимой дворники поднимают над стеклом. Делается это для того, чтобы резинки не примерзли к поверхности стекла. При этом пружины полностью растягиваются, а это не очень правильно. Плюс ко всему многое зависит непосредственно от конструкции дворников.
Замена дворников или отдельных деталей хлопотное занятие и может потребовать использование дополнительных инструментов / Фото: proavto21.ru
Вернуть дворникам функциональность можно быстро, экономно и самостоятельно. Необходимо заменить непосредственно пружину, которую найти в продаже можно не на все дворники, к сожалению. В большинстве случаев требуется просто купить новую конструкцию, что достаточно недешево. При покупке пружины отдельно тоже придется потрудиться. Менять ее не так уж и легко на практике. Плюс к этому понадобятся специальные инструменты, которые есть в наличии не у всех.
Можно воспользоваться другим способом ремонта, но потребуются дополнительные расчеты / Фото: rallysale.ru
Поэтому можно попытаться использовать более простой способ, при котором не нужны ни новые пружины, ни конструкции, ни специальные инструменты. Понадобятся кухонные обычные весы для расчета силы прижима. Точная таблица расчета есть в сети. Но при срочной коррекции можно обойтись и без всего этого.
Скрепляя несколько пружинных колец, увеличивается натяжение и соответственно сила прижима станет больше / Фото: drive2.com
Следует поводки поднять, а если потребуется, то и щетки снять. Таким образом открывается доступ к самой пружине. Используя стяжку или проволоку, необходимо скрепить несколько пружинных колец друг с другом. Так как натяжение ее поменялось, то и сила прижима станет больше. Останется только все привести в первоначальный вид и проверить работу дворников.
Каждый водитель должен знать, почему важно вовремя менять тормозную жидкость, и как понять, что пришло время.
В конструкции современного автомобиля есть множество приборов и вспомогательного оборудования, которые призваны не только облегчить жизнь водителя, но и повысить безопасность дорожного движения. К их числу относятся и стеклоочистители, без которых крайне проблематично двигаться в условиях дождя, снега, мокрого дорожного покрытия и пр. Попробуем разобраться, по каким причинам могут не работать дворники и что можно предпринять для возобновления их работоспособности.
Особенности работы дворников
Главное предназначение автомобильных стеклоочистителей состоит в том, чтобы обеспечить водителю нормальную видимость дороги и обстановки, не покидая пределов салона. Даже правилами дорожного движения накладываются ограничения на передвижение в автомобиле с неисправными дворниками.
Существуют определённые особенности работы этого важного механизма, с которыми стоит ознакомиться водителю:
- После включения кнопки или клавиши происходит активация электромагнитного реле. Оно выбирает соответствующий режим дворников — движение в прерывистом или постоянном режиме, а также с возможностью одновременного включения омывателя.
- Питание моторчика происходит от бортовой сети транспортного средства. Схема подключения может быть установлена индивидуально производителем.
- Трапеция через привод от электродвигателя передаёт вращение на щётки дворников. Они плотно прижимаются к поверхности стекла и удаляют с него остатки влаги или мусора.
- Если вся схема и её компоненты настроены корректно, то во время работы механизмов не должно быть заметных посторонних звуков, а также оставаться разводов или повреждений на поверхности лобового стекла.
Ключевые причины того, что щётки плохо трут
Каждому из водителей приходилось сетовать на ситуацию, при которой щётки дворников исправно трут поверхность лобового стекла, однако видимость от этого практически не улучшается. Как правило, на ней продолжает оставаться слой влаги, из-за которого трудно разглядеть дорогу. Однако даже новые щётки могут быть мало эффективны, если на стекле сохраняется налёт жира — они попросту не могут с ним справиться.
Если слой жира будет стойким, то дворники и жидкость из бачка омывателя не смогут ничего с ним поделать. Жирный слой будет размазываться, а в результате перед глазами у водителя остаётся тончайшая пелена водяных капелек. Лучше всего устранить жир моющим средством или специальным веществом, удаляющим жир со стеклянных и зеркальных поверхностей.
Если лобовое стекло плохо чистят щётки стеклоочистителя, то здесь трудно выделить одну причину, которая могла бы являться ключевой. Факторов может быть, как минимум, несколько, а ещё на них влияют погодные условия и то, как водитель обслуживает своё транспортное средство.
Рассмотрим наиболее распространённые из возможных причин, негативно влияющих на их эксплуатацию дворников:
- износ кромок резиновых стеклоочистителей;
- износ шестерни редуктора;
- деформация тяг дворников;
- плохое прижатие шестерни к пружине;
- посторонние предметы (песчинки и пр.) в конструкции оборудования.
Как избавиться от неплотного прилегания дворника
Совсем несложно будет исправить ситуацию, когда дворники неплотно прижимаются к стеклу. Самый простой, но не самый дешёвый способ — это заменить их новыми. Однако в ряде случаев вполне можно и обойтись без расходования лишних денежных средств.
Начать стоит со следующего: каждый раз, когда мы надолго покидаем транспортное средство, стеклоочистители лучше приподнимать над поверхностью лобового стекла. Оставляя их прижатыми к нему, деформируется мягкая поверхность резины, и особенно актуально это зимой, когда ещё воздействует морозный воздух. Необязательно оттопыривать их, а достаточно подложить любые самодельные прокладки, например, те же спичечные коробки.
Другими словами, если мы хотим снова обеспечить плотное прилегание дворников, то придётся разбирать конструкцию и доставать из неё пружину. После этого следует частично уменьшить её длину для того, чтобы сформировать необходимое усилие прижима. Сделать это не так просто, поэтому за такое берутся разве что специалисты по металлу с опытом работы, инструментом и усидчивостью.
Другое дело, если дворники плохо прилегают по центру вследствие попадания на резиновые части изделия масла, что часто случается при мойке на автоматических моющих станциях самообслуживания. Что делать в таких ситуациях? Необходимо воспользоваться специализированными средствами автохимии и обезжирить эластичные элементы конструкции, после чего степень прилегания однозначно улучшится.
В зимнюю пору года стеклоочистители страдают ещё больше, особенно когда речь идёт о каркасных конструкциях. Они забиваются снегом, который периодически тает, а потом и вовсе обмерзают. Вследствие этого каркас не способен идеально прилегать к лобовому стеклу. Решением может стать либо включение печки с обогревом поверхности стекла, либо применение размораживающей автохимии.
Обратите внимание: ни в коем случае не рекомендуется включать стеклоочистители, примёрзшие или присохшие к поверхности, либо пытаться оторвать их насильно. Это не только повредит эластичную рабочую часть, но и способно вывести из строя электропривод конструкции.
Чем обработать щётки стеклоочистителя для лучшей очистки
Одним из самых известных и доступных методов, чтобы вернуть дворникам прежние физические качества, является самый обыкновенный глицерин, купить который можно в любой аптеке. Но сначала следует снять резинки с дворников, очистить их от пыли и загрязнений, промыть и хорошенько высушить.
После этого их обрабатывают слоем глицерина, дают ему просохнуть, затем обрабатывают повторно ещё одним слоем. Этот слой будет впитываться по практике несколько хуже, поэтому придётся остатки глицерина удалить сухой ветошью. Можно ставить резинки на прежнее место и проверять их работоспособность.
Что даёт подобная обработка? Глицерин, прежде всего, размягчает резину. Она становится более эластичной и меньше растрескивается на морозах. Однако есть смысл применять такую методику лишь для относительно не затронутых повреждениями изделий, и то один раз за время их эксплуатации. Каждая последующая терапия приведёт к тому, что качество материала существенно понизится, и он попросту начнёт царапать стекло.
Друзья, таким образом, за работой очистителей стёкол нужно наблюдать с достаточной регулярностью, чтобы они работали исправно и безопасно. Наверняка у многих из вас был свой интересный опыт решения подобных ситуация — смело можете делиться им с нами в комментариях ниже.