Синквейн как составить для детей

Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам.

Синквейн — это эффективный метод развития речи.

Как правильно составить синквейн?

Правила написания синквейна:

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.
  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Структура синквейна напоминает ёлочку.

Как правильно писать синквейн

Синквейн можно писать на любую тему. Писать синквейны получается у всех без исключения.

Примеры синквейнов, написанные детьми.

Россия.

Великая, огромная.

Объединяет, защищает, восхищает.

Умом Россию не понять.

Отечество.


Осень.

Дождливая, разноцветная.

Приходит, дарит, готовит.

Унылая пора, очей очарованье.

Запасиха.


Бабочка.

Легкая, красочная.

Порхает, удивляет, улетает.

Появляется из обычной гусеницы.

Насекомое.


Принцип, думаю, понятен.

Синквейн — это очень полезное упражнение, которое:

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит выделять главное.
  • Развивает речь.
  • Позволяет закрепить знание частей речи.
  • Учит работать по алгоритму.
  • Учит чётко формулировать свои мысли.
  • Развивает творческие способности.
  • Учит применять полученные знания на практике.

Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.

Для развития речи ребенка рекомендую также два пособия.

О. Наумова ТРЕНИНГ «СКОРОЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Хотите сэкономить своё время? Тогда этот тренинг для вас!

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»

Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Как развить речь ребенка

Как развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных

Синквейн – как эффективный метод развития образной речи дошкольников

Подготовила:

Лазебная Елена Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13

«Солнышко»

Синквейн – как эффективный метод развития образной речи дошкольников

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология Синквейн, позволяющая быстро получить результат.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

       Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.   Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

       Эти строчки похожи на японские лирические стихи хоку и танка. Хоку – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

       Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

Карээда ни карасу но томарикэри аки но курээ.
На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.

Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

   Давайте попробуем вместе составить синквейны

 «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
  1. Дом
  2. Какой? – высокий, родной
  3. Что делает для нас хорошего?  укрывает, защищает, греет
  4. Афоризм, поговорка или ваше мнение о доме-  самое хорошее место в мире
  5. Ваше отношение к дому? – люблю!
  1. Друзья–
  2. Какие?  весёлые, смешные
  3. Что делают? играют, рисуют, поют-
  4. Афоризм, выражение, пословица.Дружба крепкая не сломается
  5. Синоним, или ваше отношение к друзьям   нам весело

3.  Гимн

2.Какой?  государственный, торжественный,

3.Что делает?  славит, волнует, звучит

4. Отношение автора к гимну- –  главная песня страны

5. Главная мысль о гимне-  Похвала!

А теперь давайте вместе с вами попробуем:

1. «Россия»

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

Лучше нет родного края!

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Россию?

(страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Советы педагогам:

1.  Начиная учить детей составлять синквейны мы предлагаем детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т. д.)

2.  Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

      На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. 

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. 
К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. 

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Скажу честно, сразу не всем детям это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это особо нравится, мы предлагаем более сложные темы, или просим составить синквейн – загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь).

Синквейн-загадки.

В работе с детьми можно использовать синквейны-загадки, когда детям называется 2,3,4. И 5я строка, а дети должны отгадать, о чем идёт речь, и какое слово стояло в 1й строке.

Примеры синквейнов-загадок:

1.  Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2.  мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Выводы о синквейне:

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Примеры детских дидактических синквейнов

Лексическая тема: «Наш город»

1. Губкин.

2. Красивый, зеленый.

3. Растет, хорошеет, развивается.

4. Я живу в этом городе.

5. Моя Родина.

Лексическая тема: «Международный женский день»

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

5. Волшебница.

Лексическая тема «Игрушки»
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

Лексическая тема «Транспорт»
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.

Лексическая тема «Времена года»
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.

***

1. Осень

2. Солнечная, тёплая.

3. Дарит, светится, радует.

4. В парке осыпаются листья.

5. Золото, красота, счастье!

***

1. Осень

2. Серая, холодная

3. Дождит, шумит, прячет.

4. Люди смотрят в окна.

5. Грусть, тоска, сырость!

***

1. Осень

2. Золотая, поздняя

3. Наступает, раскрашивает, грустит

4. Я люблю золотую осень

5. Листопад

Лексическая тема «Деревья»

1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
***

1. Ель

2. Душистая, чудесная.

3. Растет, веселит, радует.

4. Я люблю зимнюю ель.

5. Зима, новый год, детство.

Лексическая тема «Мои любимые праздники»

1. День рождения

2. Яркое, незабываемое

3. Поздравляют, дарят, любят

4. Счастливое торжество раз в году

5. Праздник

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

Лексическая тема «Дикие животные

1. Заяц 

2. Белый, пушистый. 

3. Скачет, прячется, боится 

4. Я жалею зайца. 

5. Дикие животные. 

Лексическая тема «Детский сад»

1. Наша группа

2. Весёлая, дружная.

3. Учимся, играем, танцуем.

4. Наш любимый детский сад.

5. Мы — дружные ребята!

***

1. Дети

2. Любимые, ласковые.

3. Играют, радуют, умиляют

4. Дети — цветы жизни

5. Счастье.

Лексическая тема «Домашние животные»

1. Котёнок

2. Чёрненький, пушистенький.

3. Играет, спит, ест

4. Он мой друг

5. Домашнее животное.

Лексическая тема «Дом. Семья»

1. Дом

2. Большой, красивый.

3. Защищает, греет.

4. Нужен всем людям

5. Убежище.

***

1. Семья

2. Прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая

3. Гордится, заботится, помогает, любит, надеется

4. Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.

5. Мой дом! Любимая. Родная.

Лексическая тема «Ягоды»

1. Арбуз

2. Круглый, вкусный.

3. Катится, растёт, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето.

Лексическая тема «Овощи. Фрукты»

1. Помидор

2. Круглый, красный

3. Растет, созревает, краснеет

4. Помидор – сочный овощ

5. Огород

***

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Висит, спеет, наливается

4. Яблоки растут в саду

5. Яблочный пирог

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном
возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно
регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Как они
помогают в развитии речи?

Что такое синквейн

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших
дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не
умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно
выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов
частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными
педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельности  и на
уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять
синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические
стихи. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное
слово?

Синквейн — слово французское, в переводе
означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное
стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на
решение определенной задачи.

Сравнительно
недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной
деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в
материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение,
анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество,
подчиненное определенным правилам.

                           
Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из
    одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о
    котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание
    признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или
    деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение,
    состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора
    синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для
    выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором
    говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или
    повторение сути, синоним.

Предполагается,
что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления
синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3
до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример
синквейна «Наша группа».

Наша
группа

Весёлая, дружная.

Учимся,
играем, танцуем

Наш любимый дом
Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу,
обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно,
грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.
Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря.
Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не
только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно
ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают
буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с
вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что
сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль,
отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные
нерифмованные стихотворения.

Алгоритм
синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая
направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые
главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно
формулировать свои высказывания.

Составление
синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь,
мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили,
что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять
главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть
феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе
«Мышление и речь».

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может
    реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание
    по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии,
    анализа и синтеза полученной информации.

Примеры
некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1.
Котёнок

Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2.
Дом

Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3.
Арбуз

Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит,
    надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе
    — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою
    семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка
    общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При
составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять
синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать
образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь
наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться
составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного
осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо
помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на
вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных
стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей
игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже
мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно
возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться
своими достижениями!

                                 
Выводы о синквейне

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские
    стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации
    главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное
    занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных
    нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети
    могут сравнить синквейны и оценивать их
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать
    элементы всех трех основных образовательных систем: информационной,
    деятельностной и личностно ориентированной

·        
Данный метод может легко интегрироваться с другими
образовательными областями программы, а простота построения  синквейна 
позволяет быстро получить результат.

Совет:
Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным
рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Опубликовано:

03 января 2023, 14:48

Улыбающийся мальчик в зеленой футболке с принтом в виде солнца стоит возле стола и держит в руках ручку. На столе стоит коробка с карандашами, глобус, кубики и лежит раскрытая тетрадь
Мальчик делает уроки: Pixabay

Синквейн используют в дидактических целях в школьном образовании. Нерифмованный стих считают эффективным методом развития образной речи у детей. Как развивать ребенка с помощью синквейна и как его составлять, знают педагоги и авторы синквейнов Дмитрий Петров, Светлана Яковлева, Татьяна Нестерова, Оксана Федосова.

Что нужно знать о синквейне

Что такое синквейн? Синквейн — стихотворная форма, появившаяся в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Слово «синквейн» происходит от французского «cinquains» (‘пятистишие’). Нерифмованный текст состоит из пяти строчек, выстроенных по определенной схеме.

Появление синквейна объясняют попыткой европейцев подчинить себе магическую форму японской поэзии. Прародителями необычного пятистишия считаются японские хайку, ута и сэдока. Впервые синквейн на обсуждение критиков представила в начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Преимущества такой стихотворной формы:

  • общедоступность;
  • конспективность;
  • емкость содержания.

Автор блога Дмитрий Петров дает примеры нескольких строфических модификаций, разработанных в жанре синквейна:

  • синквейн-бабочка (состоит из 9 строк в соотношении 2–8–6–4–2–8–6–4–2);
  • обратный синквейн в соотношении слогов 2–8–6–4–2;
  • зеркальный синквейн: 2 синквейна, один из которых пишется по обычной (2–4–6–8–2), а второй по обратной схеме (2–8–6–4–2);
  • корона синквейнов (пять синквейнов образуют стихотворение);
  • гирлянда синквейнов (по примеру «венка сонетов»).

Учительница сидит, держит в руках книгу и рассказывает урок ученикам. Ученик в синих джемперах сидят за партами и слушают учителя

Учительница проводит урок: Pixabay

Отдельным видом пятистишия считают дидактический синквейн. Его широко используют в педагогической практике для раскрытия темы и закрепления информации, полученной на уроке.

Дидактический синквейн отличается от поэтического текста тем, что в нем необязательно придерживаться слоговой системы (22 слога) и можно отступать от правил. Например, главная тема или резюме могут формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех–пяти слов, а действия описываются составными сказуемыми.

Чтобы синквейн сложился в уникальную стихотворную форму, необходимо мысль перевести в образ. Этим приемом часто пользуются учителя, преподающие язык и литературу в старших классах. Светлана Яковлева, автор научной статьи «Методы синквейна для изучения разных регионов», считает, что синквейн — эффективный метод интерактивного обучения и объективный способ диагностики результатов сформированных компетенций.

Для младшей и средней школы синквейн подходит как прием в развитии образного мышления и речи у детей. Пятистишие помогает анализировать образы, события, моральные ценности. В необычной стихотворной форме можно легко передать мысли и впечатления от прочитанного произведения, определить свою позицию и выразить коротко отношение к другим людям.

Девочка с длинной косичкой в красной футболке сидит за столом и пишет в тетради

Девочка пишет: Pixabay

Как составить синквейн?

При составлении классического синквейна важно сохранить правильную слоговую систему. Всего должно насчитываться 22 слога. По строкам их разбивают в соотношении 2–4–6–8–2, что соответствует законам силлабо-тоники. Авторы научной статьи «Возможности синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с моторной алалией» Татьяна Нестерова, Оксана Федосова рекомендуют составлять нерифмованное пятистишие по такому принципу:

  • В первой строке ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему.
  • Во второй строке — 2 прилагательных, описывающих основное понятие.
  • В третьей строке размещают 3 глагола, раскрывающих действие.
  • Четвертая строка содержит афоризм (фразу или предложение), показывающее отношение к теме.
  • В пятой строке завершающим становится одно слово — синоним к основной теме.

При составлении дидактического или поэтического синквейна начинайте со слова, связанного с основным понятием или темой.

Как сделать синквейн на тему «Семья»? Подберите к слову «Семья» синонимы, прилагательные и глаголы. Расставьте их в правильной очередности, учитывая количество слогов в каждой строчке.

***

Семья.

Крепка, сильна.

Греет, хранит, верит.

Моя детская колыбель.

Гранит.

***

Как составить синквейн про любовь? Раскрывая такое широкое понятие, как любовь, используйте синквейн-бабочку с расширением по схеме 2–8–6–4–2–8–6–4–2.

***

Любовь!

Безграничная, верная.

Вдохновляет, ценит.

Моя душа!

Мечта!

Парящая, душевная.

Не забывается.

Носит на руках.

Роман!

***

Женщина с короткой стрижкой сидит в библиотеке и читает книгу мальчику. Мальчик одет в клетчатую рубашку

Мама читает сыну книгу: Unsplash/Adam Winger

Необычные стихи становятся востребованными, если нужно выразить коротко отношение к человеку. Какой есть пример синквейна о бабушке? Наполните пятистишие самыми теплыми словами, которые с ней ассоциируются. Необязательно придерживаться слоговой схемы, если стих дидактический.

***

Бабушка!

Любимая, родная.

Обнимает, целует, гладит.

Воспоминания с детства.

Бабуля!

***

Слов для родного человека найдется много. Если они не укладываются в 5 строк, расширьте синквейн о бабушке до 9 строк или составьте зеркальный вариант, состоящий из двух стихотворений по обычной (2–4–6–8–2) и обратной схеме (2–8–6–4–2):

***

Бабушка!

Родная моя!

Ждет, доверяет.

Вспоминает обо мне всегда.

Бабуля!

Бабуся!

Любит своих внуков сердцем.

Поддерживает нас.

Ласковая!

Старушка!

***

Составлять такие пятистишия можно по любому поводу. Они заменят привычное поздравление с праздником, помогут выделить главное в прочитанном тексте. Детям синквейны развивают память, тренируют навыки быстрого подбора синонимов, ускоряют составление ассоциативной цепочки.

Креативная девочка

Девочка креативно мыслит: Freepik

Составление синквейнов — занимательное занятие для взрослых и детей. Главное — разобраться в правилах составления этих стихов и немного потренироваться, подбирая простые понятия и слова, с которыми сталкиваетесь каждый день.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1734469-cto-takoe-sinkvejn-i-kak-ego-sostavit/

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Свет

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Добавить комментарий