Синквейн на уроке
литературы(мастер-класс)
Слайд
1
1.
Ведение. Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии
рефлексии. Определение синквейна.
На те или
иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода
на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих
уроков написание синквейнов.
Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь
к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.
Слайд 2
Синквейн – это один из видов технологии развития критического
мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения
– сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;
на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии
рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Слайд 3
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое
означает «пять»( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое
литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти
строк, которое пишется по определённому плану.
Слайд 4
2. Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна,
определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие
тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия,
относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая
отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или
ассоциация, повторяющая суть темы.
Чёткое
соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения
текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой
строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
3. Примеры синквейнов:
Слайд 5
Воскресенск
Большой, ухоженный,
Стоит, растёт, хорошеет.
Наш город очень красивый.
Родина.
Слайд 6
Русский язык
Живой, удивительный,
Учит, объясняет, творит.
Береги наш родной язык!
Познание.
Слайд 7
Литература
Русская, зарубежная,
Воспитывает, увлекает, объясняет,
Ведёт в мир прекрасного.
Мудрость.
Слайд 8
Конкурс «Педагог – 2012»
Нужный, творческий,
Дисциплинирует, объединяет, поучает,
Смотр педагогического мастерства учителей.
Испытание.
4.Цели проведения синквейна на уроке.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат
для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей
осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой
проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в
качестве средства творческой выразительности.
Слайд 9
С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?
1. Умение
написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает
словарный запас.
2.Составление
синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее
важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то
есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор
синквейна должен обладать глубоким
знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его
по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую
фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5.
Получается у всех.
Важно
делать эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно
и с ясными педагогическими целями.
Когда это
делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для
всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые
смогут заметить лишь те, кому повезет.
5. Синквейны на уроках литературы.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны –
это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому
что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При
помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного
героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно
прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно
выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь
несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё
останется время чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик
реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится
эмоциональным.
Попробуйте
написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете
подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то
обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или
иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно
тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.
Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное
чтение – совершенство».
6. Приём синквейна при создании характеристики героя.
Как нельзя лучше эту форму
урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения учеников,
темы «Создание характеристики героя».
Наличие
плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять
поступки героев, конечно, помогает учащимся в определении характера героя, но в
какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.
Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа
проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной
особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей
собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития
критического мышления»)
Слайд 10
7. Использование синквейна при создании характеристики героев
повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Теперь я попрошу Вас, уважаемые члены жюри, выразить своё
отношение к героям повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Для этого я предлагаю разделиться на три группы и
охарактеризовать:
группа №1 – Тарас Бульба;
группа №2 – Остап;
группа №3 – Андрий.
Группы несколько минут работают над заданием. Можно раздать
членам жюри цитаты из повести, характеризующие каждого героя
(Приложение1) и правила написания синквейна ( Приложение
2).
Слайд 11
А вот какие синквейны составили ученики 7б класса о героях повести
Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:
Тарас Бульба
Великий, могучий,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится всё Запорожье.
Герой.
Остап
Мужественный, цельный,
Сражается, мучается, погибает,
Достойный сын своего отца.
Патриот.
Андрий
Красивый и слабый,
Храбрится, влюбляется, предаёт.
Нельзя уважать таких людей.
Предатель.
8. Подведение итогов мастер-класса.
Итак, давайте подведём итоги мастер класса:
– что нового Вы узнали?
– чему научились?
– было ли Вам интересно?
Слайд 12
Закончить мастер-класс позвольте синквейном по поводу сегодняшнего
конкурса:
Мастер-класс
Волнующий, интересный,
Учит, вдохновляет, показывает,
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.
Полезно.
Слайд
13
Спасибо
за внимание.
МБОУ «Агибаловская СШ»
Творческий проект
по литературе на тему
« Мой любимый литературный герой»
(составление синквейнов)
Выполнили: учащиеся 7 класса
Руководитель: Серегина О.Е
Агибалово
2015 – 2016
СИНКВЕЙН
Синквейн-прием технология развития критического мышления на стадии рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского слова «пять».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Есть еще несколько определений синквейна.
Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.
Правила написания синквейна.
1строка- одно слово-название стихотворения, тема, обычно существительное;
2 строка– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка– три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4строка– фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка– слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
Например,
синквейн на тему русской народной сказки
«Лисичка-сестричка и серый волк».
Лиса.
Хитрая, умная.
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Обманщица.
Синквейн на тему А.С. Пушкин.
Пушкин.
Умный, талантливый.
Пишет, сочиняет, творит.
Поэзия его пережила.
Гений.
Синквейн с точки зрения педагогики.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Простота построения.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Формирование аналитических способностей.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
С синквейном можно работать по-разному.
Вариативность.
Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Синквейн:
-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
-получается у всех.
Былины
Илья Муромец
Богатырь
Сильный, смелый
Пашет, сражается, защищает
Илья Муромец – защитник земли Русской
Герой
Садко
Гусляр
Красивый, талантливый
Играет, торгует, плавает
Садко играет на гуслях и торгует товаром
Мастер
Микула Селянинович
Пахарь
Сильный, работящий
Пашет, трудится, сражается
Едет воевать за землю-матушку
Богатырь
Синквейн
выполнила ученица 7 класса
Байкова Анна
Древнерусская литература
Владимир Мономах
Князь
Умный, просвещённый
Учит, наставляет, просвещает
Владимир Мономах – древнерусский князь
Киев
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Соловьёв Андрей
Древнерусская литература
Пётр |
Феврония |
Князь |
Знахарка |
Смелый, умный |
Верная, хитрая |
Женится, правит, любит |
Спасает, любит, прощает |
Пётр убивает змия и спасает брата |
Любит мужа и помогает ему править |
Святой |
Святая |
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Косачёва Любовь
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкин
Олег
Воин
Смелый, сильный
Воюет, пирует, умирает
Олег не поверил кудеснику и принял смерть от коня
Герой
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Байкова Анна
«Полтава» А.С.Пушкин
Пётр |
Карл |
Царь |
Король |
Сильный, смелый |
Больной, слабый |
Строит, сражается, побеждает |
Сидит, отступает, проигрывает |
Один из самых смелых людей своего времени |
Напал на Россию и проиграл сражение |
Победитель |
Побеждённый |
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Пирожников Тимофей
«Станционный смотритель» А.С.Пушкин
Дуня |
Гусар |
Самсон Вырин |
Девушка |
Красавец |
Старик |
Красивая, ветреная |
Хитрый, удалой |
Любящий, заботливый |
Помогает, влюбляется, уезжает |
Притворяется, увозит, прогоняет |
Воспитывает, любит, ищет |
Дуня бросает отца |
Забирает Дуню у родного отца |
Едет в город, пытаясь найти дочь |
Бессовестная |
Бесчестен |
Жалок |
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Соколов Станислав
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М. Ю.Лермонтов
Иван Васильевич |
Калашников |
Кирибеевич |
Алёна Дмитриевна |
Царь |
Купец |
Опричник |
Красота |
Грозный, могучий |
Смелый, удалой |
Влюблённый, лживый |
Верная, честная |
Правит, судит, казнит |
Любит, защищает, сражается |
Обижает, молчит, сражается |
Признается, просит, любит |
Вершит судьбы людей |
Заступается за честь семьи |
Живёт по своим законам |
Рассказывает мужу правду и просит защиты |
Могущество |
Долг |
Эгоист |
Жена |
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Рыбаков Егор
«Тарас Бульба» Н.В.Гоголь
Тарас Бульба
Казак
Сильный, смелый
Любит, защищает, поддерживает
Славный воин своей земли
Герой
Остап
Сын
Смелый, сильный
Сражается, воюет, погибает
Достойный сын своего отца
Доблесть
Андрий
Сын
Умный, слабый
Влюбляется, предаёт, умирает
Выбирает любовь
Романтик
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Егорова Юлия
«Русские женщины» Н.А.Некрасов
Жёны декабристов
Женщины
Верные, преданные
Отрекаются, любят, поддерживают
Эти героини олицетворяют самые лучшие женские качества
Сила
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Косачёва Любовь
«Василий Шибанов» А.К.Толстой
Василий Шибанов
Слуга
Верный, мужественный
Передает, выносит, погибает
Образец мужества и стойкости духа
Товарищ
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Тырцев Данила
«Князь Михайло Репнин» А.К.Толстой
Михайло Репнин
Князь
Православный, верующий
Воспротивился, чтит, отказывается
Указывает Ивану Грозному на его недостатки
Смелость
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Тырцев Данила
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыков–Щедрин
Мужик |
Генералы |
Человек |
Ордена |
Работящий, умелый |
Ленивые, неприспособленные |
Кормит, находит, подчиняется |
Лежат, мечтают, охают |
Русский мужик умеет всё делать |
Считают, что за них работать должны другие |
Молодец |
Позор |
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Егорова Юлия
«Детство» Л.Н.Толстой
Николенька |
Маменька |
Отец |
Карл Иванович |
Наталья Савишна |
Мальчик |
Любовь |
Строгость |
Учитель |
Няня |
Добрый, впечатлительный |
Внимательная, ласковая |
Далёкий, образованный |
Умный, знающий |
Добрая, преданная |
Учится, мечтает, живёт |
Любит, уважает, оберегает |
Знает, сидит, понимает |
Учит, читает, поучает |
Помогает, заботится, любит |
Николенька пытается понять себя и окружающий мир |
Самый родной человек |
Отца надо уважать |
Учитель должен быть всегда |
Невозможно представить жизнь без няни |
Взросление |
Счастье |
Почёт |
Классы |
Член семьи |
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Беляева Карина
«Цифры» И.А.Бунин
Женя |
Дядя |
Мама и бабушка |
Мальчик |
Взрослый |
Родные |
Маленький, капризный |
Умный, строгий |
Добрые, безучастные |
Просит, настаивает, плачет |
Ленится, не хочет баловать, «не слышит» |
Любят, скрывают, не жалеют |
Ребёнок просил, чтобы взрослые обратили на него внимание |
Считает, что это верный подход в воспитании ребёнка |
Разве так правильно поступать? |
Жалость |
Не прав |
Недоумение |
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Беляева Карина
«Хамелеон» А.П.Чехов
Очумелов
Надзиратель
Грубый, несправедливый
Отбирает, дрожит, заискивает
Меняет свое мнение в зависимости от ситуации
Хамелеон
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Пирожников Тимофей
«Детство» М.Горький
Алёша |
Бабушка |
Дед |
Цыганок |
Мальчик |
Радость |
Дом |
Друг |
Добрый, впечатлительный |
Ласковая, смелая |
Злой, сердитый |
Весёлый, добрый |
Приезжает, живёт, мечтает |
Поёт, слушает, спасает |
Учит, злится, ругается |
Помогает, работает, танцует |
Открыт для всего нового |
Самый светлый человек |
Сложный персонаж |
Окружающие ценили этого человека |
Жизнь |
Любовь |
Одиночество |
Иван |
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Беляева Карина
«Данко» М.Горький
Данко
Герой
Отважный, сильный духом
Зовёт, спасает, погибает
Такие люди вызывают восхищение
Подвиг
«Челкаш» М.Горький
Челкаш
Вор
Свободный, смелый
Плывёт, любуется, отдаёт
Для него главное быть свободным от всего
Порядочность
Гаврила
Парень
Трусливый, жадный
Боится, трясется, пытается убить
Откуда у простого крестьянина такая жадность?
Презрение
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Егорова Юлия
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В.В.Маяковский
Солнце
Златолобо
Яркое, смелое
Светит, приходит, разговаривает
Светить всегда, светить везде
Предназначение
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Косачёва Любовь
«Хорошее отношение к лошадям»
В.В.Маяковский
Лошадь |
Лирический герой |
Толпа |
Животное |
Участник |
Зеваки |
Безобидная, трудолюбивая |
Добрый, милосердный |
Злая, бесчувственная |
Упала, лежит, плачет |
Жалеет, успокаивает, поддерживает |
Ходит, скучает, смеётся |
Мы в ответе за тех, кого приручили |
Все мы немножко лошади… |
Лишена милосердия и сострадания |
Ответственность |
Человек |
Жестокость |
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Егорова Юлия
«Юшка» А.Платонов
Юшка
Человек
Нужный, добрый
Работает, живёт, помогает
Я нужен, раз живу на свете
Милосердие
Синквейн
Выполнил ученик 7 класса
Рыбаков Егор
«Кусака» Л.Андреев
Кусака
Собака
Одинокая, безымянная
Сторожит, знакомится, любит
«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми…»?
Тоска
Леля
Девочка
Юная, «добрая»
Скучает, приручает, бросает
«Собака выла…»
Тоска
Синквейн
Выполнила ученица 7 класса
Беляева Карина
Синквейн (от фр. cinquains, англ. Cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
История синквейна.
История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала Американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка.
Собственно восточные стихотворения хокку, и танка роднит с синквейном принцип строгого деления стиха на строчки, и даже скрупулезный подсчет количества слогов находящихся в каждой строке, так называемый силлабический принцип. К примеру в хокку 17 слогов, в традиционном синквейне 22 слога, а в восточном танку 31 слог.
Естественно это не единственный вид стихов где встречается строгий подсчет слогов, но в мире их не так много, да и обычно более важными при написании стихов считается грамотное использование ударений.
Далее после смерти Аделаиды Крэпси в 1914 годы вышел сборник её стихотворений, который после этого еще неоднократно переиздавался, и синквейн получил большое распространение в мире. А затем когда было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, синквейн начал применяться и в педагогических и образовательных целях.
В России после положительного опыта использования синквейна в других странах, например Америке, и многочисленных отечественных педагогических публикаций, указывающих на эффективность синквейна в образовании, синквейн начал применяться с 1993 года.
А на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Поэтому синквейн прочно вошел в систему русского образования, и стал использоваться даже при работе с детьми дошкольного возраста , не говоря уже об учащихся старших школ.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
-
Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
-
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
-
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
-
Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
-
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
-
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
-
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
-
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
-
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
-
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры синквейнов
-
Моцарт
Жизнерадостный – счастливый.
Творит – любит – восхищает.
Гармонией музыки покоряет сердца.
Гений.
-
Сальери.
Завистливый – трудолюбивый.
Завидует – злится – убивает.
Сомнением в себе убивает себя.
Ремесленник.
(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)
-
Барон.
Скупой – властолюбивый.
Отрекается – копит – оговаривает (сына).
Желание свободы привело к служению золоту.
Безумец.
Альбер.
Бедный – разгульный.
Гуляет – обвиняет (отца) – убивает ( в мыслях отца).
Путь к независимости привел к преступлению.
Изверг.
(А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Дон Гуан.
Развратный – бессовестный.
Соблазняет – совращает – оскорбляет.
Зло себя наказало.
Гранд.
(А. С. Пушкин «Каменный гость»)
Вальсингам.
Раздавленный – падший.
Противостоит – дерзит – борется.
Жизнь – борьба.
Борец.
(А. С. Пушкин «Пир во время чумы»)
Синквейн- самая лёгкая форма стихотворений, написанных по определённым правилам.Стихотворение состоит из пяти строк.
Первая строка это тема сиквейна в одно слово, существительное или местоимение.
Вторая строка- два прилагательных или деепричастия,которые раскрывают тему.
На третьей строчке -три глагола, которые описывают действия по теме сиквейна. Вместо или кроме глагола может быть деепричастие.
Четвёртая строка это фраза из нескольких (чаще четырёх )слов выражающих личное отношение автора к теме синквейна.
Пятая строчка – одно слово-резюме выражающее суть темы.Это может быть любая часть речи.
В итоге получается стихотворение без рифмы, которое может быть посвящено любой теме.
Довольно занятно и увлекательно.
К тому же по чуть-чуть можно отступать от правил.
Например главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием. Фраза четвёртой строки может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
Это к вопросу “как составить?”.
Теперь пробуем пример, причём делать я это буду впервые, поэтому не судите строго.
Герой
Самоотверженный и мужественный
Защищает отстаивает побеждает
Способен совершить подвиг
Храбрец
Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам.
Синквейн — это эффективный метод развития речи.
Как правильно составить синквейн?
Правила написания синквейна:
- Первая строка. Кто? Что? Одно существительное, отражающее тему.
- Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
- Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
- Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
- Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.
Структура синквейна напоминает ёлочку.
Синквейн можно писать на любую тему. Писать синквейны получается у всех без исключения.
Примеры синквейнов, написанные детьми.
Россия.
Великая, огромная.
Объединяет, защищает, восхищает.
Умом Россию не понять.
Отечество.
Осень.
Дождливая, разноцветная.
Приходит, дарит, готовит.
Унылая пора, очей очарованье.
Запасиха.
Бабочка.
Легкая, красочная.
Порхает, удивляет, улетает.
Появляется из обычной гусеницы.
Насекомое.
Принцип, думаю, понятен.
Синквейн — это очень полезное упражнение, которое:
- Обогащает словарный запас.
- Учит выделять главное.
- Развивает речь.
- Позволяет закрепить знание частей речи.
- Учит работать по алгоритму.
- Учит чётко формулировать свои мысли.
- Развивает творческие способности.
- Учит применять полученные знания на практике.
Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.
Для развития речи ребенка рекомендую также два пособия.
О. Наумова ТРЕНИНГ «СКОРОЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Хотите сэкономить своё время? Тогда этот тренинг для вас!
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных