Синквейн как составить по технологии

                                   Метод
синквейна на уроках технологии

 Синквейн  является быстрым,
эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации,
учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к
рассматриваемой проблеме. Метод полезен для проведения этапа рефлексии
после изучения большого объема учебного материала. Можно предложить в качестве
творческой домашней работы.

       Синквейн– это пятистрочная строфа.

        
1-я строка – одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна (темы);

        
2-я строка – два прилагательных,
характеризующих данное понятие;

        
3-я строка – три глагола,
обозначающих действие в рамках заданной темы;

        
4-я строка – короткое предложение
(4 слова), раскрывающее суть темы или отношение к ней;

        
5-я строка – синоним ключевого
слова (существительное).

  Примеры составления синквейна на уроках технологии:

Молоко.

Полезное. Калорийное.

Нагревают. Употребляют. Готовят.

Важно в питании человека.

Эликсир жизни.

Рыба.

Речная. Морская.

Обрабатывают. Пластуют. Готовят.

Вкусные блюда из нее.

Полезный продукт.

Выкройка.

Бумажная. Точная.

Рассчитать. Сконструировать. Смоделировать.

Необходима для раскроя платья.

Лекало.

Раскрой.

Последовательный. Правильный.

Подготовить. Обвести. Вырезать.

Соблюдать правила безопасной работы.

Технологическая операция.

Шерсть.

Теплая. Экологичная.

Стригут. Прядут. Ткут.

Сырье получают от овец, коз, верблюдов.

Натуральное волокно.

Школьный проект.

Поэтапный. Самостоятельный.

Спланировать. Изготовить. Проанализировать.

Учит проектному мышлению.

Творческая деятельность.

Синквейн
можно предложить выполить в проекте, на уроке, мастер-классе; ученикам и
учителям; индивидуально, в группах и коллективно.

СИНКВЕЙН В ТЕХНОЛОГИИ

Хочу поделиться с коллегами своей интересной находкой, позволяющей активизировать

познавательную способность учащихся на уроке технологии. Речь пойдет о синквейне.

Я познакомилась с ним на одном из тренингов школы «РОСТ» (школы лидеров), мне понравилось и сразу возникло желание использовать его на своем уроке. Это позже я узнала, что синквейн используют преподаватели разных предметов. А чем наш хуже?

Ведь на любом уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику дайте 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.

Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.

…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Приведу пример использования синквейна на уроке знакомства с проектной деятельностью. Вначале урока предлагаю учащимся составить синквейн с темой «Проект» . Один из вариантов выглядит так.

Проект.

Архитектурный. Строительный

Отображает, знакомит, настраивает

Проект-основа строительства.

Задача.

В середине урока предлагаю синквейны на тему «Проблема», «Достижение», « Результат»

А в конце урока синквейны на тему «Проект» уже другие

Проект

Значимый Решаемый

Думаем, выбираем, действуем.

Помогает решать проблемы.

Идея

Или

Проект

Выполнимый Творческий

Конструируем, кроим, шьём.

Проект позволяет чего-то достичь.

Деятельность.

Иногда с помощью синквейна прошу учащихся выразить какое-либо понятие или термин. Темы для синквейна в технологии могут быть разные, например строчка, моделирование, силуэт, стиль., мода, дизайн, кулинария, блюдо, меню и другие.

Скажу честно, сразу не всем это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это

особо нравится, предлагаю более сложные темы для синквейна, или прошу составить синквейн-загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь). Коллеги попробуйте, вы будете приятно удивлены. Желаю успехов!

                                                        Синквейн, как один из приемов развития
                                 критического мышления на уроках технологии

 Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как   только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

                                                     К.Д. Ушинский

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своей интересной находкой, позволяющей активизировать познавательную способность учащихся на уроке технологии. Речь пойдет о синквейне.  

Каждого из нас, как педагога беспокоит вопрос, как создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание к познавательной и мыслительной деятельности.

Каждый день – творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной. В поиске методов и приемов я выбрала Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников. Синквейн используют преподаватели разных предметов. А чем наш хуже?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».  Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

                                          Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие. 

                                 Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Не всегда ученики сразу включаются в работу. Чтобы помочь учащимся, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, отвечать на возникающие у них вопросы,  например, если это касается темы инструментов, задаю вопросы:

Кто работает такими инструментами?

Чем они отличаются друг от друга?

Какие операции выполняют мастерком, шпателем?

 Поэтому на начальных этапах изучения, понимания учащимися этого метода применяю его на уроках повторения, обобщения уже пройденных тем.

  Пример составления синквейна по теме: краски.

  1. Краски (что?)
  2. Водные,эмалевые (какие?)
  3. Красят, рисуют, декорируют (что делают?)
  4. Всех цветов радуги (цветовая характеристика)
  5. Творчество (резюме, вывод)

Вначале трудности испытывали учащиеся при составлении 4 и 5 строки. Я объясняла на примерах наглядности. Перед вами краски, все они разные, разного цвета, вот цветовой круг – эти цвета похожи на радугу, значит про краски мы можем сказать одним предложением или словосочетанием. А когда мы красим, рисуем, оформляем и декорируем – все это называется одним словом творчество.

Синквейн на тему:

  1. Штукатур
  2. Аккуратный, нужный
  3. Штукатурит, работает, ремонтирует
  4. Ремонт-квартирный вопрос
  5. Профессия

                                                        Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда ученики еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ученики по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до учащихся для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии. Иногда с помощью синквейна прошу учащихся выразить какое-либо понятие или термин. Темы для синквейна в технологии могут быть разные, например: операция- шпаклевание, инструменты- шпателя, кисти, валики.

  1. Шпаклевание
  2. Сплошное,однослойное
  3. Выравнивают, шпаклюют, ремонтируют
  4. Дело мастера боится
  5. Мастероство

Тем учащимся, кто лучше, быстрее освоил этот прием, предлагаю более сложные темы для синквейна, или прошу составить синквейн-загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь).

Пример:

1.

2. Комбинированное, двухцветное

3. Оформляют, декорируют, красят

4. Малярные работы

5. Стены -радуют глаз

                                                        Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда учащиеся, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

                                                        Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

Для эффективного управления уроком учителю необходима постоянная обратная связь с классом. Как усвоили материал обучающихся? Какие проблемы возникли? Каково их настроение? И вот тут на помощь приходят эффективные, динамичные приемы, позволяющие учителю получить своевременные сигналы о работоспособности учащихся на уроке.

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

                                    Всем коллегам желаю творческих успехов!

Мастер
производственного обучения Власенко Светлана Афанасьевна

Использование
дидактического синквейна на уроках производственного обучения по профессии
–швея.

Урок
является основной формой организации производственного обучения. Поэтому от
того, как он построен, насколько интересен, зависит качество знаний и умений,
обучающихся в области профессиональной подготовки.

Для
лучшего усвоения полученных знаний на уроках необходима познавательная
деятельность обучающихся. Её организация и активизация – важнейшая задача
мастера производственного обучения. В методической литературе описано много
способов организации познавательной деятельности – дидактические игры,
конкурсы, урок – путешествие,

занимательные
задания, викторины, нестандартные уроки, которые в значительной степени
активизируют процесс овладения обучающимися знаниями. Этот список можно
пополнить

дидактическими синквейнами,
сочетающими элементы необычности, занимательности, творчества.

Слово
«синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение,
состоящее из пяти строк».

Дидактический
синквейн – это специфическое стихотворение, состоящее также из пяти
нерифмованных строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

Согласно
правилам, в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в
стихотворении.
В основе дидактического синквейна лежит
смысловой принцип. Его схема выглядит примерно так:

1 строчка
– заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна,
выраженное в форме существительного.

2 строчка
– два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих
представление о нём.

3 строчка
– три глагола: действия, которые производит существительное.

4 строчка
– фраза, передающая отношение к существительному.

5 строчка
– вывод, одно слово, существительное: синоним существительного или  ассоциации
к этому слову.

Инструкция
по составлению синквейна:

1 строка –
Напишите одно существительное, выражающее тему.

Например: Стежок.

2 строка –
Ответьте, используя два прилагательных, каким он бывает?

Например: Ручной,
смёточный.

3 строка –
Напишите, используя три глагола, что он делает?                               
Например: Смётывает, замётывает, намётывает.

4 строка – Составьте
предложение, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным
выводом.

Например: Используется
для временного соединения деталей одежды.

5 строка –
Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 Например: Строчка.

В итоге
получился такой синквейн:

                                                
Стежок.

                                           
Ручной, прямой.

                          
Смётывает, замётывает, намётывает.

             
Используется для временного соединения деталей одежды.

                                               
Строчка.

Технологию
синквейна можно использовать как в начале урока, на этапе актуализации знаний,
так и в конце урока – на этапе рефлексии. Эта творческая работа позволяет
развивать креативные способности, умение анализировать и делать выводы,
подводить итог.

Синквейн
можно использовать как загадку, зачитывая все строчки, кроме первой, а
обучающиеся отгадывают, о ком или о чём идет речь. Можно также использовать при
определении темы урока.

Во время
учебной практики, чтобы сменить вид деятельности, можно предложить обучающимся
составить синквейн по теме выполняемых ими практических заданий.

Таким
образом, дидактический синквейн,

являясь
эффективным инновационным методом, может с успехом использоваться на уроках
производственного обучения по профессии – швея.

Примеры
синквейнов, составленных на уроках производственного обучения:

                                                              
СТЕЖОК.

                                                    
Ручной и машинный.

             
                       Смётывает, стачивает, намётывает.

                                  
Стежки должны быть качественными.

                                                             
Строчка.  

                                                                   ИГЛА.

Машинная,
ручная.

Стачивает,
вышивает, смётывает.

Без
неё не было бы одежды.

Портниха.

НОЖНИЦЫ.

Портновские,
железные,

Кроят,
обрезают, разрезают.

Используются
во многих профессиях.

Инструмент.

МАШИНА.

Промышленная,
бытовая.

Шьёт,
вышивает, обмётывает.

Повышается
производительность труда.

Оборудование.

                                                            
ПУГОВИЦА.

Круглая,
металлическая.

Застёгивает,
информирует, украшает.

Используется
во всех видах одежды.

Застёжка.

НАВОЛОЧКА.

Красивая,
ситцевая.

Защищает,
украшает, радует.

Шьётся
из натуральных тканей.

Постель
(сон, спальня).

 РАСПАШОНКА.

Фланелевая,
красивая.

Согревает,
украшает, радует.

Ему
тепло и уютно,

Младенец.

ХАЛАТ.

Женский,
фланелевый

Согревает,
украшает, радует.

Женщина
с ребёнком на руках

Мама.

                                                             
ОДЕЖДА.

Рабочая,
повседневная.

Фиксирует,
информирует, защищает.

Встречают
по одёжке, провожают — по уму.

Спецодежда.

ХАЛАТ.

Белый,
медицинский.

Защищает,
информирует, украшает.

Является
специальной одеждой.

Доктор.

ПИЖАМА.

Фланелевая,
красивая.

Греет.
украшает, защищает.

В
ней тепло и уютно.

Сон.

                                                               
ПЛАТЬЕ.

Белое,
красивое.

Украшает,
информирует, радует.

Девушка
выходит замуж.

Невеста.

                                                              
ПЛАТЬЕ.

Красивое,
нарядное.

Украшает,
радует, защищает.

Девочка
в нём чувствует себя принцессой.

Бал.

                                                             
СОРОЧКА.

Мужская,
белая.

Украшает,
информирует, радует.

Молодой
человек в ней просто неотразим.

Жених.
(выпускной, праздник).

ПЕЛЁНКА.

Фланелевая,
красивая.

Согревает,
защищает, украшает.

В
ней тепло и комфортно.

Ребёнок
(младенец, малыш).

ФАРТУК.

Красивый,
специальный.

Защищает,
украшает, информирует.

Применяется
во многих сферах услуг.

Кухня.
(повар, официант).

 СОРОЧКА.

Ситцевая,
ночная.

Защищает,
украшает, радует.

В
ней тепло и комфортно.

Сон
(бельё).

Синквейн – это один из методических приемов, предназначенный для того, чтобы обобщить полученные знания. Он помогает сконцентрироваться на главном, выделить существенные мысли и достаточно прочно запомнить информацию. Прочитав синквейн, через пару месяцев можно практически полностью вспомнить пройденную тему, по которой он был составлен.

Содержание

  • Что такое синквейн
  • Правила написания
  • Как составить синквейн: мои советы
    • Первая строка
    • Вторая строка
    • Третья строка
    • Четвертая срока
    • Пятая строка
  • Примеры синквейна по литературе
  • Заключение

Что такое синквейн

Что такое синквейн

Синквейн – что это такое? Это творческая работа, представленная в форме краткого нерифмованного стихотворения, составленного по определенным правилам.

Правила написания

Как составить синквейн? Это обязательно нужно делать по следующим правилам. Синквейн всегда состоит из пяти строк в определенной структуре:

  1. В первой строке записывается слово — существительное, отражающее основную суть темы;
  2. Во второй – два прилагательных, которые выражают основную идею;
  3. В третьей – три глагола, которые обозначают действия внутри темы;
  4. В четвертой – главная смысловая фраза темы;
  5. В пятой – существительное, которое служит заключением.

Представленный план синквейна является его основной характеристикой.

Как составить синквейн: мои советы

Для того, чтоб научиться правильно составлять синквейн, необходимо развивать мышление и воображение. Чем больше тренировок по составлению синквейнов, тем быстрее и качественнее они будут получаться.

Первая строка

Булгаков

Для того, чтоб сделать первую строчку синквейна, необходимо постараться вычленить из темы самую главную мысль. Например, при работе с синквейном на литературе, в первой строчке может быть записано слово «Булгаков».

Вторая строка

Для второй строки синквейна, согласно алгоритму, нужно подобрать такие два прилагательных, которые уточняли бы существительное в первой строке. Например, это может быть «Талантливый. Интересный.»

Третья строка

Третьей строкой в схеме синквейна дополняются уже имеющиеся слова, и записаны здесь должны быть существенные глаголы. Например, на том же уроке литературы это может быть «Писать. Удивлять. Понимать».

Четвертая срока

По методике, для четвертой строки синквейна нужно подобрать емкую фразу, относящуюся к теме. В данном случае это могли бы быть слова «Рукописи не горят».

Пятая строка

Анна Ахматова

Пятая строчка в написании синквейна – это заключение, оно должно ассоциироваться со словом из первой строки. Например, А.Ахматова называла этого писателя «гением», это слово и может оказаться в конце синквейна.

Примеры синквейна по литературе

Примеры синквейна по литературе в начальной школе можно представить практически на любое произведение или героя. Вот некоторые из них:

Рыбка

Золотая, справедливая

Отвечает, выполняет, злится

Чего тебе надобно, старче?

Желание

Или:

Старуха

Жадная, несправедливая

Приказывает, ругает, не знает меры

Осталась у разбитого корыта

Вред

Заключение

Метод синквейна – это творческий способ обобщить всю полученную информацию. Если прочитать составленный синквейн спустя продолжительное время, то, скорее всего, получится актуализировать все знания, связанные с представленной темой. Оформление синквейна помогает развивать мышление, логику и воображение, а также служит способом подведения итогов по теме.

Добавить комментарий