Синквейн как составить с детьми

Что такое синквейн и как его составлять в начальной школе

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам.

Синквейн — это эффективный метод развития речи.

Как правильно составить синквейн?

Правила написания синквейна:

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.
  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Структура синквейна напоминает ёлочку.

Как правильно писать синквейн

Синквейн можно писать на любую тему. Писать синквейны получается у всех без исключения.

Примеры синквейнов, написанные детьми.

Россия.

Великая, огромная.

Объединяет, защищает, восхищает.

Умом Россию не понять.

Отечество.


Осень.

Дождливая, разноцветная.

Приходит, дарит, готовит.

Унылая пора, очей очарованье.

Запасиха.


Бабочка.

Легкая, красочная.

Порхает, удивляет, улетает.

Появляется из обычной гусеницы.

Насекомое.


Принцип, думаю, понятен.

Синквейн — это очень полезное упражнение, которое:

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит выделять главное.
  • Развивает речь.
  • Позволяет закрепить знание частей речи.
  • Учит работать по алгоритму.
  • Учит чётко формулировать свои мысли.
  • Развивает творческие способности.
  • Учит применять полученные знания на практике.

Составлять синквейны нравится не только детям, но и взрослым. Сочиняйте вместе с детьми, вовлеките своего ребёнка в этот полезный и увлекательный мир творчества.

Для развития речи ребенка рекомендую также два пособия.

О. Наумова ТРЕНИНГ «СКОРОЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Хотите сэкономить своё время? Тогда этот тренинг для вас!

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблицВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»

Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников

В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах  и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.

Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.

Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.

Как развить речь ребенка

Как развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных

Синквейн – как эффективный метод развития образной речи дошкольников

Подготовила:

Лазебная Елена Ивановна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 13

«Солнышко»

Синквейн – как эффективный метод развития образной речи дошкольников

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников является технология Синквейн, позволяющая быстро получить результат.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

       Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятия в детском саду и на уроках в школе.   Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

       Эти строчки похожи на японские лирические стихи хоку и танка. Хоку – японское трёхстишие и танка – пятистишие, где слова минимальны, но каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

       Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

Карээда ни карасу но томарикэри аки но курээ.
На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер.

Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

   Давайте попробуем вместе составить синквейны

 «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
  1. Дом
  2. Какой? – высокий, родной
  3. Что делает для нас хорошего?  укрывает, защищает, греет
  4. Афоризм, поговорка или ваше мнение о доме-  самое хорошее место в мире
  5. Ваше отношение к дому? – люблю!
  1. Друзья–
  2. Какие?  весёлые, смешные
  3. Что делают? играют, рисуют, поют-
  4. Афоризм, выражение, пословица.Дружба крепкая не сломается
  5. Синоним, или ваше отношение к друзьям   нам весело

3.  Гимн

2.Какой?  государственный, торжественный,

3.Что делает?  славит, волнует, звучит

4. Отношение автора к гимну- –  главная песня страны

5. Главная мысль о гимне-  Похвала!

А теперь давайте вместе с вами попробуем:

1. «Россия»

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

Лучше нет родного края!

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать Россию?

(страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Советы педагогам:

1.  Начиная учить детей составлять синквейны мы предлагаем детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т. д.)

2.  Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

      На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. 

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. 
К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. 

Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

Скажу честно, сразу не всем детям это нравится, но со временем появляется интерес. Тем, кому это особо нравится, мы предлагаем более сложные темы, или просим составить синквейн – загадку (без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь).

Синквейн-загадки.

В работе с детьми можно использовать синквейны-загадки, когда детям называется 2,3,4. И 5я строка, а дети должны отгадать, о чем идёт речь, и какое слово стояло в 1й строке.

Примеры синквейнов-загадок:

1.  Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет – если она сильна – непобедима страна – горжусь! (армия)

2.  мудрые, добрые – живут, помнят, стареют – шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой! (ветераны)

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Выводы о синквейне:

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Примеры детских дидактических синквейнов

Лексическая тема: «Наш город»

1. Губкин.

2. Красивый, зеленый.

3. Растет, хорошеет, развивается.

4. Я живу в этом городе.

5. Моя Родина.

Лексическая тема: «Международный женский день»

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

5. Волшебница.

Лексическая тема «Игрушки»
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

Лексическая тема «Транспорт»
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.

Лексическая тема «Времена года»
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.

***

1. Осень

2. Солнечная, тёплая.

3. Дарит, светится, радует.

4. В парке осыпаются листья.

5. Золото, красота, счастье!

***

1. Осень

2. Серая, холодная

3. Дождит, шумит, прячет.

4. Люди смотрят в окна.

5. Грусть, тоска, сырость!

***

1. Осень

2. Золотая, поздняя

3. Наступает, раскрашивает, грустит

4. Я люблю золотую осень

5. Листопад

Лексическая тема «Деревья»

1. Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза — символ России.
5. Дерево.
***

1. Ель

2. Душистая, чудесная.

3. Растет, веселит, радует.

4. Я люблю зимнюю ель.

5. Зима, новый год, детство.

Лексическая тема «Мои любимые праздники»

1. День рождения

2. Яркое, незабываемое

3. Поздравляют, дарят, любят

4. Счастливое торжество раз в году

5. Праздник

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

Лексическая тема «Дикие животные

1. Заяц 

2. Белый, пушистый. 

3. Скачет, прячется, боится 

4. Я жалею зайца. 

5. Дикие животные. 

Лексическая тема «Детский сад»

1. Наша группа

2. Весёлая, дружная.

3. Учимся, играем, танцуем.

4. Наш любимый детский сад.

5. Мы — дружные ребята!

***

1. Дети

2. Любимые, ласковые.

3. Играют, радуют, умиляют

4. Дети — цветы жизни

5. Счастье.

Лексическая тема «Домашние животные»

1. Котёнок

2. Чёрненький, пушистенький.

3. Играет, спит, ест

4. Он мой друг

5. Домашнее животное.

Лексическая тема «Дом. Семья»

1. Дом

2. Большой, красивый.

3. Защищает, греет.

4. Нужен всем людям

5. Убежище.

***

1. Семья

2. Прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая

3. Гордится, заботится, помогает, любит, надеется

4. Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.

5. Мой дом! Любимая. Родная.

Лексическая тема «Ягоды»

1. Арбуз

2. Круглый, вкусный.

3. Катится, растёт, зреет

4. Арбуз – это большая ягода.

5. Лето.

Лексическая тема «Овощи. Фрукты»

1. Помидор

2. Круглый, красный

3. Растет, созревает, краснеет

4. Помидор – сочный овощ

5. Огород

***

1. Яблоко

2. Круглое, сочное

3. Висит, спеет, наливается

4. Яблоки растут в саду

5. Яблочный пирог

Опубликовано:

03 января 2023, 14:48

Улыбающийся мальчик в зеленой футболке с принтом в виде солнца стоит возле стола и держит в руках ручку. На столе стоит коробка с карандашами, глобус, кубики и лежит раскрытая тетрадь
Мальчик делает уроки: Pixabay

Синквейн используют в дидактических целях в школьном образовании. Нерифмованный стих считают эффективным методом развития образной речи у детей. Как развивать ребенка с помощью синквейна и как его составлять, знают педагоги и авторы синквейнов Дмитрий Петров, Светлана Яковлева, Татьяна Нестерова, Оксана Федосова.

Что нужно знать о синквейне

Что такое синквейн? Синквейн — стихотворная форма, появившаяся в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Слово «синквейн» происходит от французского «cinquains» (‘пятистишие’). Нерифмованный текст состоит из пяти строчек, выстроенных по определенной схеме.

Появление синквейна объясняют попыткой европейцев подчинить себе магическую форму японской поэзии. Прародителями необычного пятистишия считаются японские хайку, ута и сэдока. Впервые синквейн на обсуждение критиков представила в начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Преимущества такой стихотворной формы:

  • общедоступность;
  • конспективность;
  • емкость содержания.

Автор блога Дмитрий Петров дает примеры нескольких строфических модификаций, разработанных в жанре синквейна:

  • синквейн-бабочка (состоит из 9 строк в соотношении 2–8–6–4–2–8–6–4–2);
  • обратный синквейн в соотношении слогов 2–8–6–4–2;
  • зеркальный синквейн: 2 синквейна, один из которых пишется по обычной (2–4–6–8–2), а второй по обратной схеме (2–8–6–4–2);
  • корона синквейнов (пять синквейнов образуют стихотворение);
  • гирлянда синквейнов (по примеру «венка сонетов»).

Учительница сидит, держит в руках книгу и рассказывает урок ученикам. Ученик в синих джемперах сидят за партами и слушают учителя

Учительница проводит урок: Pixabay

Отдельным видом пятистишия считают дидактический синквейн. Его широко используют в педагогической практике для раскрытия темы и закрепления информации, полученной на уроке.

Дидактический синквейн отличается от поэтического текста тем, что в нем необязательно придерживаться слоговой системы (22 слога) и можно отступать от правил. Например, главная тема или резюме могут формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех–пяти слов, а действия описываются составными сказуемыми.

Чтобы синквейн сложился в уникальную стихотворную форму, необходимо мысль перевести в образ. Этим приемом часто пользуются учителя, преподающие язык и литературу в старших классах. Светлана Яковлева, автор научной статьи «Методы синквейна для изучения разных регионов», считает, что синквейн — эффективный метод интерактивного обучения и объективный способ диагностики результатов сформированных компетенций.

Для младшей и средней школы синквейн подходит как прием в развитии образного мышления и речи у детей. Пятистишие помогает анализировать образы, события, моральные ценности. В необычной стихотворной форме можно легко передать мысли и впечатления от прочитанного произведения, определить свою позицию и выразить коротко отношение к другим людям.

Девочка с длинной косичкой в красной футболке сидит за столом и пишет в тетради

Девочка пишет: Pixabay

Как составить синквейн?

При составлении классического синквейна важно сохранить правильную слоговую систему. Всего должно насчитываться 22 слога. По строкам их разбивают в соотношении 2–4–6–8–2, что соответствует законам силлабо-тоники. Авторы научной статьи «Возможности синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с моторной алалией» Татьяна Нестерова, Оксана Федосова рекомендуют составлять нерифмованное пятистишие по такому принципу:

  • В первой строке ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему.
  • Во второй строке — 2 прилагательных, описывающих основное понятие.
  • В третьей строке размещают 3 глагола, раскрывающих действие.
  • Четвертая строка содержит афоризм (фразу или предложение), показывающее отношение к теме.
  • В пятой строке завершающим становится одно слово — синоним к основной теме.

При составлении дидактического или поэтического синквейна начинайте со слова, связанного с основным понятием или темой.

Как сделать синквейн на тему «Семья»? Подберите к слову «Семья» синонимы, прилагательные и глаголы. Расставьте их в правильной очередности, учитывая количество слогов в каждой строчке.

***

Семья.

Крепка, сильна.

Греет, хранит, верит.

Моя детская колыбель.

Гранит.

***

Как составить синквейн про любовь? Раскрывая такое широкое понятие, как любовь, используйте синквейн-бабочку с расширением по схеме 2–8–6–4–2–8–6–4–2.

***

Любовь!

Безграничная, верная.

Вдохновляет, ценит.

Моя душа!

Мечта!

Парящая, душевная.

Не забывается.

Носит на руках.

Роман!

***

Женщина с короткой стрижкой сидит в библиотеке и читает книгу мальчику. Мальчик одет в клетчатую рубашку

Мама читает сыну книгу: Unsplash/Adam Winger

Необычные стихи становятся востребованными, если нужно выразить коротко отношение к человеку. Какой есть пример синквейна о бабушке? Наполните пятистишие самыми теплыми словами, которые с ней ассоциируются. Необязательно придерживаться слоговой схемы, если стих дидактический.

***

Бабушка!

Любимая, родная.

Обнимает, целует, гладит.

Воспоминания с детства.

Бабуля!

***

Слов для родного человека найдется много. Если они не укладываются в 5 строк, расширьте синквейн о бабушке до 9 строк или составьте зеркальный вариант, состоящий из двух стихотворений по обычной (2–4–6–8–2) и обратной схеме (2–8–6–4–2):

***

Бабушка!

Родная моя!

Ждет, доверяет.

Вспоминает обо мне всегда.

Бабуля!

Бабуся!

Любит своих внуков сердцем.

Поддерживает нас.

Ласковая!

Старушка!

***

Составлять такие пятистишия можно по любому поводу. Они заменят привычное поздравление с праздником, помогут выделить главное в прочитанном тексте. Детям синквейны развивают память, тренируют навыки быстрого подбора синонимов, ускоряют составление ассоциативной цепочки.

Креативная девочка

Девочка креативно мыслит: Freepik

Составление синквейнов — занимательное занятие для взрослых и детей. Главное — разобраться в правилах составления этих стихов и немного потренироваться, подбирая простые понятия и слова, с которыми сталкиваетесь каждый день.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1734469-cto-takoe-sinkvejn-i-kak-ego-sostavit/

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном
возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно
регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне. Как они
помогают в развитии речи?

Что такое синквейн

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших
дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не
умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно
выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов
частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными
педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельности  и на
уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять
синквейны в форме игры.

Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети — цветы жизни
Счастье

Эти строчки похожи на японские лирические
стихи. Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное
слово?

Синквейн — слово французское, в переводе
означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное
стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на
решение определенной задачи.

Сравнительно
недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной
деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в
материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение,
анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество,
подчиненное определенным правилам.

                           
Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из
    одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о
    котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание
    признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или
    деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение,
    состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора
    синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для
    выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором
    говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или
    повторение сути, синоним.

Предполагается,
что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления
синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3
до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.
Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример
синквейна «Наша группа».

Наша
группа

Весёлая, дружная.

Учимся,
играем, танцуем

Наш любимый дом
Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу,
обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно,
грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.
Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря.
Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не
только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно
ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают
буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с
вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что
сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль,
отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные
нерифмованные стихотворения.

Алгоритм
синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая
направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые
главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно
формулировать свои высказывания.

Составление
синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь,
мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили,
что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять
главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть
феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе
«Мышление и речь».

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может
    реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание
    по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии,
    анализа и синтеза полученной информации.

Примеры
некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

1.
Котёнок

Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

2.
Дом

Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище

3.
Арбуз

Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит,
    надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе
    — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою
    семью.)
  5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка
    общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При
составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять
синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать
образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь
наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться
составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного
осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо
помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на
вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных
стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей
игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже
мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно
возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться
своими достижениями!

                                 
Выводы о синквейне

  • Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские
    стихотворения.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации
    главную мысль.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное
    занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных
    нерифмованных стихов.
  • Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети
    могут сравнить синквейны и оценивать их
  • Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать
    элементы всех трех основных образовательных систем: информационной,
    деятельностной и личностно ориентированной

·        
Данный метод может легко интегрироваться с другими
образовательными областями программы, а простота построения  синквейна 
позволяет быстро получить результат.

Совет:
Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным
рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Иванова Людмила Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с «Золотая рыбка» с. Печерск
Смоленского района Смоленской области

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

План проведения мастер-класса

  1. I.      Теоретическая часть:
  • —Что такое «Синквейн».
  • —Актуальность «Синквейна»;
  • —Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
  1. II.      Практическая часть:
  • —Совместная работа с педагогами с показом  на экране.
  • —Обсуждение полученных результатов.

III.     Подведение итогов.

Рекламное сообщение   

Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

1 слайд

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.

Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.

На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

  • – Кто?
  • – С кем?
  • — Где?
  • — Когда?
  • — Что делали?
  • — Что им сказали?
  • — Чем все закончилось?

(зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры).

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

  1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

  • – открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;
  • – способствует обогащению и актуализации словаря;
  • – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
  • – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • – используется  для закрепления изученной темы;
  • – является игровым приемом;
  • – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3 слайд

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

4 слайд

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,  изданное в 1914 году.

5 слайд

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного  синквейна, и вы легко запомните это правило.  Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……

(тему и ответы записываю на доске)

Зачитываю весь сиквейн.

  1. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.

А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».

( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод  поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте,  уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!

Материал представлен на конкурс “Веселая логика”

Скачать (PPTX, 1.94MB)

Памятка  по составлению синквейна

Скачать (DOCX, 200KB)

Понравилась конкурсная работа?

На забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий!!!

Добавить комментарий