Синквейн как составить в детском саду

«Использование инновационной технологии Синквейн» в речевом развитии дошкольников.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

Принятие ФГОС в ДОУ требует от воспитателей более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, т.к  роль воспитателя является развивающей и направляющей.

Поиск подхода к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять больше внимания применению инновационных технологий и методов.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания «синквейна».

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи – это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи – чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные),

слова-признаки (прилагательные),

слова-действия (глаголы),

слова-предметы (существительные).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

– Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

– Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

– Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)

– Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

Составь «Синквейн по образцу»

«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

«Чужое слово». Аналогичное задание.

«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

«Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

«Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

«Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Закрепляет знания детей об окружающем мире.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

Формирует грамматический строй.

Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

Оформлять мысль в виде предложения

Подготавливает к составлению описательного рассказа.

Развивает творчество.

Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

Является диагностическим инструментом.

Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..

Поддерживает интерес к обучению.

Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.

Лексическая тема «Времена года»

1. Листья

2. Осенние, желтые
3. Падают, летят, растут.
4. Люблю собирать листья.
5. Осень

1. Зима

2. Белая, волшебная
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Люблю кататься на горке
5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Я люблю зиму.
5. Новый год

1. Зима.

2.Морозная, снежная.
3.Кататься, гулять, мерзнуть.
4.Самое холодное время года.
5.Мороз.

1.Весна

2.Журчащая, грязная.
3.Льет, согревает, растет.
4.Появляется зеленая травка.
5.Слякоть.

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Рыжая, пушистая
3.Ловит, ест, крадется
4. хитрит и ест мышей
5. Дикое животное

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя
3. Мяукает, царапает, прыгает
4. Люблю котенка гладить
5. Домашнее животное

1. Медведь

2.Большой, косолапый.
3.Ревет, лакомится, переваливается.
4.Медведь любит лакомиться медом.
5.Лес

1. Собака

2.Умная, верная
3.Охраняет, спасает, лает
4.Собака – самый верный друг
5.Дом

1. Волк

2.Сердитый, голодный
3.Охотится, рыщет, догоняет
4.Волк живет в лесу.
5.Хищник

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор
2. Красный, вкусный
3. Поливать, растить, ухаживать
4. Он очень красивый
5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый
3. Растет, зреет, висит
4. Люблю есть огурцы
5. Огород 

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая
3. Растет, варится, сидит
4. Люблю её кушать
5. Полезный овощ

1. Свекла

2. Красная, вкусная 
3. Растет, вылезает из земли, вянет
4. Свекла растет на грядке 
5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая
3. Продается, растет, варится
4. Капусту выращивают люди
5. Пирожки с капустой

1. Лето.

2.Жаркое, знойное.
3.Загораем, собираем, купаемся.
4.Много свежих фруктов и овощей.
5.Море

1.Осень.

2.Золотая, слякотная.
3.Заготавливаем, грустим, собираем.
4.Березы надели золотой наряд.
5.Дождь.
1. Весна,
2Журчащая, зеленеющая,
3Тает, распускается, растет,
4Природа просыпается вновь,
5Радость.
Наслаждаемся всеми прелестями лета:
1. Лето,
2Теплое, жаркое,
3Цветет, ласкает, радует,
4Раздолье для детей и взрослых,
5Праздник

Лексическая тема «Грибы и ягоды»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.
3. Стоит, растет, прячется
4. Люблю жареные грибы
5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.
3. Лежит на земле, прячется, растет.
4. Не люблю есть грибы.
5. Лес

1. Клубника

2.Сладкая, вкусная
3.Созревает, наливается, краснеет
4.На грядке растет клубника
5. Лето

1. Крыжовник

2.Колючий, кислый
3.Висит, зреет, растет
4.В саду у бабушки растет крыжовник
5.Огород

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное
3. Лежит на тарелке, висит на ветке.
4. Люблю яблочный компот
5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая
3. Продается, моется, лежит
4. Я люблю грушу
5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.
3. Лежит, висит, чистится
4. Апельсин можно поделить на дольки
5. Апельсиновый сок

1. Банан

2. Желтый, сладкий
3. Мыть, снимать кожуру, есть
4Бананы любят все
5. Банан – это фрукт

Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»

“Гуси-лебеди”

БАБА – ЯГА

Злая, грязная.
Летает, ест, садит в печку.
Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках.
Злой герой.

Девочка

Легкомысленная, маленькая.
Играет, забывает, теряет.
Не выполнила просьбу родителей.
Малышка.

Девочка

Решительная, смелая.
Догоняет, отбирает, возвращает.
Не испугалась и вернула брата домой.
Умница.

Девочка

Добрая, заботливая.
Играла, спасала, убегала.
Спасла братика.
Сестричка.

Гуси-лебеди

Коварный, злые.
Похищают, уносят, служат.
Гуси-лебеди служили злой Бабе-Яге.
Злодеи.

Гуси-лебеди

Сильные, злые.
Крадут, уносят, забирают.
Унесли с собой Иванушку.
Злодеи.

Печка

Русская, добрая.
Просит, угощает, помогает.
Печка прячет детей.
Помощница.

Яблонька

Ветвистая, высокая.
Укрывает, просит, помогает.
Яблонька угощала наливными яблочками.
Спасительница.

Иванушка

Маленький, беззащитный.
Играет, плачет, бежит.
Иванушку украли гуси-лебеди.
Мальчик.

“Три поросенка”

Наф-Наф

Серьезный, трудолюбивый
Строит, заботится, защищает
Спасает своих братьев в каменном доме
Герой

Ниф-Ниф

Веселый, беззаботный
Хвастает, ленится, спасается
Не любит трудиться
Лентяй.

Нуф-Нуф

Глупый, хвастливый
Веселится, поет, хвастает
Не думает о зиме и волке
Поросенок.

Волк

Кровожадный, хитрый
Сдувает, грызет, лезет
Поделом попал в кипящую воду
Хищник

Дом

Каменный, надежный
Стоит, защищает, укрывает
Настоящая крепость для поросят
Убежище.

«По щучьему веленью»

ПЕЧКА

Каменная, кирпичная.
Погреться, поехать, спрятаться.
На ней Емеля катается.
Находится в доме.

Емеля

Ленивый, добрый
Лежит, спит, разговаривает
Емеля пожалел щуку
Добрый герой

Щука

Говорящая, добрая.
Исполняет, служит, помогает.
Щука помогает Емеле.
Волшебство

«Репка»

Вкусная, большая
Выросла, созрела, сидит (в земле)
Посадил дед репку
Сказочная репка

«Дед»

Старенький, трудолюбивый
Тянет, зовет (на помощь), вырастил (репку)
Позвал дед бабку.
Семья

«Красная шапочка»

Красная шапочка

Отважная, смелая.
Идет, несет, разговаривает.
Девочка несет пирожки бабушке.
Добрая девочка

Красная шапочка

Послушная, беззаботная
Поет, не спешит, удивляется
Волк обманывает девочку и бабушку
Доверчивая девочка

Бабушкка

Старенькая, беспомощная
Лежит, вяжет, ждет
Бабушка любит свою внучку
Любовь

Волк

Голодный, хитрый
Рыщет, обманывает, спешит
Волк обманул Красную шапочку
Обманщик

«Мойдодыр»

Мойдодыр.
Хороший, добрый.
Радуется, улыбается, учит.
Я люблю мультфильм про Мойдодыра.
Мойдодыр – умывальник

Мальчик

Грязный, непослушный.
Пачкается, играет, убегает.
Не любит умываться.
Грязнуля.

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Волк

Голодный, хитрый
Рыщет, обманывает, спешит
Волк обманул Красную шапочку
Обманщик

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая
3.Притворяется, ест, обманывает
4. Лиса съела всю рыбку.
5. Плутовка

«Волшебные предметы»

КАРЕТА

Королевская, золотая.
Перевозит, ездит, стоит.
Карета в сказке «Золушка» волшебная
Это транспорт.

САПОГИ – СКОРОХОДЫ

Быстрые, кожаные.
Несут, доставляют, выручают
Волшебная обувь.

ШАПКА – НЕВЕДИМКА

Волшебная, невидимая.
Надевать, носить, прятаться.
Шапка-неведимка спасает сказочныхгероев.
Это волшебный головной убор.

КОВЁР – САМОЛЁТ

Волшебный, быстрый.
Летает, приземляется, переносит.
Это летающая машина. Волшебный транспорт.

«Методические
рекомендации по использованию технологии синквейн в развитии речи дошкольников»

Старший воспитатель: МКДОУ Тогучинского
района «Тогучинский детский сад №1»

Раквова М.В.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в
школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с
речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это
происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний
день отличается активным ростом новых развивающих технологий,
многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких
эффективных методов развития речи ребенка,
который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над
созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

   Что  же такое синквейн?

Изначально синквейн
возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века
американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Для педагогов дошкольников интересен
дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и
письмо.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического
мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая
стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания
своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое
литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти
строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН  это средство творческого самовыражения.

В переводе с
французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти
строк, которое пишется по определенным правилам.

Для чего
используется:

обогащает словарный
запас;

подготавливает к
краткому пересказу;

учит формулировать
идею (ключевую фразу);

позволяет
почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила
написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть
тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее
из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом,
высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое
выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте
с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, слово-ассоциация, которое дает
новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое
соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или
пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и
других частей речи.

Цель
применения
 синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР (да и детей не
имеющих нарушений) – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом, формирование у детей умения
находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать
выводы и кратко их формулировать.

Подготовительным
этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на
уточнение, расширение и совершенствование словаря по разным лексическим группам
и темам и составление детьми загадок (с помощью воспитателя).
Игры включаются в разные виды деятельности детей, в
режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность. Например,
игры по лексической теме наиболее близкой детям «Игрушки», «Узнай игрушку», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один- много», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Чего не хватает?», «Кто что делает?», «Назови часть целого» и
др. В практике работы с детьми дошкольного возраста
используются три основных модели составления загадок:


Какой? – Что бывает таким же?


Что делает? – Что (кто) делает так же?


На что похоже? – Чем отличается?

Актуальность

Актуальность
технологии «синквейн»
 заключается в следующем:

§ 
Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой
речевого развития.

§ 
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной
лексической темы.

§ 
Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует
словарную работу.

§ 
Учит определять грамматическую основу предложений.

§ 
Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное
мышление.

§ 
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи,
чувства и представления в нескольких словах.

Предварительная
работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими
дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой
и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и
связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою
мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором
данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую
лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной
группы, служат темами синквейнов.

Технология
синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются
поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать
работу воспитателя.


гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает
общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает
индивидуальный, дифференцированный подход.


способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.


является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить
уровень усвоения ребёнком пройденного материала.


носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но
способствует развитию памяти, внимания, мышления.

 Теоритическая часть

Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную
технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, отметила
В.М. Акименко «Новые педагогические технологии», способствующая внести в работу
новые способы взаимодействия педагога и ребёнка.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от
французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк,
которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка –
одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка –
два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка – три
слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка
-предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка –
слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Н.Д.Душка
в своей работе «Синквейн в работе по развитию речи»,основной чертой синквейна
выделяет его вариативность. Могут быть использованы такие варианты работы как:
краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих
в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ
неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн
без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих ее
определить); полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексики.

Процедура
составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы
всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и
личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими
образовательными областями коррекционной программы, а простота построения
синквейна позволяет быстро получить результат, Акименко В.М. «Развивающие
технологии в логопедии».

Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной
возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с
детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем –
индивидуально. Для детей, не
владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому
они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с
родителями и«читают
их»
 в поэтическом
кресле под музыку для всех детей.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения
темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

К примеру: Начало непосредственно образовательной
деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом?
Что думаете? Как относитесь?»
 Это
уже элемент синквейна.
Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для
восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу
изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения
темы. Изучение темы завершено. Синквейн – достойный итог изучения нового
материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание,
оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В
конечном итоге, при детальном анализе синквейнов,
легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.

На
следующем этапе задания усложняются:


составление краткого рассказа по готовому синквейну;

 коррекция и
совершенствование готового синквейна;


анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн – загадка(например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались,
о чем идет речь) и т. п.

Пример синквейна. Лексическая тема «Игрушки»

1.
Мяч

2.
Круглый, гладкий

3.
Прыгает, катится, сдувается

4.
 у меня есть круглый, гладкий мяч.

5.
Игрушка

Учитывая,
что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс
познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это
увлекательная и интересная игра.

Уместно
начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с
использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки
дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто
что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн
можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с
одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На
втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря;
составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме,
выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или
объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить
детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать
знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При
составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление
краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих
в состав последнего);

составление
синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция
и совершенствование готового синквейна;

анализ
неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн
без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее
определить).

Практическая часть.

Один
из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Логопед
предлагает детям вместе с девочкой Арай придумать короткое стихотворение про
самолет.

1
Что это? (самолет)

2
Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

3 Самолет
что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)

4
Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет)

5
Назови другим словом (воздушный транспорт)

Второй
вариант это «Ёлочка»

Предположим,
что лексической темой будет «Деревья»

1
Что это? (это яблоня)

2
Яблоня какая? ( яблоня ветвистая, яблоня высокая)

3
Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить
корень)

4
Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет
яблоня)

5
Назови другим словом (дерево).

Третий
вариант схемы «Пирамида»

Можно
использовать на занятиях основы грамоты.

1
Что это? (Буква А)

2
Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)

3
Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)

4
Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А).

5
Назови другим словом. ( Гласный звук)


Четвертый  вариант  «Матрешки»  

Лексическая
тема «Посуда»

1
Что это? (кастрюля)

2
Какая она? ( металлическая, большая)

3
Что мы с ней можем сделать? ( Помыть, поставить на плиту, замарать).

4
Составь предложение. ( Мама варит суп в кастрюле).

5
Назови другим словом. ( Посуда)

Пятый
вариант схемы синквейн « Кубики»

Лексическая
тема «Зима»

1
Что это? (зима).

2
Какая она? (зима морозная, зима долгая)

3
Что делают зимой? ( зимой катаются, зимой мерзнут, зимой одеваются потеплее)

4
Составь предложение. ( Зимой я люблю кататься на санках).

5
Назови другим словом. (мороз)

(схемы
используются разные ,каждый подбирает по ситуации)

Заключение

Итог: таким образом метод
синквейн органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает
возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала,
носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным,
творческим участником образовательного процесса. Применение методики
дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:

1. У детей сформирован интерес к познанию
объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным,
временным отношениям.

2. Закреплены знания детей о словах –
предметах, словах – признаках, словах – действиях.

3. Активизировано употребление в речи
детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.

4. Совершенствован вербальный анализ и
синтез.

5. Развито ассоциативное мышление.

6. Развито умение детей размышлять,
рассуждать на заданную тему.

Считаю, что
чем разнообразней будут схемы синквейна тем, больше будет интереса у детей с
общим недоразвитием речи  отвечать на занятия, что положительно будет влиять на
развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных
способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.

Список использованной и
рекомендуемой литературы

1.     Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов
н/Д., 2011.

2.     Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

3.     Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.
Журнал «Логопед», №5 (2005).

4.     Коноваленко  В.В.
 Родственные  слова.  Лексико – грамматические  упражнения
 и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМ  и
 Д – Москва, 2009.

5.     Ушакова  О.С.,
 СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей
 дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.

6.     Ушакова  О.С.  «
Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера,
2005.

7.     Ушакова О.С.  « Придумай
 слово ». – Т.Ц.  Сфера, 2010.

8.      Лалаева Р. И. ,Серебрякова Н. В.
Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников(формирование лексики и
грамматического строя)
 СПб.
1999.

9.      Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального
детского сада. М. ,1999.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн.

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. В дидактическом синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи – это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи – чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним,обобщающееслово.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

  • слова-предметы (существительные),
  • слова-признаки (прилагательные),
  • слова-действия (глаголы),
  • слова-предметы (существительные).

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный 

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями«слово-предмет»«слово-определение»«слово-действие»«слово-ассоциация»«предложение», введение символов этих слов.

Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:

– Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?»«Отгадай загадки»«Узнай по описанию»«Скажи, какой? какая? какое? какие?»«Подбери признаки»«Кто что делает?» и другие.)

Дидактические игры «Найди пару»«Кто что делает?»«Слова с противоположным значением» и др.

– Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)

– Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки»«Что мы делаем – не скажем»«Живые слова» и другие.)

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

  1. «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
  2. «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
  3. Составь «Синквейн по образцу»
  4. «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
  5. «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
  6. «Чужое слово». Аналогичное задание.
  7. «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

  1. «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
  2. «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
  3. «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
  4. «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
  5. «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?

Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. 

Закрепляет знания детей об окружающем мире.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.

Формирует грамматический строй.

Помогает наиболее полно и точно. Правильно выразить свою мысль.

Оформлять мысль в виде предложения

Подготавливает к составлению описательного рассказа.

Развивает творчество.

Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?

Является диагностическим инструментом.

Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..

Поддерживает интерес к обучению.

Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Использование технологии «Синквейн»

Использование технологии «Синквейн»

Использование технологии «Синквейн»

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.

Лексическая тема «Времена года»

1. Листья

2. Осенние, желтые
3. Падают, летят, растут.
4. Люблю собирать листья.
5. Осень

1. Зима

2. Белая, волшебная
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Люблю кататься на горке
5. Холод

1. Зима

2. Холодная, снежная.
3. Морозит, наступает, приходит.
4. Я люблю зиму.
5. Новый год

1. Зима.

2.Морозная, снежная.
3.Кататься, гулять, мерзнуть.
4.Самое холодное время года.
5.Мороз.

1.Весна

2.Журчащая, грязная.
3.Льет, согревает, растет.
4.Появляется зеленая травка.
5.Слякоть.

Лексическая тема «животные»

1. Лиса

2. Рыжая, пушистая
3.Ловит, ест, крадется
4. хитрит и ест мышей
5. Дикое животное

1. Кошка

2. Ласковая, домашняя
3. Мяукает, царапает, прыгает
4. Люблю котенка гладить
5. Домашнее животное

1. Медведь

2.Большой, косолапый.
3.Ревет, лакомится, переваливается.
4.Медведь любит лакомиться медом.
5.Лес

1. Собака

2.Умная, верная
3.Охраняет, спасает, лает
4.Собака – самый верный друг
5.Дом

1. Волк

2.Сердитый, голодный
3.Охотится, рыщет, догоняет
4.Волк живет в лесу.
5.Хищник

Лексическая тема «Овощи»

1. Помидор
2. Красный, вкусный
3. Поливать, растить, ухаживать
4. Он очень красивый
5. Салат

1. Огурец

2. Сочный, большой, зеленый
3. Растет, зреет, висит
4. Люблю есть огурцы
5. Огород 

1. Морковь

2. Вкусная, сладкая
3. Растет, варится, сидит
4. Люблю её кушать
5. Полезный овощ

1. Свекла

2. Красная, вкусная 
3. Растет, вылезает из земли, вянет
4. Свекла растет на грядке 
5. Огород

1. Капуста

2. Зеленая, хрустящая
3. Продается, растет, варится
4. Капусту выращивают люди
5. Пирожки с капустой

1. Лето.

2.Жаркое, знойное.
3.Загораем, собираем, купаемся.
4.Много свежих фруктов и овощей.
5.Море

1.Осень.

2.Золотая, слякотная.
3.Заготавливаем, грустим, собираем.
4.Березы надели золотой наряд.
5.Дождь.
1. Весна,
2Журчащая, зеленеющая,
3Тает, распускается, растет,
4Природа просыпается вновь,
5Радость.
Наслаждаемся всеми прелестями лета:
1. Лето,
2Теплое, жаркое,
3Цветет, ласкает, радует,
4Раздолье для детей и взрослых,
5Праздник

Лексическая тема «Грибы и ягоды»

1. Гриб

2. Съедобный, старый.
3. Стоит, растет, прячется
4. Люблю жареные грибы
5. Полянка

1. Боровик

2. Белый, вкусный, холодный.
3. Лежит на земле, прячется, растет.
4. Не люблю есть грибы.
5. Лес

1. Клубника

2.Сладкая, вкусная
3.Созревает, наливается, краснеет
4.На грядке растет клубника
5. Лето

1. Крыжовник

2.Колючий, кислый
3.Висит, зреет, растет
4.В саду у бабушки растет крыжовник
5.Огород

Лексическая тема «Фрукты»

1. Яблоко

2. Круглое, сочное
3. Лежит на тарелке, висит на ветке.
4. Люблю яблочный компот
5. Дерево

1. Груша

2. Зеленная, сладкая
3. Продается, моется, лежит
4. Я люблю грушу
5. Дом

1. Апельсин

2. Оранжевый, вкусный.
3. Лежит, висит, чистится
4. Апельсин можно поделить на дольки
5. Апельсиновый сок

1. Банан

2. Желтый, сладкий
3. Мыть, снимать кожуру, есть
4Бананы любят все
5. Банан – это фрукт

Синквейн по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»

“Гуси-лебеди”

БАБА – ЯГА

Злая, грязная.
Летает, ест, садит в печку.
Она живёт в сказках, в избушке на курьих ножках.
Злой герой.

Девочка

Легкомысленная, маленькая.
Играет, забывает, теряет.
Не выполнила просьбу родителей.
Малышка.

Девочка

Решительная, смелая.
Догоняет, отбирает, возвращает.
Не испугалась и вернула брата домой.
Умница.

Девочка

Добрая, заботливая.
Играла, спасала, убегала.
Спасла братика.
Сестричка.

Гуси-лебеди

Коварный, злые.
Похищают, уносят, служат.
Гуси-лебеди служили злой Бабе-Яге.
Злодеи.

Гуси-лебеди

Сильные, злые.
Крадут, уносят, забирают.
Унесли с собой Иванушку.
Злодеи.

Печка

Русская, добрая.
Просит, угощает, помогает.
Печка прячет детей.
Помощница.

Яблонька

Ветвистая, высокая.
Укрывает, просит, помогает.
Яблонька угощала наливными яблочками.
Спасительница.

Иванушка

Маленький, беззащитный.
Играет, плачет, бежит.
Иванушку украли гуси-лебеди.
Мальчик.

“Три поросенка”

Наф-Наф

Серьезный, трудолюбивый
Строит, заботится, защищает
Спасает своих братьев в каменном доме
Герой

Ниф-Ниф

Веселый, беззаботный
Хвастает, ленится, спасается
Не любит трудиться
Лентяй.

Нуф-Нуф

Глупый, хвастливый
Веселится, поет, хвастает
Не думает о зиме и волке
Поросенок.

Волк

Кровожадный, хитрый
Сдувает, грызет, лезет
Поделом попал в кипящую воду
Хищник

Дом

Каменный, надежный
Стоит, защищает, укрывает
Настоящая крепость для поросят
Убежище.

«По щучьему веленью»

ПЕЧКА

Каменная, кирпичная.
Погреться, поехать, спрятаться.
На ней Емеля катается.
Находится в доме.

Емеля

Ленивый, добрый
Лежит, спит, разговаривает
Емеля пожалел щуку
Добрый герой

Щука

Говорящая, добрая.
Исполняет, служит, помогает.
Щука помогает Емеле.
Волшебство

«Репка»

Вкусная, большая
Выросла, созрела, сидит (в земле)
Посадил дед репку
Сказочная репка

«Дед»

Старенький, трудолюбивый
Тянет, зовет (на помощь), вырастил (репку)
Позвал дед бабку.
Семья

«Красная шапочка»

Красная шапочка

Отважная, смелая.
Идет, несет, разговаривает.
Девочка несет пирожки бабушке.
Добрая девочка

Красная шапочка

Послушная, беззаботная
Поет, не спешит, удивляется
Волк обманывает девочку и бабушку
Доверчивая девочка

Бабушкка

Старенькая, беспомощная
Лежит, вяжет, ждет
Бабушка любит свою внучку
Любовь

Волк

Голодный, хитрый
Рыщет, обманывает, спешит
Волк обманул Красную шапочку
Обманщик

«Мойдодыр»

Мойдодыр.
Хороший, добрый.
Радуется, улыбается, учит.
Я люблю мультфильм про Мойдодыра.
Мойдодыр – умывальник

Мальчик

Грязный, непослушный.
Пачкается, играет, убегает.
Не любит умываться.
Грязнуля.

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Волк

Голодный, хитрый
Рыщет, обманывает, спешит
Волк обманул Красную шапочку
Обманщик

1. Лиса

2. Хитрая, пушистая
3.Притворяется, ест, обманывает
4. Лиса съела всю рыбку.
5. Плутовка

«Волшебные предметы»

КАРЕТА

Королевская, золотая.
Перевозит, ездит, стоит.
Карета в сказке «Золушка» волшебная
Это транспорт.

САПОГИ – СКОРОХОДЫ

Быстрые, кожаные.
Несут, доставляют, выручают
Волшебная обувь.

ШАПКА – НЕВЕДИМКА

Волшебная, невидимая.
Надевать, носить, прятаться.
Шапка-неведимка спасает сказочныхгероев.
Это волшебный головной убор.

КОВЁР – САМОЛЁТ

Волшебный, быстрый.
Летает, приземляется, переносит.
Это летающая машина. Волшебный транспорт.

Автор:

Григорьева Валентина Леонидовна

педагог-психолог

Бердяндт Марина Александровна

Старший воспитатель МБДОУ “Детский сад№219” г. Барнаул

Мастер-класс « Применение технологии «Синквейн» в дошкольном возрасте»

Мастер-класс 

« Применение технологии «Синквейн» в  дошкольном возрасте»

Цель:

 Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.

 Задачи: 

– Познакомить педагогов с технологией  синквейн.

– Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность  заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного. 

– Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии. 

Основные этапы мастер-класса: 

1 Теоретическая часть. 

2 Практическая часть. 

3 Рефлексия. Итог. 

Продолжительность мероприятия: 30 минут 

Оборудование:  альбомные листы, фломастеры, ручки  на каждого педагога , маркер, ватман.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию  Синквейн в работе с детьми.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

  • 1 строчка – одно существительное;
  • 2 строчка – два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
  • 3 строчка – три глагола, обозначающие действие существительного;
  • 4 строчка – фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
  • 5 строчка – одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои  как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).
  2. Составление синквейнапо прослушанному рассказу или сказки.
  3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейнадля определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
  4. Можно использовать синквейн:

– на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

  1. При составлении синквейновможно использовать соревнование«кто назовет больше нужных слов».
  2. Синквейн– это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности
  • способствует обогащению и актуализации словаря
  • является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы
  • является игровым приемом

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

– придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

– закрепляет знания о частях речи, о предложении;

– значительно активизирует словарный запас;

– совершенствует навык использования в речи синонимов;

– активизирует мыслительную деятельность;

– совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

– стимулирует развитие творческого потенциала.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

Ход импровизации.

Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Давайте вместе с вами произнесем это необычное слово «синквейн», чтобы хорошо его запомнить. 

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Пододвиньте, пожалуйста, поближе к себе лист бумаги и положите его вертикально к себе, как я. В левом нижнем углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке – снизу вверх: от 5 до 1.

Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.

На первый раз предложу вам сама тему«деревья», например. Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.

  1. На 1-й строке, под цифрой 1 – напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева  (я пишу – береза).
  2. На 2-й строке – напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белоствольная, очаровательная).
  3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).
  4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Я люблю сидеть под березой)

  1. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девушка)

– Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой прочту свой синквей я:

«Береза. Белоствольная, очаровательная. Растет, шелестит, завораживает.  Я любуюсь стройной березой! Девушка!»

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (назначить самой 1-2).

Практическая часть

ЖИЗНЬ (1 подгруппа)

длинная

счастливая

течет

бежит

учит

Жизнь дана на добрые дела

дорога

СЕРДЦЕ (2 подгруппа) 

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи?

Дома  научите своих родных и близких составлять синквейны.

Рефлексия

МАСТЕР-КЛАСС 

ТВОРЧЕСКИЙ

АКТУАЛЬНЫЙ

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

ВОЛНУЕТ

ОБЪЕДИНЯЕТ 

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы. 

Мастер – класс «Использование метода «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Иванова Людмила Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с «Золотая рыбка» с. Печерск
Смоленского района Смоленской области

Цель: дать представление об инновационном методе развития речи «Синквейн», о значении этого метода в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного  и наглядно-образного мышления. Показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.

План проведения мастер-класса

  1. I.      Теоретическая часть:
  • —Что такое «Синквейн».
  • —Актуальность «Синквейна»;
  • —Научная концепция и правила составления «Синквейна»;.
  1. II.      Практическая часть:
  • —Совместная работа с педагогами с показом  на экране.
  • —Обсуждение полученных результатов.

III.     Подведение итогов.

Рекламное сообщение   

Добрый день уважаемое жюри, коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше мероприятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

1 слайд

Я хотела бы задать вам загадку:

Творческий, активизирующий.
Развивает, обогащает, уточняет.
Помогает учиться.
Метод.

Это синквейн. И я вам предлагаю поиграть в синквейн, как в детстве. Для этого я приглашаю сидящих на первом ряду коллег.

На листе заготовлены вопросы. Каждый игрок пишет, любой ответ, затем заворачивает и игроки меняются листочками (чтобы не запутаться, передают по кругу). По окончании игры каждый разворачивают листок, оказавшийся у него и по очереди зачитывают.

Вопросы, которые предварительно написанные на листочке.

  • – Кто?
  • – С кем?
  • — Где?
  • — Когда?
  • — Что делали?
  • — Что им сказали?
  • — Чем все закончилось?

(зачитывается «чепуха» которая получилась в процессе игры).

Я благодарю за помощь коллег. Проходите на свои места.

  1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с методикой синквейн. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

  • – открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;
  • – способствует обогащению и актуализации словаря;
  • – является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы;
  • – носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • – используется  для закрепления изученной темы;
  • – является игровым приемом;
  • – составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

3 слайд

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом?

– С детьми старшего возраста.

4 слайд

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».
Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,  изданное в 1914 году.

5 слайд

Правила составления синквейна таковы: синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

  1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?);
  2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?);
  3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?);
  4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Итак, чтобы применить эту методику на практике, мы должны научиться этому сами. Приступим к составлению совместного  синквейна, и вы легко запомните это правило.  Давайте поговорим о личном. Что волнует каждую женщину? Фигура, вес……

(тему и ответы записываю на доске)

Зачитываю весь сиквейн.

  1. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах.

(Приглашаю 6 человек за столы). Я вам предлагаю составить синквейны по рисункам, которые нарисовали наши дети.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас – уважаемые зрители отгадать загадки-синквейны.

А наше компетентное жюри составит загадку- синквейн, которую мы с вами должны будем все отгадать.

Я надеюсь, наши коллеги готовы. Пожалуйста, проходите.

Давайте поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

Все синквейны зачитываются.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».

( на доске нарисованная заранее схема синквейна. Вписываю лучшие ответы и зачитываю, что получилось)

Мастер-класс

Актуальный, творческий
Волнует, объединяет, дисциплинирует
На других посмотреть, да себя показать
Опыт работы

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемый сегодня в мастер-классе метод  поможет вам в дальнейшем, добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станет изюминкой в работе с детьми.  Итак, дерзайте,  уважаемые педагоги. Успехов  в Вашем творчестве. Может быть, мы воспитаем  с Вами не одного поэта.

Спасибо за внимание!

Материал представлен на конкурс “Веселая логика”

Скачать (PPTX, 1.94MB)

Памятка  по составлению синквейна

Скачать (DOCX, 200KB)

Понравилась конкурсная работа?

На забудьте нажать кнопочки соцсетей

и оставить комментарий!!!

Добавить комментарий