Синтаксический разбор как найти определение

Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.

Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).

Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Определить вид предложения по цели высказывания
  2. Характеристика предложения по эмоциональной окраске
  3. Выяснить грамматическую основу
  4. Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
  5. Определить тип односоставного предложения
  6. Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
  7. Определить, полное предложение или неполное
  8. Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
  9. Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
  10. Составить схему предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели высказывания различают предложения:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.

На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.

Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.

Как зовут твою собаку?

Что ты читаешь?

Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.

Присядем на минутку.

Бежим скорее!

2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на

  • восклицательные
  • невосклицательные

Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.

Дети с интересом слушают бабушкину сказку.

Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.

Сколько цветов на лугу!

3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.

4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.

Осеннее небо заплакало мелким дождем.

Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.

Из темной тучи закапало.

5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.

Золотая осень.

Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:

  • определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
  • неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
  • безличные (Быстро стемнело);
  • обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).

6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .

7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.

Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).

8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются

  • однородные члены;
  • обращения
  • вводные слова
  • вставные конструкции
  • обособленные члены предложения.

Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.

9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:

  • подлежащее — одной прямой линией (            );
  • сказуемое — двумя прямыми линиями (            );
  • определение — волнистой линией (            );
  • дополнение — штриховой линией (            );
  • обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка (            ).

Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.

После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.

Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?

Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.

Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.

Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.


Возьмёмся за руки, ребята!

Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.

Возьмёмся за руки, ребята!

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.

Схема:

                ], и [                 ]


Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.

Схема:

       , (на которой                  ),         ]


Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.

Схема:

                 ] : [                  ]

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Тест

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? – Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

образец синтаксического разбора предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) – «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
  • Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

    синтаксический разбор предложения

    Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

На уроках русского языка делается синтаксический разбор предложения, который предполагает не только поиск грамматической основы, но и других членов предложения. С помощью разбора можно понять, какие члены предложения являются главными, какие зависимыми, а какие добавочными. Кроме этого, синтаксический разбор помогает правильно расставить знаки препинания. 

В синтаксис входят слова, которые формируют словосочетания, предложения и, соответственно, текст.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор предложений и слов, и как его делать.

Что такое синтаксический разбор: слова, словосочетания и предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Это напоминает разбор на составные части – представляйте кирпичную стену, которую предстоит собрать.

Существует два типа предложений, которые подходят для синтактического разбора:

Синтаксический разбор включает в себя:

Разбор предложения по членам включает выделение каждого из них с помощью линий (одна черта, две черты, волнистая линия, пунктир, точка тире). Визуальная часть позволяет понять, что именно предстоит разбирать.

Как делать синтаксический разбор предложения: образец-памятка

Разберёмся, как сделать синтаксический разбор предложения. Для этого обратимся к понятию термина и памятке.

Порядок синтаксического разбора простого предложения включает следующие обязательные пункты.

Определить, какое предложение по цели высказывания. Это можно определить по знакам или по интонации:

Далее нужно определить основу предложения и убедиться, что оно действительно простое. Сначала рекомендуется определить, каким оно является (односоставным или двусоставным):

Определить, какое предложение: распространённое или нераспространённое.

Выделить положения, которые усложняют предложение: однородные или обособленные члены предложения. Синтаксический разбор предложения без этого невозможен.

Определить, полное предложение или неполное.

Сделать синтаксический разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются (обычно сверху каждого слова подписывается часть речи: сущ., прилаг., глаг., наречие и т.д.).

Важно соблюдать порядок синтаксического разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.

Подчеркнуть все члены предложения, сделать синтаксический анализ, выделить все составные части и разобрать их.

Синтаксический разбор простого предложения впервые проходят в начальной школе, со временем количество характеристик и сам разбор усложняются. Характеристика предложения включает в себя и смысловую часть, которая позволяет выразить мысль автора наиболее полно.

Синтаксический разбор предложения сложного типа включает в себя все вышеперечисленные пункты, однако требует выделения всех грамматических основ.

Разбор предложения по составу будет выглядеть так:

1. Выделение грамматических основ;

2. Определение частей речи;

3. Синтаксический анализ слов.

Что такое характеристика предложения? 

Это выделение всех особенностей предложения. В неё входят как постоянные, так и непостоянные признаки разных частей речи и предложения. Синтаксический разбор отличается от него тем, что необходимо выделить особенности каждой из представленных частей речи, и определить её роль в предложении, то есть выделить синтаксис.

Иногда приходится делать синтаксический анализ не только предложений, но и слов.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор слова.

Как сделать синтаксический разбор: пример

Рассмотрим пример синтаксического разбора предложения:

Подобный разбор можно подставить под любое предложение. Для закрепления материала попробуйте самостоятельно сделать синтаксический разбор предложения.

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях и словосочетаниях.

Синтаксис занимается разбором словосочетаний, предложений, порядком слов, их ролью в предложениях, а также словосочетаниями и фразеологизмами.

Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, состав и строение предложения.

Определение

Синтаксический разбор словосочетания – это определение грамматического значения словосочетания и средства связи слов внутри него.

Последовательность синтаксического разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения;

2. Определить главное и зависимое слово (поставить вопрос от главного к зависимому);

3. Определить, какой частью речи выражено главное и зависимое слово;

4. Составить схему (модель) словосочетания;

5. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное или наречное;

6. Обозначить средства грамматической связи слов в словосочетании: выделить окончание у зависимого слова и при наличии – предлог. Указать те случаи, когда слова в словосочетании связаны только по смыслу;

7. Определить тип подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;

Образец синтаксического разбора словосочетания

Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин)

1. Роняет тихо – словосочетание;

2. Роняет (как?) тихо, роняет – главное слово, тихо – зависимое;

3. Главное слово – глагол, зависимое – наречие;

4. Над главным словом ставится крестик и рисуется стрелочка по направлению к зависимому слову;

5. Глагольное;

6. Слова связаны только по смыслу;

7. Тип связи – примыкание;

Определение

Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи.

Синтаксический разбор предложения включает следующие шаги:

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания:
    • повествовательное (сообщение, факт)
    • вопросительное (вопрос)
    • побудительное (приказ, призыв к действию)

И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды. (М.Ю. Лермонтов) – повествовательное

Что ты тут написал? Что это такое? (И.Ильф, Е. Петров) – вопросительное

Россия! встань и возвышайся! / Греми, восторгов общий глас! (А.С. Пушкин) – побудительное

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске:

    • восклицательное
    • невосклицательное

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л.Н. Толстой)

Отдаю тебе душу в залог / За твои голубые подснежники. (Н.А. Заболоцкий)

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ:

    • простое (одна)
    • сложное (две и более грамматических основ).

Министерство Любви поддерживало закон и порядок. (Д. Оруэлл) – простое

И вдруг я очутился лицом к лицу с тем самым юношей, который с первого взгляда вызвал в моей душе столь странное волнение. (О. Уайльд) – сложное

Дальнейший разбор выполняется с учётом того, является предложение простым или сложным:

Простое предложение

Сложное предложение

4.  Охарактеризовать предложению по наличию главных членов: двусоставное (есть подлежащее и сказуемое), односоставное (только подлежащее или сказуемое). Если предложение односоставное, указать его тип: определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное;

5. Определить полноту предложения: полное (есть все члены, необходимые для понимания предложения), неполное (некоторые члены опущены и восстанавливаются из контекста);

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов: распространённое (есть второстепенные члены), нераспространённое (нет второстепенных членов);

7. Проверить, осложнено ли предложение. Если да, указать чем – однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами и конструкциями и др.

8. Подчеркнуть члены предложения и указать, какими частями речи они выражены;

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Простое предложение в схеме обозначается квадратными скобками.

4. Охарактеризовать предложение по типу связи между частями: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП), сложноподчинённое (СПП), сложное предложение с разными видами связи;

5. Разобрать каждую часть сложного предложения как простое, начиная с пункта №4 соседнего столбца.

Главная часть в СПП и равнозначные предложения в БСП и ССП обозначаются квадратными скобками, подчинительная часть – круглыми.

Синтаксический разбор простого предложения

существительное наречие глагол глагол предлог существительное союз глагол глагол существительное
Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы.

(И.С. Тургенев)

  1. повествовательное;
  2. невосклицательное;
  3. простое;
  4. двусоставное;
  5. полное;
  6. распространённое;
  7. осложнено однородными сказуемыми;
  8. выполняется прямо в предложении;
  9. Схема:

Синтаксический разбор сложного предложения

прил. сущ. нареч. нареч. глаг. пред. сущ. прил. сущ.
Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на  путешественника сильное впечатление,
союз мест. нареч. глаг. сущ. сущ.  част. дееприч. пр. 
потому что он испуганно обвёл глазами дома, как бы опасаясь в 
мест. сущ. глаг. пред. сущ.
каждом окне увидеть по атеисту.

(М.А. Булгаков)

  1. повествовательное;
  2. невосклицательное;
  3. сложноподчинённое;

4.1. двусоставное; 5.1 полное; 6.1 распространённое; 7.1 осложнено вводным словом;

4.2. двусоставное; 5.2 полное; 6.2 распространённое; 7.2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

9. Схема:

Порядок синтаксического разбора предложения с однородными или обособленными членами остаётся таким же, как и без них. Только следует добавить при их наличии то, что предложение осложнено однородными членами или обособленными, и какими именно.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Сложносочиненное предложение состоит из двух или более равноправных частей, которые соединены при помощи сочинительного союза. Выполняя синтаксический разбор сложносочиненного предложения, нужно помнить о том, что необходимо проанализировать предложение в целом и каждую его часть отдельно.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (сложносочиненное), количество частей;

4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложносочиненного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;;

5. Составить схему предложения. Все части сложносочиненного предложения обозначаются квадратными скобками, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Анна хотела поехать в магазин, расположенный за чертой города, но было поздно, и мы, к счастью, уговорили её перенести поездку на другой день.

Анна (существительное) хотела (глагол) поехать (глагол) в магазин (существительное), расположенный за чертой города (причастный оборот), но было (глагол) поздно (наречие), и мы (местоимение), к счастью (существительное), уговорили (глагол) её (местоимение) перенести (глагол) поездку (существительное) на другой (местоимение) день (существительное).

(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено причастным оборотом; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное; 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом).

[…], но […], и […].

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (сложноподчиненное);

– выделить главное и придаточное предложения, указать место придаточного по отношению к главному;

– если имеется несколько придаточных частей, указать способ соединения частей: последовательное, параллельное или однородное;

– группа сложноподчиненного предложения;

4. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложноподчиненного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;

5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Уверяют, что встреча с черной кошкой предвещает несчастье.

Уверяют (глагол), что встреча (существительное) с черной (прилагательное) кошкой (существительное) предвещает (глагол) несчастье (существительное).

(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное с придаточным изъснительным, состоит из 2 частей: главное предложение – «уверяют», придаточное – «встреча с черной кошкой предвещает несчастье». Первое простое предложение – односоставное, нераспространенное, обобщенно-личное, неосложненное, полное. Второе простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

[…], (что …).

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Сложные предложения по способу соединения простых предложений, из которых они состоят, делятся на союзные и бессоюзные. Части бессоюзного предложения соединятся без союзов, только при помощи интонации и знаков препинания.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (бессоюзное), количество частей;

– определить тип смысловых отношений между частями предложения;

4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав бессоюзного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;

5. Составить схему предложения. Все части бессоюзного предложения обозначаются квадратными скобками. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

Поможешь другу в беде – друг поможет тебе.

Поможешь (глагол) другу (существительное) в беде (существительное) – друг (существительное) поможет (глагол) тебе (местоимение).

При разборе части речи надписываются над словами.

(Повествовательное, невосклицательное, бессоюзное, смысловые отношения условия, состоит из 2 простых предложений; 1 простое предложение – односостваное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

[] – [].

Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи

Существуют сложные предложения, части которых могут быть соединены между собой различными видами связи: союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной.

План разбора

1. Выделить члены предложения;

2. Определить какими частями речи выражены члены предложения;

3. Дать общую характеристику предложению (обычно в скобках):

– какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

– какое это предложение по интонации (восклицательное/невосклицательное);

– вид предложения (сложное), количество частей;

– определить вид связи между простыми предложениями в составе сложного предложения;

– указать средства связи частей сложного предложения (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова, интонация);

4. Разбор каждого отдельного простого предложения, входящего в состав сложного предложения:

– односоставное/двусоставное;

– распространенное/нераспространенное;

– осложнено/не осложнено;

– полное/неполное;

5. Составить схему предложения: квадратными скобками обозначается главное предложения, круглыми – придаточные, союзы остаются в первоначальном виде. При необходимости можно указать в скобках грамматическую основу каждой части (подлежащее – одной линией, сказуемое – двумя).

Образец синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи

Когда на смену надоевшей осени приходит белоснежная зима, то кажется: в жизни началась новая глава.

Когда на смену (существительное) надоевшей (причастие) осени (существительное) приходит (глагол) белоснежная (прилагательное) зима (существительное), то кажется (глагол): в жизни (существительное) началась (глагол) новая (прилагательное) глава (существительное).

При разборе части речи надписываются над словами.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 простых предложений; 1 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное; 2 простое предложение – односоставное, нераспространенное, неосложненное, полное, 3 простое предложение – двусоставное, распространенное, неосложненное, полное).

Когда (…), то [] : [].

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Порядок разбора

  1. Тип предложения (предложение с прямой речью);
  2. Выделить прямую речь и слова автора;
  3. Определить, где находится прямая речь относительно слов автора. Составить схему предложения с прямой речью (П – прямая речь, А – слова автора);
  4. Сделать синтаксический разбор прямой речи;
  5. Сделать синтаксический разбор слов автора;

Образец синтаксического разбора с прямой речью

«Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!» – торжественно произнес директор.

«П!» – а.

Предложение с прямой речью, прямая речь находится перед словами автора, поэтому после нее ставится тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы.

Поздравляю Вас, коллеги, с наступающим Новым годом!

Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением «коллеги», которое не является членом предложения.

Члены предложения выделены следующими частями речи: поздравляю – глагол, вас – местоимение, коллеги – существительное, с – предлог, наступающим – причастие, Новым годом – имя существительное.

… торжественно произнес директор.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.

Члены предложения выделены следующими частями речи: торжественно – наречие, произнес – глагол, директор – существительное.

Задание OGR0221

Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 

  1. Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
  2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
  3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
  4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами.
  5. Предложение 5 сложносочинённое.

1.Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение – это ВЕРНОЕ утверждение, так как в первой части предложения есть только один главный член – сказуемое противопоставляют (Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, …), которое выражено формой 3-го лица множественного числа настоящего времени.

То есть в предложении невозможно указать, кто именно противопоставляет диалог монологу, а только подразумевается кто-то, кого можно обозначить личным местоимением в форме множественного числа они.

2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы – это ВЕРНОЕ утверждение. Выделим грамматические основы:

Диалог (подлежащее) – живая форма общения (сказуемое)он (подлежащее) может длиться (сказуемое) долго; напротив, монолог (подлежащее) – искусственная форма речи (сказуемое), и обычно он (подлежащее) длится (сказуемое) недолго.

3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда – это НЕВЕРНОЕ утверждение, так как правда в этом предложении является вводным словом (Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни). Отметим. что без этого слова предложение не потеряет смысл.

4. Две части предложения 4 осложнены вводными словами – это ВЕРНОЕ утверждение. Выделим вводные слова в каждой из частей: Это объясняется тем, что, во-первых (вводное слово), сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых (вводное слово), сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. Эти вводные слова указывают на отношения между частями высказывания.

5. Предложение 5 сложносочинённое – это НЕВЕРНОЕ утверждение, так как это сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной.

И всё же известная условность (подлежащее) монолога сохраняется (сказуемое) и на сцене, чем объясняется (сказуемое) его постепенное вытеснение (подлежащее) с подмостков: в пьесах нашего времени монолог (подлежащее) занимает (сказуемое) гораздо более скромное место (сказуемое), чем раньше.

Первая грамматическая основа условность сохраняется соединяется со второй грамматической основой вытеснение объясняется с помощью подчинительного союза чем, а вторая грамматическая основа вытеснение объясняется соединяется с третьей грамматической основой монолог занимает место с помощью двоеточия.

Ответ: 124

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0822T

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока, протекающего по такому материалу, может достигать гигантских значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения.
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Сначала найдём и исключим правильные предложения. Читаем и определяем, что предложения 1, 5, 6 и 9 построены верно.

Дальше смотрим, какие ошибки допущены в оставшихся предложениях:

  • Букве А соответствует предложение №4. Здесь неправильно употреблена падежная форма существительного с предлогом. Верно:

Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучению (вместо благодаря изучениЯ – неправильный падеж: предлог благодаря требует дательного, а не родительного падежа) состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней.

  • Букве Б соответствует предложение №3. В предложении есть признаки прямой («я женат и счастлив» – речь от первого лица, кавычки) и косвенной речи (сообщает другу П.А. Плетнёву, что). Переделаем предложение в косвенную речь: заменим местоимение первого лица на местоимение третьего лица и раскроем кавычки:

Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что он женат и счастлив (вместо что «я женат и счастлив»).

  • Букве В соответствует предложение №8. Здесь при несогласованном приложении есть определяемое слово (пьесе), поэтому поставим приложение в именительный падеж:

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (вместо «Вишнёвом саде» – форма приложения изменяется, как при согласованном приложении, а этого делать нельзя, так как есть определяемое слово пьесе!) мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.

  • Букве Г соответствует предложение №2. Здесь ошибка в деепричастном обороте. Верно:

Когда я возвращался (вместо возвращаясь неверный вариант, так как в таком случае деепричастие возвращаясь относится к подлежащему впечатления, а это невозможно, ведь впечатления не могут возвращаться в родные места!) в родные места, мне вспоминались детские впечатления от впервые увиденной грозы.

  • Букве Д соответствует предложение №7. Здесь видим ошибку в построении предложения с однородными членами. Верно:

Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают жизнь и думают о ней иначе (вместо молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе – неправильно, так как у однородных сказуемых воспринимают (что?) и думают (о чём?) разное управление и общее зависимое слово, а такого быть не может!), чем предыдущие поколения.

Ответ: 43827

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Алёна Базан | Просмотров: 12k

перейти на стр. «Разбор словосочетания«, «Синтаксис словосочетания в таблицах«, «Словарь синтаксических терминов«, «Предложение в таблицах«, «Члены предложения в таблицах«,   «Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах«, «Синтаксис в песнях«, «Виды придаточных предложений» вернуться на главную

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения. Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонацией и представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них:
Началась весна.
Зеленеет трава.
Сумерки.
Вечереет.
Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4) 

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащееа – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемоеб – что о нем говорится, что он делает, сделал; определениев – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнениег – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельствод — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

  1. По цели высказывания:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),
– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

  1. По интонации:

– невосклицательное,
– восклицательное (!).

  1. По количеству грамматических основ:

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:
– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,
– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,
– безличное.

  1. По наличию второстепенных членов:

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

  1. По наличию пропущенных членов:

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

  1. По наличию осложняющих членов:

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.
 

Образец синтаксического разбора

Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

  1. Имя существительное: Старший сын уехал в столицу.
  2. Местоимение: Он уехал в столицу.
  3. Имя прилагательное: Старший уехал в столицу.
  4. Причастие: Поднявший меч от меча и погибнет.
  5. Имя числительное: Двое уехали в столицу.
  6. Инфинитив (неопределённая форма глагола): Любить– это прекрасно.
  7. Наречие: Настало и роковое послезавтра.
  8. Предлог: «В»является предлогом.
  9. Союз: «А» – противительный союз.
  10. Частица: «Не» с глаголами пишется отдельно.
  11. Междометие: Неслось со всех сторон  «ау».
  12. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного: «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись»было его девизом.

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом  из: Многие из нас поедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом  с (только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном  поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября.
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.

б) ТИПЫ СКАЗУЕМОГО (подробнее на стр. «Члены предложения»)

в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к  а к у ю? белую рубашку.);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

Приложения — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:
-качество, свойство предмета (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.);
-возраст, звание, род занятий и т.п. (Сестра Лиза приехала на каникулы.)
-пояснение, более точное название (В саду растёт шиповник — кустарник с крупными, похожими на розу цветами.);
— название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д. (Я читаю роман «Евгений Онегин».)

г) ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространятьдовольный обедом — отглагольное прилагательное).

Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

Дополнение может быть выражено любой частью речи, замещающей имя существительное. Он не обращал никакого внимания на ее «но» в качестве дополнения употреблен союз но.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражениемкак профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

  1. Соединительные: и, да (в значении «и»), да ини-ни, тоже, также
    2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли. Функцию разделительных союзов могут выполнять их аналоги, сохраняющие семантические связи с соответствующими вводными словами или наречиями: может быть … может быть; возможно … возможно; иногда … иногда … а иногда. Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть … или, может быть; то ли … то ли … а может быть; иногда … а то и).
    3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако
    4. Сопоставительные (двойные или составные):
    как…, так и
    не только…, но и
    не столько…, сколько
    не так…, как
    хотя и…, но
    не то что(бы)…, но (а)
    если не…, то

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО».

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

Бессоюзное сложное предложение***
В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
2)интонационно
— интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

Односоставные предложения с главным членом сказуемым****
1) В определенно-личных предложениях сказуемое выражено в такой форме, которая имеет значение 1-го или 2-го лица единственного числа или множественного (действие производят: я, ты, мы, вы), т.е. в форме настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения (остальные формы глагола значения лица не имеют). Примеры: Хочу спать. Хотим спать. Хочешь спать? Хотите спать? Спи! Спите!
2) В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом обязательно в форме множественного числа, это может быть форма 3-го лица настоящего или будущего времени или же форма прошедшего времени, а также условного наклонения (действие производят Они). Пример: В киоске продают (продавали) газеты.
3) В обобщенно-личных предложениях сказуемое по форме совпадает со сказуемым в определенно-личном или неопределенно-личном предложении, однако значение предложения — обобщенное, т.е. действие совершает любой, каждый из нас, все. Примеры: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.
4) В безличных предложениях единственный главный член — сказуемое, которое может быть выражено наречием (На улице холодно. Можно простудиться.); безличным глаголом (Хочется стать.); личным глаголом в безличном значении (Из окна дует.); глаголом в неопределенной форме (Молчать!).
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
перейти на стр. «Разбор словосочетания«, «Предложение в таблицах«, «Словарь синтаксических терминов«, «Члены предложения в таблицах«,   «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«, вернуться на главную

Добавить комментарий