Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определить вид предложения по цели высказывания
- Характеристика предложения по эмоциональной окраске
- Выяснить грамматическую основу
- Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
- Определить тип односоставного предложения
- Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
- Определить, полное предложение или неполное
- Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
- Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
- Составить схему предложения
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Как зовут твою собаку?
Что ты читаешь?
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
Присядем на минутку.
Бежим скорее!
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
- восклицательные
- невосклицательные
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
Сколько цветов на лугу!
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
Из темной тучи закапало.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Золотая осень.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
- определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
- неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
- безличные (Быстро стемнело);
- обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).
6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
- однородные члены;
- обращения
- вводные слова
- вставные конструкции
- обособленные члены предложения.
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
- подлежащее — одной прямой линией ( );
- сказуемое — двумя прямыми линиями ( );
- определение — волнистой линией ( );
- дополнение — штриховой линией ( );
- обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка ( ).
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Возьмёмся за руки, ребята!
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Возьмёмся за руки, ребята!
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
- Вид предложения по цели высказывания.
- Вид предложения по эмоциональной окраске.
- Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
- Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
- Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
- Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
- Разобрать каждое простое предложение.
- Составить схему предложения.
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Схема:
[ ], и [ ]
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Схема:
[ , (на которой ), ]
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Схема:
[ ] : [ ]
Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.
Тест
Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
По цели высказывания предложения разделяются на:
- повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
- вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
- побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
- восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
- невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
- простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
- сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
- односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
- двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
- распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
- нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.
Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
- полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
- неполное предложение – «Как тебя зовут? – Меня Аночкой» (К. Федин).
При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.
Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
- «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
- «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.
При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:
- Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
- Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
- союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
- бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
- интонация;
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы.
Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
Классификация сложных предложений:
- сложносочиненное предложение (ССП) – «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
- сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
- сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
- предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.
Определите:
- к чему относится придаточная часть;
- посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
- на какой вопрос отвечает.
Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
- последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
- параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
- однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.
При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:
- Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
- Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.
Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.
Заключение
Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
На уроках русского языка делается синтаксический разбор предложения, который предполагает не только поиск грамматической основы, но и других членов предложения. С помощью разбора можно понять, какие члены предложения являются главными, какие зависимыми, а какие добавочными. Кроме этого, синтаксический разбор помогает правильно расставить знаки препинания.
В синтаксис входят слова, которые формируют словосочетания, предложения и, соответственно, текст.
Разберёмся, что такое синтаксический разбор предложений и слов, и как его делать.
Что такое синтаксический разбор: слова, словосочетания и предложения
Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Это напоминает разбор на составные части – представляйте кирпичную стену, которую предстоит собрать.
Существует два типа предложений, которые подходят для синтактического разбора:
Синтаксический разбор включает в себя:
Разбор предложения по членам включает выделение каждого из них с помощью линий (одна черта, две черты, волнистая линия, пунктир, точка тире). Визуальная часть позволяет понять, что именно предстоит разбирать.
Как делать синтаксический разбор предложения: образец-памятка
Разберёмся, как сделать синтаксический разбор предложения. Для этого обратимся к понятию термина и памятке.
Порядок синтаксического разбора простого предложения включает следующие обязательные пункты.
Определить, какое предложение по цели высказывания. Это можно определить по знакам или по интонации:
Далее нужно определить основу предложения и убедиться, что оно действительно простое. Сначала рекомендуется определить, каким оно является (односоставным или двусоставным):
Определить, какое предложение: распространённое или нераспространённое.
Выделить положения, которые усложняют предложение: однородные или обособленные члены предложения. Синтаксический разбор предложения без этого невозможен.
Определить, полное предложение или неполное.
Сделать синтаксический разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются (обычно сверху каждого слова подписывается часть речи: сущ., прилаг., глаг., наречие и т.д.).
Важно соблюдать порядок синтаксического разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.
Подчеркнуть все члены предложения, сделать синтаксический анализ, выделить все составные части и разобрать их.
Синтаксический разбор простого предложения впервые проходят в начальной школе, со временем количество характеристик и сам разбор усложняются. Характеристика предложения включает в себя и смысловую часть, которая позволяет выразить мысль автора наиболее полно.
Синтаксический разбор предложения сложного типа включает в себя все вышеперечисленные пункты, однако требует выделения всех грамматических основ.
Разбор предложения по составу будет выглядеть так:
1. Выделение грамматических основ;
2. Определение частей речи;
3. Синтаксический анализ слов.
Что такое характеристика предложения?
Это выделение всех особенностей предложения. В неё входят как постоянные, так и непостоянные признаки разных частей речи и предложения. Синтаксический разбор отличается от него тем, что необходимо выделить особенности каждой из представленных частей речи, и определить её роль в предложении, то есть выделить синтаксис.
Иногда приходится делать синтаксический анализ не только предложений, но и слов.
Разберёмся, что такое синтаксический разбор слова.
Как сделать синтаксический разбор: пример
Рассмотрим пример синтаксического разбора предложения:
Подобный разбор можно подставить под любое предложение. Для закрепления материала попробуйте самостоятельно сделать синтаксический разбор предложения.
Как найти и разобрать словосочетание
КАК НАЙТИ И РАЗОБРАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Вопреки прогнозам, вчера, кстати, был самый солнечный, самый теплый день.
Задаем вопросы от одного слова (главного) к другому (зависимому)
Кстати – вводное слово, в синтаксические связи не вступает
Не являются словосочетанием:
- Сочетан. подлеж. со сказуемым/частью сказ. день был
- составные формы самый теплый
- однородные члены солнечный, теплый
- служ. слово со знам. вопреки прогнозам
- фразеологизмы водить за нос
день самый теплый
Словосочетание именное, так как главное слово сущ.
Способ связи – согласование, выр. окончанием зависимого прил.
Отношения определительные: указ. предмет и его признак
Словосочетание глагольное, так как главное слово глагол
Способ связи – примыкание, завис. сл. неизменяемое, сл. связаны по смыслу
Отношения обстоятельственные: указ. действие и признак(вр. действия)
был вопреки прогнозам
Словосочетание глагольное, так как главное слово глагол
Способ связи – управление, выр. предл. и окончанием зависимого существ.
Отношения обстоятельственные: указ. действие и признак(об. уступки)
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Определение типа словосочетания
Тест на тему Словосочетания по типу отношений главного и зависимого слова
Тест на тему Словосочетание
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Словосочетание: примеры, как определить в предложении
В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.
Функции словосочетания
Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.
- Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом | характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено |
высокий дом | появление уточняющих понятий конкретизирует образ |
деревянный дом | |
бабушкин дом | |
старый дом | |
дом отдыха |
- Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое | Зависимые слова | Более информативное предложение |
Шёл дождь. | дождь (какой?) тёплый | Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь. |
дождь (какой?) первый | ||
дождь (какой?) весенний | ||
шёл (когда?) ночью | ||
ночью (какой?) прошлой | ||
дождь (какой?) нудный | Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь. | |
дождь (какой?) моросящий | ||
шёл (где?) в городе | ||
шёл (как долго?) неделю | ||
неделю (какую?) целую |
Как определить словосочетание
Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:
- Состоит из двух или более слов.
Но словосочетание – это не любой набор лексем.
- Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
- О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
- Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.
Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;
- Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.
Из двух характеристик складывается общее определение:
Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.
Отличительные признаки словосочетания
- Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
- будут знать – глагол в будущем времени;
- пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
- более сильно – наречие в сравнительной степени;
- самый известный – прилагательное в превосходной степени.
Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.
- Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
- Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
- Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
- садом (каким?) цветущим
- отправились (куда?) на прогулку
- работал (как?) молча
Подчинительной связью не соединяются:
Подлежащее и сказуемое | небо потемнело |
падает снег | |
лектор начал рассказывать | |
Однородные члены предложения | хотеть и мочь |
быстрее, выше, сильнее | |
вчера, сегодня, завтра |
Основой классификации словосочетаний служат:
- значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
- структура (простые и сложные);
- способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простые и сложные
Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:
- лепить из пластилина
- зимний пейзаж
- смотреть внимательно
При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:
Простые | Сложные |
серая река | серая от дождя река |
идти по тропинке | идти по узкой лесной тропинке |
В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:
Мишин новый игрушечный автомобиль | Мишин автомобиль |
новый автомобиль | |
игрушечный автомобиль | |
надеть старое пальто брата | надеть пальто |
старое пальто | |
пальто брата |
Глагольные, именные и наречные
Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.
Главные слова выражаются:
- именными частями речи;
- глаголами;
- наречиями.
Группы | Главное слово | Примеры |
Именные | Имя существительное | тема урока, свежие овощи |
Имя прилагательное | слишком нерешительный, тяжело больной | |
Имя числительное | три апельсина, семеро козлят | |
Местоимение | некто неизвестный, что-то умное | |
Глагольные | Глагол | выполнять просьбу, искусно шить |
Деепричастие | увидев друга, зная ответ | |
Причастие | сработанный мастером, громко певший | |
Наречные | Наречие | очень далеко, совсем непонятно |
Неделимые словосочетания
Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.
- В теплице поспело четыре огурца .
Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:
- В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.
Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:
- Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
- Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
- Отмерьте полтора метра верёвки.
- Принеси дедушке стакан воды.
- Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
- Что-то из приготовленного придётся оставить.
- Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
- Кто из учеников не решил задачу?
- Со значением совместного действия.
- Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
- Папа с мамой опять помирились.
- Петя с другом сделали модель самолёта.
Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:
- Жили-были старик со старухой .
Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:
- Старик со старухой не посоветовался .
- Составные формы сказуемого.
- Буря начала стихать .
- Марина собирается стать художником .
- Нечленимые названия.
- Нижний Новгород празднует День города.
- Театр поставил «Бориса Годунова».
- Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
- Николай оказал коллеге медвежью услугу.
- Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
- Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
- Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
- Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
- Малыш в пушистой шубке тянул санки.
Виды связи слов в словосочетании
Слова в составе сочетания связываются тремя способами:
При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:
- в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
- чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).
При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:
Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.
- Поют фальшиво;
- Научился летать.
Вид связи | Признаки | Зависимое слово | Примеры |
Согласование | При изменении главного слова изменяется зависимое:
диких животных. |
Отвечает на вопрос «какой?»: | |
прилагательное | полная луна | ||
причастие | сданный зачёт | ||
местоимение | наш двор | ||
порядковое числительное | седьмой этаж | ||
Управление | При изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:
отвечаешь собеседнику. |
Существительное или выполняет функции существительного. | крылья бабочек
лечить больных |
Примыкание | Зависимое слово неизменяемо. | наречие | виден издалека |
деепричастие | читать лёжа | ||
инфинитив | умею рисовать |
В чём отличие предложения от словосочетания
Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.
- Выражает законченную мысль:
- Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
- Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
- Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
- Имеет грамматическую основу:
- Сегодня полнолуние . – полная луна.
- С самого утра подморозило . – крепко сковать.
- Может состоять из одного слова:
- Мороз ! – крепкий мороз.
- Рассвело . – почти рассвело.
- Холодно . – холодно взглянул.
- Допускает использование сочинительной связи:
- Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
- Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
- Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).
Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.
Как распознать словосочетания в предложении
Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:
- Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
- Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
- Найти, к какому слову оно относится.
- Связать главное и зависимое слово вопросом.
- Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.
Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.
- Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
- Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
- Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
- Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
- Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
- Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
- Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
- Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).
Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:
Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.
Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.
Синтаксический разбор предложений
О чем эта статья:
7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Как сделать синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.
Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.
Порядок синтаксического разбора простого предложения:
Определить, какое предложение по цели высказывания:
повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)
побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)
вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)
Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.
Определить, односоставное или двусоставное предложение.
Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)
Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)
Определить, распространённое предложение или нераспространённое.
Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)
Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)
Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.
Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)
Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)
Определить, полное предложение или неполное.
Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)
Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)
Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.
Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.
Подчеркнуть все члены предложения.
Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Указать, чем выражено сказуемое:
простое — какой формой глагола;
составное глагольное — из чего оно состоит;
составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
Если в предложении есть однородные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.
Если в предложении есть обособленные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
Если в предложении есть прямая речь
Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.
Повторим, как охарактеризовать предложение:
по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
по интонации (восклицательное или невосклицательное);
по количеству грамматических основ (простое);
по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);
по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);
по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
Примеры синтаксического разбора простого предложения
Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.
Пример 1
Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.
Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.
Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.
В предложении нет подлежащего. Сказуемое «остановись» выражено глаголом 2 лица единственного числа. Можем по смыслу подставить местоимение «ты».
Предложение односоставное определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обращением «Виктория».
Пример 2
Дорога — подлежащее, выраженное существительным.
Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.
Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.
Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.
Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.
Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.
[spoiler title=”источники:”]
http://russkijyazyk.ru/slovosochetanie
http://skysmart.ru/articles/russian/sintaksicheskij-razbor-predlozhenij
[/spoiler]
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
10 285
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Всё.
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Или вот такое:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Подготовка к ВПР.
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
( 8 оценок, среднее 4.88 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ