Сказка про то как золото нашли

Сказка о том, как мужик спрятал золото, а заяц – морковь.   Кто под какой камень – забыли.  Взял мужик мешок, а там – морковь, вытащил мешок заяц, а там – золото.  Что делать?  Надо прочитать сказку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка про золото

          По осени заяц закопал мешок моркови на зиму (в родне у него белка была).  А мужик закопал мешок золота – на всякий случай (зимой урожая-то нет). Заяц зарыл свой мешок под большим камнем, чтоб приметно было. И мужик спрятал золотишко под камень, большой камень. Только под другой.

          Наступили трудные времена. Заяц поскакал к большому камню, стал копать. Достал мешок и потащил его домой. Думает: ну, сейчас я подкреплюсь! Пришел домой, мешок развязал, а там – золото! Заяц так и онемел, даже аппетит пропал.

           У мужика тоже голодуха настала. Решил он: пора золотишко в ход пускать. Съездил и он в лес к большому камню, мешок отрыл, домой привез. Развязал мешок – а он полон морковки. Мужик думает: ну и ничего. Съел морковь, и спать улегся на печи.

           А заяц думал-думал, что ему с золотом делать – ничего не придумал. В лесу-то сбербанков да ломбардов нет.  Так он его и выкинул.  К белке пошел на ужин.

           Тут и сказке конец, а кто прочитал – молодец!

Антон Соловьев

Сказки про золото

Золотая рыба

Золотая жаба

Золотая подкова, золотое перо, золотой волос

Золотая пряха

Золотая рыбка

Гроб с драгоценностями

Золотой конь

Золотой горшок

Золотая борода

По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре

Золотой гусь

Ведьмина дочка

Сказка про утку с золотыми яйцами

Волшебное золото

Золотая монета

Три золотые груши

Золотая туфелька

Золотой нож

Гвоздь

Пять овечек

Золотая девочка

Пять золотых плодов

Золотой гвоздь

Иванко Медведко

Три царства Медное, серебряное и золотое

Золотая звёздочка

Магульена, Золотая панна

Четыре сестрицы

Золотая птица

Золотая утка

Соль дороже золота

Золотая страна

Глупый Сабуро

Две сестры

Медное, серебряное и золотое царства

Золотой подсвечник

Золото в печке

Золотая табакерка

Петушок золотой гребешок и чудо-меленка

Золотое деревце и серебряное деревце

Золотое яблоко

Золотой башмачок

Страна, где все люди сделаны из масла

Змеиное деревце

Сказка о царевне Ясносвете

Волшебный свисток и золотые яблоки

Хлеб и золото

Золотой ключик

Золотой ключик, или приключения Буратино

Когда земля становится золотом

Золотой прутик

Золотой волос

Золотая птица

Спасение Фатьмы

Сказка о калифе, источниках и хитрости

Сказка «Золотой гусь» — Братья Гримм

Жил да был на свете человек, у которого было три сына, и самый младший из них звался Дурнем, и все… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой конь»

В некотором царстве, в некотором государстве жил старик со старухой. Старик охотою промышлял… Читать текст полностью →

Сказка «Гвоздь» — Братья Гримм

Один купец хорошо поторговал на ярмарке и набил себе полную мошну золота и серебра. Собрался он… Читать текст полностью →

Рассказ «Золотой луг» — Михаил Пришвин

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь… Читать текст полностью →

Сказка «Золотое яблоко»

Жил на свете богатый купец, и было у него три дочери: Карен, Марен и Метте. Крепко любил купец… Читать текст полностью →

Сказка «Мудрый слуга»

Где бы ни было, а все же было: жили на свете два брата, один богатый, другой — бедный.
У бедного… Читать текст полностью →

Сказка «Хламушка» — Братья Гримм

Жил-был на свете мельник, и был он бедный-пребедный, но была у него красавица-дочь. Случилось ему… Читать текст полностью →

Сказка «Зинаида Павлюченко Четыре сестрицы»

Живут-поживают на свете четыре родные сестрицы: Зима, Весна, Лето, Осень.
Самая старшая из сестёр –… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая птица»

Было у одного человека трое сыновей, двое умных, а третий дурачок.
Старший сын, Степан, умел на… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой нож»

В старину жил один торговый человек. У него был сын. Как-то раз собрался торговец ехать в город на… Читать текст полностью →

«Сказка про утку с золотыми яйцами»

Было-жило два брата: один богатый, другой бедный; у бедного — жена да дети, а богатый — один как… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой горшок» — Гофман

ВИГИЛИЯ ПЕРВАЯ
Злоключения студента Ансельма… — Пользительный табак конректора
Паульмана и… Читать текст полностью →

Сказка «Ведьмина дочка»

Жил да был однажды царь, и звали его Яннакис. Говорит ему мать:
— Яннаки, женись.
— Нет, не хочу.
—… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая рыбка» — Александр Афанасьев

На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая утка»

Давным-давно, когда Варшава еще не была столицей Польши, а только крепостью князей мазовецких, жил… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая птица» — Братья Гримм

Жил в стародавние времена король. Был у него позади замка прекрасный сад для гулянья, и росло в том… Читать текст полностью →

«Сказка о царевне Ясносвете (по Н.А. Некрасову)» — Корней Чуковский

Жил-был царь. Звали его Елисей. Был он очень важный и глупый. И был у царя сын — богатырь и… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой волос» — Павел Бажов

Было это в давних годах. Наших русских в здешних местах тогда и в помине не было. Башкиры тоже не… Читать текст полностью →

Сказка «Волшебное золото»

Сьюмас Маквин был самым громадным и ленивым человеком в Россшире. А еще был он великим мастером… Читать текст полностью →

Сказка «Глупый Сабуро»

Жил некогда в одной деревне мальчик по имени Сабуро. Был он так глуп, что соседи прозвали его… Читать текст полностью →

Сказка «Три совета за три золотых»

Нанялся один бедняк на работу в кузницу, проработал там целых двадцать лет и собрался уходить.
—… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой прутик»

Жил-был один купец, и было у него три дочери. Вот однажды собрался купец в Индию торговать. Начали… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая рыба»

Индийская сказка
На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они:… Читать текст полностью →

Сказка «Хлеб и золото»

Аббас был бедный феллах (феллах — это крестьянин). Целыми днями трудился он, чтобы добыть… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» — Алексей Толстой

Предисловие
Когда я был маленький — очень, очень давно, — я читал одну книжку: она называлась… Читать текст полностью →

Сказка «Пять овечек»

За тремя горами, за тремя лесами, над быстрой речкой замок стоял. И в замке том богатый и знатный… Читать текст полностью →

Сказка «Спасение Фатьмы» — Вильгельм Гауф

Мой брат Мустафа и сестра Фатьма были почти в одном возрасте, – брат был старше всего года на два…. Читать текст полностью →

Сказка «Две сестры»

Когда-то давно жили в одной местности две сестры. Старшая была красивая и добрая девочка, а младшая… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая пряха»

Далеко, далеко, где-то за Красным морем жил молодой господин. Стал он в разум входить, да и годами… Читать текст полностью →

Сказка «Петушок Золотой гребещок и жерновцы»

Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные! Хлеба-то у них не было; вот они поехали в лес… Читать текст полностью →

Сказка «Гроб с драгоценностями»

Cлучилась как-то на Окинаве большая беда: налетел страшный тайфун, а за ним великая засуха пришла…. Читать текст полностью →

Сказка «Золотая жаба» — Андрей Прокофьев

Как-то раз, серым осенним утром, старый Лис не торопясь шел к своей норе. Мокрая после дождя… Читать текст полностью →

Сказка «Змеиное деревце»

Жил да был однажды бедный человек, и звали его Костакис. Все дни он работал с восхода до заката… Читать текст полностью →

Сказка «Магульена, Золотая панна»

Где-то, когда-то жил король, и был у него единственный сыночек. Мать мальчика умерла, король… Читать текст полностью →

Сказка «Золотой ключик» — Братья Гримм

Однажды зимней порою, когда выпал глубокий снег, пришлось одному бедному мальчику отправиться в… Читать текст полностью →

Сказка «Пять золотых плодов»

Жил некогда король, и росло в его королевстве высокое дерево — такое высокое, что вершины его не… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая девочка»

Овдовел один человек и женился во второй раз. От первой жены у него осталась дочка, которую мачеха… Читать текст полностью →

Сказка «Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказках» — Павел Бажов

Азов, Азов-гора. — на среднем Урале, километрах в 70 к ю.-з. от Свердловска, высота 564 метра. Гора… Читать текст полностью →

Сказка «Тяжелая витушка» — Павел Бажов

Это про мою-то витушку? Как я богатым был да денежки профурил? Слыхали, видно, от отцов?… Читать текст полностью →

Сказка «Золотая подкова, золотое перо, золотой волос»

Жил-был один крестьянин, и было у него двенадцать сыновей, но самого младшего они никогда не… Читать текст полностью →

12

Золотые дайки

Информация для родителей: Золотые дайки — поучительная история Павла Петровича Бажова — известного писателя России. Расскажет детям от 8 до 12 лет о простом селянине — Ерофее Маркове. Как-то посчастливилось ему найти золото, о чём он возьми, да и расскажи руководству. Когда же те потребовали указать место, где он нашёл самородки — золота там не оказалось. Грозила ему за это смертная казнь. Что спасёт главного героя — читайте на страницах истории «Золотые дайки».

Картинка к сказке Золотые дайки

Читать сказку Золотые дайки

Кто-то сказывал, что дайки — чужестранное слово. Столбик будто по-нашему обозначает. Может, оно так и сходится, только наши березовские старики смехом смеялись, как такое услышали.

— Какое же, — говорят, — чужестранное, коли чисто по-нашему говорится и у здешних раньше в словинку входило. Вроде заклятья его берегли. Не всякому из своих сказывали. Как дойдёт до настоящей породы, так кто-нибудь в этом сведущий и бормочет ту словинку. Пустяк, конечно. Пустословье одно, вроде ребячьей приговорки, да к тому речь, что дайка тут родилась, в нашем заводе, и не след её чужим людям отдавать. Себе пригодится. Может, в ней, в этой самой дайке, вся маята первых золотых добытчиков завязана. Поворошить такое — старикам услада, молодым — наученье. Пусть не думают, что деды-прадеды золотые пенки снимали. Тоже, небось, и рук не жалели и часов не считали, а сколько муки приняли, то по нынешнему времени и не поймёшь сразу. Известно, в чём понавыкнешь, то всегда легко да просто кажется, а ведь сперва не так было. На деле с нашим березовским золотом вовсе мудрено вышло. Как нарочно придумано, чтоб до концов не добраться.

Ведь с чего началось? Искал Ерофей Марков дурмашки да строганцы и нашёл в той яме золотые комышки. Вроде и просто, а как подумаешь, — большая это редкость, чтоб в здешнем жильном золоте отдельно комышек найти. Золото у нас, поди-ка, полосовое, полосами в земле лежит и крепко в тех полосах заковано. Посвободнее маленько только в жилках, кои те полосы пересекают. Наши старики, как потом научились эти поперечные жилки выковыривать, приметку оставили:

«В которой жилке турмалин блестит либо зелёная глинка роговицей отливает, там золота не жди. А вот когда серой припахивает либо игольчатник — руда пойдёт, айконитом-то которую зовут, там, может статься, комышек готовенького золота и найдёшь».

Вот на такую-то редкость Ерофей и наскочил, да ещё в ту пору, когда по всей нашей земле золота добывать не умели. И немцы, которых в городе за сведущих кормили, тоже в этом деле кукарекать не навыкли. Видимость только делали, будто что разумеют.

Ну, вот… Нашёл Ерофей Марков золота, принёс по начальству, честно указал место, а стали искать — даже званья не оказалось. Как быть? Пришлось нашему первому золотодобытчику голову на плахе держать да под палачевским топором клясться-божиться:

— Места не утаил, а куда подевалось золото, того не ведаю.

А ему обещают:

— Как в срок не укажешь место, голову отрубим.

При таком-то положении недолго умом повихнуться. Неведомо кого просить-молить станешь, а то и грозиться примешься. Это уж кому что подойдёт. Не один Ерофей из-за золота сна-покоя лишился. У других, кто про находку узнал, тоже руки зачесались: мне бы! Разговоры всякие про золото пошли. Которое, может, и от тогдашних шарташских стариков в те разговоры налипло. Ерофей-то из Шарташа происходил. Коренной тамошний житель. А в Шарташе в ту пору самое что ни есть кержацкое гнездо было свито. Когда ещё нашего города и в помине не было, туда, на глухое место у озера, и набежало скитников-начётчиков с разных концов. Иные, сказывают, с Выгорецких каких-то пустынь, другие — с Керженца-реки. Этих, видно, больше, потому шарташеких и прозвали кержаками. Скитов, мужских и женских, порядком тут поставлено было. И все эти скитники-начётчики большую силу в народе имели.

Конечно, и скитники не одним дыхом да молитвой живут, тоже хлебушко едят и от медку не отказываются. Вот они и давали народу ослабу.

«Вы, дескать, в миру живете, вы и трудитесь, как всякому полагается, а мы молиться станем. Чем лучше нас кормить будете, тем молитва доходчивей.» Только и про то скитники наказывали, чтоб с бритоусами да табашниками народ не якшался:

— Они вас живо под печать антихристову подведут. Не смигнёшь — припечатают!

Ясное дело, боялись, как бы народ не перестал их слушаться. Вот страху и нагоняли. А народ, хоть в потёмках ходил, разумом не обижен: скитников- начётчиков слушал, а про себя то соображал, что ему лучше. Как стали в здешних местах город строить, шарташские и запохаживали поглядеть, что за люди появились и какую думку имеют.

Скитники забеспокоились, зашипели: «Кто с городскими свяжется, тому царства божьего не видать».

Только ведь не зря говорится: «Который огонь не видишь, о том не думаешь, а к ближнему костерку всякого тянет». А тут, считай, вовсе большой по тому времени костёр развели, когда наш-то город ставили. Ну как — реку перехватить, крепость поставить, завод на всякое железное дело, чтоб якоря ковать, ядра лить, посуду делать. Каменное дело тут же. Шарташским и было около чего походить, чему подивиться. Скитники вовсе всполошились, проклятием грозить стали. Иные, понятно, испугались, а которые крепко залюбопытствовали, тех не проняло. В числе этаких-то и оказался Ерофей Марков. Его, надо думать, каменная сила захватила. Она, известно, кого краешком зацепит, того не выпустит. Нашёл один камешок, стал другой искать, а там третий где-то близко. Его найти непременно надо. Так и пошло.

Скитникам это не любо, а проклинать все ж таки боятся: если этого не проймёшь, с другими сладу не будет. Ерофей это по-своему понял: притерпелись старики. После этого он и сторожиться не стал, а они за ним неотступно доглядывали. Как нашёл Ерофей золото, скитники живо это пронюхали и шум подняли.

— Гляди-ка, что Ерофейко наделал! Золотого змея из эемли выпустил! Погибель скитам нашим! Погибель! Набегут бритоусы и всю нашу пустыню порушат. Убить Ерофей-ку мало, а место зарыть, чтоб золотой змей силу не взял!

Ну, нашлись такие, кто этих скитников послушался. Ночью к яме вывезли возов десяток чего попало и завалили место. Скитники одно приговаривают:

— Вали больше, чтоб золотому змею ходу не было!

Немцам, коим доверили оглядеть ерофееву яму, эта скитническая дурость к руке пришлась. Немцы, может, и догадались о подсыпке, да им-то что! Поковырялись для видимости, нашли вовсе другое, чему тут не место, да и потянули Ерофея к ответу, как за обман. А скитники шарташские радуются: отвели беду, сохранили пустыню.

Только и в Шарташе не все так думали. Нашлись такие, что по-другому поняли и начали перешёптываться:

— Ерофей-то, верно, золото нашёл. Порыться бы кругом того места. Может, и нам покажется. С золотом и пустыню можно по боку. Пусть, кому надо, за неё держится, а нам и без неё не тоскливо.

Скитники-начётчики прослышали, грозятся:

— Проклянём, кто посмеет ерофейкин погибельный путь торить!

Только когда это бывало, чтоб молодые во всём стариков слушали. Недаром слово молвлено: старому — с молодым и во сне не по пути — разное грезится. Сколько старики ни угрожали, у молодых ерофеева находка из ума не выходит. Которые посмелее, те стали около ерофеевой ямы всякие дела себе выискивать. Кто, скажем, корягу для кормовой колоды на том самом месте нашёл. Кто опять виловище выбирает, а оно у той же ямы выросло. Скитники видят, — не пособиться им без самой большой острастки, собрали всех шарташских поголовно и давай дудеть:

— Кто станет около ерофейкиной ямы топтаться, того из Шарташа выгоним и семью не пощадим!

Про то скитники, видно, забыли, что пугать все ж таки с опаской надо. Кто испугается, а кто и нет. Бывает и так, что от лишней угрозы люди такое делают, о чём раньше и не думали.

В Шарташе в ту пору жила одна семья — семь братьев. Стариков в той семье не осталось, но братья дружно держались, одной семьёй жили, а все женатые. Посчитай, сколь народу! Братья это понимали и крепко не любили, чтоб им кто грозил. Насчёт ерофеевой ямы у них до того и в помыслах не было, а как стали скитники грозиться, их ровно муха укусила. Стали поговаривать, что, дескать, такое, почему старики не в своё дело лезут, какое у них на то право. Скитники узнали, понесли на братьев: они в вере не тверды. Так, сказывают, и было. Братья без своих стариков жили, досматривать за чином-обрядом некому было они и обходились с божественным простенько: досуг — помолятся, недосуг — и без того обойдётся. У стариков-начётчиков эти семеро братьев давно на примете значились, да подступить к ним боялись, а тут сгоряча и налетели. Братья, конечно, в обиде, в открытую заговорили:

— Не мешало бы разведать, нет ли у стариков корысти в ерофеевой яме, и про то узнать надо, почему у мужика незадача вышла. Не пьяный, поди, был, место хорошо заметил, а стали копать — ничего не оказалось. Не подстроил ли кто в этом деле штуку какую?

Сами, понятно, знали, кто и сколько возов вывез, чтоб следок к золоту запорошить. Скитники-начётчики чуют, к чему клонится, вой подняли:

— Веру потоптали! Городским табашникам продались! Выгнать всех из Шарташа! Чтоб и духу не осталось!

Братья на дыбы:

— Попробуй! Скиты разнесём!

За скитников, понятно, заступились, и за братьев тоже. Шарташ и закачался, — на две стороны пошёл. В задор люди вошли. Всяк своё доказать хочет. От скитников больше всех старался Михей Кончина. Мужик справный, а на разговор скупой. Слово-то у него по праздникам услышишь, а тут горячится, кричит, кулаками грозит. И в семьях свара пошла. У одного из семерых братьев жена в скиты сбежала: испугалась стариковских слов.

С этой свары и стали по-настоящему золото искать. Перфил, у которого жена- то от греха в скиты ударилась, так и объявил:

— Жив не буду, а золото найду! Тут оно где-нибудь!

За этим Перфилом другие потянулись, принялись землю ворошить. Всё-таки от той ямы, кою Ерофей раскопал, далеко не уходили. Разговоров про золото ещё больше стало. Всяк по-своему судит, как его искать, да от какой причины оно в земле заводится. По темноте плетут несусветное, и от скитников-начётчиков нитка тянется про скованного в земле золотого змея. Однем словом, неразбериха. До того в этих разговорах запутались, что иные от поиску отставать стали. Другие, наоборот, ещё усерднее за рытье принялись. Глядишь, то один, то другой и наскочит на породу с золотой искрой. Блестит въяве, а не возьмёшь. Начальство около этих новых ям толчею на речке поставило. Стали ту породу пестами долбить, потом через огонь из неё золото добывать. Толку немного получалось, только всем видно стало, — есть в той породе золото и добыть его можно.

Народу всё-таки охота добраться до тех золотых комышков, какие Ерофей нашёл. Ну, никак не выходило. Потом уж это открылось через одну женщину да вовсе зряшного мужичонку, коего жена заставила в новом месте яму рыть. Так вышло. У Михея Кончины в семье была его сестра. Глафирой звали. Девушка, сказывают, пригожая и работящая. Женихов у неё хоть отбавляй. Только Михей с этим не торопился: выбирал, видно. Сама Глафира тоже никого не приглядела. Тут вот и подвернулся Вавило Звонец. Мужичонко, прямо сказать, незавидный. Из таких, кои больше всего любят по завалинкам посидеть да побалакать. Руки-то ему только на то и надобны, чтоб языку пособить: где развести, где помахать, где пальцами прищёлкнуть. Зато языком Вавило, как говорится, города брал. Кого хочешь заставит уши развесить. Этот Вавило Звонец и подсыпался к михеевой сестре. На ту пору у него беда приключилась: жена умерла. Ребят хоть не осталось, а всё-таки вдовцу несладко жить. Вавило, значит, и стал напевать про свою участь горькую. Разжалобил девушку до того, что она самоходом за него замуж выскочила. Скитники-начётчики побаивались, конечно, Михея, только и Звонец им не чужой. Подумали-подумали, окрутили, Михей в обиде на скитников, а сестре заказал передать:

— Больше ко мне на глаза не кажись!

У Глафиры со Звонцом доли не вышло. Известно, сколь жена не колотись, а если у мужа один язык в работе, так в квашне не густо. Глафира у брата в достатке жила, впроголодь-то ей живо наскучило. Она и говорит мужу:

— Ну, Вавило, живи, как тебе мило, а я тебе больше не жена. Потому — не работник ты, а вроде худого ботала.

Вавило давай улещать её, только она не поддаётся.

— Слыхала, — говорит, — сладких слов от тебя немало, да дела не видела.

— Вот погоди, — отвечает, — дай только журавлей дождаться, увидишь, какой я человек.

-На что, — спрашивает, — тебе — журавли сдались? На хвостах, что ли, богатство принесут?

Смеётся, видишь, а сама залюбопытствовала маленько. Звонцу того и надо. Который человек залюбопытствовал, того непременно оболтает, потому из таких был, — сам себе верил. Звонец и принялся расписывать.

— Многие, — говорит, — золото ищут, а ни у кого настоящего понятия нет. В старых списках про это по всей тонкости показано. Владеет золотом престрашный змей, а зовут его Дайко. Кто у этого Дайка золотую шапку с головы собьёт, тот и будет золоту хозяин.

Глафира сперва не верит, посмеивается:

— Журавли-то тут с которого боку пришлись?

— Журавель, — отвечает, — в том деле большую силу имеет. В ту самую ночь, как журавли прилетят, змей Дайко ослабу в своей силе даёт. Тогда и глуши его тайным словом!

Глафира и давай спрашивать, что за тайное слово, коим можно змея глушить, и как до того змея добраться. У Звонца, конечно, на все ответ готов.

— Надо, — отвечает, — в потаённом месте яму вырыть поглубже да в ней и дожидаться, когда журавли закурлыкают. Змей Дайко, как услышит журавлей, поползёт из земли их послушать. Весна, видишь, он и разнежится. Приоденется для такого случаю. На голове большущий комок золота вроде шапки али, скажем, венца, а по тулову опояски золотые, с каменьями. Под землёй Дайко ходит, как рыба в воде, только через яму ему всё-таки ближе. Он тут и высунет голову. Человек, который в яме сидит, должен сказать самым тихим голосом:

— Подай-ко, Дайко, свой золотой венец да опояски!

От того тихого голоса Дайко очумеет, голову маленько сбочит, будто слушает, да разобрать не может. Тут и хватай у него с головы золотой комок. Коли успеешь, ничего тебе змей не сделает. С шапкой-то он силу свою потеряет и станет камень камнем, хоть кайлой долби. А коли оплошаешь, да поглядит на тебя змей Дайко, — сам камнем станешь.

Глафира смеётся:

— Такое дело и удалому по грудки, а тебе выше головы!

Звонец всё-таки недаром так назывался. Оболтал-таки жену, поверила, а про себя думает; «Заставлю испытать на деле». Вот и начала донимать Вавилу, чтоб поскорее яму в потаённом месте готовил. Тот отговорки всякие придумывать стал: время не подошло, земля не оттаяла. Только Глафира не отступает, за ворот взяла:

— Пойдём выбирать место.

Вавило ещё отговорку придумал: днём нельзя, — скитники увидят, а ночами какая работа в эту пору, когда волков сила.

Глафира своё твердит:

— Огонь на что? Разведёшь — не подступят к тебе волки.

Добилась-таки своего. Пришлось Звонцу собираться. Кайлы, конечно, у него не было заведено, так он топор-тупицу взял. Ну, ломок да лопатку тоже. Собирается так, а про себя думает: «Отсижусь у соседей либо у скитников, утречком пораньше домой прибегу».

А жена своё в голове переводит: «Что-то мой муженёк волков боится, а об огне у него и думы нет. Сфальшивить, видно, хочет».

Подумала так и говорит:

— Сама с тобой пойду.

Звонец давай отговаривать:

— Не пригоже такое женскому полу. Небывалое дело.

Глафира упёрлась:

— Мало что не бывало, а теперь стало.

Так и не мог Звонец отбиться, пошла с ним Глафира. Полный горшок углей из загнётки нагребла. Звонец злится да хитрости придумывает:

— Когда на то пошло, заведу её подальше. Ноги по снегу-то наломает, другой раз не пойдёт.

И скитников тоже побаивается: как бы они не узнали, что золото искать выдумал. Вот, значит, идут да идут, помалкивают оба. Глафира женщина в силе — что ей? Звонец притомился, — язык высунул. Подбодрило, как волков услышал. Ноги сами наутёк пошли, да Глафира остановила:

— Что ты, дурак такой, а ещё мужиком считаешься! Неуж не слыхал: коли кругом волки завыли, одно спасенье — разводи огонь!

Так и сделали. Остановились на полянке и скоренько развели костёр. У Звонца зуб на зуб не попадает, а Глафира распоряжается:

— Выбирай место!

— Это, — отвечает, — самое подходящее.

— Коли так, начинай бить яму!

Звонцу что делать? Принялся, а земля мёрзлая, и руки непривычные. Видит Глафира: толку не выходит, занялась сама. Сразу смекнула, как костром работе помогать. Пошло дело. Глафира работает, а Звонец на волков озирается. К утру волчишки затихли, поразбежались, и Звонец с Глафирой домой пошли.

С неделю ли больше Глафира так своего мужа в лес таскала. Натерпелся он страху. Ну, всё-таки ямку вырыли. Мало-мальскую, конечно. На том самом месте она пришлась, где теперь старый березовский рудник показывают. Как весна подходить стала, Глафира опять мужика в лес потянула: не пропустить бы прилёт журавлей. Только Звонец на этот раз отбился. Насказал, что по всем книгам женщине не указано при таком случае быть: змей её сразу учует. Выгородил, чтоб одному итти, а у самого одно на уме: «Ни за что на такую страсть не пойду». Глафира, конечно, подозревала, каждый вечер провожала мужа из дому, да по потёмкам он увернётся и куда-нибудь к своим приятелям утянется. А как журавли прилетели, объявил жене:

— Не показался мне змей Дайко. Учуял, видно, что женщина в этой яме была.

Глафира тут не вытерпела. Плюнула Звонцу в бородёнку и говорит:

— Эх ты, сокол ясный! Нашёл отговорку — подолом прикрыться! Дура была, что такого слушала! Других журавлей поджидать не стану. Живи, как знаешь, а я ухожу!

Звонец опять языком заработал, только Глафира и слушать не стала, — пошла.

А куда ей? К брату и думать нечего, потому — кончина: сказал слово — не отступится от него. Да Глафира и сама той же породы: оплошку сделала — плакаться не станет. Скитницы, на её житье глядючи, давно её в скиты сманивали, потому — работница без укору. Да, видишь, дело молодое, грехов не накоплено, каяться не тянет. Глафира и придумала и город податься.

В городе в ту пору большая нехватка женщин была. Увидели такую молодую да пригожую, со всех сторон набежали. Одни болезнуют, как ты такая молодая в таком месте жить будешь, другие это же говорят, и всяк к себе тянет. Глафира — женщина строгая, объявила:

— Не пойду без закону!

За этим тоже дело не стало. Хоть рядами женихов составляй. Глафира и выбрала, какой ей показался поспокойнее, да и обвенчалась с ним по- церковному. Кержацкое-то замужество тогда в счёт не брали.

Когда до Шарташа слухи дошли, скитники-начётчики на две недели вой подняли. Нарочно в город своих людей послали передать Глафире:

— Проклята ты в житье и потомстве твоём до седьмого колена. Не будет тебе части в небесной радости и счастья на земле.

Однем словом, не поскупились. Случай небывалый, чтоб кержачка из Шарташа по-церковному обвенчалась. Старики и нагоняли страху, чтоб другим неповадно было.

Не знаю, испугалась ли Глафира небесной грозы, а земная доля у неё опять не задалась. Шарташские, видишь, в ту пору на бродяжьем положении значились и ни за барином, ни за казной не числились. Глафира и была в ничьих, а как вышла замуж, так и попала в крепостные. Как говорится, выбралась из глухого рему в болотное окошко!

Муж Глафире неплохой будто попался. Из маленьких начальников, вроде нарядчика по работам. Ну, из боязливых. Больше всего за то беспокоился, как бы барина чем не прогневить. С год ли два всё-таки ладно жили. Об одном Глафира скучала: ребят не было. И к счастью оказалось. Барин, видишь, приметил пригожую молодицу и велел наряжать её по вечерам в барский дом полы помыть да постель сготовить. Глафира слыхала об этой барской повадке, сказала мужу, а тот глаза в пол, да и говорит:

— Что же такого! Мы люди подневольные.

Глафира остолбенела от такого слова. Ну, смолчала, а про себя подумала: «Ни за что не пойду». Раз не пошла, другой — не пошла, в третий — барские слуги за ней пришли. Мужа, конечно, в ту пору дома не оказалось. Глафира видит, — прямо не выйдет, на кривой объезжать надо. Прикинулась весёлой, будто обрадовалась.

— Давно — говорит, — завидки берут на тех девок да молодок, коих в барский дом наряжают. Работа лёгонькая, а за большой урок им засчитывают. Сколько раз собиралась, да муж не пускал, а ещё на меня же сваливает. Хорошо, что сами пришли. Рада-радёхонька хоть одним глазком поглядеть, как барин поживает, на какой постелюшке спит-почивает.

Обошла этак посланцев словами, да и говорит:

— Приодеться дозвольте. Негоже в барский дом растрёпой показываться.

Посланцы видят, — не супротивничает баба, доверились ей. Глафира выбрала из сундука сарафан понаряднее, буски да ещё что, прихватила ширинку тоже и вывернулась в сенцы, будто умыться да переодеться. Сама первым делом припёрла дверь чем пришлось, ухватила из угла лопатку и шмыгнула огородами. Время летнее. К вечеру клонилось, а ещё долго светло будет. Глафира и думает: как быть? Посланцы бариновы не больно долго задержатся, из окошка вылезут и поиск учинят. Надо хоть до лесу добежать, а там не поймают. Вот и поторапливается, а дорогу только в одну сторону знает — к Шарташу. Город в те годы не больно велик был. Избушка по-за крепости стояла. Глафира без хлопот и выбралась. Отдышалась, потише по лесу пошла, а сама все думает:

«Куда?»

В таких мыслях добралась до Шарташа-озера. По вечернему времени вода тихая да ласковая. Рыба в озере, видать, сытёхонька: не мечется за мошкой, а только вдавится, хребтовое перо кажет. Круги по воде от этого идут, а плеску не слышно.

Отошла Глафира от тропочки, села на береговом камне, а в голове одно: сколько ни прикидывай, а нету ходу, как в воду. Женщина молодая, в полной силе, пути не исхожены, смерть не манит, а что сделаешь? Хлеба с собой ни крошки, в одной руке лопата, в другой — узелок с праздничным нарядом. Вспомнила про узелок, поглядеть захотелось. Известно, женщина… В последний, может, разочек. Развернула. Полюбовалась там разными проймами- прошвами да позументом, буски на себя нацепила, погляделась в воду и говорит шуткой:

— Нарядиться вот, да и пойти в Вавилову яму. Не возьмёт ли меня змей Дайко себе в жёны? Иначе дороги нет. От церковников убежала, от своих проклята, а раков озёрных кормить неохота.

Потом по-другому подумала:

«Может, этот праздничный наряд для дела пригодится. В ношеном-то меня многие видели. Вот и оставлю его на тропе, а сама в праздничном уйду. Найдут, скажут — утопилась, и делу конец».

Подумала так и давай переодеваться. Не утерпела, погляделась в воду и говорит:

— Не может того быть, чтоб ни одного дитенка не выкормить. Не в одном городе да Шарташе люди живут. Подальше уйду, а свою долго найду!

Сказала так и ровно переменилась. Скоренько оделась в праздничный наряд, буски на себя пристроила и пошла дальше невеста невестой. Про горькую долю думать забыла, сторожиться стала. По счастью, ни одного встречного, ни попутчика не оказалось. Прошла мимо Шарташа. Дорога тут густым лесом, а уж к потёмкам близко. Волков по летнему времени не опасайся, а всё-таки в потёмках итти несподручно. Глафира тогда и придумала:

— А что если мне в той ямке, какую с Вавилом рыли, переждать до свету.

Забавно показалось, как про это вспомнила. Ну, и пошла. Место она хорошо знала. Пришла ещё на свету. Видит: перемена большая вышла. Яма много обширнее стала, и все сделано по-хозяйски. Подивилась: неуж Вавило такое может? Валок с бадьёй пристроен, а вместо суковатой жердины для спуска лесенка хорошая устроена. Глафира раздумывать долго не стала, спустилась в яму. Ступенек десятка полтора оказалось. Темненько там, а разобрать можно, что все по-хорошему ведётся, и сухо в той ямке. Глафира затуманилась, позавидовала:

— Бывают же мужики!

Неохота ей после того стало из ямы выходить. Нашарила рукой выступ, да и села тут. Припомнилось ей, как Звонец про золотого змея Дайка рассказывал. Думала-думала об этом и задремала. Только это ей, как явь, показалось. Сидит будто она на дне большого-пребольшого озера. Во все стороны этакое серое сголуба, на воду походит, и дно, как в озере, где помельче, где поглубже. На дне трава да коренья разные. Одни кверху, вроде деревьев тянутся, другие понизу стелются, вроде скажем, конотопа, только много больше. Меж теми, что с деревьями вровень, какие-то верёвки понавешены. Толстенные и скрасна показывают. В промежутках везде змеи. Одни ближе к земле, другие поглубже, и рост у них разный. Сходство меж ними в том, что на каждом змее как обручи набиты и блестят те обручи золотыми искрами и каменьями переливаются. Глядит Глафира и думает:

«Вот оно что! Не один Дайко-то, а много их!»

С этим проснулась да опять заснула и точь-в-точь тот же сон видит. Один змей совсем близко. Руку протяни — обруч достать можно. Глафира сперва испугалась, думала, живой змей-то. Змей пошевеливается, как вот намокшее в воде бревно, а жизни не оказывает. И большой. Где у него голова, где хвост, не разглядишь, только золотой шапки не видно. Пригляделась этак-то Глафира и бояться перестала. Обруч, который поближе, разглядывает, а это вовсе и не обруч, а вроде сквозной рассечки. Камешки тут беленькие и цветные тоже, золотых капелек много, и комышки золота видно. И до того все явственно, что Глафира как проснулась, приметку острым камешком поставила, в котором месте обруч ближе приходится.

Видит, вовсе светло. Собралась из ямы подыматься, а какой-то мужик по лесенке спускается. Глафира, чтоб врасплох не потревожить человека, говорит:

— Погоди, дяденька, дай сперва мне выбраться!

Мужик вскинулся, а не испугался, вроде даже обрадовался:

— Пришла-таки? Ну-ко, кажись, кажись! Какая в мою долю ввязалась?

Глафира удивилась, что он такое говорит. Выбралась поскорей из ямы, глядит, а это Перфил. Из семерых-то братьев, жена у которого в скиты ушла. Перфил тоже Глафиру признал. Он годов на десяток постарше был, с малых лет её видел. Приметная ему чем-то ещё в девчонках была. И потом, когда полной невестой стала, Перфил на неё поглядывал, а случалось, и вздыхал:

— Даст же бог кому-то экое счастье! Не то, что моя Минодора. Только и знает, что поклоны по лестовке считать да перед божницей на коленках ползать.

Судьбу Глафиры Перфил хорошо знал и дивился, сколь она нескладно повернулась. Когда скитники-начётчики принялись голосить насчёт проклятия Глафире, Перфил дал такого тумака Звонцу, что тот, почитай, месяц отлёживался и вовсе без пути языком болтал. Кто ни подойдёт, одно слышит:

— Дайко-змей, Золотая шапка, дай мне за кисточку от твоего пояска подержаться!

Потом, как отлежался, со свидетелями к Перфилу пришёл доспрашиваться: за что? Перфил на это и говорит:

— Считай, как тебе любо, да вперёд мне под руку не подвёртывайся. Рука у меня, видишь, тяжёлая, может сразу покойником сделать. Тогда, вовсе не догадаешься, — за что?

Из-за этого случаю у Перфила с братьями рассорка вышла. Они, конечно, против скитников зуб имели и Звонца крепко недолюбливали, а всё-таки укорили брата:

— Нельзя этак-то смертным боем хлестать ни за что, ни про что. Тоже поди, живое дыхание, хоть и Звонец! Перфил на это своё говорит:

— То и горе, что с дыханием посчитался, ослабу рука дал. Кончить бы надо!

Братья, понятно, заспорили, Перфил тоже, так и рассорились. С тех пор Перфил на отшибе от своих стал. А того никому не сказал, что за Глафиру этак употчевал Звонца. Теперь видит: эта самая Глафира, живая, молодая, по-праздничному одетая, выходит из его ямы. У Перфила руки врозь пошли. Спрашивает:

— Как ты из города ушла?

Глафира без утайки все ему рассказала, что с ней в городе случилось. Перфил слушает да зубами скрипит, потом опять спрашивает:

— Как ты в мою яму попала?

Она и это рассказала. Тогда Перфил расстегнул ворот рубахи и показывает перстень:

— Не твой ли на гайтане ношу?

— Мой, — отвечает.

— То-то он мне по душе пришёлся. Нашёл эту ямку. Вижу, — кто-то начал да бросил. Полюбопытствовал, нег ли чего? Тоже бросить хотел, да вот перстень этот мне и попался. Перстенёк, гляжу, немудренький, а чем-то он меня обрадовал и вроде обнадёжил. С той поры и ношу на гайтане с крестом и все поджидаю, не покажется ли хозяйка перстенька. Вот ты и пришла. Теперь осталось какого-нибудь толку от ямы добиться.

— Не беспокойся, — говорит, — толк будет!

И рассказала по порядку, что ночью в яме сидела.

— Про золотого змея Дайка, — отвечает, — много в Шарташе разговору было. Звонец вон, как его кто-то стукнул, чуть не месяц про этого Дайка бормотал. Все просил за кисточку какую-то подержаться, да не допросился, видно. Может, и твоё видение-обман, а всё-таки попытать надо. Только просить-молить не стану, не Звонец, поди-ка, я. Лучше тому Дайку погрожу, — не испугается ли?

Спустились оба в яму. Показала Глафира свою приметку. Ударил Перфил против этого места, а сам приговаривает:

— Подай-ка, Дайко, свой пояс! Не отдашь добром, тебя разобьём, под пестами столчём, а своё добудем!

Маленько поколотился, дошёл до поперечной жилки, а там хрустали да золотая руда, самая богатая. Сколько-то и комышков золотых попалось. Радуются, конечно, оба, потом Глафира и говорит:

— Надо мне, Перфил, дальше итти. Тут не укроешься, найдут. Скажи хоть, до какого места мне теперь добираться. Да не найдётся ли кусочка на дорогу?

Перфила даже оторопь взяла:

— Как ты, Гланюшка, могла такое молвить? Куда ты от меня пойдёшь, коли мы с тобой кольцом через землю обручены? Да я тебя, может, с тех годов ждал, как ты ещё девчонкой-несмыслёнышем бегала.

Тут обхватил её в полную руку и говорит решительно:

— Никуда ты не пойдёшь! Избушка у меня по нагорью поставлена. Хозяйкой будешь. Никто тебя не найдёт. А кто сунется, — не обрадуется. Не обрадуется! В случае тогда оба в Сибирь подадимся. Ладно?

Глафира из-под руки не вырывается. На улыбе стоит, как вешний цветок под солнышком, и говорит тихонько:

— Так, видно… Коли старым не укоришь да проклятья не побоишься, так я тебе… через землю венчанная… до гробовой доски.

На том и сладились. Перфил, конечно, в полное плечо Глафире пришёлся. Мужик усердный да работящий, заботливый да смекалистый. И за себя постоять мог, а за жену особливо. Сперва-то поговаривали, она, дескать, проклятая, такую держать нельзя. Другие опять городских опасались: потянут за укрывательство беглой. Перфил со всеми такими столь твёрдо поговорил, что потом его-то избушку стороной обходили.

— Свяжись, — говорят, — с этим чортушком, — до поры в могилу загонит.

Ничего не щадит, кто про его Глафиру нескладно скажет.

Прожили свой век по-хорошему. Не всегда, конечно, досыта хлебали, да остуды меж собой не знали, а это в семейном деле дороже всего. Ребят Глафира навела целую рощу! Парней хоть всех в Преображенский полк записывай. И девки не отстали. Рослые да здоровые, а красотой в мать. На что Михей Кончина старого слова человек, и тот по ребятам сестру признал. Седой уж в ту пору был, а смирился. Зашёл как-то в избу и говорит:

— Ладные у тебя, сестра, ребята. Вовсе ладные. Не тем, видно, богам скитники кадили, когда тебя проклинали. Оно и к лучшему. Худой травы и без того много. Её вымаливать не к чему.

Как до бабкинмх годов Глафира достукалась, так внучатам и счёт потеряла. Это перфилово да глафирино поколенье не один дом тут поставило. Заявку, можно сказать, нашему заводу сделало. Конечно, и других много было. Ну, эти — коренники. От них, может, и словинка про Дайка пошла.

Теперь это вроде забавы. Известно, при солнышке идёшь, ногой зацепить не за что, а по той же дороге в потёмках пойди — все пороги да ямнны. Тоже и с золотом. Нынешние вон дивятся, почему старики только поперечные жилки выбирали, а остальное в отвалы сбрасывали. А по делу надо тому дивиться, как старики до этого дошли, когда никто ничего по золотому делу не знал, а в письменности была одна посказулька про страшного золотого змея. Этого вот забывать не след. Что нынешнему человеку просто кажется, то старикам большим потом да мукой досталось.

Хоть бы брусницынское золото взять. Не слыхали про такое? Ну, ладно, в другой раз расскажу.

Сказка про золото и жадность, которая повествует о двух соседях: жадном, скупом богаче и добром щедром бедняке.

Жили рядом два соседа. Один был очень жадный, скрытный, но богатый. Звали его Тукай. А другой никому отказать не мог, всегда со всеми готов последним куском хлеба поделиться. Имя его Акай.

Дома их находились недалеко от моря, куда Тукай постоянно бегал. Потому что на пляже он зарыл сундук, который постоянно откапывал и докладывал туда золотые монеты. Золото Тукай получал за счёт того, что давал беднякам серебро в долг, а обратно брал золотыми монетами. Кроме того, был Тукай очень скаредным и никому никогда доброго слова не сказал.

В то же время, Акай — добрый, светлый и открытый человек. Все знали, что в случае беды к нему всегда можно обратиться. Хотя у Акая ничего за душой не было, кроме покосившегося маленького домика, да скромного поля засеянного зерном. За счёт которого он как-то кормился.

И тут, наша сказка про золото подходит к главному…

Наступила однажды засуха. Да такая, какой люди давно не видывали. Ни одной капельки не упало с неба. Солнце выжгло всё, что было засеяно на поле Акая. Бедняк начал голодать и пошел к соседу попросить в долг миску зерна.

— Дорогой Тукай! Я знаю, что у тебя есть запасы зерна. Не мог бы ты отсыпать мне немного зёрен сюда, — Акай протянул соседу потрескавшуюся маленькую глиняную миску, — Как только закончится засуха и я вновь засею свои поля, я верну тебе долг в двойном размере!

Однако жадный Тукай не собирался делиться зерном! Вместо этого он предложил соседу взять у него серебра в долг.

— Но что я буду делать с серебром? — удивился бедняк, — Ведь я голодаю, а серебром не насытишься.

Поняв, что не сможет поживиться на соседе, Тукай захлопнул перед его носом дверь. А бедному Акаю ничего не оставалось, как идти домой и приготовиться умирать с голоду.

Ночью, когда Акай беспокойно спал держась за пустой живот, к нему пришёл во сне ангел и сказал, что завтра бедняка постигнет ещё одна беда:

— Пойдёт сильный ливень, — пропел ангел, — Поначалу все обрадуются, но вскоре люди поймут, он не скоро закончится. После этого, твой дом и дом твоего соседа смоет в море. И всё же, ты не расстраивайся, потому что в итоге, каждому воздастся по заслугам!

Сказав это ангел исчез. Акай лежал в темноте и с ужасом думал, что он будет делать если лишиться крыши над головой.

Вскоре, как и говорил ангел, полил дождь. Люди бегали и радовались, поднимая руки к небу и благодаря Бога за то, что он спас их урожай. Только бедняку было не до смеха, потому что он знал, что его ждёт дальше. Утром Акай снова ходил к соседу. Он предупредил его о том, что дом Тукая смоет в море. Но богач лишь рассмеялся не поверив, что его крепкое жилище может пострадать:

— Может твою лачугу и смоет, Акай! Но мой дом переживёт любую бурю! И кстати, — добавил Тукай, — Даже не думай ко мне проситься в рабочие, когда без крыши над головой останешься. Мне бродяги не нужны!

В то же время, уровень моря поднимался всё выше и выше и вскоре вода подобралась прямо к домам бедняка и богача. Когда Тукай понял, что сосед говорил правду, было уже поздно. Так как его дом безвозвратно поглотила вода.

В конце концов и Тукай остался без дома и стал точно так же голодать, как и его сосед. Он бы с радостью воспользовался зарытым золотом, которое так старательно отбирал у людей, но сундук тоже уплыл в море. Теперь у Тукая не было вообще ничего и он впервые познал голод.

Между тем, люди узнали про беду, которая настигла бедняка и все стали приходить к Акаю. Приносили ему еду, одежду, предлагали кров. Вскоре народ собрался и решил построить Акаю новый дом. Бедняг не мог поверить в свое счастье! Благодаря тому что он всегда приходил всем на помощь, люди помнили его доброту и решили подсобить в трудный час.

В то же время, Тукай точно так же захотел обратиться к людям. Он просил их и ему помочь построить дом. Но никто не откликнулся на его просьбу! Напротив, люди проходили мимо. Все помнили, каким злым, жадным и жестоким был этот человек и не испытывали к нему жалости. В результате, Тукаю ничего не оставалось как покинуть это место и начать скитаться по миру в поисках хоть какой-то работы, чтобы прокормить себя. А Акаю помогли построить новый дом, лучше прежнего. Вскоре жизнь людей наладилась и пошла своим чередом.

Так, сказка про золото и жадность рассказала, как важно относиться к людям с добротой и открытым сердцем. А зло и жадность никогда не найдут отклик в душах людей!

Добавить комментарий