Сказка-загадка – это разновидность обычной сказки, в конце которой ставится вопрос. На него читатель должен дать ответ. Иногда найти ответ на загадку, присутствующую в тексте, довольно сложно. Но тем интереснее.
Сказка «Про Иванушку и птицу мудрую»
Автор: Ирис Ревю
Жил-был Иванушка. Вот сидит он как-то вечерком, светит ему в лицо месяц ясный. Иванушка ни на кого не глядит, думу думает. Подлетает к нему бесшумно большая птица.
— Что пригорюнился, Иванушка?
— Да вот, все меня дурачком называют, а я ведь другой совсем.
— А ты докажи, что ты не дурачок.
Призадумался Иванушка. А птица продолжает:
— Сделай дело доброе, такое, что другие не смогут, а многим людям бы оно по нраву пришлось.
Тут птица, почти полностью развернув голову, заметила добычу и устремилась к ней. Затем она снова подлетела к Иванушке, и продолжает:
— Или можешь помочь отцу-матери, но не так, как это делают порой твои старшие братья. А с умом. Так, чтобы руки с головой совет держали.
Ещё пуще задумался Иванушка. А птица предлагает ему третий вариант:
— А ты пойди, Иванушка, поучись. Учёным человеком станешь, тогда точно неумным звать перестанут.
Понравились Иванушке советы птицы:
— Спасибо тебе, мудрая птица, за подсказки!
А теперь загадка. Какая птица подлетела к Иванушке?
Отгадка (ответ) – сова. Почему именно сова?
1. «Подлетает к нему бесшумно большая птица». Сова — птица больших габаритов. И совы имеют специальные перья для тихого полета (в сказке птица подлетела бесшумно).
2. «Вот сидит он как-то вечерком, светит ему в лицо месяц ясный» — большинство сов активно в вечернее и ночное время суток.
3. «Тут птица, почти полностью развернув голову» — совы в состоянии поворачивать голову на 270° благодаря особенностям строения тела.
4. «Спасибо тебе, мудрая птица, за подсказки!». Сова – символ мудрости. В сказке птица даёт три мудрых совета Иванушке.
Сочиняем сказки и загадки!
Речь человека формируется и обогащается на протяжении всей жизни. В дошкольном детстве идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития.
Показателем наличия красивой, связной речи может быть умение детьми самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сочинять загадки, небольшие сказки – небылицы. Для этого надо сформировать навыки точного словоупотребления, а также большой словарный запас. Сначала дети сочиняют загадки по образцу, по аналогии. Словотворчество самый сложный этап развития речевого творчества детей. Для развития словотворчества дома используем словесные игры:
«Радио»
Предложить детям описать внешний вид любого предмета (объекта) который мы ищем. Например, Внимание, внимание, потерялся темноволосый мальчик, у него карие глаза, на щеках ямочки. На нем голубая куртка, синяя шапочка с пушистым помпоном. У мальчика черные джинсы синие резиновые сапоги. Помогите, пожалуйста, найти его.
«Было – будет»
Предложить выложить картинки по порядку: было, сейчас, будет потом.
«Закончи предложение»
Предложить ребенку закончить предложение по смыслу. (Придумать свой конец к знакомой сказке).
«Как ты узнал?»
Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет или картинку с изображением предмета и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Нарисуй сказку»
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Где начало рассказа?»
Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
В составление сказок Вам поможет алгоритм:
- Совместное придумывание героев сказок;
- Определить характер, мотивы и цели поступков;
- Описание действий главных героев, взаимодействие с объектами;
4. Подведение итогов – результат изменения героев и выведение жизненных правил;
5. Придумывание название сказки.
Итак, начинать придумывание сказки следует через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках, и обсуждение способов выхода из конфликтных ситуаций. При составлении текстов важно определить мотивы, которые позволяют персонажам начать свои действия.
При составлении загадок Вам поможет алгоритм:
1 Какой? (Что такое же?)
2 Что делает? (Кто делает так?)
3 На что похож? (Чем отличается?)
Вам поможет метод наглядного моделирования (схематичное изображение предмета или события). Например, алгоритм составления загадок…
Вход
Быстрая регистрация
Если вы у нас впервые:
О проекте
FAQ
ГЛАВНАЯ
ВОПРОСЫ
ТЭГИ
СООБЩЕСТВО
НАГРАДЫ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
2
Что такое сказка-загадка? Как она создается? Что лежит в ее основе?Саяны 6 лет назад
тэги: загадка, сказка, сказка-загадка категория: досуг и развлечения ответить комментировать
в избранное
бонус 2 ответа: старые выше новые выше по рейтингу 0 Стрымбрым 5 лет назад Сказки-загадки развивают в детях воображение и догадливость. Чаще всего, в основе сказки-загадки лежит рифмованный стишок или мини-рассказ. В сказке-загадке, обычно один предмет описывается через другой, похожий на него. Это заставляет детей думать и проявлять смекалку. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить 0 bogorodsk52 5 лет назад как описать сказку- загадку что это такое? комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Смотрите также: Как составить план сказки “Зимняя сказка” Топелиуса? Кто рассказчик в сказке Вагнера “Сказка”, главная мысль? Окр мир 3 кл. Как нарисовать сказку, в которой растение играет важную роль? Загадка. Сказка. Носом кто проткнул картину? Деревянный …(см). Кто это? Загадка. Сказка. Бабушка девочку очень любила, шапочку красную …(см)? Какие признаки волшебной сказки в сказке “Царевна Несмеяна”? Сказка “Падчерица”: какая сказка? К какому виду относится ск. “Падчерица”? Настольная игра Страшные Сказки отзывы, как играть в Страшные Сказки? Что общего и какие различия русской волшебной сказки и сказки Лермонтова? Какие сказки отнести к сказкам-рассказам к сказкам-повестям сказкам-поэмам? |
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ! |
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей! |
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее.. |
Статистика проекта за месяц
Новых пользователей: 4223
Создано вопросов: 16535
Написано ответов: 39726
Начислено баллов репутации: 931005
ВОПРОСЫ
Свежие
С бонусами
Без ответов
Задать вопрос
Пульс проекта
СООБЩЕСТВО
Авторы
Награды
Тэги
Наши модераторы
Сейчас online
НАШ ПРОЕКТ
О проекте
Правила
Как заработать?
Партнерская программа
РЕСУРСЫ
Наш блог
Обратная связь
FAQ
Помогите нам стать лучше
Telegram-канал
3 варианта
-
Сказка-загадка.
В народе говорят: «Всему своё время».
Вот и Ему пришло время появиться на свет. Бойкий, озорной мальчишка рос. Шустрый, а веселья да радости в ём – хошь сам бери, а не хошь – другим отдай, всем хватит! Спать ложился парничок поздно, вставал ранёхонько. А людям рядом с им всегда тепло и весело. Быват, пошумит немного, покапризничат: брызнет дожжём, будто пошутит, в небе от этого разноцветье случатся. И снова радость да веселье в глазах с зелёным пришшуром! Но не век же одному куковать. Заскучал он, захмурился, притих.
Вот и дождался, пришла Она, долгожданна. Лицом пригожа, но сурьёзна, и грусть – тоска в глазах. Быват, заскучат – сядет у окошка и слёзы проливат. Дня и вечера не хватит – ночи прихватыват. Но красы девка была невиданной. И наряды баски носила, таки ярки, што поглядишь и глаза от света зашшуривашь!
Прознал про это старец Сиверун. Жили они двоима с внучкой. Бела да румяна деушка была, стройна да коса ниже пояса. Отправил старик внучку красу свою белу свету показать. А нрав у ней суровый был. Взглянет – холодом обдаст, уста отворит – ветром студёным подует. Которы люди мимо ней проходят, все от холода в тёплы вешши кутаются. А она утра встанет, по земле ходит и всё белым укрыват да песни сонны поёт. То зверьё, которо не успело скрыться, сразу засыпат под ейны напевы. Надолго она в наших краях поселилась. Только не дал ей дед никако приданно, как была в белом сарафане, так и осталась в ём. И от этого ишо пушше злится да на всех стужу напускат.
Вот раз не спится деушке. Тихо кругом: ветры студёны не воют, не стучит метель – поносуха в ветренку… Чует сердце – не ладно с дедом. Захворал старый, не век ему на свете жить. А ей – то как одной? Встала серёдка поля, белы ручки к небу вскинула, бел сарафан с себя на землю сбросила, растоптала! Белы косы уш не пушисты, а сыры. Слёзы потекли ручьями, зазвенели по окнам и ставням. Никто не пожалет страдалицу. И только эхом гремит по свету чей-то голос:
– Выйди, солнца свет…ве…ве…
– Проснись ото сна…сна…сна…
Порато светло стало – любо поглядеть! Вот оно как быват у нас на Севере. А вы догадались? -
Сочинять сказки не сложно, надо просто выбрать героя, а уж он сам определит жанр будущей сказки. Например это может быть любимая кошка и тогда у вас получится сказка о животных. Или какой-нибудь самый обычный предмет и тогда получится сказка одновременно и бытовая, и волшебная. Такие сказки в свое время очень хорошо писал Андерсен, буквально обо всем на свете. Можно взять героями сказки своих знакомых или просто обычных мальчика и девочку, и можно придумать сказку про явления природы.
Мне почему-то захотелось написать сказку про снеговиков. Такая сказка обязательно будет волшебной, ведь обычные снеговики не разговаривают и не ходят по улицам.
Волшебная сказка про снеговиков.
Наступила зимняя ночь и снеговики как обычно собрались во дворе большого дома.
-Ну что, братья, пора за работу? – спросил самый главный снеговик. Он был укутан в теплый шарф и на голове его красовалась блестящая кастрюля.
-Пора, пора! – взволнованно загудели остальные снеговики.
-Тогда, вперед! – дал команду старший снеговик и первым отправился в путь.
Маленький снеговик Белька в первый раз выходил на работу вместе со своими братьями. Оно и понятно, ведь слепили его только вчера. И поэтому с ним отправился другой снеговик – Морковкин, опытный и спокойный.
Белька все время бежал вперед, суетился, а Морковкин шел неторопливо и посмеивался в свою морковку.
Снеговики осматривали дома и искали те квартиры, в которых не было елок. Если в квартире светилась нарядная новогодняя ель, все было хорошо, все было замечательно, но если дерева не было, снеговики разбирались, почему так произошло.
В этот раз Белька и Морковкин довольно быстро нашли квартиру, в которой не было елки и остановились у подъезда. Морковкин обратился к Домофону за помощью, и тот рассказал, что в той квартире живет бедная семья – маленькая девочка и ее родители. Девочка была очень хорошенькая и послушная, но у родителей не было денег, чтобы купить на Новый год елку.
-Непорядок! – прогудел Морковкин. – Надо помочь.
Они с Белькой быстро отправились в питомник и спросили у Старшей ели свободное дерево. Заполнив пару бланков, Старшая ель выдала им молоденькую, пышную елочку и снеговики поспешили обратно. Ночь почти закончилась, а им еще требовалось доставить елку в квартиру.
Домофон давно ждал их и предусмотрительно раскрыл двери:
-Только смотрите, чтобы хвои на ступеньках не было! – предупредил он не сердито, а скорее для формы.
Снеговики кивнули и быстро поднялись на четвертый этаж. Старый замок в дверях открылся на удивление легко. Стоило только капнуть на него немного елочной смолы и снеговики внесли елочку в квартиру, и, стараясь не шуметь, поставили ее посередине зала.
Так же быстро и бесшумно они покинули дом и попрощавшись с Домофоном, отправились к месту встречи с другими снеговиками.
Старший снеговик уже принимал доклады снеговиков. Кого-то хвалил, кого-то отчитывал. Морковкин и Белька рассказали о своей работе и удостоились скупой похвалы. Они отправились по своим дворам, ждать утра и детей.
-Эх, жаль не увидим, как удивились люди! – протянул Белька.
-Не важно! – ответил Морковкин. – Главное, что мы свое дело сделали.
А в это время в квартире на четвертом этаже самого обычного дома молодые супруги оторопело смотрели на елочку, возникшую неизвестно откуда в их квартире, и маленькая девочка счастливо смеялась:
-Это дед Мороз! Я знала что он существует! -
Шевцова Наталья Владимировна
Работа: «Сочиняем сами. Загадки.
Сказка «Лисичка»
МОУ Щедровская ООШ
5 класс
Руководитель: Галина Анатольевна Передериева,
учитель русского языка и литературы
Загадки
Красный, не вишня, мелкий, а не земляника. (Боярышник)
Маленькое, скользкое и грязь убирает. (Мыло)
Что бьёт, а рук нет. (Часы)
Колючий, но не ёж, зелёный, но не дерево. (Кактус)
Зелёное, но не яблоко, стрючковое, но не фасоль. (Горох)
Летом красна, но горька, а зимой сладка. (Рябина)
без рук, без ног, а рисует.(Мороз)
Кругла, мала, всякому мила.(Монета)
Маленькая палочка с верёвочкой, да всех одевает. (Иголка с ниткой)
Сказка «Лисичка»
Жила-была лисичка с мамой, братиками и сестрёнкой. Они всегда были вместе. Жили в старом заваленном дереве. Они каждый день ходили на водопад, чтобы пить воду и купаться. Сюда же приходили олененок, барсучонок, а совёнок сидел на ветке раскидистого дуба. Малыши бегали по воде, пытались ловить рыбу. Но это редко удавалось. Мама ходила на охоту, а лисят оставляла одних. Лисица приходила домой, а лисят иногда в «доме» не было. Они убегали на полянку и там играли. А младшая лисичка не убегала, а сидела и ждала мать. Мать лисица очень боялась, что детей заберут охотники. Так оно и произошло.
Лисица ушла на охоту, а малыши опять убежали. Мать пришла и видит, что сидит только один лисёнок. Мама сразу догадалась, почему лисят нет в дупле. Она отправилась искать непослушных малышей. Усталая, она вернулась домой.
Прошло несколько лет. Послушный лисёнок вырос и превратился в красивую рыжую лисицу. Мать убили охотники, и она осталась совсем одна. Целыми днями бродила по лесу.
Однажды лиса пошла к водопаду и встретила старых знакомых. Это были олень, сова и барсук. Она обрадовалась встрече. Они дружили до самой смерти.
Хорошо, если бы такая дружба была и среди людей.
Добавить комментарий
Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.
Как придумать загадку? Дадим несколько советов.
Изучаем
Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.
- Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
- Медный бес на стол залез. (Самовар).
- Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).
Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.
- И рать, и воеводу – всех повалил.
- Что слаще всего на свете?
- Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.
Как придумать загадку-сравнение?
Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.
Солнце |
|
Какое? |
На что похоже? |
жаркое |
на печку |
золотое |
на яблоко, одуванчик |
круглое |
на мяч, колесо, камешек, клубок, голову |
яркое |
на огонь |
Объединить полученные данные можно так:
Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.
Попробуйте – это увлекательный процесс!
Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»
Ветер |
|
Что делает? |
На что (кого) похож? |
воет |
на волка |
летит |
на птицу |
гнёт деревья |
на великана |
свищет |
на Соловья Разбойника |
Вот что получилось:
Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.
Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:
Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.
Как придумать загадку «наоборот»?
Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.
Жук |
|||
Какой? |
На что (кого) похож? |
Что умеет делать? |
Чем отличается? |
крылатый |
на птицу |
да без хвоста |
|
рогатый |
на барана |
да не забодает |
|
на самолёт |
летает |
да садится на листья деревьев |
|
на пчелу |
жужжит |
да не укусит |
Возможный вариант:
Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.
Рассмотрим части и целое
Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?
Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.
А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.
Велосипед |
||
Названия частей |
Сколько их? |
На что похожи? Что такое же? |
колесо |
2 |
кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце |
руль |
1 |
вилы, ухват, рога |
седло |
1 |
горб верблюда, стул |
педаль |
2 |
подножка, стремя, ступенька |
Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.
Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.