Скудный словарный запас как исправить

«Просто читать больше» не поможет.

12 способов расширить словарный запас и начать говорить красиво

Статью можно послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

1. Избавьтесь от слов-паразитов

Расчистите место для новых выражений. Выкиньте из своей речи «э-э-э», «ну», «как бы», «это самое» и им подобное, а также нецензурную лексику и клише. К ним же отправьте чрезмерно ёмкие выражения вроде «реально», «зафигачить» и «круто».

Беда с ними в том, что они способны заменить существенную часть лексикона и делают речь скудной.

Замечайте за собой нежелательные слова. Запишите собственную речь на камеру или диктофон, представьте, что вы на собеседовании или презентации. Перечитайте свои сообщения в социальных сетях.

Всё это проанализируйте и выпишите слова и выражения, от которых хотите избавиться. Этим перечнем поделитесь с другом или коллегой, попросите его одёргивать вас каждый раз, когда услышит запретную лексику.

2. Добавьте разнообразия в чтение

Логично, что для того, чтобы знать больше слов, нужно больше читать. Но не цепляйтесь только за высокую литературу. Не брезгуйте низкопробными романами, пролистывайте посты в соцсетях, блоги незнакомых вам людей и журналы, которые не отвечают вашим интересам.

Вы должны одинаково хорошо знать, что значит «индифферентный», «эмансипация» и «симулякр» и что такое «хайп», «краудфандинг» и «панчлайн».

3. Узнавайте значение непонятных слов

Не ленитесь заглядывать в словарь и не стесняйтесь переспрашивать собеседника, если вам непонятно, о чём он говорит. Ничего стыдного в том, чтобы признаться в своём незнании, нет. Это лучше, чем сделать вид, что вы всё поняли, продолжить непродуктивную беседу и лишиться шанса узнать что-то новое.

4. Общайтесь с людьми, непохожими на вас

Ваш привычный круг общения постоянно «варится» в одном и том же лексиконе, потому что у вас одни интересы и темы для обсуждения. Вы наверняка замечали: когда кто-то из вашей компании находит другую работу или знакомится с новыми людьми, меняется его речь. Он сыплет необычными словечками, шуточками, и даже манера разговора может стать совсем другой.

Каждый новый человек меняет вас. Поэтому стремитесь постоянно расширять круг своих знакомств. Общайтесь в спортзале, в магазине, посещайте больше мероприятий и находите собеседников в интернете. Не отталкивайте тех, кто от вас отличается.

5. Носите с собой записную книжку

В ней не откладывая отмечайте интересные слова, которые вам встретились, и нежелательные выражения, которые вы заметили за собой. Но просто делать записи мало — регулярно их просматривайте и делайте выводы.

6. Изучайте иностранный язык

Это заставит вас обратить внимание на свой родной. Вы станете аккуратнее обращаться с грамматикой и синтаксисом, начнёте тщательнее подбирать слова.

Кроме этого, изучая иностранный язык, вы уже отрабатываете механизм запоминания новых слов, а также введения их в активный лексикон.

7. Пишите

Заведите личный дневник или блог в социальных сетях. Каждый день описывайте свои мысли и события в мельчайших подробностях. Пишите о своих целях и желаниях, придумывайте истории и рассказы. Общаясь с друзьями, избегайте рваных сообщений и не используйте эмодзи вместо слов.

Во-первых, письмо — отличный способ найти применение изученному и закрепить его. Во-вторых, если вы пишете от руки, это поможет ещё лучше запомнить новые слова.

8. Заучивайте афоризмы, стихи, цитаты

Тронувшие за душу крылатые фразы учить гораздо приятнее, чем зубрить пункты словаря по очереди. Отмечайте и выписывайте всё, что зацепило. Учите, повторяйте и перечитывайте. Со временем интересных выражений в вашем лексиконе будет становиться больше.

Дело не только в украшении речи. Представьте, как здорово будет блеснуть своими знаниями в беседе. Только не усердствуйте с цитатами и высокопарными строками: вас могут принять за выскочку.

9. Используйте карточки

Если никак не можете запомнить очень сложное и интересное слово, используйте метод флеш-карточек. Многим этот способ знаком ещё со школы.

На одной стороне карточки вы пишете слово, на другой — его значение. Сначала нужно попытаться самостоятельно вспомнить ответ, а потом перевернуть элемент и проверить себя.

Этот способ очень прост и эффективен: процесс запоминания начинается уже с подготовки. Поэтому лучше не использовать приложения, а создавать карточки самому и писать на них от руки. Да и небольшую стопку вы можете взять с собой куда угодно.

10. Упражняйтесь

  • Составляйте предложения, где каждое слово начинается со следующей буквы алфавита. Например: «Аист был великолепным гармонистом. Даже еноты жалобно завывали и кивали любопытными мордочками, наслаждаясь очаровательными песнями. Роковым стало то умение, фатальным. Хмурая цапля честолюбиво швырнула щуплому эгоистичному юнцу яд».
  • Придумывайте истории из слов, принадлежащих одной части речи. Опишите своё утро, используя только существительные. «Звонок, пробуждение, будильник, выключение. Подъём, поиск, одежда. Приближение, окно, открытие, свежесть. Бодрость, одухотворение, радость». По такому же принципу составляйте рассказы с одними глаголами, прилагательными или причастиями. Это занятие кажется простым только поначалу: если задаться целью добавлять всё больше деталей, придётся научиться аккуратно подбирать слова и вытаскивать их из пассивного лексикона.
  • Составляйте тавтограммы. Так называются предложения, все слова которых начинаются с одной буквы. Вот пример из произведения «Ольгин Остров» Николая Культяпова: «Отец Онуфрия, Осип Остромирович Ордынский, очно окончил Оксфорд. Оставаться отдалённо от Отечества он однозначно отказался, отправившись обратно. Одержимый Ордынский объявил об обследовании отдельных округов, областей, обширных окраин».
  • Подбирайте синонимы и антонимы к словам. Это упражнение можно выполнять где и когда угодно. Заскучали в очереди или на обеде — придумайте синоним к слову. Например, «красивый» — это живописный, чудесный, отрадный, прекрасный и так далее. То же самое проделайте с антонимами.

11. Играйте

Учить новые слова можно и развлекаясь. Решайте головоломки, разгадывайте ребусы и кроссворды — это практически отдых. Не считая, конечно, усердной работы мозга.

12. Следите за «словом дня»

Установите на смартфон приложения наподобие «Слова дня», подпишитесь на соответствующие блоги и рассылки. Как правило, в таких рубриках сложные и необычные лексемы представляются с объяснением и примером употребления.

Это поможет, если вы никак не можете выделить время на поиск новых интересных слов и их значений. Вам останется только их выучить и закрепить на практике.

Читайте также 🧐

  • Как изменить свою речь, чтобы казаться более уверенным
  • 20 слов, которые пишут неправильно даже грамотные люди
  • 10 выражений, которым не место в вашем лексиконе

Мозг – это «жесткий диск», на который в виде образов и символов записывается информация. Если допустить, что можно посмотреть записанный материал, как фильм, на это уйдет около 200 лет. Человек неосознанно запоминает слова, увиденные или услышанные. Часть информации хранится в виде пассивного словарного запаса.

Но нередко человек сталкивается с ситуацией, когда не хватает слов, чтобы в полной мере передать свою мысль. Это мешает создавать полноценный контакт с собеседником, близким человеком, партнером по бизнесу. Умение найти нужные слова – ценный навык, который значительно повышает качество жизни. Ниже вы найдете способы увеличения словарного запаса с минимальной тратой времени.

  • Статья написана совместно с Дарьей Маланиной.

Факты о словарном запасе человека

На момент окончания школы взрослый человек знает 51 тысячу слов. За время обучения словарный запас становится больше в 2,5 раза. После завершения учебы и до наступления среднего возраста человек узнает примерно 3 новых слова в день.

Нейролингвисты полагают, что насыщение пассивного словарного запаса зависит не только от возраста, но и от уровня образования.

У людей со средним специальным образованием этот момент наступает в районе 43 лет, с высшим – в 51 год, у кандидатов и докторов наук – в 54.

Закончившие школу люди знают на 2-3 тысячи слов больше, чем те, что не имеет среднего образования. Словарный запас человека со средним специальным образованием составляет 75 тыс. слов. Респонденты, имеющие опыт обучения в университете, знают около 86 тыс. слов. Люди с ученой степенью знают на 5 тыс. слов больше.

  • Полученные данные условны, поскольку внутри каждой группы наблюдается значительный разброс.

Помимо возраста и уровня образования есть другие факторы, влияющие на формирование словарного запаса. Это образ жизни, профессиональная среда, хобби, чтение.

Как увеличить словарный запас — Эффективные способы

В те моменты, когда необходимо произвести хорошее впечатление особенно остро встает вопрос: «Как увеличить словарный запас в общении?» Чтобы расширить активный лексикон, необходимо выполнять простые упражнения и техники, а также следовать советам профессионалов.

Как можно развить словарный запас:

Способ #1. Синонимы

Как быстро увеличить словарный запас с помощью синонимов: определите ваши слова-паразиты и попробуйте придумать к этим словам синонимы.

Например, вы часто используете слово «блин». Обычно это слово обозначает недовольство, возмущение. Его можно заменить такими словами, как «возмутительно», «я поражен», «я глубоко возмущен», «черт возьми» (более культурное и литературное, но в то же время эмоциональное выражение), «отвратительно», «омерзительно» и так далее.

Способ #2: Пересказывать

Традиционно считается, что люди сейчас очень мало читают, гораздо меньше, чем когда-то. Это не совсем так: согласно исследованиям, современный человек за день получает информации в формате текста примерно столько же, сколько человек в XIX веке получал за неделю. Просто потому, что тогда были только газеты, а сегодня — сотни ресурсов, где мы получаем информацию именно с помощью текста.

Но вот навыки озвучивания этой информации стремительно теряются, ведь люди гораздо больше времени и общаются с помощью текста.

Для того, чтобы улучшить словарный запас, важно не только знать слова, но и уметь их употреблять. В этом помогает пересказ, поскольку когда вы пересказываете или рассказываете что-то — вы вынуждены говорить довольно долго, строить связные предложения, добиваться, чтобы ваш собеседник понял и желательно заинтересовался.

Способ #3: Больше читайте

Ниже вы увидите книги, которые улучшают речь и словарный запас, а сейчас скажем кратко о том, как книга увеличивает словарный запас. Дело в том, что когда вы читаете — вы, сами того не замечая, узнаете множество новых слов. Причем вы узнаете не только слова, но и контекст, в котором они употребляются, эмоциональную окраску, которую они несут.

Это гораздо более ценная информация, чем просто знание, что означает какой-то сложный термин. Зная контекст, вы можете, например, даже не понимая до конца значения слова, интуитивно понять, какой эмоциональный заряд он несет или хотя бы к какой области относится.

Зная контекст, вашему мозгу гораздо легче запоминать слова и в дальнейшем их органично и правильно, уместно использовать. Поэтому книги для повышения словарного запаса и лексикона — незаменимый инструмент.

Способ #4: Читайте вслух

Это очень полезно: так вы не только узнаете новые слова и контекст их применения, но и учитесь их произносить, использовать, учитесь правильно распределять нагрузку на дыхание и речевой аппарат, чтобы говорить длинными, изящными предложениями, а это полезный навык, когда речь идет о том, как можно расширить словарный запас русского языка.

Способ #5: Слушайте аудиокниги, лекции и подкасты

Бывает, что нет времени на чтение. Ничего страшного: попробуйте слушать аудиокниги, это тоже полезно. Например, в дороге, после работы, во время уборки. Слушая аудиокнигу, вы впитываете правильную, красивую, поставленную речь диктора. Чтобы такое прослушивание было полезнее —  не включайте их на фон, а слушайте внимательно, вдумчиво.

Способ #6: Общайтесь

Желательно с умными людьми, которым свойственно говорить длинными предложениями, аргументировать свою точку зрения. Плюс когда вы слушаете чужую речь — вы ее впитываете, как впитываете и информацию из книг.

Способ #7: Учите иностранный язык

Как увеличить словарный запас

Вы можете сказать: а причем тут иностранный язык, если речь идет о том, как повысить словарный запас на русском.

Иностранный язык — это целый комплекс упражнений для вашего мозга, как полноценная тренировка в спортзале для тела. Мозг работает на всю мощность, активно выстраивая нейронные связи, ассоциативные цепочки, работая, чтобы запомнить новые слова, речевые конструкции, правила.

А все эти навыки очень нужны для того, чтобы красиво, изящно разговаривать, быстро находить нужное слово, строить длинные предложения, думать и одновременно формулировать слова.

Недаром изучение иностранного языка даже рекомендуют, чтобы замедлить процесс старения мозга и деменции.

Способ #8: Словарные игры

Имеются в виду самые разные: кроссворды, «собери из набора букв как можно больше слов», «возьми длинное слово и собери из букв, которые его составляют, как можно больше маленьких», «составь рассказ из слов на одну букву», «вспомнить как можно больше слов на одну букву (часть речи, из одной категории)», «вспомнить как можно больше синонимов».

Такие игры, во-первых, являются неплохой тренировкой для мозга, помогают сделать его более гибким, помогают быстрее соображать. Если вы попробуете поиграть в такие игры, то заметите, как быстро от них устаете — потому что это большая нагрузка на мозг.

Во-вторых, кроссворды и другие игры, где нужно отгадывать слова, тренируют память, ведь вам нужно по описанию понять, о чем идет речь, и вспомнить нужное слово.

Эти навыки внешне никак не влияют непосредственно на словарный запас, но они активно применяются в речи (например, наверняка у вас бывали случаи, когда вы понимаете, что хотите сказать, а вспомнить нужный термин никак не выходит), ведь конечная цель вашего желания повысить словарный запас — это не просто знать энное количество слов, а применять их, чтобы говорить красиво и убедительно.

Способ #9: Расширяйте словарный кругозор

Например, разберитесь уже, что означают все эти гендеры, абьюзы, харрасменты, симпы, краши, стэны и все остальное.

Или разберитесь в профессиональном жаргоне какой-нибудь профессии. Это расширяет словарный запас, вы механически узнаете больше новых слов, и теперь не потеряетесь, если погрузить вас в контекст, где эти слова активно используются.

Плюс это в принципе расширяет кругозор, а это, в свою очередь, повышает гибкость мышления.

  • Гендер — социальный конструкт, «представителем какого пола человек себя осознает»
  • Абьюз — психологическое насилие, которое часто перерастает в физическое, обычно в контексте романтических отношений;
  • Харрасмент — домогательство на работе, обычно с злоупотреблением властью и положением;
  • Симп — фанат, поклонник чего-либо или кого-либо;
  • Краш — возлюбленный;
  • Стэн — фанат, стэнить — восхищаться

Совет #10: Учите или рассказывайте вслух стихи

Зачем это нужно: во-первых, это улучшает память, а значит, вы быстрее вспомните и подберете забытое слово в разговоре. Во-вторых, расширяет словарный запас — в стихах используется много необычных, изящных, точных выражений и слов.

Способ #11: Фиксируйте свою речь

Например, включите диктофон и перескажите под запись последний фильм, который вы посмотрели. Спустя некоторое количество времени — переслушайте запись, фиксируя внимание на недостатках, которые вам нужно исправить, и начните следить за этим.

Можете попросить близких, чтобы они тоже обращали на это внимание.

Способ #12: Заглядывайте в словарь

Встретили незнакомое слово — не поленитесь узнать его значение, можно даже записать, чтобы запомнить.

Способ #13: Используйте приложения

Например, есть приложение «Слово дня» и аналогичные. В нем тебе каждый день будут выдавать новое интересное слово, его значение и контекст, в котором слово употребляется. Простой способ расширить словарный запас без лишних трат времени.

Существуют мобильные и веб ресурсы для прокачки словаря, пользоваться которыми можно в любое время, например, по дороге на работу.

Способ #14: На скорость

Суть упражнения: как можно быстрее называйте все предметы вокруг, которые вы видите. Вы удивитесь, но очень быстро мозг начнет тормозить, и вы с трудом будете вспоминать даже самые простые слова типа «стол», «гирлянда», «одеяло». Зато, если привыкнуть к такому упражнению, то потом вам легче будет вспомнить слово в разговоре, и сложнее будет заставить вас растеряться.

Способ #15: Попробуйте себя в роли журналиста

Например, начните писать посты в своих социальных сетях, делиться мыслями, рассуждать о прочитанных книгах и фильмах. Как правило, богатство устной и письменной речи тесно связано между собой, поэтому если вы научитесь связно, красиво и с большим количеством синонимов излагать мысли письменно, то это положительно повлияет и на навык устной речи (и наоборот).

Какие книги лучше читать для развития словарного запаса

Как увеличить словарный запас

Лучший способ обогатить свою лексику и – много читать. Причем литература должна быть разнообразной по стилю. Как книга увеличивает словарный запас? Когда человек читает, незнакомые умные слова откладываются в памяти, хотя могут никогда не использоваться. Помимо всего прочего, это занятие значительно повышает грамотность.

«Книга о хорошей речи» Голуб И.Б., Розенталь Д. Э.

Труд полезен для тех, кто стремится обогатить свою речь. Авторы на примерах из произведений известных писателей рассказывают о стилистических приемах усиления эмоциональности и выразительности языка.

«Фразеология современного русского языка» Шанский Н.М.

Произведение рассчитано в большей степени на людей, интересующихся лингвистикой, но может быть интересно и тем, кто только встал на путь изучения великого и могучего. Автор раскрывает значение известных фразеологизмов, рассказывает об истории их появления. Изучение идиом – неплохой способ обогатить лексику.

«Русский язык на грани нервного срыва» Максим Кронгауз

Автор анализирует перемены, произошедшие с языком в связи с появлением интернета и масмедиа. Средства массовой информации существенно упрощают и обедняют речь. Основная мысль книги – не стоит довольствоваться тем объемом словаря, который нам предлагают.

«Слово о словах» Лев Успенский

Автор в занимательной форме рассказывает о проблемах чистоты и грамотности языка. Книга была написана более полувека назад, но не потеряла актуальности до сих пор.

«Слово о словах» Корней Чуковский

Книга интересна тем, кто следит за чистотой собственной речи, стремится ее обогатить. «Слово о словах» — это сборник статей о языке. Чуковский рассказывает о заимствованных словах, нюансах словоупотребления, речевых ошибках, канцеляризмах. Автор полагал, что русская речь богата и самобытна и не нуждается в иностранных словах.

  • Короче, 14+ способов, типа как избавиться от слов-паразитов (в примерах)
  • Как научиться говорить людям «Нет» — Готовые фразы и Советы психологов
  • 16 способов, Как красиво говорить — Техники и Советы профессионалов
  • Как научиться выражать свои мысли правильно — 24 способа, Упражнения, Книги и Советы
  • Почему самопознание – это основа для личностного роста
«Слово живое и мертвое» Нора Галь

Произведение в большей степени ориентировано на переводчиков, лингвистов, филологов. Автор рассказывает об ошибках использования иностранных слов, и о том, как обойтись без них, используя аналоги родного языка.

«Учебное пособие по развитию речи. 1000 русских скороговорок для развития речи» Елена Лаптева

Книга для повышения словарного запаса и лексикона содержит упражнения, список интересных скороговорок и редких слов, а также технику работы с материалом. Материал полезен тем, кто стремится улучшить качество речи.

«Речь как меч. Как говорить по-русски правильно» Татьяна Гартман

Автор разбирает самые частые ошибки в разговорной речи, популярным языком объясняет правила, дает рекомендации.

«От адамова яблока до яблока раздора» Вадим Храппа

В книге в форме заметок рассказывается о происхождении слов и фразеологизмов, даются примеры правильного и уместного их употребления.

«Русский язык. Новое слово от @novoeslovo» Павел Сотников

Автор раскрывает смысл малоизвестных слов. Книга оформлена в виде небольших заметок. Отдельной похвалы заслуживает дизайн.

«Искусство чтения. Как понимать книги» Томас Фостер

Автор предлагает новый, нетривиальный подход к прочтению и восприятию материала. «Воспоминания, символы, параллели — вот что отличает профессионального читателя от любителя», — отмечает Фостер. Он стимулирует читателя освоить новую модель чтения, основанную на ассоциациях.

Принятие другой модели чтения книг поможет лучше запоминать информацию, которая теперь будет основана на ассоциативном мышлении и связана с пережитым опытом.

Отечественная художественная литература

Универсальный совет – читать классиков: Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова, Гоголя. Отдельного внимания стоят произведения А.С. Пушкина, особенно сказки.

Зарубежная литература

Для обогащения словаря полезно читать произведения О Генри, Оноре де Бальзака, Жюля Верна, Артура Конана Дойля, Рэя Бредбери, Эриха Марии Ремарка, Габриэля Гарсии Маркеса, Джека Лондона.

Стихи

Поэзия нравится не всем, но если присутствует тяга к этому виду литературного искусства, стоит обратить внимание на стихи Есенина, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Высоцкого, Окуджавы. Интересный и живой язык в произведениях детских авторов – Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса. Декламация стихов позволит увеличить активный словарный запас.

Научная литература

Это не скучные статьи, а живые и красочные описания исследований и открытий. Интересный материал, рекомендуемый к прочтению:

  • «Эгоистичный ген» Р. Докинз;
  • «Вся правда о неправде» Д. Ариели;
  • «Физика невозможного» М. Каку;
  • «Три книги о пространстве и времени» С. Хокинг;
  • «Бегство от свободы» Э. Фромм;
  • «Государь» Н. Макиавелли.

Важно не просто читать, а работать с материалом, например, разгадывать кроссворды на основе литературных произведений, делать заметки, конспектировать прочитанное. Полезно выписывать в блокнот понравившиеся выражения и слова.

План, как быстро увеличить словарный запас

Вот несколько шагов на пути к образной и богатой речи:

  1. Избавиться от всего лишнего (слов-паразитов).
  2. Каждый день хотя бы по 10 минут посвящать время записям. Нужно оставлять на бумаге впечатления от событий, используя максимум новых слов.
  3. Ежедневно делать по 5 карточек с терминами и их определением.
  4. Читать 20 минут в день 3-5 статей в неделю, делать записи нового материала в блокнот.
  5. Купить или скачать несколько книг разных жанров и авторов, чтобы, если надоела одна книга, можно было сразу переключиться на другую.
  6. Каждый день выделять по двадцать-тридцать минут на чтение. Если хочется читать дальше — не сдерживайте себя.
  7. По дороге на работу слушать аудио-книги.
  8. Завести привычку раз в неделю (или чаще, зависит от ваших возможностей, но желательно делать это регулярно) писать пост в социальной сети или заметку лично для себя. О чем будет заметка — неважно, главное — тренировать навык формулирования мыслей и подбора слов.
  9. Скачать приложения, помогающие осваивать новые слова: «Слово дня», приложение-словарь, приложение с играми, в которых вам нужно составлять слова.
  10. Раз в неделю учить наизусть отрывок из стихотворения или прозы.

Не стоит относиться к пополнению словарного запаса как к сверхзадаче. Это только усложнит процесс освоения новых слов. Лучше воспринимать его как игру.

Советы психологов

Скорость расширения словарного запаса зависит от объема памяти концентрации внимания. Развитию психических процессов стоит уделять отдельное время.

Советы, как увеличить разговорный словарный запас в общении взрослого:

  • Совет #1: Определите заранее, зачем вам нужно расширить словарный запас. От этого будет зависеть выбор книг и другого контента, которым вам будет необходимо окружить себя, чтобы узнать больше новых слов.
  • Совет #2: Не стесняйтесь спрашивать значение новых слов, если вы их не знаете, и открыто говорить, что не можете подобрать нужное слово. Это располагает собеседников к вам гораздо больше, чем слова-паразиты или «м-м-м… э-э-э…» для заполнения паузы.
  • Совет #3: Большая часть работы по расширению словарного запаса — это потребление контента, осваивание новых слов и речевых конструкций. Постарайтесь, чтобы это был контент, который вам искренне нравится и интересен. Необязательно читать «Войну и мир», если вам больше нравится Лукьяненко и Макс Фрай, главное — в принципе читать. Если вы не любите читать — не страшно, можно слушать лекции, смотреть научно-популярные ролики или просто общаться с людьми с богатым словарным запасом.

Заключение

Чем больше слов, тем выше вероятность наиболее красочно и точно передать смысл своих мыслей. Богатый словарный запас – это отличительная черта человека образованного, интересующегося жизнью вокруг, другими людьми, стремящегося к постоянному развитию.

В конечном итоге, работа над словарным запасом — это не проект, у которого есть четко поставленная конечная точка, а преобразование всего вашего образа жизни.

Загрузка…

Как развить словарный запас

Богатство любого языка – в его словах, а русский язык известен во всем мире своим разнообразием. Благодаря этому каждый из нас может разговаривать, передавать свои мысли, красноречиво выражаться. Точность подбираемых нами формулировок и красота речи напрямую зависят от объема словарного запаса, которым мы располагаем. Чем больше слов мы знаем, чем чаще их употребляем, тем ярче и красочнее наша речь, тем точнее мы передаем смысл. К тому же богатый словарный запас является свидетельством интеллектуального развития человека. Он может пригодиться нам на работе, в учебе, при публичных выступлениях, в обычном повседневном общении. Вот почему развитие словарного запаса так важно и даже необходимо. В наших статьях «10 способов пополнения словарного запаса» и «Стратегии для обогащения своего словарного запаса» мы уже говорили на эту тему, но и здесь есть, что добавить.

Что нужно знать о словарном запасе

Для начала полезно узнать о том, что в науке о языке для обозначения словарного запаса принято использовать специальный термин – «лексикон». Он как нельзя лучше подходит для передачи сути понятия «словарный запас». Важно понимать, что лексикон является не просто архивом слов, а целым комплексом словарных единиц языка, которыми пользуется общество и владеет человек.

И тут мы сразу же должны уточнить, что обладать словарным запасом и использовать его – две разные вещи, и не стоит приравнивать одному к другому. Лексикон включает в себя:

  • Активный словарный запас. Сюда относится тот набор слов, которым мы пользуемся каждый день, постоянно, общаясь с родными, друзьями, коллегами по работе и всеми, кто нас окружает. Также это те слова, которые мы слышим от других людей и можем свободно вставлять в свою речь, особо не задумываясь об их значении. Активный словарный запас мы применяем не только в устной речи, но и когда мы пишем письма, смс, сообщения в соцсетях и т.д. Основными признаками активного лексикона считаются свобода его употребления и отсутствие всякой необходимости прилагать усилия для подбора тех или иных слов, выискивать в памяти их значения.
  • Пассивный словарный запас. Здесь находятся все слова, которые мы знаем, в том числе и те, значение которых мы без труда понимаем, когда они встречаются нам в чужой речи, Интернете, письменных источниках. Однако все это те слова, которые мы используем в своей речи очень редко или вообще не используем. Несложно догадаться, что пассивный лексикон может в несколько раз превосходить по своему объему активный. Естественно, при необходимости мы можем покопаться в памяти и найти там слова из пассивного лексикона, но в обычной жизни они служат неиспользуемым «багажом».
  • Внешний словарный запас. Это определение чаще всего применяется в психолингвистике для обозначения слов, которые человек не знает и которые относятся к специфическим областям знаний. Если мы встретим такие слова в чьей-то речи или тексте, мы не поймем их значений. Внешний лексикон можно назвать «слепой зоной», в пределах которой встречаются архаизмы, неологизмы, профессионализмы, узкоспециальные понятия, термины и т.д.

Определить четкие границы между разными видами словарного запаса не всегда возможно, поскольку они довольно размыты и могут постоянно смещаться то в одну, то в другую сторону. Плюс к этому нужно понимать, что, например, ребенок, только отправляющийся в школу, может владеть буквально парой тысяч слов, а к окончанию школы в его лексиконе их уже около пяти тысяч. И, в принципе, этого количества уже вполне достаточно для повседневной жизни; почти все эти слова активно используются.

Если же человек продолжает учиться, читает и познает новое, его словарный запас может расшириться до десяти тысяч слов, однако огромное их количество уже будет относиться к пассивному словарному запасу. А вот лексикон истинных эрудитов и интеллектуалов порой насчитывает до 50 тысяч слов. Конечно, лишь небольшая их часть будет употребляться активно. Остальные будут использоваться такими людьми для общения с подобными им эрудитами или в процессе чтения специфической литературы. В то же время их пассивный лексикон для большинства обычных людей окажется в зоне внешнего словарного запаса.

Далее мы сосредоточимся на том, как развить именно активный словарный запас. Также мы советуем прочитать статью «Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный» и пройти небольшой видеотест, чтобы примерно узнать, насколько развит ваш лексикон в настоящее время.

YOUTUBE Насколько богат ваш словарный запас

Развитие словарного запаса

Предложенные ниже упражнения и приемы для развития речи и словарного запаса прекрасно подойдут как для детей и школьников, так и для студентов и взрослых людей. Никаких особых правил и указаний по их выполнению нет, кроме единственного – их обязательно нужно применять, и чем чаще вы будете упражняться, тем более высоких результатов будете достигать. Начнем с рассмотрения трех групп заданий, а затем дадим несколько полезных рекомендаций.

Общие упражнения на развитие словарного запаса

Упражнения из этой группы можно выполнять устно или письменно:

  • Упражнение «Алфавит». Вам нужно придумывать предложения, слова в которых начинаются на каждую букву алфавита по порядку. К примеру: «Антоша бродит в гуще деревьев, ест жимолость, зевает. И красоты леса мило, нежно очаровывают …» и т.д. Старайтесь придумывать предложения, используя все буквы: от А до Я.
  • Упражнение «Существительные». Вы рассказываете небольшую историю, используя только существительные. Например: «Утро. Кофе. Машина. Офис. Компьютер. Обед. Вечер. Улица. Дом. Подъезд» и т.п.
  • Упражнение «Глаголы». По аналогии с предыдущим упражнением вы рассказываете небольшую историю, используя только глаголы. К примеру: «Пришел, увидел, победил».
  • Упражнение «Прилагательные и наречия». Все делается, как и в предыдущих упражнениях, только с использованием прилагательных и наречий.
  • Упражнение «Монофон». Вы придумываете предложения, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву. Слова должны быть связаны между собой. Желательно, чтобы сохранялся смысл, но на первом этапе можно дать себе поблажку – особо о смысле не задумываться.

Сначала выполнять эти упражнения будет непросто, особенно школьникам и детям, но с практикой результаты будут становиться все лучше: составлять интересные предложения и истории будет все проще, а в повседневной речи постепенно будут появляться новые слова.

Простые и быстрые приемы развития словарного запаса

Как мы уже знаем, развитие речи и лексикона необходимо в первую очередь для озвучивания мыслей и передачи смысла. Если постоянно тренироваться, этот навык будет развиваться, а если внимания ему не уделять, то он будет становиться слабее. Исходя из этого, для развития лексикона нужно как можно больше общаться людьми, обращать внимание на новые слова, которые они употребляют, запоминать их значение и применять в речи самим.

Здесь мы можем дать два основных совета:

  • Полезно общаться с разноплановыми и непохожими друг на друга людьми. Среди них могут быть: знакомые, приятели и друзья, одноклассники, однокурсники и коллеги, партнеры по тренировкам, продавцы в магазинах и попутчики в такси и общественном транспорте, люди в соцсетях и на форумах и т.д. Другими словами, объем словарного запаса во многом зависит от широты круга общения.
  • Не менее полезно слушать аудиокниги. Этот инструмент довольно эффективен и не требует от вас практически никаких усилий. К тому же это очень удобно: можно слушать аудиокниги (а также семинары и всевозможные обучалки) в наушниках по дороге на работу или учебу, в автомобиле во время любых поездок, дома, занимаясь делами по хозяйству или готовкой. При желании можно найти специальные книги для развития словарного запаса, сборники цитат и афоризмов, биографии, философские и научные труды, художественные произведения и многое другое.

Представленные приемы подойдут школьникам, студентам, занятым людям и бизнесменам, а также всем тем, кто не имеет свободного времени на специальные занятия по расширению словарного запаса. Если же у вас нет проблем с досугом, и вы хотите проводить время с пользой, обратитесь к следующим средствам.

Специальные приемы развития словарного запаса

Чтобы применить эти приемы, вам придется специально выделять на них время. Но и эффект будет намного сильнее, чем при выполнении общих упражнений и использовании простых и быстрых инструментов. Развитию словарного запаса способствуют:

  • Запоминание. Если вы будете не просто слушать и узнавать новые слова, а еще и стараться их запоминать, вы увеличите свои шансы на обогащение словарного запаса, а заодно начнете переводить многие слова из пассивного лексикона в активный. Как известно, лучшим способом что-либо запомнить является повторение, поэтому на досуге полезно пересказывать речь других людей, отрывки из прочитанных книг и т.д. Старайтесь максимально соответствовать оригиналу, сохранять стиль автора, а также его манеру изложения. Не менее действенно также заучивать наизусть стихотворения, песни и даже определения разных понятий.
  • Изучение иностранных языков. Нельзя ограничивать свой лексикон словами лишь одного языка. Изучение английского, турецкого, испанского и какого-либо другого языка способствует расширению словарного запаса сразу по нескольким направлениям. Во-первых, чем больше новых слов вы узнаете и запоминаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем легче и быстрее сможете «выхватить» из памяти нужное слово. А во-вторых, изучая иностранные слова, вы знакомитесь и со словами вашего родного языка, которых раньше не знали. Кстати, интересный факт: в русском языке насчитывается примерно 500 тысяч слов, в английском – около 250 тысяч, а в японском – порядка 50 тысяч.
  • Ведение дневника. Предположим, что вы по каким-то причинам не можете сейчас начать учить иностранный язык, не хотите слушать аудиокниги и не желаете общаться с большим количеством разных людей. Выход все равно есть – вести дневник. Писать для себя – способ не суперэффективный, но в любом случае может помочь. Подберите блокнот или тетрадь и начните ежедневно записывать туда что-нибудь. За счет того, что вы постоянно будете вынуждены формулировать свои мысли, ваш лексикон начнем расти сам по себе, ведь вам потребуется подбирать определенные слова, в том числе и те, что находятся в области пассивного лексикона. А бонусом станет тренировка вашей грамотности и проверка на знание правил русского языка.
  • Лингвистические игры. Развитию словарного запаса детей, школьников и взрослых отлично способствуют специализированные игры, такие как головоломки со словами, шарады, ребусы, кроссворды, сканворды и т.п. Когда вы их разгадываете, вы автоматически узнаете новые слова и их значения. В дополнение к этому на просторах Интернета можно найти множество интересных игр на расширение словарного запаса, в которые классно играть в компании. Вот лишь несколько таковых: «Скрытые мотивы», «Новый словарь», «Один день из жизни», «Звукообразы» и «Табу». И здесь тоже есть бонус – общее развитие мышления и интеллекта.
  • Чтение. Сайты, книги, газеты и журналы служат не только источником информации, но и инструментом пополнения словарного запаса. Естественно, при выборе того, что почитать, нужно отталкиваться от индивидуальных задач и интересов. В зависимости от того, лексикон какого «профиля» вы хотите пополнить, можно подобрать специальную, научную, публицистическую или художественную литературу. Читать рекомендуется не менее часа каждый день, а чтобы слова усваивались быстрее, лучше читать вслух, т.к. запоминание происходит эффективнее при проговаривании. Если же вы хотите сделать упор на отдельные слова, то можете изучать всевозможные справочники и словари: орфографические, редких слов, синонимов, толковые разных авторов и другие.

Предложенных нами упражнений и приемов должно быть достаточно, чтобы наполнить свою голову множеством самых разных слов, понятий и терминов. Лучше всего прибегать не к какому-то одному способу, а использовать несколько сразу. Можно даже выбрать определенное занятие на каждый день. И если с упражнениями, иностранными языками и лингвистическими играми все достаточно просто, то вот с книгами вполне можно пофантазировать. Поэтому мы хотим посоветовать вам для чтения не просто все и что угодно, а кое-что конкретное.

Книги для развития словарного запаса

Книги всегда хороши тем, что позволяют человеку узнавать много нового и интересного. Чтение само по себе делает речь более развитой и богатой, но далеко не все книги будут полезны именно в этих целях. Есть общепризнанные писатели, авторы настоящих шедевров, демонстрирующих красоту великого русского языка (и языка в целом) настолько, насколько это вообще возможно.

Начнем с отечественной классики, повлиявшей на становление русской речи, а также нравственности. Существенно расширить лексикон помогут книги следующих авторов:

  • А. С. Пушкин. Его можно назвать основой русской словесности, ведь его лексикон составлял около 25 тысяч слов. Можете не сомневаться, что с помощью его сочинений, поэм и сказок вы серьезно пополните свой словарный запас.
  • М. В. Ломоносов. Не менее «эффективны» переводы, письма и стихотворения этого замечательного человека, считающегося основоположником русской поэтической культуры.
  • Ф. М. Достоевский. Читая произведения этого философа и романиста («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» и другие), вы не только окунетесь в недра русского языка, но и познаете мир новых чувств и переживаний.
  • Н. М. Карамзин. Советуем обратить внимание на книги «История государства российского» и «Бедная Лиза». Одних только их хватит, чтобы обогатить свою речь множеством новых слов, включая варваризмы и неологизмы.

Зарубежная классика в не меньшей степени способна повлиять на развитие речи. К тому же, читая подобные книги, вы сможете познакомиться с особенностями поведения людей различных национальностей:

  • Французские авторы: Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Жюль Верн, Жорж Санд и другие.
  • Английские авторы: Уильям Шекспир, Артур Конан Дойл, Оскар Уайльд, Даниэль Дефо и другие.
  • Американские авторы: Маргарет Митчелл, Марк Твен, Рэй Брэдбери, Джек Лондон и другие.
  • Испанские авторы: Мигель де Сервантес, Камило Хосе Села, Эдуардо Мендоса, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас и другие.

Далее в нашем списке более специфическая литература – словари. Их изучение, пожалуй, еще лучше помогает развивать речь и словарный запас. Смело берите любой из перечисленных словарей и начинайте его читать:

  • «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.
  • «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым под ред. Г. В. Карпюка.
  • «Словарь русских пословиц и поговорок». В. П. Жукова.
  • «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» С. Н. Зигуненко и А. Ф. Истомина.
  • «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.
  • «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.
  • «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой.
  • «Словарь антонимов русского языка». М. Р. Львова.

И несколько толковых словарей:

  • Толковый словарь С. И. Ожегова.
  • Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.
  • Русский толковый словарь В. В. Лопатина.
  • Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой.
  • Толковый словарь Д. Н. Ушакова.
  • Толковый словарь А. П. Евгеньевой.

И, наконец, если вам хочется устроить себе настоящее интенсивное обучение развитию речи и речевым навыкам, но при этом еще и интересно провести время, обратитесь к очень познавательным специализированным произведениям:

  • «Слово о словах». Лев Успенский.
  • «Знаем ли мы русский язык?». Мария Аксенова.
  • «Живой как жизнь». Корней Чуковский.
  • «Русский язык на грани нервного срыва». Максим Кронгауз.
  • «Русский со словарем». Ирина Левонтина.
  • «От адамова яблока до яблока раздора». Вадим Храппа.
  • «Слово живое и мертвое». Нора Галь.
  • «Странности нашего языка». Найджел Браун.
  • «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Ларри Кинг.

И в заключение, несколько слов о том, как быстрее запоминать новые слова из книг. Делать это лучше всего в игровой и творческой форме:

  • Разгадывайте тематические кроссворды, посвященные конкретным произведениям.
  • Отвечайте на вопросы после прочтения книг. Их можно найти в Интернете, а ответы лучше давать письменно.
  • Пишите конспекты любимых произведений, подражая авторам. Так вы будете развивать речь, грамотность и память.
  • Заведите дневник, куда будете записывать интересные и понравившиеся вам слова. Не забывайте вносить туда и их определения.
  • Пробуйте себя в писательском мастерстве. В выходные уделяйте пару часов на написание небольшого рассказа или эссе на свободную тему.

Общайтесь с людьми, читайте книги, изучайте словари и энциклопедии, записывайте в дневнике, блокноте или на стикерах новые слова – все это и есть составляющие развития речи и лексикона. Если же хотите расширить словарный запас своего ребенка, читайте ему вслух, рассматривайте и описывайте виммельбухи, играйте в настольные и активные игры, составляйте слова из кубиков и магнитов и объясняйте их значение, поддерживайте в нем любознательность и интерес к окружающему миру.

Активные и осознанные действия – вот, что является обязательным условием и гарантией развития словарного запаса. Речь человека можно сравнить с мышцей, требующей постоянной тренировки для роста и укрепления. Старайтесь всегда поддерживать ее в рабочем состоянии, не пропуская и не игнорируя новые слова, узнавая, уточняя и запоминая их значения. И самое главное – это, конечно же, использование новых слов в своей повседневной речи.

Для полноты картины предлагаем вам ненадолго отвлечься от чтения и посмотреть видео с участием педагога по риторике Анны Комлевской, в котором она делится полезными советами по развитию словарного запаса и речи. Желаем вам успехов и тысяч новых слов!

YOUTUBE  Как расширить словарный запас

у меня очень скудная бедная речь. что посоветуете?

85 ответов

Последний —

02 июля 2017, 14:50
Перейти

24 декабря 2008, 19:50

#1

24 декабря 2008, 19:53

#4

24 декабря 2008, 19:53

#5

24 декабря 2008, 19:55

#6

24 декабря 2008, 19:59

#7

24 декабря 2008, 20:02

#8

24 декабря 2008, 20:04

#9

24 декабря 2008, 20:05

#10

24 декабря 2008, 20:05

#11

24 декабря 2008, 20:07

#12

24 декабря 2008, 20:08

#13

24 декабря 2008, 20:08

#14

24 декабря 2008, 20:09

#16

24 декабря 2008, 20:10

#17

24 декабря 2008, 20:11

#18

24 декабря 2008, 20:14

#19

24 декабря 2008, 20:15

#20

24 декабря 2008, 20:19

#21

24 декабря 2008, 20:22

#22

24 декабря 2008, 20:27

#23

24 декабря 2008, 20:43

#24

24 декабря 2008, 20:56

#26

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Оксана Александровна

    Практический психолог

    20 ответов

  • Эксперт

    Носаченко Оксана

    Психолог

    14 ответов

  • Эксперт

    Садовников Эрнест

    Психолог….

    169 ответов

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    95 ответов

  • Эксперт

    Юлия Каратеева

    Эксперт по развитию…

    3 ответа

  • Эксперт

    Владимир Вайс

    Неопсихолог

    173 ответа

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    377 ответов

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    261 ответ

  • Эксперт

    Ниделько Любовь Петровна

    Практикующий психолог

    248 ответов

  • Эксперт

    Суроткин Дмитрий Олегович

    Врач-психотерапевт

    16 ответов

24 декабря 2008, 21:08

#27

24 декабря 2008, 21:09

#28

24 декабря 2008, 21:11

#29

24 декабря 2008, 21:28

#30

24 декабря 2008, 21:31

#31

24 декабря 2008, 21:32

#32

24 декабря 2008, 21:33

#33

24 декабря 2008, 21:33

#34

24 декабря 2008, 21:35

#35

24 декабря 2008, 21:39

#36

24 декабря 2008, 21:44

#38

24 декабря 2008, 21:55

#39

24 декабря 2008, 21:57

#40

24 декабря 2008, 21:58

#41

24 декабря 2008, 22:02

#43

24 декабря 2008, 22:03

#44

24 декабря 2008, 22:05

#45

24 декабря 2008, 22:09

#48

Словарный запас в норме

Большой лексический запас считается признаком образованности, широкого кругозора, эрудиции, ума. Обширный словарь позволяет человеку четко формулировать и вербализировать свои мысли, лучше коммуницировать с окружающими. Весь словарный запас делится на активный (слова, которые человек употребляет в своей речи) и пассивный (слова, значение которых человек знает и понимает).

Лексический запас начинает развиваться практически с рождения. В год ребенок произносит в норме 10-12 слов, к 2-м годам активный словарь расширяется до 250-300 слов, к 3-м – до 800-1000, к 4-м – до 2000, к 5 годам составляет 2500-3000, а к 6-7 – 3000-3500 слов. Активный словарь среднестатистического взрослого человека составляет более 30 тыс. слов, пассивный – свыше 80-85 тыс. Лексический запас на протяжении жизни изменчив: человек постоянно узнает и вводит в свой лексикон новые слова, при этом перестает употреблять и забывает ранее выученные. Считается, что некоторое снижение словарного запаса начинается после 55 лет.

Причины ограниченного словарного запаса

Задержка речевого развития

ЗРР проявляется запаздыванием становления речевой функции у детей до 3-4 лет. Речь начинает развиваться с опозданием, имеется крайне ограниченный словарь, трудности грамматического конструирования фразы, грубые нарушения фонематического строя. Минимальный лексический запас ограничивает возможности общения ребенка, тормозит развитие познавательных процессов.

Причины ЗРР могут носить органический или функциональный (темповый) характер. Факторами, провоцирующими ЗРР, выступают:

  • осложнения беременности у матери: резус-конфликт, ИЦН, болезни беременной;
  • тяжелые роды: травмы ЦНС и ШОП, обвитие пуповиной, асфиксия в родах;
  • патология неонатального периода: недоношенность, тяжелая желтуха новорожденных, перинатальная энцефалопатия;
  • болезни раннего возраста: нейроинфекции, гипотрофия, ЧМТ;
  • проблемы воспитания: гиперопека, педагогическая запущенность.

ОНР

Общее недоразвитие речи 1 уровня характеризуется поздним появлением речевой активности, бедностью словарного запаса, незнанием и неточностью понимания значения многих слов, неспособностью семантически и грамматически правильно оформить высказывание. В словаре у ребенка с ОНР 1 уровня присутствуют только отдельные звукокомплексы и лепетные слова. При ОНР 2 уровня ребенок пользуется крайне ограниченной лексикой – называет некоторые предметы и действия, составляет фразу из 2-3 слов.

ОНР 3 уровня характеризуется увеличением лексического запаса, позволяющим строить развернутую фразу, но словарь однообразен, а понимание значения слов неточное. При ОНР 4 уровня лексический запас практически соответствует норме, в активном словаре отсутствуют только редко употребляемые слова, имеются затруднения в подборе антонимов и синонимов.

При всех степенях ОНР также имеются грубые нарушения звукопроизношения и фонематического развития, аграмматизмы. ОНР диагностируется при следующих видах речевых расстройств:

  • моторная алалия;
  • сенсомоторная алалия;
  • дизартрия;
  • ринолалия.

Тугоухость у детей

Снижение слуха приводит к системному недоразвитию речевой функции. Это означает, что у ребенка имеется значительный словарный дефицит, искажение слогового состава слов, нарушено произношения многих звуков и их слуховой дифференцировки.

При врожденной или рано возникшей тугоухости (до 3-5 лет) самостоятельная речь и ее понимание могут отсутствовать или находится в зачаточном состоянии. Приобретенная тугоухость не только препятствует дальнейшему речевому и психическому развитию, но и может вызвать распад сформированных речевых функций: обеднение словаря, звуковые замены, дефекты озвончения, появление диспросодии, аграмматизмов.

Ограниченный словарный запас

Ограниченный словарный запас

Расстройства аутистического спектра

Дети с РАС, как правило, начинают говорить гораздо позднее сверстников (иногда только в 3-4 года), не реагируют на своем имя и на обращенную речь, не задают вопросов. При этом они используют ограниченный запас слов, стереотипные высказывания.

Аутичные дети не употребляют местоимение «я», говоря о себе в третьем лице, редко обращаются к окружающим по имени, к родителям – «мама», «папа». Они испытывают сложности с построением предложений, поэтому часто используют чужие фразы (эхолалия). Даже при относительно нормальном лексическом запасе речь аутиста не служит средством коммуникации. Коммуникативные трудности характерны для пациентов с:

  • детским аутизмом;
  • атипичным аутизмом;
  • синдром Аспергера и др.

Интеллектуальные нарушения у детей

Дети с интеллектуальными нарушениями имеют очень ограниченный, примитивный словарный запас, который практически не увеличивается и качественно не изменяется со временем. Они плохо воспринимают вербальную информацию, с трудом выражают свои мысли и потребности. Любая инструкция требует неоднократного повторения, при этом фразы должны быть короткими, состоять из знакомых, часто употребляемых слов.

Олигофрения различной степени выраженности (от пограничной интеллектуальной недостаточности до идиотии) может иметь врожденную или генетическую природу. Генетически обусловленная умственная отсталость встречается при синдромах:

  • Дауна;
  • Ангельмана;
  • Мартина-Белл;
  • кошачьего крика;
  • Прадера-Вилли;
  • Корнелии де Ланге и многих других.

Сокращение словарного запаса, а затем и полный регресс речевых и коммуникативных навыков после периода благополучного развития ребенка характерен для таких патологий, как синдром Ретта, синдром Геллера, синдром Ландау-Клеффнера.

Афазии

Ограниченная лексика может являться следствием афатического синдрома. Такое проявление наблюдается при амнестической (номинативной) афазии, когда больные забывают название предметов, явлений, действий. Вместо нужного слова пациенты используют синонимы, описания, иносказания. Подсказка начала слова обычно эффективна для вспоминания слова целиком.

Сужение словарного запаса демонстрируют больные с динамической афазией. Для нее характерен телеграфный стиль, речевые штампы (отсутствие предикативного словаря, использование только предметной лексики), односложные ответы. Речевая активность снижена, спонтанная речь практически отсутствует, возникают эхолалии.

Эпилепсия

Обеднение словарного запаса и пониженная речевая активность – олигофазия – часто встречается у больных эпилепсией. В начальных стадиях заболевания олигофазия носит преходящий характер и наблюдается только после эпилептического приступа. Затем, по мере прогрессирования эпилепсии она сохраняется и в межприпадочные периоды. Человек забывает слова, не может подыскать название для предмета. Но в отличие от амнестической афазии, подсказка первого и последующего слогов не помогает вспомнить целое слово. Резко уменьшенный, ограниченный словарный запас характерен для эпилептической деменции.

Энцефалопатии

Органические поражения мозга могут вызываться инфекциями ЦНС, травмами головы, интоксикациями, алкоголизмом, церебральной ишемией, гиповитаминозами. Если при острой энцефалопатии речь нарушается по типу дизартрии или афазии, то при хроническом течении отмечается постепенное интеллектуально-мнестическое снижение, развивается психоорганический синдром. Словарный запас сокращается, фразы упрощаются и становятся шаблонными, круг тем для разговора делается ограниченным.

Психические расстройства

Уменьшение словаря происходит у больных с нарушениями психики. Так, стереотипное повторение одних и тех же слов и фраз (вербигерация) наблюдается при кататоническом синдроме, биполярном расстройстве, старческом слабоумии.

При различных видах деменции происходит обеднение всех сторон психической деятельности человека, стойкое интеллектуальное снижение. В начальном периоде больной забывает слова, заменяет их другими, часто не подходящими по смыслу (вербальная парафазия). Далее снижается беглость речи, словарный запас становится бедным, утрачивает навыки чтения и письма (алексия, аграфия). При тяжелой степени деменции нарушается понимание речи, развивается речевая инактивность. Снижение словарного запаса характерно для:

  • болезни Альцгеймера;
  • ВИЧ-деменции;
  • лобно-височной деменции;
  • сосудистой деменции;
  • болезни Пика;
  • сенильной деменции и пр.

Диагностика

Диагностический маршрут зависит от предполагаемых причин ограниченного словарного запаса. На начальном этапе изучается анамнез жизни, предшествующее вербальное развитие, факторы, которые могли повлиять на речевую функцию. Пациенты получают консультацию врача-невролога, психолога или психиатра, сурдолога, логопеда, генетика.

  • Неврологическая диагностика. При подозрении на очаговые поражения головного мозга, диффузную атрофию коры выполняется МРТ или КТ-сканирование. Эпилептическую активность оценивают с помощью ЭЭГ. В некоторых случаях назначается УЗИ сосудов головы и шеи, ЭхоЭГ.
  • Аудиологическое обследование. Объективная оценка слуха необходима для подтверждения/исключения тугоухости. Для этого проводится аудиометрия, импедансометрия, исследование вызванных потенциалов, ОАЭ.
  • Нейропсихологическое тестирование. При обследовании детей используют специальные тесты: деневерский скрининговый тест, шкалы речевого развития и др. Исследуется психический статус, когнитивные способности, эмоциональная сфера, гностико-праксические функции.
  • Генетическое консультирование. Требуется при высокой вероятности генетической природы УО. Проводится клинико-генеалогический анализ, молекулярно-генетические исследования на предполагаемые синдромы.
  • Логопедическое обследование. Наблюдение за свободной речью пациента позволяет выявить недостатки словаря: его ограниченный характер, неправильное употребление слов, их замены и т.п. Для оценки словарного запаса исследуется активный и пассивный словарь (номинативный, предикативный, атрибутивный). Логопед определяет умение классифицировать предметы по общему признаку (цвету, форме, назначению), знание обобщающих понятий, синонимов и антонимов, навык подбора однокоренных слов. Важное внимание уделяется пониманию значения употребляемых слов.

Расширение словарного запаса

Расширение словарного запаса

Коррекция

Коррекционно-логопедические мероприятия проводятся на фоне лечения тех патологий, которые послужили первопричиной задержки формирования или обеднения словарного запаса. Основные составляющие медицинской реабилитации:

  • Фармакотерапия. Зависит от этиологии причинного заболевания. При неврологических патологиях используются ноотропы, ангиопротекторы, антиоксиданты, витамины, антикоагулянты. Психические расстройства требуют назначения антидепрессантов, ингибиторов холинэстеразы, NMDA-антагонистов, антипсихотиков. Для контроля за эпилепсией необходим прием антиконвульсантов.
  • Психокоррекция. Наряду с медикаментозной поддержкой, в реабилитации пациентов используется нейропсихологическая коррекция, когнитивно-поведенческая терапия, терапия средой. При РАС хорошо зарекомендовали себя ABA-терапии, сенсорная интеграция, игровая терапия. Детям с ЗРР, коммуникативными трудностями, ограниченным словарным запасом полезны иппотерапия, дельфинотерапия, песочная терапия.
  • Физиотерапия. Стимулирующим действием на речевые центры головного мозга обладают магнитотерапия, электрорефлексотерапия. В постинсультном периоде назначается механотерапия, массаж, лечебная гимнастика.

Обогащение словарного запаса

Задача расширения лексики решается в ходе занятий по развитию речи, коррекции ОНР, дизартрии, афазии. При задержках речи активно используются стимулирующие методики: предметно-сенсорная терапия, пальчиковые игры, игры на звукоподражание. В повседневной жизни необходимо оречевлять (проговаривать) все действия ребенка. Полезны занятия практической деятельностью (лепка, рисование, аппликация), театрализованные и сюжетно-ролевые игры, совместное чтение книг.

В рамках коррекционно-логопедических занятий у пациентов с ограниченным словарным запасом используется:

  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие мелкой моторики;
  • логопедический массаж;
  • нейрогимнастика;
  • мнемотехника;
  • лексические упражнения.

Для поддержания когнитивных функций мозга в пожилом возрасте полезна регулярная физическая и умственная активность: ежедневная зарядка, разгадывание кроссвордов, занятия ручным трудом (вышивание, бисероплетение, кружевоплетение), заучивание стихов, овладение новыми знаниями и практическими навыками.

Добавить комментарий