Слишком детский голос как исправить

Мутационная дисфония (Патологическая мутация голоса)

Мутационная дисфония

Мутационная дисфония – это функциональное расстройство голосовой функции, возникающее в период полового созревания. Признаками нарушения служит сохранение детского тембра в послемутационном периоде, боль в горле при фонации, осиплость голоса, афония. Объективная и дифференциальная диагностика требует проведения ларингоскопии, стробоскопии, акустического анализа голоса, ЭГГ. Модель лечебно-коррекционного воздействия предполагает соблюдение охранительного голосового режима, обучение подростков основам правильного голосоведения, проведение психотерапии, фонопедических занятий.

Общие сведения

Понятие «мутация», или «ломка голоса» означает его возрастные физиологические изменения. Это состояние типично и для девочек, и для мальчиков-подростков. Возрастные рамки мутационного периода – 13-15 лет. В норме трансформация детского голоса во взрослый занимает от 6 месяцев до 1 года. При нарушении сроков, темпов или искажении динамики возрастных изменений голоса говорят о мутационной дисфонии. Патологическая мутация чаще возникает у мальчиков, это объясняется влиянием мужских половых гормонов на рост и развитие гортани. Частота возникновения мутационных дисфоний составляет 6-24%.

Мутационная дисфония

Мутационная дисфония

Причины

Мутационный период является критическим в развитии голосовой функции. В это время под влиянием гормональной регуляции происходят серьезные морфологические изменения в органах голосообразования. Любые стрессовые для организма воздействия могут привести к срыву физиологически протекающей мутации и формированию стойкого дисфонического расстройства. Нарушения голоса в период пубертата полиэтиологичны, их причинами могут выступать:

  1. Заболевания голосового аппарата. Инфекционно-воспалительные процессы верхних дыхательных путей, возникающие на этапе мутации, являются самими частыми триггерами дисфоний. Наибольшую опасность представляют рецидивирующие ларингиты и ларинготрахеиты.
  2. Перенапряжение голоса. Развитие стойких фонационных нарушений в мутационный период может быть связано с несоблюдением рационального режима: большими голосовыми нагрузками, форсированным пением, игнорированием физиологических возможностей детского голоса. Особенно часто функциональные дисфонии встречаются у детей, занимающихся вокалом.
  3. Нервно-психические нарушения. Астенический синдром, эмоционально-психические потрясения, повышенная тревожность у детей нередко лежат в основе дисфункции голосовых мышц, дискоординации фонации и дыхания. Также к мутационной дисфонии приводит привычка подростков постоянно повышать голос на окружающих, истерично кричать.
  4. Эндокринные расстройства. Неправильное функционирование желез внутренней секреции (гипофиза, гонад, надпочечников) вызывает преждевременное половое созревание. В этом случае у мальчика еще в домутационном возрасте может появиться грубый мужской голос.
  5. Сенсорные нарушения. Сниженный физический слух, неразвитый музыкальный слух, несформированность прочных связей между речедвигательным и слуховым анализаторами приводят к тому, что подростки не могут правильно перестроить свой голос, добиться комфортных ощущений при фонации. В таких условиях закрепляется патологический способ голосоведения.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что мутационная дисфония развивается преимущественно у подростков из неполных семей, которые чаще слышат материнскую речь и невольно подстраивают свой голос под женский образец. Однако эта точка зрения достоверно не доказана и опровергается другими наблюдениями.

Патогенез

Мутация – это физиологическое явление. Она связана с быстрым ростом гортани в подростковом возрасте. У девочек гортань увеличивается преимущественно в высоту, голосовые складки удлиняются на 1/3, голос понижается незначительно (на 0,5-2 тона), эволюционирует плавно. У мальчиков гортань растет как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, длина голосовых складок увеличивается в 1,5 раза, высота голоса снижается на октаву.

При патологическом характере мутации под действием выше названных причин нарушается координированная деятельности внутренних и наружных мышц гортани. Голосовые складки вибрируют попеременно, не смыкаются, образуя треугольную щель. Артикуляционная и мимическая мускулатура напряжена. Отмечается рассогласованность дыхания и фонации, что приводит к нарушению голосообразования по типу мутационной дисфонии.

Классификация

Мутационная дисфония может развиваться по различным сценариям. В зависимости от сроков наступления и особенностей протекания различают следующие виды патологической мутации:

  • Преждевременная. Смена детского голоса на взрослый происходит в возрасте до 8-10 лет. Ранняя мутация связана с преждевременным половым развитием.
  • Поздняя. Начинается на 2 и более года позже нормальной мутации. При этом размеры гортани соответствуют взрослым параметрам, но голос остается детским. Встречается у лиц, страдающих эндокринопатиями, неврологическими нарушениями, а также певцов, длительное время использующих фальцет.
  • Пролонгированная (затянувшаяся, неполная). Несмотря на нормально протекающий пубертат, трансформации тембра не происходит. Взрослый мужчина продолжает разговаривать высоким, иногда писклявым голосом. Причиной такой мутационной дисфонии служит отсутствие согласованности между дыханием и вибрацией голосовых складок.

Симптомы мутационной дисфонии

Наиболее частые субъективные жалобы пациентов с мутационной дисфонией сводятся к напряжению и быстрому утомлению в момент речи, осиплости голоса, вплоть до его исчезновения − афонии. Голос может иметь постоянно высокую тональность или срываться с высокого регистра на низкий. Ощущается сухость и першение в горле, боль во время фонации, постоянное желание откашляться. Иногда на этом фоне развивается мутационный ларингит.

Основной признак поздней и затянувшейся патологической мутации – несоответствие голоса возрасту. Как правило, это выражается в сохранении фальцета у юношей и мужчин с анатомически «взрослой» гортанью. Иногда мутационная дисфония сопровождается нервно-психическими изменениями: повышенной нервной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, быстрой физической и психической истощаемостью.

Осложнения

Мутационная дисфония напрямую влияет на качество жизни. Голосовые нарушения отрицательно отражаются на коммуникативной стороне общения, сужают диапазон социального взаимодействия. Насмешки и передразнивание со стороны сверстников способствуют «уходу в себя», самоизоляции, формированию таких черт, как молчаливость, замкнутость, ощущение ущербности, мстительность.

Патологическая мутация может стать преградой на пути построения карьеры, связанной с профессиональным владением голосом: вокалиста, актёра, диктора, преподавателя и т. п.

Диагностика

Мутационная дисфония относится к междисциплинарным проблемам, требующим участия в ее решении со стороны врачей-фониатров и логопедов. Четкие стандарты диагностики отсутствуют, клинический минимум включает в себя инструментальное обследование гортани и оценку голосовой функции:

  • Ларингоскопия. Объективная эндоскопическая картина характеризуется гиперемией, утолщением, отечностью голосовых складок, повышенной секрецией слизи. При фонации складки не смыкаются, образуется так называемый «мутационный треугольник» или овал.
  • Видеостробоскопия. Динамический осмотр голосовых складок позволяет оценить их подвижность. Для мутационной дисфонии характерны несогласованные, разноамплитудные колебания.
  • Электроглоттография. Позволяет объективно оценить степень смыкания голосовых складок при фонации. Коэффициент контакта указывает на неполное закрытие голосовой щели.
  • Фонетография. Осуществляется запись голоса и его компьютерный акустический анализ. Минимальная частота тона и частота основного тона выше значений, характерных для постмутационной стабилизации.
  • Логопедическая диагностика. Включает оценку силы, звучности, тембра голоса, исследование фонационного дыхания. При прослушивании подростка с мутационной дисфонией отмечается нестабильность фонации, диплофония, дискоординация между речевым дыханием и голосоподачей.

Лечение мутационной дисфонии

Направления лечебно-коррекционной работы зависят от причин, вызвавших мутационную дисфонию. При эндокринных нарушениях, прежде всего, требуется медицинское вмешательство. В остальных случаях восстановительная работа ведется в нескольких направлениях: психотерапевтическом, педагогическом. На предварительном этапе подростку назначается «режим молчания» − в течение нескольких дней запрещается разговаривать вслух.

Психокоррекция

Целью рациональной психотерапии является формирование адекватного отношения, принятия нового низкого тембра. Работа проводится в форме разъяснительных бесед, включает прослушивание образцов мужских голосов, аутогенные тренировки. На этом этапе важно добиться осознанного участия подростка в процессе голосопостановки.

Лечебная и дыхательная гимнастика

Параллельно с психокоррекцией назначается лечебная физкультура. Данное направление позволяет гармонизировать нервную систему, выработать правильные кинестезии, снять мышечное напряжение с гортани и органов артикуляции. Дыхательные упражнения помогают нормализовать физиологическое дыхание, рационально использовать воздушную струю в процессе фонации.

Логопедическая коррекция

При мутационной дисфонии проводится курс фонопедических занятий, направленных на выработку правильного стереотипа голосообразования. Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения выполняются под контролем фонопеда. Полезен мануальный и вибрационный массаж лица и шеи, самомассаж.

После отработки подготовительных упражнений логопед предлагает подростку воспроизвести несколько образцов «взрослого» голоса. Методом подбора останавливаются на том тоне, при воспроизведении которого отсутствует субъективный дискомфорт. Новое звучание закрепляется в процессе голосовых тренировок. С целью повышения самоконтроля используется БОС-терапия. Длительность полного курса коррекции дисфонии в среднем составляет 1 месяц.

Прогноз и профилактика

Мутационная дисфония в большинстве случаев хорошо поддается коррекции. С помощью логопедических занятий удается добиться выработки оптимального тембра, соответствующего конституции подростка, не вызывающего напряжения голосового аппарата. Более сложная и длительная работа необходима пациентам с неврологической симптоматикой.

Профилактика мутационной дисфонии требует соблюдения оптимального голосового режима. В период мутации необходимо исключить любое голосовое напряжение: пение, крики, большую речевую нагрузку. Важным представляется стабилизация эмоционального фона, укрепление нервной системы, рациональное лечение ЛОР-патологии.

Литература

1. Нарушения голоса/ Лаврова E.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. – 2006.

2. Нарушения голоса у детей/ Орлова О. С. – 2005.

3. Нарушения голоса в период мутации, их предупреждение и коррекция. Автореферат диссертации/ Эстрова П. А.

4. Особенности голосообразующего аппарата и его заболевания в препубертатном и пубертатном периодах. Автореферат диссертации / Султонова К. Б. – 2013.

Код МКБ-10

R49.0

Мутационная дисфония – лечение в Москве

В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос
Ломка голоса или мутационная дисфония — это абсолютно физиологический процесс, естественный для каждого подростка. Нормальная мутация условно происходит в возрасте 13 — 15 лет, то есть в период полового созревания. У уроженцев севера мутация наступает позже, у уроженцев юга, наоборот, раньше.

Когда голос станет грубым?

На приеме у врача-фониатра Детский голос — тонкие струны души вашего ребенка «У моего ребенка постоянная охриплость голоса, хотя он не простужен и не имеет каких-то хронических заболеваний. Посоветуйте, что делать и к какому специалисту нужно обратиться» Наталья Зайцева, г.

  • Ростов С вопросами о том, почему у наших детей возникают проблемы с голосом, и как эти проблемы решить, родители обращаются все чаще.
  • А число детей, имеющих измененный тембр – от легкой охриплости-гиперназальности, до выраженных нарушений тональности и силы звучания голоса, постоянно растет.
  • С чем это связано и как в таких случаях помочь ребенку? На эти вопросы сегодня отвечает ведущий специалист ОКДЦ, врач оториноларинголог – фониатр высшей категории Надежда Филоненко.

Осторожно – голос! Надо признать, что голосовые перегрузки, связанные с воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, занятия в вокальных и хоровых коллективах, где зачастую нет опытных педагогов, экологические и социальные проблемы, приводят к тому, что с детьми, страдающими заболеваниями голосового аппарата, врачу приходится сталкиваться все чаще.

  1. К сожалению, и педагоги, и сами родители, редко вспоминают о том, что органы дыхания у детей отличаются некоторыми особенностями.
  2. Носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у ребенка сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой, мышечная ткань этих органов развита слабо, хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются.

Поскольку грудная клетка у детей как бы приподнята, а ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что, безусловно, ограничивает силу голоса и длительность звучания. Наш ребенок растет и постоянно меняется.

Но процесс этот происходит неравномерно. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания, к 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода — условно к 18-19 годам. Почему теряется «серебристость»? Каждые 2-3 года голос ребенка меняет свои качества.

Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается его диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам. Как правило, становление голоса складывается по подражанию в возрасте до 7 лет, и зависит от того, каким были голос и манеры его использования у окружающих-родителей, педагогов, воспитателей, сверстников.

Дошкольный (6-7 лет) Домутационный (7-12 лет) Мутационный (12-15 лет) Постмутационный (15-19 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение, Кроме того, во всех отделах гортани большое количество слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани, они как бы заменяют собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани.

Когда заканчивается формирование голоса?

К 14 годам; все остальные органы голосообразования прекращают рост с окончанием полового созревания, к 19 годам. Период формирования голоса условно разделяется на несколько этапов: дошкольный — до 6—7 лет, домутационный — до 13—14 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — до 17—19 лет.

Когда формируется голос у мальчиков?

Предмутационный период ломки голоса — В семилетнем возрасте голос характеризуется фальцетным звучанием и небольшим диапазоном в одну октаву максимум. Индивидуальный тембр еще не проявляется. Организм только готовится к перестройке голосового аппарата. В 9-10 лет наступает расцвет детского голоса мальчиков, он звучит особенно звонко.

Как меняется голос у подростков?

Признаки ломки голоса у подростков Характерными признаками начала голосовой мутации являются такие симптомы ломки голоса у мальчиков: Изменения в звучании – появление хрипоты или осиплости. Воспаление и покраснения горла. Нестабильность голоса и искажение звуков, с выраженным басовым звучанием.

Какой может быть голос у парня?

Как определить тип своего голоса? Определение типа голоса является важной задачей для начинающих вокалистов, и чаще всего самостоятельное выполнение этой задачи невозможно. Даже профессиональные педагоги далеко не всегда верно и сразу способны классифицировать тип голоса, потому что типовые признаки проявляются только по мере выработки певческих навыков и раскрытия голосовых возможностей.

Ведь у неопытного певца связки работают не так активно, как у вокалиста с уже поставленным голосом, соответственно, выводы о типе голоса на начальном этапе обучения могут быть приблизительными. На практике стопроцентного вписывания в рамки классификации голосов не бывает, но все же эта система помогает понять границы рабочего диапазона, в котором пение наиболее удобное и голос звучит полноценно.

Так же от типа вашего природного голоса будет строиться и выбираемый вами репертуар, который должен соответствовать голосовым возможностям, чтобы не навредить и не испортить ваши природные данные. В академической школе типы певческих голосов классифицируются по высоте: Женские голоса:

Сопрано (колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое) – высокий женский голос; Меццо-сопрано (лирическое, драматическое) – средний женский голос; Контральто – низкий женский голос.

Мужские голоса:

Тенор (тенор-альтино, лирический тенор, тенор-баритон) – высокий мужской голос; Баритон (лирический, драматический) – средний мужской голос; Бас (высокий, центральный, низкий) – низкий мужской голос.

Каждый из представленных типов голосов охватывает диапазон приблизительно в две октавы, но бывают певцы, которые свободно поют в трех, а то и в четырех октавах. Классическая классификация хоть и условна, но важна: определив тип голоса, вы поймете, от чего вам отталкиваться и в каком направлении развивать свои данные.

На начальном этапе обучения диапазон не раскрывается полностью. У начинающих вокалистов регистровые границы и переходные ноты зачастую ниже, чем у профессиональных певцов. Опытный преподаватель учитывает это и будет работать с голосом исходя из индивидуальных особенностей и ваших вокальных данных. Чтобы самостоятельно понять, какой же у вас голос, в процессе обучения старайтесь следить за тем, какие ноты вам удобно петь, какие даются с усилием (может, это будут переходные ноты между регистрами, которые помогут вам понять тип вашего голоса).

По мере овладения певческими навыками и выработке правильных вокальных умений, следите за развитием своего диапазона: какие самая низкая и высокая ноты, которые удается взять? Так же стоит внимательно отнестись к удобству во время пения, ведь если вы по своей природе обладатель высокого голоса, то пение внизу для новичка может вызывать дискомфорт и ощущения, что что-то идет не так.

Какой голос больше нравится мужчинам?

Что мы меняем в интонациях, если хотим быть привлекательнее 16 апреля 2019 Согласитесь, было бы удобнее, если бы все приложения для знакомств имели виджеты для записи голосового сообщения, вроде «привет» или счета до десяти. Я бы пропустила как минимум десяток свиданий, если бы заранее услышала голос тех, с кем пришлось-таки встретиться.

Человек может приятно (для меня) звучать, точно так же, как хорошо пахнуть или наоборот. Исследования подтверждают, что и мужчины, и женщины с «привлекательными голосами» бонусом получают массу заманчивых характеристик, становясь симпатичными, дружелюбными, общительными, успешными, желанными и, следовательно, востребованными в сексуальном плане.

При этом насчет качеств, которые наделяют голос такой многогранной обворожительностью, по-прежнему мало ясности. Для мужчин все просто: привлекательный — значит низкий, с намеком на хрипотцу; такой голос якобы подчеркивает мощь, надежность и мастерство в размножении. Для женщин ситуация усложняется. Высокий голос, по идее, свидетельствует о репродуктивной пригодности и общей женственности, но результаты свежих исследований прямо противоположны логике естественных мотиваций.

Оказывается, мы специально снижаем тон, разговаривая с мужчинами, которые нам нравятся. Ученые предполагают, что у этого явления нет ничего общего с основным инстинктом. Срабатывает культурный стереотип, навязывающий нам манеру поведения, привлекательную для противоположного пола. Иными словами, манипулирование голосом базируется на сексуальных «трендах», принятых в обществе, а не на вокальных характеристиках привлекательности.

Когда женщина понижает голос, ее попытка звучать соблазнительно служит сигналом романтического интереса, хотя это желание вступает в противоречие с мотивацией звучать более женственно и/или репродуктивно. Почему? Непонятно. Это новый культурный феномен? Или люди испокон веков переходят на пониженные тона, уступая половому влечению? Факты сообщают, что голос у современных женщин и вправду ниже, чем полвека назад, что, по мнению некоторых исследователей, объясняется межполовым перераспределением сил. Забавно также, что у шведских женщин голоса ниже, чем у американок, голландки способны на самый низкий тембр среди женщин, а японки — на самый высокий.

Какой же тут кроется смысл? Мужчинам на самом деле нравятся женщины с низким голосом или все наши усилия ошибочны? Расслабьтесь, мы угадали. Материал на тему последних исследований о вокальном манипулировании, опубликованный в свежем выпуске журнала «Труды Королевского общества. Серия В: биологические науки», подтверждает, что мужчины действительно предпочитают женщин с низким грудным (или, еще лучше, идущим прямо из диафрагмы) голосом.

На самом деле было установлено, что представители обоих полов снижают тон при разговоре с привлекательными партнерами, но женщины делают это более явно.

Что влияет на мужской голос?

Основное влияние на развитие голоса оказывают половые гормоны. У мужчин наиболее ярко это выражается в момент полового созревания — происходит мутация голоса. Секреция тестостерона утолщает голосовые связки, и он переходит на более низкий диапазон.

Какой голос у курильщика?

  1. Главная
  2. Новости
  3. Профилактика курения у подростков

Табакокурение – важнейшая проблема общественного здоровья. Особенно опасные последствия для здоровья возникают, если курение начинается в детском или подростковом возрасте. По данным ВОЗ, ранний дебют и стаж курения более 20 лет сокращает продолжительность жизни на 20–25 лет, по сравнению с теми, кто никогда не курил.

Согласно эпидемиологическим исследованиям, проведенным в России, установлено, что средний возраст начала курения 11–13 лет. В стране по минимальным подсчетам курит каждый четвертый подросток, а каждый десятый к 15 годам уже имеет серьезную табачную зависимость. Вред курения для подростка При сгорании табака образуется несколько тысяч токсичных газообразных и твердых веществ, которые действуют на растущий организм подростка гораздо сильнее, чем на взрослого человека.

Ранние проявления вреда курения для детского организма – это частые инфекционные заболевания, появление кашля, анемии, разрушение зубов, грубый голос, нарушение обмена веществ, быстрая утомляемость, ослабление памяти, ухудшение успеваемости в школе, раздражительность, плохой сон.

  1. Чем раньше подросток начинает курить, тем быстрее развивается у него никотиновая зависимость.
  2. Этому способствуют особенности, которые сопровождают подростковое табакокурение: Дети обычно курят тайком, они торопятся, боясь быть застигнутыми за этим занятием родителями или учителями.
  3. Перерывы между затяжками короткие, а при быстром сгорании табака в дым попадает в 2 раза больше никотина, чем при медленном.

У детей нет возможности покупать качественные сигареты с фильтром, а значит в их организм попадает гораздо больше вредных веществ. Недостаток денег приводит к тому, что подросток экономит сигареты, докуривает их до конца, иногда курит даже окурки, то есть ту часть табачного изделия, где сосредоточено максимальное количество токсичных веществ.

Скрывая от близких пагубную привычку, подросток находится постоянно в нервном напряжении. Курение превращается в хронический стресс, который усугубляется нехваткой кислорода, быстрой физической утомляемостью подростка-курильщика. Негативное действие табака на органы дыхания. Токсины табачного дыма в первую очередь действует на дыхательные пути: носоглотку, гортань, трахею, бронхи, легкие.

Органы дыхания молодых людей еще находятся на стадии формирования, и курение в этом возрасте тормозит развитие как самих легких, так и грудной клетки. Это помешает подросткам заниматься легкой атлетикой, теннисом, плаванием и другими активными видами спорта, где необходим большой жизненный объем легких и свободное дыхание.

Как у мальчиков меняется голос?

3. Почему голос ломается — Автор фото, Getty Images Подпись к фото, Вступая в период полового созревания, дети теряют способность легко брать высокие ноты Мужские голоса ломаются в период полового созревания, когда голосовые складки растут и утолщаются.

Часть голосового аппарата сдвигается вниз в горле и становится видимой через кожу, образуя кадык. Расстояние между связками и ртом увеличивается. Чем длиннее труба, тем ниже звук, который она издает, поэтому голос мужчины становится ниже. Женщины проходят через похожие перемены, хотя и не такие сильные, когда у них наступает менопауза.

В некоторых случаях женский голос тоже может стать ниже.

Почему у мужчины тонкий голос?

Wikimedia Commons Ученые нашли статистически значимую связь между высотой голоса и личностными чертами. Оказалось, что низкий голос коррелирует с экстраверсией и доминантностью, а также свободой в сексуальном поведении. Результаты опубликованы в Journal of Research in Personality,

  1. По голосу люди не только считывают пол или возраст говорящего, но и пытаются предугадать характер человека, его жизненные убеждения.
  2. Кроме того, голос влияет и при выборе партнера: мужчины с более низким голосом оказались более успешными у женщин.
  3. Такой голос чаще ассоциируют с силой и доминантностью, в то время как высокий — с нервозностью,

Влиять это может в самых разных ситуациях — так, политик с низким голосом имеет больший шанс победить на выборах. В таких экспериментах для выявления связей между параметрами голоса и чертами характера испытуемых обычно используются субъективные оценки личностных качеств: о чертах характера участников судят респонденты.

  1. При этом можно попытаться и объективно оценить личностные черты участников эксперимента, например, с помощью опросников.
  2. В исследовании под руководством профессора Ларса Пенке (Lars Penke) из Геттингенского университете имени Георга Августа, проведенном совместно научными группами из пяти стран, были задействованы 2217 участников.

Все они заполнили опросники для определения черт «Большой пятерки»: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма, открытости опыту, а также опросники по доминантности и социально-сексуальной ориентации. Участники должны были прочесть одинаковые для всех фразы и произнести уникальный монолог, а их голоса записывались.

Затем по записям вычислялась высота голоса и рассчитывалась сила корреляции между ней и личностными чертами, определенными по опросникам. Оказалось, что людям с низким голосом свойственна большая доминантность (r=-0,27, 95% CI ) и экстраверсия (r=-0,23, 95% CI ). Также они склонны к меньшему ограничению себя в сексуальных связях, чем люди с высоким голосом (r=-0,20, 95% CI ).

Результаты для мужчин и женщин сопоставимы, но исследователи подчеркивают, что выводы верны, если включать поправку о том, что голос «низкий для женщины» или «высокий для мужчины». Авторы исследования объяснили результаты с биологической точки зрения.

  • У мужчины низкий голос связан с высоким уровнем тестостерона, а также с развитым и сильным телом, в том числе голосовыми связками.
  • Более высокий уровень андрогенов обосновывает связь низкого голоса с доминантностью, экстраверсией, а также свободным сексуальным поведением.
  • Для женщин биологическая основа полученных выводов пока остается малопонятной.

Экстравертам с низким голосом не только проще завоевать женщину, экстраверсия также помогает добиться карьерного роста, а вот недоброжелательность, наоборот, препятствует. К такому выводу пришли американские ученые, когда проанализировали карьерные достижения выпускников MBA-программ совместно с их анкетами на определение черт «Большой пятерки».

Сколько у мальчиков ломается голос?

Мутация голоса у мальчиков — Ломка голоса у мальчиков — нормальное явление. Первый признак — это скачки голоса с высоких тембральных окрасок на нижние и наоборот. Но может быть и такое, что голос резко становится басовитым. В этот период голосовые складки становятся более толстыми, а гортанная щель увеличивается.

Почему у парней ломается голос а у девушек нет?

В раннем детстве высота голоса и у мальчиков, и у девочек примерно одинаковая, но в период полового созревания, то есть примерно с 13 до 15 лет, она меняется. Иногда возрастные рамки сдвигаются, и начало «ломки» происходит в 10 или 11, а голос остается относительно нестабильным до 20. Это нормальный физиологический процесс. Нина Болотова заслуженный врач России, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней детской эндокринологии и диабетологии Саратовского ГМУ им.В.И. Разумовского «Ломка» голоса — это вторичный половой признак, который характерен для мальчиков. У девочек тестостерона в организме меньше, и в 9–12 лет у них синтезируются в большем количестве другие половые гормоны — эстрогены. Поэтому признаки созревания тоже другие: увеличивается грудь, появляются волосы в интимных местах и, наконец, начинаются месячные. Анастасия Веткина оперная певица, преподавательница вокала Считать, что голос меняется только у мальчиков, не совсем верно. У девочек изменения тоже происходят, просто они не так заметны. Причина в том, что во время полового созревания у мальчиков хрящи гортани увеличиваются в полтора-два раза, а у девочек — всего на треть.

  • Чаще всего «ломка» голоса доставляет проблемы поющим детям.
  • В переломный период у мальчиков бывают слышны «петухи», а после окончания изменений голос понижается на октаву.
  • Если раньше мальчик пел альтом, может перейти на бас, баритон или тенор.
  • У девочек голос после «ломки» может стать как выше, так и ниже, но ненамного.

Поэтому разницу мы чаще всего не слышим, и «ломка» голоса ассоциируется у нас с мальчиками. Почему у человека нет брачного сезона? Если часто слушать музыку в наушниках, можно оглохнуть? Почему мы испытываем эмоции, когда слушаем музыку?

Можно ли как то изменить голос?

От чего зависит тембр и можно ли изменить голос? — Почему для нас так важен тембр голоса? Почему не только во время пения, но и во время разговора одни голоса будто завораживают, а другие скучны вне зависимости от смысла речи? Издревле хорошо поставленный, ласкающий слух голос, был важным элементом женского обаяния и указывал на принадлежность женщины к высшему обществу. В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос Но только ли для мужчин важно, какой голос у женщины? Ничего подобного! Практически все участницы моего онлайн-обучения отвечают на этот вопрос однозначно: для женщин тоже важно, какой голос у мужчины, причём, баритональная окраска гораздо более привлекательна.

  • Тембр голоса, говоря научным языком — это определённая частота звуковых колебаний, которая для каждого является неизменной.
  • Именно тембр является его уникальной характеристикой, специфической окраской, практически, как отпечатки пальцев.
  • Существуют даже охранные системы, идентифицирующие доступ именно по тембру голоса.

Давайте разберёмся что, по мнению исследователей, является темброобразующими факторами. Доктор медицинских наук И.И. Левидов пишет, что основным управляемым фактором темброобразования, регулируемым центральной нервной системой, является тонус и форма колебаний голосовых связок.

А современный ученый и психолог В.П. Багрунов утверждает, что определяющим в звучании голоса есть вовсе не голосовые связки, а бронхиальное дерево — система труб, составляющих основу нашей дыхательной системы. Так, например, трахея, имея длину около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 гц.

Трахея и бронхи при глубоком вдохе несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину своего просвета. Истина, видимо, где-то посередине, поэтому не стоит сбрасывать со счетов важность ни одного, ни другого. В Каком Возрасте Начинает Меняться Голос Елена Литвиненко Чтобы не усложнять повествование, народ (сказка народная) использовал аллегорию и, судя по всему, точно знал, что изменить голос возможно.

Когда у мужчины меняется голос?

Для голосовой мутации у парней характерны неконтролируемые рывки, когда практически мужской бас чередуется с пищащими детскими нотками. Возраст, когда у мальчиков ломается голос – 12-16 лет – считается неподходящим для вокальных экспериментов.

Как меняется голос?

В подростковом возрасте Гормоны вызывают многочисленные трансформации, одной из которых является голос : происходит его ломка или, выражаясь медицинским языком, мутация. У девочек это изменение происходит примерно в 11-12 лет и может пройти незаметно. У мальчиков ломка происходит примерно в 15 лет.

Когда у мужчины меняется голос?

Для голосовой мутации у парней характерны неконтролируемые рывки, когда практически мужской бас чередуется с пищащими детскими нотками. Возраст, когда у мальчиков ломается голос – 12-16 лет – считается неподходящим для вокальных экспериментов.

Когда у девушек меняется голос?

Гортань женщин формируется до 25–30 лет. Всё это время к вокальным связкам нужно относиться бережно, однако максимум внимания приходится на возраст 11–15 и 23–25 лет, так как эти периоды считаются кризисными. Важная особенность женского организма – цикличность.

Дата публикации 25 марта 2021Обновлено 17 июня 2021

Определение болезни. Причины заболевания

Ринолалия (с греч. “носовая речь”) — это искажение произносимых звуков из-за функционального нарушения или анатомических дефектов речевого аппарата. Речь при этом приобретает характерный гнусавый тембр.

Строение речевого аппарата

 

Ринолалию, или гнусавость, часто путают с ринофонией. Их нужно отличать, чтобы правильно спланировать лечение. При ринофонии нарушается формирование голосовых звуков и возникает “коверкание слов”. При ринолалии, напротив, слова понятны, но страдает их произношение [1][2][10].

Причины ринолалии

Ринолалия бывает органической и функциональной [7][8][9][10].

К причинам органической ринолалии относятся:

1. Слишком широкое сообщение между носовой и ротовой полостями — так называемая открытая ринолалия. Она может развиваться в результате:

  • расщелины мягкого и/или твёрдого нёба;
  • паралича мягкого нёба при миастении — мышечной слабости, вызванной аутоиммунным заболеванием;
  • детского псевдобульбарного паралича — обездвиживания мышц из-за прерванной передачи сигналов от коры головного мозга к нервам;
  • дифтерии;
  • врождённого укорочения мягкого нёба;
  • пареза мягкого нёба, то есть снижения силы его мышц.

Расщелина мягкого и твёрдого нёба

 

2. Слишком узкий просвет или непроходимость полости носа и носоглотки — закрытая ринолалия. Она возникает при непроходимости в задних отделах носовой полости. Причинами этого могут быть:

  • увеличение аденоидов;
  • атрезия хоан (частичное или полное заращение внутренних носовых отверстий) и другие редкие врождённые аномалии развития;
  • рубцовая деформация мягкого нёба в результате воспаления при сифилисе, туберкулёзе и склероме — инфекционном воспалительном заболевании дыхательных путей с образованием узелков;
  • травмы, опухоли и полипы носоглотки.

3. Передняя закрытая ринолалия возникает при патологии передних отделов носовой перегородки, полипах в полости носа и гипертрофии носовых раковин.

Функциональная ринолалия также подразделяется на закрытую и отрытую:

  • закрытая может развиваться при воспалительном отёке во время ОРЗ и сезонного аллергического ринита;
  • открытая — после удаления увеличенных нёбных миндалин и хирургического лечения храпа.

Открытая гнусавость, как и закрытая, характерна для речи глухого человека. Он не слышит звуки и имитирует их, “читая по губам”, но повторить слаженный механизм работы речевого аппарата не может [11].

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением – это опасно для вашего здоровья!

Симптомы ринолалии

Ринолалия — это не заболевание, а симптом, который возникает при врождённых аномалиях развития и патологиях носа и глотки [9]. Она может быть следствием как безобидного разрастания глоточной миндалины, так и поражения центральной нервной системы. Эти болезни сопровождаются самыми разнообразными симптомами. При этом к характерным признакам ринолалии относят только гнусавый тембр голоса и невнятную речь [1][2].

Патогенез ринолалии

Механизм появления ринолалии связан с работой нёбно-глоточного клапана, объединяющего дыхательные и пищеварительные пути. Этот аппарат представлен мышцами мягкого нёба и стенками глотки, которые управляют и глотанием, и формированием речи.

При глотании мягкое нёбо поднимается и прижимается к задней стенке глотки. Чтобы пищевой комок мог устремиться вниз к пищеводу, носоглотка отделяется от ротовой полости. Такой же механизм используется и при речи.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат состоит из трёх отделов:

  • дыхательного — диафрагма, мышцы брюшного пресса и грудная клетка с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами;
  • голосового — гортань с голосовыми связками; сюда же относятся резонаторы, усиливающие звук в гортани, а именно носовая, ротовая и гайморовые полости;
  • артикуляционного — язык, губы, зубы, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёбо.

Речевой аппарат человека

 

Воздушная волна из лёгких направляется в трахею, где встречает первое препятствие — голосовые связки. Проходя сквозь них, воздух вызывает ритмичные колебания, и создаётся звук, называемый тоном. Если голосовые связки раздвинуты, то они не колеблются, в этом случае возникает шум.

Струя воздуха, состоящая из чистого тона, проходит ротовую полость свободно — так появляются гласные. Воздушный поток из тона и шума или одного шума встречает на своём пути препятствия: губы, язык и нёбо. Из сочетаний тона и шума с преградами на пути создаются различные звонкие и глухие согласные.

Открытая ринолалия (гиперназальная речь)

При открытой ринолалии струя воздуха проходит через рот и нос одновременно. Нарушение чаще всего возникает при расщелинах нёба, когда полости рта и носа полностью или частично соединены. В результате этого воздух движется неправильно и возникает специфиче­ский назальный акустический эффект, или гнусавость [13].

Закрытая ринолалия (гипоназальная речь)

Это состояние вызвано органическими причинами, нарушающими ток воздуха в полости носа или носоглотке. Непроходимость носа затрудняет образование согласных “м”, “н”, “р”, “к”, “х”, которые слышатся как “б”, “д” или “л” [8].

Если нос закупорен спереди, то речь приобретает носовой тембр. Препятствие в заднем отделе делает её глухой и отрывистой [12].

Смешанная ринолалия

При смешанной ринолалии, возникающей при полипах и опухолях, присутствуют оба типа нарушений. Мягкое нёбо оттесняется новообразованием вперёд, что приводит к расширению носоглоточного пространства. Нёбная занавеска при этом временно обездвижена и дрябло свисает на расстоянии от задней стенки глотки [7].

Классификация и стадии развития ринолалии

Формы ринолалии:

  • органическая;
  • функциональная.

Обе формы могут быть открытыми и закрытыми.

Стадии ринолалии не выделяют. Встречается только описание степеней нарушений:

  • Первая степень. Гнусавость и дефекты в речи не заметны.
  • Вторая степень. Речь понятна, но в произношении появляются гнусавость и ошибки.
  • Третья степень. Гнусавость и ошибки становятся более слышны.
  • Четвёртая степень. Возникает выраженная гнусавость и невнятная речь с сопутствующими мимическими движениями [1].

Осложнения ринолалии

Будучи симптомом, ринолалия не вызывает каких-либо осложнений. Нарушения речи могут стать причиной трудностей при общении и социальной адаптации, но называть это осложнениями некорректно.

Также нельзя сказать, что ринолалия приводит к задержке психического развития. И то, и другое — симптомы поражения центральной нервной системы, а не осложнения друг друга.

Диагностика ринолалии

Диагностика начинается с консультации врача, прежде всего ЛОРа, а также специалиста челюстно-лицевой хирургии, стоматолога, невролога и логопеда. В некоторых случаях может понадобиться помощь генетика, онколога и рентгенолога.

На консультации оториноларинголог:

  1. Выяснит, есть ли проблемы с дыханием и глотанием, когда они появились и как часто возникают.
  2. Проведёт: фарингоскопию — визуальный осмотр зева, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя при прямом освещении или с лобным рефлектором и зеркалами; переднюю и заднюю риноскопию — осмотр переднего отдела носа с помощью носового зеркала и заднего отдела со шпателем и носоглоточным зеркалом.

Риноскопия: передняя и задняя

 

Инструментальные методы обследования

  1. Видеоназофарингоэндоскопия. Во время процедуры эндоскоп вводят через ноздрю, и с его помощью осматривают носовую полость, носоглотку и хоану — костную арку между ними. Метод позволит оценить подвижность мягкого нёба при произношении “ротовых” звуков”, то есть образуемых в полости рта. К ним относятся все гласные и часть согласных, например “п”, “б”, “т”, “ф”, “с”, “ш”.
  2. Компьютерная томография полости носа и рентгенография шеи в боковой проекции.
  3. Назометрия — объективная оценка речи при открытой ринолалии. Позволяет определить повышенное давление воздуха в носу при произношении звуков [9]. Для этого в нём устанавливаются датчики, которые активизируются при прохождении воздушной струи. Они не фиксируют нормальные перепады давления и определяют их только при открытой ринолалии.
  4. Флуороскопия основана на ионизирующем излучении. Метод показывает движения мягкого нёба, но из-за вредного воздействия его редко назначают детям.

Дополнительные методы применяются для уточнения диагноза. При ринолалии они помогут определить расположение причинного дефекта. Стандартный осмотр и дополнительное обследование позволяют выявить анатомические особенности и патологию полости носа, а также аномалии строения нёбно-глоточного клапана.

Пробы для определения типа ринолалии

Определить тип ринолалии помогут специальные пробы:

  • Проба с зеркалом. Холодное зеркало или пластинку Чермака держат перед носом пациента, когда он произносит гласные звуки. Запотевание зеркала указывает на утечку воздуха через нос, что характерно для открытой гнусавости. У пластинки Чермака есть кольца, которые показывают степень запотевания и позволяют оценить утечку воздуха через нос.
  • Тест с последовательным произношением гласных звуков “АА-ЭЭ”. При гиперназальной речи изменяется звучание гласных букв — появляется характерное носовое произношение, не свойственное гипоназальной речи.
  • Тест “надувания щеки” с высунутым языком позволяет выявить органическую причину гиперназальной речи. Если мягкое нёбо укорочено из-за неполной расщелины, то пациент не сможет одновременно высунуть язык и надуть воздухом щёки.
  • Симптом “занавески” наблюдается при параличе мягкого нёба. В этом случае из возможных причин ринолалии важно исключить неврологические заболевания.

Симптом "занавески" — смещение задней стенки глотки в сторону

 

Лечение ринолалии

Лечение пациентов с ринолалией состоит из устранения причин гнусавости и последующей логопедической реабилитации.

Лечение закрытой ринолалии

Направлено на восстановление нормальной проходимости полости носа и носоглотки. Для лечения закрытой ринолалии применяются:

  • аденотомия и полипотомия — удаление аденоидов и полипов;
  • септопластика — хирургическая коррекция искривлённой носовой перегородки;
  • конхотомия — частичное удаление носовой раковины.

Септоплатика

 

После операции необходима реабилитация. Она проводится совместно с логопедом, он же определяет её длительность. Реабилитация заключается в выполнении упражнений, например таких:

  • произношение с придыханием протяжных носовых звуков: хМ—-хН——хНГ;
  • произношение комбинации носовых и смычных звуков с ударением на носовые: а́мпа—–а́нта—-а́нка и т. д. [7]

Лечение функциональной закрытой гнусавости направлено на устранение причин расстройства дыхания: насморка и аллергии. После терапии могут понадобиться логопедические занятия [11].

Лечение открытой ринолалии

Лечение органической открытой ринолалии, вызванной расщелиной нёба, проводится совместно с устранением основного заболевания.

Ортопедическое лечение. При открытой ринолалии используются мягкие и жёсткие обтураторы — приспособления для временного закрытия дефекта нёба, напоминающие зубной протез. Резиновый обтуратор применяется с самого рождения, он важен при кормлении ребёнка. Впоследствии его заменяют жёстким обтуратором, который носится до проведения хирургического лечения.

Обтуратор для новорождённых

 

Хирургическое лечение включает:

  • операции по закрытию дефекта дна полости носа;
  • коррекцию нёбно-глоточной недостаточности и сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Операция по закрытию дефекта дна полости носа проводится в первый год жизни, после появления молочных зубов. Беззубый рот новорождённого приспособлен для активного грудного вскармливания — у ребёнка есть десневая мембрана и выраженные складки эпителия твёрдого нёба. Они помогают малышу удерживать сосок матери при кормлении.

Кроме того, ребёнок может одновременно сосать и дышать. Такое возможно благодаря соединению высоко расположеной гортани непосредственно с носом. Сосательный рефлекс, утрачиваемый с появлением зубов, способствует развитию мышц языка и дна полости рта, челюстей, жевательных и мимических мышц.

Операция по пластике расщелины верхней губы называется хейлопластикой.

Хейлопластика

 

К методам хирургической коррекции расщелины нёба относятся двухлоскутная уранопластика V-Y лоскутами и операция по Furlow [9]. Разница между ними заключается в способе и месте формирования лоскутов, которые впоследствии сшиваются и увеличивают длину мягкого нёба. При двухлоскутной пластике формируется прямой шов, при пластике по Furlow — Z-образный [14].

Пластика нёба по Furlow

 

Операция при нёбно-глоточной недостаточности проводится тремя способами: уранопластика по Furlow, фиксация к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута и фарингопластика [9].

Операция при сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки состоит в рассечении, отделении, а самое главное — в удержании разъединённых тканей в нужном положении, пока сохраняется риск повторного сращения [6].

До и после хирургического лечения и при ношении обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана проводятся логопедические упражнения. Их цель — мобилизовать мягкое нёбо для нормального разделения носовой и ротовой полостей [7][11].

Примеры упражнений:

  • при произношении гласных, например а – А, второй слог говорят громче и выше, чем первый: А——а а———о а——е а———-и а———у; постепенно гласные становятся чище и теряют свой носовой оттенок.
  • произношение отдельных звуков, начиная с “б”, “п”, “д”, “т”, “г”, “к”, с последующим их сочетанием с гласными: аТ——–а аТ—————о аТ————–у.

Также для лечения применяют механические приспособления: фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова.

Фонендоскопом М. Зеемана тренируется ротовое речевое дыхание. При неправильном токе воздуха, возникающем при его прохождении через нос, воздушная струя ударяет по барабанной перепонке и вызывает небольшую боль или неприятные ощущения.

Артикуляторы Пискунова — съёмные приспособления, которые закрепляют на зубах пациента. С их помощью формируют нужный артикуляционный уклад.

Фонендоскоп М. Зеемана и артикуляторы Пискунова

 

Осложнения после операции

Кровотечение — это частое осложнение любой операции. Другим негативным последствием хирургического вмешательства может стать стеноз, или сужение дыхательных путей. Оно возникает из-за отёка языка при длительном сдавлении роторасширителем во время операции.

К осложнениям позднего периода относятся закрытие просвета глотки тканями нёба, изменение анатомии ротоглотки и формирование фистулы — патологического хода [9].

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от основного заболевания, из-за которого нарушилась речь. Если диагностика и лечение проведены своевременно и успешно, то он благоприятный.

Закрытая ринолалия, вызванная обструкцией носа, проявляется не только гнусавостью, но и затруднением носового дыхания. Оно может стать причиной хронического недостатка кислорода и неправильного развития лицевого отдела детского черепа.

У пациентов с расщелиной нёба и открытой ринолалией может нарушиться дыхание и возникнуть сложности с питанием: ребёнок не может сосать грудь и в дальнейшем есть обычную пищу.

Профилактика ринолалии заключается в периодических медицинских осмотрах для раннего выявления патологии носа и глотки. Также следует проводить санацию очагов хронического воспаления верхних дыхательных путей, а при первых признаках нарушения речи посетить логопеда [9].

Полноценное общение. 10 способов улучшения дикции для детей, подростков и взрослых У Вашего ребенка «каша» во рту? Или Вам тоже трудно произносить некоторые звуки и из-за этого приходится повторять собеседнику одно и то же слово несколько раз подряд? Четкая, разборчивая речь – основа полноценного общения. Из этой статьи Вы узнаете, как можно улучшить дикцию в разном возрасте.

Что такое дикция?

Дикция – это правильное произношение звуков и слов, которая складывается из отчетливой и правильной артикуляции и умения управлять тембром и интонацией. Под тембром понимают скорость и окраску речи, замечено, что людям с плохой дикцией свойственна торопливость речи. Интонацией называют умение выделять голосом гласные звуки и ударения.

Артикуляцию помогут поставить специальные упражнения, а для улучшения тембра и интонации необходимо делать дыхательную гимнастику.

Читайте также: Как найти хорошего логопеда для ребенка?

Как улучшить дикцию ребенку?

Согласно возрастной норме в 5–6 лет ребенок должен хорошо выговаривать все звуки. Увы, сама по себе артикуляция не становится правильной. Над хорошей дикцией необходимо работать, и чем раньше Вы начнете заниматься со своим малышом, тем лучше. С чего начать?

1. Следите за собой

Ребенок учится говорить, подражая взрослым. Если Вы сами плохо выговариваете звуки, то у малыша, скорее всего, тоже возникнут с ними проблемы. Слушайте себя, старайтесь произносить слова четко и правильно, отрабатывайте проблемные звуки. О том, как это сделать быстро, мы поговорим чуть ниже.

2. Делайте гимнастику

Мышцам, которые участвуют в образовании звуков, тоже необходима тренировка. Обязательно каждый день делайте вместе с ребенком артикуляционную гимнастику. Эти упражнения следует первое время выполнять перед зеркалом, чтобы было легче следить за правильностью техники. Для того чтобы ребенок не заскучал, придайте гимнастике игровую форму.

3. Работайте над дыханием

Научите малыша управлять дыханием. Например, есть хорошее упражнение «Свечка». Попросите ребенка представить, что ему нужно задуть большую-пребольшую свечу. Пусть он положит руки на животик, сделает вдох, на секунду задержит дыхание и подует на пламя. Не получилось? Попробуйте вместе еще раз. А теперь нужно слегка «покачать» пламя в разные стороны. А получится ли задуть несколько свечек? Игра довольно простая, но эффективная, и с ней можно придумать несколько вариантов. Малышу не нравится задувать свечку? Пусть представит себя маленьким дракончиком, которому нужно экономно расходовать пламя.

В открытом доступе выложено немало дыхательных упражнений для дошколят. Не поленитесь их найти и выполнять каждый день.

4. Скороговорки

Это замечательные и веселые упражнения, которые проверены временем и очень нравятся детям. Мы советуем начинать с небольших скороговорок в три-четыре слова, постепенно переходите к более длинным. Сначала научитесь сами правильно их произносить и только потом учите малыша.

В первый раз проговорите слова медленно и чётко. Во второй раз чуть быстрее. Постепенно увеличивайте темп, пока ребенок не научится произносить всю фразу отчетливо и быстро. Изучайте скороговорки ненавязчиво – во время прогулки или купания. Можно и в мяч поиграть: кто бросает, тот и говорит. Чтобы ежедневные упражнения не наскучили, учите новые скороговорки. Кстати, потом Вы можете устроить соревнование: кто больше их знает и лучше их произнесет.

5. Обратитесь за помощью к логопеду

Занятия обязательно должны проходить под контролем специалиста, ведь без специальных знаний, по одним только книжкам, невозможно поставить звуки ребенку правильно. Наоборот, можно добиться совершенно противоположного эффекта, исправлять такие ошибки всегда сложнее. Логопед поставит малышу проблемные звуки, установит причины затруднений и объяснит, как заниматься дальше дома.

Как помочь подростку и взрослому с плохой дикцией?

Специалисты нашего центра рекомендуют начать также с дыхательной и артикуляционной гимнастики. Уделяйте упражнениям хотя бы по 10-15 минут ежедневно, и вскоре Вы увидите результат. Но, кроме речевой физкультуры, есть проверенные способы улучшить дикцию.

1. Читаем вслух

Приучите себя каждый день читать вслух небольшой текст. Занятия будут более интересными, если тренироваться на сборнике юмористических рассказов. О. Генри, Тэффи, Гектор Хью Манро, Антон Чехов – выбор авторов огромный. Во время чтения четко произносите звуки, не торопитесь, обращайте внимание на знаки препинания, следите за интонацией. Уделяйте чтению вслух не менее получаса.

2. Скороговорки, грецкие орехи и карандаш

Скороговорки – вещь хорошая, но их можно немного усложнить, если Вы хотите быстрых результатов. Заложите по одному ореху за каждую щеку и попытайтесь произнести скороговорку, выполняйте упражнение в течение нескольких минут. Если Вам чем-то не нравятся грецкие орехи, воспользуйтесь карандашом. Зажмите его в зубах и прочитайте любимое стихотворение или скороговорку. Кстати, это упражнение можно предложить и малышу.

3. Диктофон и аудиокниги

Сейчас диктофон есть в каждом телефоне, поэтому записать свою речь, например чтение вслух, не составит труда. Прослушайте внимательно запись и отметьте звуки, которые пока плохо вам даются. Подберите скороговорки, где они отрабатываются. Если Вам нравится слушать аудиокниги, отмечайте для себя, как произносит слова профессиональный диктор. Копируйте его интонацию, тембр.

4. Следите за осанкой и говорите на ходу

Из-за плохой осанки дыхательные органы находятся как бы в сдавленном положении. Когда Вы расправите плечи, дыхание станет более спокойным, правильным, и управлять им Вам будет легче. Есть простое упражнение: ходите по комнате, делайте вдох и разговаривайте, следя за произношением.

Читайте также: Когда идти к логопеду?

5. Быстрая разминка для дикции

Если Вам вскоре предстоит публичное выступление, обязательно отрепетируйте свою речь перед зеркалом, уделив особое внимание сложным словам и фразам, жестикуляции. Если где-то встречается коварный звук вроде «Р», по возможности произнесите его в ударном слоге. Не получилось? Не переживайте сейчас об этом.

Не забудьте также размять мышцы и голосовые связки. Как это сделать?

  • Возьмите карандаш в зубы и прочитайте любимое стихотворение.
  • Пропойте несколько раз гласные звуки. А-А-А-А, О-О-О-О и т. д.
  • Поколите языком по очереди щеки в течение минуты.
  • Вытяните губы в трубочку, через три секунды улыбнитесь, теперь снова вытяните их в трубочку. Делайте упражнение в течение 2-3 минут.
  • Надувайте поочередно то одну щеку, то другую.

Всего 10-15 минут, и вот Вы готовы выступить перед аудиторией, не беспокоясь, что неправильно произнесете какое-нибудь слово. Все обязательно получится.

Дата публикации: 17.07.2018. Последнее изменение: 19.07.2022.

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

  • Из чего состоит дикция речи
  • Как улучшить взрослому и подростку
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
    «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Добавить комментарий