Словесный портрет как составить в литературе

Мировая литература обладает богатым арсеналом разнообразных приемов, которые помогают создавать художественные образы. Лучше всего характеризует героя его портрет. Ведь персонаж является не только конкретной личностью, но и обобщением. Писатель старается показать его черты характера и заинтересовать читателя его внешностью, судьбой, окружающей обстановкой.

Важным средством характеристики персонажа является портрет. Очень часто авторы описывают фигуру, лицо, одежду, движения, жесты, манеры действующих лиц. Описание внешности может рассказать очень многое о человеке. В статье мы попробуем дать определение того, что такое портрет в литературе, приведем его примеры. Также определим основные виды описаний человека в книгах.

Татьяна Ларина

Обратимся к теории

Что такое портрет в литературе? Под портретом персонажа подразумевается изображение его наружности: фигуры, лица, наряда. К нему добавляют видимые свойства поведения: жесты, мимику, походку, манеру держаться. Примеров портрета в литературе очень много. Они помогают читателю наглядно представить себе мысли, чувства, поступки, речь, внешность действующего лица.

Попробуем дать определение портрета в литературе. Это средство художественной выразительности, через которое писателю удается раскрыть типические черты характера своих героев, а также передать свои идеи через их внешность. Подобный прием помогает раскрыть внутренний мир персонажа. Из описания человека можно узнать его возраст, национальность, социальное положение, вкусы, привычки, темперамент и даже характер.

В зависимости от рода, жанра произведения подбирается и портрет человека в литературе. Для этого многие годы мастера слова пользовались определенными канонами и образцами. Вплоть до конца 18 столетия общие черты преобладали над индивидуальными. Но потом стал наблюдаться переход от абстракции к конкретике, чувствам, достоверности и неповторимости.

Само слово “портрет” заимствовали из французского языка (portraire). Оно имеет значение – “воспроизводить что-то черта в черту”. Портрет в произведениях литературы и на холсте имеет отличия. Они оба описывают внешность человека, но разными средствами. Писатель рисует свои портреты словом. Вот пример портрета в литературе из повести Владимира Короленко “В дурном обществе”:

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

Этот портрет мальчика Валика дает представление не только о его внешнем облике, но и о жизни героя. Читатель представляет себе бедного мальчика с обездоленным детством. Сразу чувствуется, что за ним не ухаживает мать.

Зеркалом души называют глаза человека. Писатели очень часто обращают внимание именно на них.

По описанию облика можно судить о том, как сам автор относится к своему герою: сочувствует, сопереживает или осуждает. Ласковые описания могут содержать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Средство художественной характеристики

Литература – это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.

У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.

Иногда описание персонажа разбросано по всему произведению. Если собрать кусочки зарисовок, то получится цельный портретный очерк. Вот, например, какой собранный из отрывков портрет Маргариты получается в произведении Булгакова “Мастер и Маргарита”:

…на черном ее весеннем пальто…

…свою руку в черной перчатке с раструбом…

…туфли с черными замшевыми накладками‑бантами, стянутыми стальными пряжками…

…развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…

…короткие завитые волосы…” “…парикмахерская завивка…

…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…

…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…

…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…

…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…

Мастер и Маргарита

История появления описаний внешности в произведениях

Портретные характеристики появлялись в произведениях постепенно и чаще всего относились к непосредственной оценке самого автора. Первые портреты в произведениях литературы выпускались в журналах. Европейским первооткрывателем портретных зарисовок стал Ш. Сент-Бев. В начале XIX века им были напечатаны в журнале “Ревю де Пари” описания Лафонтена, Буало, Корнеля.

Русское портретирование началось с Карамзина. Именно он в “Вестнике Европы” опубликовал биографию И. Ф. Богдановича. С тех пор во многих русских журналах встречались специальные разделы под названием “Биография”, где были портретные очерки. После этого жанр описания внешности перешел из журналов в книги.

Сначала портретный прием был присущ жанру литературной критики, но потом стал зарождаться новый романтический метод. В него включали метафоры, сравнения, яркие эпитеты. Портретная словесная живопись стала очень красочной.

Как меняется портрет в различных жанрах?

Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в “Шинели”:

Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в “Тарасе Бульбе”:

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

Портреты у Пушкина и Лермонтова

В первой половине XIX века в русской живописи и литературе складывалась система жанров. Все больше стало преобладать реалистическое направление. Появлялись новые приемы для создания художественных образов. Описание внешнего облика помогало писателям создавать первое впечатление о персонажах, раскрывать их внутренний мир.

Пушкин и Лермонтов уже наполнили портретные зарисовки сравнениями, метафорами, эпитетами. Оба поэта накопили прекрасную портретную галерею. На развитие их портретного изображения повлияли новые представления о значимости человеческой личности. Герои в их произведениях встречаются вымышленные и подлинные.

Описания персонажей есть в повести Пушкина “Капитанская дочка”. Маша Миронова была молодой девушкой, одновременно хрупкой и смелой.

«Да где же Маша? Тут вошла девушка лет осьмнадцати. Круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели.

Создается впечатление о Маше как о застенчивой девушке с покладистым характером. Также в повести Пушкина представлен портрет Швабрина, представителя офицерства. Мы видим его дуэлянтом, изменником, не имеющим никаких духовных убеждений:

Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.

Историческим героем романа является сам Емельян Пугачев. Пушкин рисует его простым, справедливым, “домашним”. Из описания видно, что это мужественный и сметливый человек из народа и всецело народу принадлежащий:

Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо.

Многим полюбился пушкинский образ Татьяны Лариной из романа “Евгений Онегин”. Поэт в произведении дает, скорее, не ее внешний облик, а внутренний портрет.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

Этот не типичный образ русской девушки-дворянки завораживает кротостью, задумчивостью, прелестью и необычностью. Для более яркого восприятия образа Татьяны Пушкин дает описание внешности ее сестры Ольги:

Всегда скромна, всегда послушна,

Глаза, как небо, голубые,

Всегда как утро весела.

Улыбка, локоны льняные,

Как жизнь поэта простодушна,

Движенья, голос, легкий стан,

Как поцелуй любви мила…

Читатель видит Ольгу Ларину воплощением женственности и грации. Образ наполнен жизнерадостностью. Девушка скрашивает окружающий быт и вносит в него ласку и тепло. Своей женственностью она покоряет Ленского. Только во многом героиня уступает Татьяне своим душевным миром с переживаниями и размышлениями.

портрет Печорина

Еще одним мастером портрета в русской литературе является Михаил Юрьевич Лермонтов. Он автор первого психологического романа “Герой нашего времени”. В нем поэт показал типичного молодого человека 30-х годов XIX столетия. У него были красота, образование, богатство, только не было удовлетворения от жизни. Печорин не видит путей для счастья. Вот как он выглядит:

…молодой человек лет двадцати пяти…

…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…

…А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…

…Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…

…Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…

Описания внешности у Гоголя, Тургенева

В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе “Бежин луг” рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские.

Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:

"Бежин луг"

…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…

Ваня – самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:

…русую кудрявую голову…

… свежее личико…

…большие тихие глаза…

Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.

Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева “Ася”. Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей “тургеневской” девушки:

…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…

…мы увидали темную головку Аси…

…кудри ей на глаза упали…

…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…

…опустила свои длинные ресницы…

…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…

…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…

…пожал ее холодные пальчики…

"Ася" Тургенева

Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь. Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду. Чичикова из “Мертвых душ” он описывает так:

…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод…

Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.

Мастер портрета – Толстой

Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал “диалектику души”, внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.

Толстой старался подавать портрет “на людях”. Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: “Краткость, ясность и простота изложения”.

Самой известной героиней романа Толстого “Война и мир” является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:

Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.

…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…

Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.

..Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…

…Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…

А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?

она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…” (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года)

…Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов…

…И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он…” (“г’ация” – то есть грация)

…князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…

…глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…

Наташа Ростова

А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея:

…Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша … …Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…

…перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…

Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне.

…Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному…

…Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…

…она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов.

…Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья…

Какие встречаются портреты в литературе?

Анализируя все вышесказанное об описании литературных персонажей, можно сделать вывод, что они могут быть:

  1. Краткими, с минимумом деталей. Они отличаются лаконичностью, приводящей к возрастанию роли художественной детали.
  2. Подробными, обильно детализированными. В них преобладают подробности, иногда даже избыточные.
  3. Статическими. Подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа в них дается единовременно и подробно. Примером может послужить Плюшкин из романа Гоголя “Мертвые души”.
  4. Динамичными. Внешний облик персонажа детализируется, “накапливается” на протяжении всего произведения. Вы могли проследить за подобным портретом: это изображение Наташи Ростовой.
  5. Прорисовка неизменных статичных деталей: цвета и черт лица, глаз, особенностей фигуры.
  6. Показ внешности в развитии. Изображается улыбка, смех, жесты, мимика, плач, походка, выражение лица.

Психологический портрет в литературе

Самый распространенный, сложный и интересный вид литературного изображения внешности персонажа – психологический портрет. Его первые блестящие образцы появились в России в первой половине XIX века. К психологическому виду портретов в литературе относятся следующие зарисовки: Герман в “Пиковой даме”, Онегин и Татьяна у Пушкина, Печорин в “Герое нашего времени” Лермонтова, Обломов в одноименном романе Гончарова, Раскольников и другие персонажи Достоевского.

Психологическим портрет называется потому, что он раскрывает черты характера героев. Также это описание показывает психологическое состояние, которое испытывает герой в данный момент, как оно меняется со временем. В психологическом портрете внешность героя связана с внутренним миром персонажей. Иногда в таком портретном описании подчеркивается соответствие внешности героя его внутреннему состоянию. В другом случае внешний и внутренний мир противопоставляются. Герой может быть злым и добрым, скупым и бескорыстным, негодяем и благородным. Писатель разными способами изображает внутренний мир действующего лица:

  • сам описывает его внешность и состояние;
  • показывает отзывы о нем других лиц;
  • герой сам выдает автопортрет.

Яркие представители зарубежной психологической прозы – Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк. Кроме России, психологические романы были популярны во Франции XIX века.

портрет Раскольникова

Мастерство Федора Достоевского

Старшеклассники еще в школе знакомятся с мастером психологического романа – Ф. М. Достоевским. Самым противоречивым его героем является Родион Раскольников из произведения “Преступление и наказание”. Автор показывает его портрет в разное время. Бедный студент был красивым молодым человеком в возрасте 23 лет. Он запомнился бледным лицом, прекрасными темными глазами, темно-русыми волосами. Он был высоким и стройным. Только одежда его выглядела очень бедной, поэтому его можно было спутать с трубочистом или оборванцем:

он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…

…в тонких чертах молодого человека…

…Раскольников отвечал…не опуская черных воспаленных глаз своих…

…какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице…

Также Достоевский рисует внутренний мир Родиона. Он был талантливым и умным человеком с огромным потенциалом. Только тщеславие, заносчивость, самолюбие отдалили студента от Бога. Среди его отрицательных черт Достоевский рисует угрюмость, мрачность, вспыльчивость, замкнутость, чрезмерную меланхоличность. Тем не менее, он был добрым и великодушным человеком.

Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее…

В начале романа Родион находится в состоянии ипохондрии. Он не видит другого выхода, только как убить старуху-процентщицу, взять ее деньги и начать новую жизнь. Но душевные мучения заставляют его признаться в преступлении. Его отправляют на каторгу в Сибирь. Там он читает Евангелие и пересматривает всю свою жизнь, раскаивается.

…ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать… Ну… ну, вот и все…

Психологическим портретом Родиона и его внутренним состоянием Достоевский старается достучаться до читателей, чтобы те не поступали безрассудно и не заблуждались. Человек должен наполняться высокой нравственностью, неподдельной верой в Бога и проявлять любовь к окружающим.

Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.

То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

  1. Раскрыть характер персонажа.
  2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
  3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).

Художественный образ

Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Причем если мы взглянем на произведения 18-19 веков, то столкнемся с многословными портретами, насыщенными многочисленными деталями, призванными описать героя во всех подробностях. Постепенно описания героев становятся более лапидарными, краткими, автор как будто предлагает читателю самому составить представление о герое по его поступкам, высказываниям, движениям. В любом случае портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетам, делает повествование выразительным, зримым.

То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.

Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.

Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.

Портреты персонажей в мировой литературе

И. С. Тургенев «Накануне». Портрет главной героини Елены Николаевны Стаховой:

«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».

Ги де Мопассан «Милый друг»:

«Одна из таких женщин, прислонившись к их ложе, уставилась на него. Это была полная набеленная брюнетка с черными подведенными глазами, смотревшими из-под огромных нарисованных бровей. Пышная ее грудь натягивала черный шелк платья; накрашенные губы, похожие на кровоточащую рану, придавали ей что-то звериное, жгучее, неестественное и вместе с тем возбуждавшее желание».

Чарлз Диккенс «Большие надежды»: 

«Дядя Памблчук, грузный, неповоротливый мужчина, страдающий одышкой, с  глазами, рыбьим ртом и изжелта-рыжими волосами, торчком стоявшими на голове, так что казалось, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся». 

Чарлз Диккенс «Пиквикский клуб»

«Он был среднего роста, но благодаря худобе и длинным ногам казался значительно выше. В эпоху «ласточкиных хвостов» его зеленый фрак был щегольским одеянием, но, по-видимому, и в те времена облекал джентльмена куда более низкорослого, ибо сейчас грязные и выцветшие рукава едва доходили незнакомцу до запястья. Фрак был застегнут на все пуговицы до самого подбородка, грозя неминуемо лопнуть на спине; шею незнакомца прикрывал старомодный галстук, на воротничок рубашки не было и намека. Его короткие черные панталоны со штрипками были усеяны теми лоснящимися пятнами, которые свидетельствовали о продолжительной службе, и были туго натянуты на залатанные и перелатанные башмаки, дабы скрыть грязные белые чулки, которые тем не менее оставались на виду. Из-под его измятой шляпы с обеих сторон выбивались прядями длинные черные волосы, а между обшлагами фрака и перчатками виднелись голые руки. Худое лицо его казалось изможденным, но от всей его фигуры веяло полнейшей самоуверенностью и неописуемым нахальством».

Ян Флеминг «Казино Руаяль»

«Бонд видел глаза Намбера, красные, в прожилках лопнувших сосудов; в них, как смородины в крови, плавали зрачки. Лицо Намбера было желтого цвета, полное, с коркой черной щетины; из-за расползавшихся вверх следов кофе в углах губ оно казалось улыбающимся; свет из-за штор ложился на него яркими полосами».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Четтерлей»:

«Недостало этому плоду солнца и тепла, оттого и цветом тускл, и соком скуден».

Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»

«И, наконец, Д. Б. Да-Сильва – быстрые движения и парфюмерная vonn».

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»:

«У нее была осанка балерины; она несла свое тело легко и прямо, при каждом шаге не оседая книзу, но словно вытягиваясь вверх. Ее тень, совсем коротенькая под отвесными лучами, лежала у ее ног; на миг она попятилась — от горячего света больно стало глазам».

Синклер Льюис «Главная улица»:

«Неделей позже Сай прикрепил к окну их гостиной колотушку, и постукивание, доносившееся из темноты, напугало Кэрол до слез. С тех пор, за четыре месяца, ей довелось наблюдать, как он вешал кошку, крал дыни, швырял помидоры в дом Кенникотов и оставлял следы лыж на их газоне. Она слышала также, как он громогласно и с потрясающим знанием дела объяснял кому-то тайну деторождения. Одним словом, это был редкий образец того, что могут сделать захолустный городишко, строгие учителя, здоровый народный юмор и благочестивая мать из смелой и деятельной натуры».

Закончить этот текст нам бы хотелось фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть».Здесь один объект –юная девушка – описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур»:

«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник! 
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…
А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».

Литературный портрет: основные виды и функции

Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. С помощью портрета героя в литературе писатель показывает личное отношение к персонажу.

Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. Автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни героя, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми. С помощью портрета героя в литературе писатель также показывает свое личное отношение к персонажу.

Роль портрета в литературе

Без словесного изображения героя невозможно создать полноценное литературное произведение. С помощью портрета автор может:

  • показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;
  • продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;
  • описать мировоззрение человека;
  • раскрыть внутренний конфликт героя, если у него противоречивая натура;
  • продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;
  • передать внутренние переживания, страхи, показать мечты и стремления героя;
  • выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;
  • показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения.

Художественные характеристики не всегда сопровождаются авторскими комментариями. Иногда писатель предпочитает, чтобы читатель сам сделал выводы об описанном персонаже. Именно поэтому во время чтения нужно уделять портрету особое внимание.

Виды портретов в литературе

Черты внешности и внутренний мир персонажа могут описываться по-разному в зависимости от жанра и авторского стиля, целей, которые поставил перед собой писатель. Рассмотрим наиболее распространенные виды портретов в литературе с примерами из классических произведений.

Психологический портрет

Психологический портрет — это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:

  • Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
  • Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.

Эталоном единства внутреннего мира и внешности персонажа является облик Печорина из романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Писатель делает акцент на неоднозначности образа. Даже не совсем понятно, сколько ему лет. Описание героя начинается с таких слов: «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам», а затем: «…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…». Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». Складывается ощущение, что перед нами — привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер — человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.

Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8 главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон… у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале девушка рыдает над письмом Онегина, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.

Лейтмотивный портрет

В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления в произведении. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.

Яркий пример лейтмотивного литературного портрета — это многие произведения Льва Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.

С помощью лейтмотивного портрета героя автор также описывает его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивает его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.

Экспозиционный портрет

Экспозиционный портрет — это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении. Зачастую писатели акцентируют внимание на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т. д.

Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины XIX века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т. д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.

К примеру экспозиционного портрета стоит отнести описание Обломова — персонажа одноименного произведения Ивана Гончарова. С первых строк видим следующие детали описания внешности героя:

  • «среднего роста, приятной наружности»;
  • «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
  • «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
  • «мягкость… была выражением лица… души»;
  • «цвет лица… безразличный».

Из данного описания складывается ощущение, что автор говорит о вроде бы и привлекательном мужчине в самом расцвете сил, но он весь какой-то мягкий, неповоротливый, ни к чему не стремится и ничего не хочет. Обломов инфантилен и не имеет никаких жизненный целей. В дальнейшем такая «ленивая» внешность персонажа подкрепляется фактами, доказывающими безвольность характера молодого человека.

Идеализирующий портрет

Идеализирующее описание внешности персонажа использовались, начиная со времен фольклора и заканчивая началом XIX века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т. п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.

К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «.ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово — соловей поет… как заря на небе божием».

Гротескный портрет

Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т. д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.

Яркий пример гротескного портретного описания — произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.

Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Николая Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в романе «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя». Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.

Как описать внешность персонажа

Чтобы создать правильный и четкий портрет в любых произведениях литературы, недостаточно просто описать его отдельные черты внешности и характера. Задача автора — создать цельный и правдоподобный образ, который вызывает у читателя чувства: симпатию, сострадание, восхищение, гнев, эмпатию и т. д.

Опытные авторы используют следующие приемы для создания образа героя:

  • Разные варианты введения портретных характеристик. Можно описать персонажа сразу, как только он появляется в произведении, или динамично — открывая новые черты по ходу событий. Второй вариант более абстрактен, но он лучше пробуждает воображение читателя. Кроме того, в процессе чтения человек не забывает важные детали.

  • Длинные и краткие описания. Первый вариант охватывает не только внешность, но и образ жизни героя, его социальный статус, таланты и т. д. Краткие описания должны быть более яркими, в них нужно делать акцент на самых запоминающихся деталях. Можно использовать цепкие сравнения и метафоры.

  • Отражение и фотография персонажа. В первом случае портретная характеристика дается словно от первого лица: герой не просто рассматривает себя в зеркало и называет определенные черты, а показывает отношение к самому себе. Задолго до появления персонажа в произведении можно ввести в сюжет его фотографию, чтобы создать интригу для читателя.

  • Противопоставление обликов. Например, описывая братьев, которые враждуют между собой, для усиления эффекта контакта можно рассказать об их совершенно непохожих чертах. Таким образом, читатель словно ощутит пропасть между героями.

  • Цели. У любого героя, как и у обычного человека, есть свой смысл в жизни. Он может желать славы, любви, профессиональной реализации, мира во всем мире или, напротив, мести, страданий других людей, незаконного обогащения. Покажите читателям, к чему на самом деле стремится персонаж, насколько важна для него поставленная цель.

  • Привычки. Чтобы сделать портрет в литературе живым и естественным, можно наделить героя определенными привычками. Например, у него есть традиция пить кофе в определенном месте, перешагивать трещинки на асфальте, загадывать желание в 22:22, представлять себя героем фильма во время прогулок по городу.

  • Страхи и переживания. Чаще всего люди боятся быть отвергнутыми, непонятыми, оказаться неудачниками, упасть в глазах близких. Покажите слабости своего героя, чтобы он выглядел естественно. Возможно, читатели найдут что-то общее между ним и собой.

Зависимость портрета от жанра

В зависимости от жанра литературного произведения могут использоваться разные способы создания портрета:

  • Фольклор. На начальных стадиях становления литературы личностному началу практически не уделялось внимания. Герои сказок имели весьма абстрактное описание, например, девицы «красные», а богатыри «могучие».

  • Древнерусская литература. Применялись обобщенно-абстрактные описания персонажей, которые показывали их социальный статус. Внутренний мир также не раскрывался.

  • Классицизм. Использовались идеализирующие портреты и облики героев низкого происхождения. Таким образом, в классицизме присутствовали резкие контрасты, только «черное» и «белое», без особого внимания к характеру персонажей, мотивам их поступков.

  • Сентиментализм. Писатели уделяли внимание портретам, в которых уже читается психология: читатели должны были видеть в персонаже чувствительную и ранимую душу.

  • Романтизм. Романтический герой обычно изображался, как яркая, независимая и исключительная личность, готовая на все ради поставленной цели. В таких портретах нет места обыденности и стереотипности. Определенные черты могли преувеличиваться и становиться даже фантастическими.

  • Реализм. В таких произведениях внешность героя уже перекликается с внутренними чертами. Писатели полностью раскрывают индивидуальность персонажа.

Таким образом, портрет в художественном произведении — это не просто описание внешних данных и стиля одежды персонажа. Главная цель такого литературного образа — помочь читателю глубже понять героя, разобраться в его внутреннем мире и поступках, определить авторский замысел. При этом положительный персонаж не всегда обладает привлекательной наружностью. Играя на контрастах между внешним видом и характером героя, писатель может усилить эмоции читателя, помочь ему сделать важные выводы из произведения.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

     Рецензенты:   
Степанова Т.М. – доктор филологических наук, профессор

                              
Кузнецова Л.Н. – учитель русского языка и литературы,

                              
высшая категория

             
Учебное пособие адресовано старшеклассникам для подготовки к ЕГЭ  

    и  содержит
материал, проверяемый экзаменом.

             
Учебные материалы могут найти применение также при организации

   дополнительных
занятий во внеурочное время, ориентированных на углуб-

   ленное
изучение литературы.

– 
1  –

   Раздел 1.

      Данное
учебное пособие предназначено для формирования круга   знаний и для развития
умений и навыков учащихся.   Школьники  должны  иметь представление об
основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях,
необходимых  для  анализа литературного произведения.

       Цель
пособия – развитие умений и навыков филологического анализа литературного
произведения, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах.

         
Надеемся, что такая форма работы, как анализ  портрета  и его роли,  поможет
овладеть навыками анализа    произведения под определённым углом зрения.

 
Сведения по теории и истории литературы и искусства

  1.1 Портрет
– лексическое значение, роль в литературе

   
Портрет
(фр.
Portrait) – живописное,
скульптурное, фотографическое или какое-либо другое изображение определённого
человека. (Словарь иностранных слов, 1988).

  
Портрет
 
– 1.Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 2.перен. Художественное
изображение, образ литературного героя. (С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый
словарь русского языка, 1995).

   Портрет
(от  фр.
Portrait – портрет, изображение)
в литературном

произведении
– изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

 Характер
портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми
разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в
котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир,
его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974).

    Слово
«портрет» применительно к литературному произведению имеет два значения.

    Портрет
изображение внешнего облика человека (его физических признаков,
манеры поведения, одежды, мимики, пантомимики), с целью раскрытия
характера, психологического состояния героя, с целью создания его

образа.

           
В другом значении литературный портрет – это один из жанров 
документально-художественной литературы,  главная задача которого – создание
образа интересной личности. Примером  могут служить литературные портреты

– 
3  –

1.2
Развитие понятия «портрет»  в литературе

        
Внешность человека говорит о многом – о его возрасте, национальности,
социальном положении, вкусах, привычках, даже о свойствах темперамента и
характера. Одни черты – природные; другие характеризуют его как социальное
явление (одежда и способ её носить, манера держаться, говорить). Третьи – выражение
лица, особенно глаз, мимика, жесты, позы – свидетельствуют о переживаемых
чувствах. Эволюцию изобразительности в литературе можно обозначить как
постепенный переход от абстрактного к конкретному и неповторимому.

        В
античной и средневековой литературе преобладала условная форма портрета
с характерным для него статическим описанием. Внешность персонажа изображалась
в начале произведения, и автор к ней, как правило, больше не возвращался. Что
бы ни пришлось пережить героям по ходу сюжета, внешне они оставались
неизменны. Характерной чертой условного описания внешности является
перечисление эмоций, которые персонажи вызывают у окружающих или повествователя.
Портрет даётся на фоне природы. В литературе же сентиментализма фоном
стали цветущий луг или поле, берег реки или пруда. Романтики будут предпочитать
лугу – лес, горы,  а спокойной реке – бурное море,

родной 
природе – экзотическую.

       В
литературе  19 века представлено  разнообразие  способов и форм рисовки
внешности персонажей. Можно выделить два основных вида портрета: тяготеющий к
статичности экспозиционный портрет и динамический. Экспозиционный
портрет
основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры,
одежды, отдельных жестов . Более сложная модификация экспозиционного портрета
психологический портрет, в котором преобладают черты внешности,
свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира.

    Другой
тип реалистического портрета находим в произведениях  писателей второй
половины 19 века, герои которых вовлечены в динамический процесс жизни (герои
Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского). Подробное перечисление черт
персонажа уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу
повествования. Лаконичный прообраз такого портрета даёт проза А.С.Пушкина.

    Таким
образом, общую эволюцию изображения «внешнего» человека в литературе можно
представить как движение от условного портрета классицизма, через портрет-характеристику
– к портрету как средству проникновения в мир чувств и сознания
неповторимой личности.

– 
5  –

·        
Портрет-картина

·        
Портрет
– прогулка

·        
Портрет
– тип

·        
Костюмированный 
портрет

·        
Аллегорический

·        
Мифологический

·        
Исторический

·        
Семейный

·        
Автопортрет

·        
Религиозный

По
характеру изображения

художественные портреты делятся на:

·        
Парадный
портрет

·        
Полупарадный

·        
Коронационный
(реже встречается тронный)

·        
Конный

·        
Военный
(в образе полководца)

·        
Камерный

·        
Интимный

·        
Малоформатный
и миниатюрный

     В
пространственных изобразительных искусствах – живописи, рисунке, скульптуре –
изображение внешности персонажей – единственное средство построения
художественного образа. Из изобразительного искусства название портрет
перешло в теорию литературы.

     В
художественной литературе как искусстве словесном портрет является только
одним из средств характеристики,
употребляемом в композиционном единстве
с другими подобными же средствами. В отличие от живописного и
скульптурного портрет  в литературном произведении наиболее динамичный: он
передаёт не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности.
Эти
широкие возможности прекрасно используются русскими писателями.

  Сравнение
художественного и литературного портрета является одновременно сложным и
увлекательным процессом. Сравнив своё собственное представление героев с
представлением художников, читатель в сознании создаёт единый,
заключительный, полный  образ
каждого из персонажей литературного
произведения.

– 
6  –

Раздел 2.  Тренировочные
тестовые задания

     2.1.
 
Экзаменационная
работа по литературе состоит из трёх частей. В частях 1 и 2 предлагается
выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений.
Часть 3 работы требует от участников ЕГЭ развёрнутого высказывания на
литературную тему. Мы предлагаем выполнить задания части1, где необходимо
дать краткий ответ (В), требующий написания слова, или словосочетания, или
последовательности цифр. Задания подобраны по теме
«Литературный портрет».

2.1. 1     Определить  средства
выразительности

 В2. Как называется средство
характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности (« На вид
ему было лет сорок пять…»)?

 
Ответ:______________________________________

В3. Как называется средство
характеристики персонажа, которое представляет собой описание внешности
человека?

  
Ответ_______________________________________

В4.  Каким термином обозначают
выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную
особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гринёвым
незнакомцу)?

    
Ответ_______________________________________

В6. Как называется выразительная
подробность, важная для характеристики героя или действия (например, «сухой
грозящий палец» незнакомца)?

   
Ответ_______________________________________

В7. Как называется
выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку
(например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

  
Ответ_______________________________________


4  –

   В 
портретных описаниях героев обнаруживаются многочисленные детали,  которые
«рассредоточены» по всему произведению. Такое многообразие портретных
зарисовок позволило ученым выделить следующие виды портретов: портрет
– впечатление, портрет-сравнение, портрет-описание.

    Портрет
– впечатление
происходит
через внешние проявления состояния героя: мимику, жесты, поступки.
Изображение внутреннего мира героя может быть дано через пейзаж, через
внутренний монолог, диалог и психологический анализ. К такому виду портретов,
бесспорно, относится портрет Печорина. Портрет героя у Лермонтова в «Герое
нашего времени» строится по определённой схеме и в следующей
последовательности:

1)     
 внешние
признаки;

2)     
 признаки,
характеризующие внутреннюю сущность персонажа;

3)     
 эпизоды,
включающие  персонаж в сюжет повести.

  Портрет
– сравнение
 относится к портретам, в основе которых положен принцип
контрастности, когда один герой противопоставляется другому. Автор
сопоставляет внешность, одежду, манеры поведения и т.д. Такое портретное
описание даётся небольшими порциями, вкраплёнными по ходу повествования в
текст (портрет Павла Петровича и Базарова).

  Портрет
– описание –
это портрет, который имеет расширенное описание героев,
которое выявляет особый психологический тип личности и показывает социальную
принадлежность героев (портреты Собакевича и Манилова).

1.3.
Портрет в изобразительном искусстве

    В изобразительном
искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является
отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний
облик (а через него и внутренний) конкретного, существовавшего в прошлом или
существующего в настоящем человека. Темой портрета в живописи является
индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Так, например,
если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои
могут быть изображены портретно.  Границы жанра портрета в изобразительном
искусстве  очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в
одном произведении с элементами других жанров. Художественный  портрет в
живописи делится на следующие

 поджанры:

·        
Исторический
портрет

·        
Посмертный
портрет

– 
2  –

 А. П.  
Чехова, Ф.И. Шаляпина, французского писателя А.Моруа. Жанр литературного
портрета восходит к жанру словесного изображения, сложившегося в
XVII веке во Франции.

          
В художественной литературе портрет персонажа – описание его
наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых
свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться.
 

          Место
портрета в композиции литературного произведения
чрезвычайно важно и
разнолико:

1)     
с
портрета может начаться знакомство читателя с героем (Обломов), но
иногда автор показывает героя уже после совершения им каких-либо поступков
(Печорин) или даже в самом конце произведения (Ионыч);

2)     
портрет может быть монолитным,
когда автор все особенности внешности героя приводит сразу, единым «блоком»
(Одинцова, Раскольников), и «разорванным», при котором портретные
черты рассеяны по тексту (Наташа Ростова);

3)     
портретные
черты героя могут быть описаны автором, повествователем  или кем-то из
персонажей (портрет Печорина рисуют Максим Максимыч и путешественник –
инкогнито);

4)     
портрет
может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная
деталь, черта; при этом автор мощно воздействует на читательское воображение,
читатель становится соавтором, восполняя портрет в собственном сознании (Анна
Сергеевна в «Даме с собачкой» Чехова);

5)     
иногда
портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д.

  Портрет
является одним из важных средств создания художественного образа
и
выступает в сочетании с другими художественными  средствами:

1.       речевая характеристика
героя,
которая
включает диалог и монолог

(иногда персонаж сам
рассказывает о себе в форме устного рассказа, писем, дневников, записок);

2.        взаимохарактеристика – рассказ одного персонажа
о другом  (чиновники друг о друге в «Ревизоре» Гоголя);

3.       авторская характеристика (авторские интонации,
оценки  в «Войне и мире» Толстого);

4.       пейзаж  как средство
характеристики героя и его настроений (пейзаж в восприятии Гринёва перед
посещением «военного совета» и после посещения).

Виноградова
Н.В.

Литературный портрет

как

средство художественной характеристики

учебное
пособие

Майкоп

2014


12 –

Содержание

     
Раздел 1.

Сведения по теории
и истории литературы

и искусства

1.1     Развитие понятия
«портрет»  в литературе

1.2     Портрет в изобразительном
искусстве …………….

1.3     Портрет – лексическое
значение, роль в литературе

     
Раздел 2. 

     
Тренировочные тестовые задания

       2.1. 1 
Определить  средства выразительности……………………….6

      
2.1.2  Портрет кого из героев представлен в приведённом

                
отрывке?………………………………………………………………………………..7

      
2.1.3   Кто из героев повести А.С. Пушкина  «Капитанская

                  дочка»
изображён  в следующих  описаниях?…………………………7

      
2.1.4   Кто из героев романа Л.Н. Толстого   «Война и мир»

                  
изображён в следующих  описаниях?…………………………………..8

     
Ответы……………………………………………………………….9

     
Приложение.

      План
анализа портрета в литературном произведении……………10

     
Литература…………………………………………………………..……11


10 –

                                                                                                             
Приложение

План

анализа
портрета в литературном произведении

1. 
Выпишите из текста все языковые выражения, имеющие отношение

    к 
внешности персонажа.

2. Выделите
информацию, заложенную в портретных деталях:

1)     
что
известно о физических данных персонажа, о его манере одеваться и манере
держаться?

2)     
какие
детали портрета говорят о социальном происхождении персонажа?

3. Выделите
среди обнаруженных признаков:

         
а) постоянные, повторяющиеся в разных эпизодах;

         
б) переменные, появляющиеся лишь  в отдельных эпизодах.

4. Сделайте
вывод, к какому типу (статическому или динамическому) относится

     портрет
персонажа.

5.
Определите, какой принцип построения портрета преобладает:

          
а) эскизный (одна-две детали) или подробный;

          
б) принцип взаимной дополнительности, согласованности деталей;

          
в) принцип контраста.

6.
Определите, какие языковые выражения преобладают в построении портрета;

     выделите
в построении портрета наиболее яркие тропы.

7.
Определите, как включается портрет в текст:

   а)  детали
портрета даны вместе или детали портрета распределены  по тексту;

   б) с
чьей точки зрения дан портрет;

   в) как
расположен портрет по отношению к другим  средствам создания образ

        (в
начале, в заключении и т.д.);

8. 
Сделайте выводы о том, в чём проявляется мастерство автора  в построении

     словесного
портрета; какую информацию о персонаже удаётся автору

      передать
с помощью портрета;

9. Сравните
портрет данного автора со словесными портретами  других  авторов.

– 
8  –

В6.
«…молодой
офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно
живым. Разговор его был остёр и занимателен»?

В7. 
«Он
был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его
показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело
выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок;
на нём был оборванный армяк и татарские шаровары»?

2.1.4    
Кто из героев романа Л.Н. Толстого   «Война и мир» изображён

                               
в следующих  описаниях?

В1. 
«…небольшого
роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё
в его фигуре, начиная от усталого , скучающего взгляда до тихого мерного
шага, представляло самую резкую противоположность с его
маленькою оживлённою
женой»?

В2.
«Он
был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными
руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него
выйти…Кроме того, он был рассеян»?

В3. 
«Черноглазая,
с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми
плечиками…сбившимися назад кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими
ножками»?

В4. 
«..в
придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звёздах, с светлым выражением
плоского лица…подошёл к Анне Павловне, поцеловал её руку, подставив ей свою
надушенную и сияющую лысину, и спокойно уселся на диване»?

В5. 
«…невысокий.,
с  восточным типом твёрдого и неподвижного лица, сухой, ещё не старый
человек, вышел за главнокомандующим»?

– 
7  –

2.1.2 
Портрет кого из героев представлен в приведённом отрывке?

В1
«Вся
жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он
утешил? кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил,
обогрел, защитил? Кто слышал об нём7 кто об его существовании вспомнит? И на
все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Он
жил и дрожал – только и всего»  
(сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина).

В2
«Это
был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста,  приятной
наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой
идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по
лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках
лба, потом совсем пропадала, и тогда на всём лице

  
теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы

всего
тела, даже в складки шлафрока»  
(роман А.И. Гончарова «Обломов»).

В3.   Кого из героев поэмы М.Ю.
Лермонтова описывают приведённые строки?

Но 
в нём мучительный недуг

                                            
Развил тогда могучий дух

                                            
Его отцов.

В4.
 Кто из
героев сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина описан в приведённых строках?

«Весь
он с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него
сделались, как железные. Сморкаться уж  он давно перестал, ходил же всё
больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой
способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже
способность произносить членораздельные звуки и устроил себе какой-то
особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но
хвоста ещё не приобрёл».

  2.1.3
Кто из героев повести А.С. Пушкина  «Капитанская дочка» изображён

                               
в следующих  описаниях?

В5. 
«Девушка
лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с  светло-русыми волосами, гладко
зачёсанными за ушами, которые у ней так горели. С первого взгляда она не
очень мне понравилась»?


9 –

Ответы

Номер

задания

Ответ

Номер

задания

Ответ

2.1.1

2.1.3

В2.

Портрет

В5.

Маша
Миронова

В3.

Портрет

В6.

Алексей
Швабрин

В4.

художественная

деталь

В7.

Пугачёв

В6.

художественная

деталь

2.1.4

В7.

художественная

деталь

В1.

Андрей
Болконский

2.1.2

В2.

Пьер
Безухов

В1.

премудрый
пескарь

В3.

Наташа
Ростова

В2.

Обломов

В4.

князь

Василий
Курагин

В3.

Мцыри

В5.

Багратион

В4.

дикий
помещик

– 
11  –

Литература

1.      
Добин
Е.С.  Искусство детали: Наблюдения и анализ. Л., 1975.

2.      
КИМы
. Подготовка к ЕГЭ. Литература. М., ЭКСМО, 2012 – 2013.

3.     
Портрет
// Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

4.     
Портрет
//Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

5.      
Фарина
Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

6.      
Чертов
В.Ф.  Слово – образ – смысл. М., Дрофа., 2006.

.

Портрет героя — это важная часть его образа. Но дело тут не только в описании внешнего вида: цвета глаз, волос, формы носа и бровей. Визуализация, конечно, в художественном произведении нужна, но портретная техника этим не ограничивается.

Портретная техника в художественном тексте

Что такое портретная техника

Если кратко, то это литературный приём, который выражается в передаче характера персонажа, его личных особенностей и эмоционального состояния через описание портрета.

В реальности проявление индивидуальности человека мы считываем почти интуитивно, подмечая мельчайшие особенности его облика – характер улыбки, выражение глаз, морщинки у губ и поворот головы, неосознанные жесты и движения мышц лица. Ну, понятно, кто-то лучше всё это замечает, кто-то хуже, но вся эта невербалика играет настолько важное место в общении, что даже маленький ребёнок быстро учится понимать мимику взрослых.

Кстати, даже есть наука такая, называется физиогномика. Очень рекомендую, если вы хотите стать мастером литературного портрета.

Так вот в литературе портретная техника тоже играет важную роль. Но проблема в том, что если в реальной жизни вам достаточно просто понять собеседника, почувствовать его настроение, определить сильные и слабые стороны, то в тексте всё это надо описать. Причём описать так, чтобы образ персонажа сформировался у читателя, чтобы читатель, как в реальной жизни, понял характер и почувствовал эмоции героя. И здесь уже простой интуицией не обойдёшься, здесь нужна осмысленность и навыки.

И. С. Тургенев. Художник  Костяников А. Г.
И. С. Тургенев. Художник Костяников А. Г.

Следовательно, портретная техника — это не только описание внешнего облика героя, но передача его внутреннего состояния, раскрытие его индивидуальности. И внешний облик — это не только лицо и причёска, выражение глаз и изгиб губ. Это и особенности одежды, обуви, манера подачи себя, жесты и т. д. Всё это несёт информацию о персонаже, необходимую для создания его образа. Что на вашем герое — потёртые старые джинсы и стоптанные кроссовки; чёрная кожаная куртка, такие же штаны и перчатки без пальцев; клетчатая рубашка поверх футболки и шорты? Эти детали тоже несут информацию о внутреннем мире персонажа. И ведь их можно дополнять и разнообразить, добавляя по штриху и делая объёмнее образ героя. Например, ухоженные руки с длинными пальцами и печаткой на безымянном или большие мозолистые ладони с въевшейся грязью, модный маникюр или коротко, но аккуратно подстриженные ногти.

Возможности портретной техники безграничны, главное — понимать, что вы хотите сказать о герое, описывая ту или иную деталь. Иначе образ рассыплется из-за несоответствия. Ну и, конечно, не переусердствовать. Чтобы не получилось, что за деревьями леса не видно.

Виды портретной техники

Выделяют два вида такой техники, у каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны. А лучше всего их совмещать.

Н. В. Гоголь
Н. В. Гоголь

Статичный (описательный) портрет

Такой портрет представляет собой знакомство читателя с героем, когда писатель на первых страницах произведения старается создать максимально полный образ персонажа. Читатель получает разнообразную информацию о герое, в том числе может составить представление и о его характере, и о роде занятий, и об эмоциональной сфере по описанию внешнего вида.

Статичный портрет сразу формирует отношение к герою, а автор больше не тратит время на «портретную живопись» и может переключиться на действия и поступки. Да и читатели уже знают, что от этого персонажа ожидать. Ну, конечно, такое описание значительно легче, проще, даже если автор очень серьёзно к нему отнёсся.

Прекрасным мастером описательного портрета был Н. В. Гоголь, который его использовал для создания образов второстепенных персонажей. Но какие же яркие и объёмные они получались у этого писателя!

О Плюшкине: «маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».

О Манилове: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

О Ноздрёве: «был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Джон Рональд Руэл Толкин. Tolkien by Donato Giancola.
Джон Рональд Руэл Толкин. Tolkien by Donato Giancola.

Но и недостатки у статического портрета тоже есть.

С помощью такого приёма нереально раскрыть образ персонажа полностью. Хороший герой сложен и неоднозначен, в разной ситуации в его облике могут проявляться разные черты. Так, упрямо сжатые губы смягчает улыбка, а в холодных глазах появляется тёплый блеск. Или, напротив, наивный взгляд с развитием сюжета становится жёстче, в уголках губ появляются складки, а на ладонях — мозоли.

Описание статичного портрета требует большого пространства текста. Это отвлекает читателя от сюжета, а часто и скуку вызывает. Тем более такое описание появляется в начале повествования, когда нужно работать с завязкой, показать интригу, а не отвлекать читателя долгими описаниями.

Поэтому статичный портрет более подходит для второстепенных персонажей, а для главного героя лучше использовать другой вид портретной техники.

Динамичный (текучий) портрет

Динамичный портрет не только изменчив, то есть меняется по мере развития сюжета, такой портрет и «рисуется» постепенно, образ складывается из отдельных деталей и нюансов на протяжении всего текста. Сейчас автор обратил внимание на особенность взгляда героя, через страницу мелькнула характерная улыбка. Где-то появилось описание одежды, а чуть дальше другой персонаж обратил внимание на мозолистые руки со сбитыми суставами пальцев. Так постепенно формируется образ героя, который нетрудно изменить, подкорректировать, добавив какую-то деталь.

Портрет Л. Н. Толстого. Художник Н. Н. Гё.
Портрет Л. Н. Толстого. Художник Н. Н. Гё.

Мастером динамичного портрета был Лев Николаевич Толстой. Так, он описал в «Войне и мире» около 100 видов улыбки и более 80 разных выражений глаз. Он обращал внимание и на характер движения, и на манеру разговора. Причём мне кажется очень важным его замечание о том, что портрет героя нужно «подавать на людях». «Нехорошо в беллетристике описывать от лица автора. Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах», — писал Л. Толстой. То есть полностью образ героя должен раскрываться через его восприятие другими персонажами.

Функции портретной техники

Понятно, что основная функция этого приёма — создание наиболее яркого и достоверного образа персонажа. Но это не единственная функция.

  • Портретная техника позволяет показать отношение автора персонажу и, соответственно, влияет на отношение к нему читателей. В зависимости от своей оценки автор подбирает слова и выражения. Уменьшительно-ласкательные формы слов показывают и умиление автора, и его снисхождение, слова с негативной коннотацией отражают такое же негативное отношение. У героя могут быть лапы, лапищи, руки, ручонки, загребущие хваталки, нежные или изнеженные пальцы, мозолистые ладони или карающая десница. Одно только слово может указать на отношение автора.
  • Портретная техника позволяет использовать внешние маркеры персонажей, с одной стороны, указывающие на их характеристики, с другой — выделяющие их из множества других действующих лиц и хорошо запоминающиеся. Например, в романе «Война и мир» Толстой обращал внимание на «лучистые глаза» княжны Марьи, белые руки Сперанского, плечи Элен, чёрные глаза Наташи Ростовой и т. д.
  • Портретная техника помогает читателю почувствовать персонаж живым, наполненным эмоциями, чувствами, страстями. Причём читатель именно чувствует персонаж, как он чувствует обычных реальных людей, а не просто читает описания автора в духе: «Он ощутил сильную радость, но сразу же эта радость сменилась испугом, потому что Грэг очень боялся ошибиться».

Так что подумайте над этой техникой. Ко всему прочему она придаст творчеству дополнительную прелесть своеобразной игры. Ведь надо не только продумать характер героя, его индивидуальные особенности, но и подобрать соответствующие маркеры-детали. А потом ещё и рассыпать их по тексту, чтобы читатель как пазл собрал из них образ персонажа.

Добавить комментарий