Социальная анкета как составить

Как составить анкету для соц. опроса — предназначение, правила, классификация

Содержание статьи:

  • > Значение социологических опросов
  • > Подготовительный этап
  • > Правила составления анкеты
  • > Разновидности вопросов
  • > Этапы проведения анкетного опроса
  • > Нюансы обработки
  • > Классификация вопросов
  • > Типичные ошибки при составлении

Проведение многочисленных исследований социологического характера позволяет точнее определить интересы людей в самых разных областях. Чтобы опрос был максимально результативным – требуется уделить особое внимание составлению анкеты. Существуют определенные правила, позволяющие получить нужный результат, если решено не использовать шаблоны. Подготовленная без ошибок анкета заметно облегчит опрос. Удастся выполнить поставленную цель в намеченные сроки.

Значение социологических опросов

Интерес к социологическим опросам вырастает в геометрической прогрессии. Анкета должна помочь собрать конкретные данные, не содержащие ложной информации. Составитель анкеты выступает в роли интервьюера. Респондент сумеет ответить на вопросы максимально правдиво, особенно при сохранении полной анонимности.

Метод лэддеринга предусматривает отказ от анкеты, поскольку подобный опрос предполагает проведение доверительной беседы. В качестве заказчиков выступают компании и маркетологи, желающие путем опроса выявить предпочтения потребителей. Анализ покажет сложившиеся мнения о новом товаре или услуге.

Второй способ связан с подготовкой анкеты, когда прямой контакт не предусмотрен. Проведенный опрос даст возможность:

  • включить в анкету нужные вопросы;
  • привлечь большое число респондентов;
  • получить исчерпывающие ответы из-за условий анонимности.

Анкетный метод выглядит предпочтительней живого опроса. Респонденты не всегда готовы говорить правду, могут выдавать желаемое за действительное. Правильно сформулированные вопросы в анкете облегчат поиск ответа из предложенных вариантов.

Подготовительный этап

Перед подготовкой анкеты следует написать техническое задание, которое поможет прояснить ситуацию и определить порядок действий. Первоначально задают основной вопрос, связанный с актуальностью темы для опроса.

Нужно показать убедительные причины, позволяющие проводить исследования в конкретный период. Определяют целевую аудиторию и способ связи. При опросе в режиме реального времени проще узнать мнения представителей молодого поколения. Люди среднего и старшего возраста в меньшей степени увлечены интернетом.

Формулировка главной темы не помешает затрагивать в анкете сопутствующие вопросы для проверки нескольких гипотез. Узнать приблизительное число респондентов помогает рассылка приглашений (на электронную почту) с просьбой принять участие в опросе.

Анкетирование умеет выдавать количественную информацию при правильной постановке вопросов. Готовые интересные варианты ответов позволят сделать выбор или поставить оценку. Остается выбрать инструмент для проведения опроса и приступить к составлению анкеты.

Правила составления анкеты

Предварить опрос должна небольшая преамбула, особенно при выборе режима онлайн. Короткий текст сумеет пояснить цель мероприятия, указать время заполнения и анонимность ответов.

  • 1.Структура анкеты разбивается на несколько блоков, способствующих раскрытию темы. Должна прослеживаться последовательность и логика. Отвлекаться на посторонние тематики нерационально, поскольку это внесет путаницу.
  • 2.Постепенно происходит переход от простых вопросов к более сложным с последующим чередованием. В конце обязательно остается блок с некоторыми персональными сведениями. Респондент может проинформировать о возрасте, поле, образовании, месте работы.
  • 3.Логичный порядок размещения вопросов помогает сосредоточится, не затрачивать много сил и времени. Основные важные вопросы следует включить в первые блоки, сделать обязательными. Не всегда есть уверенность, что клиент прочтет до конца и даст все ответы.
  • 4.Короткая анкета займет не более страницы. Большой опрос разбивают на части, раскрывающие стороны выбранной тематики. Нужно обойтись без длинных предложений, искать краткие формулировки.
  • 5.Уместно добавить дополнительные вопросы с необязательным заполнением. Они обычно затрагивают заинтересованных респондентов, выставляющих слишком высокие или низкие баллы.
  • 6.Присутствие подсказок скорее сбивает с толку. Объективную картину легче получить при помощи открытых вопросов, требующих самостоятельного ответа.

Выражение благодарности будет приветствоваться. Сообщают о месте просмотра результатов опроса или возможном вознаграждении. Следует ожидать удовлетворительных результатов при правильном подборе вопросов.

Разновидности вопросов

Создавать вопросы следует с учетом видов. Простые формулировки без бюрократических штампов будут понятны после первого прочтения. Глаголы превалируют над прилагательными и междометиями.

  • 1.Закрытые вопросы в анкете имеют до 5 вариаций ответа (да, нет, затрудняюсь ответить). Уровень важности подскажет проставление оценок (1-10 баллов).
  • 2.Объем открытых вопросов будет достаточно скромным. Ответы нуждаются в комментариях, затягивается заполнение и обработка.
  • 3.Полуоткрытый тип затрагивает пункт «другое» и шкалу Ликерта. Средние значения позволяют встать на нейтральную позицию, без необходимости высказываться положительно или отрицательно.

До 10 вариантов ответа приводят к использованию переключателей (радиокнопок). При увеличении числа пунктов пригодится выпадающий список. Подбирают картинки, добавляют рейтинги.

Этапы проведения анкетного опроса

Готовую анкету внимательно просматривают , стараясь убрать недочеты. Нельзя допускать опечаток, орфографических и логических ошибок. Для тестирования обращаются к коллегам или знакомым, готовым стать добровольными участниками опроса. Проведение разделяется на несколько этапов.

  • 1.Потребуется доказать актуальность вопроса для выяснения мнений.
  • 2.Создается анкета с разбивкой на блоки. На одной странице присутствуют 3-4 коротких вопроса.
  • 3.В кратком приветствии объясняется задача проведения опроса.
  • 4.Небольшая инструкция пояснит порядок действий.
  • 5.Размер поля адаптируется в соответствии с типом вопроса.
  • 6.Проводится работа над визуальным оформлением. Интуитивный дизайн, подборка цвета, контрастность и четкая структура привлекают респондентов.
  • 7.При длинном опросе важно показать прогресс заполнения (по количеству страниц, в процентах).
  • 8.В конце опроса выражается благодарность за участие. Предлагаются бонусы и скидки.

Анонимный статус вполне устраивает участников, готовых высказать собственное мнение без давления. Необходимость конкретизировать респондентов добавляет пункт «Регистрация», расположенный чуть ниже приветствия.

Нюансы обработки

Обработка материалов пройдет после окончания опроса. При наличии свыше 100 анкет расчеты делают в процентах с точностью до десятых. Предварительно изучают ответы на вопросы закрытого типа.

При уменьшении (до 100 анкет) указывают число респондентов. При выборе одного варианта общая сумма достигает 100 %. Более одного — учитывают число ответов (более 100 процентов), не зависящих от количества участников.

Составляют таблицы и добавляют рисунки для демонстрации итогов опроса. В готовый отчет включают преамбулу с описанием тематики. Ниже следует развернутое описание опроса. Анкета будет включена в приложения. Выводы и рекомендации делают в заключении отчета.

Классификация вопросов

Подготовка вопросов превращается в значимое событие, отражающееся на итогах опроса. Потребуется использовать классификацию по форме.

  • 1.Увеличить объем закрытых вопросов для привлечения внимания, возможности отвечать после выбора одного из вариантов.
  • 2.Добавить 1-2 открытых вопроса, помогающих узнать личную точку зрения участника.
  • 3.Применять комбинирование вариантов (полузакрытый тип) с готовыми и собственными ответами.
  • 4.Сочетать прямые и косвенные вопросы.

Опрос по форме призван выяснить оценку явления людьми разного возраста и увлечений. Классификация по содержанию затрагивает респондентов и факторы:

  • сознания (личное мнение, планы);
  • поведения (настрой, поступки);
  • личности (пол, возраст, специальность).

Проводится разговор на простом языке. Неплохо добавить пример заполнения или перемешивать варианты ответов, если не установлен определенный порядок.

Типичные ошибки при составлении

Начинающие интервьюеры нередко допускают ошибки, относящиеся к категории типичных. Нужно рассмотреть несколько очевидных промахов.

  • 1.Нагромождение вопросов приводит к отсутствию логики или неверным суждениям. Возникают явные противоречия, не предоставляющие возможности анализировать информацию.
  • 2.Попытка смешать в одну кучу несколько тем приведет к фиаско. Лучше разбить один длинный вопрос на два коротких. Четко установить главный вопрос, добавляя второстепенные в рамках темы.
  • 3.Представленные варианты ответов сужают возможности выбора. Участнику важно не зацикливаться на диаметральных позициях, высказать нейтральное мнение.
  • 4.Злоупотребление специфическими терминами сократит число участников. Искать расшифровку непонятных слов может не каждый респондент.
  • 5.Сложно-построенное предложение с деепричастными оборотами нелегко прочитать и понять. Краткий текст сумеет быстрее донести информацию, сократит время заполнения.

Участник опроса должен почувствовать свободу при рассмотрении анкеты. Четко структурированный текст разбит на части, дополняющие друг друга. Прочтение пунктов не вызывает затруднений с ответом, смысл предельно ясен.

Дизайнерское оформление, картинки и таблицы помогают заполнять поля с удовольствием. Выражение благодарности воспринимается благожелательно, особенно вместе с сообщениями о положенных бонусах. Сотрудничество приносит моральную и материальную выгоду.


При использовании информации ссылка на Лабораторию маркетинговых исследований MarketingLab обязательна.

Отправляйте заявку по форме ниже, и наши специалисты свяжутся с Вами.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Оглавление:

  • Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи
  • Виды анкетирования
  • Анкета и ее структура
  • Виды вопросов для анкеты
  • Как составить анкету для социологического опроса
  • Правила составления анкеты
  • Как оформить результаты анкетирования
  • Плюсы и минусы анкетирования

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии – общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное – проводится с одним участником;
  • групповое – анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета – участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник – исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос – этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета – вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы – этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы – такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы – они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос – это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

7

Составление социологической анкеты

Анкета
обычно состоит из трех блоков:

1)
введения, или преамбулы;

2)
основной части, состоящей из перечня
вопросов;

3)
заключительной части.

I.
Вводная часть анкеты — преамбула.

Во введении кратко излагаются цели
проводимого исследования, указывается
фирма, для которой оно проводится.
Отметим, что ответы респондентов будут
использоваться в их же интересах, т.е.
время, потраченное ими на заполнение
анкеты, не будет напрасным. Если вопросы
касаются каких-либо деликатных
обстоятельств, во введении следует
обратить особое внимание на анонимность
анкетирования, которую необходимо
обеспечить. Во введении также нужно
поместить ясную и четкую инструкцию по
заполнению анкеты и ее возврату
исследователю, а также благодарность
респонденту за ее заполнение. Если в
анкете применяются сложные вопросы, то
пояснения по ответам на них в дополнение
к инструкции следует помещать в том
месте анкеты, где размещены эти вопросы.

ПРИМЕР:

Малое
научно-социологическое предприятие
«Логос»

Анкета

Социальные
проблемы взаимоотношений между
работниками

и
администрацией Междуреченского
транспортно-погрузочного объединения

Уважаемый
товарищ!

Для
того чтобы выявить мнения трудящихся
о возможном совершенствовании социальных
и социально-психологических отношений
между работниками и администрацией
объединения, проводится данное
социологическое исследование. Результаты
исследования, выводы и рекомендации
будут доведены до заинтересованных лиц
и организаций с целью улучшения условий
труда и морально-психологического
климата в коллективе.

Анкета
весьма проста в заполнении. Вам
предлагается вопрос и варианты ответа
к нему. Нужно обвести кружком цифру
против того варианта ответа, который
наиболее соответствует Вашему мнению.
Там, где в “примечании” указано на
возможность выбора нескольких ответов
– сделайте это.

В
ответах на некоторые из вопросов Вы
должны сами написать свое предложение.

Анкета
анонимна, следовательно, сведения о
себе указывать не нужно.

II. Основная часть анкеты: разработка вопросов

Основная
часть анкеты представляет собой
совокупность содержательно упорядоченных
вопросов. При ее разработке надо уделить
особое внимание содержанию вопросов,
их типу (видам и разновидностям), числу,
последовательности расположения в
анкете, наличию или отсутствию контрольных
вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы
вопросы анкеты отражали существо
проблемы, которую необходимо прояснить
в ходе исследования. Для этого рекомендуется
использовать различные типы вопросов.

Шкалирование вопросов анкеты

Все
вопросы, которые можно использовать
при составлении анкет, подразделяют на
две группы: открытые
и закрытые.

Открытые
вопросы предполагают свободный, вольный
ответ респондента с использованием тех
слов, которые он сочтет наиболее
убедительными. Он сам формулирует фразы
в ответе, пытаясь выразить то, что
чувствует. Открытые вопросы незаменимы
при выяснении мотивов, побуждающих
людей совершать или не совершать те или
иные действия, мнений и отношений людей
к тем или иным социальным явлениям.

Закрытые
же вопросы, в отличие от открытых,
предлагают респондентам выбор одного
ответа из ряда возможных. Такие вопросы
позволяют исследователям формализовать
процедуры обработки большого числа
анкет, выявляя при этом важные
количественные характеристики в
отношениях больших групп людей к проблеме
исследования. По таким вопросам при
обработке можно строить аналитические
таблицы, графики, диаграммы.

Таким
образом, открытые вопросы позволяют
вести сбор богатой качественной
информации, закрытые — и качественной
(иногда, правда, с меньшим набором
оттенков), и количественной. Очевидно,
что в одной анкете они должны дополнять
друг друга.

Закрытые
вопросы в свою очередь подразделяются
на разновидности в зависимости от того,
каким образом представлены в них варианты
предлагаемых ответов. Упорядоченную
тем или иным способом совокупность
ответов к вопросу иногда называют
шкалой,
хотя это и не всегда корректно. Шкалой
по большому счету она будет являться
только в том случае, если в ее структуру
заложен тот или иной способ (механизм)
измерения. Если же такого механизма
нет, то шкалой подобную совокупность
ответов можно назвать лишь условно. Тем
не менее, форма и содержание этих шкал
— реальных и условных — и лежат в основе
выделения разновидностей закрытых
вопросов. Так, в частности, выделяют
следующие виды шкал:

• дихотомическая
шкала (дихотомический вопрос);

• шкала
ответов с ограниченным числом альтернатив;

• семантический
дифференциал;

• шкала
Лайкерта

  1. Дихотомический
    вопрос

    предполагает наличие только двух
    вариантов ответа типа да или нет.

Пример:
Собираетесь ли вы в этом году приобрести
новый отечественный автомобиль?

1
– Да

2
– Нет

  1. Вопрос
    с ограниченным числом альтернатив

    представляет собой более или менее
    пространный перечень вариантов решения
    проблемы опрашиваемого, из которых
    надо выбрать один. Такой вопрос разумно
    помещать после дихотомического с целью
    уточнения некоторых обстоятельств или
    более глубокого познания изучаемого
    явления. Если продолжить пример, то
    вопрос с ограниченным числом альтернатив
    может выглядеть следующим образом.

Пример:

  1. Семантический
    дифференциал

    удобно представлять в виде таблицы.

Пример:
Насколько важны для вас следующие
характеристики автомобиля (поставьте
символ √ в соответствующей клеточке)?

  1. Закрытый
    вопрос, в котором варианты ответов
    представлены в
    виде шкалы Лайкерта
    ,
    позволяет устанавливать степень
    согласия (или несогласия) респондентов
    с некоторыми утверждениями, формулируемыми
    заранее по поводу тех или иных социальных
    явлений (потребительных свойств товара),
    которые необходимо выяснить в процессе
    исследования и которые помещаются в
    строках таблицы. Этим шкала Лайкерта
    и отличается от семантического
    дифференциала, где по строкам, как
    показано в предыдущем примере, размещаются
    те или иные показатели либо товара,
    либо фирмы, либо других обстоятельств,
    имеющих практический интерес для
    исследователей. Другое отличие шкалы
    Лайкерта от семантического дифференциала
    заключается в альтернативах, предлагаемых
    для выбора,— они, как правило, всегда
    сформулированы почти одинаково, только
    с разной детализацией в установлении
    степени согласия.


Пример:

Разумеется,
есть и другие варианты построения
закрытых вопросов с применением
приведенных шкал. Так, в семантическом
дифференциале можно формулировать
самые разные альтернативы для выбора.
Важно, чтобы в крайних точках шкалы были
размещены диаметрально противоположные
значения, а между ними промежуточные,
постепенно превращающие одну
противоположность в другую с большей
или меньшей степенью подробности.

Пример:
Как часто вы проверяете давление в
шинах в шиномонтажных мастерских с
использованием точных манометров
(поставьте символ х в соответствующем
месте помещенной ниже шкалы)?

Для
этого же вопроса можно предложить и
другую форму шкалы семантического
дифференциала.

Иногда
в практике проведения исследований для
установления различных обстоятельств
в анкетах могут даваться и более
утонченные способы предложения вариантов
ответов, более сложные формы шкал. В
частности, если требуется установить,
между какими марками отечественных
автомобилей происходят колебания
потенциального покупателя перед
предстоящей покупкой, можно использовать
так называемую номинальную шкалу с
ограниченным числом альтернатив.

Пример:
Какие из указанных ниже марок отечественных
легковых автомобилей вызывают у вас
наибольшее доверие? Отметьте все
подходящие варианты.

Отвечая
на вопрос, поставленный в такой форме,
респондент укажет несколько марок
автомобилей, возможно, две-три. Остальные
же марки проигнорирует. Можно вопрос
сформулировать так, что будут оценены
все марки автомобилей, для этого применяют
порядковую шкалу с ограниченным числом
альтернатив.

Пример:
Пожалуйста, расставьте марки автомобилей
из прилагаемого списка в соответствии
со степенью доверия к каждой из них,
оценивая наиболее привлекательную для
вас марку как 1, а наименее привлекательную
— как 6.

Для
оценки приоритетов можно применить и
так называемую относительную
шкалу
.

Пример:
Пожалуйста, распределите 100 баллов между
марками автомобилей из прилагаемого
списка в соответствии с вашим расположением
к каждой из них.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Студенты факультетов, изучающих социологию, регулярно участвуют в составлении и последующем проведении социологических опросов. Зачастую данные опросы составляются ими самостоятельно, а затем направляются на проверки и правки их научным руководителям. 

Образец опроса, посвященный теме “Мнение современной молодежи о религии и нравственности”

Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на представленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет в организации международной конференции “Психология нравственности и религия: XXI век”. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики. Если в вопросе не указано иное, просим выбирать только один вариант ответа. 

1.  Укажите Ваш пол:
а) мужской;
б) женский.

2. Укажите Ваш возраст:
а) до 17 лет;
б) 17–22 года;
в) 23–27 лет;
г) старше 27 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) неполное высшее;
г) высшее.

4. Приверженцем какой религии Вы являетесь?
а) православие;
б) иные течения христианства (католицизм, протестантизм);
в) иудаизм;
г) ислам;
д) иная (неавраамическая) религия;
с) не исповедую ни одну из религий.

5. Оцените свою религиозность по 10-бальной шкале.
Укажите один из 10 баллов на шкале, где цифры размещены в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Верю

6.  Соблюдает ли Ваша семья какие-либо религиозные обычаи, традиции? (например, посещение храма, чтение литературы религиозного характера, празднование религиозных праздников и дат, проведение обрядов и т.д.)
а) да;
б) да, традиции есть, но им не придается большое значение;
в) нет.

7. Как часто Вы посещаете храмы и участвуете в религиозных службах?
а) никогда не посещал(а);
б) 1 раз/год либо реже;
в) 1 раз/месяц либо 1 раз/полгода;
г) 1 раз/неделю либо чаще.

8. Отмечают ли в Вашей семье религиозные праздники?
а) да, регулярно, нам помогает религиозный календарь с отмеченными датами;
б) да, но тлишь самые значимые и известные;
в) редко, если получается;
г) нет, в нашей семье это не практикуется.

9. Если Вы когда-либо участвовали в религиозных обрядах, чем это было обусловлено?
а) в связи с необходимостью данных действий для верующего;
б) это эстетично выглядит со стороны;
в) участвовал(-а) из человеческого любопытства;
г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
д) не участвую в подобного рода действиях.

10. Выбирая одежду (украшения), Вы опираетесь на предпочтения и рекомендации вашей религии?
а) да, я всегда останавливаюсь на той одежде, которая не противоречит нормам религии;
б) скорее да, но если вещь мне очень понравилась, то невзирая на противоречия нормам моей религии я ее приобрету;
в) религиозная символика в одежде (украшениях) –часть моего стиля и облика;
г) нет, мой образ не имеет связи с религией.

11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
а) да, я сделал(-а) выбор профессии (специальность), не противоречащую нормам этики и устоям моей религии;
б) немного, это в большей степени касается моих отношений с коллегами (однокурсниками). Мы помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
в) нет, на мою работу (учебу) вера и религиозные устои никак не воздействуют.

12. Влияет ли религия на Ваше поведение либо образ жизни?
а) да, я всегда придерживаюсь предписаний моей религии и исключаю все то, что попадает под религиозный запрет;
б) я стараюсь поступать соответствующе религиозным этическим нормам (пытаюсь не конфликтовать с людьми, ни ругаться, ни обманывать умышленно);
в) моя жизни никак не зависит от религиозных норм. Я самостоятельно решаю, как мне следует жить.

13. Какие из приведённых ниже поступков Вы бы могли оправдать?
Отметьте наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки Оправдываю Затрудняюсь ответить Не оправдываю
Приобретение денег и имущества при первой же возможности      
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия      
Супружеская измена      
Пренебрежительное отношение к людям, не способным достичь успеха      
Отказ от дружбы с человеком. который богатеет и не хочет делиться      
Грубый ответ на несправедливость      
Самоубийство после длительной полосы жизненных неудач      

14. Какие из 10 заповедей Библии Вы считаете самыми важными для исполнения?

Заповеди Важно Затрудняюсь ответить Неважно
Почитай единого Бога      
Не создай себе кумира      
Не поминай имя Господа всуе      
Шесть дней работай, а седьмой посвящая Богу      
Почитай отца твоего и мать твою      
Не убивай      
Не прелюбодействуй      
Не кради      
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего      
Не желай дома ближнего твоего      

15. Питаете ли Вы доверие к современным представителям духовенства?
а) да;
б) нет.

16. Смогли бы Вы совершить поступок, являющийся недопустимым с точки зрения вашей религии, но не порицаемый, а возможно, даже одобряемый социумом?
а) точно нет;
б) почему нет? В современном обществе принято множество того, что не одобряется со стороны веры;
в) религия не влияет на мои поступки.

17. Обозначьте Ваше отношение к людям, которые поступают безнравственно, но лишь тогда, когда их отступлении от морали не приносит вред окружающим?
а) терпимое (сочувственно-понимающее);
б) равнодушное;
в) крайне отрицательное.

18. Почему люди отходят от норм морали?
а) не осознают по-настоящему их важность для социума;
б) предпринимают попытку самоутверждения;
в) привыкли не соблюдать правила, которые были установлены другими людьми;
г) уверены в своей безнаказанности;
д) трудны либо невозможные для соблюдения нормы морали;
е) иное.

19. Как Вы считаете, что является оправданием безнравственных поступков?
а) юный возраст;
б) незначительность причиненного людям морального или материального ущерба;
в) действия в случае крайней жизненной необходимости;
г) неведение норм морали;
л) ничто;
е) иное.
 

20. Считаете ли Вы верным утверждение о том, что образ жизни современного общества и светская система ценностей оказывают помощь при распространении аморальных поступков?
а) да;
б) нет.
 

21. Как, на Ваш взгляд, возможно не допустить распространения аморальности и отсутствия нравственности в социуме?
а) с помощью разъяснительной работы касательно важности соблюдения моральных норм;
б) ужесточением возмездий за разного рода нарушения;
в) личным примером;
г) распространение религиозных нравственных ценностей;
д) иное.
 

22. Стоит ли вводить в учебных заведениях дисциплину, знакомящую учащихся с ключевыми тезисами религиозных доктрин?
а) да, стоит ввести в качестве обязательного предмета “Основы религиозного знания”, а также предпочтительно, чтобы занятия проводил представитель духовенства;
б) можно ввести лишь просто ознакомительный курс, например, “Истории религий” либо “Религиоведение”;
в) любой подобный предмет стоит преподавать только как факультатив, т.е. по желанию учащихся;
г) наше государство – светское, а вся пропаганда религиозных учений и верований должны быть вынесены за стены учебных заведений.

Благодарим, что приняли участие!

Образец опроса, посвященный теме “Отношение молодёжи г. Москва к идеям феминизма”

Добрый день! Просим Вас поучаствовать в социологическом опросе молодежи. Будьте добры, ответьте на вопросы, представленные ниже. Анкета полностью анонимна, а полученные данные будут использованы с научными и практическими целями.

1. Пожалуйста, укажите Ваш пол:
а) женский;
б) мужской.

2. Укажите Ваш возраст:
а) 18–21 год;
б) 22–25 лет;
в) 26–29 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) неоконченное среднее;
б) среднее;
в) средне-специальное;
г) неполное высшее;
д) высшее.
 

4. Ваше семейное положение?
а) холост/не замужем;
б) женат/замужем;
в) сожительство.

5. По Вашему мнению, феминизм – это:
а) борьба женщин, которых дискриминируют, с целью уравнивания социальных прав с мужчинами;
б) цель женщин господствовать над мужчинами;
в) политическое движение, главная цель которого предоставление женщинам прав избирателей;
г) иное___________ (укажите, что конкретно).

6. Ваше отношение к идеям феминизма?
а) целиком согласен(а);
б) частично согласен(а);
в) резко отрицательное;
г) безразлично.
 

7. Как Вы считаете, сохранился ли феминизм в настоящем?
а) да, конечно;
б) да, но претерпел изменения за последние годы;
в) нет.
 

8. На современном этапе в России есть перечень женских общественных движений. На Ваш взгляд, руководствуются ли их действия идеями феминизма?
а) да, так как женщины в них отстаивают свои права;
б) вероятно, но это бессмысленно в нашей стране;
в) нет, так как у них отсутствует конкретная иеология;
г) иное____________ (укажите, что именно);
д) не знаю.

9. Ущемляются ли права женщин в России в наши дни?
а) да;
б) да, в ряде вопросов;
в) нет.

10. Равные права мужчин и женщин – это:
а) уравнивание в социальных правах;
б) уравнивание и в правах, и обязанностях;
η) что-то нереальное;
г) иное (укажите, что именно).

11. Возможен ли обмен мужчин и женщин социальными ролями?
а) да, конечно: мужчина в состоянии выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
б) да, конечно, но не во всех сферах деятельности;
в) да, могут, но это не приведет ни к чему хорошему;
г) нет, это против природы.

12. Если у женщины “лидирующая” позиция в семье, то это:
а) неприемлемо;
б) нормально;
в) допустимо в том случае, если она использует данное положение на благо семье, не принижает супруга;
г) иное____________ (укажите, что именно).

13. Ущемит ли Вас попытка представителя противоположного пола доминировать над Вами?
а) да, в любых проявлениях;
б) нет, умеренно это допустимо;
в) нет, я спокойно отношусь к таким проявлениям.

14. Как приверженность феминистических взглядов девушек может отразиться на их общении с молодыми людьми?
а) никак;
б) большинство таких девушек не найдут вторую половину;
в) станет стимулом для молодых людей взять все аспекты отношений в свои руки;
г) молодые люди “сядут на шею” таким девушкам;
д) будут провоцировать постоянные ссоры по поводу главенствующей роли в семье;
е) иное___________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.

15. Что может склонить молодого человека к согласию с идеями феминизма?
а) принципиальное разделение идеи о социальном равноправии;
б) круг его общения, в котором будут девушки-феминистки;
в) влияние гендерных стереотипов, которые сформировались в семье;
г) чувства к девушке-феминистке;
л) влияние пропаганды;
е) иное____________ (укажите, что именно);
ж) не знаю.

16. Легло ли молодому человеку коммуницировать с девушкой-феминисткой?
а) довольно легко;
б) затруднительно;
в) просто невозможно;
г) не знаю.

17. Назовите ключевые проблемы, возникающие во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
а) конфликт на почве обоюдного стремления к лидерской позиции;
б) обоюдное непонимание;
в) желание уменьшить общение друг с другом;
г) конфликт из-за стремлений молодого человека изменить взгляды своей спутницы;
д) пренебрежение и насмешки со стороны партнера;
е) не думаю, что должны возникать проблемы;
ж) иное________________ (укажите, что именно);
з) не знаю.

18. Какие эмоции вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
а) положительные;
б) любопытство;
в) вызывает улыбку;
г) отрицательные;
д) вызывает безразличие;
е) иное________________ (укажите, что именно).

19. Общались бы Вы с девушкой-феминисткой?
а) да, так как мне близки идеи феминизма;
б) да, так как для меня неважны идейные разногласия;
в) да, но крайне осторожно;
г) категорически, нет;
д) не знаю.

20. Есть ли в Вашем окружении люди, которые склонны к феминизму?
а) да, я в моем окружении есть такой человек (люди);
б) нет;
в) не знаю.

Благодарим за участие в опросе!

Образец опроса, посвященный теме “Проблема безработицы молодых специалистов “

Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводится для выяснения отношения молодежи г. Москвы к вопросам безработицы молодых специалистов. Вашему вниманию предлагается перечень вопросов.

Пожалуйста, определите вариант ответа, который более других соответствует вашей точке зрения. Мы гарантируем Вам анонимность и конфиденциальность полученных данных!

1. Безработица, на Ваш взгляд, это:
а) довольно позитивное явление в экономической жизни страны (стимулирует повышение квалификации и активности населения);
б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, необходимые для ее работы);
в) отрицательное явление (в ней кроется причина остросоциальных конфликтов и роста уровня преступности).

2.Каков уровень безработицы в Москве на сегодняшний день, по Вашему мнению?
а) высокий;
б) в пределах нормы (естественный);
в) низкий.

3. Назовите, на Ваш взгляд, ключевые причины безработицы в городе Москва?
а) уменьшение промышленного производства;
б) наплыв мигрантов из стран зарубежья;
в) возникновение принципиально новых отраслей экономики, для которых сложно найти кадры;
г) иное (укажите)____________________________.

4. Какие категории людей, на Ваш взгляд, сегодня в зоне риска безработицы?
а) молодежь (до 30 лет);
б) люди среднего возраста (30-40 лет);
в) люди старшего возраста (40-55 лет);
г) пенсионного возраста;
д) иное (укажите)______________________________.

5. Каковы Ваши планы по окончанию ВУЗа?
а) поиск работы;
б) продолжение учебы в своем ВУЗе (магистратура, бакалавриат);
в) новое образование в другом ВУЗе;
г) служба в армии;
д) иной вариант__________________________________.

6. При устройстве на работу Вы надеетесь на:
а) помощь семьи и друзей;
б) содействие со стороны учебного заведения;
в) службу занятости;
г) агентства по трудоустройству;
д) собственные способности;
е) благоприятное стечение обстоятельств;
ж) иное (укажите)______________________________.

7. По каким причинам, по Вашему мнению, могут отказать в трудоустройстве молодому специалисту?
а) отсутствие опыта работы;
б) личные качества соискателя, которые не понравились нанимателю;
в) неприемлемое семейное положение;
г) неприемлемое образование;
д) отсутствие вакансий;
е) стереотипы касательно “зеленых” сотрудников;
ж) другое__________________________________.

8. Хотели бы Вы пройти “последипломную” практику в организации с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

9. Предпринимали ли Вы когда-либо попытку трудоустроиться?
а) да;
б) нет.

10. Испытываете ли Вы острую необходимость в получении работы?
а) да;
б) нет.

11. Что для Вас играет главную роль при выборе места работы?
а) уровень предлагаемой заработной платы;
б) уровень компании, престиж;
в) социально-психологический климат в коллективе;
г) отрасль деятельности;
д) возможность самовыражения;
е) возможность карьерного роста;
ж) получение практических знаний и умений;
з) гибкий график работы;
и) иное___________________________________.

12. Считаете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью альтернативой для себя в случае отсутствия возможности найти работу?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

13. Укажите сферу занятий в случаи организации собственного бизнеса_________________________

14. Укажите, почему для Вас не приемлемо явление безработицы:
а) снижение социального статуса;
б) безденежье;
в) сужение круга общения;
г) отсутствие возможности реализовать себя;
д) зависимость в материальном плане от кого бы то ни было;
е) нет ответа;
ж) иное____________________________________.

15. Каковы причины, на Ваш взгляд, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
а) чрезмерные требования самих молодых людей к выбираемому месту работы;
б) нежелание работодателей трудоустраивать молодых специалистов;
в) недостаточное внимание местной администрации касательно вопросов занятости молодежи города Москва;
г) отсутствие желания работать у молодых людей;
д) иное______________________________________.

16. По-Вашему, в Москве легче найти работу, нежели в других городах?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

17. Ситуация, при которой молодой специалист с высшим образованием является безработным, объясняется:
а) отсутствием возможности трудоустроиться;
б) отсутствием желания трудиться;
в) не приемлемыми условиями труда.

18. Как Вы считаете, возможна ли борьба с проблемой безработицы?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

19.Какие, по-Вашему, существуют пути борьбы с явлением безработицы?
а) формирование новых рабочих мест;
б) формирование и организация бирж труда и других видов служб занятости;
в) повышение квалификационных навыков сотрудников;
г) меры по поддержке развивающегося малого и среднего бизнесов;
д) приоритетная роль местного населения перед мигрантами при распределении рабочих мест;
г) иное___________________________________.

20. Согласны ли Вы с тем, что организациям стоит заблаговременно планировать и готовить для себя специалистов, заключая для этого договорные отношения с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.

21. В какой помощи Вы нуждаетесь от специалиста-профконсультанта службы занятости?
а) узнать о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда;
б) пройти тестирование для профессиональной ориентации;
в) выбрать учебное заведение для дальнейшего поступления;
г) найти работу;
д) никакую;
е) иную__________________________________.

22. Кто является виноватым, на Ваш взгляд, в современной ситуации с безработицей молодых специалистов?
а) государство;
б) биржи труда;
в) сама молодежь;
г) работодатели;
д) организации и предприятия;
е) учебные заведения;
ж) иное (укажите)_________________________________.

23. Является ли кто-либо в Вашей семье безработным?
а) да;
б) нет.

24. Как Вы думаете, каким образом государство могло бы поддерживать молодых специалистов, находящихся в поиске работы? (Укажите несколько вариантов);
а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
б) распределение выпускников ВУЗов на работу согласно их специальностям;
в) финансовая поддержка при открытии индивидуального предпринимательства;
г) создание новых рабочих мест;
д) развитие молодежных бирж труда;
е) создание учреждений для оказания социально-психологической адаптации молодых специалистов;
ж) иное (укажите)_________________________________.

25. Опишите свое отношение к случаям, когда наниматель отказывать принимать на работу женщин?
а) мне кажется, это несущественная проблема;
б) с пониманием – есть работы, которые предназначены только для мужчин;
в) негативно – половая дискриминация неприемлема. 

Поделитесь, пожалуйста, с нами некоторыми сведениями о себе.
26. Ваш возраст?
а) менее 20 лет;
б) 20-25 лет;
в) 25-30 лет.

27. Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.

28. Уровень Вашего образования?
а) среднее общее;
б) начальное профессиональное;
в) средне-профессиональное;
г) высшее;
д) неполное высшее.

Благодарим, что приняли участие в нашем опросе и желаем успехов в трудоустройстве!

Образец опроса, посвященный теме “Причины возникновения конфликтов в молодой семье”

1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол?
а) мужской;
б) женский.

2. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст?
а) до 21 года;
б) 21–25 лет;
в) 26–30 лег;
г) 31–35 лет.

3. Уровень Вашего образования?
а) среднее;
б) средне-специальное;
в) неполное высшее;
г) высшее.

4. Зарегистрирован ли Ваш брак официально?
а) да, мы зарегистрировали брак в ЗАГСе;
б) не регистрировали брак, живем “гражданским браком”;
в) холост/не замужем.

5. Какова длительность Вашего брака на сегодняшний день?
а) менее 1 года;
б) 1–3 года;
в) 4–6 лет;
г) 7–9 лет;
д) более 9 лет;
е) холост/не замужем.

6. Имеете ли Вы детей?
а) да, одного;
б) да, двух;
в) трех и более;
г) нет, но в планах завести ребенка;
д) нет, и пока нет планов завести ребенка.

7. Устраивает ли Вас доход семьи?
а) да, целиком;
б) скорее да, чем нет;
в) не полностью;
г) нет, совсем не устраивает.

8. Каковы Ваши жилищные условия?
а) наличие собственного жилья;
б) проживание с родителями (родственниками);
в) съемное жилье;
г) жилье, оформленное в ипотечный кредит;
д) общежитие.

9. Устраивают ли Вас Ваши условия проживания?
а) полностью;
б) не совсем;
в) совершенно нет.

10. Оцените психологический климат в Вашей семье?
а) комфортный;
б) приемлемый;
в) неблагоприятный;
г) конфликтный.

11. Как часто в Вашей семье возникают конфликтные ситуации?
а) довольно часто;
б) время от времени;
в) не возникают.

12. Назовите основные причины возникновения конфликтных ситуаций в Вашей семье. Можно выбрать более одного пункта:
а) жилищная и бытовая неустроенность;
б) недостаточные финансовые средства, низкий уровень доходов;
в) отсутствие либо наличие проблем при трудоустройстве;
г) проблемы с устройством ребенка в (до-)школьное учреждение;
д) проблемы в отношении родителей одного либо обоих супругов;
е) наличие вредных привычек (алкоголизм, курение, игромания);
ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы взаимоотношений;
з) неверность супруга(и), ревность;
и) отсутствие общих интересов, отличие в образовании;
к) грубое отношение, домашнее насилие;
л) несовпадение взглядов, точек зрения и убеждений в т.ч. политических, религиозных;
м) желание одного из супругов строить карьеру;
н) трудности с рождением либо воспитанием ребенка;
о) долги;
п) в нашей семье отсутствуют конфликты;
р) иное (укажите, что конкретно) __________________________.

13. Каковы, на Ваш взгляд, главные проблемы молодых семей в России? Можно указать более одного варианта ответов:
а) жилищные проблемы;
б) низкий уровень заработной платы;
в) безработица;
г) необходимость сочетания работы с учебой;
д) отсутствие поддержки со стороны государства;
е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
ж) конфликтные ситуации между родителями и детьми;
з) неготовность молодежи принимать ответственные решения;
и) иное (укажите, что именно) ____________________________.

14. Что чаще всего провоцирует конфликтные ситуации в семьях?
а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, недостаток денег);
б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, отличия в характерах);
в) расхождения ценностей, идеалов;
г) не знаю.

15. Оказывает ли влияние на климат и конфликтные ситуации в Вашей семье социально-экономическая обстановка, которая сложилась в стране?
а) да, довольно значительно;
б) да, незначительно;
в) нет, не влияет;
г) не знаю.

16. Как думаете, серьезно ли отличающаяся этническая (либо религиозная) принадлежность супругов может оказать влияние на конфликты внутри семьи?
а) довольно сильно оказывает влияние;
б) оказывает влияние, но лишь в случае отсутствии любви между супругами;
в) почти не влияет;
г) не знаю.

17. Есть ли прямая зависимость между конфликтами в семье и уровнем образования супругов?
а) конечно;
б) да, но она нечасто проявляется;
в) нет;
г) не знаю.

18. Кто, на Ваш взгляд, должен решать проблемы молодых семей?
а) супруги своими силами;
б) супруги с помощью родных и близких;
в) государство, правительство;
г) иное (укажите, что именно) ___________________________

19. Выскажите свое отношение к политике государства касательно поддержки молодой семьи:
а) считаю, что она эффективна;
б) считаю, что она неэффективна;
в) не знаю.
20. Принимаете ли Вы участие в каких-либо программах государства касательно поддержки молодых семей?
а) нет;
б) нет, но есть желание;
в) да, принимаем участие___________________ (напишите, в каких конкретно)

Спасибо, что приняли участие в нашем опросе!
 

Как составить анкету?

Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.

В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе. Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.

В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.

Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Если эта выборка проведена некоррект­но, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться. Вот несколько примеров формулирования “решаемых проблем” и “исследуемых проблем”.

Решаемая проблема Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам Определить уровень (степень)  проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе

Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.

Структура и правила составления анкеты для опроса

1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования

Основные компоненты:

  • представление исследовательской организации.
  • обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
  • мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
  • инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
  • гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
  • обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).

2. Основная часть

Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.

Классификация вопросов

Типы вопросов Примеры
По структуре закрытые (с вариантами ответов) Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?

  1. Подписываюсь на журнал
  2. Купил
  3. Взял у родственников, знакомых
  4. Прочитал в библиотеке
открытые (без вариантов ответов) Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

  1. Организованный
  2. Любительский
  3. Автотуризм
  4. Спортивный 
  5. Экстремальный
  6. Другие (назовите)
По функциям основные Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) Читаете ли Вы “Комсомольскую правду”?

  1. Да
  2. Нет

Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает “Комсомольскую правду”.

ловушки Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
По содержанию вопросы о событиях, фактах Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках Выскажите свое мнение по поводу оформления “МК”.
По форме прямые Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
прожективные, предлагающие Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
По характеру альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) Нравится ли Вам журнал?

  1. Да, очень
  2. В основном нравится
  3. Скорее нет
  4. Затрудняюсь ответить
неальтернативные (несколько вариантов ответа) Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?

  1. Интересен по содержанию
  2. Нравится оформление
  3. С доверием отношусь к авторам журнала
  4. Привлекает полезная информация, реклама
  5. Нравится тон, стиль журнала
  6. Другое
По виду экзистенциальные (о сущности явления) Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные) Что явление собой представляет?
оценочные Хорошо явление или плохо?
аналитические Почему явление таково?
обосновывающие Почему мнение о явлении таково?
конструктивные Как с явлением следует поступить?

При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:

  1. Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
  2. Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле “другое” для свободного ответа.
  3. Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  4. Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
  5. Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
  6. Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  7. Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ (“Не правда ли, газета “ХХХ” объективное издание?”). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  8. Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту “отметая” остальные.
  9. Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
  10. Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
  11. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
  12. Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
  13. Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.

3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных

Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками. Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

4. Слова благодарности респонденту

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!

Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru

Наши услуги

  • Маркетинговые исследования
  • Социологические исследования
  • Стратегическое маркетинговое планирование
  • Фокус-группа
  • Тайный покупатель
  • Call-центр
  • Внештатный маркетолог
  • Бизнес-планирование
  • Продвижение в социальных сетях
  • Готовые маркетинговые исследования

Участие в опросах

Работа у нас

Копилка маркетолога

Новости

29 декабря 2022 О самом интересном в подготовке к Новому году и Рождеству

Приближается самый волшебный праздник года – Новый год. Подготовка к празднованию уже идет полным ходом. Подготовка к Новому году и Рождеству играет важную роль, от качества подготовки зависит главная составляющая праздника – праздничное настроение. Компания Spezia собрала самые интересные исследования различных компаний, которые были проведены в ноябре-декабре 2022 года.

20 декабря 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым низким ценам на продукты питания!

По итогам зимней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял одиннадцатую строчку среди 38 городов России по стоимости условного суточного рациона.

30 июня 2022 Барнаул вошел в ТОП-15 российских городов по самым высоким ценам на продукты питания!

По итогам летней волны общероссийского проекта «Котлета с пюрешкой» Барнаул занял тридцатую строчку среди 41 города России по стоимости условного суточного рациона, и 12 позицию с конца среди 15 городов с самыми высокими ценами на продукты.

Добавить комментарий