Социологический опрос это как составить

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

На сайте МГПУ мы собрали
лучшие работы студентов

Как провести
социологический опрос

Краткая инструкция
для студентов-практикантов

  • ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат экономических наук

Можно выбрать любую интересующую вас тему об образовании, городской инфраструктуре, о литературе, искусстве, спорте в Москве. Единственное требование: об этой теме существует общественное мнение, люди должны об этом думать, а если это учреждения культуры и искусства, посещать их. У экспертов (специалистов в данной области) берут экспертные интервью, среди посетителей проводят опросы.

Вам нужно определиться с целевой аудиторией опроса. Если вы хотите изучать отношение посетителей театров, музеев, спортивно-зрелищных учреждений и пр. к деятельности этих учреждений, можно провести интернет-опрос, а можно распространить маленькую анкету в самих этих учреждениях, опросить их посетителей. В первом случае анкета может быть более подробная, во втором очень краткая. В ходе интернет-опроса можно выяснить собственную активность людей (насколько регулярно бывают в музеях, в каких, что нравится и не нравится). Если вы опрашиваете людей в самом учреждении культуры, искусства и пр., то тема исследования должна быть более узкая, чтобы анкета была достаточно короткой. Например, можно выяснить, как часто ваши респонденты (участники опроса) бывают в музеях, когда были в музее в последний раз, а остальные вопросы должны касаться конкретного музея: почему выбрали для посещения именно его, что там понравилось, а что не понравилось, что бы хотелось изменить и пр. Это относится и ко всем остальным учреждениям культуры, искусства и пр.

Если вы проводите онлайн-опрос, сложно будет получить информацию от людей среднего и старшего возраста, поэтому в качестве целевой аудитории лучше выбрать молодежь. Если вы задаете вопросы сами, тут возраст значения не имеет. Желательно, чтобы в исследовании приняли участие люди разных возрастов.

Предварительный этап

Вам нужно написать техническое задание (ТЗ) на проведение опроса. Без такого короткого документа вы не сможете составить анкету, потому что это инструмент для реализации вашей цели и решения задач. Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Если нет проблемы, нет и исследования, оно просто не требуется. Проблема – это противоречие, которое формулируется коротко и четко. Если есть проблема, тогда тема требует изучения. Прежде чем писать техническое задание, полезно ознакомиться с похожими исследованиями, проведенными до вас: вы не первые, кто об этом задумался. Почитайте литературу, ознакомьтесь с проведенными профессионалами опросами общественного мнения. Результаты этих опросов можно будет сравнить с полученными вами данными, а некоторые формулировки можно использовать при составлении вашей анкеты.

Структура технического задания

Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.

Задача не может решаться с помощью одного вопроса, их всегда несколько.

Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.

И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.

Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.

ТЗ должно иметь единую логику, каждая его часть связана с предыдущей!

  • Преамбула

    Если вы проводите опрос онлайн, сначала надо написать преамбулу к анкете, чтобы будущие респонденты знали, к кому вы обращаетесь. Вот пример такой преамбулы: «Дорогие друзья! Если вам от 16 до 23 лет, и вы посещаете московские театры, приглашаем вас принять участие в нашем социологическом опросе, заполнив небольшую анкету. Для того чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, либо написать собственное мнение по предложенному вопросу. Заполнение анкеты займет у вас не более 10 минут, анкеты полностью анонимны. Заранее благодарим за сотрудничество!»

  • Структура анкеты

    Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.

    Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой».

  • Типы вопросов

    • закрытые (к ним даются варианты ответов);
    • полузакрытые (и вариант «другое»);
    • открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.

    Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:

    1. Покупали ли вы телевизор?
    2. Если покупали, то когда это было в последний раз?

    Избегайте бюрократического языка, чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.

  • Закрытые вопросы

    Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:

    • полностью согласен (согласен);
    • скорее, да, чем нет;
    • скорее нет, чем да;
    • не согласен;
    • затрудняюсь ответить.

    Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.

    Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».

    Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.

  • Несколько важных замечаний

    Будьте вежливыми, начинайте вопрос словами «Скажите, пожалуйста». Проверяйте, соответствуют ли варианты ответов формулировке вопроса. Если вы спрашиваете, нравится ли что-то респондентам, то и в вариантах должны быть слова «нравится – не нравится». Если в вариантах ответов есть интервалы (например, возраст), то они должны идти последовательно, не перекрывая друг друга. Правильно: 16-19 лет, 20-29 лет. Неправильно: 16-20 лет, 20-30 лет. Варианты ответов всегда идут в логическом порядке: от минимального к максимальному, по значимости или наоборот. Вариант «затрудняюсь ответить» всегда последний. Не бойтесь после закрытого вопроса дать и открытый, где респондент напишет свое мнение. Пример: после вопроса «Как бы вы оценили экспозицию музея?» с вариантами ответов, дайте открытый вопрос: «Почему?»

  • Анкета составлена, что дальше?

    Сначала надо проверить, что все задачи решаются с помощью поставленных вопросов, цель достигнута, формулировки вопросов и вариантов ответов четкие, логичные и понятные. Если все правильно, можно начинать опрос.

Если у вас получено не менее 100 анкет, ответы на закрытые вопросы рассчитываются и даются в процентах (с точностью до десятых, но не сотых процента). Если анкет меньше, то в количестве ответивших. Если можно было выбрать один вариант ответа, то сумма ответов в процентном отношении – 100. Если можно было выбрать более одного варианта, то проценты рассчитывают не к числу ответивших, а к числу ответов, а их сумма больше 100 %. Все распределения ответов на вопросы анкеты представляют в виде таблиц или рисунков. Название и номер таблицы ставится над самой таблицей, рисунков – под ними. В обоих случаях после названия пишется в скобках единица измерения: % или число ответов (чел.).

Отчет представляется в виде текста и обычно презентации. Отчет начинается с введения, где должны быть описаны проблема, цели, задачи, гипотезы и пр. Далее следует описание исследования. Анкета приводится в приложении. Анализ ведется не по вопросам, а по темам. Помним, что вопросник – это инструмент. В тексте приводятся самые важные таблицы, остальные в приложениях, на которые дается ссылка в тексте, если оттуда приводятся какие-то данные. В заключении даются все основные выводы и рекомендации, а также сообщается, подтвердились ли гипотезы.

  • Главная
  • Темы
  • Рекомендации
  • Контакты

Как составить анкету для соц. опроса — предназначение, правила, классификация

Содержание статьи:

  • > Значение социологических опросов
  • > Подготовительный этап
  • > Правила составления анкеты
  • > Разновидности вопросов
  • > Этапы проведения анкетного опроса
  • > Нюансы обработки
  • > Классификация вопросов
  • > Типичные ошибки при составлении

Проведение многочисленных исследований социологического характера позволяет точнее определить интересы людей в самых разных областях. Чтобы опрос был максимально результативным – требуется уделить особое внимание составлению анкеты. Существуют определенные правила, позволяющие получить нужный результат, если решено не использовать шаблоны. Подготовленная без ошибок анкета заметно облегчит опрос. Удастся выполнить поставленную цель в намеченные сроки.

Значение социологических опросов

Интерес к социологическим опросам вырастает в геометрической прогрессии. Анкета должна помочь собрать конкретные данные, не содержащие ложной информации. Составитель анкеты выступает в роли интервьюера. Респондент сумеет ответить на вопросы максимально правдиво, особенно при сохранении полной анонимности.

Метод лэддеринга предусматривает отказ от анкеты, поскольку подобный опрос предполагает проведение доверительной беседы. В качестве заказчиков выступают компании и маркетологи, желающие путем опроса выявить предпочтения потребителей. Анализ покажет сложившиеся мнения о новом товаре или услуге.

Второй способ связан с подготовкой анкеты, когда прямой контакт не предусмотрен. Проведенный опрос даст возможность:

  • включить в анкету нужные вопросы;
  • привлечь большое число респондентов;
  • получить исчерпывающие ответы из-за условий анонимности.

Анкетный метод выглядит предпочтительней живого опроса. Респонденты не всегда готовы говорить правду, могут выдавать желаемое за действительное. Правильно сформулированные вопросы в анкете облегчат поиск ответа из предложенных вариантов.

Подготовительный этап

Перед подготовкой анкеты следует написать техническое задание, которое поможет прояснить ситуацию и определить порядок действий. Первоначально задают основной вопрос, связанный с актуальностью темы для опроса.

Нужно показать убедительные причины, позволяющие проводить исследования в конкретный период. Определяют целевую аудиторию и способ связи. При опросе в режиме реального времени проще узнать мнения представителей молодого поколения. Люди среднего и старшего возраста в меньшей степени увлечены интернетом.

Формулировка главной темы не помешает затрагивать в анкете сопутствующие вопросы для проверки нескольких гипотез. Узнать приблизительное число респондентов помогает рассылка приглашений (на электронную почту) с просьбой принять участие в опросе.

Анкетирование умеет выдавать количественную информацию при правильной постановке вопросов. Готовые интересные варианты ответов позволят сделать выбор или поставить оценку. Остается выбрать инструмент для проведения опроса и приступить к составлению анкеты.

Правила составления анкеты

Предварить опрос должна небольшая преамбула, особенно при выборе режима онлайн. Короткий текст сумеет пояснить цель мероприятия, указать время заполнения и анонимность ответов.

  • 1.Структура анкеты разбивается на несколько блоков, способствующих раскрытию темы. Должна прослеживаться последовательность и логика. Отвлекаться на посторонние тематики нерационально, поскольку это внесет путаницу.
  • 2.Постепенно происходит переход от простых вопросов к более сложным с последующим чередованием. В конце обязательно остается блок с некоторыми персональными сведениями. Респондент может проинформировать о возрасте, поле, образовании, месте работы.
  • 3.Логичный порядок размещения вопросов помогает сосредоточится, не затрачивать много сил и времени. Основные важные вопросы следует включить в первые блоки, сделать обязательными. Не всегда есть уверенность, что клиент прочтет до конца и даст все ответы.
  • 4.Короткая анкета займет не более страницы. Большой опрос разбивают на части, раскрывающие стороны выбранной тематики. Нужно обойтись без длинных предложений, искать краткие формулировки.
  • 5.Уместно добавить дополнительные вопросы с необязательным заполнением. Они обычно затрагивают заинтересованных респондентов, выставляющих слишком высокие или низкие баллы.
  • 6.Присутствие подсказок скорее сбивает с толку. Объективную картину легче получить при помощи открытых вопросов, требующих самостоятельного ответа.

Выражение благодарности будет приветствоваться. Сообщают о месте просмотра результатов опроса или возможном вознаграждении. Следует ожидать удовлетворительных результатов при правильном подборе вопросов.

Разновидности вопросов

Создавать вопросы следует с учетом видов. Простые формулировки без бюрократических штампов будут понятны после первого прочтения. Глаголы превалируют над прилагательными и междометиями.

  • 1.Закрытые вопросы в анкете имеют до 5 вариаций ответа (да, нет, затрудняюсь ответить). Уровень важности подскажет проставление оценок (1-10 баллов).
  • 2.Объем открытых вопросов будет достаточно скромным. Ответы нуждаются в комментариях, затягивается заполнение и обработка.
  • 3.Полуоткрытый тип затрагивает пункт «другое» и шкалу Ликерта. Средние значения позволяют встать на нейтральную позицию, без необходимости высказываться положительно или отрицательно.

До 10 вариантов ответа приводят к использованию переключателей (радиокнопок). При увеличении числа пунктов пригодится выпадающий список. Подбирают картинки, добавляют рейтинги.

Этапы проведения анкетного опроса

Готовую анкету внимательно просматривают , стараясь убрать недочеты. Нельзя допускать опечаток, орфографических и логических ошибок. Для тестирования обращаются к коллегам или знакомым, готовым стать добровольными участниками опроса. Проведение разделяется на несколько этапов.

  • 1.Потребуется доказать актуальность вопроса для выяснения мнений.
  • 2.Создается анкета с разбивкой на блоки. На одной странице присутствуют 3-4 коротких вопроса.
  • 3.В кратком приветствии объясняется задача проведения опроса.
  • 4.Небольшая инструкция пояснит порядок действий.
  • 5.Размер поля адаптируется в соответствии с типом вопроса.
  • 6.Проводится работа над визуальным оформлением. Интуитивный дизайн, подборка цвета, контрастность и четкая структура привлекают респондентов.
  • 7.При длинном опросе важно показать прогресс заполнения (по количеству страниц, в процентах).
  • 8.В конце опроса выражается благодарность за участие. Предлагаются бонусы и скидки.

Анонимный статус вполне устраивает участников, готовых высказать собственное мнение без давления. Необходимость конкретизировать респондентов добавляет пункт «Регистрация», расположенный чуть ниже приветствия.

Нюансы обработки

Обработка материалов пройдет после окончания опроса. При наличии свыше 100 анкет расчеты делают в процентах с точностью до десятых. Предварительно изучают ответы на вопросы закрытого типа.

При уменьшении (до 100 анкет) указывают число респондентов. При выборе одного варианта общая сумма достигает 100 %. Более одного — учитывают число ответов (более 100 процентов), не зависящих от количества участников.

Составляют таблицы и добавляют рисунки для демонстрации итогов опроса. В готовый отчет включают преамбулу с описанием тематики. Ниже следует развернутое описание опроса. Анкета будет включена в приложения. Выводы и рекомендации делают в заключении отчета.

Классификация вопросов

Подготовка вопросов превращается в значимое событие, отражающееся на итогах опроса. Потребуется использовать классификацию по форме.

  • 1.Увеличить объем закрытых вопросов для привлечения внимания, возможности отвечать после выбора одного из вариантов.
  • 2.Добавить 1-2 открытых вопроса, помогающих узнать личную точку зрения участника.
  • 3.Применять комбинирование вариантов (полузакрытый тип) с готовыми и собственными ответами.
  • 4.Сочетать прямые и косвенные вопросы.

Опрос по форме призван выяснить оценку явления людьми разного возраста и увлечений. Классификация по содержанию затрагивает респондентов и факторы:

  • сознания (личное мнение, планы);
  • поведения (настрой, поступки);
  • личности (пол, возраст, специальность).

Проводится разговор на простом языке. Неплохо добавить пример заполнения или перемешивать варианты ответов, если не установлен определенный порядок.

Типичные ошибки при составлении

Начинающие интервьюеры нередко допускают ошибки, относящиеся к категории типичных. Нужно рассмотреть несколько очевидных промахов.

  • 1.Нагромождение вопросов приводит к отсутствию логики или неверным суждениям. Возникают явные противоречия, не предоставляющие возможности анализировать информацию.
  • 2.Попытка смешать в одну кучу несколько тем приведет к фиаско. Лучше разбить один длинный вопрос на два коротких. Четко установить главный вопрос, добавляя второстепенные в рамках темы.
  • 3.Представленные варианты ответов сужают возможности выбора. Участнику важно не зацикливаться на диаметральных позициях, высказать нейтральное мнение.
  • 4.Злоупотребление специфическими терминами сократит число участников. Искать расшифровку непонятных слов может не каждый респондент.
  • 5.Сложно-построенное предложение с деепричастными оборотами нелегко прочитать и понять. Краткий текст сумеет быстрее донести информацию, сократит время заполнения.

Участник опроса должен почувствовать свободу при рассмотрении анкеты. Четко структурированный текст разбит на части, дополняющие друг друга. Прочтение пунктов не вызывает затруднений с ответом, смысл предельно ясен.

Дизайнерское оформление, картинки и таблицы помогают заполнять поля с удовольствием. Выражение благодарности воспринимается благожелательно, особенно вместе с сообщениями о положенных бонусах. Сотрудничество приносит моральную и материальную выгоду.


При использовании информации ссылка на Лабораторию маркетинговых исследований MarketingLab обязательна.

Отправляйте заявку по форме ниже, и наши специалисты свяжутся с Вами.

Как подготовиться к проведению опроса при выполнении социологического исследования от А до Я?

Ни одно социологическое исследование не обходится без практического действия, нацеленного на сбор первичной информации и получение первых представлений, контрольных результатов в рамках выбранной темы. Притом реализация данного этапа происходит путём непосредственного контакта между организатором (экспертами) и респондентами (целевой аудиторией). Данный этап социологического НИР чаще всего представлен в виде опроса или анкетирования, к которому следует предварительно подготовка. Именно об этом пойдет речь в нашей статье.

Роль опросов в социологическом исследовании

Миссия любого НИР по социологии заключается в погружении в конкретную тему и проблему, определение общественного мнения по отношению к ней, а также оценке степени воздействия проблемы на социум (как повлияла на жизнь общества). Притом нередко результаты подобных исследований в корне меняют изначально выдвинутые решения с целью достижения «консенсуса», минимизации общественного негодования и получения достойного результата.

Проведение социологического изыскания предполагает прохождение базовых этапов:

  • Подготовительный, в рамках которого утверждается тема и разрабатывается научный аппарат и программа мероприятий, устанавливающие ориентиры и границы изыскания, методологию и пр.;
  • Организационный, предполагающий переход от теории к действиям и подготовку ко взаимодействию с респондентами: формирование основных вопросов, разработка контрольных вопросов, выбор подходящей разновидности опроса, утверждение шкалы оценивания полученных результатов и пр.;
  • Полевой, который предполагает непосредственную реализацию всех намеченных мероприятий с дальнейшей обработкой собранных данных;
  • Результативный. Его миссия – констатировать конкретные тенденции на основе полученных первоисточников и грамотно оформить отчет по НИР, выработать рекомендации по решению проблемы и пр.

Функции социологии и социологических исследований

Функции социологии и социологических исследований

Фактически, ключевым моментом в проведении социологического исследования выступает опрос, основные функции которого сводятся к следующим действиям:

  • Поиск первоисточников в рамках конкретной темы, сбор первичной информации в сжатые или конкретные сроки;
  • Целенаправленность, которая проявляется в том, что исследователь изначально определяет кого и как будет опрашивать, какие вопросы задавать. Отсюда следует, что опрос позволяет получить ответ на конкретный вопрос, по определенной теме/проблеме и пр.;
  • Актуальность. Этот принцип предполагает, что исследователь оценивает современное положение дел в отрасли/теме, определяя мнение респондентов на данный момент;
  • Краткость и емкость = темп исследования. Исследователь получает моментальный ответ на поставленные условия. При этом задаваемые вопросы должны соответствовать принципу «чем проще, тем лучше»: они будут быстрее усвоены, проанализированы и решен (предоставлен ответ). Притом важно не перегружать респондента вопросами, а определить наиболее важные (интересующие) моменты в них.

Таким образом, опросный метод социологического исследования призван собрать информацию по конкретной проблеме/теме и предоставить исследователю общую картину и отношение социума к ней. Притом данный прием является основополагающим методом социологической НИР.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды опросов в социологическом исследовании

Проведение опроса – это основная часть НИР социологического характера, требующая немало времени и сил, как на подготовку, так и реализацию. А затем дальнейшую обработку полученных результатов.

Исследователю следует заранее определиться с видом опроса. Выделяют следующие вариации опросного метода в социологическом изыскании:

  • По масштабам: сплошной опрос – когда опрашиваются первые встречные люди без распределения их по группам (возраст, опыт работы, образование, доход и пр.), выборочный – предполагает выделение целевой аудитории или группы по конкретному признаку. Именно мнение данного класса будет учитываться при подведении итогов. Здесь же можно выделить индивидуальный опрос – когда обращение конкретизировано к конкретному лицу, групповой опрос – когда одновременно может опрашиваться целая группа;

Самые распространенные методы опроса в социологическом исследовании и НИР по социологии

Самые распространенные методы опроса в социологическом исследовании и НИР по социологии
  • По форме проведения: устный опрос – когда организатор или эксперт вживую общается с участниками (здесь пометки, фиксирует результаты и ответы делает интервьюер), письменный – в этом случае взаимодействие между опрашиваемым лицом и экспертом минимальное, притом участнику опроса предстоит письменно отвечать н поставленные вопросы, заполнять определенный бланк и пр. Также уместно здесь же выделить очный опрос – то есть непосредственный живой контакт между экспертом и участником, заочный – прямого контакта нет, опрос проводится в дистанционной форме (онлайн-тест, анкета и пр.);
  • В зависимости от степени проработанности социологического исследования: стандартизированный опрос — то есть запланированный. С четко очерченными и заранее подготовленными вопросами. Нестандартизированный – основанный на импровизации в рамках заданной темы.

Каждый исследователь выбирает подходящий вид опроса с учетом имеющихся у него возможностей и способностей, потребностей и ограничений. Как правило, окончательное решение относительно подходящей разновидности основывается на текущем уровне подготовке и интересах эксперта: студенты предпочитают более простые и стандартизированные форматы, а опытные исследователи – не прочь от импровизационных или детализированных, комбинированных вариаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Как подготовиться к опросу исследователю?

Всю опросную схему в рамках социологического исследования можно разбить на несколько общих этапов:

Первый – подготовительный. Здесь автору социологической НИР представит определиться с существенными и общими моментами: тема-проблема, цель и задачи, гипотеза (что именно он намерен проверить) и пр. То есть на основе выбранной области и темы, автору НИР важно продумать научный аппарат и определить границы исследования, конкретизировать интересующие его моменты и возможности их оценки, выбрать подходящую шкалу и способ обработки данных и пр.

Также на данной стадии происходит планирование и организация непосредственно опроса. Этот шаг предполагает реализацию следующих действий:

  • Постановка границ исследования: сроки проведения, примерные масштабы и объемы НИР (число контрольной группы или выборки, примерное количество вопросов и пр.), тема-проблема-предмет и объект — и пр.;
  • Определение целевой аудитории: кого и где будет опрашивать исследователь? Здесь важно определить контингент респондентов: возраст особенности, где их можно найти с учетом темы и характера исследования. Допустим, социолог намерен определить мнение к новой кинокартине, тогда опрос целесообразно проводить в кинотеатре (на выходе из зала и пр.). Согласитесь, глупо искать кинолюбителей определенной картины в торговых секциях или спортклубах.
  • Разработка списка вопросов. На данной стадии автору социологической НИР необходимо ориентироваться на констатированный научный аппарат и выбранный метод исследования: опрос, анкета и пр. В любом случае важно подготовить точный список вопросов, позволяющий узнать мнение в отношении интересуемого объекта. Притом важно помнить, что полноценно оценить ситуацию на базе одного вопроса невозможно. Поэтому постарайтесь сформировать несколько предельно точных конструкций. Все подготовленные вопросы должны быть оформлены в виде специальных листов или анкет. Такой подход упростит в дальнейшем обработку информации и формирование полученных результатов.

Этапы по подготовке к социологическому опросу

Этапы по подготовке к социологическому опросу

Вторая стадия – реализационная, которая предполагает выполнение всех намеченных программой социологического исследования действий: поиск респондентов, беседа или анкетирование, сбор данных и пр.

Третья стадия – заключительная. Ее миссия обработать собранные материалы и сформировать соответствующие выводы, а затем рекомендации.

Остановимся подробнее на этапе разработки, подготовки к опросу в рамках социологического исследования. Здесь уместен следующий алгоритм действий:

  • Для начала исследователю важно задать конкретные границы и основные параметры исследования, установив интересуемое его явление/процесс – объект и гипотеза с учетом выбранной темы.
  • Далее необходимо продумать, какой прием или способ ему близок и удобен: общительные организаторы предпочитают живое общение – опрос, интервью, а стеснительные или более «поспешные» — письменные опросы, анкеты и пр.;
  • Вслед за конкретизацией целевой аудитории и формата опроса грядет самый ответственный и важный этап – разработка списка вопросов. Здесь важно постараться кратко и емко уместить суть в нескольких (в среднем до 5-10 вопросов). Главное придерживаться простых формулировок, предполагающих получение конкретного и простого ответа (в краткой форме и пр.): да/нет, короткий ответ и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Опросная часть социологического исследования чаще всего тотально планируется. Импровизационный подход не позволяет получить полной картины относительно изучаемого явления, объекта. Поэтому здесь в любом случае должен быть точный план действий. Независимо от того, в какой форме будет проходить опрос (беседа, анкетирование, онлайн-формат), организатору предстоит проработать опросный лист. В его структуре принято выделять следующие основные элементы:

  • Вводная часть. Здесь целесообразно обращение к респонденту – приветствие, обращение с просьбой принято участие в исследовании и ответить на несколько вопросов. Важно показать, что мнение каждого участника важно и ценно.

Также здесь будет присутствовать короткое описание исследования и инструкция для респондента: цель мероприятия, что нужно делать (на сколько вопросов ответить, как это сделать и пр.);

Образец опросного листа (анкеты)

Образец опросного листа (анкеты)
  • Основная часть, состоящая из конкретного перечня вопросов. Притом все они будут очерчены вокруг конкретной проблемы и гипотезы, но с разных ракурсов, чтобы получить всестороннюю оценку. Здесь организатор формирует список интересующих его вопросов в самых разных вариациях: закрытые и открытые, общие и частные и пр. Главное – не переборщить с их количеством и сложностью. Вопросы следует располагать с учетом логичности и последовательности. Средний объем «анкеты» или опросного листа – 1 страница.

Опрос призван собрать сведения не только по проблеме, но и получить основную информацию о респонденте: имя, пол, возраст, опыт работы ли уровень образования и пр. Данная часть важна если социологическое исследование носит целевой характер – важная конкретная выборка и пр.

В перечне вопросов должна быть обязательная часть, а также дополнительная – заполняемая по желанию.

В зависимости от выбранного формата заполнение опросного листа будет производиться либо непосредственно исследователем (беседа, интервью), либо участником (анкетирование, тестирование).

  • Финальный блок. Здесь уместно собрать сведения о респонденте ил перейти к словам благодарности за принятие участия в опросе.

Список вопросов рекомендуется формировать с учетом таких правил, как простота изложения (чем проще, тем лучше), разнообразие (различные формы: открытые, закрытые краткий ответ, тест и пр.). Не забываем об оформлении опросного листа, творческий подход вполне целесообразен и способен больше заинтересовать участников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила проведения опроса в социологическом исследовании

Чтобы опрос принес пользу и позволили получить конкретные результаты, важно придерживаться следующих простых постулатов.

Во-первых, организатор и эксперт должен сам тщательно разобраться в поставленной задаче и теме: что исследовать, с кем контактировать, как фиксировать и обрабатывать результаты. Корреспондент должен быт общительным и эрудированным, подкованным.

Схема проведения опроса в НИР по социологии

Схема проведения опроса в НИР по социологии

Во-вторых, все вопросы должны быть интересными и понятными, затрагивать сугубо выбранную тему и область исследования. Притом все они должны быть сформированы на простом русском языке, с учетом действующих норм. Рекомендуется отказаться от бюрократического стиля.

В-третьих, опрос должен быть оптимальным по срокам и объемам, количеству вопросов. Опытные специалисты рекомендуют проводить социологическое исследование сроком от 1-3 до 10-14 дней, а количество респондентов подбирать с учетом задействованных специалистов (в среднем на одного эксперта приходится до 50-100 анкет при средних масштабах НИР), оптимальное количество вопросов – до 10-15, а продолжительность опроса – 1-3 минуты. Поэтому тщательно продумайте, что Вы будете спрашивать и как. Не все готовы проходить опрос до конца и тратить свое время.

Какие ограничения действуют при проведении опросов в социологическом исследовании?

Любая научная деятельность сопровождается введением ряда ограничительных параметров. Притом часть из них носит обязательный характер и граничит с научным аппаратом и программой изыскания, а вторая – определяется индивидуально исследователем с учетом его возможностей, желания и пр.

Самыми очевидными и явными ограничениями при планировании и реализации опроса в рамках социологической НИР выступают:

  • Сроки проведения;
  • Количество вопросов: общее, контрольные, дополнительные и пр.;
  • Объем выборки, количество участников;
  • Научная область: тема и проблема, предмет и объект;
  • Уровень подготовки корреспондентов и привлекаемых специалистов;
  • Бюджет на организацию и проведение социологического исследования и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Достоинства и недостатки опросного метода в социологическому исследовании

Опросы позволяют получить общее представление относительно существующей проблемы и сложившейся ситуации, а также определить мнение социума по отношению ко всему происходящему, выработать оптимальный вариант решения, при котором каждая из сторон-участниц останется довольна, а риски и потери будут минимизированы.

К явным достоинствам данного метода следует отнести:

  • Стандартизация и проработанность исследования, возможность использования одного и того же списка вопросов для всех респондентов и получение различных мнений и точек зрения в отношении одной проблемы/темы;
  • «Живой опрос» позволяет получить более точное представление об отношении и эрудиции респондента: понимание проблемы, ее воздействие на конкретного человека, более глубокое освещение темы, учет моральных, культурных и иных сторон;
  • Возможность провести сравнительный анализ, выделить различные точки зрения, их соотношение (что доминирует) и пр.;
  • Легкость обработки полученных данных посредством использования современных технологий и пр.

Среди недостатков опросного варианта можно отметить:

  • Субъективная оценка ситуации со стороны респондентов и невозможность получения максимально точных результатов. Повторный опрос может дать кардинально иные итоги;
  • Субъективность организатора. Каждый исследователь понимает и видит картину, проблему по-своему. Поэтому проведение опроса будет также субъективным и опишет тенденции с определенной позиции и замысла автора НИР;
  • Ограниченность исследования не всегда благоприятно сказывается на результатах и их достоверности.

Несмотря на столь яркие черты опроса, ни одно социологическое исследование не может обойтись без использования данного метода (в разных вариациях). Именно опрос является основным приемом и ключевой частью программы социсследования. Поэтому его роль – одна из важнейших.

Социологические опросы – это мощный инструмент для изучения мнений, предпочтений и потребностей различных групп людей. При правильном использовании они могут дать ценные сведения для принятия обоснованных решений в бизнесе, науке и общественной жизни. В этой статье мы рассмотрим, как составить социологический опрос, и предложим вам использовать сервис Testograf для его проведения – надежный, удобный и многофункциональный инструмент.

Определение цели исследования

Прежде всего, нужно определить цель исследования. Четкое понимание того, что вы хотите узнать, поможет сформулировать правильные вопросы и получить наиболее ценную информацию. Цель должна быть конкретной, измеримой и реалистичной. Например, выяснить отношение клиентов к новому продукту, узнать основные факторы выбора поставщиков или определить интересы аудитории блога.

Выбор аудитории

Следующим шагом является определение целевой аудитории. Это могут быть определенные возрастные группы, профессиональные категории, географические регионы и т. д. Учитывайте, что разные группы могут иметь разные мнения и предпочтения, поэтому четкое определение аудитории позволит собрать более точные данные.

Составление списка вопросов

Теперь пришло время составить список вопросов для опроса. Вопросы должны быть простыми, понятными и краткими, чтобы участники опроса могли легко понять их суть и предоставить точные ответы. Старайтесь избегать двусмысленных, провокационных или слишком сложных вопросов, которые могут смутить респондентов и привести к некорректным результатам.

Существует несколько типов вопросов, которые вы можете использовать в своем опросе:

  • Закрытые вопросы: участник выбирает один или несколько ответов из предложенных вариантов. Пример: “Какой из этих продуктов вы предпочитаете?”
  • Открытые вопросы: участник самостоятельно формулирует ответ. Пример: “Какие факторы важны для вас при выборе поставщика?”
  • Шкала оценки: участник ставит оценку по определенной шкале (например, от 1 до 10). Пример: “Насколько вы удовлетворены качеством нашего продукта (от 1 до 10)?”
  • Ранжирование: участник указывает свои предпочтения, располагая варианты ответов в определенном порядке. Пример: “Расположите следующие качества товара по степени важности для вас.”

Тестируйте и корректируйте опрос

Перед тем, как провести опрос на большой аудитории, рекомендуется протестировать его на небольшой группе респондентов. Это позволит выявить возможные недочеты и сделать корректировки, улучшая структуру опроса и вопросы. Обратите внимание на то, как респонденты воспринимают вопросы и насколько легко им дается процесс ответа.

Использование сервиса Testograf для проведения опроса

Сервис Testograf – это удобный и мощный инструмент для создания и проведения социологических опросов. Он предлагает интуитивно понятный интерфейс и множество функций, которые упрощают процесс составления и анализа опросов.

Вот несколько особенностей Testograf, которые помогут вам провести успешный социологический опрос:

  • Гибкость при создании вопросов: Testograf поддерживает различные типы вопросов, позволяя вам с легкостью включать закрытые и открытые вопросы, шкалы оценки и ранжирование.
  • Кастомизация дизайна: сервис предлагает разнообразные шаблоны и возможности кастомизации дизайна опроса, чтобы он соответствовал вашему бренду и привлекал аудиторию.
  • Автоматическая обработка результатов: Testograf автоматически обрабатывает и анализирует ответы респондентов, предоставляя вам подробные статистические данные и графики. Это упрощает процесс анализа результатов и позволяет сделать обоснованные выводы.
  • Удобное распространение опросов: с помощью Testograf вы можете быстро и просто поделиться своим опросом с целевой аудиторией через социальные сети, электронную почту или встроить его на ваш сайт.
  • Безопасность и анонимность: сервис гарантирует сохранность данных и возможность проведения анонимных опросов, что способствует получению более честных ответов от респондентов.

После завершения опроса важно тщательно проанализировать полученные данные. Testograf предоставляет различные инструменты для анализа результатов, такие как таблицы, диаграммы и статистические показатели. Обратите внимание на тенденции, аномалии и корреляции между ответами разных групп респондентов. Не забывайте учитывать ограничения вашего исследования, такие как размер выборки, представительство аудитории и возможные искажения в ответах.

На основе полученных результатов сделайте выводы и предложения для улучшения вашего продукта, услуги или стратегии. Подумайте, как можно использовать эту информацию для оптимизации решений и достижения поставленных целей.

Заключение

Составление и проведение социологического опроса – сложный и ответственный процесс, требующий внимания к деталям и аналитических навыков. Однако с правильным подходом и использованием современных инструментов, таких как Testograf, вы сможете получить ценную информацию, которая поможет вашему бизнесу, проекту или исследованию развиваться и совершенствоваться. Следуйте рекомендациям в этой статье, и вы сможете составить эффективный социологический опрос, который даст вам ключевые инсайты и поможет принять правильные решения.

Важно помнить, что опросы – это лишь один из инструментов для сбора данных и изучения мнений аудитории. Учитывайте также другие методы исследования, такие как интервью, фокус-группы и анализ данных из социальных сетей, чтобы получить максимально полную и объективную картину.

Используйте сервис Testograf для составления и проведения своих социологических опросов, и вы сможете сэкономить время, силы и ресурсы, получая при этом надежные и точные результаты. Удачи вам в проведении опросов и достижении поставленных целей!

Не забывайте также делиться результатами своих исследований с вашей аудиторией или коллегами, чтобы совместно работать над улучшением продуктов и услуг, а также продвигать научные и общественные идеи. Социологические опросы могут стать мощным инструментом для обмена знаниями, укрепления сообществ и развития стратегий взаимодействия.

В конечном счете, главная цель проведения социологических опросов – улучшить жизнь людей, понимая их потребности, желания и ожидания. Помните об этом, когда будете работать над вашим следующим опросом.

Создать опрос

Вам также может быть интересно:

  • Психологический климат в команде
  • Исследование целевой аудитории
  • Топ-10 онлайн-сервисов для проведения опросов
  • Альтернатива Google Forms
  • Онлайн-сервисы для проведения опросов
  • Анализ удовлетворенности клиентов
  • Онлайн-опросы при помощи сервисов

Как
каждое серьезное дело, социологический
опрос требует тщательной подготовки.
Ценность и достоверность информации,
получаемой в результате исследования,
на­прямую зависит от его подготовки.
Бывает так, что подго­товка исследования
занимает больше времени, чем само
исследование.

Социологический
опрос включает четыре этапа:

  •  подготовка
    исследования;

  •  сбор
    социологической информации;

  •  подготовка
    собранной информации к обработке и
    об­работка ее на компьютере или
    вручную;

  •  анализ
    обработанной информации, формулирова­ние
    выводов и рекомендаций.

Исследование
начинается с составления программы.
Программа исследования – это изложение
его теоретико-методических предпосылок
(общей концепции) в соответ­ствии с
основными целями предпринимаемой работы
и ги­потез исследования с указанием
правил процедуры, а также логической
последовательности операции для их
проверки. Программа – это стратегический
документ ис­следователя. Разработка
ее требует глубоких знаний, уме­ний,
времени. Как правило, программа состоит
из двух разделов: методологического
и
процедурного.
Методо­логический
раздел
программы включает следующие эле­менты:

  • обоснование
    проблемы исследования;

  • определение
    целей и задач исследования;

  • уточнение
    и интерпретация основных понятий;

  • формулирование
    гипотез.

Исследователь
должен четко определить проблему
и согласовать цели исследования. «Хорошо
определенная проблема – это уже полпути
к ее решению», – гласит ста­ринная
поговорка. Цели
могут быть поисковыми, т.е. пре­дусматривать
сбор каких-то предварительных данных,
проливающих свет на проблему, и, возможно,
помогаю­щих выбрать гипотезу. Они
могут быть описательными, т.е. предусмотреть
описание определенных явлений, на­пример,
выяснить численность и состав по
различным ха­рактеристикам (полу,
возрасту, социальному положению и т.д.)
пациентов, пользующихся услугами
конкретного ме­дицинского учреждения.
Бывают и экспериментальные цели, т.е.
предусматривающие проверку гипотезы
о какой-либо причинно-следственной
связи, например о том, что снижение цен
на платные медицинские услуги на Х
про­центов вызовет приток пациентов,
по крайней мере, на Y
процентов.

Теоретическая
интерпретация
понятий

предпола­гает точное объяснение
используемых категорий. При этом в
первую очередь выделяются ключевые
понятия, выра­жающие узловые точки
изучаемой проблемы. Например, проводится
исследование об отношении населения к
каче­ству медицинского обслуживания
в ЛПУ. Возникают во­просы: что понимается
под «качеством медицинского об­служивания»?
Какие элементы включает в себя это
поня­тие? С помощью каких конкретных
показателей, индексов, характеристик
можно измерить качество медицинского
обслуживания? Так, понятие «доступность
медицинской помощи» включает в себя
такие показатели, как террито­риальная
доступность учреждения здравоохранения;
адек­ватность режима работы учреждения,
специалистов; орга­низация приема,
порядок госпитализации, возможность
получения ожидаемой диагностической,
консультативной, лечебной и профилактической
помощи; доступность необ­ходимых
лечебно-диагностических профилактических
ме­роприятий, в том числе лекарственной
помощи. Интерпре­тация понятий
позволяет установить, о чем и по каким
на­правлениям следует собирать
информацию.

Гипотеза
– это предположение, выдвигаемое для
объяснения каких-либо явлений, процессов,
фактов, кото­рые надо подтвердить или
опровергнуть. Хорошая гипо­теза должна
отвечать ряду требований:


быть проверяема полученным эмпирическим
мате­риалом;


не противоречить установленным ранее
научным фактам;


быть сформулированной просто, ясно и
четко.

Процедурный
раздел
программы включает в себя:


план исследования;


обоснование выборки;


определение методов сбора и анализа
полученной информации.

Рабочий
план исследования

содержит процедурные мероприятия,
связанные с качественным проведением
маркетингового исследования. Практика
показывает, что умело разработанный
план – хорошее подспорье для орга­низаторов:
он позволяет заранее точно определить
объем организационных и финансовых
затрат.

Невозможно
переоценить значение правильного
вы­бора людей для опроса. «Кого
спрашивать?» – второй по важности вопрос
для исследования после «Что спросить?».
Для решения этой задачи и служит выборка.
Для человека со стороны выборка
представляется предметом малопо­нятным,
полным тайн, трюков и подтасовок: «Как
может эта крошечная группа людей отражать
мнение всего насе­ления?» На этот
вопрос удачно ответил Д. Гэллап: «Если
хорошо помешать суп, повар возьмет на
пробу одну ложку и скажет, какой вкус у
всего горшка!».

Выборочное
исследование является более экономич­ным
и не менее надежным методом, хотя требует
более изощренной техники и методики.
Его основа – выборочная совокупность,
которая является уменьшенной копией
ге­неральной совокупности.

Генеральная
совокупность

– все население или та его часть, которую
исследователь намерен изучать. Так,
если объект – трудоспособное население
страны, то гене­ральная совокупность
включает всех женщин от 16 до 54 лет и всех
мужчин в возрасте от 16 до 59 лет.

Выборочная
совокупность

– часть генеральной со­вокупности,
отобранная по строгим правилам. Выборочная
совокупность включает тех людей, которых
исследователь опрашивает. Кого отнести
к генеральной совокупности, определяют
цели исследования, а кого включать в
выбо­рочную совокупность, решают
математические методы.

Главное
требование к выборке – репрезентативность,
т.е. представительность, воспроизводство
всех характери­стик и уменьшенная
копия генеральной совокупности, сво­его
рода микромодель. Например, если нужно
исследовать отношение студентов
медицинской академии к платному
образованию, то нет необходимости
опрашивать все три тысячи студентов.
Достаточно опросить 10%, т.е. 300 че­ловек,
но среди этих трехсот должны быть
представлены студенты старших и младших
курсов разных факультетов, обучающиеся
на бюджетной и контрактной основе и
т.д. Эти 300 должны быть своеобразной
моделью студентов академии.

Объем
выборки рассчитывается по довольно
слож­ным формулам, с использованием
теории вероятности, таблицы случайных
чисел и т.д. Как правило, он должен
составлять не менее 5-10% объема генеральной
совокупно­сти. В то же время при объеме
генеральной совокупности в десятки и
сотни тысяч людей объем выборки может
быть и менее 5% (не более 2-2,5 тысяч человек).
Чем меньше ге­неральная совокупность,
тем больше объем выборки. Если генеральная
совокупность составляет менее 500 единиц,
объем выборки – не менее 50%, а если речь
идет о 100 – 200 единицах, то проводят
сплошное исследование, т.е. опрашивают
всех. Последнее обстоятельство полезно
за­помнить. Иногда в социологических
исследованиях опра­шивают всю
генеральную совокупность, например
всех главных врачей, всех главных
медсестер города, всех па­циентов
какого-либо отделения и т.д.

Различают
выборки случайные (вероятностные) и
це­ленаправленные.

Случайная
выборка

связана с понятием статистиче­ской
вероятности, законом больших чисел в
математике. Рассмотрим основные методы
случайной выборки: метод собственно
случайного отбора, метод механической
вы­борки, серийной и гнездовой выборки.

1.
Метод собственно случайного отбора
.
Чтобы лучше понять его, обратимся к
примеру. В ящике три вида шаров: 200
красных, 300 черных и 500 белых. Необходимо
100 шаров отобрать, чтобы присутствовали
пропорцио­нально шары всех трех
цветов. Их доля в ящике (генераль­ной
совокупности) соответственно 20, 30 и 50%.
Надо ото­брать – 20 красных, 30 черных
и 50 белых. Для того чтобы у каждого шара
была равная вероятность быть отобран­ным,
надо шары тщательно перемешать и отбирать
откла­дывая шары трех цветов. Всего
100. Так и в социологиче­ском исследовании:
элементы (респонденты) пофамильно или
посредством кода заносятся на карточки,
перемеши­ваются тщательно (это очень
важно) и отбираются. Недос­татком
этого метода является то, что успешно
его можно применять только для генеральной
совокупности не более 800-1000 единиц. Для
больших генеральных совокупно­стей
больше подходит метод механической
выработки.

2.
Метод механической выборки
.
Все элементы ге­неральной совокупности
сводятся в единый список и через равные
интервалы отбирается соответствующее
число рес­пондентов. Шаг отбора (К)
рассчитывается по формуле К=N/n,
где N
– величина генеральной совокупности,
n
– величина выборочной совокупности.
Например, N
= 2000, n
= 200, при этом К
= 2000/200 = 10. Это значит, что из списка должна
быть отобрана каждая десятая единица.
Для отбора могут быть использованы
списки избирателей, за­писи в домовых
книгах, бланки учета в отделе кадров,
та­бели в отделениях больниц и
поликлиник.

3.
Метод серийной выборки

достаточно удобный и точный. Если
генеральную совокупность можно разбить
на однородные по заданному признаку
части, то отбор может быть из каждой
серии отдельно. Количество респондентов,
подлежащих отбору, рассчитывается по
формуле: К
с·n/N,
где с
– число единиц в серии, N
– величина гене­ральной совокупности,
n
– величина выборочной совокуп­ности.

Пример:
генеральная совокупность 2000 человек
включает в себя 300 врачей, 1000 медсестер
и 700 санита­рок. Выборочная совокупность
– 200. К1
= 300·200/2000 = = 30 врачей, К2
= 1000·200/2000 = 200 медицинских сестер, К3
= 700·200/2000 = 70 санитарок.

4.
Метод гнездовой выборки
относится
к числу часто применяемых на практике.
Отбор идет не отдельных респондентов,
а групп с последующим сплошным опросом
в отобранных группах. Например, из 200
групп студентов, в каждой из которых
занимается по 15 человек, может быть
отобрано на основе случайной выборки
30 групп. То­гда опросу подлежат 450
человек. Гнездовая выборка ре­презентативна,
если состав групп в максимальной степени
схож по основным демографическим
признакам респон­дентов.

Списки
или карточки в этом случае составляются
только для групп путем их нумерации. В
качестве отби­раемых для исследования
могут быть отделения в лечебно-профилактических
учреждениях, слушатели факультетов
усовершенствования врачей, группы
студентов, школьни­ков и другие
общности, представляющие собой целостный
объект с точки зрения исследования.

5.
Целенаправленная выборка
.
К
ней правила тео­рии вероятности не
применимы. Она осуществляется с по­мощью
следующих методов: стихийной выборки,
метода основного массива и метода квот.

6.
Примером
метода
стихийной выборки
служит
почтовый адрес читателей журнала или
газеты. Нельзя за­ранее определить
структуру массива респондентов,
воз­вративших анкеты. Вот почему
выводы исследования, как правило,
распространяются лишь на опрошенную
сово­купность.

7.
Метод основного массива

удобнее всего приме­нять в разведывательных
исследованиях для «зондажа» какого-нибудь
контрольного вопроса, например: удобно
или неудобно назначенное активистами
той или иной пар­тии время массовой
демонстрации. В таких случаях опра­шиваются
50-60% потенциальных участников демонстра­ции.

8.
Метод квотной выборки

наиболее точный, ши­роко применяемый
в опросах общественного мнения. Его
используют, когда до начала исследования
имеются стати­стические данные о
контрольных признаках элементов
ге­неральной совокупности. Все данные
о том или ином кон­трольном признаке
выступают в качестве квоты, а их от­дельные
числовые значения – параметров
квот
.
При квотной выборке респонденты
отбираются целенаправ­ленно, с
соблюдением параметров квот. Число
признаков, данные о которых выбираются
в качестве квот, как пра­вило, не
превышает четырех. Это связано с тем,
что при большем числе «фиксированных»
признаков отбор рес­пондентов
становится чрезмерно трудоемким. В
качестве квот чаще всего применяют
«уровень доходов», «уровень квалификации»,
«уровень образования».

Каковы
особенности выборки при проведении
социо­логических опросов в учреждениях
здравоохранения
?

Большой
интерес представляет изучение мнения
па­циентов медицинских учреждений.
При этом виде иссле­дования доминирует
личный опыт респондента в получе­нии
медицинской помощи, однако его пребывание
в учре­ждении здравоохранения является
сдерживающим факто­ром в получении
объективных оценок, что отражается на
результатах исследования. Поэтому
наиболее оптималь­ным является опрос
на дому лиц, выписанных из стацио­нара,
или получивших медицинскую помощь в
поликли­нических условиях. Также
широко используется ретро­спективный
опрос госпитализированных больных о
видах медицинской помощи, получаемых
ими на предыдущих этапах.

Распределение
объема выборки среди госпитализи­рованного
населения производится соответственно
струк­туре коечного фонда учреждений
здравоохранения. Выбор в качестве
респондентов госпитализированных
больных обоснован тем, что данная
категория пациентов имеет наи­большее
представление о работе всех основных
служб здравоохранения, более доступна
в организационном плане и
опрос ее обходится дешевле с точки
зрения матери­альных затрат.

В
учреждениях здравоохранения выборочная
сово­купность комплектуется из
пациентов в разрезе структур­ных
подразделений с учетом представительности
интере­сующих демографических и/или
социальных факторов.

Опрос
населения наиболее целесообразно
проводить в амбулаторно-поликлинических
учреждениях, стациона­рах и других
учреждениях здравоохранения. Связано
это не только с удобством проведения
социологического ис­следования, но
и с возможностью получения более
досто­верной информации на месте
оказания медицинской по­мощи.

В
стационарах социологическое исследование
можно проводить непосредственно в
палатах, в свободное от ди­агностических
и лечебных процедур время. Перед разда­чей
анкет респондентов необходимо
проинформировать о целях и важности
проводимого опроса, порядке заполне­ния
анкет, обратив внимание на анонимность
ответов.

Опрос
пациентов проводится одномоментно в
раз­личных отделениях в течение 1-2
дней. Необходимо сле­дить за тем, чтобы
на мнение пациентов не оказывалось
давление со стороны медицинских
работников и соседей по палате.

Аналогично
можно проводить опрос среди посетите­лей
поликлиник, например, среди пациентов,
ожидающих врача или проведения
лечебно-диагностических исследо­ваний
и процедур.

Для
получения достоверных данных при опросе
мед­работников следует учитывать
реальное соотношение вра­чебного и
среднего медперсонала. Минимальное
число ан­кет для анализа по одной
конкретной группе медработни­ков
должно быть не менее 30.

Опрос
руководителей медицинских учреждений
осуществляется сплошным методом. В
общем объеме вы­борки по медицинским
работникам доля руководителей учреждения
здравоохранения
должна быть не менее 20% .

Когда
выборка построена правильно, исследование
дает более точные результаты даже при
небольшом объ­еме. Но если она содержит
грубые ошибки, то и большой объем не
дает точных данных.

Классический
пример из истории изучения общест­венного
мнения в США: в первой трети двадцатого
века ведущую роль в организации опросов
общественного мне­ния играл литературный
журнал «Литерари дайджест», ко­торый
считал, что широта охвата населения
гарантирует достоверность результата
опросов. Но президентские вы­боры
1936 года показали несостоятельность
такой мето­дики. Разослав 10 миллионов
писем избирателям и обрабо­тав их,
журнал уверенно предсказал победу
республиканцу А. Лендону над демократом
Ф. Рузвельтом – 57% против 43%. В те же
дни никому не известный специалист по
изу­чению общественного мнения
Д. Гэллап, опросив всего несколько
сот избирателей, заявил, что успеха
добьется Ф. Рузвельт. И тот действительно
получил более 62% го­лосов. Д. Гэллап
за один день стал знаменитостью. Сего­дня
он – признанный основатель современных
методик по изуче­нию общественного
мнения.

Институт
Гэллапа, институт Харриса, институт
Янкеловича и другие опрашивают 1000-1500
человек, лишь изредка 5000. Необходимо
так отобрать их, чтобы опрос небольшой
группы людей действительно отражал
мнение всей страны.

В
чем была ошибка журнала? Авторы опроса
не учли неоднородность американского
общества, отправив письма по адресам
из телефонной книги и спискам владельцев
машин, т.е. получились люди со средним
достатком. Эта группа не являлась
репрезентативной для всего американ­ского
общества.

После
определения выборки наступает следующий
этап исследования – разработка анкеты
и проведение анке­тирования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий