Запомни глаголы-исключения!!!
К I спряжению относятся глаголы:
брить
стелить
Ко II спряжению относятся глаголы:
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.
Алгоритм определения спряжения глагола
Первый этап
1. Поставь глагол в форму 3 лица множественного числа.
2. Определи окончание:
* если окончание ударное, то запомни, что
окончание
ут (ют) ат (ят)
указывает на то, что перед тобой глагол
I спряжения II спряжения
* если окончание безударное, то переходи ко второму этапу.
Второй этап
1. Поставь глагол в неопределенную форму.
2. Определи суффикс, который стоит перед суффиксом –ть.
Запомни, что если перед –ть стоит
суффикс
-а-, -у-, -я-, -е-, -о- -и-
то перед тобой глагол
I спряжения II спряжения
Зная спряжение глагола, ты правильно напишешь его личное окончание!
У глаголов существуют такие личные окончания:
Число |
Лицо |
I спряжение |
II спряжение |
Единственное |
1 2 3 |
у (ю) ешь ет |
у (ю) ишь ит |
Множественное |
1 2 3 |
ем ете ут (ют) |
им ите ат (ят) |
Спряжение глагола — это изменение по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. Спряжение глагола — это постоянный признак слов этой части речи. Рассмотрим, как определить первое и второе спряжение глагола.
Спряжение — это изменение глагола
Глагол как самостоятельная часть речи обладает характерными признаками, одним из которых является спряжение.
Спряжение — это постоянный грамматический признак глагола.
Чтобы понять, что такое спряжение, обратимся к категории лица. Формы лица глаголов показывают, кем совершается или будет совершаться действие. У глаголов различают три лица:
1 лицо показывает, что действие совершает сам говорящий или говорящие:
я поливаю — мы поливаем
2 лицо обозначает, что действие принадлежит собеседнику (собеседникам):
ты поливаешь — вы поливаете
3 лицо показывает, что действие производит тот (те), о ком идет речь:
он (она) поливает — они поливают.
Это изменение глагола по лица и числам и называется термином «спряжение».
Определение
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам.
Глаголы спрягаются в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. В прошедшем времени слова этой части речи изменяются только по родам.
Ι и ΙΙ спряжение глаголов
В русском языке у глаголов различают первое и второе спряжение. Грамматические формы глаголов первого и второго спряжения отличаются личными окончаниями.
Спряжение глагола выражается совокупностью личных окончаний глаголов несовершенного вида в настоящем времени, а глаголов совершенного вида в будущем времени.
Глаголы первого и второго спряжения имеют характерные окончания, представленные в таблице:
I спряжение | II спряжение | |||
---|---|---|---|---|
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1 лицо | -у/-ю | -ем | -у/-ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут/-ют | -ит | -ат/-ят |
Окончания у глаголов, как и у слов других частей речи, могут быть ударными и безударными. Чтобы безошибочно написать безударные личные окончания глагола, следует сначала определить его спряжение.
Как определить спряжение глагола?
Если глагол имеет ударные личные окончания, то спряжение определяется по ударной гласной в окончании.
Например, понаблюдаем за изменением глагола «шуметь»
- 1 лицо я шумлю́ — мы шуми́м
- 2 лицо ты шуми́шь — вы шуми́те
- 3 лицо он шуми́т — они шумя́т.
Несомненно, что это слово имеет типичные ударные окончания глагола второго спряжения. Следовательно, чтобы определить спряжение глагола с ударными личными окончаниями, следует образовать хотя бы одну его форму:
- принести — ты принесёшь (I спр.);
- поспать — вы поспи́те (II спр.)
Чаще в русском языке глаголы имеют безударные личные окончания. Тогда, чтобы определить спряжение, обращаемся к начальной форме глагола — инфинитиву.
Глаголы распределяются по двум типам спряжения в зависимости от суффикса, который находится перед окончанием -ть.
Глаголы Ι спряжения
Глаголы Ι спряжения объединяют слова с суффиксами:
- -а-ть — кататься, прощать, плакать;
- -я-ть — оставлять, сеять, повеять;
- -о-ть — колоть, выполоть, бороться;
- -е-ть — выздороветь, плесневеть, заиндеветь;
- -ну-ть — топнуть, спрыгнуть, стукнуть.
К этому перечню добавим глаголы-исключения «брить», «стелить», «зиждиться».
Глаголы ΙΙ спряжения
К глаголам ΙΙ спряжения относятся все слова с конечным -и-ть, кроме «брить», «стелить», «зиждиться»:
- изменить
- беспокоить
- уронить
Понаблюдаем, как изменяется глагол совершенного вида «уронить». Это слово имеет формы простого будущего времени с личными окончаниями:
- 1 лицо я уроню́ — мы уро́ним
- 2 лицо ты уро́нишь — вы уро́ните
- 3 лицо он уро́нит — они уро́нят.
Ко 2-му спряжению принадлежат 4 глагола-исключения на -ать и 7 глаголов на -еть:
- дышать, слышать, гнать, держать;
- смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть.
Чтобы запомнить эти слова, воспользуемся стихами-подсказками.
Разноспрягаемые глаголы
В русском языке часть глаголов имеют окончания как Ι, так и ΙΙ спряжения. Такие глаголы называют разноспрягаемыми.
Глагол «хотеть» изменяется в единственном числе по типу 1-го спряжения, а во множественном числе как глагол 2-го спряжения.
Глагол «бежать» имеет окончания ΙΙ спряжения, кроме формы 3 лица множественного числа как у глаголов Ι спряжения.
- 1 лицо я бегу — мы бежим
- 2 лицо ты бежишь — вы бежите
- 3 лицо он бежит — они бегут
Алгоритм определения спряжения глагола
Определяя спряжение глагола, учитываем, что наличие приставок в составе производных слов не меняет их спряжения:
- стелить (Ι спр.) — расстелить, перестелить, застелить, устелить (Ι спр.);
- гнать (ΙΙ спр. ) — выгнать, догнать, перегнать, загнать, отогнать (ΙΙ спр.)
У возвратных глаголов то же спряжение, что и у однокоренных невозвратных:
- прощать (Ι спр.) — прощаться (Ι спр.);
- возвратить (ΙΙ спр.) — возвратиться (ΙΙ спр.);
Чтобы правильно написать безударные окончания глаголов в форме настоящего или будущего времени, используем следующий алгоритм:
- ставим глагол в неопределенную форму;
- смотрим, какой буквой обозначен суффикс перед окончанием -ть;
- определяем Ι или ΙΙ спряжение, учитывая глаголы-исключения.
Примеры
Пи́ш…те сообщение.
Начальная форма «писать» имеет суффикс -а-. Это не глагол-исключение. Значит, «писать» — глагол Ι спряжения. Выберем букву «е» в личном окончании слова «пи́шете».
Обид…шься на неё.
Начальная форма «обидеться» восходит к глаголу «обидеть», который является исключением. Несмотря на конечное буквосочетание —еть, это глагол ΙΙ спряжения. Правильно пишем слово «оби́дишься» с буквой «и» в окончании.
Тест
В начальной школе дети знакомятся с основными самостоятельными частями речи. Это имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения и глагол. Глагол из них самая трудная для понимания часть речи.
Особенно много ошибок допускается при определении спряжения. От спряжения зависит правильное грамотное написание личных безударных окончаний глаголов.
Усвоить эту орфограмму нужно обязательно. Без глаголов не обходится ни одна письменная работа.
Содержание:
- Глагол как часть речи.
- Неопределенная форма глагола.
- Как правильно находить неопределенную форму?
- Что такое спряжение?
- Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
- Личные окончания глаголов I и II спряжения.
- Ударные и безударные личные окончания глаголов.
- Алгоритм определения спряжения глаголов.
- Глаголы-исключения.
- Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени? Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
- Алгоритм написания личных окончаний глаголов.
- Разноспрягаемые глаголы.
Глагол как часть речи
Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать? что делает? что сделает? Что будет делать?
Глагол изменяется по числам и временам.
Единственное и множественное число: читал — читали.
Настоящее время (есть сейчас): читает, читают.
Прошедшее время (уже было): читал, читали.
Будущее время (еще будет): будет читать, будут читать.
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (начальная форма) глагола или инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и оканчивается на ть, чь, ти.
Думать, убежать, нести, беречь.
Инфинитив может иметь на конце суффикс (постфикс) -ся(-сь):
расчесаться, нестись, уберечься.
В неопределенной форме глагол не имеет ни числа, ни рода, ни времени.
Как правильно находить неопределенную форму?
- Поставь вопрос к глаголу.
- Не меняя первой буквы в вопросе, переведи глагол в неопределенную форму.
Читал — что делал? — что делать? — читать (несовершенный вид)
Прочитал — что сделал? — что сделать? — прочитать (совершенный вид)
Очень важно следовать данному правилу, чтобы избежать ошибки в определении спряжения глаголов. Это позволит исключить замену глагола несовершенного вида на похожий глагол совершенного вида и наоборот.
Например: обучать — обучить, бросать — бросить и др.
Что такое спряжение?
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.
Проспрягать глагол — это значит изменить его по лицам и числам.
Личными окончаниями называют окончания настоящего и будущего времени.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед.ч.) и числам.
Он думал, она думала, оно думало, они думали.
Личные окончания глаголов I и II спряжения
В русском языке два спряжения.
К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
Алгоритм определения спряжения глаголов
Сначала посмотрите внимательно на эту таблицу-алгоритм. Далее разберем все подробно.
У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определяется по личным окончаниям.
У глаголов с безударным личным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме или по 3 лицу множественного числа (не всегда удобно).
Разберем с примерами.
Еще раз. Чтобы определить спряжение глагола и правильно написать окончание, необходимо определить ударное или безударное личное окончание глагола.
Для этого ставим глагол в любую форму, кроме первого лица единственного числа.
Например: писать — пи́шем, пи́шете; лететь — лети́м, лети́те.
Если окончания безударные, то смотрим на неопределенную форму глагола.
Если она оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения.
По́мнить — по́мним — по́мните.
Ме́рить — ме́рим — ме́рите.
Ве́рить — ве́рим — ве́рите.
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Думать — ду́маешь — думаем.
Со́хнуть — со́хнешь, со́хнем.
Писать — пи́шешь — пи́шете.
Искать — и́щешь — и́щете.
Если личные окончания ударные, то на инфинитив не смотрим. Спряжение определяем по личным окончаниям.
Можно заметить, что в первом спряжении «преобладает» буква «Е», во втором — «И».
Например:
- Лететь — лети́м, лети́те, летя́т.
- Спать — спим, спи́те, спят.
- Гореть — вы гори́те — они горя́т.
- Кричать — кричи́те — крича́т.
Это глаголы II спряжения.
- Пить — пьёшь, пьёте, пьют.
- Жить — живёшь, живу́т.
- Лить — льёшь, льют.
Это глаголы I спряжения.
При определении спряжения следует помнить, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок. Тоже правило распространяется и на постфиксы ся, сь.
Но есть еще глаголы-исключения, которые нужно помнить.
Глаголы-исключения
Ко II спряжению относятся:
-
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить.
-
Четыре глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.
-
Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, видеть, смотреть.
К I спряжению относятся:
-
Все остальные глаголы. Это большинство глаголов на -ать, -еть, -ять, -ыть, -оть, -уть.
-
Два глагола на -ить — брить, стелить.
Глаголы на -ять лучше запомнить.
Всё пиши, как припаять —
Сеять, веять и лелеять,
Таять, лаять, хаять, блеять,
Чуять, каяться, затеять
И надеяться, и реять,
Маяться, но не отчаяться.
Запомни! Глаголы на –ять (I спр.) |
|
Всё пиши, как припаять — Сеять, веять и лелеять, Таять, лаять, хаять, блеять, Чуять, каяться, затеять И надеяться, и реять, Маяться, но не отчаяться. |
|
Наст. и буд. вр. Прош. вр. |
она чует, они надеются, вы затеете, мы лелеем, ты маешься, он тает лаяла , таял, сеял, затеяли, отчаялись |
Но: строить, клеить, усвоить, драить (II спр.) Строим, строят; клеишь, клеите, усвоит, усвоят Строили, клеила, усвоили, драил. |
Спряжение глаголов таблица с исключениями
Может быть кому-нибудь удобно будет пользоваться вот такой памяткой.
Памятка определения спряжения глаголов
Как определить спряжение глаголов в прошедшем времени?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в неопределенной форме?
Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.
Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?
Например:
Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.
Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:
Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.
Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Ставим глагол в начальную форму – задержаться.
Отделяем приставку и постфикс –держать.
Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.
Значит глагол задержался – II спряжения.
Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.
Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.
Начальная форма – заучить.
Отделяем приставку – учить.
Глагол учить исключением не является.
Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.
Значит глагол заучите – II спряжения.
!!!Научиться определять спряжение глаголов необходимо для того, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов.
Это трудная орфограмма, которая требует знание алгоритма и практической тренировки.
Можно также пользовать следующим алгоритмом определения спряжения глагола.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов
- Нахожу глагол с безударным окончанием.
- Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
- Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
- Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму.
- Смотрю, на что она заканчивается.
- Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
- Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.
Можно рассуждать так:
Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.
Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.
Что такое разноспрягаемые глаголы?
Это те глаголы, у которых окончания и первого, и второго спряжения.
Наиболее распространённые: хотеть, бежать, дать, брезжить, блестеть, есть (в значении «питаться»).
Хотеть — хочу́, хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те, хотя́т.
В единственном числе — окончания первого спряжения, а во множественном — второго.
Есть — ем, ешь, ест, еди́м, еди́те, едя́т.
Дать — дам, дашь, даст, дади́м, дади́те, даду́т.
Бежать — бегу́, бежи́шь, бежи́т, бежи́м, бежи́те, бегу́т. В повелительном наклонении — беги́(те)
Например:
Деревенские ребятишки весёлой гурьбой перебежали на согретую солнцем полянку.
Определяем спряжение глагола.
1. Перебежали – глагол в форме прошедшего времени, множественного числа.
2. Перебегу′т – 3 л. мн. ч. Личное окончание ударное. Отбрасываем приставку: бегу′т.
Бегут – форма разноспрягаемого глагола бежать.
Значит перебежали – разноспрягаемый глагол.
Карточки спряжение глаголов 4 класс
Карточка 1
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Напиш_т ручкой, мы начерт…_м , они леч_т, наступа…_ весна, вы обижа_е, вы реша_те, ты подежур_шь, мы дыш_м, ты не догон_шь, маш_т рукой, ты ласка_ш_ся, ты вздыха_шь, ты выуч_шь, друзья не посмотр_т, ты постира_шь, мы не повер_м, вы готов_те, он подбира_т, они глад_т, мы увид_м, ты дыш_шь.
Карточка 2
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Стрекоч_т в поле, ты гуля_ш_, запиш_м в тетради, рассыпа_т по столу, бега_т по дорожке, выгруз_те из машины, дума_т на уроке, замороз_м в морозильнике, ты крас_ш_ся ярко, свет_т солнце, мы засе_м поле, он обид_лся на папу, попрыга_шь на улице, вы услыш_те звон, зна_те правило, смотр_т в окно, он верт_тся на уроке, они увид_т этот фильм, поигра_м в мяч, ты побре_шься.
Карточка 3
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы.
Зеленее_т в лесу, она держ_тся, пиш_т в тетради, полива_т цветы, чернее_т в поле, мы вид_м, корм_т птиц, она завис_т, ход_т в школу, ты посмотр_ш_, ищ_т одежду, дела_шь уроки, замеча_шь ошибку, гон_т стаю туч, стон_т от боли, маш_т рукой, встрет_ш_ друга, ты жале_ш_ о случившемся.
Карточка 4
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Вер_ш_ , леч_ш_ся, он зябн_т, вы обижа_т, он мороз_т, они хохоч_т, они слыш_т, она купа_тся, мечта_ш_ , дежур_ш_, оно свет_т, он гон_т, они уч_т, мы люб_м, готов_ш_, воз_ш_ся, он ро_т, вы руб_т, он кол_т, они дремл_т, они стел_т, она гоня_тся, гон_ш_ , пряч_ш_, оно се_т, он держ_т, они суш_т, мы гас_м.
Карточка 5
Вставь пропущенные буквы. Определи лицо и спряжение глаголов.
Догон_ш_, гре_ш_ся, он смотр_т, вы броса_т, он глад_т, они бормоч_т, они верт_т, она улыба_тся, куша_ш_, вздыха_ш_, оно гре_т, он стон_т, они леч_т, мы вер_м, собира_ш_, согре_ш_ся, он нос_т, вы постукива_т, он маш_т, они пляш_т, они терп_т, она стара_тся, держ_ш_ , пил_ш_, оно мел_т, мы стон_м, они сол_т, мы вер_м.
Карточка 6
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
Вет_р крут_т_ся в в_рху_ках д_рев__в. Рокоч_т гром. Хлещ_т дож_ь. Мы пробу_м укрыт_ся п_д стар_й ол_хой, приж_ма_мся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терп_м капризы пр_роды. Дож_ь моч_т нас и здес_. Молния на мгновенье _заря_т всё. И снова н_ступа_т т_мн_та. Бли_ко от нас в дер_в_ п_п_да_т молния. Мы п_к_да_м убежище и плута_м до ра__вета. Утр_ з_ст_ёт нас на вых_де из леса.
Карточка 7
Вставь пропущенные буквы. Определи спряжение всех глаголов.
- МЫ стро..м, реша..м, раска..мся, дыш..м, вид..м, стро..м, гоня..м, кле..м.
- ВЫ гон..те, вид..те, завис..те, растае..е, стел..те, управля..те, ед..те, дремл..те, ла..те, трепещ..те, вид..те.
- ОНИ бор..тся, почу..т, кле..т, стел..тся, выправ..т, ропщ..т, выдержива..т, леч..т, дыш..т, пляш..т, дремл..т, плач..т, пол..т.
- ОН кол..т, грохоч..т, бор..тся, ре..т, увид..т, бормоч..т, ищ..т, постел..т.
Надеюсь, что данная статья помогла вам разобраться в этой сложной орфограмме, научиться верно определять спряжение глаголов и грамотно писать безударные глагольные окончания.
С уважением, Ольга Наумова
Сайт НАУМЁНОК
Также рекомендую:
Карточки с заданиями по русскому языку для 4 класса
ВПР УДАРЕНИЕ
Диктанты для подготовки к ВПР 4 класс
Синтаксический разбор предложения
В помощь в учёбе:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
План
урока по русскому языку
Тема: Значение глагола в речи
Цель:
– познакомить с частью речи
– глаголом, его отличительными признаками.
– развивать познавательный
интерес, избирательность внимания, память, мышление
– воспитывать
трудолюбие, аккуратность, интерес к урокам письма
Раздел: ЧАСТИ РЕЧИ
– 39 часов
№ урока:18, 15.03.2023,
2 класс
Оборудование: доска,
тетрадь, учебник, презентация, карточка
Ход
урока
1. Мотивационный
этап: проверяю
готовность к уроку
2. Актуализация
опорных знаний:
Минутка
чистописания: Аркадий, оценка
3.ОНЗ
Целеполагание
Прочитайте слова и подумайте, какая это
буква.
Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь.
– Посмотрите
на слова. Найдите лишнее.
– Почему
оно лишнее?
– Как
определили, что эти слова – существительные?
–
Что вы знаете об имени существительном?
·
Что оно обозначает?
·
На какие вопросы отвечает?
·
Какие бывают существительные?
·
Назовите одушевлённые имена существительные.
На
какие две группы можем их разделить?
(
имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)
–
Слово лететь можно назвать существительным? Почему?
–
А какая это часть речи?
На
какой вопрос отвечает?
–
Что обозначает?
–
А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
–
Зачем они нам нужны?
–
Оживите текст
Весна.
Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.
–
О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему и цели урока.
Работа по теме
урока
– Глагол – это
часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи
такое название?
Оказывается,
в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая
обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает,
«глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать
Работа по
учебнику стр.68 – знакомство с правилом
Работа по
учебнику с.68 упр.116
–
Рассмотрите рисунки.
Что
делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ,
ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
–
На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО
ДЕЛАЕТ?
–
К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята,
давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»
–
А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали определение?
Дети
читают правило в учебнике.
-Составим
предложение по любому рисунку.
(ДЕТИ
СОСТАВЛЯЮТ)
-Давайте
запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Мальчик
моет посуду.)
-Какой
частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой
частью речи выражено сказуемое? (гл.)
Первичное
закрепление
1) –
Как распознать глаголы в речи?
–
Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?
–
Сейчас мы его составим.
1.
Поставить к слову вопрос
2.
Узнать, что оно обозначает
3.
Определить часть речи
2)
Самостоятельная работа.
На
экране напечатано стихотворение:
–
Прочитайте стихотворение.
Тают
сугробы.
Утихли
метели.
В
садовую рощу
Грачи
прилетели.
-Найдите
глаголы и надпишите их.
4.Итог
урока
–
Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?
–
Стали вы мудрее? В чём?
–
Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
–
Что было трудным на уроке?
–
Что было интересным на уроке?
–
Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы
узнать?
Знакомство
с глаголом мы продолжим на следующих уроках.
Домашнее
задание. Стр.69 упр.119
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 4. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 5. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 6. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 7. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 8. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 9. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 10. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 11. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 12. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 13. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 14. |
Алгоритм 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 15. |
Алгоритм определения числа глагола
Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Спряжение глагола определяется по:
- форме 3-го лица множественного числа (если окончание ударное);
- по неопределённой форме глагола (если окончание в форме 3-го лица множественного числа безударное).
Ко II спряжению относятся:
К I спряжению относятся:
- все глаголы на -итъ, кроме брить, стелить, зиждиться ;
- семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть
и образованные от них с помощью приставок: рассмотреть, подсмотреть, увидеть, возненавидеть, вытерпеть и т. д.; - четыре глагола на -ать: гнать, держать,слышать, дышать
и образованные от них с помощью приставок и постфикса -ся(-сь): пригнать, задержать, услышать, подышать, задержаться, гнаться и др.
- все остальные глаголы (на -оть, -атъ, -ять и др.)
- три глагола на -итъ: стелить,брить, зиждиться .
11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.
К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:
- Чтобы определить спряжение глагола, надо вначале узнать: ударным или безударным является его личное окончание. Именно с этого начинается алгоритм определения спряжения глагола! Подробнее в конспекте «Правописание личных окончаний глаголов».
- В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению..
- К I спряжению также относятся еще несколько глаголов на -ить: почить, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованные от них. В основном из-за того, что личное окончание в 3 лице является ударным: бьёт, бьют.
- Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -еть: блестеть, болеть (о части тела, например, болит нога), велеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, сопеть, тарахтеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них);
- Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -ать: бежать (кроме бегу, бегут), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
- Ко II спряжению относятся некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться, состояться.
I и II спряжения глаголов. Личные окончания
Лицо
I спряжение
II спряжение
Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.
Единственное число
Множественное число
Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).
Единственное число
Множественное число
Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!
- веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
- клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.
Различайте глаголы!
Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола». Выберите следующее действие:
Уроки русского: как определить лицо у глагола
Письменная речь всегда вызывала и будет вызывать намного больше затруднений, чем устная, потому что русский язык содержит очень мало слов, одинаковых при письме и говорении. Одна из проблем письменной речи, часто встающая перед школьниками и студентами, – как определить лицо глагола. Для того чтобы сделать это быстро и правильно, существует немало рекомендаций и примеров.
Что такое лицо глагола
Решая проблему, что такое лицо глагола, важно учитывать, что эта грамматическая категория относится к числу его непостоянных признаков. Она позволяет определить, кто осуществляет действие и каково число участников речи.
Лицо и число являются изменяемыми грамматическими категориями, служащими для образования форм слова.
Умение определять этот признак необходимо для проведения морфологического разбора, в котором обязательно точное знание постоянных и непостоянных признаков данной части речи.
А также оно может понадобиться для орфографически правильного записывания текста.
Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.
Свойственна она следующим формам:
- повелительное наклонение,
- изъявительное наклонение будущего времени,
- изъявительное наклонение настоящего времени.
Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.
Это интересно! Что такое деепричастие как часть речи
Таблица лиц глагола в русском языке
У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.
Разобраться в этих значениях поможет таблица:
я найду клад, я читаю роман.
мы дышим воздухом, мы читаем роман.
ты найдешь клад, ты купишь конфет.
вы рассказываете, вы купите пирожных.
он найдет клад, она идет в школу.
они идут в театр, они получат приз.
Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).
Как узнать лицо?
Определение лица глаголов настоящего и будущего времени становится простой задачей, если следовать несложным рекомендациям. Лучше всего эти советы запомнить.
Данный признак можно определить по вопросу:
- Что делаю/что сделаю? (рисую/нарисую) Что делаем/что сделаем? (рисуем/нарисуем) – говорит о принадлежности слова к 1 л.,
- Что делаешь/что сделаешь? (рисуешь/нарисуешь) Что делаете/что сделаете? (рисуете/нарисуете) – на такие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа,
- Что делает/что сделает? (рисует/нарисует) – вопросы 3 л. единственного числа. У 3 лица множественного числа вопросы что делают/что сделают? (рисуют/нарисуют).
Простейший способ – подстановка личных местоимений. Местоимения подбираются подходящие по смыслу, их список надо выучить наизусть:
- 1л.: если к действиям подходят местоимения я, мы (я лежу, мы лежим),
- 2 л.: если подходят ты, вы (ты лежишь, вы лежите),
- 3 л.: если подходят он, он, оно, они (он лежит, они лежат).
Формальные признаки – личные окончания слов:
Ед. ч. | Мн. ч. |
1 л. | |
2 л. | |
3 л. |
Такую табличку лучше начертить на отдельном листе как шаблон. Подобрать свои примеры, по которым информация об окончаниях хорошо запомнится, и пользоваться ею при выполнении задания.
- Важно запомнить, что лицо у слова, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, определять не требуется. То же самое относится к инфинитиву – неопределенной форме.
- Применять все способы лучше до тех пор, пока определение грамматической категории не станет простой задачей. Затем можно выбрать один понравившийся метод. При возникновении затруднений проверять себя следует по хорошо всем знакомым способам определения лица глагола в настоящем и будущем времени.
Подобная грамматическая категория у глагола прошедшего времени отсутствует. Определить ее у такого слова возможно только в контексте, но, как правило, эта информация не несет никакой ценности.
Объяснить явление можно следующим образом: лица единственного числа и множественного всех форм совпадают. Например: кушал (ед.ч.) – так можно сказать в отношение всех трех форм: я кушал, ты кушал, он кушал. Точно так же обстоит дело со множественным числом. Так, форма 3 л. множественного числа совпадает с формами 1 л. и 2 л. в том же числе: они кушали – мы кушали, вы кушали.
Поэтому в морфологическом анализе у глагола, обозначающего действие, совершенное в прошедшем времени, это значение опускается.
Это интересно! Что обозначает и на какие вопросы отвечает наречие
Алгоритм определения лица
Перед тем как определить лицо глагола, придется повторить рекомендации и воспользоваться специальным алгоритмом.
Последовательность действий будет следующей:
- Выписать слово для выполнения задания.
- Определить его время. Настоящее или будущее – проводим дальнейший анализ.
- Подобрать местоимение, которое подходит по смыслу. Узнать или вспомнить его личную принадлежность – эти категории у слов обеих частей речи совпадают. Например, если к слову приходи подходит ты (местоимение 2 л. единственного числа) – то у глагола приходи будет тоже 2 л.
- Задать вопрос, при его помощи установить значение данной категории.
- Выделить окончание – формальный признак. Кстати, этот способ является самым надежным. По таблице окончаний глаголов можно определить личную принадлежность.
Определение лица возвратного глагола
Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.
Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.
Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:
- Выписать его вместе с примыкающим к нему местоимением или существительным.
- Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.
Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.), прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».
Полезное видео: Лицо и числа глаголов
Вывод
Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.
[spoiler title=”источники:”]
https://tvercult.ru/literatura/uroki-russkogo-kak-opredelit-litso-u-glagola
[/spoiler]