- Метод свободных ассоциаций как прием для развития мышления и памяти на уроках в школе
- Прием “Бег ассоциаций” на уроке: описание приема, работа с приемом на уроке, примеры использования технологии на разных уроках
- Прием «Непрерывная шкала мыслей», или «Бесконечная цепочка». Как использовать прием на уроке: советы, рекомендации, примеры использования
Применения метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека могут быть сугубо индивидуальными, ребята не боятся ошибиться и чувствуют себя свободно, проявляют значительную активность на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация в обучении.
Значительным фактором, влияющим на эффективность применения ассоциативного метода в учебной деятельности, является эмоциональность учителя — его мимика, жесты, выразительность речи. Важно помнить, что нельзя детям навязывать своих ассоциаций. Любая работа должна иметь определенную цель, активизировать познавательную деятельность и проводиться систематически.
Ассоциативный метод может применяться на уроке, как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. В некоторых случаях учитель может оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы.
На стадии вызова учащиеся предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксируются учителем на доске. Нет ничего страшного, если некоторое количество ассоциаций не будет иметь логического объяснения. Стоит помнить, что основной целью применения данной техники является вызов интереса к теме урока, усиление механизмов памяти. После изучения темы рекомендуется вернуться к ним и проанализировать, выделив из них субъективные и объективные.
Например, на уроке биологии происходит знакомство с миром растений. Учитель объявляет тему занятия и просит детей назвать свои ассоциации со словом «Растения». Ученики говорят: жизнь, трава, цветы, деревья, кусты, огород, овощи, фрукты, ягоды, горшок, весна, лето, зеленый. Можно зафиксировать все понятия или только те, которые действительно имеют значение для изучения темы. Во втором случае детям необходимо объяснить, что в данном случае нет ошибочных мнений, но так как слов слишком много, записаны будут только те, которые понадобятся на данном уроке. Основываясь на полученной схеме, учитель рассказывает о жизненных формах и их видах – деревьях, кустарниках, кустарничках и травах.
Наиболее широко метод ассоциаций используется для лучшего запоминания материала.
Можно выделить несколько упражнений.
Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает учитель), или заполнение осознанно допущенных пробелов.
Например, на уроке географии, при изучении темы: «Горы», учитель предлагает выстроить ассоциативную цепочку от основного понятия. В работе могут принимать участие все желающие, называя по одному слову. В каждом случае результат будет индивидуальным, конечное слово может оказаться совершенно неожиданным.
Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы.
Горы — альпинизм — спорт — сила –— мужество.
Вторым упражнением с применением ассоциативного метода является символизация. Суть его заключается в том, что ребята, посредством цвета, знаков и символов изображают отдельные элементы учебного материала.
На уроке литературы, например, учитель может предложить выразить настроение произведение, характер и поведение отдельных героев, специфику событий.
Наиболее широко распространен прием ассоциативного запоминания, основанный на образности мышления.
Например, на уроках русского языка, данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Орфограмма представляется в виде яркого образа. При произношении слова «лимон», у ребят возникает ассоциация с чем-то кислым и их губы растягиваются, невольно произнося звук «и». Или запоминая слово «хорошо» можно хором проговаривать: «хорошо поет хор».
Также лучшему запоминанию словарных слов способствует использование наглядных опорных карт, где орфограмма изображается в виде любого запоминающегося изображения, например, буква «О» может быть солнышком или забавным смайликом. Подобные карты сначала предлагаются учителем, впоследствии дети изготавливают их сами, используя свои ассоциации.
Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует лучшему запоминанию материала.
Ассоциативный ряд – это набор каких-то элементов, понятий, которые связаны между собой каким-то общим признаком. Упоминая один элемент, в памяти всплывает другой. Именно эта способность мозга устанавливать связи между предметами, явлениями позволяет создавать сновидения, предчувствия, ностальгию.
Ассоциативный ряд стал инструментом в разных гуманитарных областях. Он используется в психологии, педагогике и даже эзотерике. С помощью ассоциативных рядов можно развивать память, мышление, интеллект, способность к самоанализу, а так же разгадывать собственные сны.
Развитие интеллекта и мышления
Фото Wolfgang Hasselmann on Unsplash
Ассоциативный ряд часто используется в тестах интеллекта. Некоторые задания предполагают работ с ассоциациями. Выполняя тестовые задания, ты можешь узнать о развитии логики и эрудированности у себя. Чем натренированнее мышление, тем быстрее ты находишь ассоциативные связи между предметами, явлениями.
Детей этому учат ещё в дошкольном возрасте. Это простые игры в ассоциации, когда нужно объединить 2-3 предмета по общему признаку. Например, к солнышку можно присоединить море и песок. Или шнурки к ботинкам. Это самые простые и очевидные ассоциативные ряды.
Ассоциации – это то, что человек усваивает с опытом, чему научается. Каждый ребёнок впитывает основные способы проводить ассоциативные ряды. Кстати, при диагностике шизофрении используется тест на ассоциации. Больные шизофренией не обнаруживают ассоциативных связей между предметами, либо видят ассоциации, далеко не очевидные и косвенные.
Решение различных интеллектуальных задач на ассоциации позволить тренировать мышление. Ты легко можешь найти сборники задач или интернет-ресурсы для тренировки ассоциативного мышления.
Метод ассоциаций
Ассоциативный ряд в психологии
Метод ассоциативного ряда используется в разных психологических школах и направлениях: НЛП, гештальт психология, арт-терапия, психоанализ. Как видишь, без ассоциаций просто не обходится ни один психолог.
Такое направление, как НЛП (нейро-лингвистическое программирование) использует метод ассоциаций, чтобы закрепить какие-то важные навыки или процессы. Например, есть техника «якорь». Она используется для того, чтобы в памяти закрепилось что-то важное.
Например, ты хочешь заработать определённую сумму на новую машину. Эта цель заряжает энергией и не отпускает тебя. Для того, чтобы помочь мозгу «настроиться» на нужную цель, метод якоря включает ассоциации. Нужно представить, что ты уже добилась своей цели и едешь за рулём своей мечты. Представь ярко и подробно, что ты в этот момент чувствуешь, думаешь? Что происходит вокруг тебя: как пахнет новый салон автомобиля, какая музыка играет, или, может быть, ты едешь мимо набережной? Какие запахи и звуки окружают тебя? Какие картинки, образы ты представляешь, когда думаешь о своей мечте?
Подробно описав свою мечту в реальном воплощении, выдели в этой картинке главные акценты. И придумай для них «якоря». Возможно, это будут какие-то символы, которые ты нарисуешь на маленьком листочке и положишь везде: в кошельке, в письменном столе, даже на полке холодильника. Важно, чтобы твой взгляд неожиданно натыкался на якорь, связанный с твоей мечтой. Так, мозг постоянно будет получать сигнал, ассоциативно связанный с целью. Это позволит даже бессознательными механизмами проложить пут ьк мечте.
В качестве якоря можно использовать нарисованные символы, маленькие предметы, что угодно, главное – это должно напоминать о твоей цели.
Как это работает?
В гештальт психологии ассоциации используются в работе с проблемными ситуациями человека. Например, неприятные симптомы в теле. Когда человека мучают, например, частые головные боли или спазмы в желудке. Понятно, что тело о чём-то «сигнализирует», но смысл симптома не очевиден.
В этом поможет работа через ассоциативный ряд. С помощью специальных вопросов ты можешь понять любой симптом своего тела:
- Опиши подробно симптом, какие ты испытываешь ощущения?
- На что похожи эти ощущения?
- Представь симптом в виде образа, какой он? Опиши форму, цвет, размер, структуру, температуру этого образа/предмета/явления. Рассмотри образ очень подробно, дай ему раскрыться.
- Представь, что этот образ живой. Что он тебе говорит? Прислушайся, присмотрись к нему. Для чего он пришёл в твоё тело, какое сообщение он для тебя приготовил?
Очень важно в работе с образом дать свободно течь ассоциациям, не опираясь на логику. Тогда ты сможешь прочесть язык твоего собственного тела. Конечно, есть много научной литературы по психосоматике и ты можешь почитать готовые ассоциации. Но язык твоего тела может отличаться. Ведь каждый человек в течении жизни усваивает индивидуальный, уникальный набор ассоциаций. Есть общие ассоциативные ряды, но они имеют уникальные нюансы.
Среди популярной психологии в изучении телесных ассоциаций известны Лиз Бурбо и Луиза Хей. Ты можешь почитать их книги, ты найдёшь там много интересного.
Арт-терапия и ассоциативный ряд
Арт-терапия прочнее всего связана с работой ассоциативных рядов. Любой арт-терапевтический метод опирается именно на этот механизм – ассоциации. Возьмём тот же пример – телесный симптом.
Арт-терапевт предложил бы тебе вылепить из пластилина, глины или теста какой-то образ, на что похож твой симптом. И ты идёшь от ощущений в теле, от мыслей о симптоме, через ассоциативный ряд создаёшь что-то, что можешь потрогать руками.
Другой вариант – рисунок. Ты можешь изобразить свои ассоциации на бумаге. Никакой логики, только ощущения цвета, непроизвольные линии, узоры. Только через интуицию. И вот на бумаге родится твой собственный, уникальный ассоциативный ряд.
Отдельный инструмент арт-терапии, работающий через ассоциативный ряд – карты. Они так и называются – метафорические ассоциативные карты, МАК. Это готовые рисунки на небольших картах, созданные арт-терапевтами. Каждый образ, картинка продуманы так, чтобы вызвать определённые ассоциации по какой-то теме.
Это очень удобно – ничего не нужно рисовать, только лишь сформулировать вопрос. Даже если ты не глядя вытащишь карту, ты найдёшь в ней ответ именно на твой вопрос. Потому, что твоё внимание будет выделять только те ассоциации, которые актуальны для тебя. На одну и ту же карту два разных человека могут дать разный ассоциативный ряд.
Психоанализ – так же опирается на ассоциативное мышление. Психоаналитик анализирует свободный поток ассоциаций человека, выделяя в них что-то общее. Так, постепенно вырисовывается основная трудность человека, то, что мешает ему жить. Или чувства и мысли, которые он подавляет. Через ассоциации психоаналитик говорит с бессознательным человека, находя там ответы на вопросы.
Так же, ты можешь научиться разгадывать сны, пользуясь ассоциативным рядом ,как методом. Сон – это работа бессознательного, оно устроено символично. Во сне, как правило, мало элементов, имеющих буквальное значение. Это всегда язык метафор и символов. Разобрав основные детали сна, ты поймёшь его суть. Проанализируй, из чего состоял сон – вещи, предметы, персонажи, действия, события. По каждому элементу пропиши ряд ассоциаций.
А теперь посмотри на ассоциативный ряд, что общего в нём? Так, через набор ассоциаций ты выйдешь на главный смысл, заложенный в сновидении.
Иногда разгадать сон помогают интуитивные ощущения. Когда тебе кажется, что ты понимаешь, о чём был сон, но не можешь объяснить, в чём явные логические взаимосвязи. Это не прямые ассоциации. Мозг проводит тонкие параллели и выдаёт ответы в виде догадок и ощущений. Им тоже можно доверять.
Ассоциативный ряд может стать полезным инструментом для человека, если им умело пользоваться. Тренируй навык строить ассоциативные ряды, и это позволит развить творческие и аналитические способности.
Практическое применение ассоциативного ряда
Психика человека представляет собой сложную паутину, в которой ассоциации служат своеобразными нитями от одного предмета к другому. Так, если попросить ребенка описать слово “оранжевый” с вероятностью 99% он назовет “апельсин”, “желтый” – “солнце”, “бабушка” – “пирожок” и так далее. У взрослых людей мышление работает чуть сложнее. Продолжить ассоциативную цепочку при наличии богатого жизненного опыта ты можешь с применением сразу нескольких образов, всплывающих в памяти.
В психологии эта способность позволяет установить состояние психологического здоровья человека, выявить основу его проблем в конкретной сфере жизни.
Например, новый образ может возникать под воздействием факта страха – как внешнего, так и внутреннего, приобретенного. Предположим, ты постоянно проходишь одну и ту же модель отношений: выбираешь себе мужчин, над которыми доминируешь, не позволяя им решать какие-либо определенные вопросы. Это приводит к логическому завершению отношений, как бесперспективных, неудовлетворительных.
Основа этого выбора может всплывать при построении ассоциаций. В частности, ты воспитывалась в неполной семье, где всем “рулила” мать или же отец выступал в роли слабого, пассивного человека, не справляющегося со своими обязанностями. Изначально ты воспринимала этот факт как естественный, само собой разумеющийся. Однако время все расставило по местам: затаенная обида, знание того, что мужчина (а образ отца априори трансформируется во всех представителях сильного пола и на этот “глобус” ты подсознательно натягиваешь всех остальных парней) неспособен оказать тебе практическую помощь. Оставаясь в данной цепочке, ты всегда будешь неосознанно подавлять партнера, обижаться на собственную модель поведения, обвинять в этом его и рвать отношения.
Почему так происходит?
Возникновение устойчивых ассоциаций прежде всего связано с проблемами, которые ты пережила в детстве. Это может быть собственное чувство вины, холод в семье (между родителями или по отношению к тебе самой), запоминание событий, обсуждать или упоминать о которых тебе было неудобно.
К примеру, будучи ребенком, ты увидела отца с другой женщиной. Тогда ты еще не понимала смысл произошедшего, но чувствовала, что эта связь неправильная, потому что выбивается из привычных рамок семейного быта. Процесс отложился в памяти, и в ряду ассоциаций появился первый кирпичик – “тайна”, что-то, что нельзя обсудить с одним из родителей, поскольку это приведет к негативным последствиям.
По мере развития событий ассоциативное мышление получает новые инструменты для построения той модели восприятия мира, которой ты будешь придерживаться в будущем. В беседе с психологом в таком случае полезно. С их помощью можно быстро найти корни проблемы и выработать цепочку ее устранения.
Преимущества работы с картами ассоциаций
Работа мозга активирована на запоминание как точной, так и ассоциативной информации. Первая подразумевает собой адреса, номера телефонов, памятные даты и другие конкретные сведения. Вторая – представляет любые события и образы, которые можно с чем-то сравнить. К примеру:
- с чувствами и эмоциями. Ты можешь не любить новогодние праздники, потому что однажды в новый год испытала неприятные эмоции – не получила подарок или не смогла надеть платье принцессы, но также можешь с нетерпением ждать елку и мандарины, если ассоциативно воспринимаешь праздник, как чудо;
- с образом, сформированным ранее. Твой хороший друг похож на лиса: у него рыжие волосы и чуть продолговатый разрез глаз. На основе визуализации и с помощью образного мышления ты даешь ему прозвище Лис.
Есть и другие важные особенности сознания, способные пробуждать воображение. Поэтому некоторые методы построения ассоциативного ряда часто успешно применяется в работе семейных психологов, позволяя облегчить человеку жизнь. В их основе может лежать следующий принцип мыслительной деятельности: тебе показывает уже готовые карты ассоциаций, а ты выбираешь те, которые напоминают о конкретной проблеме.
Изначально такие карты – как и анализ сновидений, предчувствий, подсознательных ощущений – использовались для игры с детьми, получившими психическую травму, но в результате удачных исследований получили распространение и в терапии взрослых пациентов.
Принцип работы с картами ассоциаций более удобен, чем способ разгадывать психологическое состояние человека на основе его творчества. Согласись, тебе тоже проще выбрать готовую картинку, чем заниматься арт-деятельностью в кабинете психолога. В итоге, ты:
- избавляешь себя от необходимости рисовать;
- оставляешь больше времени для обсуждения проблемы, а не ее визуализации;
- переносишь акцент внимание на изображение, описывая детали на картинке, а не историю своей жизни.
Также следует учитывать, что словами выстраивать теории о причинах конкретного поведения или реакций часто очень непросто. Отдельные детали ассоциативных карт несколько упрощают эту задачу.
Проведем эксперимент. Вспомни дискомфортную ситуацию. Предположим, тебе подарили розы, а ты предпочитаешь ромашки. Разумеется, ты выразишь благодарность дарителю, но мимика и жесты выдадут твое неудовлетворение.
Ассоциативный ряд в таком случае даст возможность проследить цепочку событий, приведших к такому исходу. Так, розы ранее ты получала от любимого человека, но вы расстались. Сам по себе цветок не стал плохим, но под воздействием разных сопутствующих образов, изменилось твое отношение к нему. Лучше это определяет более детальный анализ. К примеру, ты видела, как твой бывший парень дарит розы другой женщине, соответственно, в твоем сознании происходит сбой, и ты начинаешь олицетворять этот цветок с изменой, одиночеством, утратой чувств.
Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.
В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.
Оглавление:
- Что такое ассоциации?
- Виды ассоциаций
- Как развивать ассоциативное мышление?
- Второе правило запоминания
- Проверочный тест
Что такое ассоциации?
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Виды ассоциаций
Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:
- Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
- Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
- Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
- Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
- Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
- Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
- Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
- Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
- Дополнение: зубная паста и зубная щетка.
В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:
- тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
- фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
- словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).
Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).
С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.
Как развивать ассоциативное мышление?
Несмотря на то что сегодня существует множество мнемотехник, облегчающих построение ассоциаций для запоминания разного рода информации, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Часто создавать ассоциации и систематизировать материал для запоминания приходится самостоятельно. Далеко не все хорошо владеют ассоциативной памятью, но этому можно научиться. Ассоциативное мышление строится, в первую очередь, на наших творческих способностях, а именно – на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.
Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.
Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:
Упражнения
Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.
Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги – курсы – уроки – 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.
Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
- Русский поэт – Пушкин
- Домашняя птица – курица
- Фрукт – яблоко
- Часть лица – нос
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.
Если вы будете по 10-15 минут в день выполнять хотя бы часть этих упражнений, то уже через несколько дней тренировка будет становиться все легче и увлекательнее, и главное – вы сможете запоминать любой новый материал быстрее.
Рекомендации
Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:
- вызывать у вас подлинный интерес (как этого добиться, было написано в предыдущем уроке);
- затрагивать различные органы чувств;
- быть необычной, но осмысленной вами;
- содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т.п.).
А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.
Итак, второе правило запоминания:
Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
← 1 Память и внимание3 Структурирование →
В самом обобщенном понимании, ассоциативный ряд – это набор элементов, связанных друг с другом по какому-либо общему признаку. Причем, если элемент А связан с элементом Б по какому-либо ассоциированному признаку, а элемент Б связан с элементом С, необязательно, чтобы в ассоциативном ряду А было связано С. Например, при упоминании слова «лето» может возникнуть следующий ассоциативный ряд: море, пляж, песок и т.д. Каждое последующее слово связано с предыдущим, но необязательно с тем, которое стоит перед предыдущим. Это последовательный ассоциативный ряд. Есть также ряды, у которых все элементы объединены одним общим признаком. Более подробно этот вопрос разбирается в теории множеств.
Ассоциативные ряды сейчас нашли широкое применение в самых разных областях гуманитарного знания. С помощью тестирования на ассоциации можно понять психологическое состояние респондента, его жизненные взгляды и даже особенности мышления. Для этого проводится так называемый ассоциативный эксперимент, в ходе которого предлагается выбирать предметы или называть слова, ассоциирующиеся с некоторыми эталонными. К ассоциативным экспериментам относится известный цветовой тест Люшера, так как тяга к той или иной цветовой палитре связана с проекцией на нее внутренних состояний человека.
Тем не менее, стоит подчеркнуть, что оценка личности по ассоциативным схемам не всегда адекватна. Каждый человек может назвать свой собственный ассоциативный ряд к любому слову, потому что ассоциативные связи формируются в процессе приобретения опыта. У каждого он свой. Но нормальные с психологической точки зрения люди будут иметь похожие ассоциативные ряды. А вот одним из главных признаков шизофрении как раз является наличие диссоциативного мышления.
Более оправдано использование ассоциативного эксперимента при оценке развития дошкольников и детей младшего школьного возраста. Для обучения детей сейчас нередко используются так называемые ассоциативные игры, когда необходимо рассортировать несколько предметов по определенному признаку или находить по общему признаку пары.
Ассоциативный ряд применяется также при оценке уровня эрудиции индивидуума и при тестах на IQ. Несмотря на широкое распространение именно этого вида оценки интеллектуальных способностей, он все же имеет некоторые недостатки. Дело в том, что в одном случае индивидуум может выстроить правильный ассоциативный ряд или объединить объекты по общему признаку в процессе размышлений, а в другом – как следствие предыдущего опыта. Соответственно, в первом случае мы будем иметь дело с более способным в мыслительно-логическом плане человеком, а во втором – с более эрудированным и натренированным.
Впрочем, некоторые исследователи считают, что способность быстро структурировать информацию и находить в ней логические связи всегда является следствием натренированного мыслительно-логического аппарата. Тренировка же должна начинаться как можно раньше, в детстве, и проводиться на самом широком спектре задач.
Ассоциативный ряд – это набор каких-то элементов, понятий, которые связаны между собой каким-то общим признаком. Упоминая один элемент, в памяти всплывает другой. Именно эта способность мозга устанавливать связи между предметами, явлениями позволяет создавать сновидения, предчувствия, ностальгию.
Ассоциативный ряд стал инструментом в разных гуманитарных областях. Он используется в психологии, педагогике и даже эзотерике. С помощью ассоциативных рядов можно развивать память, мышление, интеллект, способность к самоанализу, а так же разгадывать собственные сны.
В этой статье:
Развитие интеллекта и мышленияАссоциативный ряд в психологииКак это работает?Арт-терапия и ассоциативный ряд
Развитие интеллекта и мышления
Детей этому учат ещё в дошкольном возрасте. Это простые игры в ассоциации, когда нужно объединить 2-3 предмета по общему признаку. Например, к солнышку можно присоединить море и песок. Или шнурки к ботинкам. Это самые простые и очевидные ассоциативные ряды.
Ассоциации – это то, что человек усваивает с опытом, чему научается. Каждый ребёнок впитывает основные способы проводить ассоциативные ряды. Кстати, при диагностике шизофрении используется тест на ассоциации. Больные шизофренией не обнаруживают ассоциативных связей между предметами, либо видят ассоциации, далеко не очевидные и косвенные.
Решение различных интеллектуальных задач на ассоциации позволить тренировать мышление. Ты легко можешь найти сборники задач или интернет-ресурсы для тренировки ассоциативного мышления.
Как развить ассоциативное мышление
Развитое ассоциативное мышление предоставляет человеку много преимуществ:
- стимулирует работу клеток мозга;
- увеличивает объем памяти;
- облегчает восприятие незнакомой информации;
- способствует развитию новых смысловых связей;
- позволяет генерировать незаурядные идеи;
- улучшает реакцию на неожиданные ситуации и помогает в поиске решений.
Так, в основе мнемоники, помогающей сохранять в памяти большие объемы слов, лежат именно ассоциации.
По возможности развитие необходимо начинать с раннего детства.
Вначале ребенка знакомят со всеми вещами, которые он видит, и связанными с ними действиями. Затем ему объясняют принципы группирования предметов, параллельно чему малыш учится отличать и называть вещи. Детям постарше подойдут упражнения типа ассоциативных рядов или анализа предметов по признаку.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Занятия для развития своих или навыков ваших детей следует проводить регулярно. При этом желательно придерживаться легкой и комфортной формы обучения, поскольку этот вид мышления больше всего связан с творчеством, а оно, как известно, не терпит давления. Однако, это не означает, что нужно игнорировать важные упражнения и надеяться на отличный результат.
Ряд ассоциаций
Витамины для улучшения памяти и работы мозга
Как улучшить мозговое кровообращение с помощью препаратов
Игра является самым популярным методом для развития ассоциативно-образного мышления. Подходит для развития детей с 5-6 лет и для взрослых. Сперва придумываются два слова, ассоциирующиеся друг с другом. Например, иголка и дефиле. Далее выстраивается ряд из слов, которые начинаются первым и заканчиваются вторым. Иголка — нитка — ткань — платье — модель — дефиле. Ряды могут быть любой длины, но рекомендуется придерживаться продолжительности до 7-10 слов, чтобы дольше сохранить интерес к игре, особенно у ребенка.
Цепочки
Придумайте слово, подберите к нему слово-ассоциацию и далее по тому же принципу. Например, тарелка — кухня — выпечка — пекарня — тепло и т.д. Прелесть игры в том, что у каждого человека такая цепочка уникальна, поскольку он обладает индивидуальным ассоциативным рядом, который невозможно повторить. Упражнение отлично подойдет для развлечения в большой компании.
Попробуйте скачать приложения для развития ассоциативного мышления:
- «Угадай слово по картинке»;
- «Стоминутка»;
- «Эмодзи Викторина».
Необычные ассоциации
Существуют ассоциации, которые использует большинство людей. Невеста-платье, мышь-сыр, шайба-хоккей. Из-за этого наш мозг как бы «ходит по кругу». Чтобы избавиться от этого состояния, рекомендуется придумывать необычные ассоциации. Вначале это может показаться тяжелым и долговременным занятием, но постепенно ваш мозг привыкнет к нестандартному мышлению.
Описание предметов
Методика подходит для обучения совсем маленьких детей. Вам необходимо описывать определенные предметы, создавая понятную для ребенка ассоциацию.
Играть можно в любое время, например, по дороге домой или на прогулке, комментируя окружающие вещи.
«Смотри, какой голубой цветочек, как небо», «Ветер дует, как вентилятор», «Птички поют, как будто вот такую песенку (и напеть)», «Сандалики грязные, как посуда после обеда» и т.д. Постепенно ребенок втянется в игру и начнет также активно сравнивать, развивая свое ассоциативное мышление.
Перевоплощение
Игра способствует развитию ассоциативно-образного мышления у детей. Вы представляетесь кем-то, например, мышкой, и задаете ребенку наводящие вопросы. Что делают мышки? Как они кушают? Как спят? Как умываются? Вам необходимо перенять «образ мышки» на себя. Двигаться на четвереньках, попискивать, двигать носом, принюхиваясь. Попытайтесь с помощью звуков передать то, что хотите сказать ребенку. Игра дает возможность детям представить определенных животных, получить знания о них и понять, нравятся они им или нет. Во избежание неприятных ситуаций играть в нее следует дома.
«Что? Где? Когда?»
Популярная интеллектуальная игра приносит пользу не только ее участникам, но и всем зрителям.
Игрокам необходимо благодаря эрудиции, логике, способности к образному мышлению и быстрому построению ассоциативных цепочек за отведенное время ответить на поставленный вопрос. Подобный тренинг вам помогает одновременно развивать многие навыки, включая ассоциативное мышление. Вы можете попробовать свои силы вместе с официальной игрой, транслируемой по телевизору или воспользоваться онлайн вариантом игры.
Крокодил
Популярная командная игра в ассоциации. Игроки делятся на две команды, и поочередно команды выбирают ведущего, которому соперники предлагают слово.
Задача ведущего при помощи только жестов и мимики показать своей команде выбранное слово.
Ведущий не может указывать на вещи вокруг, артикулировать губами или произносить звуки, показывать слово по частям. Чтобы выиграть, команде необходимо потратить минимум времени на разгадывание всех слов соперника. Если у вас нет возможности собрать команду, воспользуйтесь этой игрой.
Друдлы
Игра является изобретением двух творческих американцев — Роджера Прайса и Леонарда Стерна. Суть — вы описываете изображение, которое имеет несколько интерпретаций. Сами по себе картинки что-то вроде каракулей, но создатели всегда описывают вариативность их восприятия. Здесь вы сможете проверить свои силы и развить ассоциативное мышление.
Ментальные карты
Создатели карт преследовали мысль, что при необходимости запомнить нечто новое, достаточно обобщить это с уже знакомым фактом, хранящимся в вашей голове.
По своей сути ментальные карты — это техника визуализации мышления.
Инструкция для создания:
- Возьмите лист бумаги, напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
- От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.
- Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
Умения составлять mindmaps помогут не только в развитии мышления. Карты значительно упростят процесс запоминания новых данных в любой сфере деятельности.
Ассоциативный ряд в психологии
Метод ассоциативного ряда используется в разных психологических школах и направлениях: НЛП, гештальт психология, арт-терапия, психоанализ. Как видишь, без ассоциаций просто не обходится ни один психолог.
Такое направление, как НЛП (нейро-лингвистическое программирование) использует метод ассоциаций, чтобы закрепить какие-то важные навыки или процессы. Например, есть техника «якорь». Она используется для того, чтобы в памяти закрепилось что-то важное.
Например, ты хочешь заработать определённую сумму на новую машину. Эта цель заряжает энергией и не отпускает тебя. Для того, чтобы помочь мозгу «настроиться» на нужную цель, метод якоря включает ассоциации. Нужно представить, что ты уже добилась своей цели и едешь за рулём своей мечты. Представь ярко и подробно, что ты в этот момент чувствуешь, думаешь? Что происходит вокруг тебя: как пахнет новый салон автомобиля, какая музыка играет, или, может быть, ты едешь мимо набережной? Какие запахи и звуки окружают тебя? Какие картинки, образы ты представляешь, когда думаешь о своей мечте?
Подробно описав свою мечту в реальном воплощении, выдели в этой картинке главные акценты. И придумай для них «якоря». Возможно, это будут какие-то символы, которые ты нарисуешь на маленьком листочке и положишь везде: в кошельке, в письменном столе, даже на полке холодильника. Важно, чтобы твой взгляд неожиданно натыкался на якорь, связанный с твоей мечтой. Так, мозг постоянно будет получать сигнал, ассоциативно связанный с целью. Это позволит даже бессознательными механизмами проложить пут ьк мечте.
В качестве якоря можно использовать нарисованные символы, маленькие предметы, что угодно, главное – это должно напоминать о твоей цели.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления 1
Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации. Во второй части — в несвязанные ассоциации.
Связанные ассоциации
Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.
Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций — то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно
связанное с предыдущим.
Пример:
- путешествие,
- вагон,
- билет,
- кондуктор,
- чемодан,
- пассажир,
- попутчик,
- вид,
- окно,
- станция…
В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации
Пример:
- путешествие,
- расход,
- закат,
- бомбёжка,
- полиэтилен,
- маска,
- ребёнок,
- ужас,
- воротник
И в первом и во втором случае после окончания игры происходит — шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.
В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно — размытых) уместно было продолжить его словом.
Например
Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.
Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить — мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.
Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.
Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».
В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение — понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.
Как это работает?
В гештальт психологии ассоциации используются в работе с проблемными ситуациями человека. Например, неприятные симптомы в теле. Когда человека мучают, например, частые головные боли или спазмы в желудке. Понятно, что тело о чём-то «сигнализирует», но смысл симптома не очевиден.
В этом поможет работа через ассоциативный ряд. С помощью специальных вопросов ты можешь понять любой симптом своего тела:
- Опиши подробно симптом, какие ты испытываешь ощущения?
- На что похожи эти ощущения?
- Представь симптом в виде образа, какой он? Опиши форму, цвет, размер, структуру, температуру этого образа/предмета/явления. Рассмотри образ очень подробно, дай ему раскрыться.
- Представь, что этот образ живой. Что он тебе говорит? Прислушайся, присмотрись к нему. Для чего он пришёл в твоё тело, какое сообщение он для тебя приготовил?
Очень важно в работе с образом дать свободно течь ассоциациям, не опираясь на логику. Тогда ты сможешь прочесть язык твоего собственного тела. Конечно, есть много научной литературы по психосоматике и ты можешь почитать готовые ассоциации. Но язык твоего тела может отличаться. Ведь каждый человек в течении жизни усваивает индивидуальный, уникальный набор ассоциаций. Есть общие ассоциативные ряды, но они имеют уникальные нюансы.
Среди популярной психологии в изучении телесных ассоциаций известны Лиз Бурбо и Луиза Хей. Ты можешь почитать их книги, ты найдёшь там много интересного.