Составить характеристику конституции рф как источник права социального обеспечения

Конституция РФ
имеет прямое действие на всей террито­рии
РФ и возглавляет иерархию нормативных
правовых актов.

Согласно ст. 7
Конституции РФ Российская Федерация
яв­ляется социальным государством,
политика которого направ­лена на
создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека. В Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гаранти­рованный
минимальный размер оплаты труда,
обеспечивает­ся государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства,
инвалидов и
пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты.

Ряд статей
Конституции РФ имеет особое значение
для права социального обеспечения, так
как они закрепляют права
граждан на
различные виды социального обеспечения.
Так, ст. 37
гарантирует право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 38 под защитой государства
находятся материнство и детство, семья,
из чего следует право матерей, детей,
семей с детьми на материальное обеспечение,
обслуживание и т.д. В
ст.
39 закреплено
право на социальное обеспечение по
воз­расту,
в
случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,
для

воспитания
детей и в иных случаях, установленных
зако­ном. Кроме того, в этой статье
закрепляется правило о том, что

государственные
пенсии и социальные пособия устанав­ливаются
законом, декларируется поощрение
добровольного соц
иального
страхования,
создания дополнительных форм соц
иального
обеспечения
и благотворительности. Статьей 41
уста
новлено
право
каждого на охрану здоровья и медицинск
ую
помощь, в
том числе бесплатную, оказываемую в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения за
счет
средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений. Российская
Федерация обязуется финанси
ровать
федеральные
программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимать меры по развитию
государственной, муниципальной, частной
систем здравоохранения, поощрять
деятельность,
способствующую
укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому
и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.

В соответствии со
ст. 71 Конституции РФ к исключительно­му
ведению Российской Федерации относятся
регулирование и защита прав и свобод
человека и гражданина; установление
основ федеральной политики и федеральные
программы в об­ласти социального
развития Российской Федерации,
формиро­вание федеральных фондов
регионального развития. Согласно ст.
72 Конституции РФ в совместном ведении
Российской Фе­дерации и ее субъектов
находятся защита прав и свобод чело­века
и гражданина; координация вопросов
здравоохранения; защита семьи, материнства,
отцовства и детства; социальная защита,
включая социальное обеспечение.

Отметим, наконец,
что согласно ст. 76 Конституции РФ по
предметам ведения Российской Федерации
принимаются фе­деральные конституционные
законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории РФ.
По пред­метам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъ­ектов
издаются федеральные законы и принимаемые
в соот­ветствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
РФ. Вне пределов ведения Российской
Федерации, совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов республики,
края, области, города федерального
значения, автономная область и автономные
округа осуществляют соб­ственное
правовое регулирование, включая принятие
законов и иных нормативных правовых
актов.

1.Основы конституционного строя в России
2.Конституционное положение

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России. Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инва-лидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39). Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения благотворительность (ч. 3 ст. 39).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает-со бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41). Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные

Конституция, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Главная
 → 
Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
  • Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Источники права социального обеспечения — нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения.

В источниках права социального обеспечения отражаются материальные условия жизни российского общества и других. Соответственно, с их изменениями трансформируется и содержание источников права социального обеспечения. В настоящее время подобная тенденция набирает обороты, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения утрачивают свою силу или же дополняются. Так же принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям акты.

Классификации источников права социального обеспечения[править | править код]

Источники права социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям. В науке наибольшее распространение получили следующие классификации:

1) по степени важности и субординации: делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения,

2) по сфере действия (федеральные и действующие на уровне субъектов Федерации),

3) по органам, принявшим нормативный акт,

4) по форме акта,

5) по правовым институтам (например, пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии).

Система источников права социального обеспечения[править | править код]

Система источников — совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения[1].

Международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ)[править | править код]

Нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации, поскольку согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Примером таких источников служат:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Европейская конвенция о социальном обеспечении;
  • Конвенция «О правах ребенка»;
  • Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» (действовало с 13 марта 1992 по 1 января 2023; Российская Федерация денонсировала соглашение с 1 января 2023 года)
  • Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962).

Законодательство Российской Федерации[править | править код]

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Особое значение для права социального обеспечения имеет содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

На сегодняшний день в сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Важное значение имеют:

  • «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
  • «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации;
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
  • «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

Также следует отметить,что характерной чертой является отсутствие единого кодифицированного источника, который бы регулировал весь комплекс общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

Подзаконные нормативные акты[править | править код]

Особое место среди источников права социального обеспечения занимают Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер и направленные на восполнение пробелов в федеральных законов ( например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.)

Другими, но не менее важными являются такие источники, как постановления Правительства РФ («Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.), постановления Минтруда РФ («Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»), приказы Минздравсоцразвития России («Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»).

Нормативные акты субъектов РФ[править | править код]

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ[2] по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными[3].

Примечания[править | править код]

  1. Рождествина А.А. Право социально обеспечения. — 2010.
  2. Конституция Российской Федерации. www.constitution.ru. Дата обращения: 4 декабря 2019. Архивировано 3 января 2009 года.
  3. К.Н. Гусов. Право социального обеспечения. — второе издание. — Проспект, 2001. — С. 60. — 283 с.

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава V. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение
 

     Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает страну социальным государством, главной задачей, которого является создание равных возможностей для всех членов общества. Это подразумевает проведение социальной политики, направленной на признание за каждым человеком права на такой жизненный уровень (включая одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также права на социальное обеспечение в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости или вдовства. Данный подход закреплен и в статье 25 Всеобщей декларации прав человека.

     Для демократического и правового государства вопросы социального обеспечения всегда будут являться приоритетными. При этом самой важной функцией этой системы является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения, в том числе и для социально незащищенных его слоев.

     Одной из наиболее острых остается проблема пенсионного обеспечения. Размер пенсии столь низок, что у многих пенсионеров возникают сомнения в правильности ее начисления. Они полагают, что сотрудниками Пенсионного фонда при расчетах была допущена ошибка и просят Уполномоченного проверить их достоверность. Пенсионеры продолжают оставаться самой малообеспеченной категорией населения. Многие заявители в своих обращениях указывают, что пенсия уходит на оплату жилищно-коммунальных услуг, денег на продукты питания и медикаменты не хватает. Одежду, обувь, предметы быта пожилые люди не приобретают в течение многих лет и рассчитывают только на помощь своих детей.

     В адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения, связанные с невозможностью подтверждения размера заработной платы, необходимого для начисления более высокой пенсии.

     Так, к Уполномоченному поступило заявление гражданки Л. (дело № 655/л от 03.07.2008), в котором она просит помощи в подтверждении трудового стажа для перерасчета пенсии. С 1979 по 1985 годы она работала в Тахтинском психоневрологическом интернате. В 1985 году уволилась и уехала жить в другой населенный пункт. В 2006 году вышла на пенсию, ее размер составил 1810 руб. 85 коп. Гражданка полагала, что проработав более 17 лет в районах Крайнего Севера, она может рассчитывать на более высокий уровень пенсии. При обращении в Пенсионный фонд ей было предложено представить справку о непрерывном трудовом стаже работы за любые пять лет, и тогда размер пенсии было обещано пересмотреть. На запросы, направленные Уполномоченным в различные ведомства и организации, был получен один ответ – справку о заработной плате представить невозможно, так как архив интерната до 1986 года не сохранен. Таким образом, из-за халатности отдельных лиц при обращении с архивными делами по личному составу восстановить нарушенное право гражданки Л. на социальное обеспечение не представилось возможным.

     Довольно часто причиной отказа в назначении более высокой или льготной пенсии является правовая безграмотность работников кадровых служб предприятий. Как правило, такую работу поручают лицам, не имеющим юридического образования, либо лицам без опыта работы с личными делами работников и их трудовыми книжками. В результате в приказах о приеме на работу и, соответственно, в трудовых книжках неверно указывают наименование профессии либо должность работника, что является определяющим при отказе в назначении льготной пенсии. Органы Пенсионного фонда, установив, что наименование профессии или должности работника не соответствует спискам №1 или №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, автоматически отказывают в назначении такого рода пенсий.

     К примеру, в адрес Уполномоченного поступила жалоба гражданина Б. (дело № 692/б от 13.07.2008) об оказании помощи в назначении льготной пенсии и подтверждении его трудового стажа. Он работал электросварщиком на Хабаровском специализированном монтажном участке ДСЭМ. Предприятие было ликвидировано, архивные документы не сохранились. Заявитель убеждал, что он имеет право на льготную пенсию. Проверка, проведенная аппаратом Уполномоченного, показала, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производства, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» право на досрочное назначение пенсии имеют электросварщики, работавшие на автоматических и полуавтоматических машинах, и электросварщики ручной сварки.

     Согласно записи в трудовой книжке заявителя, он был зачислен в Хабаровский специализированный монтажный участок ДСЭМ электросварщиком 5 разряда. К сожалению, из этой записи невозможно было определить, какую именно работу он выполнял (ручная сварка или работа на автоматических или полуавтоматических машинах), что имеет определяющее значение для назначения досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, обнаружить документы по личному составу ликвидированного предприятия также не удалось. Таким образом, подтвердить право на льготную пенсию гражданин Б. не смог.

     Необходимо отметить, что в Хабаровском крае много делается для решения социальных проблем населения. Ежегодно принимаемый Законодательной Думой закон о краевом бюджете на очередной финансовый год имеет ярко выраженную социальную направленность. Более десяти лет органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления принимается к реализации краевая целевая программа социальной поддержки отдельных категорий граждан. Только в рамках Закона Хабаровского края «О краевой целевой программе «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2008 год» на нужды социально-незащищенных слоев населения направлено 1017844,6 тыс. рублей. Правительством края принимаются меры по улучшению качества жизни людей, снижению социального неравенства и разобщенности.

     Вместе с тем, в социальной сфере по-прежнему сохраняются «болевые точки», требующие пристального внимания всех ветвей власти и уровней. Пожалуй, именно в социальной сфере, как ни в какой другой, так важен конечный результат. Сколько бы денег ни тратилось на оказание мер социальной поддержки, человек всегда будет судить о заботе государства по тому, как конкретно с ним обошлись в учреждении социальной защиты, вовремя ли он получает причитающиеся ему выплаты, смог ли он без мытарств оформить нужную справку и т.д. Поэтому для жителей края очень важно качество предоставляемых государственных социальных услуг и удобство их получения.

     В 2008 году в почту Уполномоченного продолжали поступать жалобы на отказы в присвоении званий «Ветеран труда». Как правило, органы социальной защиты не допускают нарушений прав граждан в этой сфере. Однако в практике Уполномоченного есть пример противоположного свойства. Так, гражданин К. в своем обращении (дело № 572 от 02.06.2008) был не согласен с решениями органов социальной защиты, отказавших ему в присвоении звания «Ветеран труда». В 1977 году  он был награжден нагрудным знаком «Отличник военного строительства». Заявитель полагал, что данный нагрудный знак дает все основания для решения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда». Однако органы социальной защиты неоднократно отказывали ему в этом, обосновывая свои действия письмом главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 13.10.2006 № 173/юс/2416, в котором было указано, что к ведомственным знакам отличия Министерства обороны относятся только наградные знаки, награждение которыми производится согласно приказам Министерства обороны Российской Федерации. С учетом этого, знак «Отличник военного строительства» не является знаком отличия в труде.

     Уполномоченный с такими действиями органов социальной защиты не согласился, так как нагрудный знак «Отличник военного строительства» был учрежден приказом Министра обороны СССР от 21 мая 1954 года № 76 и вручался передовым строителям, показавшим отличные результаты в работе. Такое поощрение производилось за выполнение и перевыполнение производственных заданий с высокими качественными показателями.

     Статья 7 Федерального закона «О ветеранах» и статья 5 Закона Хабаровского края «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей» устанавливают, что ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

     В рамках данного обоснования министерство социальной защиты населения края сделало дополнительный запрос в Министерство обороны Российской Федерации, который подтвердил, что нагрудный знак «Отличник военного строительства» служит основанием для присвоения звания «Ветеран труда». В итоге решением комиссии министерства социальной защиты населения края от 03.10.2008 №13 гражданину К. было присвоено столь долгожданное звание – его права были восстановлены.

     Кроме того, Уполномоченному в начале 2008 года удалось решить проблему гражданина Д. в присвоении ему звания «Жителю блокадного Ленинграда» (дело № 1224/д от 26.11.2007). В своем обращении он указывал, что в период Великой Отечественной войны он восемь месяцев находился в г. Ленинграде, осажденном немецко-фашистскими войсками. В апреле 1942 года он и его мать были вывезены из города по Ладожскому озеру. За содействием в решении данного вопроса он обращался в администрацию городского поселения «Город Амурск», но помощи не получил, поэтому вынужден был написать Уполномоченному. В интересах гражданина Д. был направлен запрос Уполномоченному по правам человека в г. Санкт-Петербурге И.П. Михайлову.

     В результате предпринятых мер факты пребывания гражданина Д. в блокадном Ленинграде подтвердились, в архивах сохранились данные о его эвакуации. 25 апреля 2008 года гражданину Д. был торжественно вручено удостоверение и знак «Жителю блокадного Ленинграда». Присвоение данного звания дало возможность органам социальной защиты признать гражданина ветераном Великой Отечественной войны, что позволило ему пользоваться социальными льготами, предоставляемыми законодательством такой категории граждан.

     Инвалиды по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения в стране. Им трудно получить образование, найти работу, им не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, есть серьезные проблемы с их передвижением в пределах населенного пункта. Для более детального изучения проблем инвалидов Уполномоченным в 2008 году была введена практика посещения городских округов, муниципальных районов края для изучения и выявления проблем по соблюдению прав инвалидов на социальную реабилитацию и трудовую занятость. Так, были посещены учреждения и предприятия, занимающиеся организацией реабилитации инвалидов, их обучением и обеспечением трудовой занятости, расположенные в городских округах «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре».

     Необходимо отметить, что вопросы реабилитации и социальной интеграции инвалидов находятся под постоянным контролем Правительства края и администраций муниципальных образований. Правительство края постоянно ведет работу по созданию условий для реализации прав и льгот инвалидов, предусмотренных федеральным законодательством, а также по обеспечению мер социальной поддержки, установленных краевой целевой программой «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2008 год». Так, за счет краевого бюджета малоимущим инвалидам производилась оплата за обучение в учреждениях профессионального образования края и компенсация расходов по проезду к месту обучения. Инвалиды приобретали льготные проездные билеты на городской транспорт, пользовались бесплатным проездом на автомобильном междугороднем транспорте по социальным нуждам, получали средства реабилитации, не вошедшие в Федеральный перечень, а также другие льготы и услуги, предусмотренные краевым законодательством.

     Неотъемлемой частью реабилитационного процесса лиц с ограниченными возможностями является профессиональное образование. С целью совершенствования профессиональной подготовки лиц из числа инвалидов министерствами социальной защиты населения края и образования заключено соглашение о социальном партнерстве по организации обучения инвалидов в учреждениях начального и среднего профессионального образования на период до 2009 года. Разработан план совместных мероприятий министерства образования, министерства социальной защиты населения, министерства здравоохранения и службы занятости населения по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов, имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата на 2007-2010 годы. Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.01.2007 №3-пр «О комплексе мероприятий по совершенствованию системы начального и среднего профессионального образования в Хабаровском крае на 2007-2009 годы» предусмотрено формирование специализированных групп для инвалидов по следующим специальностям: повар, обувщик, портной, бухгалтер, мастер столярно-плотничных работ, автомеханик, делопроизводитель.

     Для расширения возможности трудоустройства инвалидов проводятся краевые и муниципальные конкурсы предприятий и производственных участков общественных организаций инвалидов. Муниципальными органами власти принимаются нормативно-правовые акты в целях освобождения предприятий общества инвалидов от уплаты арендной платы за занимаемые помещения, а в некоторых случаях муниципальный бюджет несет расходы и по содержанию зданий.

     В целях обеспечения инвалидов средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень (медицинские многофункциональные кровати, сиденье для ванны, скамейка для входа ванну, часы для слабовидящих и слепых, слухоречевой тренажер и др.), инвалиды и неработающие граждане пожилого возраста без группы инвалидности в течение года обеспечивались через органы социальной защиты населения края реабилитационными средствами различного ассортимента в соответствии с Перечнем средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.03.2006 № 68. Различные виды социально-бытовых, социально-медицинских, правовых услуг предоставляются инвалидам в комплексных центрах социального обслуживания и реабилитационных центрах инвалидов.

     Для совершенствования социального обслуживания населения расширен Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в крае гражданам пожилого возраста и инвалидам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, безнадзорным детям учреждениями социального обслуживания, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 26 апреля 2005 года № 38-пр «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей на территории Хабаровского края».

     Для обеспечения дальнейшего развития государственной системы оказания социальных услуг инвалидам в сентябре 2006 года учреждено КГУ «Хабаровский социально-оздоровительный центр инвалидов Хабаровского края». Там ведется работа по внедрению новейших технологий в процесс реабилитации инвалидов: введены новые программы по тестированию в отделении психологической реабилитации; закуплено дополнительное тренажерное оборудование для индивидуальных занятий; отделение социальной реабилитации доукомплектовано русифицированными программами экранного доступа для слабовидящих и слепых инвалидов к персональному компьютеру; увеличено количество экспонатов выставочного комплекса технических средств реабилитации.

     При посещении этого центра Уполномоченный отметил, что технологии, применяемые в центре, необходимо переносить в обычные житейские условия. Так, используемые в центре автоматизированные подъемники для инвалидов, ограниченных в передвижении, необходимо устанавливать в административных зданиях и торговых центрах. Уполномоченный считает необходимым продолжить работу в данном направлении.

     В Комсомольске-на-Амуре также имеется серьезный потенциал для проведения подобной работы. МУ СЗН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» обладает хорошей базой, в центре используются новейшие реабилитационные программы. Сотрудники аппарата Уполномоченного отметили, что введение в программу реабилитации детей-инвалидов персональной профессиональной ориентации способствует повышению мотивации к труду.

     Для инвалидов серьезные проблемы создает многоступенчатость получения технических средств реабилитации. Раньше люди с ограниченными возможностями здоровья могли напрямую обращаться в протезно-ортопедическое предприятие для получения специальных изделий. С 2005 года финансирование осуществляется через Фонд социального страхования Российской Федерации. Теперь для того, чтобы обзавестись протезом, инвалид должен пойти в лечебно-профилактическое учреждение, получить направление на медико-социальную экспертизу, где для него будет разработана индивидуальная программа реабилитации, затем обратиться в отделение Фонда социального страхования для оформления заявки. Только после этого инвалид может идти в протезно-ортопедическое предприятие для изготовления технического средства реабилитации.

     Такая сложная система привела к очереди на протезирование. Из 2462 инвалидов, обратившихся за получением протезно-ортопедической помощи в 2008 году, ее получили 2183 человека. Из 6692 инвалидов, обратившихся за получением технических средств реабилитации, ими были обеспечены только 5842 человека.

     Порой инвалиды отказываются от технических средств, так как многим из них физически не под силу обойти все инстанции. Особенно характерна такая ситуация для инвалидов, проживающих в сельской местности, отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют учреждения здравоохранения и Фонда социального страхования. В итоге часть инвалидов не получает социальную услугу, гарантированную государством.

     Актуальными остаются и проблемы освидетельствования граждан на предмет установления инвалидности, переосвидетельствования инвалидов, разработки индивидуальной программы реабилитации. Сложность этих процедур доставляет значительные моральные и физические мучения инвалидам. Переосвидетельствование инвалида должно производиться ежегодно, независимо от группы и причины инвалидности. Но для того, чтобы собрать все справки на медико-социальную экспертизу, необходимо пройти столько врачей, что и здоровому человеку порой не под силу. При этом, если инвалид может передвигаться только в коляске или на костылях, то решение данной задачи становится для него невыполнимой. Как убеждает практика, в индивидуальную программу реабилитации включаются не все необходимые услуги и технические средства реабилитации.Признание лица инвалидом осуществляется на основании классификации и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Эти критерии требуют дальнейшего совершенствования. Так, к примеру, не учтены особенности инвалидов с нарушением слуха. Как правило, инвалидам II группы не устанавливают степень ограничения к труду, в связи с чем они лишаются прав на получение пенсии. В то же время инвалиды, имеющие стойкие нарушения слуха, даже при условии обеспечения их техническими средствами реабилитации, не могут конкурировать на рынке труда, так как способность к общению у них значительна снижена.

     К сожалению, в крае медленно решаются вопросы беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социально-культурного назначения, административным, общественным, образовательным и производственным зданиям. Как правило, при строительстве новых объектов, градостроительные правила и нормы в отношении инвалидов стали учитываются, однако здания и сооружения, возведенные ранее, создают для них серьезные препятствия по передвижению. Но все же ситуация меняется к лучшему.

     На социальную адаптацию инвалидов влияет отсутствие специализированных мест для парковки, принадлежащих им автомобилей. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе у предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должно выделяться не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

     Отсутствие пандусов, поручней и аппарелей также затрудняет передвижение граждан, пользующихся креслами-колясками, костылями, иными специальными средствами. Медленное решение этого вопроса непосредственно затрагивает интересы инвалидов с дефектами слуха и зрения, граждан преклонного возраста. Для указанных категорий граждан движение по улицам затрудняют высокие бордюры, некачественное асфальтовое покрытие.

     Несмотря на достаточно развитую сеть стационарных учреждений, в Хабаровском крае сохраняется очередь на получение мест в домах-интернатах различного типа. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Ч. (дело № 53/ч от 23.01.2008) об оказании содействия в получении места в доме – интернате для престарелых и инвалидов. Заявительнице 79 лет, в октябре 2007 года у нее сго-рел дом со всем имуществом. На ее обращение в администрацию муниципального района им. Лазо о размещении в доме-интернате общего типа «Милосердие» был получен отказ, так как интернат переполнен. При плановой наполняемости дома-интерната в 79 человек, в нем фактически проживают 84 пенсионера. Кроме того, на 29 января 2008 года число очередников по району имени Лазо, нуждающихся в помещении в данное учреждение, составляло 61 человек.

     В результате вмешательства Уполномоченного и министерства социальной защиты населения края, учитывая возраст и сложную жизненную ситуацию гражданки Ч., ей вне очереди было предоставлено место в Хабаровском доме-интернате для престарелых и инвалидов № 2.

     Сохраняется проблема доступности для инвалидов санаторно-курортного лечения в западных регионах страны. С 1 января 2005 года функции по обеспечению инвалидов и детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение (оплата проезда к месту лечения) возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации. В 2008 году путевками на санаторно-курортное лечение в западные регионы страны был обеспечен только 101 инвалид, нуждающийся в лечении. Существенное влияние на такое положение дел оказывает необходимость проезда инвалидов к месту лечения только железнодорожным транспортом. В итоге инвалиды вынуждены отказываться от путевок, так как железнодорожные вагоны не приспособлены для размещения в них инвалидов, а длительность поездки создает невыносимые условия для человека, ограниченного в передвижении. Такое положение дел приводит к тому, что более 50 инвалидов с травмами позвоночника и заболеваниями спинного мозга (колясочники) не могут получить санаторно-курортного лечение в здравницах Северного Кавказа, где имеются специализированные отделения.

     В связи с этим инвалиды вынуждены заменять санаторно-курортное лечение в западных регионах страны на лечение в Даль-невосточном регионе. Причем, на получение путевок сохраняется значительная очередность. На 1 января 2008 года в очереди на санаторно-курортное лечение числилось 4250 инвалидов, в течение года за путевками дополнительно обратились 2159 человек. Получили санаторно-курортное лечение в 2008 году 2993 инвалида.

     Приведем пример. В адрес Уполномоченного поступило обращение пенсионера, инвалида II группы, гражданина Ф. (дело № 415/ф от 16.04.2008) о предоставлении льготной путевки для санаторно-курортного лечения. Пенсионер обратился в Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки. Там ему предложили санаторно-курортное лечение в г. Анапе, до которого он должен добираться железнодорожным и водным транспортом. Пожилой человек, которому исполнилось 73 года, в своем обращении отмечает, что время пути до санатория у него займет не меньше 11 суток, а с обратной дорогой 22 суток. На эти дни у него не хватит пенсии, чтобы питаться в поезде, а главное он не выдержит такого переезда. В свою очередь, получить путевку в местные санатории он не может, так как его очередь № 107, а на Николаевский муниципальный район в 2008 году было представлено только 15 путевок.

     На запрос Уполномоченного о причинах большой очереди по реализации льгот от Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования был получен ответ: в связи с отказом льготных категорий граждан от набора социальных услуг, уменьшено финансирование на реализацию программы по оздоровлению льготных категорий граждан. На 2008 год Хабаровскому региональному отделению уменьшен план на закупку путевок для граждан – получателей социальных услуг.

     Фонд социального страхования Российской Федерации предоставил дополнительные средства на закупку дополнительных путевок, но этих денег хватает только на 131 льготную путевку. Что касается проблемы инвалида Ф., при содействии Уполномоченного ему была предоставлена путевка в санаторий-профилакторий «Металлург» по профилю лечения.

     Неоднократные обращения органов государственной власти края и Уполномоченного в Правительство Российской Федерации пока к решению столь важной проблемы не привели. Но, конечно, усилия по этому вопросу будут продолжены.

Добавить комментарий