Конституция РФ
имеет прямое действие на всей территории
РФ и возглавляет иерархию нормативных
правовых актов.
Согласно ст. 7
Конституции РФ Российская Федерация
является социальным государством,
политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека. В Российской Федерации
охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда,
обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства,
инвалидов и
пожилых граждан, развивается система
социальных служб, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты.
Ряд статей
Конституции РФ имеет особое значение
для права социального обеспечения, так
как они закрепляют права
граждан на
различные виды социального обеспечения.
Так, ст. 37
гарантирует право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 38 под защитой государства
находятся материнство и детство, семья,
из чего следует право матерей, детей,
семей с детьми на материальное обеспечение,
обслуживание и т.д. В ст.
39 закреплено
право на социальное обеспечение по
возрасту, в
случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,
для
воспитания
детей и в иных случаях, установленных
законом. Кроме того, в этой статье
закрепляется правило о том, что
государственные
пенсии и социальные пособия устанавливаются
законом, декларируется поощрение
добровольного социального
страхования,
создания дополнительных форм социального
обеспечения
и благотворительности. Статьей 41
установлено
право
каждого на охрану здоровья и медицинскую
помощь, в
том числе бесплатную, оказываемую в
государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения за счет
средств
соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений. Российская
Федерация обязуется финансировать
федеральные
программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимать меры по развитию
государственной, муниципальной, частной
систем здравоохранения, поощрять
деятельность,
способствующую
укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому
и санитарно-эпидемиологическому
благополучию.
В соответствии со
ст. 71 Конституции РФ к исключительному
ведению Российской Федерации относятся
регулирование и защита прав и свобод
человека и гражданина; установление
основ федеральной политики и федеральные
программы в области социального
развития Российской Федерации,
формирование федеральных фондов
регионального развития. Согласно ст.
72 Конституции РФ в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов
находятся защита прав и свобод человека
и гражданина; координация вопросов
здравоохранения; защита семьи, материнства,
отцовства и детства; социальная защита,
включая социальное обеспечение.
Отметим, наконец,
что согласно ст. 76 Конституции РФ по
предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные
законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории РФ.
По предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов
издаются федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
РФ. Вне пределов ведения Российской
Федерации, совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов республики,
края, области, города федерального
значения, автономная область и автономные
округа осуществляют собственное
правовое регулирование, включая принятие
законов и иных нормативных правовых
актов.
Источники права социального обеспечения — нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения.
В источниках права социального обеспечения отражаются материальные условия жизни российского общества и других. Соответственно, с их изменениями трансформируется и содержание источников права социального обеспечения. В настоящее время подобная тенденция набирает обороты, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения утрачивают свою силу или же дополняются. Так же принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям акты.
Классификации источников права социального обеспечения[править | править код]
Источники права социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям. В науке наибольшее распространение получили следующие классификации:
1) по степени важности и субординации: делятся на законы и подзаконные акты в сфере социального обеспечения,
2) по сфере действия (федеральные и действующие на уровне субъектов Федерации),
3) по органам, принявшим нормативный акт,
4) по форме акта,
5) по правовым институтам (например, пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии).
Система источников права социального обеспечения[править | править код]
Система источников — совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения[1].
Международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ)[править | править код]
Нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации, поскольку согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Примером таких источников служат:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Европейская конвенция о социальном обеспечении;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» (действовало с 13 марта 1992 по 1 января 2023; Российская Федерация денонсировала соглашение с 1 января 2023 года)
- Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962).
Законодательство Российской Федерации[править | править код]
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Особое значение для права социального обеспечения имеет содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.
На сегодняшний день в сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Важное значение имеют:
- «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
- «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации;
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.
Также следует отметить,что характерной чертой является отсутствие единого кодифицированного источника, который бы регулировал весь комплекс общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.
Подзаконные нормативные акты[править | править код]
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер и направленные на восполнение пробелов в федеральных законов ( например, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка» от 8 августа 1998 г.)
Другими, но не менее важными являются такие источники, как постановления Правительства РФ («Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.), постановления Минтруда РФ («Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»), приказы Минздравсоцразвития России («Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»).
Нормативные акты субъектов РФ[править | править код]
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ[2] по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными[3].
Примечания[править | править код]
- ↑ Рождествина А.А. Право социально обеспечения. — 2010.
- ↑ Конституция Российской Федерации. www.constitution.ru. Дата обращения: 4 декабря 2019. Архивировано 3 января 2009 года.
- ↑ К.Н. Гусов. Право социального обеспечения. — второе издание. — Проспект, 2001. — С. 60. — 283 с.
Главная
→
Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)
Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудоспособности либо других независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населения.
Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обеспечения, что в определенной мере снижает ценность права на социальное обеспечение.
Право на трудовую пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина составляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионера, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.
Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматривается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотворительность. Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам материального обеспечения людей, то есть созданию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.
Основные законодательные акты:
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;
- Федеральный закон «О государственной социальной помощи».
- Главная
- Учебная литература
- Социальная работа
- Право социального обеспечения : конспект лекций – Долженкова Г.Д.
Опубликовано в Социальная работа
Страница 12 из 67
2.5. Конституция как основной источник права социального обеспечения
Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.
1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).
2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).
3. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).
4. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39).
5. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).
6. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные 30
Конституцией, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.
Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.