1. Этап. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Этап. Составить перечень требований к выбираемой профессии
Составьте список своих требований:
- выбираемая профессия и будущий род занятий
- выбираемая профессия и жизненные ценности
- выбираемая профессия и жизненные цели
- выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы
- выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности
- желательный уровень профессиональной подготовки
- выбираемая профессия и мои склонности и способности
- желательные содержание, характер и условия работы
3. Этап. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
4. Этап. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли Ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Этап. Просчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Этап. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Этап. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентноспособность на рынке труда.
Приходите к нам на консультацию. И мы вместе выберем подходящую именно Вам профессию. Стартуйте вместе с нами в лучшую жизнь!
Подписывайтесь на наш канал) У нас впереди еще много интересных и необычных тем про профессии, воспитание детей, поступление в ВУЗы, колледжи, про ЕГЭ и многое другое)
Канал ведут эксперты психологи-профконсультанты. Рады ВАМ:)
Как выбрать профессию: пошаговый план для тех, кто ещё не определился
Когда экзамены сданы, а аттестаты получены, выпускники должны принять важное решение — на кого поступать. В этом материале есть несколько советов, которые помогут выбрать будущую профессию.
1
2 568
Что мешает найти профессию по душе
Понять, чем хочешь заниматься, и выбрать профессию сложно. Мешают сомнения и страх за собственное будущее. Большинство подростков на этом этапе сталкиваются с похожими мыслями и проблемами. Рассмотрим несколько ситуаций.
Когда не знаешь, что выбрать
Быть растерянным — абсолютно нормально. Определить свои интересы может быть трудно. Может даже казаться, что ничем не хочется заниматься, только скроллить соцсети. Или наоборот — интересны сразу много разных направлений.
В такой ситуации поможет глубже погрузиться в ресёрч или обратиться за профессиональной помощью. Например, больше гуглить о разных профессиях, пройти тесты на профориентацию или обратиться к карьерному консультанту.
Благодаря ресёрчу можно больше узнать о возможных вариантах, а профориентация поможет «откопать» интерес и предрасположенность к конкретным профессиональным сферам.
Когда знаешь, что хочешь
Вроде бы как раз и нет проблемы. Но это не так. Например, школьник любит рисовать, но не знает, в какой профессии пригодится навык. Или боится, что выбранное занятие не будет приносить доход. Для первой ситуации стоит поглубже изучить, какие профессии вообще есть. Во втором случае справиться со страхами поможет запасной план. Чтобы его составить, можно изучить варианты смежных профессий и примерный уровень зарплат.
Как сделать правильный выбор профессии
Нет чётких правил, следуя которым получится выбрать профессию раз и навсегда. Но есть несколько советов, которые помогут сориентироваться, когда поступление в вуз уже не за горами.
Шаг 1. Прислушайся к себе
Первое, что нужно сделать — это понять, что нравится лично тебе. Да, это сложно. В основном, потому что страшно сделать неправильный выбор. Но про страх поговорим в конце статьи.
У каждого есть свои интересы и увлечения. Даже если кажется, что эти интересы никак не могут быть связаны с будущей профессией, — это не так.
Сейчас выбор профессий действительно огромный и можно найти именно ту, в которой твои увлечения пригодятся.
Тот, кто в свободное время рисует, может, например, рассмотреть профессии, связанные с дизайном. Любители чтения найдут себя в литературной критике, издательском деле или редактуре. А поклонники компьютерных игры могут всерьёз подумать о карьере в геймдеве.
Шаг 2. Оцени свои способности
Допустим, тебе нравятся компьютерные игры, но ты ненавидишь точные науки. Это значит, что, скорее всего, не стоит идти учиться на разработчика. Но можно, например, рассмотреть профессии контент-дизайнера или сценариста.
Узнай, какие есть профессии в интересной сфере и на каких направлениях подготовки в вузе можно получить нужные для них навыки. Потом сравни профильные предметы на этих направлениях и выбери то, что подходит тебе.
Подготовиться к экзаменам по профильным предметам можно с онлайн-школой «СОТКА». У нас действует система подписки — платишь раз в месяц, а нужные предметы выбираешь самостоятельно. Можно готовиться сразу к четырём предметам! Подробности тут.
Шаг 3. Изучи варианты
С интересами и профильными предметами определились. Но прежде, чем окончательно выбрать направление для поступления, стоит подробнее изучить, где и кем можно работать после окончания вуза.
Если ты выбираешь из нескольких направлений и не можешь определиться, поищи списки востребованных профессий по разным сферам. Можно воспользоваться фильтрами поиска на порталах с вакансиями типа HeadHunter и сравнить количество вакансий. Стоит посмотреть и сами вакансии, чтобы знать, по каким критериям отбирают кандидатов и на какую зарплату можно рассчитывать.
Помни, что при поступлении в вуз можно подавать документы сразу на несколько направлений. Но до подачи нужно определиться, на какое направление хочешь поступить больше всего. Так ты сэкономишь время, если пройдешь сразу на все, — не нужно будет в стрессе принимать важное решение.
Шаг 4. Узнай про вузы
Определиться, куда подавать документы, бывает ещё сложнее, чем с направлением. Рекомендуем прочитать нашу статью на Дзене о том, как выбрать вуз для поступления. Там мы подробно рассказали, на какие моменты нужно обратить внимание в будущем учебном заведении.
Может так случиться, что выбранного направления нет в вузах твоего города, а переезжать на время обучения ты не хочешь. Тогда стоит рассмотреть либо другие направления подготовки, либо найти вуз, в котором можно учиться дистанционно.
Шаг 5. Не бойся принимать решение
Вроде бы все важные моменты учтены и сделать выбор должно быть легко. Но мешает страх:
- А что если я совершу ошибку?
- А что если мне не понравится и я не захочу работать по специальности?
- А что если я не смогу найти работу после окончания вуза?
Во-первых, от ошибок никто не застрахован. Помни: всегда есть возможность перевестись на другое направление, поступить в другой вуз или вообще сменить профессию через несколько лет.
Во-вторых, измениться может не только твой интерес, но и рынок труда. Постоянно появляются новые профессии, которые ты можешь освоить в будущем.
Поэтому не бойся принимать решение здесь и сейчас.
И помни, что менять профессию — это нормально. И сделать это можно как во время учёбы, так и после получения диплома.
Как не стоит выбирать профессию
Перечислим ошибки, которые могут совершить школьники при выборе будущей профессии.
❌ Поступить в вуз за компанию с друзьями/подругами.
У каждого свой путь. Выбирая чужой, риск совершить ошибку повышается в разы. Тогда будет сложно учиться и ещё сложнее работать.
❌ Доверить родителям выбор профессии.
Родители уверены в своих знаниях, что лучше для их ребёнка. Часто они правы, но не в том, что касается будущей профессии. Родители будут опираться на свой опыт. Но они могут не знать тенденций современного рынка труда. Ведь представители старшего поколения выбирали, кем стать, в другом мире — когда многих востребованных сейчас профессий ещё не было.
❌ Выбрать будущую профессию по зарплате.
Размер зарплаты через пару лет может измениться, в вот интерес к профессии — так и не появиться.
❌ Не изучить информацию о профессии и/или направлении подготовки в вузе.
В таком случае есть риск, что ожидание и реальность не совпадут. Например, в учебной программе не будет нужных предметов или на будущей работе придётся заниматься другими задачами.
❌ Выбрать то, что попроще.
Например, поступать на направления, на которых меньше конкурс, проще ЕГЭ или выбрать вуз рядом с домом. Это не самые удачные критерии, если опираться только на них. Выбирая профессию, ты выбираешь своё будущее на ближайшие несколько лет. Поэтому нужно подходить к вопросу серьёзнее и помнить, что на пути могут быть трудности.
Не стоит отказываться от мечты, если боишься не сдать ЕГЭ. Сдать экзамены на высокие баллы — реально! Присоединяйся к подготовке к ЕГЭ с онлайн-школой «СОТКА» и сможешь в этом убедиться!
В статье рассказывается:
- Главные вопросы при выборе профессии
- Формула выбора профессии по душе и по карману
- Советы психологов по выбору профессии, если не знаешь, чего хочешь
- Ошибки и советы по выбору профессии после школы
- Лучшие тесты для выбора профессии
- Нюансы выбора профессии после 9 класса
- Подсказки по выбору профессии после 11 класса
- Особенности выбора профессии на всю жизнь
- ТОП-7 профессий, которые будут востребованы в недалеком будущем
- 5 заключительных рекомендаций по выбору хорошей профессии
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
В наше время не так-то просто разобраться, как выбрать профессию, которая до пенсии будет приносить хороший заработок. Технологии прочно занимают место среди нас, одни специальности исчезают, другие по являются, третьи трансформируются. Вдобавок не всегда понятно, какое именно дело или занятие радует по-настоящему, чтобы можно было ориентироваться на этот внутренний маячок.
Для начала важно понять, что вы не одни в своих поисках. Огромное, просто гигантское количество людей каждый день пытается понять, в какую сферу им пойти работать. И именно для них мы подготовили ценную статью. Вас ожидает инструкция по поиску профессии вашей жизни. С этой информацией вы сможете отбросить всё лишнее и увидеть самые важные для вас вещи в отношении работы, чтобы начать делать конкретные шаги в ее направлении.
Главные вопросы при выборе профессии
- Какие критерии важны для вас при выборе работы?
Критерии у всех разные. Для одного человека на первом месте зарплата, для другого – удобный график, третьему важно, чтобы была возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице. Составьте список критериев и, опираясь на него, выбирайте профессию.
- Какие виды деятельности вы предпочитаете?
Деятельность может быть индивидуальная и групповая. Кто-то желает работать в одиночестве, рассчитывая только на себя, а кому-то больше нравится трудиться в коллективе единомышленников. Еще на стадии учебы вы поймете, какой вариант вам ближе.
Скачать
файл
Также необходимо ответить на вопросы:
- Вы предпочитаете умственный труд или физический?
- Много ли придется общаться с коллегами и партнерами в рабочее время?
- Какую функцию вам предстоит выполнять: исполнителя или организатора?
- Какой подход к работе от вас ожидается: четкое выполнение обязанностей или возможен творческий подход?
Получив ответы, будет гораздо проще определиться с профессией, так как многие специальности просто не попадут под ваши критерии.
Например: Человек мечтает стать преподавателем, но не хочет каждый день часами общаться с людьми. Или хочет работать в банке, но не учел, что придется работать в большом коллективе и выполнять указания начальства.
- Какой формат работы вас интересует?
На сегодняшний день работы вокруг масса, и она разная. Чтобы зарабатывать, не обязательно сидеть весь день в офисе. Так, доход может приносить:
- Работа в компании.
- Открытие собственного бизнеса.
- Фриланс.
Человек, выбирающий профессию, должен четко понимать, как он хочет работать. Если он предпочитает фриланс, то быть, например, поваром, у него не получится, зато он может открыть кулинарную школу в формате онлайн.
Читайте также
- Знаете ли вы из чего выбираете и сколько еще неизвестных вам вариантов существует?
Обычно подростки выбирают себе специальность, исходя из небольшого списка профессий, хорошо им знакомых. Но, зная всего 10 профессий, нельзя принимать решение. Прежде чем сделать свой выбор, рекомендуется изучить все возможные варианты, в интернете можно найти массу информации и узнать о таких современных видах деятельности, о которых вы никогда не слышали, и которые подойдут именно вам.
- Что входит в обязанности представителя интересующей вас профессии?
Часто ребята смотрят фильмы, читают книги и находят там идеальный вариант работы для себя. Но в фильмах может быть представлен лишь один аспект профессии. Например, в сериале про гениального врача он постоянно решает загадки, а постановка диагноза выглядит как увлекательное дело, а в реальности за этим стоят настоящие люди, и каждая осечка стоит человеческой жизни. Не так привлекательно, правда?
Вы должны четко понимать, что вам придется делать: я выйду на работу и…
Практически в каждой профессии присутствует масса бумажной работы, о которой дети не догадываются. Учитель, по их мнению, провел уроки и ушел домой. А как же проверить тетради с домашними заданиями, составить план следующего урока, подготовиться к нему, подобрать материалы для контрольных работ, а ежемесячные отчеты и прочая документация? Об этом всем нужно узнавать заранее.
- Есть ли у вас возможность «окунуться» в интересующую профессию сейчас?
Конечно, в 15 лет не получится полноценно трудоустроиться и поработать. Но все же есть разные варианты знакомства с профессией. Если вы хотите стать поваром, можно посещать различные мастер-классы, которые проводят в кафе и ресторанах. Мечтаете работать удаленно, не привязывая себя к офису и какому-либо городу, можно проходить различные бесплатные марафоны, выбирая то, что нравится, ведь во фрилансе тоже много профессий.
- Имеются ли места для трудоустройства по интересующей специальности в вашем регионе?
Если да, отлично. Если же мест нет, у вас не так много вариантов развития событий:
- Рассмотреть другое направление деятельности в своем регионе.
- Подготовиться к переезду туда, где места есть.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20937
Сейчас есть множество профессий, в которых можно работать удаленно, не переезжая из родного города. Но на начальном этапе соискателю редко предоставляют такую возможность.
Формула выбора профессии по душе и по карману
Формула выбора профессии состоит из трех элементов: хочу, могу и надо. Что же означает каждый из них?
- «Хочу» — это ваши желания, интересы.
Желание — важнейший аспект в выборе профессии. Не старайтесь угодить близким, слушайте себя. Выбранная специальность станет вашим спутником возможно на всю жизнь. Мало хорошего в том, чтобы долгие годы трудиться на нелюбимой работе. Не можете определиться? Тогда вам нужно ответить на следующие 2 вопроса (вариантов ответа может быть не больше 3).Первый вопрос: с кем/чем вы хотели бы иметь дело?
- люди (ученики, покупатели, клиенты, пассажиры, зрители и т. д.);
- информация (тексты, таблицы, графики, чертежи, формулы, схемы, языки программирования);
- финансы (деньги, вклады, проценты, кредиты, акции, фонды и пр.);
- техника (различные приборы и механизмы, производственные станки, машины);
- искусство (литература, музыка, танец, театр, кино, живопись, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
- животные (их лечение, изучение, разведение, использование в профессиональной деятельности);
- растения (сельское хозяйство, сад, огород, оранжерея и пр.);
- продукты питания (пищевое производство, приготовление еды, кондитерское дело и т. д.);
- изделия (пошив одежды, обуви, сумок; изготовление украшений, изделий из камня, дерева и металла; производство косметических средств и лекарств);
- природные ресурсы (месторождения ископаемых, леса, горы, реки и озера).
Только до 25.05
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Второй вопрос: какой вид деятельности является для вас наиболее интересным?
- управление (руководить деятельностью других людей);
- обслуживание (удовлетворять потребности потребителя);
- образование (воспитывать и учить детей, обучать взрослых каким-либо навыкам);
- оздоровление (предупреждать болезни и их лечить их);
- творчество (создание произведений искусства, выступления на сцене, проведение творческих мастер-классов и т. д.);
- производство (изготовление какой-либо продукции);
- конструирование (проектирование и создание отдельных предметов, частей, элементов и моделей);
- исследование (научное изучение каких-либо предметов, явлений и аспектов);
- защита (охрана кого-то или чего-то от враждебных действий).
- «Могу» — это ваши возможности и способности.
Нужно понять, что у вас хорошо получается, какие имеются сильные стороны, преимущества, личностные качества, есть ли ограничения, связанные с состоянием здоровья. Чем лучше вы знаете свои возможности, тем легче сделать выбор в пользу той или иной профессии.
- «Надо» — востребованность профессии на рынке труда.
Не всегда можно угадать, будет ли выбранная специальность востребована через 6 лет обучения. Необходимо изучить мнения экспертов на тему актуальности кадров, проанализировать спрос на представителей данной профессии.
Советы психологов по выбору профессии, если не знаешь, чего хочешь
Если вы мучаетесь с выбором специальности, ознакомьтесь со следующими способами.
- «Ничего не хочу»
Как же выбирать работу, если все профессии кажутся не подходящими и если ни к чему не тянет?Оказавшись в такой ситуации, вы можете действовать в двух направлениях:
- Изучить все имеющиеся профессии. Сложно сделать выбор, когда не знаешь, из чего выбирать. Посмотрите каналы о профессиях на Youtube, послушайте, что говорят на эту тему специалисты, посещайте всевозможные площадки и сайты, их сейчас множество (Атлас новых профессий, Навигатум и др.).
- Обратитесь за помощью к карьерному консультанту. Он изучит ваши способности и поможет подобрать идеальное направление деятельности, а может даже разработать план действий на ближайшие 5 – 10 лет, чтобы достичь в профессии определенных целей.
- «Нравится то, на чём много не заработаешь»
Никогда нельзя заранее знать, что принесет доход, а что нет. Когда-то вязание было ремеслом бабушек и приносило совсем небольшой заработок, сейчас же, имея навык вязания и хороший вкус, можно зарабатывать на этом хорошие деньги. Попробовать точно стоит, но лучше все же иметь вариант смежной специальности.
- Помните про несколько важных моментов:
- Не думайте, что чем сложнее ваша деятельность, тем больше вы заработаете. Этот принцип давно не работает. Сейчас можно пройти курсы любой бьюти-индустрии и через пару месяцев иметь доход больше, чем у специалистов с красными дипломами.
- В погоне за мечтой, не забывайте о реальности. Считаете, что, имея талант музыканта, можно легко попасть на сцену и зарабатывать миллионы? Это не так. Известность приходит к единицам, а тысячи талантливых просто не смогли пробиться. Учитывайте свои возможности.
- Подумайте, какие занятия приносят вам положительные эмоции? Многие хобби можно монетизировать и сделать своей основной профессией.
Ошибки и советы по выбору профессии после школы
Вопросом «Как выбрать будущую профессию» лучше задаваться еще в средней школе.
В младших классах вы только учитесь распоряжаться своим временем, быть самостоятельным. В средней же школе (4 – 8 классы) вы уже достаточно самоорганизованы, появляется свободное время, и вы начинаете искать для себя занятия: кружки, секции и т. д.
Это самая подходящая пора расширить свои границы, получить новый опыт (участвовать в конкурсах, фестивалях, научных проектах, стажировках, лагерях с какой-либо направленностью). Попробовав себя в музыке, танцах, различных видах спорта, науке, прочитав массу книг, вам после окончания школы будет проще решить к чему тянет, а к чему – нет.
Главные ошибки при выборе специальности
- Выбирать профессию своих родителей, бабушек и дедушек, чтобы продолжить династию, семейное дело.
Например, ваши родители — врачи. И, хотите вы этим заниматься или нет, они настаивают на вашем поступлении в медицинский институт.
- Поступать в учебное заведение, которое выбрал друг.
Подростки, как правило, сильно привязаны к своим школьным друзьям. После школы жизнь ребят сильно меняется, им хочется удержать рядом близких людей. Но это точно не повод выбирать не подходящую специальность.
- Выбирать модную нынче профессию, не строя прогнозов на будущее.
Те профессии, которые актуальны сейчас, не обязательно останутся таковыми через несколько лет.
Почему же так важно правильно выбрать профессию? Часто бывает так, что, даже поступив в учебное заведение и отучившись в нем, человек не определился, кем хочет работать. Диплом получен, а проблема выбора так же остро стоит перед выпускником.
Профессиональное самоопределение обычно приходит к людям уже после приобретения специальности. И тут, если вы выбрали правильное направление, вам будет интересно найти работу по профилю. А если интереса к данной теме не было или он пропал во время обучения, то наступает период отчаяния, поиска работы не по специальности. Конечно, всегда можно переучиться. Но время, потраченное на образование, вам никто не вернет.
Согласно опросу, проведенному среди соискателей с высшим образованием, 41 % из них работает не по специальности из диплома. То есть они потратили около 5 лет своей жизни впустую.
Поэтому очень важно хорошо разобраться в своих желаниях, способностях и возможностях, и выбрать верный путь, ведь образование может стать отличным трамплином для движения вверх в вашей профессиональной деятельности. Помимо знаний, в университете вы можете получить полезные знакомства и связи, которые очень пригодятся в будущем.
Читайте также
Три важных принципа при выборе учебного заведения
- Оцените свои шансы на успех
Проверьте достаточно ли давно создан ВУЗ? Можно считать заведение надежным, если оно проработало не менее 7 – 10 лет. Уточните, есть ли в данном образовательном учреждении возможность для студенческих стажировок, сотрудничает ли оно с международными организациями, ВУЗами-партнерами в других странах.
Также следует узнать о преподавателях: являются ли они практикующими специалистами, применяющими свою теорию в работе? В этом случае вы бы имели возможность получить действительно ценную информацию.
Не стоит слепо верить прогнозам ВУЗа по легкому трудоустройству и нехватке кадров данной направленности на рынке труда. Изучите информацию самостоятельно, чтобы наверняка знать, будет ли у вас шанс на продвижение в выбранной профессии, как быстро обычно происходит карьерный рост, какие зарплаты у специалистов.
Можно ходить в заинтересовавшие вас учебные заведения на дни открытых дверей, общаться со студентами и выпускниками. И лучше, если вы начнете это делать не в 11 классе, когда времени на выбор остается совсем мало, а раньше.
Школьник должен сам выбирать ВУЗ. Родители могут лишь советовать, но еще лучше будет, если они помогут своему ребенку заранее узнать обо всех существующих профессиях.
- Выбирайте формат обучения и возможности ВУЗа, подходящие для вас.
Если вы хотели бы стать участником программы по обмену студентами, следует выбирать учебное заведение, в котором имеется такая практика. Также важно узнать заранее, проходят ли в ВУЗе практики, стажировки, летние интенсивы, различные групповые проекты.
Такая практика наверняка будет вам очень полезна, она поможет собрать интересное портфолио. Все это может заинтересовать вашего будущего работодателя, ведь именно навыки коммуникации, полученные во время групповых занятий, умение отстоять свою точку зрения, презентовать свою работу, характеризует вас как отличного специалиста, а не просто с наличием диплома.
- Старайтесь прислушиваться к себе
Выбор ВУЗа, в котором вам предстоит учиться не один год, – решение очень важное. Как правило, он складывается из нескольких критериев. Во-первых, нужно изучить рейтинг заведения, почитать отзывы выпускников. Во-вторых, не лишним будет пообщаться лично со студентами данного учреждения, например, на дне открытый дверей. А третьим, самым важным, критерием выбора являются ваши собственные ощущения. Ваше решение может отличаться от мнения окружающих, может казаться им нерациональным.
Чтобы сделать выбор с помощью своих внутренних ощущений, попробуйте воспользоваться следующим методом: закройте глаза и представьте, что на каждой вашей руке находится по одному решению (на правой ладони одно, на левой – другое).
Расслабьтесь, постарайтесь выключить голову, доверьтесь чувствам. Какая рука опустится вниз, то решение и перевесит. Этот выбор осуществляется той частью мозга, за которую человек не отвечает, такая своеобразная подсказка от «внутреннего я», как правильно поступить.
Лучшие тесты для выбора профессии
- Определение профессиональных склонностей по методу Л. Йовайши. Данный тест очень прост и надежен. Он подойдет не только школьникам или студентам, но и взрослым людям всех возрастов. Этот метод исследует 6 видов склонностей людей к различным направлениям деятельности.
- ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Е. А. Климова. Один из самых известных и распространенных тестов в нашей стране. Подходит как взрослым, так и подросткам, благодаря своей простоте. Позволяет довольно точно определить предрасположенность человека к какому-либо виду профессиональной деятельности.
- Тест Холланда. Данный тест очень популярен в США и во всем мире. Часто используется и в России. Он помогает выявить профессиональные склонности человека и соотнести их с разными профессиями. Подходит для людей любого возраста.
- Карта интересов (А. Е. Голомшток). Для определения интересов человека ему следует ответить на 174 вопроса, отражающих направленность 29 сфер деятельности.
- «Матрица выбора профессии» Резапкиной. Разработана данная методика Московским областным центром профориентации молодежи. Она поможет вам правильно выбрать работу или увидеть новые варианты для трудоустройства.
- «Якоря карьеры» Э. Шейна. Данная методика представляет собой опросник, который диагностирует ценностную составляющую профессиональной деятельности. «Якоря карьеры» в данном случае – это ценностные ориентации человека, его интересы и социальные установки. Вам будет представлено 41 утверждение, определив важность для вас каждого из них, можно будет получить результат теста.
Нюансы выбора профессии после 9 класса
Как выбрать профессию подростку после 9 класса? Многие ошибочно предполагают, что, отучившись 9 классов, можно устроиться только на рабочую профессию: грузчик, дворник и т. д. Это не так. Если школьник хорошо разбирается в современных технологиях, является активным пользователем социальных сетей, представляет, как они работают изнутри, он легко может окончить курсы и работать удаленно: писать тексты, настраивать рекламу в соцсетях, вести свой блог, разрабатывать дизайн печатной продукции, создавать сайты.
Для того чтобы двигаться по правильной карьерной траектории, нужно:
- хорошо знать себя, свои возможности и особенности;
- понимать индустрию, в которой хочешь работать;
- уметь соотносить желания и возможности;
- уметь строить стратегии и успешно «лавировать» от тренда к тренду;
- брать на себя ответственность и принимать решения.
Чтобы к 9 классу иметь такие умения, необходимо не просто учиться в школе от звонка до звонка и выполнять домашние задания, но и всячески развиваться, расширять свой кругозор, читать правильные книги, изучать работу реальных компаний, соотносить себя с той или иной профессией. Если самостоятельно выбрать специальность ребенку не удается, ему нужен наставник или тьютор, который поможет перешагнуть на новую ступень.
Подсказки по выбору профессии после 11 класса
Окончив 11 классов, выпускник встает перед тем же выбором, ему доступны те же профессии, что и после 9 класса, но возможностей уже гораздо больше, а ограничений в связи с возрастом – меньше.
Если до 9 класса обзавестись большим опытом кружковой и проектной деятельности школьнику не удалось, с 9 по 11 нужно этот пробел восполнить. Имея различный опыт, познакомившись со многими видами деятельности, проще сделать свой выбор.
Не бойтесь начать работать в раннем возрасте. Чем раньше вы займетесь трудовой деятельностью, тем больше навыков и опыта приобретете. Даже просто раздавая листовки на улицах, вы регулярно будете приходить за ними в офис компании, общаться с сотрудниками, являться членом команды, заводить полезные связи. В будущем это может помочь вам.
Дадим вам еще несколько полезных советов:
- Уделяйте должное внимание урокам физики и химии. Часто школьникам кажется, что эти предметы абсолютно бесполезны и никак не пригодятся в жизни. Это заблуждение. Благодаря точным наукам человек учится думать, анализировать, применять рациональный подход в решении задач.
Читайте также
- Не умаляйте важности изучения английского языка. Если хорошо знаете английский язык – вы будете на уровень выше конкурентов при приеме на работу. Знание нескольких языков также является вашим преимуществом.
- Развивайте в себе креативность и воображение. В любой, даже самой далекой от творчества работе, иногда нужен креативный подход.
Особенности выбора профессии на всю жизнь
Выбрать профессию один раз и остаться верным ей на всю жизнь – это большое везенье и нелегкий труд. Приведем несколько интересных фактов:
- Около 60 % людей работает не по своей специальности.
- Всего около 30 % населения нашей страны имеют высшее образование.
- Многие из тех, кто поступил в высшее учебное заведение, не имеют никаких практических навыков в данной специальности, а приобретают их уже в процессе обучения.
- Человек меняет за свою жизнь в среднем от 2 до 7 специальностей.
Психологи советуют людям заводить хобби, чтобы помимо работы была какая-то отдушина, занятия по интересам, тогда, возможно, получится задержаться на одном месте работы подольше. Но даже заведя хобби, скорее всего, спустя некоторое время, вы станете задумываться над сменой вида деятельности.
Происходит это потому, что психика устает от одних и тех же задач, рутины, меняются ваши взгляды на вещи, а вместе с ними и приоритеты, приходит время двигаться дальше и познавать свои новые грани. Такие перемены иногда очень нужны, они помогают почувствовать себя живым, сделать жизнь яркой и интересной.
Если с одной стороны работа на протяжении долгих лет в одном учреждении – это стабильность, то с другой – скука и неудовлетворенность жизнью. Вашей психике необходима разнообразная деятельность.
Конечно, если вы учитесь долгие годы и получаете, наконец, долгожданную работу, терять ее вам будет очень жаль. В этом случае займите себя разными увлекательными занятиями, чтобы по максимуму разнообразить свою жизнь. Но все же лучше место работы менять хотя бы раз в десятилетие. Это нисколько не умаляет важности получения образования и диплома. Но лучше выбирать такую специальность, с которой вы могли бы работать в различных местах.
ТОП-7 профессий, которые будут востребованы в недалеком будущем
- Инженеры, проектировщики строений и коммуникаций, а также всевозможных технических устройств.
- Ученые (в особенности биотехнологи, генные инженеры).
- Разработчики ПО, программные инженеры.
- Дизайнеры, веб-дизайнеры.
- Психологи и психотерапевты.
- Аналитики (системный аналитик, бизнес-аналитик и т. д.).
- Маркетологи, специалисты по рекламе, пиару и продажам.
5 заключительных рекомендаций по выбору хорошей профессии
- Разрешайте себе мечтать!
Во времена СССР, когда люди жили относительно стабильно, они выбирали профессию, исходя из своих идеалистических представлений о завтрашнем дне: стать ученым, покорять космос, строить дома и т. д. Ученики, не имеющие высоких достижений в точных науках и творчестве, всегда могли отучиться в техникуме или профессиональном училище, получить специальность и достойную зарплату.
В современном мире люди выбирают профессию, задумываясь, прежде всего, о финансах. Школьники стали искать наиболее доходные и востребованные профессии. В связи с такими изменениями все меньше становится специалистов в области науки, инженерии и прочих областях.
Но не стоит забывать, что деньги – это лишь один аспект. Если выбирать работу только по финансовому критерию, долго вы не сможете на ней продержаться. Отсюда эти истории, как человек с образованием и стабильной заработной платой стал певцом, танцором и т. д.
Как же выбрать будущую профессию? Главное, не думайте только о деньгах. Разрешите себе работать там, где ваша душа, где вам интересно.
- Делайте самостоятельный выбор
Часто дети становятся пианистами и балеринами не по тому, что у них талант и сильное желание этим заниматься, а лишь потому, что об этой профессии мечтала мама. А потом талантливые певцы трудятся в аптеках и магазинах, несостоявшиеся гениальные врачи вместо того, чтобы спасать жизни людей, спасают от засоров наши трубы, работая в ЖКХ. При таком раскладе в проигрыше остаются все: и родители, и дети.
Это совсем не значит, что вовсе не надо слушать мнение родителей. Конечно, к нему стоит прислушиваться, но решение всегда должно оставаться за вами, потому что это ваша жизнь.
То же касается людей, которые выбирают работу, поддаваясь модным тенденциям. Сегодня что-то модно, а завтра уже нет. Поэтому выбирайте свой путь с умом.
- Никогда не откладывайте на потом
Подумать о том, кем хотел бы стать в будущем, никогда не рано. За детские годы мечты и предпочтения могут много раз поменяться, но одно то, что ребенок размышляет об этом, – уже хорошо.Обычно школьники начинают задумываться о будущей профессии в средних классах. Это время как нельзя лучше подходит для того, чтобы заложить фундамент дальнейшему обучению. Например, если девушка размышляет, какую профессию ей можно выбрать и останавливается на специальности «модельер», то ей лучше поступить в кружок шитья, чем на вокал. Ведь дополнительные знания и навыки, полученные сейчас, очень помогут ей в будущем.
- Не стоит гнаться за престижем
Постарайтесь не делить профессии на престижные и нет. Ведь всегда лучше мастер своего дела, чем профан. Хороший слесарь с «золотыми руками» лучше плохого программиста или учителя. Не удалось поступить в престижный университет? Не расстраивайтесь и вспомните, что вы делаете с большим удовольствием. Может, печь тортики? Тогда срочно за дело, поступайте в училище на повара-кондитера и двигайтесь в направлении своей мечты.
- И еще один способ сделать выбор
Психологи советуют людям, находящимся на распутье, смоделировать в своей голове следующую ситуацию: вам нужно приобрести в магазине товар, но точно не известно какой, вы не знаете, есть ли он в ассортименте и сколько стоит, знаете лишь, что от этого зависит ваша жизнь. Согласитесь, ситуация волнительная? Давайте представим подобное положение с выбором профессии.
Допустим, товар, который надо купить – это специальность. Цена товара – ваши возможности. А ассортимент магазина – множество существующих профессий. Тогда получается, что для выбора специальности необходимо сначала изучить весь «ассортимент» представленных «товаров», затем посмотреть на соотношение «товара» и «цены» (то есть профессии и ваших возможностей) и выбрать наиболее подходящий вам вариант.
Подходите к выбору профессии основательно, разбирайтесь в своих способностях, помните о мечте – и у вас обязательно все получится!
Учреждение:
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №49”
Ученический социальный проект на тему “Моя будущая профессия” направлен на изучение проблемы выбора будущей профессии и выяснение мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию выпускникам школы. В работе рассматриваются методики профориентации.
Подробнее о проекте:
Учебная исследовательская работа на тему “Моя будущая профессия” содержит разработанную автором схему выбора профессии для выпускников и описание, как по разработанной схеме определиться с выбором будущей профессии. Учащийся составляет план работы, по которому выясняет, какая профессия в будущем подойдет ему больше всего.
Индивидуальный детский проект “Моя будущая профессия” является образцом для выполнения социальных проектов по аналогичной теме, которые могут подготовить учащиеся 9, 10 и 11 класса школы в рамках своего социального проекта.
В процессе работы над проектом о выборе будущей профессии автор изучил существующие методики профориентации и провел соцопрос среди учеников выпускных классов школы (9 и 11 класс). По результатам тестирования можно приблизительно понять, в какой сфере ученику будет комфортно работать в будущем в соответствии с его интересами и способностями.
Оглавление
Введение
1. Исследование профессий.
1.1. Выбор профессии.
1.2. Методики профориентации.
2. План выбора профессии.
2.1. Анкета-опрос.
2.1. Мой план выбора профессии.
2.2. Моя профессия по “Схеме выбора профессии”.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
С самого детства мы начинаем выбирать профессию. Многие мальчишки и девчонки, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Отвечают серьезно: «Как мама или папа». Но спустя некоторое время мнение ребенка меняется, и он представляет себя на месте какого-либо доктора, юриста, тем самым, выбирая себе профессию. Выбор профессии – это важный шаг во взрослую жизнь. Самое главное в выборе понять, чего ты хочешь от этой профессии, сможет ли эта профессия ответить взаимностью.
Внутренний мир человека, его индивидуальность и неповторимость во многом влияют на его развитие, и, безусловно, на выбор профессии. На сегодняшний день существует много профессий, и любой школьник, в том числе и я, стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Сейчас я должен определиться не только душевными порывами, но и здравым разумом – ведь я должен быть уверен, что выбранная профессия обеспечит мне и моим близким стабильное будущее.
Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Ожидаемые результаты: повышение готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению.
Цель проекта: разработать для выпускников схему выбора профессии и по разработанной схеме определится с выбором моей будущей профессии.
Задачи:
- Изучить проблему выбора профессий. Узнать мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию.
- Узнать у выпускников школы как они определились с выбором профессии с помощью “Анкеты-опроса”.
- Перечислить лучшие варианты поиска профессии по изученным данным.
- Разработать схему выбора профессии для выпускника.
- Определиться с выбором моей будущей профессии по разработанной схеме выбора профессии.
Проблема творческого проекта:исследовать все возможные способы выбора профессии и составить эффективную схему этапов выбора профессии для выпускника.
Актуальность: То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли “кем быть” и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы. Актуальность данной темы состоит в проблеме выбора профессии, достижения в ней мастерства, реализации в профессиональной деятельности способностей и возможностей человека, получения удовлетворения от своего труда.
Выбор профессии
Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.
Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.
В начале своего исследования я выбрал самые востребованные профессии на данный момент по моему мнению. Затем составил их рейтинг и понял, как трудно выбрать что-то определённое, не имея понятия, кем хочу стать в будущем. Я обратился к специалистам разных профессий, чтобы понять, почему они выбрали свою профессию. Каждый приводил свои примеры о значимости своей профессии, и я даже растерялся. Все профессии нужны для современной жизни.
Но каждая требует своих определённых знаний, умений и даже талантов. Например, врачу – необходимо знать на отлично – биологию, химию, анатомию и психологию. Продавцу – математику, русский, психологию. Юристу – историю, обществознание, психологию, русский. Всем необходимо знать русский, так как это государственный язык, иметь знания по разным предметам, не относящимся к выбору их профессии, для гармоничного развития, чтобы они могли общаться на другие темы. Но в каждой профессии есть люди, которые учились вместе одному и тому же, но кто-то достиг огромных высот. А кто-то остался посредственным работником. Почему?
Возможно на это влияют качества личности, которые препятствуют профессиональной деятельности,такие как:
- безответственность;
- невнимательность;
- эгоистичность;
- эмоциональная несдержанность;
- жестокость;
- брезгливость;
- нетерпимость;
- рассеянность.
Выбор профессии – дело сложное и важное, ведь современный человек большую часть жизни проводит на работе. Поэтому знание себя – своих интересов, способностей и желаний – главное условие психологической готовности к выбору профессии.
Человек, выбирающий профессию, должен определить для себя, что для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности, которые связаны с его жизненными ценностями.
Задача анкетирования – выявить основные факторы, влияющие на самоопределение старшеклассников при выборе профессии, исследовать роль родителей и педагогов в процессе формирования системы ценностей современных старшеклассников, лежащей в основе их самоопределения при выборе профессии, изучить особенности и противоречия процесса выбора
Методики профориентации
Чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего.
Наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.
Методики профориентации и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.
Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.
Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий “человек – человек”, “человек – техника”, “человек-знаковая система” “человек – художественный образ” и “человек – природа”. При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).
Простота использования этой методики для клиента и консультанта позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность даже у людей, страдающих определенными расстройствами интеллектуальной деятельности.
Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития.
Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.
Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.
Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).
Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.
Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.
Методика Холланда интересна тем, что основана на отличной от климовской классификации профессий и поэтому может эффективно дополнять другие профориентационные методики. Методика Холланда позволяет выявить у клиента один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название: “реалистичный”, “интеллектуальный”, “социальный”, “конвенциальный”, и “артистичный”.
Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.
Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, “реалистичный” тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа “человек – техника” и “человек – природа” и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. “Интеллектуальный” тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа “человек-человек” и “человек-природа”.
“Социальный” тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа “человек-человек”. “Конвенциальный” тип характеризует склонность к информационным профессиям типа “человек – знаковая система”.
“Предприимчивый” тип однозначно не связан с каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек». Наконец, “артистический” тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек – художественный образ”
При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.
В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой:
- выполнение работы;
- хорошие межличностные отношения с сотрудниками;
- получение удовлетворения.
Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:
- направленность на себя;
- направленность на общение;
- направленность на дело.
Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности.
Все рассматриваемые выше методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.
План выбора профессии. Анкета-опрос
В исследовании проекта я выяснил, что выбрать профессию не так-то просто. Существует множество методик выбора профессии, и на выбор профессии влияют множество факторов. В своем проекте я хочу составить свой план выбора профессии для выпускника используя данные опроса учеников школы. Для этого я составил и провел опрос.
Вопросы анкеты для выпускников
- Ты выбрал профессию?
- Каким образом ты определился с выбором профессии?
- Что тебе помогло определиться с выбором профессии?
- Что ты делаешь, для того чтобы осуществить данный выбор профессии?
Я провёл анкетирование в выпускных классах.
9 – а класс
1 ответ на вопрос | 2 ответ на вопрос | 3 ответ на вопрос | 4 ответ на вопрос |
---|---|---|---|
Да 80% | Сам(сама) 70% | Родители 40% | Учусь 50% |
Нет 20% | Никак-20% | Ничто 30% | Ничего 40% |
Родственники(мама,папа и др.) 10% | Вкусы 20% | Развиваюсь 10% | |
Реклама(кино) 10% |
9 – б класс
1 ответ на вопрос | 2 ответ на вопрос | 3 ответ на вопрос | 4 ответ на вопрос |
---|---|---|---|
Да 58% | Никак – 33% | Ничто 25% | Учусь 58% |
Нет 42% | Интернет 25% | Ум (знание отдельных предметов) 25% | Ничего 34% |
Родственники(мама,папа и др.) 17% | Интересы 17% | Работаю 8% | |
Сам (сама) 17% | Сам 17% | ||
Интересы -8% | Деньги 8% | ||
Заставили 8% |
11 – а класс
1 ответ на вопрос | 2 ответ на вопрос | 3 ответ на вопрос | 4 ответ на вопрос |
---|---|---|---|
Да -79% | Сам (сама) 37% | Учёба 63% | Учусь-53% |
Нет -21% | Знакомые, друзья-26% | Предпочтения 16% | Ничего 16% |
Родственники(мама,папа и др.) 21% | Ничто 11% | Работаю 16% | |
Никто 11% | Желания 5% | Совершенствуюсь 10% | |
Не знаю 5% | Реклама 5% | Прохожу мед.комиссию 5% |
Вывод по проведенному опросу:
- Большинство выпускников определились с выбором профессии, что является хорошим показателем в выпускных классах.
- Если посмотреть на ответы вопроса “Каким образом ты определился с выбором профессии” больше половины учеников выбрали профессию самостоятельно.
- В 11 классах учеба и интерес к определенным учебным предметам помогли определиться с выбором профессии. В 9 классах помогли советы родителей.
- Для того чтобы осуществить данный выбор профессии большая часть ориентирована на учебу.
Мой план выбора профессии
Итак, я изучил выбор профессии выпускников и понял, что в большей степени на выбор профессии в 9 классе влияют родители, что не совсем правильно. А в 11 классе больше половины выпускников выбирали профессию по учебным достижениям, что тоже является не главным в выборе профессии. А как же интерес к профессии, личностные профессиональные качества.
Сопоставив изученный материал по профессиям и опрос выпускников, я предлагаю следующую схему выбора профессии:
1. Пройти ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е.Л. Климова (пройди тест онлайн или см. приложение 1.), по ней определить свою профессиональную ориентацию, самооценку, интересы, подходящий тип профессии. Пройти Методику Йовайши (пройди тест онлайн или см. Приложение 1). По полученным данным выписать подходящие профессии.
2. Определить свои увлечения, любимые занятия.
3. Проанализировать профессии, в которых возможно применить свои увлечения (Приложение 2.)
4. Сопоставить профессии выбранные с помощью пройденных методик и список профессий выбранных по своим увлечениям. Выписать совпавшие профессии.
5. Выбрать какая из этих профессий принесёт больший и стабильный доход и будет в радость.
6. Какие предметы необходимо знать, чтобы поступить в учебное заведение для получения данной профессии.
7. В каком направлении, и по каким предметам нужно приложить больше усилий.
8. Представить себя специалистом выбранной профессии и понять это ли нужно!
9. Если не нравишься себе, начать выбор с начала.
Моя профессия по “Схеме выбора профессии”
1. Результаты ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА Е.Л. Климова
Человек-природа Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным.
Результаты МЕТОДИКИ ЙОВАЙШИ
А) Определение профессиональных предпочтений Йовайши
По результату теста мои профессиональные предпочтения набравшие больше баллов в сферах:
Б) Опросник профессиональных склонностей
- Работа с людьми 10
- Исследовательская деятельность 4
- Работа на производстве 0
- Эстетические виды деятельности 4
- Экстремальные виды деятельности 3
- Планово-экономические виды деятельности 3
2. У меня в доме есть очень много всяких разных животных – попугай, рыбки, котёнок, собака. Я их всех очень люблю. Но они все требуют много внимания , но разного отношения. Иногда бывает что кто-то из них болеет. Я не всегда обращаюсь к ветеринару, и лечу их сам. У меня есть младший брат и когда он болеет я его лечу, помогаю маме за ним ухаживать. И даже если он здоров я всё ровно за ним присматриваю.
3. Есть несколько профессий, в которых я могу проявлять заботу о братьях наших меньших и о людях. Это ветеринар, врач, учитель, эколог, дрессировщик и другие.
4. Я сопоставил результаты опросника и мои интересы. Направления и интересы к профессии совпали и тем самым я могу точно сказать, что мне подходят профессии ветеринар, врач, учитель, эколог, дрессировщик.
5. Из всех предполагаемых профессий я выбираю врача. Я считаю, что сейчас врачи узких специализаций зарабатывают больше чем другие. Я очень хочу стать врачом потому, что хочу быть полезным, не только для семьи но и для других. Возможно, я смогу изобрести лекарство от рака.
6. Чтобы лечить людей и не навредить им, нужно очень хорошо знать : анатомию человека, биологию, химию, математику.
7. Сейчас я знаю мне нужно приложить больше усилий в изучении математики, и расширить знания по всем предметам. Для этого я посещаю дополнительные занятия по математике, изучаю литературу по всем предметам как в интернет- источниках, так и в обычной библиотеке.
8. Я вижу себя врачом –окулистом. И мне это нравится.
9. Если вдруг я передумаю, то стану детским врачом педиатром.
Заключение
Для того, что бы правильно выбрать профессию, выпускнику необходимо прочитать литературу о различных учебных заведениях, учесть свои интересы и склонности. Об учебных заведениях можно прочитать в Интернете, в буклетах или сходить на день открытых дверей.
Определяясь с выбором своей профессии, я очень долго думал, а кем мне хочется быть. Искал информацию везде. Я понял, что необходимо составить алгоритм выбора. Стал обдумывать критерии. И из всего разнообразия выбрал самое важное и из них составил свою схему выбора профессии, которая является продуктом моего проекта. Каждый школьник может воспользоваться моей схемой выбора профессии и помочь себе определиться.
Выполнение данного проекта помогло мне точно определиться, кем я хочу быть. Я уверен в своих силах и точно поставил перед собой цель – в мед университет. Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе, поэтому я стараюсь учиться и хочу успешно сдать вступительные экзамены, ведь именно в это время я покажу всё своё умение!
Список литературы
- Галицкая С. Компас в мире профессий, или Как сделать правильный выбор: о профилизации старшей ступени средней школы/ С. Галицкая //Учительская газета. Прил. УГ Регион-консультант. – 2008. – 11 марта (N 11). – С. 5.
- Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: БАО, 2006. – 798 с.
- Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах. – Москва: Амрита-Русь, 2005. – 350 с.
- Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют… стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. – 2008. – 15 марта . – С. 18.
- Интернет
Приложение 1. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.Л. Климов)
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориентации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.
Теоретическое обоснование
В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, па который они (профессии) направлены.
1. Человек – техника (Ч-Т).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
- обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
- восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
- изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек – человек (Ч-Ч).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
- правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции т.д.)
- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
З. Человек – знаковая система (Ч-З).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.):
- шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
- управлением движением (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
- восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек – природа (Ч-П).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
- обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
- заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
- восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
- изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек – художественный образ (Ч-Х).
Труд людей этой группы профессий связан с:
- преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер. художник, режиссер, композитор и пр.);
- исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир. реставратор, оформитель и пр.);
- с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Выбор профессии – работа планомерная. И всегда проще действовать по заранее составленному плану.
Но здесь важно не соблюдение чёткой последовательности – главное учесть все критерии выбора.
Критерии оценки будущей профессии
Выбор профессии – это не одно действие, это процесс, в результате которого Вы определите Ваше будущее.
Практический опыт показывает, что экономически эффективный путь состоит в оценке профессии по следующим критериям:
- экономические (структура экономики, востребованные профессии, потенциальные работодатели);
- содержательные (содержание профессии);
- личностные (проф. качества, умственные способности, психологические особенности);
- медицинские (состояние здоровья);
- образовательные (достаточный уровень образования, содержание предстоящего обучения).
Главное при работе с данными критериями помните два правила:
- оценить профессию необходимо по каждому из критериев, ничего не упуская;
- необходимо начинать с выбора профессии и заканчивать выбором уровня профессионального образования/учебного заведения, но не наоборот. Цель – «получить высшее образование» или же «отучиться именно в этом учебном заведении», а специальность, профессия дело десятое – к положительным результатам никого еще не приводила.
Решите сначала, чем бы Вам в своей жизни хотелось заниматься и нужно ли это экономике региона, а уж как к этому прийти варианты существуют разные.
Вопросы, на которые придется ответить
Ниже приведен ряд вопросов, ответив на которые Вы сможете в полной мере понять и оценить интересующую Вас профессию.
- Какие функции выполняет работник данной профессии? Интересно ли Вам это?
- Что Вам предстоит изучать и осваивать, обучаясь профессии? Сможете ли Вы это?
- Какие профессиональные качества требует профессия от работника? Есть ли у Вас это?
- Какие требования профессия предъявляет к состоянию здоровья? Подходит ли Вы для этого?
- Какого уровня образования достаточно для освоения профессии, и в каких учебных заведениях ведется обучение?
- В каких отраслях экономики или на каких предприятиях востребованы работники этой профессии?
- Какие имеются возможности карьерного роста и продолжения обучения?
Часто у школьника на рассмотрении находится несколько вариантов. Ответьте по каждому из них на вышеизложенные вопросы. После этого у Вас сформируется представление о профессии и Вам будет несложно сделать окончательный выбор.
Также помните, что по всем вопросам Вам всегда помогут соответствующие специалисты.
Кто Вам поможет?
Любую информацию, которая Вам понадобиться для выбора профессии вы можете:
- Спросить у эксперта: о структуре и перспективах экономики вашей области, о востребованных профессиях, об уровнях и возможностях профессионального образования, о возможных местах работ по профессии, карьерном росте и дальнейшем профессиональном обучении и по любому другому вопросу, освещенному здесь;
- найти самостоятельно в Интернете или библиотеке: справочники, классификаторы, словари профессий, учебных заведений; специализированные издания (журналы, газеты); должностные инструкции интересующих Вас специалистов; образовательные стандарты, в которых можно узнать, что включает в себя обучение по профессии;
- обратиться к профессионалам: школьные психологи, специалисты учебных заведений, консультанты Центра профессиональной ориентации;
- так-же поможет психологическая консультация, профориентационное тестирование;
- обязательно изучите правила приема в профессиональные учебные заведения, содержание процесса обучения и дальнейшие перспективы.
выбор профессии