Содержание
- Вопрос в начале параграфа
- Проверь свои знания
- Обсуди с товарищами
- Выскажи мнение
- Выполни задания в рабочей тетради
- Работа с моделями, схемами, таблицами
Среда обитания (почвенная, организменная)
Вопрос в начале параграфа
Почва – самая молодая и наиболее заселенная среда обитания. Согласны ли вы с данным утверждением?
Я согласен с утверждением, что почва является самой молодой и наиболее заселенной средой обитания, потому что возникла она на нашей планете вместе с живыми организмами. Если бы живых организмов не было, то и почвы могло не быть.
Вспомните! Каков состав почвы? От чего зависит ее плодородие?
Почва состоит из песка, воздуха, глины, перегноя, воды, минеральных солей. Также в ней есть живые организмы, к которым относятся муравьи, медведки, корешки различных растений и прочие мелкие животные. Они постоянно измельчают почву, переносят ее мельчайшие частички. От этого зависит плодородие почвы, ведь именно эти живые организмы роют в ней ходы, рыхлят ее, обогащая кислородом. Также плодородие зависит и от влагонасыщенности, температуры грунта, его кислотности и содержания перегноя.
Стр. 32
Какие органы не нужны внутренним паразитам? Почему?
Внутренним паразитам не нужны органы дыхания, потому что в своей среде обитания они получают энергию из питательных веществ своего хозяина. Также им не нужны органы зрения, ведь находятся они в удобной для своего комфортного обитания среде, где нет необходимости что-то видеть.
Стр. 34
Проверь свои знания
№ 1. Каковы особенности почвы как среды обитания?
Почва – это верхний слой земли, возникновение которого связано с деятельностью живых организмов. В ней есть все необходимое для жизни: более постоянная температура, чем не поверхности; отсутствие света, который не может проникнуть в глубину почвы. Также воздух, который попадает в грунт, содержит мало кислорода и больше углекислого газа. Количество воды в почве напрямую зависит от времени года и выпадающих осадков.
№ 2. С чем связано отсутствие отдельных органов и даже систем органов у паразитических организмов?
Частичное или полное отсутствие органов и даже целых систем органов у паразитических организмов связано, прежде всего, с условиями их среды обитания. Это обилие пищи, влажность, повышенная температура и недостаток кислорода. Например, глаза, как и другие некоторые органы, у них отсутствуют из-за своей ненадобности.
№ 3. Можно ли считать всех обитателей организменной среды паразитами?
Я думаю, что можно, потому что они прямо или косвенно используют организм хозяина в качестве места своего обитания. Например, рыба горчак обыкновенный приспособилась откладывать икру в полость тела двустворчатого моллюска. Этим она не наносит ему вред, но все-таки использует его тело для надежной защиты своей икры от врагов, а его жабры для снабжения икринок кислородом.
Обсуди с товарищами
Каковы причины развития у паразитических червей органов фиксации и высокой плодовитости?
Чтобы выжить в организме хозяина, у паразитических червей хорошо развиты органы фиксации, например, присоски или крючки, коготки или придатки ротового аппарата. С их помощью они могут легко и надежно прикрепляться к тому или иному органу организма-хозяина.
Высокую плодовитость паразитических червей можно пояснить тем, что из огромного количества яиц, которые были отложены взрослой особью, большинство не развиваются, а гибнут под воздействием ферментов внутренних органов организма-хозяина. Откладывание большого количества яиц паразитическими червями увеличивает шансы на выживаемость их потомства.
Выскажи мнение
Часто кишечные и глистные заболевания называют «болезнью грязных рук». Почему?
Потому что чаще всего заражение кишечными инфекциями, а именно, кишечными и глистными заболеваниями, происходит при употреблении загрязненной воды и пищевых продуктов, а также через грязные руки, на которых находится множество кишечных бактерий.
Работа с текстом
Выполни задания в рабочей тетради
№ 1. Прочитав первый раздел параграфа «Почвенная среда обитания», выделите в нем главную мысль.
Почвенная среда является самой молодой средой обитания живых организмов, включая растения и животных.
№ 2. Составьте план раздела параграфа «Организм как среда обитания».
План
1. Условия обитания в организменной среде.
2. Особенности строения тела организмов-паразитов.
3. Приспособления у организмов-паразитов.
№ 3. Вставьте в слово пропущенные буквы, поставьте ударение: п…р…зит. Составьте с данным словом повествовательное предложение.
Паразит.
Паразит – это организм, который использует тело другого живого организма в качестве постоянной, либо временной среды обитания и своего источника пищи.
№ 4. Выделите из статьи «Почвенная среда» четыре глагола, определите время, в котором они употребляются.
Обитает (настоящее время), проникают (настоящее время), определила (прошедшее время), роют (настоящее время).
Стр. 35
Работа с моделями, схемами, таблицами
№ 1. В рабочей тетради с помощью взрослых или самостоятельно составьте памятку «Предупреждение глистных заболеваний».
Предупреждение глистных заболеваний
1. Соблюдать личную гигиену тела и регулярно мыть руки (особенно после прогулки, после игр с животными).
2. Не употреблять немытые овощи фрукты (в идеале обдавать их кипятком).
4. Тщательно промывать зелень проточной водой.
5. Употреблять только правильно приготовленное мясо и рыбу.
6. Не пить воду из сомнительных источников.
7. Следить за чистотой одежды и обуви.
8. Если есть домашние животные, то своевременно делать профилактические осмотры у ветеринара и проводить профилактику глистов.
№ 2. Выполните модель-аппликацию «Обитатели почвы».
Для аппликации можно взять изображения таких обитателей почвы, как: кроты, медведки, клещи, круглые черви, многоножки, мокрицы, пауки, улитки, слизни, нематоды, двухвостки и другие организмы.
№ 3. Предложите вариант заполнения таблицы «Среды обитания организмов» в рабочей тетради.
Среды обитания организмов
Среда обитания | Условия | Примеры организмов |
---|---|---|
Водная | Обладает выталкивающей силой, постепенное изменение температуры, | Окунь, кит, щука, карп |
Наземно-воздушная | Наличие воздушных масс, резкие перепады температур, достаточное количество кислорода | Лиса, медведь, собака, жираф, обезьяна |
Почвенная | Малое количество света и кислорода, высокая степень неоднородности, наличие минеральных солей | Крот, землеройка, дождевой червь |
Организм как среда обитания | Постоянство условий (температура, влажность) | Острица, аскарида, клещ |
Стр. 38
Среда обитания (почвенная, организменная)
Среда обитания (почвенная, организменная)
1.Используя материал параграфа, дайте определение понятиям.
- Почва – это верхний плодородный слой земли. Её возникновение связано с деятельностью живых организмов.
2.Используя дополнительную литературу в Интернет, составьте небольшой рассказ на тему «Жизнь дождевого червя». План рассказа запишите в тетрадь.
- 1) Кто такие дождевые черви
2) Великий труженик почвы
3) Роль в природе
4) Уважительное отношение к дождевому червю
3.Используя знания из курса «Окружающий мир» начальной школы и дополнительную литературу, заполните схему.
- Состав почвы:
– Перегной
– Минеральные вещества
– Вода
4.Используя материалы параграфа, составьте план ответа на тему «Организм как среда обитания».
- -Что может служить средой обитания для других организмов.
-Кого называют хозяином, паразитами.
-Внутренние и внешние паразиты.
-Характер условия жизни внутри организма-хозяина.
-Приспособления у паразитов.
5.Рассмотрите рисунок. Укажите названия сред обитания изображённых животных, отметив обитателей водной среды – синим карандашом, наземно-воздушной – коричневым, почвенной -чёрным, организменной – красным.
6.Назовите изображённых животных и напишите, чем они отличаются друг от друга и с чем это связано.
- На рисунках изображены мышь и крот. Их внешнее строение отличается друг от друга. Это связано со средой обитания данных организмов. У крота широкие крупные лапы для того, чтобы эффективно разрывать почву. У мышей крупные уши, чтобы хорошо улавливать звуки и быстро реагировать на опасность.
7.Используя текст учебника и рисунок 22 на с.31, заполните таблицу «Приспособленность организмов к окружающей среде. Почвенная среда».
-
· Среда обитания
· Приспособленность к среде обитания
· Примеры животных
· Почвенная
· Слизистые выделения
· Червь
· Короткая шерсть, устойчивая к стиранию, устойчивость к недостатку кислорода, мощные мышцы и кости, противостоящие сдавливанию
· Крот
· Копательные зубы
· Слепушонка
8.У паразитических организмов часто отсутствуют отдельные органы и даже системы органов, зато они очень плодовиты и часто имеют хорошо развитые органы фиксации. С чем это связано?
- Каждый организм приспосабливается под определенные условия среды. У организмов-паразитов пропадают некоторые органы, так как они в них не нуждаются. Функции данных органов выполняют органы хозяина. А вот органы-прикрепления играют ключевую роль для паразитов, поэтому эти органы хорошо развиты.
9.Составьте и запишите в тетрадь памятку на тему «Предупреждение глистных заболеваний».
- -Мыть руки с мылом чаще
-Мыть фрукты и овощи под проточной водой
-Не пить водопроводную воду
-Избегать уличной грязи дома
-Хорошо прожаривать мясо
10.Выберите один правильный ответ.
- 1) Биология — это наука о
в) живой природе.2) Зоология – это наука о
б) животных.3) Изучение объектов с помощью секундомера, линейки, весов – это
в) измерение4) В царство Растения объединено всё многообразие на нашей планете
б) растений5) Наука, изучающая многообразие и классификацию организмов, называется
б) систематикой6) Большой вклад в создание систематики живых организмов
в) К. Линней7) К факторам живой природы относится
в) опыление насекомых8) Дождевой червь – обитатель
а) почвенной среды9) Кроты – обитатели
г) почвенной среды10) Бычий цепень, аскарида – обитатели
б) организменной среды11) Ботаника изучает
а) мхи
в) водоросли
д) папоротники
12.Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Организмы:
А) дуб, Б) ласточка, В) овца, Г) яблоня, Д) вишня, Е) жук.
Науки:
1) Ботаника, 2) Зоология
-
· А
· Б
· В
· Г
· Д
· Е
· 1
· 2
· 2
· 1
· 1
· 2
Предмет: Биология,
автор: yan0chkaaa
Приложения:
Ответы
Автор ответа: 4rtovka50
12
Ответ:
Живые организмы могут служить средой обитания для паразитов и симбионтов (симбиоз — совместное, взаимовыгодное сожительство организмов).
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Химия,
автор: mariya05565
СРОЧНО
Найдите массу хлорида натрия, образующегося при взаимодействии 67,2 л хлора с избытком натрия.
3 года назад
Предмет: История,
автор: Аноним
Срочно Пожалуйста
Складіть 12 питань за біографією Івана Виговського.
3 года назад
Предмет: Математика,
автор: revebovelnur
11. Решите уравнение: а) 40 – 12х -7= 21; – 6) (x – 2) +20 = 29.
3 года назад
Предмет: Биология,
автор: lassdeavs
Помогиите пожалуйста
6 лет назад
Предмет: Математика,
автор: чинка2
Составь”домики”чисел 11,12,13,14,15,16,17,и18 из однозначных слагаемых
6 лет назад
Биология 5 класс. ФГОС
Тема: Организменная среда обитания
Цель: формирование первоначального представления об организменной среде обитания и ее особенностях.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с понятием организменной среде обитания ;
- развивать мышление, память, умение слушать, слышать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- формирование УУД.
Личностные УУД
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
- формирование мотивации к учению
- развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять заданную учебную цель,
- работать по плану,
- обнаруживать и формулировать учебную проблему,
- осуществлять самоконтроль результатов деятельности в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,
- адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников,
- обработка информации (выделение основной и второстепенной),
- обобщать полученные знания, делать выводы в результате совместной работы,
- применять полученную информацию на практике,
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать речь других,
- работать в группе, в парах,
- вырабатывать совместное решение при работе в группе,
- задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром
- контролировать действия партнёра,
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
- проектор, ноутбуки для учителя и учащихся, колонки, экран, программа Microsoft PowerPoint
- принтер, флеш-карта
- авторский медиапродукт: презентация Microsoft PowerPoint, медиаматериал электронного приложения к учебнику, демонстрационный материал в программе Note book, карточка с заданием, эталоны, раздаточный материал для рефлексии, писчая бумага, ручки, карандаши.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
− Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке биологии, где сами открываете новые знания, как вы это делаете?
(Мы проходим два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.)
− Почему так важно открывать новые знания самостоятельно?
− Какова моя роль на уроке? (Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.)
− Какую большую тему вы изучаете на уроках биологии? (Среда обитания)
Учитель записывает на доске слово «Тема» (Универсальный приём ТРИЗ) выдерживает паузу до тех пор, пока все, не обратят внимание, на учителя. Учитель: Ребята, извините, но моя рука не может написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
−( Сегодня мы продолжаем изучать эту тему, и познакомимся с новыми понятиями в этом разделе.)
- Эталон 1. Шаги учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
− С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала).
- Эталон 2. Распределите организмы по средам обитания (работа в группах)
Повторяем правила работы в группе, эталон на доску.
-Как вы распределили организмы в группы? На основании, каких признаков вы сделали свой выбор? Приведите доказательства.
-О какой среде обитания мы не упомянули? (варианты ответов)
2 вариант. Распредели организмы по средам обитания:
—водная —наземно-воздушная —почвенная —
1.журавль 2.медведь 3.акула 4.клещи 5.крабы 6.антилопа 7.ряска 8.землеройки 9.дождевые черви 10.клопы 11.лягушки 12.жабы 13.дуб 14.кувшинки 15.ласточка 16.комары 17.печеночный сосальщик 18.зебра19.медуза 20.пауки.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Что теперь будете делать?
(Вернёмся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы делали, как мы делали и почему не получилось.)
-Что же вы делали, какое задание выполняли?
(Распределяли животных по группам.)
-В чём же затруднение?
(Некоторые животные не вошли ни в одну из групп, мы их никуда не вписали.)
− Какой этап вы выполнили?
(Выявили место и причину нашего затруднения?)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Каким будет следующий этап?
(Будем искать новые знания.) На доске остаются рисунки организмов паразитов.
− Сформулируйте цель своей работы.
(Узнать особенности организменной среды обитания.)
− Что поможет вам достичь цели? (Источник, из которого мы получим новые знания, наш учебник.)
− Откройте учебник на странице 28. Как будете работать?
(Читать, подчёркивать карандашом главное. Это наш план работы.)
− Да, карандашом подчеркните особенности организменной среды. Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.
Оформите на листе А4.
- Работать должны оба.
- Один говорит, другой слушает.
- Если не понял, переспроси.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Реализация построенного проекта.
Учащиеся в течение 2-3 минут читают и подчёркивают особенности организменной среды обитания
− Итак, какой этап вы выполнили? (Работали по выполнению плана.)
− Что вы подчеркнули? Какие знания вы нашли?
Учащиеся читают то, что подчеркнули во время работы в парах, другие могут дополнять ответы. Одновременно на доске вывешиваются новые эталоны: «Особенности организменной среды обитания»
− Итак, вы создали эталоны. Для чего они нужны? (Эталоны помогают запомнить новые знания, ими будем пользоваться при выполнении заданий и их проверке.)
− Что теперь надо сделать? (Вернёмся к заданию на пробное действие.)
Определяем с опорой на эталоны и демонстрационный материал в учебнике, в каких средах обитают организмы.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Для каких сред обитания у нас есть эталоны?
− Какие признаки мы выявили?
Учащиеся проговаривают с опорой на эталоны.
− Какое задание теперь сможем выполнять? Какие организмы обитают в этой среде?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Каким будет следующий этап работы? (Выполним такое же задание самостоятельно.)
− Зачем вы это будете делать? (Мы выполняем такое же задание, чтобы понять, научились ли мы пользоваться новыми знаниями.)
− (как вариант)
1. приспособления организмов к среде обитания.
2. выполнение тренажера по диску на ноутбуке.
− Что теперь необходимо сделать? (Проверять свою работу.)
После выполнения учащимися самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания.
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Что теперь необходимо выяснить? (Где наши новые знания пригодятся.)
Как вариант:
1. видеофильм и обсуждение
2.рассатривание коллекции и обсуждение.
Определите, о какой среде обитания идет речь,
1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3. Крупные кенгуру совершают прыжки в длину до 9 метров.
4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.
6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
(-, +, +, -, +, + взаимопроверка)
- По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
- Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
- Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
- В эту среду проникает мало света, продукт жизнедеятельности живых организмов.
- Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
- Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.
(водная, наземно-воздушная, почвенная, наземно-воздушная, живой организм)
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
(Особенности организменной среды обитания и дать понятие паразитам)
− Вы достигли цели? (Да.)
− Чем вы пользовались при достижении цели? (Различными источниками информации, таблицей, фотографиями, …)
− Что вы узнали?
− Чему научились?
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
- Я знаю основные характеристика паразитов и их среды обитания
- Я могу определять животных паразитов
- В самостоятельной работе у меня были ошибки.
- Я понял причину своих ошибок (если они были).
- Я сегодня был активным на уроке.
- Я сегодня был внимательным на уроке.
- Я выполнял правила работы в паре.
- Я выполнил правила работы в группе.
- Я выполнял правила эталона учебное общение.
- Я сам открыл новое знание.
- Я доволен своей работой на уроке.
− Дома, используя новый открытый вами эталон, среда обитания и паразиты, подготовьте полный развернутый устный ответ Приспособления паразитов к среде обитания и заполните − Спасибо за урок! До свидания!
План-конспект урока по биологии для 10 класса.
Тема урока «Живые организмы как среда обитания»
Цель урока: Продолжить формирование понятия «среда обитания»
Задачи урока: обучающая: организовать работу по изучению понятий «паразитизм», «паразиты», «хозяин»; изучить особенности экологических условий внутренней среды хозяина и адаптации к жизни в другом организме – паразитизму.
воспитывающая: содействовать формированию гигиенических навыков у учащихся и их экологическому воспитанию.
развивающая: создать условия для формирования навыков самостоятельной работы с учебником, умений выделять главное в полученной информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: видеокассета «Биология-1» с видеофрагментом «Тип Плоские черви»; рисунок «Живой организм как среда обитания»; реквизит и костюмы для сценки; кодоскоп, рабочие карты.
Методы урока: эвристическая беседа, проблемный метод.
Форма учебной работы: парная.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе, организация внимания.
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению учебного материала.
2.1.Подготовка к активной деятельности.
Сценка «Прием у врача»
Кабинет врача. Доктор сидит за столом. Входит больной и говорит:
– Здравствуйте, доктор.
– Добрый день. Присаживайтесь. Я вас слушаю.
– У меня болит живот. Кушаю много, а есть все хочется и хочется. Что со мной, не могу понять?
– О, это мы сейчас быстро определим с помощью вот этой ультразвуковой аппаратуры. Расстегните рубашку и ложитесь на кушетку.
Врач подключает аппарат. На экране появляется изображение «червей», которые поют песенку на мелодию «Песни атаманши» из мультфильма «Бременские музыканты»:
Мы обжоры – солитеры,
Эх! Пусть же твой живот болит.
Ноги ты протянешь скоро,
Ах! А мы живем как короли.
Припев: Ой, лю-ли, ой лю-ли,
Ах! Мы живем как короли.
(Припев повторяется два раза).
Говорят, мы паразиты,
Эх! Нам кишка – уютный дом.
Твой обед мы переварим,
Ух! И размножимся потом.
Припев: Плим-плим-плим, бом-бом-бом,
Эх! И размножимся потом.
(Припев повторяется два раза).
Врач:
– Все ясно. В вашем организме поселились паразитические черви, а чтобы избавиться от них вам нужно изучить тему «Живые организмы как среда обитания».
Учитель: Запишите число и тему урока себе в тетрадь.
2.2. Целеполагание. Учащиеся ставят цели, исходя из названия темы урока, и знакомятся с планом урока, записанным на доске.
План урока:
1. Паразитизм.
1. Экто- и эндопаразиты.
2. Особенности экологических условий внутренней среды хозяина.
3. Адаптация к жизни в другом организме – к паразитизму.
Учитель корректирует, если есть необходимость, сформулированные учащимися цели.
3.Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Использование одними живыми организмами других в качестве среды обитания – очень древнее и широко распространенное в природе явление.
Английский писатель Джонатан Свифт писал:
Под микроскопом он открыл, что на блохе
Живет блоху кусающая блошка;
На блошке той – блошинка-крошка,
В блошинку же зуб сердито
Вонзает блошиночка… и так ad infinitum (до бесконечности).
Учитель: О каких взаимоотношениях между организмами идет речь в этом стихотворении?
Учащиеся: Такие отношения между организмами называются паразитизмом.
Учитель: Термин «паразитизм» происходит от греческого слова parasites – нахлебник, от рara – возле и sites – хлеб, пища.
Итак, «паразитизм» – это одна из форм межвидовых отношений, при котором развитие одного организма (паразита) происходит за счет другого (хозяина).
Так кто же, паразит или хозяин является средой обитания?
Учащиеся: Средой обитания является хозяин паразита.
Учитель: Паразитизм известен у всех групп живых существ – от бактерий и вирусов до высших растений и многоклеточных животных. Паразитизм может носить либо временный характер, когда паразиты нападают лишь для питания (иксодовые клещи), либо стационарный, при котором паразит проводит на хозяине большую часть жизни (головная вошь, солитеры).
Среди паразитов различают эндо- и зктопаразитов. Работаем с заданием №1 рабочей карты «Живые организмы как среда обитания»
(Каждой паре учащихся предлагается рабочая карта с заданиями,
правильные ответы проверяем, используя кодоскоп).
Учитель: Вряд ли найдутся организмы, которые благосклонно бы относились к нахлебникам, но ученые считают, что в природе нет таких видов живых существ, на которых не поселяются или не могут поселиться паразиты. Значит, любой организм, который является для паразитов средой обитания, обладает характерными условиями для их жизни. Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе. Продолжаем работать с рабочей картой урока, выполняем задание №2.
(Правильные ответы проверяем, используя кодоскоп).
*Зарядка для глаз.
Учитель: Чтобы выжить паразиты выработали многочисленные приспособления к паразитированию.
Показ видеофрагмента «Тип плоские черви». (вопросы выписаны заранее на доске, на которые учащиеся отвечают после просмотра видеофрагмента).
1) Какие приспособления к паразитизму есть у плоских червей?
Учащиеся: Присоски, крючки, упрощение организации и процессов жизнедеятельности, высокая плодовитость, смена хозяев, гермафродитизм.
2) Какой вред приносит цепень человеку?
Учащиеся: Паразиты отравляют организм хозяина своими токсинами.
Учитель: Вспомните, ребята сценку, с которой начинался наш урок. Врач своему пациенту советует изучить тему урока, но любая теория должна сочетаться с практикой. Конечно, сейчас медицина успешно справляется с гельминтозами, но ведь лучше предупредить, чем лечить.
Как можно уберечь свой организм от заражения глистами?
Учащиеся: Мыть руки с мылом перед едой; тщательно мыть овощи и фрукты; пить кипяченую воду; употреблять в пищу прожаренное и проваренное мясо, и рыбу; зашищать пищевые продукты и посуду от переносчиков яиц паразитов – тараканов и мух.
4. Этап проверки понимания и закрепления учащимися нового материала.
4.1. Выводы по теме: (продолжи предложения)
1. Средой обитания любого паразита является…(другой организм – хозяин).
2. Эктопаразиты отличаются от эндопаразитов тем, что…(эктопаразиты – живут на поверхности тела, а эндопаразиты – внутри тела хозяина).
3. Живой организм как среда обитания имеет следующие преимущества для жизни паразита…(постоянная обеспеченность пищей, защищенность от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды).
4. Для жизни в другом организме у паразитов выработались следующие адаптации….(присоски, крючки, упрощение организации и процессов жизнедеятельности, высокая плодовитость, смена хозяев, гермафродитизм.)
4.2. Реши проблему:
1). Какова роль паразитизма в экосистемах?
2).* Почему многие паразиты рыб предпочитают селиться в жабрах? (В жабрах кровеносные сосуды располагаются очень близко к поверхности. Это облегчает доступ к ним паразитов. Постоянное омывание жабр новыми порциями воды облегчает дыхание и питание паразитов).
5. Домашнее задание:
1) параграф 28, страница121-125;
2)* Пути возникновения паразитизма (сообщение).
Поурочная карта
по теме «Живые организмы как среда обитания»
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по выполнению заданий, оценка. |
Задание №1. Рассмотрите рисунок. Составьте схему №1 «Формы паразитизма», распределив паразитов в следующие группы: Формы паразитизма Эктопаразиты: Эндопаразиты: ? ? Паразиты: Человеческая аскарида, дифтерийная палочка, вши, вирус гриппа, пастбищные клещи, бычий цепень, блохи, вирус ВИЧ. Задание №2. Прочитайте на странице 122 учебника материал об особенностях среды для жизни паразитов и заполните схему №2: Особенности экологических условий внутренней среды хозяина Благоприятные: Неблагоприятные ? ? |
3 мин – самостоятельная работа, 4 баллов (за каждый правильный ответ 0,5 балла). 5-6 мин – самостоятельная работа, 5 баллов (за каждый правильный ответ 1 балл). |
Рисованный фильм
по теме «Живые организмы как среда обитания»