Составьте сложный план по теме «Человек как биосоциальное существо»
Готовый план
-
Понятие человека как биосоциального существа
-
Отличительные особенности человека
а) прямохождение
б) членораздельная речь
в) абстрактное мышление
г) пользование орудиями труда и др. -
Характеристики человека
а) индивид
б) личность
в) индивидуальность -
Социализация и её этапы
а) первичная
б) вторичная -
Теории происхождения человека
а) теологическая
б) трудовая
в) космическая (палеовизита) -
Антропогенез как наука о происхождении человека
Задание 24 на ЕГЭ по обществознанию и его критерии
Следуя критериям и используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как биосоциальное существо». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
План развернутого ответа на тему «Человек как биосоциальное существо».
1. Понятие человека.
2. Признаки, отличающие человека от животного:
А) наличие высокоразвитого мозга, мышления, речи;
Б) изготавливает орудия труда;
В) осуществляет осознанную целенаправленную деятельность;
Г) имеет как подлинные, так и мнимые потребности.
3. Потребности человека:
А) биологические;
Б) социальные;
В) идеальные.
4. Виды биологических потребностей:
А) еда;
Б) вода;
В) отдых;
Г) воспроизводство рода.
5. Виды социальных потребностей:
А) общение;
Б) труд;
В) самореализация.
6. Индивид и личность как проявление биологического и социального в человеке.
7. Задатки и способности человека.
8. Роль биологического и социального в жизни человека.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. ,
2. В чём проявляется биологическая природа человека?
а) функционирование внутренних органов и систем;
б) первичные (физиологические) потребности;
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) роль наследственности в развитии человека;
б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
1. Проявление
биологической природы человека:
а) функционирование
внутренних органов и систем;
б) первичные
(физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.);
в) генотип
человека и механизмы наследственности и т.д.
2. Проявления
социальной природы человека:
а) социальные
потребности и интересы;
в) сознание и самосознание;
3. Отличия
человека от животных:
а) способность
к членораздельной речи;
в) использование
сложных орудий труда и т.д.
4. Единство
биологического и социального в человеке:
а) влияние
биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
б) удовлетворение
биологических потребностей в рамках социальных норм;
в)
развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.
Источник: НезЛО Антона Чубукова
ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «ЧЕЛОВЕК». Биосоциальная природа человека.
Биосоциальная природа человека.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
Биосоциальная природа человека.
1.Единство биологического и социального в человеке.
2.Биологическое в человеке:
- наличие инстинктов (самосохранения, продолжения рода, материнства и др.);
- биологические потребности (в еде, одежде, укрытии, воздухе и др.);
- особенности психических процессов, темперамента, мышления, передающиеся по наследству.
3.Социализация как процесс формирования социальных качеств человека, становления личности.
- Социальное в природе человека:
- способность к мышлению, речи;
- формирование характера, становление личности;
- способность к целенаправленной деятельности;
- способность отвечать за свои действия и поступки;
- творческое начало;
- способность к прогнозированию.
5.Роль социального и биологического в жизни человека.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.