Составить план социальные нормы как элемент социального контроля

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1.  Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2.  Элементы социального контроля:

а)  социальные нормы;

б)  социальные санкции.

3.  Виды социальных норм:

а)  мораль;

б)  право;

в)  эстетические нормы;

г)  политические нормы;

д)  религиозные нормы и др.

4.  Причины возникновения социальных норм.

5.  Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а)  контроль;

б)  регулирование;

в)  оценка;

г)  социализация и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Составьте сложный план по теме «Социальные нормы»

Задание 28 на ЕГЭ по обществознанию

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

План

  1. Определение социальных норм
  2. Признаки социальный норм:
    а) распространяются на круг лиц, не имея определенного адресата
    б) возникают в связи с деятельностью человека
    в) регулируют общественные отношения
    г) возникают в процессе исторического развития
    д) соответствуют культуре
  3. Виды социальных норм по форме:
    а) обычаи
    б) традиции
    в) религиозные нормы
    г) мораль
    д) право
    е) этикет
    ж) эстетические
    з) корпоративные
  4. Типы социальных норм по распространению:
    а) общечеловеческие
    б) национальные
    в) классовые
    г) групповые
  5. Классификация социальных норм по степени обязанности выполнения:
    а) побуждающие
    б) запрещающие
    в) императивные
    г) рекомендательные
  6. Функции социальных норм:
    а) регулирующая
    б) интегрирующая
    в) социализация
    г) оценочная
    д) охранительная
    е) эталонная
  7. Способы регулирования поведения:
    а) дозволение
    б) предписание
    в) запрет
  8. Особенности права как разновидности норм:
    а) общеобязательность
    б) формальная определенность
    в) исходят от государства
    г) обеспечиваются принудительной силой государства
  9. Соотношение морали и права
  10. Социальные нормы как элемент социального контроля

Используя
обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Социальные нормы». Сложный план должен содержать не менее трёх
пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или
более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта
должно быть не
менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных
наук возможно только два подпункта.)

Один из
вариантов плана раскрытия данной темы:

1.     

Понятие «Социальные нормы».

2.     

Признаки социальных норм:

а) не
имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

б)
направлены на регулирование общественных отношений;

в)
возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

г)
возникают в процессе исторического развития;

д) их
содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации
общества.

а) обычаи и традиции;

б) нормы морали;

г) религиозные нормы;

4.     

Функции социальных норм:

а) регулятивная;

д) контроля отклоняющегося поведения.

5.     

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

а) дозволение;

б) предписание;

в) запрет.

6.     

Социальные нормы как элемент
социального контроля.

Перейти к контенту

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1.  Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2.  Элементы социального контроля:

а)  социальные нормы;

б)  социальные санкции.

3.  Виды социальных норм:

а)  мораль;

б)  право;

в)  эстетические нормы;

г)  политические нормы;

д)  религиозные нормы и др.

4.  Причины возникновения социальных норм.

5.  Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а)  контроль;

б)  регулирование;

в)  оценка;

г)  социализация и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

Используя
обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по
существу тему «Социальные нормы». Сложный план должен содержать не менее трёх
пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или
более детализированы в подпунктах (количество подпунктов каждого пункта
должно быть не
менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения
общественных
наук возможно только два подпункта.)

Один из
вариантов плана раскрытия данной темы:

1.     

Понятие «Социальные нормы».

2.     

Признаки социальных норм:

а) не
имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;

б)
направлены на регулирование общественных отношений;

в)
возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей;

г)
возникают в процессе исторического развития;

д) их
содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации
общества.

а) обычаи и традиции;

б) нормы морали;

г) религиозные нормы;

4.     

Функции социальных норм:

а) регулятивная;

д) контроля отклоняющегося поведения.

5.     

Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

а) дозволение;

б) предписание;

в) запрет.

6.     

Социальные нормы как элемент
социального контроля.

Составьте сложный план по теме «Социальные нормы»

Задание 28 на ЕГЭ по обществознанию

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

План

  1. Определение социальных норм
  2. Признаки социальный норм:
    а) распространяются на круг лиц, не имея определенного адресата
    б) возникают в связи с деятельностью человека
    в) регулируют общественные отношения
    г) возникают в процессе исторического развития
    д) соответствуют культуре
  3. Виды социальных норм по форме:
    а) обычаи
    б) традиции
    в) религиозные нормы
    г) мораль
    д) право
    е) этикет
    ж) эстетические
    з) корпоративные
  4. Типы социальных норм по распространению:
    а) общечеловеческие
    б) национальные
    в) классовые
    г) групповые
  5. Классификация социальных норм по степени обязанности выполнения:
    а) побуждающие
    б) запрещающие
    в) императивные
    г) рекомендательные
  6. Функции социальных норм:
    а) регулирующая
    б) интегрирующая
    в) социализация
    г) оценочная
    д) охранительная
    е) эталонная
  7. Способы регулирования поведения:
    а) дозволение
    б) предписание
    в) запрет
  8. Особенности права как разновидности норм:
    а) общеобязательность
    б) формальная определенность
    в) исходят от государства
    г) обеспечиваются принудительной силой государства
  9. Соотношение морали и права
  10. Социальные нормы как элемент социального контроля

План по обществознанию «Социальные нормы»

23.03.2017

План по теме «Социальные нормы» 

  • Планы по другим темам смотри здесь

1. Понятие социальных норм как установленных в обществе правил поведения. 

2. Виды социальных норм: 

  • обычаи и традиции 
  • моральные 
  • политические и правовые 
  • религиозные 
  • эстетические 
  • правила этикета 
  • мода 

3. Что регулируют социальные нормы? 

  • отношения между людьми 
  • отношения между группами людей 
  • отношения между людьми и созданными ими организациями 

4. Функции социальных норм: 

  • ориентирующая 
  • программная 
  • прогностическая 

5. Способы регулирования поведения людей: 

  • дозволение 
  • предписание 
  • запрет 

6. Социальные нормы в современном обществе.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь и здесь.

 Задание № 28:

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

1.Сущность понятия «социальный контроль».

2.Функции социального контроля:

  • регулятивная,
  • охранительная,
  • стабилизирующая.
  1. Элементы социального контроля:
  • социальные нормы,
  • социальные санкции.

4.Типы социальных норм:

  • правовые,
  • нормы морали.

5.Виды социального контроля:

  • формальный.
  • неформальный.
  1. Виды социальных санкций:
  • формальные (позитивные, негативные),
  • неформальные (позитивные, негативные).
  1. Девиантное и делинквентное поведение, их причины.
  2. Самоконтроль и его элементы.

7.Роль социального контроля для нормального функционирования общества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Задание № 7711

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Комментарий:

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1) Социальные нормы и санкции как элементы социального контроля.

2) Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

3) Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

4) Структура морали:

а) нравственные категории;

б) принципы;

в) нормы.

5) Мораль и нравственность.

6) Взаимосвязь морали и других социальных норм.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах


Ответ:

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

План по теме Социальные нормы и их функции

1. Что такое социальная норма?
2. Функции социальных норм
2.1 Интегративная
2.2 Регулятивная
2.3 Воспитательная
2.4 Контролирующая
3. Виды социальных норм
3.1 Нормы – правила и нормы – ожидания
3.2 Нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – ожидания
3.3 Моральные, правовые, политические, религиозные и другие нормы


🔎 Видеоурок и конспект по теме «Виды социальных норм»
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

  • 3.4 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)

  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов

  • 2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя

  • 1.2.1 Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства

  • Оставить комментарий

    • Вконтакте
    • Сайт

    Обществознание ЕГЭ, занятие 6

    Занятие 16. Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль

    Социальные конфликты

    Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

    Социальный конфликт – открытое противоборство, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия (индивидов, социальных групп, социальных институтов), причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

    Причины социальных конфликтов

      • Главная причина – социальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей (как внутри социальной общности, так и между ними.

      • Основные ценности, за которые ведётся борьба – богатство, власть, престиж, достоинство.

      • Ещё одной причиной конфликтов является культурная разнородность: различия в представлениях об иерархии ценностей, социальных нормах.

    Структура конфликта

      • Субъекты – оппоненты (участники конфликта).

      • Объект конфликта – ценность, за обладание которой идёт борьба.

      • Предмет конфликта – проблема, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт.

      • Конфликтная ситуация – возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов.

      • Инцидент – действия участников конфликта, направленные на овладение объектом (повод для начала открытой стадии конфликта).

      • Среда конфликта – совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт.

    Стратегии поведения в конфликте

      • Стратегия уклонения – стремление выйти из конфликта, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём.

      • Стратегия приспособления – стремление уйти от конфликта путём односторонних уступок

      • Стратегия конкуренции – открытая борьба за свои интересы с целью настоять на своём.

      • Стратегия компромисса – урегулирование разногласий через взаимные уступки.

      • Стратегия сотрудничества – поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы всех участников конфликта в ходе открытого обсуждения.

    В урегулировании конфликта может участвовать посредник (медиатор) или третейский судья (арбитраж).

    Виды социальных конфликтов

      • По количеству участников: межличностные, групповые, личности и группы, внутриличностные (ролевые).

      • По направленности: вертикальные, горизонтальные, смешанные.

      • По длительности протекания: кратковременные, затяжные.

      • По используемым средствам: насильственные, ненасильственные.

      • По характеру развития: преднамеренные, спонтанные.

      • По внутреннему содержанию: рациональные, эмоциональные.

      • По объёму: личные, групповые, локальные, региональные, глобальные.

      • По сферам общественной деятельности: политические, социально-экономические национально-этнические, социально-бытовые.

      • По функциям: конструктивные, деструктивные.

    Социальные нормы

    Социальная норма (от лат. norma – правило, образец, мерило) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

    Признаки социальных норм:

      • вводятся для всех членов общества, не имеют конкретного адресата (неперсонифицированы);

      • действуют постоянно в течение достаточно длительного времени;

      • главной целью является регулирование общественных отношений;

      • связаны с деятельностью людей, меняются с изменением общества;

      • объективны, то есть существуют независимо от желания отдельных индивидов;

      • выступают как мера общественно значимого и приемлемого поведения.

    Функции социальных норм:

      • регулируют поведение людей, обеспечивая стабильность обществ. отношений;

      • интегрируют (включают) личность в социальное окружение;

      • определяют границы допустимого поведения людей;

      • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

      • контролируют отклоняющееся поведение.

    Виды норм:

      • Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

      • Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.

      • Нормы морали – правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, долге и совести.

      • Правовые нормы – формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

      • Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

      • Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

      • Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

      • Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

    Моральные и правовые нормы: общее и различия

      • Общее – регулируют поведение людей.

      • Различия:

        • время и способ возникновения (мораль возникает вместе с обществом, появление права связано с возникновением государства);

        • степень конкретности (моральные нормы носят обобщённый характер, правовые нормы конкретны);

        • общественные отношения, которые регулируются (моральные нормы регулируют все виды отношений, правовые – социально-значимые);

        • институциональность (мораль неинституциональна, правовые нормы создаются и контролируются специальными учреждениями).

    Способы регулирования поведения людей социальными нормами:

      • дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

      • предписание – указание на требуемое действие;

      • запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

    Социальный контроль

    Социальная контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

      • Включает социальные нормы и социальные санкции

    Санкция (от лат. sanctio – ненарушимое постановление) – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных людей, общества в целом.

    Виды санкций:

      • формальные и неформальные;

      • позитивные и негативные.

    Формы социального контроля:

      • внутренний – самоконтроль: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами;

        • Совесть – способность к внутреннему самоконтролю и саморегуляции поведения на основе представлений о добре и зле, о моральных нормах (о должном поведении).

      • внешний: совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов:

        • общественное мнение, средства массовой информации, общественные организации;

        • специальные органы для осуществления социального контроля: суд, полиция, прокуратура, Счётная палата РФ, ФСБ, органы финансового контроля, депутаты разных уровней…

    Надзор – детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п.

    Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

        • «Хорошие законы порождены дурными нравами». Тацит, римский историк

    Методы социального контроля:

      • Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

      • Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

      • Реабилитация – процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

    Решение заданий

    1.

    Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

    2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

    3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях сторон.

    4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

    5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными

    и субъективными и т. д.

    2.

    Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

    2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

    3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

    4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и

    несправедливом, называют моральными нормами.

    5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

    3.

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите слово (словосочетание).

    1) поощрение; 2) наказание; 3) социальный контроль; 4) самоконтроль; 5) социальная норма.

    4.

    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

    1) этикет; 2) норма; 3) санкция; 4) неравенство; 5) мобильность; 6) правило.

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    5.

    Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

    2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

    3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

    4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

    5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

    6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

    Потренируйтесь в решении заданий 2 части ЕГЭ

    Задание 21 – 24

    Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.

    Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

    В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

    (Н.И. Матузов)

    21. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

    22. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

    23. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

    24. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

    Задание 25

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.

    Задание 26

    Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

    Задание 27

    В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями».

    Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

    Задание 28

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм».

    Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    8

    Термин «социальный контроль» впервые был введен французским социологом Он предлагал рассматривать его одним из важнейших В последующем Р.Парком, Э.Россом, А.Лапьером была разработана целая теория, согласно которой тот являлся необходимым средством для обеспечения усвоения человеком элементов культуры, сложившейся в обществе.

    Социальный контроль — это механизм, существующий для поддержания порядка в обществе, направленный на предотвращение нежелательного, отклоняющегося и их наказание за это. Осуществляется посредством нормативного регулирования.

    Важнейшее условие функционирования социальной системы — предсказуемость действий и поведения людей. Если оно не выполняется, то произойдет ее распад. Для устойчивости системы общество использует различные средства, к которым можно отнести социальный контроль, выполняющий охранительную и стабилизирующую функцию.

    Он имеет структуру и состоит из и санкций. Первые содержат предписания, определенные модели поведения в обществе (в них указывается, что люди должны делать, думать, говорить и чувствовать). Они подразделяются на правовые (закреплены в законах, содержат санкции за их нарушение) и (выражаются в виде общественного мнения, основной инструмент воздействия -всеобщее порицание или одобрение).

    Нормы классифицируют по масштабу на те, которые существуют в малых, больших группах и в обществе в целом. К общим можно отнести традиции, обычаи, этикет, законы, нравы и т.д. Нормы — это права и обязанности человека по отношению к другим, выполнения которых ожидают от него окружающие. Они имеют строго определенные рамки. К ним обычно относят социальные обычаи и традиции, манеры, этикет, групповые привычки, табу, общественные нравы, законы.

    Для регулирования поведения человека существуют санкции, при помощи которых его «правильные действия» поощряются, а за допущенные нарушения применяются меры наказания. Они могут быть самыми разнообразными, начиная от неодобрительного взгляда до лишения свободы и даже смертной казни. Санкции подразделяют на 4 типа: негативные (наказания), позитивные (поощрения), формальные (различные награды, премии, грамоты, стипендии, штрафы, лишение свободы и т.д.), неформальные (одобрение, похвала, комплимент, устный выговор, оскорбительный тон).

    Виды социального контроля

    Внешний (формальный и неформальный) и внутренний.

    Формальный контроль осуществляется госорганами, социальными и политическими организациями, СМИ, основываясь на официальном осуждении или одобрении и действуя на территории всего государства. При этом нормы, регулирующие деятельность человека, содержатся в законах, постановлениях, различных инструкциях и приказах. Формальный социальный контроль направлен на соблюдение существующего порядка и уважение законов при помощи представителей госорганов. Неформальный основан на осуждении или одобрении поступков друзьями, родственниками, соседями, коллегами и так далее. Он выражается в виде традиций, обычаев, а также через СМИ.

    Внутренний социальный контроль предполагает регулирование человеком своего поведения самостоятельно, основываясь на общепринятых нормах. Он проявляется в виде эмоциональных переживаний, чувства вины и вообще отношения к совершенным поступкам. Основные элементы самоконтроля — совесть, воля и сознание.

    Косвенный (основан на идентификации с законопослушной группой) и прямой социальный контроль, который базируется на доступности различных способов удовлетворения потребностей и достижении целей, альтернативных аморальным или противоправным.

    Нормы пронизывают все аспекты жизнедеятельности общества, регулируя систему социальных взаимодействий, предписывая те или иные формы поведения личности, функционирования социальных институтов. На язык нормативных предписаний переводится все, что имеет какую-либо ценность для общества.

    Определение 2

    По своей сути, нормы представляют собой определённые идеальные стандарты, образцы, предписывающие реализацию определенных поведенческих паттернов в конкретных условиях.

    Подходы к классификации социальных норм

    В наиболее общем виде нормы могут быть классифицированы на основании учета критерия строгости исполнения на:

    • нормы, за нарушение которых следует мягкое наказание – неодобрение, недоброжелательный взгляд и пр.;
    • нормы, за нарушение которых следует применение жестких санкций, включая тюремное заключение, смертную казнь (в некоторых странах мира).

    Диапазон следования социальным нормам существенно варьируется: от конформизма до реализации девиантных форм поведения.

    Определение 3

    Под конформизмом в современной научной литературе понимается тип социального поведения, характеризующийся пассивным принятием социального поряд ка, приспособленчеством, беспрекословным следованием образцам поведения, соответствующим общепринятым моделям; внешнее согласие с установленным социальным порядком.

    Достижение конформизма выступает главной целью социального контроля.

    Следует отметить, что конформизм может быть внешним и внутренним: внешний (публичный) — проявляется в ситуации, когда личность принимает нормы, правила и требования общества внешне, сохраняя собственное мнение; внутренний – в ситуации, когда индивидуум принимает социальные нормы, правила и требования как личностные, полностью разделяет их.

    Специфика проявления конформизма зависит от совокупности многочисленных факторов, включая индивидуально-личностные, социо-культурные и пр.

    Определение 4

    Девиантность – поведение, нарушающее установленные в обществе нормы и правила.

    В зависимости от формы проявления социальные нормы бывают:

    • номы как стандарты поведения (правила, обязанности);
    • нормы как ожидание реализации соответствующих поведенческих моделей (реакции других людей).

    Функции норм как элементов социального контроля

    Социальные нормы успешно реализуют ряд функций , включая следующие:

    • регуляция особенностей протекания процессов социализации;
    • интеграция отдельных индивидуумов в социальные общности, а социальных общностей – в общество;
    • регуляция отклоняющегося поведения;
    • выступают поведенческими образцами, эталонами поведения.

    Формы реализации социального контроля

    Реализация социального контроля достигается следующими способами:

    • посредством социализации;
    • посредством общественного давления. Как правило, осуществляется первичными социальными группами: школьными и студенческими коллективами, семьей и пр.;
    • посредством принуждения. Осуществляется на основании законодательных норм в области финансового, уголовного, конституционного права и пр.

    Осуществление социального контроля посредством социализации осуществляется в процессе реализации следующих функций:

    • обучение образцам поведения, культурным нормам;
    • контроль успешности усвоения результатов обучения.

    Таким образом, в современном российском обществе сформировались многочисленные инструменты, факторы реализации социального контроля, совокупное воздействие которых обеспечивает единство, целостность социума.

    Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

    Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний
    и внешний контроль.
    Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

    Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы –
    это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

    Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

    ? регулируют
    общий ход социализации;

    ? интегрируют
    личность в социальное окружение;

    ? служат образцами,
    эталонами соответствующего поведения;

    ? контролируют
    отклоняющееся поведение.

    Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – какстандарты поведения
    (обязанности, правила) или как ожидания поведения
    (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

    Социальные санкции –
    это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

    ? формальные позитивные санкции –
    публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т. д.);

    ? неформальные позитивные санкции –
    публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т. е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т. д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т. п.);

    ? формальные негативные санкции –
    это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

    ? неформальные негативные санкции –
    наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т. д.).

    Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этом – один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

    Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).

    Система социального контроля является одним из элементов механизма социализации личности. Социализацию мы представляли как процесс освоения культурных норм и социальных ролей. Социализация касается прежде др. ндивида и происходит под определенным контролем общества, окружающих (не только учат детей, но и контролируют правильность усвоения образцов поведения). Считается, что социальный контроль досягает ься сочетанием факторов предрасположенности к покорению, принуждения и пидданости социальным нормам, правилам поведения, ценностям. А также интерпретируется как целенаправленное воздействие общества на поведение индивидов да, что и обеспечивает нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой, вследствие чего и возникает»здоровый»социальный порядок, придерживается нормальный уклад с в совместной жизни (теории. Е. Росса, P. Парка). Проблема социального контроля по сути является составляющей проблемы взаимоотношений индивида и общества, гражданина и государства. Образно говоря, социальный контроль выполняет функцию милиционера, который следит за поведением людей и»штрафует»тех, кто не соблюдает надлежащих правил бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что они пожелают, и так как они пожелают. Поэтому социальный контроль выступает фундаментом стабильности в обществе, его отсутствие или ослабление приводят к беспорядкам, социальной аномии (игнорирование норм и правилта правил).

    . Социальный контроль
    — это способ саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченность взаимодействий между людьми благодаря нормативному регулированию. В его систему входят все способы реакции как крупных общественных у образований, так и конкретного индивида на различные конкретные действия человека или групп, все средства общественного давления для того, чтобы поставить позанормовану поведение и деятельность в определенные социальные границі.

    Рассматривая социальные институты, видим, что они выполняют контролирующую, влиятельную, регулирующую функции, которые сводятся к определенному»социального контроля»(можно привести примеры из повседневной жизни). Схем тически можно объяснить так: каждый член общества осознает, как себя вести в различных ситуациях, чтобы быть понятным, чтобы знать, чего ожидать как от него, так и — какой будет реакция групп есть,»орг анизований ход»нашей общественной жизни может быть обеспечен благодаря тому, что взаемопередбаченою является поведение людией.

    Каждая социальная группа вырабатывает систему средств, благодаря которым каждый человек ведет себя в соответствии с нормами, образцов поведения в различных ситуациях. В процессе социального контроля формируются отношения, и, однако, намного сложнее, чем»подгонка»индивидуальных качеств под те или иные социальные стандарты. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания и социальной. Индивид и общество (социальная группа) представляют собой взаимодействующие составные элементы социального контроля. Это — процесс взаимодействия индивидов и обобществленного (группы, классы), в схему которого вклю ляются два типа действий: индивидуальные действия и действия социальные (групповые, коллективные). Но и этого еще недостаточно. Принципиально важно учесть своего рода дополнительные промежуточные элементы этой системы, перемен ни социально-психологического характера: самооценка субъекта действия (как индивида, так и социальной группы), восприятие и оценка социальной ситуации (социальная перцепция) как отдельным лицом, так и социальной групповыхгрупою.

    Самооценка и оценка ситуации — важные социально-психологические показатели, проявление которых позволяет в значительной степени предсказать содержание и направление индивидуальных и социальных действий. В свою очередь, самооценка, оценка а и восприятия социальной ситуации зависят от специфики социальной и индивидуальной шкалы оценок. Схематически механизм действия социального контроля показано на рис. 2.

    В систему средств социального контроля относят:

    Система меры, норм, правил, запретов, санкций, законов, система подавления (включая физическое уничтожение);

    Система стимулов, наград, позитивных, доброжелательных мер поощрения и т.д.

    Все это называется системой»социального контроля»Он представляет собой механизм поддержания общественного порядка и требует наличия двух основных групп элементов — нормы и санкции

    Нормы — это установки, наставления: как нужно вести себя в обществе. Это прежде всего обязанности человека или группы к другим, а также и ожидания (вожделенной поведения). Они формируют сеть социальных отношений, взаимодействий в группе, обществе. Социальные нормы — это и»часовые»порядка и цинностетей.

    Санкции — средства поощрения и наказания, стимулирует людей соблюдать нормы

    Элементами системы социального контроля можно назвать:

    Привычку — как установленный способ поведения индивида в различных ситуациях, где он не имеет негативной реакции от группы;

    Обычай или традиции — как установленный способ поведения, где группа связывает свои моральные оценки и нарушение которого группа вызывает негативные санкции;

    Законы — как нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти;

    Санкции — как система мероприятий, действий, регулирующие поведение людей (о них говорилось выше). Законом общество защищает драгоценное: человеческая жизнь, государственную тайну, собственность, права человека и гид днестідність.

    Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно:

    Регулируют общий ход социализации;

    Интегрируют людей в группы, а группы — в общности;

    Контролируют отклонения от нормированной поведения и деятельности;

    Служат образцом, эталоном поведения

    . Санкции
    — охранники норм, они»несут ответственность»за соблюдение норм людьми. Социальные санкции — достаточно разветвленная система, с одной стороны, наград, поощрений за выполнение норм, т.е. за конформизм, с согласие. С другой — наказаний за отклонение и несоблюдение их, то есть за девиантность. Конформизм, согласованность и правильность действий — цель социального контроля. Таким образом, санкции могут иметь положительный т а отрицательный характер. Другим критерием разделения социальных санкций является наличие закрепления их действий в нормативно-законодательной базе. Поэтому они делятся на формальные и неформальные. То же самое стосуеть ся и социальных норм. Следовательно, нормы и санкции объединены в единое целое. Исходя из этого, нормы и санкции можно условно отобразить в виде логического квадрата (рис 3у (рис. 3).

    Сами по себе нормы непосредственно ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе этих же норм и на основании санкционируя циркуляров

    Формальный контроль, как уже отмечалось, основанный на осуждении или одобрении со стороны официальных органов власти или администрации. Он глобальный, осуществляют его люди, наделенные полномочиями, — агенты и формального контроля: работники правоохранительных органов, административные и иные уполномоченные лици.

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения. Для примера: традиционная местная община и до сегодняшнего дня контролирует все а аспекты жизни своих членов в единую систему социального контроля органично вплеталась и религия (строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с праздниками и ритуалами). Существует система контроля и н еформальних отношений между членами преступной группировки или сообществ тюремного заключенияння.

    Особую разновидность элементов социального контроля составляет общественное мнение и самоконтроль. Общественное мнение — это совокупность представлений, оценок, предположений, суждений здравого смысла, которые разделяет большинство ть населения. Она существует и в производственном коллективе, и в небольшом поселении, социальных слоевку.

    Самоконтроль называют еще и внутренним контролем, который проявляется через сознание и совесть, и формируется в процессе социализации. Ученые выяснили, что социальный контроль более чем на 2/3 осуществляется я благодаря самоконтролю. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится применять внешний контроль. И наоборот. Чем меньше у человека развит самоконтро ль, тем более этому обществу приходится применять внешние факторы-рычагомжелі.

    Если разложить в системе координат все элементы правил и норм (X) в возрастающем порядке в зависимости от степени наказаний (Y), то их упорядоченность иметь следующий вид (рис 4)

    Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Больше всего наказываются нарушение юридических законов и запретов (убийство человека, разглашение государственной тайны, надругательства над святынями ней т.п.), и меньше всего — привычки (элементы неряшливости, невоспитанности и др..).

    Социальный контроль всегда имеет своим объектом нежелательное поведение, действие — девиации (отклонения от нормы). Во все времена общество стремилось преодолеть нежелательные нормы человеческого поведения. К нежелательной нормы мо ожна отнести поведение: и воров, и гениев, и ленивых, и слишком трудолюбивых. Различные отклонения от средней нормы как в положительном, так и в отрицательном направлении угрожают стабильности общества которая во все времена ценится больше всего. Социологи называют отклонений от нормы поведение — девиантным. Она представляет собой любые действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. Итак, любую по поведения, которая не вызывает одобрения общественного мнения, называют — девиантным:»криминал»,»пьянство»,»суицид»Но это — в широком смысле. В узком смысле, девиантным поведением считает нарушением я неформальных норм, закрепленных обычаями, традициями, этикетом, манерами и т.п.. А все серьезные нарушения формальных норм, законов, соблюдение которых гарантируется государством, а значит, такие нарушения есть п ротиправнимы, — выступают как делинквентное поведение. Поэтому первый тип поведения является относительным (девиантным), а второй является абсолютным (делинквентного) нарушением. К делинквентности относят: воровство, погр абування, другого типа преступлениеипу злочини.

    Но, как указывалось выше, проявления девиантного поведения могут иметь не только негативный, но и позитивный характер

    Если провести статистические подсчеты, то окажется, что в цивилизованных обществах в обычных условиях на каждую из этих групп приходится около 10-15% общей численности населения около 70% населения ния составляют так называемые»середняки»- люди с несущественными отклонениями в поведении и деятельностиі.

    Чаще девиантное поведение наблюдается у подростков. Причиной является, в частности, психологические особенности возраста: желание острых ощущений, стремление удовлетворить любопытство, а также недостаточная способность ь прогнозировать свои действия, желание быть независимым. Подросток часто в своем поведении не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, и вместе с тем не готов к выполнению определенных социальных ролей условии, что ожидают от него окружающие. В свою очередь, подросток считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Все эти противоречия и является основным источником девиации близи ко 1/3 молодых людей так или иначе участвуют в каких-либо противоправных действиях. Наиболее распространенными формами девиации среди молодежи являются: алкоголизм, проституция, наркомания, хулиганство, самоубийствубство.

    Таким образом, на одном полюсе — группа лиц, проявляющих максимально неодобрительную поведение (преступники, бунтари, террористы, предатели, бродяги, циники, вандалы и др.). На другом полюсе — группа лиц с макс симально одобряемыми отклонениями (национальные герои, выдающиеся деятели науки, спорта, культуры, таланты, успешные цивилизованные предприниматели, миссионеры, меценаты и др..).

    Социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.

    В функционировании социального контроля можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций.

    Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур.

    Отличительной чертой социального контроля являются упорядоченность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка).

    Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время возможности для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: приносящие обществу вред, и необходимые для его развития.

    Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Выделяется два типа социального контроля:

    Внутренний контроль или самоконтроль;

    Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

    Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

    Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Социальный контроль включает в себя два главных элемента — нормы и санкции. Социальные нормы — это предписания о том, как правильно себя вести в обществе. Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    норма санкция регуляция общественный порядок. Можно выделить несколько видов социальных норм:

    1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

    2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

    3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

    4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

    5)религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, верой в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

    6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

    Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

    По масштабам распространения — общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

    По функциям — ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

    По степени нарастания строгости — привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов.

    Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

    Регулируют общий ход социализации;

    Интегрируют индивидов в группы, а группы — в общество;

    Контролируют отклоняющееся поведение;

    Служат образцами, эталонами поведения.

    Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

    Социальные нормы выполняют важные функции:

    Регулирование общего хода социализации;

    Интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

    Контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

    Образец поведения.

    Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

    Санкции — это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

    Различаются четыре типа санкций:

    Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документально. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, и т. п.

    Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

    Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

    Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, и т. п.

    Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение и, следовательно, перестает быть элементом социального контроля.

    Добавить комментарий