Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.
То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.
Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:
- Раскрыть характер персонажа.
- Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
- Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).
Художественный образ
Литературный портрет в произведении существует не сам по себе, а органично вписан в художественный текст. Очень часто, портрет персонажа дается сразу после появления героя в тексте. Причем если мы взглянем на произведения 18-19 веков, то столкнемся с многословными портретами, насыщенными многочисленными деталями, призванными описать героя во всех подробностях. Постепенно описания героев становятся более лапидарными, краткими, автор как будто предлагает читателю самому составить представление о герое по его поступкам, высказываниям, движениям. В любом случае портрет помогает читателю увидеть героя, наблюдать за сюжетам, делает повествование выразительным, зримым.
То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.
Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.
Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.
Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.
Портреты персонажей в мировой литературе
И. С. Тургенев «Накануне». Портрет главной героини Елены Николаевны Стаховой:
«Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь».
Ги де Мопассан «Милый друг»:
«Одна из таких женщин, прислонившись к их ложе, уставилась на него. Это была полная набеленная брюнетка с черными подведенными глазами, смотревшими из-под огромных нарисованных бровей. Пышная ее грудь натягивала черный шелк платья; накрашенные губы, похожие на кровоточащую рану, придавали ей что-то звериное, жгучее, неестественное и вместе с тем возбуждавшее желание».
Чарлз Диккенс «Большие надежды»:
«Дядя Памблчук, грузный, неповоротливый мужчина, страдающий одышкой, с глазами, рыбьим ртом и изжелта-рыжими волосами, торчком стоявшими на голове, так что казалось, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся».
Чарлз Диккенс «Пиквикский клуб»
«Он был среднего роста, но благодаря худобе и длинным ногам казался значительно выше. В эпоху «ласточкиных хвостов» его зеленый фрак был щегольским одеянием, но, по-видимому, и в те времена облекал джентльмена куда более низкорослого, ибо сейчас грязные и выцветшие рукава едва доходили незнакомцу до запястья. Фрак был застегнут на все пуговицы до самого подбородка, грозя неминуемо лопнуть на спине; шею незнакомца прикрывал старомодный галстук, на воротничок рубашки не было и намека. Его короткие черные панталоны со штрипками были усеяны теми лоснящимися пятнами, которые свидетельствовали о продолжительной службе, и были туго натянуты на залатанные и перелатанные башмаки, дабы скрыть грязные белые чулки, которые тем не менее оставались на виду. Из-под его измятой шляпы с обеих сторон выбивались прядями длинные черные волосы, а между обшлагами фрака и перчатками виднелись голые руки. Худое лицо его казалось изможденным, но от всей его фигуры веяло полнейшей самоуверенностью и неописуемым нахальством».
Ян Флеминг «Казино Руаяль»
«Бонд видел глаза Намбера, красные, в прожилках лопнувших сосудов; в них, как смородины в крови, плавали зрачки. Лицо Намбера было желтого цвета, полное, с коркой черной щетины; из-за расползавшихся вверх следов кофе в углах губ оно казалось улыбающимся; свет из-за штор ложился на него яркими полосами».
Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Четтерлей»:
«Недостало этому плоду солнца и тепла, оттого и цветом тускл, и соком скуден».
Энтони Бёрджес «Заводной апельсин»
«И, наконец, Д. Б. Да-Сильва – быстрые движения и парфюмерная vonn».
Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Ночь нежна»:
«У нее была осанка балерины; она несла свое тело легко и прямо, при каждом шаге не оседая книзу, но словно вытягиваясь вверх. Ее тень, совсем коротенькая под отвесными лучами, лежала у ее ног; на миг она попятилась — от горячего света больно стало глазам».
Синклер Льюис «Главная улица»:
«Неделей позже Сай прикрепил к окну их гостиной колотушку, и постукивание, доносившееся из темноты, напугало Кэрол до слез. С тех пор, за четыре месяца, ей довелось наблюдать, как он вешал кошку, крал дыни, швырял помидоры в дом Кенникотов и оставлял следы лыж на их газоне. Она слышала также, как он громогласно и с потрясающим знанием дела объяснял кому-то тайну деторождения. Одним словом, это был редкий образец того, что могут сделать захолустный городишко, строгие учителя, здоровый народный юмор и благочестивая мать из смелой и деятельной натуры».
Закончить этот текст нам бы хотелось фрагментом из повести Юрия Олеши «Зависть».Здесь один объект –юная девушка – описан по-разному: с точки зрения эстетского, поэтического сознания и с точки зрения заурядного, реалистического восприятия действительности. Отрывок этот можно брать на вооружение и вспоминать о нем, когда непонятливый читатель или критик будет ворчать что-то вроде: «Тень падающего снега? Ну, это уж чересчур»:
«О ней, о Вале, я могу сказать и обычными словами, – и вот, пожалуйста, я вам приведу сейчас ряд понятных для вас определений, умышленно, чтобы разжечь вас, чтобы раздразнить тем, чего вы не получите, уважаемый колбасник!
Да, она стояла передо мной, – да, сперва по-своему скажу: она была легче тени, ей могла бы позавидовать самая легкая из теней – тень падающего снега; да, сперва по-своему: не ухом она слушала меня, а виском, слегка наклонив голову; да, на орех похоже ее лицо: по цвету – от загара, и по форме – скулами, округлыми, сужающимися к подбородку. Это понятно вам? Нет? Так вот еще. От бега платье ее пришло в беспорядок, открылось, и я увидел: еще не вся она покрылась загаром, на груди у нее увидел я голубую рогатку вены…
А теперь – по-вашему. Описание той, которой вы хотите полакомиться. Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами – очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка (это уже по-моему!), невеликий ростом».
Литературный портрет: основные виды и функции
Литературный портрет: основные виды и функции
Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. С помощью портрета героя в литературе писатель показывает личное отношение к персонажу.
Портрет в литературе — это целостная характеристика каждого отдельно взятого персонажа. Автор описывает особенности внешности, манеры поведения, привычки и образ жизни героя, чтобы дать читателям представление о человеке, его внутреннем мире, отношениях с другими людьми. С помощью портрета героя в литературе писатель также показывает свое личное отношение к персонажу.
Роль портрета в литературе
Без словесного изображения героя невозможно создать полноценное литературное произведение. С помощью портрета автор может:
- показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа;
- продемонстрировать социальное и финансовое положение героя;
- описать мировоззрение человека;
- раскрыть внутренний конфликт героя, если у него противоречивая натура;
- продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними;
- передать внутренние переживания, страхи, показать мечты и стремления героя;
- выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу;
- показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения.
Художественные характеристики не всегда сопровождаются авторскими комментариями. Иногда писатель предпочитает, чтобы читатель сам сделал выводы об описанном персонаже. Именно поэтому во время чтения нужно уделять портрету особое внимание.
Виды портретов в литературе
Черты внешности и внутренний мир персонажа могут описываться по-разному в зависимости от жанра и авторского стиля, целей, которые поставил перед собой писатель. Рассмотрим наиболее распространенные виды портретов в литературе с примерами из классических произведений.
Психологический портрет
Психологический портрет — это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:
- Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
- Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.
Эталоном единства внутреннего мира и внешности персонажа является облик Печорина из романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Писатель делает акцент на неоднозначности образа. Даже не совсем понятно, сколько ему лет. Описание героя начинается с таких слов: «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам», а затем: «…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…». Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен». Складывается ощущение, что перед нами — привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер — человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.
Контрастный портрет для создания образа литературного героя использовал Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин». Вспомним 8 главу произведения: «Но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон… у ней и бровь не шевельнулась, не сжала даже губ она». Тут Татьяна напоминает неподвижную статую, в которой совершенно нет никаких чувств. Но в финале девушка рыдает над письмом Онегина, что раскрывает ее подлинные эмоции. Такой резкий контраст между напускным равнодушием и приливом чувств показывает, сколько на самом деле пережила страданий Татьяна, что у нее нежная и ранимая натура.
Лейтмотивный портрет
В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления в произведении. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.
Яркий пример лейтмотивного литературного портрета — это многие произведения Льва Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.
С помощью лейтмотивного портрета героя автор также описывает его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивает его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.
Экспозиционный портрет
Экспозиционный портрет — это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении. Зачастую писатели акцентируют внимание на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т. д.
Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины XIX века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т. д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.
К примеру экспозиционного портрета стоит отнести описание Обломова — персонажа одноименного произведения Ивана Гончарова. С первых строк видим следующие детали описания внешности героя:
- «среднего роста, приятной наружности»;
- «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
- «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
- «мягкость… была выражением лица… души»;
- «цвет лица… безразличный».
Из данного описания складывается ощущение, что автор говорит о вроде бы и привлекательном мужчине в самом расцвете сил, но он весь какой-то мягкий, неповоротливый, ни к чему не стремится и ничего не хочет. Обломов инфантилен и не имеет никаких жизненный целей. В дальнейшем такая «ленивая» внешность персонажа подкрепляется фактами, доказывающими безвольность характера молодого человека.
Идеализирующий портрет
Идеализирующее описание внешности персонажа использовались, начиная со времен фольклора и заканчивая началом XIX века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т. п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.
К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «.ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово — соловей поет… как заря на небе божием».
Гротескный портрет
Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т. д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.
Яркий пример гротескного портретного описания — произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.
Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Николая Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в романе «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя». Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.
Как описать внешность персонажа
Чтобы создать правильный и четкий портрет в любых произведениях литературы, недостаточно просто описать его отдельные черты внешности и характера. Задача автора — создать цельный и правдоподобный образ, который вызывает у читателя чувства: симпатию, сострадание, восхищение, гнев, эмпатию и т. д.
Опытные авторы используют следующие приемы для создания образа героя:
-
Разные варианты введения портретных характеристик. Можно описать персонажа сразу, как только он появляется в произведении, или динамично — открывая новые черты по ходу событий. Второй вариант более абстрактен, но он лучше пробуждает воображение читателя. Кроме того, в процессе чтения человек не забывает важные детали.
-
Длинные и краткие описания. Первый вариант охватывает не только внешность, но и образ жизни героя, его социальный статус, таланты и т. д. Краткие описания должны быть более яркими, в них нужно делать акцент на самых запоминающихся деталях. Можно использовать цепкие сравнения и метафоры.
-
Отражение и фотография персонажа. В первом случае портретная характеристика дается словно от первого лица: герой не просто рассматривает себя в зеркало и называет определенные черты, а показывает отношение к самому себе. Задолго до появления персонажа в произведении можно ввести в сюжет его фотографию, чтобы создать интригу для читателя.
-
Противопоставление обликов. Например, описывая братьев, которые враждуют между собой, для усиления эффекта контакта можно рассказать об их совершенно непохожих чертах. Таким образом, читатель словно ощутит пропасть между героями.
-
Цели. У любого героя, как и у обычного человека, есть свой смысл в жизни. Он может желать славы, любви, профессиональной реализации, мира во всем мире или, напротив, мести, страданий других людей, незаконного обогащения. Покажите читателям, к чему на самом деле стремится персонаж, насколько важна для него поставленная цель.
-
Привычки. Чтобы сделать портрет в литературе живым и естественным, можно наделить героя определенными привычками. Например, у него есть традиция пить кофе в определенном месте, перешагивать трещинки на асфальте, загадывать желание в 22:22, представлять себя героем фильма во время прогулок по городу.
-
Страхи и переживания. Чаще всего люди боятся быть отвергнутыми, непонятыми, оказаться неудачниками, упасть в глазах близких. Покажите слабости своего героя, чтобы он выглядел естественно. Возможно, читатели найдут что-то общее между ним и собой.
Зависимость портрета от жанра
В зависимости от жанра литературного произведения могут использоваться разные способы создания портрета:
-
Фольклор. На начальных стадиях становления литературы личностному началу практически не уделялось внимания. Герои сказок имели весьма абстрактное описание, например, девицы «красные», а богатыри «могучие».
-
Древнерусская литература. Применялись обобщенно-абстрактные описания персонажей, которые показывали их социальный статус. Внутренний мир также не раскрывался.
-
Классицизм. Использовались идеализирующие портреты и облики героев низкого происхождения. Таким образом, в классицизме присутствовали резкие контрасты, только «черное» и «белое», без особого внимания к характеру персонажей, мотивам их поступков.
-
Сентиментализм. Писатели уделяли внимание портретам, в которых уже читается психология: читатели должны были видеть в персонаже чувствительную и ранимую душу.
-
Романтизм. Романтический герой обычно изображался, как яркая, независимая и исключительная личность, готовая на все ради поставленной цели. В таких портретах нет места обыденности и стереотипности. Определенные черты могли преувеличиваться и становиться даже фантастическими.
-
Реализм. В таких произведениях внешность героя уже перекликается с внутренними чертами. Писатели полностью раскрывают индивидуальность персонажа.
Таким образом, портрет в художественном произведении — это не просто описание внешних данных и стиля одежды персонажа. Главная цель такого литературного образа — помочь читателю глубже понять героя, разобраться в его внутреннем мире и поступках, определить авторский замысел. При этом положительный персонаж не всегда обладает привлекательной наружностью. Играя на контрастах между внешним видом и характером героя, писатель может усилить эмоции читателя, помочь ему сделать важные выводы из произведения.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Другие статьи в нашем блоге:
Портрет героя — это важная часть его образа. Но дело тут не только в описании внешнего вида: цвета глаз, волос, формы носа и бровей. Визуализация, конечно, в художественном произведении нужна, но портретная техника этим не ограничивается.
Что такое портретная техника
Если кратко, то это литературный приём, который выражается в передаче характера персонажа, его личных особенностей и эмоционального состояния через описание портрета.
В реальности проявление индивидуальности человека мы считываем почти интуитивно, подмечая мельчайшие особенности его облика – характер улыбки, выражение глаз, морщинки у губ и поворот головы, неосознанные жесты и движения мышц лица. Ну, понятно, кто-то лучше всё это замечает, кто-то хуже, но вся эта невербалика играет настолько важное место в общении, что даже маленький ребёнок быстро учится понимать мимику взрослых.
Кстати, даже есть наука такая, называется физиогномика. Очень рекомендую, если вы хотите стать мастером литературного портрета.
Так вот в литературе портретная техника тоже играет важную роль. Но проблема в том, что если в реальной жизни вам достаточно просто понять собеседника, почувствовать его настроение, определить сильные и слабые стороны, то в тексте всё это надо описать. Причём описать так, чтобы образ персонажа сформировался у читателя, чтобы читатель, как в реальной жизни, понял характер и почувствовал эмоции героя. И здесь уже простой интуицией не обойдёшься, здесь нужна осмысленность и навыки.
Следовательно, портретная техника — это не только описание внешнего облика героя, но передача его внутреннего состояния, раскрытие его индивидуальности. И внешний облик — это не только лицо и причёска, выражение глаз и изгиб губ. Это и особенности одежды, обуви, манера подачи себя, жесты и т. д. Всё это несёт информацию о персонаже, необходимую для создания его образа. Что на вашем герое — потёртые старые джинсы и стоптанные кроссовки; чёрная кожаная куртка, такие же штаны и перчатки без пальцев; клетчатая рубашка поверх футболки и шорты? Эти детали тоже несут информацию о внутреннем мире персонажа. И ведь их можно дополнять и разнообразить, добавляя по штриху и делая объёмнее образ героя. Например, ухоженные руки с длинными пальцами и печаткой на безымянном или большие мозолистые ладони с въевшейся грязью, модный маникюр или коротко, но аккуратно подстриженные ногти.
Возможности портретной техники безграничны, главное — понимать, что вы хотите сказать о герое, описывая ту или иную деталь. Иначе образ рассыплется из-за несоответствия. Ну и, конечно, не переусердствовать. Чтобы не получилось, что за деревьями леса не видно.
Виды портретной техники
Выделяют два вида такой техники, у каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны. А лучше всего их совмещать.
Статичный (описательный) портрет
Такой портрет представляет собой знакомство читателя с героем, когда писатель на первых страницах произведения старается создать максимально полный образ персонажа. Читатель получает разнообразную информацию о герое, в том числе может составить представление и о его характере, и о роде занятий, и об эмоциональной сфере по описанию внешнего вида.
Статичный портрет сразу формирует отношение к герою, а автор больше не тратит время на «портретную живопись» и может переключиться на действия и поступки. Да и читатели уже знают, что от этого персонажа ожидать. Ну, конечно, такое описание значительно легче, проще, даже если автор очень серьёзно к нему отнёсся.
Прекрасным мастером описательного портрета был Н. В. Гоголь, который его использовал для создания образов второстепенных персонажей. Но какие же яркие и объёмные они получались у этого писателя!
О Плюшкине: «маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».
О Манилове: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
О Ноздрёве: «был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
Но и недостатки у статического портрета тоже есть.
С помощью такого приёма нереально раскрыть образ персонажа полностью. Хороший герой сложен и неоднозначен, в разной ситуации в его облике могут проявляться разные черты. Так, упрямо сжатые губы смягчает улыбка, а в холодных глазах появляется тёплый блеск. Или, напротив, наивный взгляд с развитием сюжета становится жёстче, в уголках губ появляются складки, а на ладонях — мозоли.
Описание статичного портрета требует большого пространства текста. Это отвлекает читателя от сюжета, а часто и скуку вызывает. Тем более такое описание появляется в начале повествования, когда нужно работать с завязкой, показать интригу, а не отвлекать читателя долгими описаниями.
Поэтому статичный портрет более подходит для второстепенных персонажей, а для главного героя лучше использовать другой вид портретной техники.
Динамичный (текучий) портрет
Динамичный портрет не только изменчив, то есть меняется по мере развития сюжета, такой портрет и «рисуется» постепенно, образ складывается из отдельных деталей и нюансов на протяжении всего текста. Сейчас автор обратил внимание на особенность взгляда героя, через страницу мелькнула характерная улыбка. Где-то появилось описание одежды, а чуть дальше другой персонаж обратил внимание на мозолистые руки со сбитыми суставами пальцев. Так постепенно формируется образ героя, который нетрудно изменить, подкорректировать, добавив какую-то деталь.
Мастером динамичного портрета был Лев Николаевич Толстой. Так, он описал в «Войне и мире» около 100 видов улыбки и более 80 разных выражений глаз. Он обращал внимание и на характер движения, и на манеру разговора. Причём мне кажется очень важным его замечание о том, что портрет героя нужно «подавать на людях». «Нехорошо в беллетристике описывать от лица автора. Нужно описывать, как отражается то или другое на действующих лицах», — писал Л. Толстой. То есть полностью образ героя должен раскрываться через его восприятие другими персонажами.
Функции портретной техники
Понятно, что основная функция этого приёма — создание наиболее яркого и достоверного образа персонажа. Но это не единственная функция.
- Портретная техника позволяет показать отношение автора персонажу и, соответственно, влияет на отношение к нему читателей. В зависимости от своей оценки автор подбирает слова и выражения. Уменьшительно-ласкательные формы слов показывают и умиление автора, и его снисхождение, слова с негативной коннотацией отражают такое же негативное отношение. У героя могут быть лапы, лапищи, руки, ручонки, загребущие хваталки, нежные или изнеженные пальцы, мозолистые ладони или карающая десница. Одно только слово может указать на отношение автора.
- Портретная техника позволяет использовать внешние маркеры персонажей, с одной стороны, указывающие на их характеристики, с другой — выделяющие их из множества других действующих лиц и хорошо запоминающиеся. Например, в романе «Война и мир» Толстой обращал внимание на «лучистые глаза» княжны Марьи, белые руки Сперанского, плечи Элен, чёрные глаза Наташи Ростовой и т. д.
- Портретная техника помогает читателю почувствовать персонаж живым, наполненным эмоциями, чувствами, страстями. Причём читатель именно чувствует персонаж, как он чувствует обычных реальных людей, а не просто читает описания автора в духе: «Он ощутил сильную радость, но сразу же эта радость сменилась испугом, потому что Грэг очень боялся ошибиться».
Так что подумайте над этой техникой. Ко всему прочему она придаст творчеству дополнительную прелесть своеобразной игры. Ведь надо не только продумать характер героя, его индивидуальные особенности, но и подобрать соответствующие маркеры-детали. А потом ещё и рассыпать их по тексту, чтобы читатель как пазл собрал из них образ персонажа.
Литературный портрет героя помогает определить особенности того или иного персонажа в произведении. Автор выражает свое отношение через описание внешнего вида, характерных черт. Для составления портрета литературного героя и описания его образа необходимо придерживаться определенного плана. Все пункты раскрывают различные аспекты характера и внешнего вида героя:
- Место героя в произведении и какую роль играет персонаж в развитии конфликта.
- Анализ имени героя, его внешний вид, особенности речи героя, чем она выделяется.
- Место обитания, окружение персонажа, элементы одежды и как это его характеризует.
- Темперамент героя, его характерные черты. Процесс изменения восприятия и личности в ходе сюжета.
- Эволюция героя, образование, семейное положение, профессия или занятость.
- Мотивация героя. По какой причине он совершает свои поступки.
- Как себя проявляют другие персонажи произведения по отношению к герою.
- Как оценивали литературного героя современники.
- Особенности отражения персонажем окружающего мира, общества того времени.
К примеру, по этому плану можно описать главного героя произведения «Онегин» А. С. Пушкина. Евгений – главный персонаж, он занимает центральную часть в произведении и поворот событий происходит благодаря его действиям. Евгений – светский повеса, он любит привлечь к себе внимание, человек высокомерный, чопорный. Онегин – дворянин, человек обеспеченный. Речь у него благородная и уравновешенная.
Главный герой не принимает любовь Татьяны, остается один и не заводит семью. Евгений – чиновник, военный, учился неохотно. Евгений не терпит скуки, она и руководит его действиями по большей части. Личность героя воспринимается в начале произведения с оттенком негатива, в конце читатель испытывает к нему жалость.
Опубликовано 4 ноября, 2018
Презентация на тему «Портрет литературного героя»
Портреты литературных героев
Составил ученик 6- г класса
МБОУ «Яренская СШ»
Епов Максим
Учитель: Селиванова Г.Г.
Портрет литературного героя – это способ выражения внешних и внутренних характеристик героя, о котором говорится в литературном произведении.
Портрет может указывать на внешние особенности героя (высокий, худой, красивый), на особенности характера (злой, добрый, милосердный), модель поведения (любит стихи, громко говорит и т.д.)
ПОРТРЕТ
Что такое литературный портрет героя
Внешний вид героя (здесь важны даже мелочи) – описание черт лица, особенностей одежды.
Манеры героя – речь, мимика, жесты, походка.
Взаимодействие с другими персонажами – важные диалоги героя, монологи, в которых раскрывается его сущность.
Характер и темперамент – насколько он открыт, что он за человек и какие у него моральные ценности и принципы.
Как составить литературный портрет персонажа
Такой портрет составляется, чтобы дать подробную характеристику герою (главному или второстепенному) и показать его роль в произведении. Каким образом он влияет на ход событий, как он связан с другими персонажами, на что влияют его слова и действия.
Рассмотрев несколько персонажей и составив их литературные портреты, станет более понятен конфликт и проблематика произведения.
Каждый герой выполняет какую-то функцию в тексте. Чтобы понять это, нужно составить его портрет.
Как составить литературный портрет персонажа
Прочитайте текст, уделяя особое внимание описаниям героев. Затем сделайте для себя отметки, чтобы было легче ориентироваться.
Далее, следуя вышеуказанным пунктам, составьте литературный портрет героев (или героя).
Учитывайте все: любые мелочи в описании внешности могут говорить о характере этого персонажа, особенности его коммуникации с другими, решения и поступки в определенный момент, которые могут кардинально влиять на развитие сюжета.
Наделяя своих персонажей определенными чертами, автор хочет показать свое отношение к ним, выразить идейную проблематику и помочь читателю раскрыть конфликт.
Алёша Пешков
«Олёша, милый… Очень манило на волю, вечерняя грусть вливалась в сердце… Ну-ка, ты, пермяк, солёны уши, поди сюда! … Скула калмыцкая… Валяй, Лексей!… Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь?… А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная… курнос! … Бросила тебя мать-то поверх земли, брат… Было приятно отбиваться одному против многих, приятно видеть, когда камень… заставляет врага бежать. Грамота давалась мне легко… Становясь взрослее и бойчее, я гораздо чаще стал нарушать дедовы правила и наказы… И почти никогда не ошибался…»
Задание: прочитайте текст. Можно ли этот текст назвать литературным портретом?
Профессор Пирогов
«Послышался скрип шагов … Сначала был виден огонёк то вспыхивающей, то потухающей сигареты… Мог разглядеть старика небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах … Голос у него был мягкий, ласковый, старческий … Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном … В лице … было что-то до того спокойное и внушающее доверие… Незнакомец слушал… всё пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь…души. Он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места… Доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке… Ласково погладив женщину по спине. Что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе…»
Задание: какие изобразительно-выразительные средства использовал писатель для создания портрета профессора?
Герой без имени
(«Уроки французского»)
«Жили мы без отца… плохо. Учился я хорошо… От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости… от дикой тоски по дому… я оставался один… Один – потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много… Пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался… С таким позором и домой нельзя…Тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный… одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки. Из всего класса в чирках ходил только я.»
Задание:
какие детали
портрета
помогают понять тему рассказа?
Маленький принц
«Стоит необыкновенный какой-то малыш и серьёзно меня разглядывает… Ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды… Попросил тихо и очень серьёзно… внимательно посмотрел… мягко, снисходительно улыбнулся… Маленький принц звонко засмеялся… Он был очень, очень славный, он смеялся… жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга… никогда мне ничего не объяснял. »
Задание: какие детали портрета указывают на характер маленького принца?