Сообщение “Как человек научился летать” (для 1 класса по Азбуке)
Опубликовано: 26 октября 2021 года
На рисунке я вижу разные приспособления для полетов в воздухе, вертолет и самолеты. Человек всегда хотел все и обо всем знать, изобретал разные машины и механизмы. И конечно, люди мечтали летать. Вот в сказках описаны полеты на ковре-самолете. Слово придумали давно, а первый самолет всего лишь лет сто назад.
Сначала люди мастерили искусственные крылья, но летать не получалось, они падали. Потом – воздушный шар, на нем летают до сих пор для развлечения. А вот парить в воздухе, как птицы, можно только на дельтаплане или парашюте.
После многих попыток был изобретен первый самолет братьями Райт, у него был воздушный винт, руль и бензиновый двигатель. И это изобретение усовершенствовали, придумывали новые машины, так и появились аэропланы, пассажирские и военные самолеты, вертолеты. А потом человек даже полетел в космос – на ракете.
Еще по теме …
Мне и самой любопытно узнать как человек научился летать, потому что мечтой о полете мучились люди с самых древних времен. Сколько мифов создано в прошлом о полетах человека. Сколько людей разбилось, конструируя крылья как у птиц и прыгая с высоты. Даже странно, что по настоящему человек научился летать совсем недавно, в конце 19 века. Нет, еще раньше он придумал воздушные шары, но это был капризный и плохо управляемый вид летательной техники. Хотя они позволял человеку посмотреть на землю с высоты птичьего полета. Но унести такой воздушный шар мог куда угодно. Например нескольких американцев он унес на остров Линкольна в романе Жюля Верна. Первые же самолеты появились в 19 веке и тогда человек начал осваивать небо всерьез. Сейчас никого не удивить различными летательными аппаратами – самолетами, вертолетами, дельтапланами, планерами, квадрокоптерами. Мы научились летать, но все равно взлетая смотрим вниз с восторгом и немного со страхом. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Вера 2018 3 года назад В давние времена человек наблюдал за птицами и очень хотел так же быстро передвигаться по воздуху, как и они. Даже сказки придумал о ковре-самолёте, мифы про Икара и другие, а сам пытался с помощью различных приспособлений взлететь. Только взлететь ему удалось уже намного позже, во Франции, когда братья Монгольфье придумали наполнять воздушный шар горячим воздухом, а Д’Арлен и Пилатре не побоялись на нём полетать. Это произошло в конце 18 века. А в конце 19-го уже появились первые самолёты. Сейчас же человечество запускает в космос ракеты и спутники и стремится освоить далёкий космос. И раскрыть секрет Чёрных дыр. Maria Muzja 5 лет назад Рассказ можно начать с довольно-таки известного (взрослым) мифа про Дедала и Икара. Суть мифа – Дедал и его сын, которого звали Икар сделали себе крылья из перьев птиц, и поднялись на этих крыльях в небо, чтобы улететь с Крита (они там были в плену) в Афины. Вот только Икар подлетел слишком близко к солнцу, и оно растопило воск на крыльях, Икар упал и не смог долететь. Люди всегда хотели и мечтали летать, даже в пещерах находят рисунки крыльев. Люди наделяли богов крыльями и ангелов, придумывали всякие сказки, например про Бабу-Ягу (она тоже ведь летала). Считается, что художник и изобретатель Леонардо да Винчи изобрел первый самолет, который напоминал велосипед с крыльями, обтянутыми кожей. А первый человек, который поднялся на воздушном шаре – был французом, его звали Филипп Бланшар. Светланочка100 3 года назад Для подготовки данного сообщения нам потребуется составить небольшой план о чём нужно готовить сообщение. Всё подкрепить картинками. Начать нужно с того, что мы будем готовить сообщение о том, откуда всё началось. А началось и пришло всё к нам из мифов. Вспомните миф о Икаре. Лучше будет, если вы красочно в пять предложений упомяните его. Далее мы будем говорить о сказках, в которых тоже человек учился летать посредством волшебного ковра самолёта. Нужно упомянуть про Ивана царевича. Также более позднее сказка старик Хоттабыч. Теперь немного о фактах. Кто изобрёл воздушный шар, а позже летательный аппарат. Всё это было осуществлено в 18 веке. И вот уже до нас дошли самолёты и вертолёты, которые мы видим. RIOLIt 5 лет назад Прорывов здесь- особых- не было, человек “обретал крылья эволюционно и вначале такое не приветствовалось, а- мягко говоря- жестоко пресекалось. Все смотрели “Иван Васильевич меняет профессию”, когда царь рассказал об одном- увлеченном полетами- человеке, которого посадили на пороховую бочку,- Пущай полетает- поставил Грозный точку в своем повествовании… Авиация требует огромных государственных средств на конструирование, производство, обслуживание и обучение.Сначала были примитивные летательные аппараты из фанеры, а когда наука открыла новые технологии и материалы, появились и современные самолеты, вертолеты и космические ракеты, позволившие человеку почувствовать себя Икаром. Nelli4ka 3 года назад Расскажите в сообщении о том, что человек уже очень давно хотел подняться в воздух. Это желание отражается в мифах, легендах, сказках и приданиях (Икар и его самодельные крылья, сказки про ковер-самолет и т.д.). Но по-настоящему человеку удалось полететь тогда, когда был изобретен воздушный шар. Потом он изобрел самолет. Еще позже – ракету. Думаю, есть смысл сначала научить ребёнка либо составлять план, либо работать по готовому, ища информацию в небольших статьях, фильмах, периодике, интернете, спрашивая у знающих людей, запоминая сведения и пересказывая их своими словами. При таком подходе велика вероятность, что школьник выработает привычку обрабатывать информацию и составлять красивый собственный текст, и научится работать с различными источниками и резюмировать, сжимать, выделять основное. То есть стать умным, а это пригодится на всю жизнь. Пункты могут быть такими:
Можно исключить некоторые из пунктов плана. Конечно же, родителем заранее лучше подготовить материалы, поскольку ребёнок ещё маленький. он больше слушает и смотрит, читает пока плохо, поэтому для чтения лучше выбрать какой-нибудь небольшой отрывок. Можно заранее договориться с членами семьи, чтобы каждый подготовил ответы на отдельные вопросы. Сделать какой-нибудь квест, если время позволяет. Так будет интересно всем, а ребёнок, скорее всего, увлечется, и запомнит многое. Если времени немного, то выбрать самый оптимальный в предлагаемых обстоятельствах способ составить доклад. Но это не должно быть списывание. Санитарный врач 3 года назад Пример сообщения для 1 класса на тему “Как человек научился летать” приведу ниже. Чтобы подготовить такое сообщение, нужно определить о каком эпизоде истории сделать сообщение, например, можно написать о Дедале и Икаре – ведь это были первые зафиксированные в исторических источниках попытки человека полететь. Можно сделать сообщение о воздушных шарах и дирижаблях – это были первые летательные аппараты, на которых люди совершали воздухоплавание. Пример сообщения о том, как человек учился летать на примере первых полетов людей в Китае. Есть предположение, что первые попытки полететь были совершены человеком еще в Древнем Китае в 5 веке до нашей эры. Причем в качестве летательного аппарата мог использоваться воздушный змей. Таким изобретателем китайцы считают мастера по имени Лу Бань. Например, древнекитайский бог ремесла Гуншу Пань изображается запускающим воздушных змеев, . Go Green 3 года назад Сколько существует человечество, столько и было у людей желание научиться летать как птицы. Сначала люди научились делать летающие предметы. Как, например, в Китае поднимали в воздух летающих змей с помощью горючего. В эпоху возрождения генеральный ученый и художник Леонардо да Винчи также разработал различные идеи и рисунки аэропланов и дельтапланов. Был среди них и рисунок механизма, похожего на вертолёт. Люди, когда узнали свойства водорода, отправили в воздух воздушные шары. Затем был известен дирижабль как летающий аппарат, а в начале двадцатого века люди начали разрабатывать самолёты. Сегодня полёт в самолёте это обыденность нашей жизни. Пример еще одного сообщения о том, как человек научился летать ниже: Чёрная Луна 5 лет назад Человек не совсем уж научился летать, скорее передвигаться по воздуху при помощи различных приспособлений. Поэтому, чтобы написать сообщение на тему “Когда человек научился летать”, нужно написать в первую очередь про них. Итак, человек научился летать не так давно. В 1783 году был впервые запущен летательный аппарат (воздушный шар), поэтому можно сказать, что примерно с этого времени. Более сложные летательные аппараты (самолеты) появились позже, а именно, в 19-ом веке. Знаете ответ? |
Смотрите также: Окружающий мир 1 класс, Сообщение на тему “Аквариумные рыбки”, что писать? Презентация Кто такие звери 1 класс школа России – где смотреть? Готовое сообщение “Лето в деревне” (“Азбука” Горецкого) где найти, скачать? Дойдет ли письмо, отправленное 1 классом, если оператор ошиблась в данных? Окр мир 1-4 класс Сообщение о животном из Красной книги по плану-где найти? Где можно скачать/распечатать бесплатно учебники и тетради “Школа России”? Как составить рассказ по картинке из азбуки 1 кл., 1 ч., стр. 4, Горецкий? Проект “Прощание с азбукой” 1 кл, картинки и стихи как сделать для ученика? В каком порядке изучают буквы в 1 классе? Когда можно записывать ребенка в 1 класс в 2022 году, со скольки лет можно? |
👉 Ответы на задания к странице 56. Азбука 1 класс 2 часть. Автор: В. Г. Горецкий.
Как человек научился летать
Задание 1
Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Знаете ли вы что-нибудь о том, как человек научился летать?
Обратитесь за дополнительной информацией к старшим и подготовьте с другом сообщение на эту тему.
Ответ:
1) На рисунках изображены различные виды воздушного транспорта.
Мы видим здесь самолеты и вертолет. Первый самолет был сделан из дерева. Затем появились металлические пассажирские и грузовые самолеты. Военные самолеты — это особый вид транспорта. Примером являются истребители. Вертолёты очень похожи на самолеты. У них вместо крыльев сверху располагается пропеллер, который крутится и позволяет транспорту летать.
Как человек научился летать
2) Я знаю историю о том, как человек учился летать. На истории мне рассказали об Икаре и Дедале. Икар сделал крылья из воска и пытался на них взлететь. Он подлетел высоко к солнцу. Солнечное тепло расплавило восковые крылья. Икар упал в воду.
Сообщение на тему «Как человек научился летать»
3) С древних пор люди смотрели на птиц. Они хотели научиться так же парить в небесах. Сначала они мастерили крылья из разных материалов, но не могли на них даже взлететь. Через много лет люди создали воздушный шар. После этого появился дирижабль. На нем уже можно было пролететь большие расстояния. Позднее человеку удалось построить самолет. На таком транспорте можно было пролететь десятки и сотни километров. Сейчас люди не только совершают полеты на самолетах и вертолетах. Они создают космические корабли, позволяющие отправиться в далекий космос.
Содержание
- Конспект занятия в ОДО для 2–4 классов «Как люди научились летать. Рассказ о первых самолетах и других летательных аппаратах»
- Как человек научился летать
- Классный час «Как человек научился летать»
- Как люди летать научились?
- Кто был первым?
- «Генерал Львов летит до облаков…»
- Полёт в забвение
Конспект занятия в ОДО для 2–4 классов «Как люди научились летать. Рассказ о первых самолетах и других летательных аппаратах»
Наталия Каширина
Конспект занятия в ОДО для 2–4 классов «Как люди научились летать. Рассказ о первых самолетах и других летательных аппаратах»
Рассказ о первых самолетах, как люди научились летать. Показов (воздушный шар, дирижабль). (2–4 классы)
11.04.2020 Группа №5 2-й год обучения (3 класс)
15.04.2020 Группа№4 2-й год обучения (2б класс)
24.04.2020 Группа №9 2-й год обучения (4 класс)
Задание для дистанционного обучения
Изготовление летательных моделей
Тема занятия: Рассказ о первых самолетах, как люди научились летать. Показ иллюстраций летательных аппаратов (воздушный шар, дирижабль).
В истории было не мало попыток завоевания небесного пространства, опиравшиеся не на принцип полёта, а на принцип вознесения в воздух тел легче воздуха. В 1783 году два француза, братья Монгольфье построили корабль легче воздуха – воздушный шар. Оболочка их шара была сделана из бумаги и полотна и наполнена нагретым воздухом, а в прикреплённую корзину посадили петуха и барана. Шар поднялся в небо и благополучно приземлился. Вскоре стали летать на воздушных шарах и люди. В 1783 году первый такой полёт совершили французы Пилатр де Розье и Д Арланд, их шар продержался в воздухе целых 25 минут. После этого началась эра воздухоплавания. Однако воздушный шар имел один крупный недостаток: он был неуправляем и летел туда, куда несёт его ветер.
Когда началась история первых планеров?
Первые в мире летательные аппараты совершали свои первые полёты на конной тяге. В 1868 году француз Ле Бри Ж. изготовил крылатую конструкцию из лёгких планок, которую погрузил тележку с впряжённой лошадью и разгонял её, а аппарат вместе с человеком поднимался в воздух, пролетая около трёх десятков метров. Такой аппарат назвали планером. Первый кто научился управлять полётом планера, был немецкий инженер Отто Лилиенталь. Он проделал больше тысячи полётов на различных типах планеров собственной постройки – моноплане и биплане. Однако, совершая очередной полёт, он погиб неподалёку от Берлина в 1896 году.
Как появился первый самолет?
Американский изобретатели, авиаконструкторы и лётчики, братья Орвилл и Уилбер Райт первыми установили на планер надёжный и лёгкий двигатель, превратив тем самым планер в самолёт. Братья сами сделали воздушный винт, рассчитав по собственной методике его форму и размеры.
14 декабря 1903 года аэроплан братьев Райт впервые оторвался от земли, но вскоре потерял скорость и приземлился. А 17 декабря 1903 года братья Райт совершили первый в истории человечества пилотируемый полёт на моторном аэроплане «Флайер-1». Дальность первого полёта, в котором пилотом был Орвилл, составила 37 метров, а длительность 12 секунд. В тот день они выполнили четыре полёта. В четвёртом, самом длинном полёте пилотом был Уилбер. Самолёт пролетел 260 метров за 59 секунд. Поэтому этот день, 17 декабря 1903 года, стал днём рождения авиации.
Задание:теперь попробуйте сделать простой планер из шпажки и бумаги (на шпажку приклеить вырезанное из бумаги крыло и хвостовую часть)
Конспект занятия для учащихся 9–11 классов «Коммуникативные способности» Конспект занятия для учащихся 9-11 классаТема «Коммуникативные способности»Цель: совершенствование коммуникативных умений и навыков. Задачи:.
Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.
Конспект открытого занятия «Вот чему мы научились» Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Вот чему мы научились!» Цель: продолжать учить.
Конспект занятия «Рассказ про Осень» Описание: конспект занятия для дошкольников старшей группы. Цель: обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Расширять знания у детей.
Конспект занятия по теме «Родные люди» для детей с ОВЗ 6 группы Тема: «Родные люди». Цель: Формирование знаний о родных людях, родственных отношениях, кровном родстве. Задачи: Учить устанавливать родственные.
Конспект занятия «Рассказ и показ сказки «Лиса, заяц и петух» Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Рассказ и показ сказки «Лиса, заяц и петух»Тема: Рассказ.
Конспект занятия в младшей группе «Я — человек. Рассказ волшебника Познайки» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Искусство. Изобразительная деятельность» в младшей.
Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Конспект занятия «Знаменитые люди города Мичуринска» Цель: познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, воспитывать уважение к.
Спортивный праздник «День здоровья» для воспитанников первых-десятых классов с ОВЗ Цели: воспитание здорового образа жизни через вовлечение детей в спортивные эстафеты, соревнования по различным видам спорта; повышение.
Источник
Как человек научился летать
Цель: познакомить детей с историей развития видов авиации. Закреплять знания видов самолетов. Воспитывать любознательность, интерес к авиации. Развивать воображение, мышление, обогащать словарный запас детей.
Материал: мультимедийная установка, шарики, разрезные картинки воздушного шара, лист белой бумаги, простой карандаш на каждого ребенка, листы с картинками на каждого ребенка.
Связь с другими видами деятельности: чтение рассказов об авиации, посещение музея авиации, рассматривание иллюстраций воздушного транспорта, отгадывание загадок о воздушном транспорте.
Сегодня к нам пришло много гостей. Мы вас очень рады видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Глазки откройте и посмотрите:
Мы вас любим, и вы нас любите!
Возьмемся за руки и передадим наше хорошее отношение друг другу. А теперь я приглашаю вас посетить наш мини-музей. Скажите, какие экспонаты размещены в этом музее? Какие виды самолетов находятся здесь? Как вы думаете, всегда ли человек летал на самолете как сейчас? А на чем он летал? Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие во времени и узнаем как человек покорил небо. Полетим мы на самолете, а перед полетом сделаем упражнение для пальчиков – пальчиковую гимнастику:
Тук-тук, тук-тук (2 раза)
Наши уши слышат стук (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошки шуршат (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат (потирние кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей (хлопки)
А теперь ты их согрей (ладошки к щекам)
В путь готовы?
Да!
В путь отправимся тогда.
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (Руки выставить в стороны.)
Вот мотор у самолета набирает обороты.
Быстро лопости крути,
Самолет быстрей лети (вращение большими пальцами, соединить остальные пальцы)
Занимайте места.
Вот мы и прилетели в далекое прошлое. Мы с вами попали в то время, когда еще не было никакого воздушного транспорта, но человек очень сильно хотел научиться летать, чтобы как птица перелетать широкие горы и реки. В своих мечтах он придумывал сказочных герое и наделял их этим умением.
Какие герои сказок умеют летать?
Существует одна древняя легенда о мастере Дедале, который собрал много-много перьев птиц, соединил их с помощью воска и смолы. На этих крыльях он и его сын Икар поднялись в небо. Но Икару захотелось подняться еще выше и он полетел к самому солнцу. Жаркое солнце растопило воск, перья рассыпались, и храбрый Икар упал вниз. Но он не разбился, а упал в море и превратился в прекрасного лебедя.
(показ слайдов 6, 7, 8)
Это конечно легенда, но в реальной жизни люди пытались сооружать крылья из разных материалов: соломы, дерева, ткани, но летать как птицы они не могли.
Прошло много времени прежде чем люди смогли подняться в небо. Сначала они полетели… а на чем, вы узнаете, если сложите из кусочков целую картинку.
Что у вас получилось?
Правильно, воздушный шар. Его наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха, и он мог летать. Со временем его форма изменялась, появился дирижабль.
Чтобы почувствовать себя в полете как птица с крыльями люди придумали планер. Но у воздушного шара, дирижабля и планера был один недостаток: они летели туда, куда подует ветер. А человек хотел сам выбирать куда ему лететь. И поэтому инженеры создали… отгадайте загадку:
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц поет, человек им управляет,
Самолет летит сам? Почему? (Ему помогает летчик, двигатель)
Правильно, у самолета есть реактивный двигатель. Хотите узнать как он работает? Надуйте шарики и крепко сожмите горлышко.
Что внутри шарика? (Воздух). Разожмите пальцы.
Что случилось? (Шарик полетел вперед)
Когда вы разжали пальцы, воздух устремился наружу и толкнул шарик вперед. Также происходит и с двигателем самолета. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие. Газ летит в одну сторону, а самолет в противоположную.
А еще самолету держаться в небе помогают крылья, которые опираются на воздушные потоки. Чтобы это представить, возьмите листок бумаги, поднесите ко рту и сильно подуйте. Что вы видите? (листок начал подниматься). Вот также воздушные потоки поднимают крылья самолета. Ребята, что еще умеет летать? Выходите из-за столов, давайте поиграем в игру.
– Я самолет – мои друзья все, что умеет летать – полетели! (Воздушный шар, вертолет, ракета, воздушный змей, лайнер, дирижабль, спутник, планер).
– Человек, создавая воздушный транспорт, форму подсматривал у природы. Возьмите листочки с картинками и соедините похожие по форме рисунки воздушного транспорта с похожими по форме рисунками живого объекта.
Многие из вас летали на самолетах. Скажите, самолет это «хорошо»? Почему самолет «хорошо»? (Ответы детей.)
Но самолет может быть и «плохо». Почему самолет «плохо»? (Ответы детей).
Но все же самолет для человека – это хорошее изобретение. Спасибо ученым и конструкторам, которые его создали.
Вот и закончилось наше путешествие. Возвращаемся назад. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы узнали?
Самолет изобрели не так уж давно. Но с тех пор конструкторы строят все новые и новые модели. Как вы думаете, на чем в будущем будут летать люди? Вечером вы нарисуете рисунки транспорта будущего и мы поместим их в мини-музей.
Источник
Классный час «Как человек научился летать»
Цель : кратко и в доступной форме познакомить с историей авиации.
(Звучит песня «Марш авиаторов». Дети заходят в класс, рассаживаются на ковёр.)
2.Беседа на « ковре-самолёте »
—- А человек может сам летать? (Ответы детей)
—- А на чём он летает?( Ответы детей)
—— Человек всегда умел так летать, как сейчас? ( Ответы детей)
—— А знаете, с чего всё началось? Интересно узнать?
—— Сегодня совершим путешествие в далёкое прошлое нашей авиации.
Рассаживайтесь поудобнее и слушайте.
(Дети рассаживаются за столы.)
Отгадайте, на чём летали:
(Ответы- рисунки на доске)
—- С древнейших времён у людей была мечта – научиться летать, как птицы. Люди пытались смастерить себе крылья, наподобие птичьих, но полетать на таких никак не получалось.
Наблюдая за горящими кострами, человек замечал, что горячий дым поднимает вверх золу от костра и листья, а значит он легче воздуха. Тогда из прочной ткани был сделан большой шар. Его наполнили горячим дымом, и шар взлетел в небеса.
Сейчас делают шары самой фантастической формы.
Позже шары стали наполнять самым легким газом – водородом, и получился аэростат, а потом управляемый аэростат – дирижабль.
Чтобы спуститься с большой высоты и не разбиться люди придумали очень простое и нужное приспособление – парашют.
А потом человеку, наконец, удалось полетать на крыльях. И он, наконец, изобрел самолет.
Самые большие мечтатели стали инженерами- конструкторами и придумали первый аэроплан. Это были американцы братья Райт. 17 декабря 1903 г. они впервые поднялись в воздух и пролетели всего 59 секунд (почти минуту).
Потом появились другие самолеты. Сначала они летали совсем недолго, но потом все дольше и дольше.
Сейчас мы живем в 21 веке, и не представляем своей жизни без самолетов. Они выполняют самую разную работу.(Картинки на доске)
— Люди осуществили свою заветную мечту : они летали как птицы!
Но теперь их манили звёзды и бесконечный космос. И эта мечта осуществилась.
12 апреля 1961 г. был совершён первый космический полёт.
— Ребята, кто был первым космонавтом? ( Ответы детей)
— Какой летательный аппарат был придуман, чтобы летать в космос?( Ответы детей)
(Фото космического корабля на доске)
— Поэты тоже посвящали много прекрасных стихов космосу и космонавтам.
Наши ребята приготовили для вас несколько стихотворений. Послушайте.
(Дети рассказывают стихи.)
А)— Ну, что ж, а теперь проверим, какие вы были внимательные.
—Поработайте в группах и разгадайте кроссворд с загадками.
(Каждая группа получает кроссворд с загадками и выполняет задание)
—- Молодцы! Отличная работа!
8.Мультфильм «Икар и мудрецы»
— Посмотрите, какое красивое «небо» стало у нас на доске!
Классный час по теме: «Как человек научился летать»
Источник
Как люди летать научились?
Когда человек начал мечтать о полёте? Вероятно, с тех самых пор, как впервые увидел птицу. Достаточно вспомнить древние мифы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона упоминает о греке по имени Беллерофонт, который, по преданию, долетел до вершины Олимпа. А Дедал, его сын Икар и Фаэтон? Да и редкая русская сказка обходится без полётов.
Теперь люди летать научились — не совсем как птицы, ведь ни аэропланы, ни вертолёты, ни ракеты крыльями не машут. Но люди начинали летать не как птицы, а как… рыбы. Здесь уместно воскликнуть в недоумении: «Да разве рыбы летают?! Разве что летучие, да и те еле-еле!» Конечно, рыбы не летают. Но держатся они в воде по тому же принципу, что и аэростаты в воздухе, — используя выталкивающую силу. И история аэронавтики полна примечательных событий и нерешённых загадок.
Кто был первым?
Казалось бы, все просто. Кто первый сделал вывод из того, что дым от костра поднимается вверх, и догадался заключить этот дым в некую оболочку, тот и полетел. Но кто это был? О приоритете в аэронавтике до сих пор идут споры. Если оставить в стороне легенды совсем уж незапамятных времён, проверить которые никак нельзя, то первым достоверным свидетельством, очевидно, будет рассказ французского миссионера Бассу. По его утверждению, в Пекине в 1306 году при вступлении на престол нового китайского императора в воздух взмыл воздушный шар. Однако Бассу не сообщает ни имени изобретателя, ни того, был ли кто-то «на борту» этого летательного аппарата. Скорее всего, это была просто часть праздничного шоу.
В Европе же идея воплотилась намного позже — лишь в 1709 году священник-иезуит Бартоломеу Лоуренсу де Гусман продемонстрировал при королевском дворе Португалии модель теплового аэростата. Несмотря на позитивный интерес короля, дальше модели дело, видимо, так и не пошло.
Серьёзную, как может представиться, заявку на приоритет сделала Россия. Помните кадры фильма Тарковского «Андрей Рублёв» — полёт на воздушном шаре? Этот эпизод основан на конкретном источнике (правда, единственном). А вот можно ли этому источнику доверять — попробуем разобраться.
Жил в России в начале XIX столетия человек по имени Александр Иванович Сулакадзев. Он коллекционировал старинные рукописи, но основным его занятием были исторические фальсификации и подделки. Такими вымышленными «сенсациями» тщеславный Сулакадзев завалил российский издательский рынок. Вот он-то и выпустил книгу «О воздушном летании», переизданную в 1901 и 1910 годах.
По интересующей нас теме там говорится (якобы цитируется) следующее: «1731 год. В Рязани подьячий нерехтец Никита Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за верёвку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
При этом Сулакадзев ссылается на некие «записки Боголепова». Ни сам Боголепов, ни его записки историкам неизвестны. Помимо того, ни в старорусском, ни в каком-либо другом языке нет слова «фурвин», которое долгое время считали каким-то единичным обозначением воздушного шара — возможно, производным от немецких слов fahren («двигаться») и wind («ветер»). Почему немецких? Да потому, что в оригинале рукописи Сулакадзева речь шла не о «подьячем Крякутном», а о «крещеном немце Фурцеле», что и было позже подправлено. Впрочем, и само существование Фурцеля-Крякутного не имеет подтверждений, поскольку никаких данных о нём и его полёте в документах рязанской канцелярии за 1731 год не найдено, как и ещё где-либо.
Словом, как мы видим, источник весьма сомнительный, но в советские времена Крякутного подняли на щит. Ну как же, первопроходец! о нём писали газеты, сочинялись книги, выпускались посвящённые ему марки и памятные медали, в Нерехте у памятника ему принимали в пионеры. Большая советская энциклопедия во 2-м издании сообщала о его полёте как об исторически достоверном факте.
Что ж, верить или нет — это, конечно, личное дело каждого, мы же обратимся к фактам. В сентябре 1783 года в Версале братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьен Монгольфье запустили аэростат, в корзине которого полетели баран, петух и утка. На успешных испытаниях присутствовал король Франции. А всего через полгода полетели и люди — Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. В 1797 году состоялся первый прыжок с аэростата с парашютом. Храбрецом был парижанин Андре-Жак Гарнерен.
«Генерал Львов летит до облаков…»
Гарнерен выступал и в России. Он прибыл в Санкт-Петербург в 1803 году. В России полёты на аэростатах были запрещены Екатериной II, как говорилось в высочайшем указе, «в предупреждение пожарных случаев и иных несчастных приключений». Однако Александр I, интересовавшийся воздухоплаванием, указ этот отменил, и Гарнерен получил привилегию подниматься на аэростате перед петербургской и московской публикой.
Несмотря на то что его воздушный шар наполнялся водородом и в пожарном смысле был небезопасен, 20 июня 1803 года в Санкт-Петербурге состоялся показательный полёт в присутствии самого императора. Летал с Гарнереном и русский пассажир, генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов. 18 июля Гарнерен предложил желающим из публики лететь с ним. Более того, он предложил смельчаку 2000 рублей. Вот тут-то и вызвался Сергей Лаврентьевич. Скоморохи мгновенно сочинили стишок: «Генерал Львов летит до облаков — просить богов об уплате долгов».
Герой Очакова и Измаила, прошедший Русско-турецкие войны от и до, занял место в корзине шара при полном параде, с лентой ордена Святой Анны 1-й степени. Полёт этот благословил император. Шар с двумя воздухоплавателями взмыл с плаца кадетского корпуса. Аэростат достиг высоты около двух километров, но ветер неожиданно переменился, и шар понесло к Финскому заливу. Гарнерен всё же совершил удачную посадку.
Именно после этого полёта в России всерьёз заинтересовались воздушными шарами. Вскоре начались самостоятельные полёты русских воздухоплавателей, например штаб-лекаря Кашинского. Его полёты на воздушном шаре состоялись в Москве, в Нескучном саду, 6 и 13 октября 1805 года.
Полёт в забвение
Если приоритет в воздухоплавании в какой-то мере и можно оспорить, всё же никто не сомневается в роли сильного пола. Ну а что же пол прекрасный, который по недоразумению именуют «слабым»? Оказывается, женщины от мужчин не отставали. Вскоре после полёта Розье и д’Арланда в небо взлетел аэростат Элизабет Тибль из Лиона. Андре-Жак Гарнерен выступал в России не один, а с супругой Жанной-Женевьевой. В мае 1804 года он предложил кому-либо из публики заменить его в гондоле аэростата. Откликнулась женщина — Александра Турчанинова, вдвоём с Женевьевой они и полетели. Её по праву можно считать первой русской воздухоплавательницей, но… Она была всего лишь пассажиркой, и наш рассказ не о ней.
«19 августа 1828 года в Москве на воздушном шаре поднялась некая госпожа Ильинская». Так, более чем лаконично, сообщается и сейчас в большинстве публикаций, посвящённых истории воздухоплавания. Даже без имени — «некая госпожа Ильинская», и все. Забегая вперёд, скажем, что имени Ильинской не удалось найти нигде, его поглотило время.
И всё же кем она была? В изданиях 1828 года о ней — почти ничего. Скудные сведения можно почерпнуть разве что из «Московских ведомостей», «Московского вестника» и «Дамского журнала». Цитируем «Московские ведомости» за июль: «Неблагоприятствующая погода препятствовала г-же Ильинской дать на даче г-на Ашанина, состоящей за Петровским дворцом, назначенного ею гулянья по случаю её полёта на монгольфьере. Но как многие уже места прежде на оное абонированы, то за сим, желая вполне удовлетворить господ пренумерантов, г-жа Ильинская честь имеет известить, что дано оное будет там же сего месяца 29-го в воскресенье».
«Московский вестник» пишет, что распускаются ложные слухи, будто Ильинская — шарлатанка и собрала деньги лишь для поправки своего катастрофического материального состояния. Он же поясняет, кто такая Ильинская: «Простая, необразованная русская мещанка, живущая в Пресненской части в самом бедственном положении». Но полёт 29 июля вновь не состоялся — вероятно, снова помешала погода, и «Дамский журнал» князя Шаликова отозвался об этом с нескрываемым ехидством.
Однако 19 августа, уже на даче генерал-губернатора Москвы Закревского, аэростат Ильинской взлетел. Смелая аэронавтка поднялась на высоту около 600 метров. Публики собралось хоть отбавляй, а касса осталась почти пустой. Как иронизировал тот же князь Шаликов в своём журнале, «любопытных было очень много, но немногие любопытствовали вблизи; прочие покрывали одну из трёх гор и представляли собой пёструю картину, приятную для глаз, но не для финансов воздушной путешественницы, которая строит воздушные замки, если надеется своим летанием составить какой-либо капитал…».
Затем Шаликов пишет: «Я люблю смотреть на летающие баллоны, но всякий раз думаю: маленькие дети пускают мыльные пузыри; большие дети пускают бумажные или холстинные шары; те и другие забавляются одним и тем же». Вот уж поистине, рождённый ползать…
Далее следы Ильинской окончательно теряются. Известно лишь, что она давала ещё одно объявление, где обещала вскоре запустить сразу три шара — первый с балластом, второй «с человеческой фигурой, которая спустится на парашюте», а на третьем собиралась полететь сама. Состоялось ли это предприятие? Едва ли, тогда были бы хоть какие-то упоминания о полёте. «Какими рукоплесканиями и деньгами, — с горечью отмечал «Московский вестник» после полёта 19 августа, — награждают у нас иностранных воздухоплавателей, и с каким равнодушием приняли г-жу Ильинскую, которая смело совершила воздушное путешествие… Ей же самой от этого путешествия не осталось ничего, кроме удовольствия побывать выше всего земного».
Да, супруги Гарнерен покинули Россию миллионерами. А кого интересовала московская мещанка? Всё могло бы сложиться иначе, будь она графиней или, скажем, итальянкой. О дальнейшей судьбе Ильинской мы не знаем ничего. Это вдвойне обидно, ведь она не только летала, но и сама конструировала свои воздушные шары (французские чертежи держались в секрете), несмотря на плачевное состояние её денежных дел. В английском языке есть выражение buried along with his name — буквально «похоронен вместе с именем», то есть погребён и начисто забыт. Жаль, что это можно сказать о судьбе отважной русской изобретательницы и аэронавтки.
Источник
Привет! Как много вы знаете об авиации? С древних времён люди завороженно смотрели на птиц, хотели так же подниматься в воздух и бороздить бескрайние небесные просторы.
Первые полёты
Однако, путь к осуществлению этой мечты был тернист и сложен. Первые попытки взлететь, к несчастью, заканчивались смертью испытателей. В начале, конечно, не учитывались никакие законы физики, люди просто “цепляли” к рукам импровизированные крылья и всячески пытались оторваться от земли, некоторые прыгали с возвышенностей.
Эра аэростатов
В XVI веке Леонардо да Винчи сделал первые наброски воздушного шара, парашюта, планера и даже вертолёта! Первый успешный полёт воздушного шара состоялся лишь через столетие в 1783 году, его совершили братья Монгольфье. Шар взлетел на высоту целых 1800 метров! Братья догадались, что воздушные шары, аэростаты стоит наполнять горячим воздухом, в этом случае они смогут успешно подниматься в воздух.
Первый самолёт
Несомненно, огромный вклад в авиацию внёс Александр Фёдорович Можайский. Он представил и самостоятельно построил первый в России и один из первых в мире самолётов, летательный аппарат смог на несколько секунд оторваться от земли, и это уже было огромным достижением. Спустя примерно 20 лет всемирно известные братья Райт представили свою модель самолёта, это был биплан, который смог поставить сразу несколько рекордов, НО только с третьей попытки. Рекордное расстояние полёта, рекордное время полёта, рекордная высота полёта и, в конце концов, рекордный успех – всё это о самолёте братьев Райт, он провёл в воздухе 12 секунд, пролетев 278 метров на высоте 13 метров. Уилбер и Орвилл Райт открыли нам путь в авиацию в том представлении, в котором мы представляем её сейчас!