Составить сложноподчиненное предложение как туча

Лучший ответ

Анна Куличёва

Мастер

(1293)


10 лет назад

сложноподчиненное.

P.S. – в яндексе ввела это предложение и написала сложносочиненное, мне он сразу вывел сложноподчиненное в поисковике: D

Остальные ответы

Светлана Лана

Гуру

(4588)


10 лет назад

СПП (сложноподчиненное) , т. к. от главной части можно задать вопрос к придаточной.

Аввакумова Полина

Мастер

(1259)


10 лет назад

Сложноподчиненное

Мария Колодкина

Ученик

(243)


10 лет назад

сложноподчиненное, потому что можно задать из главной части вопрос, я набросил плащ когда? как туча прорвалась и обрушилась на меня.

Дудка Сергей

Знаток

(353)


4 года назад

Это сложноподчиненное предложение (обозначается так: “С. П. П.”) т. к. можно задать вопрос: Я два набросил на себя плащ (Когда?), как туча прорвалась и обрушилась на меня. В сложноподчиненном предложении есть главное слово и зависимое.
А в сложносоченном предложении ( С. С. П.) нельзя задать вопрос: Кончился дождь, и снова вышло из леса солнышко.

Эркелей Суразова

Ученик

(105)


3 года назад

нанананананааннананннп

Составьте из каждой пары простых предложений по три сложных (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное).
1) Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
2) Болота уже замерзали. Тронулись на юг болотные птицы.
3) Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.
4) Небо заволокло тучами. Началась гроза.

reshalka.com

Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №541

Решение

1) Взошло солнце. Ожил каждый кустик. − Взошло солнце, и ожил каждый кустик. − Когда взошло солнце, ожил каждый кустик. − Взошло солнце, ожил каждый кустик.
2) Болота уже замерзали. Тронулись на юг болотные птицы. − Болота уже замерзали, и тронулись на юг болотные птицы. − Болота уже замерзали, поэтому тронулись на юг болотные птицы. − Болота уже замерзали, тронулись на юг болотные птицы.
3) Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом. − Солнце поднялось и вся окрестность озарилась светом. − Когда солнце поднялось, вся окрестность озарилась светом. − Солнце поднялось, вся окрестность озарилась светом.
4) Небо заволокло тучами. Началась гроза. − Небо заволокло тучами, и началась гроза. − Когда небо заволокло тучами, началась гроза. − Небо заволокло тучами, началась гроза.

1.Я не сделал домашнее задание, потому что вчера у нас отключили электричество.

2.Иногда люди задаются философскими вопросами вместо того, чтобы решать ежедневные бытовые проблемы.

3.Вот и подходит к концу зима, которая принесла нам столько приятных моментов.

4.В городском саду пары медленно танцевали вальс, будто никогда не существовало правило соблюдения дистанции.

5.Наша старая квартира, которую мы собирались продать, была для меня самой уютной и любимой.

6.Мне нравятся небольшие города, где спокойное, размеренное течение жизни.

7.Миша попросил написать такое сообщение, чтобы перечитывать его в больнице и каждый раз забывать про боль и страх.

8.Я с тёплым чувством вспоминаю, как ты сделал первый шаг, сыночек.

9.На тренировке нужно выкладываться на все 100%, чтобы добиться успеха.

10.Танцуй так, будто никто на тебя не смотрит.

11.Ни одного человека я тут не знаю, и незнакома мне улица за домом.

12.Звёзды заглядывали в приоткрытое окно, а я не могла уснуть от их блеска.

13.То дети кричали за окном, то кто-то пел песни и громко смеялся.

14.Каждое утро я просыпалась с желанием идти в школу, а моя мама радовалась этому, как ребёнок.

15.Один отдыхает, а другой работает до изнеможения.

16.Голова ещё побаливала, но я не обращал на это внимания.

17.Не хочу пирожки, но сказать об этом бабушке у меня не хватает смелости.

18.Девочка выбрала карандашики сиреневого цвета, а мальчик хотел рисовать только зелёными.

19.И снова за окном расшумелся ветер, но это не сможет помешать мне встретиться с друзьями.

20.Ребята собрали все листья, и в парке стало чисто и красиво.

1-10 – сложноподчиненные.

11-20 – сложносочиненные.

Закончите фразу, чтобы получились сложноподчиненные предложения.

1. Беспрерывно шёл дождь, .

. 2. Комната была светлой и уютной, .

. 3. Скоро наступит весна, .

. 4. После обеда все разошлись, .

. 5. Неожиданно набежала туча, .

. 6. На дискотеке было очень весело, .

. 7. Новый фильм мне понравился, .

.

Вы перешли к вопросу Закончите фразу, чтобы получились сложноподчиненные предложения?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 – 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.

Дальше, чтобы было проще читать, мы будем время от времени использовать аббревиатуру СПП для обозначения сложноподчиненных предложений.

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Типы сложноподчиненных предложений по значению

В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:

  • Придаточная изъяснительная. Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли.

    Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.

    [ … ], (что …).

  • Придаточная определительная. Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как.

    Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

    [ … ], (чей …).

  • Придаточная присоединительная. Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем, всех падежных форм слова что.

    Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.

    [ … ], (зачем …).

  • Придаточная обстоятельственная. Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).

    Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

    [ … ], (когда …), а ( … ).

Обстоятельственные значения:

    • места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда);

      Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.

      [ … ], (откуда …).

    • времени (средства связи придаточной и главной частей – союзы когда, пока, лишь, только);

      И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.

      [ … ], (пока …).

    • условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);

      Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.

      (если …), [то … ].

    • причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как);

      Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

      [ … ], (потому что…).

    • цели (средство связи придаточной и главной частей – союз чтобы);

      Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.

      (чтобы …), [ … ].

    • следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что);

      Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.

      [ … ], (так что…).

    • уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя);

Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

(хотя …), [ … ].

  • сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем);

    Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.

    [ … ], (будто …).

  • меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько);

    Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!

    [ … ], (насколько …).

  • образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как).

    Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.

    [ … ], (будто …).

Положение придаточного предложения в СПП

Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.

  • Придаточное предложение может располагаться перед главным:

    Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!

    (какие …), [ … ].

  • Придаточное предложение может располагаться после главного:

    Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.

    [ … ], (чтобы …).

  • Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:

    Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.

    [ …, (куда …), … ].

Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.

Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные).

Блок -схемы (1)

Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:

  • Однородное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному (или к какому-то слову в его составе). Кроме этого они отвечают на один вопрос. И между собой придаточные связаны по тому же принципу, что и однородные члены предложения.

    Дети притопывали ногами от нетерпения и не могли дождаться, когда же уже пора будет отправляться, когда же они, наконец, увидят море, когда все смогут вдоволь набегаться по берегу.

    Predlozhenija1

  • Параллельное подчинение. Все придаточные предложения относятся к главному. Но отвечают на разные вопросы.

    Когда пришла ее очередь выбирать, Оля взяла ту коробку, которая первой попалась ей под руку.

    Predlozhenija2

  • Последовательное подчинение. Одно придаточное предложение присоединяется к главному (его называют придаточным первой степени). Другое придаточное, второй степени, присоединяется к придаточному предложению первой степени. Кстати, при этом виде подчинения одно придаточное может быть включено в состав другого.

    Ребята решили, что все вместе сами справятся со сложной задачей, которую мужественно решил взвалить на свои плечи Миша.

    Predlozhenija3

Схема разбора сложноподчиненного предложения

Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.

Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.

Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:

  1. Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
  2. Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
  3. Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
  4. Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
  5. Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
  6. Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
  7. Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
  8. Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
  9. Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
  10. Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
  11. Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
  12. И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.

Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:

Predlozhenija5

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда, подчинительный союз что.

СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?

Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.

Predlozhenija4

Резюме

Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.

Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Поделитесь ссылкой на эту страничку со своими одноклассниками – нужные кнопки найдете под текстом. Пускай они тоже хорошо разберутся в этой теме и заработают хорошие оценки в классе и на экзамене.

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Добавить комментарий