Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие политическое лидерство.
2. Специфика политического лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) способность оказывать влияние на мнения и установки широких слоев населения и др.
3. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
4. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
Задание: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Понятие политической системы
- Функции политической системы
- Структурные единицы политической системы
- Понятие политического лидерства
- Концепции лидерства
- выдающиеся качества личности
- психоаналитические способности личности
- зависимость от сложившейся ситуации
- Функции политического лидерства
- интеграция
- мобилизация
- организация
- Типы лидерства
- правящие и оппозиционные
- демократические, авторитарные
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ответ:
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
– количество подпунктов каждого пункта;
– корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие политического лидерства.
2. Признаки политического института:
а) нормативность;
б) использование властных полномочий и санкций;
в) установки и образцы поведения и др.
3. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
4. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, легальные (рационально-легальные) и харизматические лидеры и др.
5. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
1. Особенности
политического лидера:
а) осуществляет
воздействие при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц;
б) действует
в интересах больших социальных групп;
в) имеет
политическую волю и готовность брать на себя ответственность;
г) острый
ум и политическая интуиция;
д) организаторский
талант и т.д.
2. Функции
политического лидера:
а) интегрирующая;
б) выработка
политического курса;
в) мобилизационная;
г) функция
управления, принятия политических решений и т.д.
3. Классификации
политического лидерства:
а) по
доступу к власти (правящие, оппозиционные);
б) по
масштабу (общенациональные, определённого класса или группы, общественной организации
или движения);
в) по
типу господства (традиционное, легальное, харизматическое).
Источник: НезЛО Антона Чубукова
Вариант 6. Задание 24. План «Политическое лидерство как институт политической системы».
1. Понятие «политическое лидерство». 2. Особенности политического лидерства:
а) наличие политической программы, выражающей интересы больших социальных групп;
б) наличие политической воли и готовности брать на себя ответственность;
в) способность оказывать влияние на широкие слои населения. 3. Функции политического лидера: (что в скобках – можно не писать в плане)
а) интегративная (объединение и согласование различных групповых интересов на основе базовых ценностей и идеалов общества); б) ориентационная (выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности больших групп);
в) мобилизационная (инициирование необходимых изменений, создание стимулов для населения); г) инструментальная и др.(определение способов и методов осуществления поставленных задач). 4. Типы политического лидерства:
а) по легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный;
б) по стилю общения с подчинёнными: демократический, авторитарный;
в) по масштабу: общенациональный лидер, региональный, местный;
г) по имиджу: лидер-знаменосец, лидер-служитель, лидер-торговец, лидер-пожарный и др.
5. Факторы, влияющие на стиль политического лидерства:
а) политические убеждения;
б) экстремальная обстановка; в) политическое окружение, среда, жизненный опыт. 6. Место и роль политического лидера в политическом процессе.
Вариант 6. Задание 25. 1.Объясните, почему в демократическом обществе, как и в недемократическом, существует политическая элита 2. Кого относят к политической элите? (Назовите трёх любых представителей). 3.Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему
реализацию любой функции политической элиты.
1.Обоснование: Существенный признак любого государства – наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества, поэтому политическая элита существует как в демократическом, так и в недемократическом обществе. Необходимость существования политической элиты в обществе объясняется пассивностью основной массы населения и сложностью вопросов, которые необходимо решать в ходе развития общества. Это требует профессиональных знаний, материального и интеллектуального превосходства, организаторских способностей, таких качеств как самообладание, умение идти на компромисс и т.д., но не все люди обладают этими качествами.
2) Министр иностранных дел, глава правительства, лидер крупной политической партии.
3) Примеры.
1. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров провел 18 января пресс-конференцию для журналистов, где подвел основные внешнеполитические итоги 2022 года и ответил на многочисленные вопросы журналистов (ориентационная функция).
2. Председатель Правительства РФ в программе «Время» еще раз уточнил условия льготной ипотеки для it специалистов в 2023 году (организаторская).
3. Лидер ЛДПР перед выборами в Госдуму 2021г. особенно часто выступал с изложением программы партии в молодежных коллективах, чтобы привлечь в партию молодое поколение (электоральная).
Вариант 7. Задание 24. План «Научное познание»
1. Понятие и особенности научного познания:
а) стремление к объективности;
б) специальный язык, включающий строго определяемые понятия;
в) особые процедуры проверки результатов; г) системность и т.д.
2. Уровни и методы научного познания:
а) эмпирический (наблюдение, описание измерение, классификация, эксперимент и пр.);
б) теоретический (аналогия, выдвижение гипотез, моделирование).
3. Формы научного знания: а) научный факт;(отражение объективного факта в человеческом сознании); б) эмпирический факт; (Эмпирический – означает наблюдаемый, не вызывающий сомнения). в) проблема; г) гипотеза; д) теория.
3. Классификация наук: а) гуманитарные; б) естественные; в) социальные и т. д.
4. Функции научного познания: а) познавательно-объяснительная; а) социальная; б) мировоззренческая; в) производственно-преобразующая; г) практическая.
Вариант 7. Задание 25.1) Обоснуйте закономерность интеграции наук в современном мире. (Обоснование должно раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.) 2) Какие науки относят к социально-гуманитарным? (Назовите любые три). 3) Для каждой из указанных в пункте 2 социально-гуманитарных наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции науки для человека и общества. (В совокупности примеры должны иллюстрировать реализацию трех различных функций науки.)
1.Обоснование: Интеграция – обозначает сближение, объединение, сотрудничество. Информационное общество ставит перед учеными такие сложные проблемы, которые не может решить никакая отдельно взятая наука. Кроме того, наука все более становится производительной силой, о чем говорят достижения НТП. Поэтому всё больше исследований носят междисциплинарный характер. На стыке наук появились такие науки как биохимия, физическая химия, астробиология, бионика и др. Кроме того, интеграция наук помогает ученым разных стран обмениваться опытом и идеями между узкими специалистами.
2) Социально-гуманитарные науки: 1. Экономика. 2. Политология.
3. Социология.
3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций науки для человека и общества:
1. Познавательно-объяснительная. М. Фридмен, основатель монетаризма, объяснил, что гос-ое вмешательство в экономику должно ограничиваться только монетарной сферой, т.е. сферой денежного обращения. Инструментом такого вмешательства должна выступать денежно-кредитная политика.
2. Практическая. Во время выборов в Госдуму в 2021г.одна из партий воспользовалась услугами имиджмейкеров, благодаря советам которых кандидату удалось повысить свой рейтинг.
3.Социальная. Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857, Франция), предложивший проект создания науки, суть которой заключается в изучении общества, основанном на достоверных фактах и связях, чтобы отделить науку от теологии.
(Кстати: бионика — прикладная наука о применении в технических устройствах свойств живой природы: создание протезов, замена хрусталика глаза, кровеносных сосудов, клапана сердца).
_______________________________________________________________________
Дорогие мои молчаливые читатели (вас 116 за последние двое суток), я собирался проработать все 30 вариантов из вышеуказанного сборника, но обнаружил вчера вот это:”Сборник заданий подготовлен Независимой лабораторией образования Антона Чубукова https://vk.com/club71258816″. Здесь весьма достойно сделаны все варианты 25-го задания. Поэтому я решил не заниматься тем, что уже сделано целым коллективом и прекратить выставлять свои варианты. Но если у вас будут какие-то вопросы, напишите мне, я постараюсь ответить. Ваш Антон.