Составить звуковые модели слов это как

звуковые схемы слов 1 класс примеры, фото

например слова: ежик, танк

Традиционно принято, что каждому звуку, его характеристике требуется определенный цвет, гласные обозначают красным цветом, твердые согласные обозначают холодным синим цветом, а мягкие-теплым зеленым. Алгоритм:

Зная, какие согласные являются твердыми, а какие мягкими, можно составить на любое слово схемы, вот некоторые примеры:

Слово ТАНК будет выглядеть: синий-красный-синий-синий цвет, а ЕЖИК-красный-синий (ж всегда твердый согласный звук)-красный-синий.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Бульб­озавр
[450K]

5 лет назад 

Для первоклашек и детей, которые готовятся идти в первый класс, конечно полезным будут занятия по составлению звуковых схем слов.

Здесь сразу хотелось бы напомнить, что звуковые схемы слов, не что иное, как фонетический разбор, оформленный с помощью дополнительных приемов.

Как мы знаем, в русском языке имеются шесть гласных звуков (т. е. эти звуки состоят из одного голоса и их можно петь или долго тянуть ) , это «А»; «О»; «У»; «Э»; «И». Гласные могут быть ударными и безударными.

При составлении звуковых схем гласные звуки нужно отмечать красным цветом.

Согласные звуки, которые произносятся с использованием таких преград, как зубы, губы и язык, делятся на глухие, когда сам звук состоит только из «шума» и гласные, где звук состоит из голоса и шума.

Кроме того, согласные звуки, могут быть мягкими и твердыми.

В звуковых схемах, твердые согласные принято обозначить синим цветом, а мягкие согласные — зеленым.

В звуковых схемах принято слияния гласных звуков с согласными, обозначать прямоугольников, который делится по диагонали — верхний треугольник это гласный звук, нижний — согласный звук.

Для практической работы, можно заготовки вырезать из цветной бумаги или картона, а можно просто использовать тетрадь в клеточку и в ней раскрасить.

Для примера привожу самые простые слова, это «Лук» и «Яна», в первом случае, слово состоит из одного слога, а во втором из двух:

Божья коров­ка
[160K]

7 лет назад 

В составлении схемы, если разобраться со звуками, все просто. Нужно уметь различать гласные и согласные звуки. Среди согласных звуков нужно уметь различать твердые и мягкие, а также звонкие и глухие. Для 1 класса достаточно знать гласные и согласные твердые и согласные мягкие , чтобы составить схему слова. Далее разбираемся с обозначениями. Гласные звуки традиционно обозначают красным цветом. Это значит, что квадратик или его часть, которые обозначают гласный звук, нужно закрасить красным. Для согласных два цвета – синий для твердых согласных и зеленый для мягких. Ниже примеры.

Еще конечно нужно знать, какие бывают звуки. Эти таблички вам помогут.

А теперь примеры

дольф­аника
[379K]

6 лет назад 

На самой последней схеме примеры составления звуковых схем слова. Используются красный, синий и сине-красный цвета. Сине-красный цвет обозначает слоги слияния. Обязательно указать ударный звук. На примере схем можно составить звуковую схему слов, изучаемых в первом классе. Также можно воспользоваться отдельными таблицами , в которых слоги слияния уже разбиты по мягкому и твердому признаку, такая таблица самая последняя, есть таблицы более удобные.

Таблица, по которой можно определить слоги, какие слоги мягкие или твердые. Выписываем слово, разбиваем на слоги и подставляем правильно закрашенные квадартикию

Zolot­ynka
[550K]

5 лет назад 

Звуковые схему нужно составлять, придерживаясь определенного плана:

1) Танк: количество слогов – 1.

2) Танк: количество звуков – 4, рисуем 4 квадратика:

3) Первый звук “т”: согласный, твердый, глухой – значит, красим его синим цветом

4) Звук “а” – гласный, ударный, красим – в красный цвет.

5) Звук “н” – согласный, твердый, звонкий – синий цвет.

5) Звук “к” – согл., твердый, глухой – тоже синий.

В результате на нашей звуковой схеме все квадратики, кроме, второго (гласная буква) будут синими. А второй квадратик – красный.

**

И не забываем на схеме проставить ударение – это обязательное условие для правильного выполнения задания.

Серхи­о
[5.9K]

6 лет назад 

Недавно моему брату в школе задали схему слов: ёжик, танк.

Пришлось вспоминать все, что учили раньше в школе. Вспомнил, что к каждому звуку подходит определенный цвет. Гласные всегда обозначают красным, мягкие согласные – зеленым, а твердые согласные синим.

Также есть слияние звуков, когда одна половина прямоугольника закрашивается одним цветом, а вторая другим.

В итоге мы с брателлой сделали следующие схемы. Слово ёжик: красный-синий-красный-синий. Слово танк: синий-красный-синий-синий.

Все делается очень просто.

Искат­ель прикл­ючени­й
[102K]

5 лет назад 

Добрый день. Давайте рассмотрим звуковую схему на примере слова “лягушка”:

1) “л” – мягкая согласная;

2) “я” – гласная;

3) “г” – твердая согласная;

4) “у” – гласная ударная;

5) “ш” – твердая согласная;

6) “к” – твердая согласная;

7) “а” – гласная.

Схема будет выглядеть следующим образом:

Для составления любой схемы вы можете пользоваться следующими подсказками:

Они всегда вам будут упрощать процесс разложения любого слова.

Любоп­ытств­о
[135K]

5 лет назад 

В первом классе дети должны знать, что в схеме мягкий согласный звук обозначается зелёным, твёрдый – синим. Гласные звуки они должны закрашивать красным карандашом и показывать ударение над звуком в ударной позиции.

В первом класс составляют звуковую схему слова в виде квадратиков. Квадратики рисуют красным, синим или зеленым цветом в зависимости от характеристик звука.

Гласный звук рисуется красным квадратиком,

согласные синим – твердый и зеленым – мягким.

Достаточно привести несколько примеров, чтобы все было понятно. Далее можно составлять схемы слов по аналогии.

Вот, допустим,

слово кот – первый квадратик с синим и красный, а второй только с синим цветом.

слово катя – первый квадратик синий и красный, второй – зеленый и красный.

слова яша – первый квадратик – красный, второй – синий и красный.

И наглядно звуковая схема для слова аист

Для учеников начальных классов все буквы и буквы имеют свой цвет при составлении звуковой схемы. Мягкий согласный закрашивается зеленым цветом, твердый согласный синим, гласный красным и т.д. При слиянии звуком прямоугольник закрашивается наполовину одним цветом, на половину другим. Можно запомнить эту несложную схему и анализировать каждый звук, в можно пользоваться уже готовым алфавитом, каждая буква которого уже раскрашена. Такие упражнения позволяют ребенку быстро научиться отделят твердые звуки от мягких, согласные от гласны.На схеме ставится ударение (Рисуется над квадратиком).

Джилл
[93.1K]

4 месяца назад 

В данном слове звуковая схема получается следующая:

Получается по цветовому фактору схема будет следующая: синий, красный, синий и самый последний тоже синий.

Слово в целом достаточно простое, главное не спешить и проговорить и прослушать все буковки.

Марин­аГр
[0]

3 года назад 

В слове ёжик 5 звуков, так как ё стоит в начале слова и обозначает 2 звука: мягкий Й и гласный О, поэтому схема будет: зеленый-красный-синий-красный-синий

Знаете ответ?

Смотрите также:

Как составить звуковую схему слов пальто, рак, окунь, маяк?

Какая звуковая схема слов: “помидор, рынок, салат”?

Какая звуковая схема слов: “Марина, малина, осина, Полина, картина”?

Какая звуковая схема слов “роса, коза”?

Как составить звуковую схему слова, её последовательность?

Как быстро научить младшего школьника составлять звуковые схемы слов?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать согласные звуки?

Звуковая схема слова. 1 класс. Каким цветом изображать гласные звуки?

Как составить звуковую схему слова атмосфера?

Как составить звуковую схему слова гусь, гуси?

Учимся составлять звуковую схему слова

Уважаемые родители, для ребят, которые идут в первый класс, будут очень полезны занятия по составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом. Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Твёрдые согласные обозначают, синим цветом, мягкие – зелёным. Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.  Слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы, научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки, и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в

игру «Холодно-горячо»?

Очень хорошо, если вы придумали, что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

Можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.

Помним, что надо придумать что-то интересное, чтобы выбрать слово для анализа.

Уважаемые родители, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводить слова, его высказывания становится содержательнее, выразительнее и точнее. Желаю успеха.

Учитель-логопед: Мельникова Нина Сергеевна

Термины и группы фонетики

Термины и группы фонетики

Наука далеко зашла в изучении русского языка. Отдельный упор был сделан на раздел фонетики — изучения письменного отображения звуков. Специалистами была собрана статистика звучности человеческого языка:

  • В среднем человек за одни сутки производит пару сотен звуков.
  • Чтобы выразить свои мысли, используют больше 50 звуков.
  • При этом на письме используется всего лишь 33 их обозначения.

Два главных инструмента фонетики — буквы и звуки. Важно знать особенности каждой группы и их отличия:

  • Элемент, который используют только для письменного отображения и чтения — буква.
  • Элемент, который только произносят и слушают — звук.

Сложность разбора состоит в том, что произношение слова может значительно отличаться от его написания. Например, количество одной из групп элементов (букв или звуков) может быть больше/меньше другой. В ином случае количество может оставаться одинаковым, но письменное отображение будет не совпадать со слышимым. Обусловливается это правилами орфографии и орфоэпии.

Однако, фонетика включает в себя только аспекты произношения. К ним относятся:

  • звук;
  • буква;
  • ударение;
  • слог.

Все вышеуказанные термины имеют индивидуальные свойства, но вместе они составляют характеристику звучания слова — фонетический анализ.

Особенности разбора

Самая распространённая ситуация, при которой допускают ошибки, — когда звучание и письменное обозначение не совпадают с друг другом. Если за правильность написания отвечает орфография, то фонетика регулирует правила произношения слов. Чтобы успешно завершить звуковой разбор, рекомендуется учитывать несколько советов:

Звуковая схема слова

  • Точно установить все особенности звучания слова.
  • Для каждой буквы составить свою транскрипцию.
  • Ни при каких условиях не подгонять звуки и буквы под друг друга. Например, ши [ шы ] – машин.
  • После завершения ещё раз чётко и тщательно произнести слово вслух, проверяя каждую единицу речи.

Для фонетического разбора существует специальный алгоритм. Некоторая информация обязательна для заучивания, остальное рекомендуется записать в виде памятки. Главные правила в фонетическом анализе в рамках школьной программы:

Звуковой анализ слова

  • Звонкие согласные на конце слова становятся глухими. Например, дуб [п].
  • Твёрдые согласные становятся мягкими, если после них стоят мягкие согласные. Например, здесь [з’д’эс’]. В основном это происходит с буквами: з/с, д/т, н.
  • Звонкие согласные становятся глухими, если после них стоит глухой согласный. Например, редко [ р ‘ этк а] .
  • Глухие преображаются в звонкие, если стоят перед такими же звонкими. Например, сдать [ здат ‘] образец.

Для студентов высших учебных заведений филологического профиля правил несколько больше. Они дополнительно изучают:

  • аккомодацию;
  • диссимиляцию;
  • редукцию.

Эти три пункта изучают для более глубоко понимания фонетики и того, как преобразуются нормы речи. Также они помогут студентам, которые желают в будущем преподавать, понятнее и быстрее объяснять сложные темы и разбирать популярные ошибки уже своих учеников.

Классификация звуков

В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:

Особенности разбора

  • Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
  • Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.

Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.

Виды гласных

Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:

  • я — [ йа ] ;
  • е — [ йэ ] ;
  • ю — [ йу ] ;
  • ё — [ йо ] .

Гласные звуки

Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:

  • В начале слова. (Яна, январь).
  • После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
  • После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).

В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).

Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:

  • Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
  • Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.

Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).

Группы согласных

Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:

Классификация звуков

  • Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
  • Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
  • Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
  • Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
  • Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
  • Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
  • Также неизменные мягкие: й, ч, щ.

При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:

  • Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
  • Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.

Схематическая модель

При фонетическом разборе составляется схематическое отображение слова. На деле это схема в виде цветовых карточек разных форм. Звуковой анализ слова и схема для дошкольников — пример, который способствует созданию образа для восприятия и понимания деталей структуры слова. Форм бывает всего две — прямоугольная или квадратная. А вот цветного отличия множество:

Разбор слова по слогам

  • Синяя карточка квадратной формы — твёрдый согласный звук.

  • Зелёная карточка в форме квадрата — мягкий согласный звук.
  • Квадрат в красном цвете — гласный звук.
  • Два треугольника (синего и красного оттенка), соединённых в один прямоугольник — слог, состоящий из твёрдого согласного и гласного.
  • Красный и зелёный треугольник, которые соединены в 1 прямоугольник — слог, состоящий из мягкого согласного и гласных звуков.

Звуковые схемы слов в 1 классе (карточки) имеют свою точную последовательность в цвете и формах. Если правильно пользоваться этим методом, обучение пройдёт быстро и легко.

Используют звуковой анализ слова в 1 классе (схемы и разбор) и дошкольном образовании, как вспомогательный инструмент при обучении чтению. Преподаватель сможет не только рассказать о каждой единице речи отдельно, но научит собирать их воедино и снова разделять. К тому же модель выделяет разницу в произношении между согласными и гласными звуками.

Алгоритм фонетического разбора

Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

Как делят слово по слогам

  • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
  • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
  • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
  • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — [играт’].
  • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

Деление на слоги

Слоги в словах

Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

  • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
  • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
  • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

Фонетический разбор слова

  • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
  • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
  • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
  • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

  • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
  • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

Предлагаю алгоритм по составлению звуковой схемы слова. Для начала разберемся в том, какие знаки мы будем использовать.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Внимание! Посмотрите на последние две схемы: именно слияние СОГЛАСНОГО и ГЛАСНОГО звуков, а не наоборот.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Иногда дети путают, какой схемой и какие звуки обозначать. Чаще всего это связано с выбором одиночного квадрата или раздвоенного прямоугольника, обозначающего два звука.

Для примера разберем слово ТРОПКИ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

1. Прочитаем слово: ТРОПКИ. Находим в слове все сочетания согласного и гласного. Внимание! Не гласного и согласного, а только СОГЛАСНЫЙ + ГЛАСНЫЙ. Сначала их можно выделять простым карандашом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Также можно тренироваться взяв любой текст и попросить ребенка найти все сочетания согласный + гласный и выделить их дугой. Можно попросить ребенка выделить в тексте определенный слог, например, найди все слоги СА и выдели их.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

2. Рисуем схему. Для одиночного звука [ т ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ р ] [ о ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника. Для одиночного звука [ п ] мы берем одиночный квадрат. Для сочетания звуков [ к ] [ и ] мы берем схему раздвоенного прямоугольника.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

3. Красным карандашом подчеркиваем все гласные буквы и определяем сколько слогов в слове. В нашем случае в слове ТРОПКИ 2 слога, т. к. в нем две гласные О и И. Разделим слово на слоги. Обозначим это в слове и на схеме.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Далее ставим ударение. Для этого слово нужно произнести слитно. Гласный, который произносится с особой силой и будет ударным. В слове ТРОПКИ первый слог ударный. Обозначаем ударение в слове и на схеме.

4. Анализируем каждый звук. Произнесите первый звук в слове: [ т ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [т] согласный. Твердый он или мягкий? В нашем случае звук [ т ] твердый, значит первый квадратик мы закрасим синим цветом.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Произнесем второй звук: [ р ]. Нам встречается преграда во рту при произношении этого звука, значит звук [ р ] согласный. Он твердый.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Обращаем внимания на то, что рядом стоит гласная О. Она обозначает твердость предшествующего согласного звука. Так проводим весь анализ.

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

В слове ТРОПКИ встречается мягкий звук [ к’ ]. На схеме его мы обозначаем зеленым цветом. Рядом стоит гласная И. Она указывает на мягкость, смягчает предшествующий согласный звук [ к’ ].

Желаю успешной учебы!

Как составить звуковую схему слова. УМК "Школа России" (Памятка)

Учимся составлять звуковую схему слова

Уважаемые
родители, для ребят, которые идут в 1 класс, будут очень полезны занятия по
составлению звуковой схемы слова.

Давайте попробуем разобраться,
как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный
вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или
фонетическим разбором.

Фонетика – раздел науки о языке,
в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит
человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при
выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая
и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

Гласные звуки состоят только из
голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду.
Гласные звуки можно долго тянуть, петь.

В русском языке гласных звуков
шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные звуки мы будем
обозначать красным цветом ( условные обозначения для звуков я взяла из
программы “Школа России”).

Предлагаем
большой выбор школьных рюкзаков для девочек и мальчиков. В нашем магазине вы
можете 
купить школьный
рюкзак
для
первоклассников и для подростков, а также школьные сумки и мешки для обуви.

Когда мы произносим согласные
звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят
только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие
согласные.

Согласные также делятся на
твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают
синим цветом, мягкие – зелёным.

По программе “Школа России”
слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым
наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.

Сделайте из цветного картона или
бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком
ударения и разделительной чертой.

Можно рисовать схемы в тетради в
крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/456-300x225.jpg

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/678-300x225.jpg 

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/345-300x225.jpgНачинайте работу с простых слов
– односложных или двусложных.

Итак, вы сделали карточки и
готовы к занятию.

Подумайте, как заинтересовать
ребёнка.

Может вы научите составлять
слова куклу Машу или любимого зайку?

Или будете отгадывать загадки и
составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или
картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали
что-то интересное и появился стимул к работе.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши –
лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это твёрдый
согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются
вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого
согласного с гласным звуком.

Третий звук [к] – твёрдый
согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/231-300x244.jpg3. Обозначим звуки буквами. Звук
[л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не
ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.

По программе “Школа России” нет
обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и
придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре
“Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для
глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и
использовать в схеме.

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/321-300x244.jpg

Потренироваться давать
характеристику звуку можно в игре.

Игра “Узнай звук”

Дать характеристику звуку вам
поможет лента букв.

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/765-300x225.jpg

На ленте очень хорошо видно
какие звуки обозначают буквы.

Например, буква “эн” обозначает
два звука – твёрдый [н] и мягкий [н’]. Поэтому прямоугольник двух цветов –
синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.

Все звуки в верхнем ряду
звонкие, а в нижнем – глухие.

Буква “жэ” обозначает один звук
– твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий
звук.

Особое внимание надо обратить на
йотированные гласные.

Буквы я, ё, ю, е могут
обозначать два звука или один.

Если они стоят в начале слова
или после гласного, они обозначают два звука:

я [й’ а], ё [й’ о], ю [й’ у], е
[й’ э]

После согласного звука они
обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].

Составим схему слова Яна.

1. Делим слово на слоги.

Я – на

В этом слове два слога.

2. Первый слог – я. Это слияние
двух звуков – [й’], [а]. Звук [й’] – мягкий согласный, звук [а] – гласный.
Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.

3. Ставим разделительную черту
после первого слога.

3. Второй слог – на. Это слияние
двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный.
Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.

4. Ставим ударение. Находим
ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог –
первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте
поставить ударение и на второй слог.

http://ya-umni4ka.ru/wp-content/uploads/2014/06/87-300x245.jpg

5.
Обозначаем звуки буквами.

Звуки [й’а] обозначают одной
буквой – буквой я.

Звук [н] обозначают буквой “эн”.

Звук [а] обозначают буквой а.

Все условные обозначения звуков
в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы
ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если
ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не
составит труда.

Добавить комментарий