Составьте интеллект карту путешествие чичикова как мотив движения вниз

Чичиков движется среди неподвижных героев

Пять глав построены

по одинаковому плану:

внешний вид деревни и дома-усадьбы помещика;
описание внутреннего убранства комнат;
описание самого помещика;
сцена купли-продажи;
сцена покупки мертвых душ (кульминация)
Лирические отступления :

автор прославляет народ и родину,
противопоставляет народную «живую» Россию «мертвым» помещикам и чиновникам
Вставные новеллы:

«Повесть о капитане Копейкине»;
притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче
пользуясь градацией, писатель от главы к главе показывает героев одного ничтожнее другого

Опубликовано Ищук Вероника Юрьевна
вкл 16.06.2014 – 21:52

Ищук Вероника Юрьевна

Автор: 

Иванова Мария

Карта-рисунок по поэме Н.В. Гоголя ” Мертвые души”.

Знакомимся с плотностью жидкостей

Как нарисовать портрет?

Хитрость Дидоны

Пейзаж

Лепесток и цветок

нравственный выбор моего ровесника в произведении в. г. распутина  

в рассказе в. г. распутина «уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из сибири. случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни.  

герой рассказа жил в трудное послевоенное время. он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. мама отправила мальчика в райцентр. на новом месте он продолжает старательно учиться.  

подросток постоянно недоедал, тосковал по дому. однако, когда мать приехала навестить его, он не жаловался и не плакал. чувство стыда и долга остановило героя уехать назад в деревню.  

трудности закаляют характер, поэтому сельский паренек часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, выдержка, решительность, независимость.  

во время игры в «чику» он выигрывает деньги, чтобы купить молока. для него эта игра не была развлечением, как для вадика и птахи. избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться.  

герой рассказа вызывает у меня симпатию. это умный, честный, справедливый мальчик, с добрым сердцем, любящий свою семью. лишь крайняя необходимость заставляет его совершать не совсем правильные поступки.  

ученику повезло: лидия михайловна была отзывчивая, чуткая, умная. видя трудное положение подростка, учительница старается ему. она давала мальчику не только уроки французского, но и уроки настойчивости, терпения, доброты.  

к сожалению, учительнице приходится уехать из города из-за того, что она вовлекла школьника в игру на деньги. лидия михайловна потеряла работу, но мальчик не сможет забыть её внимание, доброжелательное отношение. и всю жизнь будет помнить самые лучшие уроки – уроки человечности и добра.

Николай Васильевич Гоголь придавал огромное значение символам, которые не только способствуют лучшему раскрытию смысла произведения, но и зачастую указывают на мнение автора к происходящему. Яркий тому пример — образ дороги в поэме «Мёртвые души», которая некоторыми литературными критиками приравнивается по важности к любому из действующих персонажей.

Оглавление:

  • Символ странствий в творчестве писателя
  • Лирическое отступление
  • Маршрут Чичикова в городе N

Поэма «Мёртвые души»

Символ странствий в творчестве писателя

Как неоднократно признавался сам Гоголь, «в дороге у меня обыкновенно развивается содержание; почти все сюжеты я обделывал в дороге». Всякий раз, когда в жизни Николая Васильевича случались тяготы и невзгоды, он садился и уезжал, куда глаза глядят. Становится понятным роль путешествий в жизни Гоголя — поездка помогала писателю избавиться от хандры и плохого настроения, заряжала оптимизмом и давала вдохновение для творчества. Неудивительно, что образ дороги в художественных произведениях и сочинениях Гоголя появляется неоднократно:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством», «Утопленница», отдельные отрывки из «Сорочинской ярмарки»).
  • «Ревизор».
  • «Нос».
  • «Вий».
  • «Шинель».

Дорога обозначает жизненный путь героя

Тема пути служит у писателя не только композиционным средством, связывающим происходящие в произведении события между собой, начиная со вступления и заканчивая финалом поэмы. Дорога практически всегда означает внутреннее развитие главного героя, и, вместе с тем, она отражает стремление самого автора к движению. Гоголь справедливо полагал, что застой в жизни недопустим, поэтому каждому человеку необходимо во что бы то ни стало продолжать идти вперёд.

Следует также отметить и христианское значение этого символа у Николая Васильевича. Дорога непременно должна вести человека к определённой высшей цели, и, с позиции Гоголя, жизнь каждого человека есть движение к Всевышнему. В каждом человека должна быть динамика к развитию — от простого к сложному, от низкого к высокому, от отвратительного к прекрасному.

Интересно, что писатель изначально планировал написать 3 тома своей поэмы (по аналогии с «Божественной комедией» Данте, в котором присутствует 3-частная структура — ад, чистилище и рай).

Согласно планам Гоголя, Чичиков должен был во втором томе (соответствующему чистилищу) осознать своё моральное падение и начать исправление, тогда как 3-й том ознаменовывал бы нравственное возрождение героя. В этом контексте дорога обозначает жизненный путь героя; пока путь не кончился, жизнь продолжается, а это значит, что надежда на лучшее остаётся.

Лирическое отступление

Известно, что в первоначальном варианте поэмы Гоголь планировал показать Россию «хотя бы с одного бока». Однако позже автор решил, что «нет! Вся Русь отразится в нём!». Дорога помогает писателю создать эту удивительную панораму человеческих характеров — помещиков, крестьян, чиновников и обывателей небольшого городка. Одновременно с путешествием Павла Ивановича по городу N, путешествует и читатель. Наиболее ярко автор выразил своё отношение к странствиям в лирическом отступлении главы XI (уже после посещения всех ключевых персонажей):

Чичиков любуется пейзажем

  • Описание пейзажных красот и особенностей природы при путешествиях по стране: «Как она чудна, эта дорога — ясный день, осенние листья, холодный воздух…»
  • Дорога даёт возможность человеку перевести дух от повседневных событий и найти себе время для размышлений над важными вещами: «Сияние месяца там и там — как будто белые полотняные платки развесили по мостовой и улице. А ночь! — Какая ночь совершается в вышине! А небо, далёкое, необъятное, высокое, звучное и ясно раскинувшееся! Сколько раз я, погибающий, хватался за тебя, когда тонул и погибал…»
  • Передача зримого образа России и быта людей, живущих в самых разных условиях: «Бричка меж тем повернула в более пустынные улицы — потянулись сплошные длинные деревянные заборы, которые предвещали конец города. И вот по обеим сторонам дороги потянулись пешеходы в протёртых лаптях, деревни с самоварами, бабами и бородатым хозяином, чинимые мосты, неоглядные поля…»

Интересно, что это лирическое отступление является последним в поэме — оно как бы подводит итоги первой половины жизни Чичикова и готовит читателя к знакомству с биографией главного героя. Пейзажи, наблюдаемые во время пути, поражают своей поэтичностью и жизненностью. При этом формальное описание природы деревни и её окружения говорят об увядании и разорении крестьянского сословия значительно больше, чем формальные рассуждения и доклады.

Чичиков спрашивает дорогу

Следует также отметить тот факт, что у Чичикова, по описанию автора, дорога нередко петляла, кружила и путала. Это говорит не только о нелёгкой судьбе главного героя, но ещё и символизирует решения, которые он принимает или готовится принять. Таким образом, Гоголь подчёркивает своё отношение к неправедным целям и желаниям Чичикова, который хотел нажиться на продаже мёртвых душ.

Немаловажно, что герой (согласно его биографии) уже неоднократно делал попытки разбогатеть нечестным путём; все начинания заканчивались крахом, как бы намекая, что не тот путь выбрал себе Павел Иванович.

Маршрут Чичикова в городе N

Существует интересный анализ дороги, сделанный исследователями творчества Гоголя; согласно ему выходит, что дорога XIX века, представленная в поэме писателя, на 90% состоит из ухабов и кочек, покрытых мусором, грязью, шлагбаумами и шаткими деревянными мостами. Сам Чичиков, как известно, во время дороги не любил рассматривать окрестности — ему нравилась быстрая езда, что также может говорить о склонности не замечать настоящей жизни и жить ложными целями.

Об этом также может говорить привычка Павла Ивановича добираться до различных мест в городе не по прямой дороге, а закоулками или тёмными улицами. Таким образом, мотив дороги в «Мёртвых душах» хорошо характеризует ключевые душевные качества героя.

Путешествие к владельцам поместий

Странствия Чичикова и его последовательное знакомство с помещиками предваряется описанием дороги, а также природы, что лежит на пути к этим персонажам. Окружающая среда, предметы быта, а также характер самой поездки являются дополнительными штрихами к портрету и без того колоритных владельцев поместий. Встречи с ними будет полезным вспомнить в хронологическом порядке:

Поездка к Манилову

Поместье Плюшкина

  1. Поездка к Манилову. Описание природы при этом было затруднено тем, что «все виды похожи одни на другие». Это соответствует характеру слащавого помещика, а также трудности в составлении его портрета — человек практически не имел никаких запоминающихся черт, а его образ уплывал из памяти сразу же после того, как покинуть дом. Помимо этого, сама дорога укачивала Чичикова, как бы предвосхищая грядущую встречу.
  2. Встреча с Коробочкой. Встреча главного героя с этой помещицей происходит случайно — первоначально Чичиков намеревался встретиться с Собакевичем. Путь к деловитой и энергичной женщине был непростым — Павел Иванович едва не попал в серьёзную передрягу на дороге (перевернулась его бричка). Это подчёркивает те непростые деловые отношения, которые сложились у Чичикова с Коробочкой — она всячески пыталась не продешевить с продажей такого «ценного» товара, как мёртвые души.
  3. Знакомство с Ноздрёвым. Цитата из лирического отступления в 4-й главе хорошо описывает характер Ноздрёва — «человек высоких чинов, отличающийся непорядочностью и имевший страсть нагадить ближнему просто так, ради удовольствия». По дороге к нему автор специально не указывает никаких описаний крестьянских деревень и построек — это указывает на полное безразличие и равнодушие помещика к своим подданным.
  4. Торги с Собакевичем. Характерно, что по пути к этому колоритному и неприступному помещику кучер Чичикова сбился с дороги, отчего они лишний час плутали по бездорожью. Тем самым автор намекает, что этот путь — тоже ложный для жизни Павла Ивановича.

Визит к Плюшкину. Чичиков по дороге к богатому помещику наблюдает невероятную разруху и запустение — указание на то, что наличие большого состояния вовсе не гарантирует человеку счастья, не говоря уже про внутреннее развитие.

Таким образом, на примере путешествия главного героя читатель сразу же может понять не только о возможных результатах его переговоров с помещиками, но и догадаться о том, чем закончится вся эта мошенническая эпопея. Образ дороги в «Мёртвых душах» не только сопровождает читателя ко всем действующим лицам, но и подводит итог в конце поэмы — Чичикову нужно изменить свои жизненные приоритеты, ведь в противном случае его будет ждать «превращение» в одного из этих помещиков.

Аварии и происшествия

Помимо поездок, с Чичиковым приключилось несколько необычных историй непосредственно в дороге. Первая связана с аварией, в результате чего герой оказывается дома не у Собакевича, а у Коробочки. Любая неполадка в пути издревле считалась предупреждающим знаком свыше — сама судьба пытается отклонить человека от выбранного им пути.

Столкновение коляски Чичикова с другой коляской

Второе происшествие произошло прямо в городе N — если кратко, бричка Чичикова столкнулась со встречной коляской, в которой находилась очаровательная дочка губернатора. Это единственный момент в поэме, где Гоголь показал, что душа главного героя пока ещё не «омертвела» и способна чувствовать — Павел Иванович буквально окаменел при виде девушки, а его мысли спутались.

Наконец, ближе к концу поэмы, после провёрнутой аферы, Чичиков собирался удрать из города. По дороге он наткнулся на похоронную процессию (умер прокурор), которая временно преградила ему путь. Эта символическая сцена является очередным знаком, указывающим, что главному герою необходимо отказаться от выбранного им направления. Встреча со смертью неминуемо должна наводить на мысли о бренности жизни и о своём предназначении в ней.

Жизненный путь Чичикова и образ дороги в поэме "Мёртвые души" - 4 примера сочинений

­­Пример сочинения 1

Жизненный путь Чичикова в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(660 слов) Николая Васильевича Гоголя считают одним из самых загадочных писателей девятнадцатого столетия. Ведь жизнь и творческий путь данного автора наполнены мистикой. Весьма таинственным произведением является поэма «Мёртвые души». В нем автор изобразил галерею человеческих пороков во всем их многообразии, ориентируясь на «Божественную комедию» Данте. Только здесь изображена жизнь помещиков в тридцатые годы, а не адский лабиринт. Над созданием книги Николай Васильевич работал на протяжении целых семи лет. Главный герой — Павел Чичиков, который находится в центре внимания автора. Рассмотрим поподробнее, из чего складывался его жизненный путь.

Жизненный путь персонажа неповторим. Ведь он богат на поучительные события. Однако в образе Павла Ивановича автор воплотил безнравственного человека, которого жизнь учит всему, кроме главного — правильной мотивации действий. Чичиков является воспитанным, тактичным, изобретательным, упорным. Однако все эти качества растрачиваются на аферы.

Будущий мошенник появился на свет в семье дворян, которые обеднели. Русский писатель очень мало рассказывает об образе отца Чичикова, а о его матери и вовсе не говорит ни слова. Еще в детские годы главный герой узнал простые истины. Так, он запомнил, что деньги являются залогом уважения и любви. Именно благодаря финансовым средствам открываются все двери, появляется чувство уверенности, а также ощущение покоя. В связи с этим необходимо все время накапливать материальные блага любыми средствами. Именно такую жизненную науку преподал отец персонажу. Кроме того, и жизнь сама позволила герою рассуждать подобным образом.

Мальчик приспособился к жизни еще в училище, куда героя отвез его отец. Чичиков стал угождать педагогам, знакомиться с богатыми людьми, дружить с ними, а также ограничивать себя и экономить на всём, дабы накопить внушительную сумму. Именно способность героя приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам помогла ему с отличием закончить обучение. Кроме того, за время учебы Павел даже сумел собрать свой первый капитал. Своим приятелям Павел Чичиков продавал дрессированную мышь, пирожки и фигурку птицы.

Главный герой начал работать сразу после того, как окончил училище. При этом Чичиков прекрасно осознавал, что не сможет сразу получить достойное место. Ведь он не имел таких полезных связей. Однако все же удача улыбнулась персонажу. Чичиков был принят в казенную палату. Более того, его перевели в канцелярии на вышестоящую должность, ведь герой смог вовремя поухаживать за дочкой начальника. Павел Чичиков слишком увлёкся «борьбой с взяточничеством», когда работал в комиссии по строительству. Его поймали на преступлении, что впоследствии привело к его увольнению и лишению всех сбережений.

Однако такой печальный опыт не привёл ни к каким изменениям в жизни персонажа. Он, наоборот, с гораздо большим стремлением начал работу в другом городе. Чичиков хотел как можно скорее накопить материальные блага. Это говорит о его работоспособности, которая могла бы пригодиться в более полезном и честном направлении.

На новом месте Павел Чичиков сразу же отличился. Он стал более щепетильным и осторожным в своих действиях. Главный герой обладал обаянием, поэтому им восхищались коллеги и руководство. Вскоре Павел Чичиков получил работу на таможне, что являлось очень прибыльным местом. Во время службы персонаж показал себя с самой лучшей стороны. В результате, Чичикову предоставили неограниченную свободу действий в борьбе с контрабандой. Здесь главному герою посчастливилось накопить очень большие средства. Естественно, он начал сотрудничать с преступниками. Однако, как известно, все тайное становится явным. Незаконную деятельность главного героя разоблачили. И Павел снова все потерял. Теперь он должен был начинать все с чистого листа.

Именно в это время Павел Чичиков начинает думать о покупке крепостных. Он размышлял о тех крестьянах, которые уже умерли, но еще числились в списках. Это представляло прекрасную возможность заработать большие деньги и поднять свой социальный статус. Он переселял несуществующих людей на бесплатные земли в Херсонской губернии, а потом заложить вымышленное имение в Опекунский совет и получить ссуду. Данная идея отличалась новизной. Безусловно, Павла Чичикова можно назвать своеобразным гением. Однако желаниям главного героя было не суждено сбыться. Персонажа снова разоблачили. Правда, финал его исканий остается открытым.

Таким образом, жизненный путь Павла Чичикова отражает современную писателю эпоху первых буржуа, которые делали капитал сомнительными способами, но преуспевали благодаря «мертвому» обществу чиновников и помещиков, безразличных к судьбе Родины. Несомненно, главный герой произведения придумал потрясающую аферу. Однако он не стал счастливым человеком и не достиг своей цели, ведь преступные пути всегда приводят к разоблачению и позору.


Пример сочинения 2

Образ дороги в “Мертвых душах”.

Поэма «Мертвые души» начинается с описания дорожной брички; основное действие главного героя – путешествие. Ведь только через путешествующего героя, через его странствия можно было выполнить поставленную глобальную задачу: «объять всю Русь» . Тема дороги, путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций.

В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Гоголь путь в Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать».

Дорога в деревне Плюшкина напрямую характеризует помещика: «Он (Чичиков) не заметил, как въехал в середину обшир-ного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, перед которой городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб.. . Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях… »

В седьмой главе поэмы автор снова обращается к образу дороги, и здесь этот образ открывает лирическое отступление поэмы: «Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками… »

Далее Гоголь сравнивает два пути, избранных писателями. Один выбирает путь проторенный, на котором его ждет слава, почести, рукоплескания. «Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми гениями мира… » Но «нет пощады у судьбы» для тех писателей, которые выбрали совсем иной путь: они дерзнули вызвать наружу все, «что ежеминутно пред очами и что не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога… »

Сурово поприще такого писателя, так как его не понимает равнодушная толпа, он обречен на одиночество. Гоголь считает, что труд именно такого писателя благороден, честен, высок. И он сам готов идти об руку с такими писателями, «озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы» . В этом лирическом отступлении тема дороги вырастает до глубокого философского обобщения: выбора поприща, пути, призвания. Завершается же произведение поэтическим обобщением – образом летящей птицы-тройки, являющейся символом всей страны.

Проблемы, затронутые Гоголем в поэме, – это не конкретно поставленный вопрос, и лишь в заключительных строках первого тома «Мертвых душ» ясно и отчетливо звучит: «…Русь, куда ж несешься ты? » И мы понимаем, что для автора Русь – это тройка, несущаяся по дороге жизни. И жизнь – та же дорога, бесконечная, неведомая, с вершинами и падениями, тупиками, то хорошая, то плохая, то сплошная грязь, без начала и конца.

В «Мертвых душах» тема дороги – основная философская тема, а все остальное повествование – лишь иллюстрация к тезису «дорога есть жизнь» . Завершает Гоголь поэму обобщением: он переходит с жизненного пути отдельного человека на исторический путь государства, обнаруживая их удивительное сходство.


Пример сочинения 3

Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.

Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.

Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

 Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

 Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы

Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

 Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

 Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.

Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.

Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.

Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.



Пример сочинения 4

Жизненный путь Чичикова по поэме “Мертвые души”

 Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картину экономического распада натурального крепостнического хозяйства и морального вырождения господствующего класса, то в образе Чичикова он показал типичные черты хищника, “подлеца”, “приобретателя” буржуазной складки, порожденного первоначальной стадией капиталистического накопления.

В одиннадцатой главе первого тома Гоголь подробно рассказывает о жизненном пути Чичикова с рождения до того момента, как этот “герой” занялся скупкой мертвых душ: как складывался характер Чичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нем под влиянием окружающей среды, руководили его поведением.
Еще в детстве он получил от отца наставление, как выбиться в люди: “больше всего угождай учителям и начальникам… водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отношений с людьми еще со школьной скамьи.

Копить копейку, но не ради нее самой, а для достижения материального благополучия и заметного положения в обществе, стало основной целью всей его жизни.
Уже в училище он быстро добился расположения учителя и, обладая “большим умом со стороны практической”, успешно накапливал деньги.

Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные: практический ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение “постигнуть дух начальника”, нащупать слабую струнку в душе человека и умело воздействовать на нее в личных целях, энергию и упорство в достижении задуманного, полную неразборчивость в средствах и бессердечность.

Получив должность повытчика, Чичиков “стал человеком заметным. Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах”. Все это отличало Чичикова и в дальнейшей его службе: таким предстает он перед нами и во время покупки “мертвых душ”. “Неодолимую силу характера”, “расторопность, проницательность и прозорливость”, все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Широко применяя всю свою практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы.

Быстро разгадав характер человека, он умеет по-особому к каждому подойти, тонко рассчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеру обращения и самый тон речи. Стоит только проследить, как держит себя Чичиков с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным, чтобы убедиться в этом и поразиться неистощимому разнообразию всех оттенков и тонкостей его обращения”.

Эта внутренняя “многоликость” Чичикова подчеркивается и его внешностью, данною Гоголем в неопределенных тонах. “В бричке сидел господин – не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.

Выражение лица Чичикова беспрестанно меняется, в зависимости от того, с кем он разговаривает. Отправляясь на бал к губернатору, он целый час проводит перед зеркалом, “пробуя” различные выражения лица и манеры, чтобы применить их на балу. “Пробовалось сообщить ему (лицу) множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторую улыбкою, то просто почтительное без улыбки, отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих не французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе”.

Гоголь постоянно подчеркивает внешнюю опрятность своего героя, его любовь к чистоте, хорошему, модному костюму. Чичиков всегда тщательно выбрит, надушен, всегда на нем чистое белье и модное платье “коричневых и красноватых цветов с искрой” или “цвета наварринского дыму с пламенем”.

И вот эта внешняя опрятность, чистота Чичикова, разительно контрастируя со внутренней грязью и нечистоплотностью, полно дорисовывает образ “подлеца”, “приобретателя “-хищника, все пускающего в ход для осуществления основной цели – наживы, приобретательства.

Гоголь сатирически бичует своего героя – “подлеца”, представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы, когда буржуазно-капиталистические силы начали развиваться еще в рамках феодально-крепостнического строя. Это отметил Белинский, сказавший, что “Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, – герой нашего времени”.

Белинский писал, что за границей встречаются “те же Чичиковы, только в другом платье: во Франции и Англии они не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выборах. Вся разница в цивилизации, а не в сущности”. Чернышевский писал, что в Англии “Чичиковы… заняты биржевыми и фабричными проделками”.

Добавить комментарий