Составьте план действий алгоритм на тему как отличить служебные части речи от самостоятельных

Конспект урока по теме  «Служебные части речи»

Тип урока: открытие нового знания с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Цели:

  1. Вместе с детьми сформулировать новую тему урока.
  2. Вместе с детьми совершить открытие нового знания и определить степень важности изучения материала нового раздела.
  3. На основе повторения и систематизации изученного, выработать основной путь к усвоению новых знаний.

Введение в тему.

Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы приступаем к изучению новой темы – какой именно? Не спешите открывать учебники – …додумайтесь сами.

        Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы мне скажете, чего в нем не хватает (учитель читает текст без служебных частей речи, после прочтения он появляется на экране, ребятам предлагается вставить недостающие слова и указать, какие это части речи).

Есть  «связь» языком,  котором говорит человек,  морщинами  его лице? Да, есть,   самая прямая, утверждает известный перуанский косметолог Эусибио Салине. Он долгое время изучал мимику людей, говорящих  разных языках. Самым «жестким» … лица, его мнению, является английский. Когда человек говорит по-английски, мускулы его лица резко сокращаются.

  это приводит преждевременному его старению, появлению морщин …  … складкам. Самыми «щадящими»  кожи являются такие певучие, мягкие в произношении языки,  испанский, итальянский русский.

Ответ учеников: В тексте нет предлогов, союзов, частиц.

        – Каким одним словом называются эти части речи?

– Служебные.

– Тогда делайте вывод, какими частями речи нам предстоит заниматься и как мы запишем тему урока?

Класс записывает тему урока в тетради.

Введение нового материала.

А теперь давайте подумаем, за что их так назвали – служебные части речи.

Ответ детей: Они служат самостоятельным частям речи.

Находим предлог, затем союз, частицу, в опорном конспекте отражаем их связи:

Создание проблемной ситуации.

– Теперь давайте задумаемся над вопросом, насколько важно изучать их так же досконально, как и самостоятельные части речи. Я попрошу выйти к доске двух человек, чтобы записать несколько предложений под мою диктовку. Заодно проверим ваше языковое чутье.

Двое учеников выходят  к белым доскам для записи маркером так, чтобы их записи не видел класс, а они – записи друг друга.

Предложения для проверки появляется после записи учеников.

  1. На празднике дети пели, танцевали, а также читали стихи.  
  2. На скрипке он играл так же хорошо, как и на рояле.
  3. Петя пришел посоветоваться насчет домашнего задания.
  4. На счет клиента в банк поступили денежные средства.

– Находим слова, которые одинаково звучат. Сравним их написание у обоих учеников. (Учащиеся видят расхождения в написании).

Формулирование  проблемного вопроса:

Почему  одинаково звучащие слова пишутся по-разному?

– Надо с этой проблемой разобраться? В чем причина: почему одинаково звучащие слова пишутся по-разному? Какие у вас возникли догадки, гипотезы, предположения?

Дети выдвигают разные гипотезы. Учитель внимательно выслушивает каждую, поощряет детей за работу мысли.

Для проверки принимается гипотеза: это разные части речи.

– Проверим эту гипотезу. Докажем, что это разные части речи (омоформы). Учитель вместе с детьми способом постановки вопросов определяют самостоятельные и служебные части речи.

– Каков вывод? Какова наша ближайшая задача? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибок в написании омоформ?

– Надо научиться отличать служебные части речи от самостоятельных.

– Тогда давайте разбираться, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных.

О любой самостоятельной части речи мы привыкли с вами рассказывать по одному и тому же шаблону. Давайте вспомним, как мы это делаем:

Например, о существительном (вспоминает определение один из учеников), глаголе…, прилагательном …  

Вместе с детьми выделяем ключевые слова.

самостоятельная часть речи  

  1. отвечает на вопросы……………
  2. обозначает…………….
  3. выполняет синтаксическую роль………….

– Давайте проверим, можем ли мы использовать тот же шаблон, рассказывая о служебных частях речи?  В предложении о Пете слово насчет отвечает на какой-либо вопрос, что-то обозначает, является ли членом предложения?

– Нет.

– Давайте сделаем обобщение: какие части речи мы будем называть служебными?

– Предлоги, союзы, частицы – это служебные части речи, которые не имеют общего грамматического значения, не отвечают на вопросы и не являются членами предложения.

– А как об этом сказано в учебнике? Есть ли в правиле новая информация? (Ученики в течение минуты анализируют учебный текст параграфа 44).

Развитие умения различать самостоятельные и служебные части речи.

– А теперь потренируемся. Посмотрите на задание 318  учебника. Какую хитрость для нас придумали авторы: легко ли будет различить  части речи?

Предлагаю распределить части речи следующим образом:

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Междометия

Существительные

Местоимения

Предлоги

Союзы

Частицы

Нарицательные

Собственные

Местоимения-существительные

Местоимения-прилагательные

1

2

3

4

5

6

7

8

– Здесь нам еще и встретится особая часть речи, которая не входит ни в разряд самостоятельных, ни в разряд служебных, с помощью которой мы выражаем свои эмоции, это междометие. (К доске выходят по желанию 7 учащихся для заполнения таблицы, учитель работает вместе с детьми, заполняет колонку с междометиями, профессор  Лингвинии (один из сильных учеников)  проверяет выполненное задание.

– А теперь нас с вами ждет творческое задание:  задача от Григория Остера. Классифицируйте слова по частям речи, объясните, по какому принципу  вы действовали.

                Отплякиваясь от сурых пляк, каждый хамсик шмыряет на глын по 5 гнусиков. Сколько гнусиков шмырнут на глын 12 хамсиков, отплякивающихся от сурых пляк. 

Учащихся указывают части речи на интердоске, объясняют, что помогают им не запутаться в частях речи вопросы, которые они задают к словам. Обращаем внимание на морфемный состав слов.

– Почему Г.Остер не стал видоизменять предлоги?

– Из-за этого совершенно утратился бы смысл задачи.

Подведение итогов урока.

        – Запишите ключевые слова урока.

        – По каким признакам можно разграничить самостоятельные и служебные части речи?

Домашнее задание.

– Творческое (продуктивное) задание вам будет задано и домой. Выбирайте по вкусу и сообразно своему складу ума:

  1. Напишите сказку о том, как в страну Лингвинию попали служебные слова.
  2. Составьте план действий (алгоритм) на тему: «Как отличить служебные части речи от самостоятельных».

+ упражнение № 320.

Рефлексия. Учитель просит учащихся оценить себя и поставить самим себе отметку за урок.

Слова русского языка делят на самостоятельные и служебные части речи в соответствии с их грамматическими и синтаксическими признаками.

Рассмотрим, какие самостоятельные и служебные части речи существуют в русском языке.

Что такое части речи?

Определение

Части речи — это лексико-грамматические классы слов, обладающие одним общим значением, сходными морфологическими и синтаксическими признаками.

Например, некоторые слова имеют общее значение предметности (небо, красота). Другие слова объединяет способность обозначать признак, качество или принадлежность (синий, добрый, дедушкин). Многочисленная группа слов обозначает действие или состояние (увлечь, почувствовать) и т. д.

Части речи определение

Чтобы определить часть речи, к которой принадлежит слово, важно выяснить

  1. общее грамматическое значение (что называет слово);
  2. морфологические признаки (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени и пр.)
  3. какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.

В соответствии с этими основными критериями все слова делятся на самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и пр. Они обладают общим значением, одинаковым для всех слов этой части речи, и грамматическими признаками, характерными для них. В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение и пр.).

В русском языке различают следующие самостоятельные части речи:

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное
  • местоимение
  • глагол (особые формы: причастие и деепричастие)
  • наречие
  • категория состояния

Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос. Оно обладает общим грамматическим значением, присущим для всех слов этой части речи. Чтобы наглядно это продемонстрировать, составим следующую таблицу.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Части речи Общее грамматическое значение Вопросы Примеры
Имя существительное предмет кто? что? юноша, день
Имя прилагательное  признак предмета какой? чей? храбрый, соловьиный
Имя числительное количество или порядок предметов при счёте сколько?
который?
семь, двое
второй, восьмой
Местоимение указывает на предмет,
признак или количество
кто? что?
какой? сколько?
я, ты, он, они
каждый, несколько
Глагол действие или состояние предмета что делать?
что сделать?
гладить, думать
решить, придумать
Наречие признак действия, состояния или другого признака как? где? когда? почему? зачем? вдвоем, вверху, навсегда, сгоряча
Категория состояния состояние живых существ, среды о чём говорится? пасмурно, душно

Глагол имеет особые формы:

1. причастие, которое обозначает признак действия:

  • смотреть — смотрящий вперед;
  • увидеть — увидевшие ежика;
  • рассыпать — рассыпанный по столу;
  • вымыть — вымытое окно;

2. деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженным глаголом:

  • бросать — бросая;
  • посмотреть — посмотрев.

Служебные части речи

Служебные части речи — это группы слов, которые не имеют лексического значения. Они не обозначают предметы, признаки, количества или действия, а служат для связи слов, словосочетаний и частей сложных предложений или выражают отношения между ними.

К служебным частям речи принадлежат:

  • предлоги (у, в, на, от, вследствие, благодаря);
  • союзы (и, но, чтобы, в то время как);
  • частицы (неужели, разве, просто, бы, же).

Предлоги

Предлоги связывают слова друг с другом и выражают зависимость имени существительного, прилагательного, числительного или местоимения от других слов в словосочетании и предложении:

  •  сидим на берегу озера;
  •  нарисовать во второй раз;
  • встретиться с ним.

Союзы

Союз служит для связи однородных членов предложения, простых предложений в составе сложного и фрагментов текста.

Весной возвращаются в родные места скворцы. грачи и зяблики.

Сизая туча раскинула свои крылья по всему небу, но тонкий золотой луч пробился сквозь нее.

Частицы

Частица придает дополнительные смысловые оттенки словам или предложениям и служит для образования некоторых форм слов.

Лес как будто бы притаился и замер, прислушиваясь к шагам охотников.

Не прочтешь ли  нам свои стихи?

Пусть светятся твои глаза радостью!

К словам служебных частей речи нельзя задать вопрос. Служебные части речи самостоятельно не являются членами предложения, однако входят в состав тех слов, с которыми употребляются в высказывании.

Чтобы понять отличие служебных частей речи от самостоятельных, рассмотрим таблицу.

Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»

Самостоятельные части речи Служебные части речи
1. имеют лексическое значение нет лексического значения
2. можно задать вопрос нельзя задать вопрос
3. имеют грамматические признаки не изменяются
4. делятся на морфемы не имеют морфемного состава
5. самостоятельный член предложения член предложения только с другим словом

Междометие

Междометие не принадлежит ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Слова этой части речи непосредственно выражают чувства говорящего или его волеизъявление, не называя их:

  • ой
  • увы
  • батюшки
  • боже мой

Из-за этой специфичности междометия выделяются в отдельную группу слов, которую невозможно отнести ни к одной самостоятельной или служебной части речи.

Междометия — это неизменяемые слова. От служебных частей речи они отличаются тем, что не выражают отношений между словами и частями предложений и не вносят  в высказывание дополнительных смысловых оттенков. В составе предложения междометия синтаксически не связаны с другими словами и не являются членами предложения.

Ой, как мне страшно!

Тьфу, что за глупости он говорит!

Видеоурок (5 класс)

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 61

Самостоятельные и служебные части речи


Самостоятельные и служебные части речи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 66.

Обновлено 17 Ноября, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 66.

Обновлено 17 Ноября, 2022

Разница между частями речи определяется, прежде всего, значением. Существительное обозначает предмет, глагол — действие, прилагательное — признак предмета. Кроме значимых, самостоятельных слов, существуют те, которые называют служебными. У них своего значения нет. Они осуществляют вспомогательную роль.

Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных

В русском языке около 10 частей речи, обладающих самостоятельным значением. Почему «около»? Потому что среди лингвистов нет единой точки зрения на некоторые группы слов. Не все, например, считают отдельной частью речи слова категории состояния.

Самостоятельная (знаменательная) часть речи и её значение:

  • существительное (предмет);
  • прилагательное (признак предмета);
  • числительное (количество предметов и порядок по счёту);
  • местоимение (заменяет именную часть речи, указывает на предмет, признак, количество, не называя их);
  • глагол (действие);
  • наречие (признак действия, признак признака);
  • причастие (признак по действию);
  • деепричастие (добавочное действие);
  • модальные слова (выражение отношения говорящего к содержанию высказывания);
  • слова категории состояния (состояние окружающей среды).

Служебные части речи — это:

  • предлог;
  • союз;
  • частица.

Они самостоятельным значением не обладают. Каждая из них выполняет свою вспомогательную функцию.

Слова самостоятельных частей речи могут переходить в категорию служебных. При этом они утрачивают значение и способность изменяться. Так возникают производные предлоги и союзы: несмотря на ошибку, вследствие болезни, насчёт отпуска, потому что ты рядом, он тоже пришёл, некрасив, зато умён.

Синтаксическая роль самостоятельных частей речи

Обладая значением, самостоятельные части речи способны выполнять синтаксическую функцию. Говоря кратко, они могут быть каким-то членом предложения. Именные части речи, причастие и глагол в начальной форме могут быть любыми членами предложения. Наречия и деепричастия — только обстоятельством, слова категории состояния — только сказуемым.

Синтаксическая роль служебных частей речи

Служебные части речи членами предложения быть не могут. Предлоги осуществляют грамматическую связь между словами: стоять около стола, войти в дом, подняться на крышу. Не имея своего значения, предлоги могут создать представление о расположении в пространстве и направлении (находиться за лесом, бежать навстречу ветру), о времени (к вечеру, на протяжении года, до утра), об объектно-субъектных отношениях (мысли про будущее, работа над книгой) и другие.

Союз тоже осуществляет связь между словами, но, в отличие от предлога, он создаёт равноправные отношения. В предложных словосочетаниях одно слово главное, другое — зависимое. Слова, соединённые союзами, равноправны: хорош да пригож, пели и плясали, обещал, но не помог. Части сложного предложения, кроме сочинительных, соединяют подчинительные союзы.

Частицы участвуют в создании:

  • сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных и наречий (самый красивый, прекрасней всех);
  • форм повелительного и условного наклонения глагола (сказал бы, давай поговорим, пусть скажет).

Смысловые частицы способны изменять значение высказывания. Примеры: Разве Петя уже в 3 классе? Пришёл только Петя. Ну, Петя-то придёт.

Междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Объясняется её особое положение тем, что междометия не имеют конкретного значения. Вместе с тем, выражая эмоции, междометия могут быть даже отдельным предложением, что не позволяет отнести эти слова к служебной части речи. Ах, какой вы милый! Батюшки! Ох, как я испугалась, кошмар! Ай-ай-ай, как не стыдно!

Заключение

Что мы узнали?

Деление частей речи на служебные и самостоятельные обусловлено наличием или отсутствием у слова самостоятельного значения, его способности быть членом предложения. Служебные части речи выполняют вспомогательную роль: они нужны для связи слов, для создания форм слова и изменения смысла высказывания.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 66.


А какая ваша оценка?

Ррр…Рыжая!

Мудрец

(10731)


9 лет назад

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Слова категории состояния

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:
Предлог
Союзы
Частицы
Междометия, звукоподражательные слова.

Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы.

МуХА

Просветленный

(28730)


9 лет назад

Служебные части речи это: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие.

Остальные части речи – служебные.

К служебным частям речи относятся: предлоги, союзы, частицы.

Самостоятельные части речи отвечают на вопросы (кто? что? что делать? какой? и т. д.) , что-либо обозначают (предмет, признак предмета, действие и т. д.) , могут выполнять какую-либо синтаксическую функцию – быть членом предложения (подлежащее, сказуемое, определение и т. д.) . А служебные части речи ничего этого не имеют и не умеют.

Dima Gunjua

Ученик

(90)


7 лет назад

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы. Служебные слова могут соединять и предложения. Дует ветер, и идёт дождь. Служебные слова могут добавлять различные оттенки к значениям самостоятельных слов: Иди же! (частица же придаёт оттенок нетерпения). Прочитал бы ты эту книгу (частица бы придаёт глаголу прочитал оттенок пожелания). Служебные слова, в основном, не являются членами предложения. Но бывают исключения: Вдруг раздалось ура вдалеке (междометие ура в этом предложении является подлежащим.)

К самостоятельным частям речи можно задать вопросы, а к служебным словам и междометиям – нельзя. У каждой самостоятельной части речи свои вопросы. Поэтому по вопросам можно определить часть речи.

Самостоятельные части речи
1Имя существительное: ученик, знание.
Кто? Что? Кого? Чего? И т. д.
2Глагол: работать, построить.
Что делать? Что сделать?…
3Имя прилагательное: умный, деревянный, мамин.
Какой? Чей?
4Имя числительное: пять, третий.
Сколько? Который?
5Наречие: настежь, давно, далеко.
Как? Когда? Где?…
6Местоимение: он, такой, столько, так.
Кто? Какой? Сколько? Как?…
7Причастие: читающий, прочитавший.
Какой? (что делающий?)…
8Деепричастие: читая, прочитав.
Как? (Что делая? Что сделав?)…
Служебные части речи
1
Предлог: в, на, за, из…
2
Союз: и, а, но, чтобы, если…
3
Частица: бы, ли, же, не, ни, даже…

Междометие: ах, ой.
Междометия передают наши чувства.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИА

Ибрагим Магомедов

Ученик

(126)


6 лет назад

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами.
Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения
Самостоятельные (существ., прилаг., числит., местоим, глагол)
Служебные (предлог, союз, частицы, )

Артём Иванов

Ученик

(107)


5 лет назад

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Слова категории состояния

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:
Предлог
Союзы
Частицы
Междометия, звукоподражательные слова.

Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом: идти из леса, ехать в метро, море и горы.

Ксения Анисимова

Знаток

(315)


5 лет назад

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Наречие
Глагол
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ:
Предлог
Союзы
Частицы
Глагол
Причастие

Наименование образовательной
организации: МБОУ «Горношумецкая основная общеобразовательная школа имени К.П.Кутрухина»..

ФИО – Вдовина Надежда Борисовна, учитель
русского языка и литературы.

Конспект по теме урока: «Самостоятельные и
служебные части речи» 7 класс.

Цель
урока:
 распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных.

Задачи: закрепить
знания обучающихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе
каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно
распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; развивать
орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию
навыков грамотного каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению
русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип
урока: комбинированный

Методы,
приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование:
учебник , карточки с заданиями

Ход урока

1.
Мотивация к учебной деятельности.


Добрый день, ребята!  

2.
Актуализация знаний и умений.

– А
вы знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном
тексте, слушайте стихотворение и смотрите внимательно на него. Подумайте,
какова тема нашего урока? Назовите её.

Существительное
– школа,

Просыпается
– глагол.

С
прилагательным весёлый

Новый
школьный день пришел.

Встали
мы – местоименье,

Бьёт
числительное семь.

За
ученье, без сомненья,

Приниматься
надо всем.

Мы
наречием отлично

На
уроках дорожим.

Соблюдаем
мы привычно

Дисциплину
и режим.

Не и
ни – у нас частицы.

Нам
их надо повторять.

И
при этом не лениться

И ни
часу не терять!

После
школы, как известно,

Мы
катаемся в санях.

Здесь
особенно уместны

Междометья
ох и ах!

А
потом

У
тёплой печи

Повторяем
 (части речи).

 Правильно.
Тема нашего урока – части речи.

3.
Работа по теме

Экспресс опрос

Обозначает предмет  (Существительное)

Обозначает признак предмета  (прилагательное)

Обозначает число, количество предметов,
порядок при счете (Имя числительное)

Указывает на предмет, на признак предмета,
на количество (Местоимение)

Обозначает действие предмета (Глагол)

Обозначает признак предмета по действию (причастие)

Обозначает добавочное действие при
основном (деепричастие)

Обозначает признак действия, признак
предмета, признак другого признака (наречие)

Обозначает состояние внешней среды
или состояние человека (категория состояния)

Правильно.
Тема нашего урока – части речи.

 На
доске пишем предложение и указываем части речи

Объяснение материала по учебнику.

Вывод: Вывод:
из
 служебных частей речи нельзя составить предложение. Они
употребляются только с самостоятельными частями речи.


Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?


Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?


Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

– Теперь
посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

Самостоятельные
части речи

Служебные части
речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом
предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического
значения.

 А
сейчас я прочитаю  загадки про части речи, а вы попробуйте  отгадать

Всё
что существует, оно обозначает,

На
вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А
чтоб не обижался весь честной народ,

Оно
всегда имеет и число, и род.

У
него к тому же три склоненья есть,

Падежей
различных сразу целых шесть.

(Имя
существительное).

Он
предметы оживляет,

Всех
их в дело вовлекает,

ЧТО
им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго
сам за тем следит.

Он
три времени имеет

И
спрягаться он умеет.

Детям
строят много школ,

Чтоб
все знали про …(Глагол).

Художницу
нашу знает весь свет:

Раскрасит
художница всякий предмет.

Ответит
всегда на вопросы такие:

КАКОЙ?
КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С
папой Существительным

Живёт
на редкость дружно:

Изменит
окончание,

Когда
ему так нужно.

Она
с ним не расстанется

Никогда
уже:

Стоит
с ним в одном роде,

Числе
и падеже.

(Имя
прилагательное).

Быстро
предметы оно сосчитает,

Строгий
порядок при счёте их знает.

На
два вопроса ответит вам только,

Это
вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры
частенько его заменяют,

Люди
его в устной речи склоняют,

Часто
при этом они ошибаются,

Как
его звать, кто скорей догадается?

(Имя
числительное).

Признаки
действий оно означает,

Всем
любопытным оно отвечает

КАК?
и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ?
и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень
не любит оно изменяться,

Род
не имеет, не хочет склоняться.

Как
его имя, скорее ответьте!

(Наречие).

Применяем
все мы это

Вместо
имени предмета,

Вместо
признака предмета

Применяем
тоже это,

И
количество предметов

Заменяет
часто это.

Нам
на всё оно укажет,

Но имён
ничьих не скажет.

Часто
очень применяется,

Сильно
очень изменяется.

Без
него, как ни крутись,

В
речи нам не обойтись
.

(Местоимение).

В
предложении на службе

С
падежом всегда он в дружбе,

На
него показывает

И
слова все связывает.

Это
? (Предлог).

Объединять
и связывать стараюсь

Я
равных и неравных в нужный час.

Порою
я совсем не повторяюсь,

Порою
повторяюсь много раз.


Это ? 
(Союз).

  Молодцы,
А теперь закрепим  изученное .

Я называю словосочетания, вместо которых вы
 должны сказать одно слово – имя существительное
:

храбрый человек (храбрец) болтливый
(болтун)

ленивый человек (лентяй) мудрый человек
(мудрец)

богатый человек (богач) грубый человек
(грубиян)

сильный человек (силач) веселый человек
(весельчак)

хитрый человек (хитрец)

Конкурс « Определи часть речи»

Учащиеся записывают
слова, в скобках указывают часть речи

Человек,
 любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три,
его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне 

А
сейчас я прочитаю стихотворение в прозе И.С.Тургенева про русский язык . Каких
частей речи нет в данном стихотворении?

 Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий,
могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в
отчаяние при виде всего, что совершается дома?  Но нельзя верить, чтобы
такой язык не был дан великому народу! 

( ПРИЧАСТИЯ,
ДЕЕПРИЧАСТИЯ,

КАТЕГОРИИ
СОСТОЯНИЯ)

 А
теперь примем участие в необычном конкурсе. (Работа с карточками)

Поединок грамотеев. Найти ошибки и исправить их
и определить часть речи.

Пришла зема. Всуду бальшые сугробы,
замерзли лужы, азера и реки. Паля и халмы пакрылис пушистым белым кавром.
Ниские деревя и кусты засыпало знегом. Стаят силные марозы, дует халодный
ветир. Трудно теперь птицам, целый день ищют они пищю.

А
теперь приступаем к выполнению теста.

Тест

1.
Что обозначает имя существительное?

а)
предмет б) признак предмета в) действие предмета

2.
Что обозначает имя прилагательное?

а)
предмет б) признак предмета в) действие предмета

3.
Что обозначает глагол?

а)
предмет б) признак предмета в) действие предмета

4.
Из данных слов выберите имена существительные:

а)
светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5.
Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый,
добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6.
Из данных слов выберите глаголы:

а)
светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7.
Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а)
дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8.
Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч,
из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда,
думать

Взаимопроверка

1 –
а

2 –
б

3 –
в

4 –
в

5 –
а

6 –
б

7 –
а

8 –
б

Выставление
оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки – «4», 3 -4 ошибки – «3»

 Подведение
итогов урока.

– Какие
части речи относятся относятся к служебным?

-Какая
разница  существует  в сфере употребления  служебных и самостоятельных частей
речи?

Домашнее
задание
: придумать два-три предложения,  содержащие все части речи

Добавить комментарий