Составьте план на тему местоимение как часть речи 6 класс



Ученик

(156),
на голосовании



12 лет назад

Голосование за лучший ответ

Svetlana

Мудрец

(10994)


12 лет назад

1.Местоимение как часть речи. Значение местоимений.
2.Соотношение местоимений с другими частями речи
2.1.местоимения, соотносимые с существительными
2.2.местоимения, соотносимые с прилагательными
2.3.местоимения, соотносимые с числительными
3.Разряды местоимений по значению
3.1.Личные местоимения
3.2.Возвратное местоимение
3.3.Притяжательные местоимения
3.4.Указательные местоимения
3.5.Вопросительно-относительные местоимения
3.6.Определительные местоимения
3.7.Отрицательные местоимения
3.8.Неопределенные местоимения

1. Местоимение как часть речи

Местоимение — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, имени числительного, наречия или его характеристики и указывающая на их отношение к иным предметам, явлениям и т . д . 
2. Структурно-грамматические разряды местоимений.

 Грамматические свойства местоимений неоднородны, поэтому принято делить их на разряды(их всего 3) по значению и по грамматическим свойствам. 

     a)местоимения-существительные (обобщенно-предметные): я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что, никто, ничто и т.д. Признаки: падеж, число, род только в 3л., следовательно лицо.

     б)местоимения-прилагательные (обобщенно-качественные): мой, твой, свой, наш, ваш, свои, этот, тот, такой, таков, сам, самый и т.д. Признаки: адеж, число и род.

     в)местоимения-числительные (обобщенно-количественные): сколько, столько, несколько. Признаки: только падеж.
3. Разряды местоимений. Их образование и склонение.

     а) Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. 

     б)  Возвратное местоимение: себя.

     в)  Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их.

     г)  Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, таковой, столько/

     д) Определительные местоимения весь (вся, всё, все), всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

     е)  Вопросительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

     ж) Относительные местоимения: те же самые, что и вопросительные.

     з) Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. 

Тема: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

 Цели: Образовательные: сформировать понятие о местоимении, как части речи, показать необходимость использования местоимений в речи, учить выделять местоимения в устной и письменной речи.

Развивающие:  развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся, интерес к предмету, навык  правильного выделения орфограмм, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты, словесно-логическое мышление, умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Коррекционные: коррекция речи  через речевые инструкции. Следить за орфоэпическими нормами языка, слитностью и логическим ударением. Следить за правильным произношением  безударного звука О.  

 Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, экран, презентация, раздаточный материал (текст диагностической работы), опорные схемы, таблицы по русскому языку, виды разборов по русскому языку, «Русский язык» Учебник для 6 класса Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова, «Практическая грамматика на уроках русского языка, часть 2 Зикеев А.Г., Толковый словарь Ожегова, тетради, план урока, словарь,  индивидуальные слуховые аппараты.

Речевой материал: местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

План урока

1.Организационный    момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Речевая зарядка.

4. Изучение новой темы.

5. Работа с текстом.

– синтаксический разбор;

– фонетический  разбор;

6.Работа со словарём.

7. Физминка.

8. Выполнение упражнений.

9.Составление диалога.

10. Выполнение упражнений устно.

11. Заполнение таблицы.

12. Итог урока.

Ход урока:

1.Организационный    момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.  Наличие слуховых аппаратов.

  1. Создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке.

Улыбнитесь друг другу. Подарите свои очаровательные улыбки одноклассникам, мне. Скажите друг другу  добрые слова. Ну что, готовы к уроку? Тогда приступаем к работе.

Восприятие на слух фраз, относящихся к  организации учебной деятельности. За экраном учитель произносит учащимся фразы:

-Какое сегодня число?

– Сегодня третье марта.

-Какой день недели?

-День недели  – вторник

– Какой сейчас урок?

– Сейчас урок  русского языка.

-Прочитайте тему урока.

– Тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

-Прочитайте план урока (про себя).

2. Проверка домашнего задания (наличие)

3. Речевая зарядка

-Какой дежурный звук?

-Дежурный звук А – О

Безударный О произносится как А

-Внимательно следите за произношением.

Чтение стихотворения.

Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.

4. Изучение новой темы

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

На предыдущем уроке мы закончили изучение большой темы. Какой?  Что мы с вами изучили?

– Имя числительное.  (Мы изучили имя числительное).

Сегодня мы приступаем к изучению ещё одной интересной части речи. Она называется местоимением.

 Местоимений в языке – всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.  

Наша задача сегодня на уроке:

1. Ответить на вопрос: «Что называется местоимением?»

2. Уметь определять местоимения в предложении.

3. Правильно использовать местоимения в речи.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они (Читают все вместе)

Какие это местоимения?

-Личные

 Как вы, думаете, почему данные местоимения называют “личными”?

Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому-то.

Словарная работа

Один ученик зачитывает  у доски происхождение слова “местоимение” (“Этимологический словарь”)

– А другой ученик рассказывает значение слова “местоимение” (“Толковый словарь”)

 -Откройте учебник на стр 164

-Прочитайте стихотворение С. Михалкова.

 Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет

(С. Михалков)

Кто это он?

– Он — это скворец

– Что он изучил за много лет?

– Её — дорогу.

– Он, её — какая часть речи?

– Местоимение.

– Местоимения он, её — называют предмет или указывают на предмет?

– Он, ёе указывают на предмет.

– На какой вопрос отвечают местоимения? Определи падеж.

Давайте сделаем вывод

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Только ли указывает на предмет, а ещё на что указывает местоимение?

 Посмотрите на слайд и скажите:

-Какие части речи заменяют эти местоимения? Задайте вопрос.

она, никто, вы

мой, любой, твой

несколько, столько, сколько

кто? что?

какой? чей?

сколько?

Существительное

Прилагательное

числительное

предмет

признак

количество

Вывод: Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

5. Работа с текстом

Задание №1 стр. 68

Прочитайте отрывок из рассказа К. Паустовского.

Из зарослей вылез маленький барсук. Барсук поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом барсук брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что барсук обожжётся, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос…

Что в этом тексте не так?

1.Озаглавить текст.

Ребята предлагают варианты:  Барсук. Нос барсука. Барсук и картошка. Барсучий нос. Любопытный барсук. Голодный барсук.

2. Замените слово «барсук» местоимением.

 Запись исправленного текста в тетрадь.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал — он прыгнул к сковородке и сунул в неё нос…

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: Местоимения помогают  избежать повторов.

Синтаксический разбор предложения (у доски один ученик)

 Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

Фонетический разбор слова  меня(у доски один ученик)

6. Работа со словарем Найдите значение слов «брезгливый», «фыркать». Пока ученики производят виды разборов, другой ученик работает с толковым словарём

 -Ответьте на вопросы: на кого или на что указывают местоимения меня, мне, он, она, я, неё? Какие это местоимения? Почему?

– Мне, меня, я — местоимения, которые указывают на автора текста (К.Паустовского).

Он — это барсук, она –  это картошка,  в неё — в сковородку.

Найдите местоимения в тексте, определите падеж, род, число, каким  членом предложения являются.

Вывод: местоимения изменяются по падежам, числам и родам

В предложении являются подлежащими, дополнениями, обстоятельствами.

7. Динамическая пауза.
 
Учитель предлагает разминку для глаз.

Массаж кистей рук. 

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой.

3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.

4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.

После этого подготовленный ученик проводит физминутку из упражнений.
Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) – 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) – 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) – 

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). 

9. Тренировочное упражнение упр. 395

составить с данными глаголами словосочетания глагол + личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Убеждал(кого?)

Сообщил (кому?)

Гордился (кем?)

Рассказал (о ком?)

10. Составление диалога. Задание №8 (работа парами)

Составьте диалоги по образцам, используя местоимения

Образец

А.: -Ты не забыл, что 8 Марта женский день, праздник наших девочек?

Б.: – Конечно, нет. Что ты решил им подарить?

А.: – Я встречу Нину и Таню, подарю им альбомы.

Слова для справок: ей, им, ему, день рождения.

Образец

А.: – Вова был сегодня на занятиях?

Б.: – Да, я его видел на перемене.

А.: -Ты сказал ему, что сегодня играем после уроков в хоккей?

Б.: – Да, он уже знает об этом.

Слова для справок: ей, ему, им, её, его, их, завтра, экскурсия, в воскресенье, идём на стадион, вечером репетиция.

11. Заполнение таблицы. Задание №4 стр. 70

Назовите личные местоимения, дополните ими таблицу №3 и напишите над ними недостающие обозначения.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

ЛИЦО

ЕД.Ч.

МН.Ч.

мы

2-е

Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

12. Подведение итогов  урока

Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке

 Предлагаю сделать вывод.

Вывод

Местоимение- часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимения изменяются по падежам, числам и родам.

 В предложении местоимения бывают подлежащими, дополнениями, обстоятельствами и определениями.

 Местоимения помогают  избежать повторов.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – личные местоимения.

13. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Чем мы занимались на уроке?

Мы  отвечали на вопросы, следили за правильным произношением звуков А-О, работали с текстом, выполняли виды разборов(фонетический, синтаксический), работали со словарём, выполняли упражнения, составляли диалоги,  делали физминутку.

Продолжите фразу

Я научился заменять слова местоимениями.

Я узнал на уроке ,что местоимения помогают избежать повторов.

Местоимения заменяют разные части речи.

Мне было интересно  выполнять упражнения, работать со словарём.

Мне понравилось отвечать на вопросы, работать у доски.

Теперь я могу  сам выполнить домашнее задание.
Мне запомнилось
Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – личные местоимения.

 Оценки за урок.

Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

14. Домашнее задание: Выучить правило & 68 (смотри таблицы по русскому языку). Упр 398 (заменить существительные местоимениями)

Индивидуальное задание:

 Карточка №94(1)

1.Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Поздравлял(кого?)

Рассказал (кому?)

Восхищался (кем?)

подумал(о ком?)

2. Выбери местоимения и определи число падеж, лицо

Его поздравили друзья

Их встретил товарищ.

Им подарили книги.

Мне сказали о нём, что он хороший друг.

Он пошёл в институт.

Карточка №94(2)

1.Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Догонял(кого?)

Подарил (кому?)

Дружил (с кем?)

Заботился (о ком?)

2. Выбери местоимения и определи число падеж, лицо

Им хорошо вдвоём.

Они пошли  в театр.

О нас говорят, что мы неразлучны.

Ему нравится его книга.

Она купила мороженое.

Приложение

Задание №1

1. Озаглавить текст.

2. Замените слово «барсук» местоимением.

3.Выполните синтаксический разбор второго предложения.

4.Определите значение слов  «брезгливый», «фыркнул», используя толковый словарь.

5.Найдите местоимения в тексте, определите падеж, род, число, каким  членом предложения являются.

Из зарослей вылез маленький барсук. Барсук поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом барсук брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне захотелось крикнуть зверьку, что барсук обожжётся, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос…

Задание №2

Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я

 ты

он

она

оно

мы,

 вы,

они.

Убеждал(кого?)

Сообщил (кому?)

Гордился (кем?)

Рассказал (о ком?)

Задание №4 стр. 70

Назовите личные местоимения, дополните ими таблицу.

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

ЛИЦО

ЕД.Ч.

МН.Ч.

мы

2-е

Ж.Р.

М.Р.

СР.Р.

она

карточка №94(1)

1.Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Поздравлял(кого?)

Рассказал (кому?)

Восхищался (кем?)

подумал(о ком?)

2. Выбери местоимения и определи число падеж, лицо

Его поздравили друзья

Их встретил товарищ.

Им подарили книги.

Мне сказали о нём, что он хороший друг.

Он пошёл в институт.

Карточка №94(2)

1.Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Догонял(кого?)

Подарил (кому?)

Дружил (с кем?)

Заботился (о ком?)

2. Выбери местоимения и определи число падеж, лицо

Им хорошо вдвоём.

Они пошли  в театр.

О нас говорят, что мы неразлучны.

Ему нравится его книга.

Она купила мороженое.

карточка №94(1)

1.Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Поздравлял(кого?)

Рассказал (кому?)

Восхищался (кем?)

подумал(о ком?)

2. Выбери местоимения и определи число падеж, лицо

Его поздравили друзья

Их встретил товарищ.

Им подарили книги.

Мне сказали о нём, что он хороший друг.

Он пошёл в институт.

Карточка №94(2)

1.Составить словосочетания «Глагол + личные местоимения». Определите падеж личных местоимений.

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Догонял(кого?)

Подарил (кому?)

Дружил (с кем?)

Заботился (о ком?)

2. Выбери местоимения и определи число падеж, лицо

Им хорошо вдвоём.

Они пошли  в театр.

О нас говорят, что мы неразлучны.

Ему нравится его книга.

Она купила мороженое.

549. На основе материалов §79—90 составьте сложный план сообщения о местоимении как части речи; расскажите о нём по плану.

• К какому стилю речи относится ваше сообщение?

I. Местоимение как часть речи. 

II. Разряды местоимений.

1. Личные местоимения.

а) особенности склонения.

б) местоимения ты, вы.

2. Возвратное местоимение (себя).

3. Вопросительные местоимения.

4. Относительные местоимения.

5. Неопределённые местоимения.

а) Правописание неопределённых местоимений с приставкой не- и ни-.

б) Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь

6. Отрицательные местоимения.

а) Правописание отрицательных местоимений с приставкой не- и ни-.

7. Притяжательные местоимения.

8. Указательные местоимения.

9. Определительные местоимения.

III. Местоимения и другие части речи.

IV. Морфологический разбор местоимений.

Ответы по русскому языку. 6 класс. Учебник. Часть 2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.

Ответы по русскому языку. 6 класс

Составьте план ответа на тему “Местоимения как часть речи”. Сформулируйте каждый пункт плана в форме вопросительного предложения. Опираясь на этот план, расскажите об особенностях этой части речи.

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Составьте план ответа на тему “Местоимения как часть речи”. Сформулируйте каждый пункт плана в форме вопросительного предложения. Опираясь …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Русский язык » Составьте план ответа на тему “Местоимения как часть речи”. Сформулируйте каждый пункт плана в форме вопросительного предложения. Опираясь на этот план, расскажите об особенностях этой части речи.

Добавить комментарий