Составьте план по теме государство как ядро политической системы

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как ядро политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1.  Понятие и сущность государства, его основные признаки:

а)   суверенитет;

б)   наличие аппарата принуждения;

в)   публичный характер власти и т. д.

2.  Политическая система общества. Подсистемы политической

системы:

а)  институциональная (организационная);

б)  нормативная;

в)  коммуникативная;

г)  культурно-идеологическая.

3.  Почему государство является ядром политической системы?

а)  власть государства распространяется на всё общество и его социальные институты (в пределах его территории);

б)  действует на основе права от имени общества;

в)  может использовать различные методы, включая применение силы и др.

4.  Функции государства:

а)  внутренние;

б)  внешние.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

План развернутого ответа: “Государство как ядро политической системы”.

1. Что такое “Государство”?

2. Какие мы знаем “Формы государства”:

а) что значит “Форма правления”;

б) что значит “Форма территориального устройства”;

в) что значит “Политический режим”.

3. Какие бывают признаки государства:

а) обязательное наличие определенной территории;

б) присутствие в обществе публичной власти;

в) взимание налогов с физических и юридических лиц;

г) сила принуждения за совершенное правонарушение;

д) невмешательство во внутренние дела государства (суверенитет).

4. Какие бывают “Функции государства”:

а) внутренние (социальная, экономическая, обеспечение правопорядка);

б) внешние (безопасность, суверенитет, международные отношения).

5. Что понимают под политической системой?

6. Подсистемы политической системы:

а) институциональная;

б) нормативная;

в) идеологическая;

г) коммуникативная.

7. Роль государства в становлении общества.

ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА

1.
Подсистемы политической системы общества:

а)
организационная (институциональная);

б)
нормативная;

в)
коммуникативная;

г)
культурная;

д)
функциональная.

2.
Признаки государства:

а)
наличие территории;

б)
публичный характер власти;

в)
суверенитет;

г)
исключительное право на взимание налогов и т.д.

3.
Функции государства:

а)
внешние;

б)
внутренние.

4.
Внешние функции государства:

а)
организация обороны;

б)
участие в международных организациях;

в)
отстаивание национальных интересов на международном уровне и т.д.;

г)
участие в решении глобальных проблем и т.д.

5.
Внутренние функции государства:

а)
политическая;

б)
экономическая;

в)
социальная;

г)
законодательная (правовая) и т.д.

6.
Государственные институты:

а)
армия;

б)
полиция;

в)
аппарат управления;

г)
суд и т.д.

7.
Форма государства:

а)
форма правления;

б)
форма государственно-территориального устройства;

в)
политический режим.

Пункты
3, 4, 5 могут быть засчитаны как 1 пункт.

Источник: НезЛО Антона Чубукова

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как ядро политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие и сущность государства, его основные признаки:

а) суверенитет;

б) наличие аппарата принуждения;

в) публичный характер власти и т.д.

2. Политическая система общества. Подсистемы политической

системы:

а) институциональная (организационная);

б) нормативная;

в) коммуникативная;

г) культурно-идеологическая.

3. Почему государство является ядром политической системы?

а) власть государства распространяется на всё общество и его социальные институты (в пределах его территории);

б) действует на основе права от имени общества;

в) может использовать различные методы, включая применение силы и др.

4. Функции государства:

а) внутренние;

б) внешние.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2-4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

План развернутого ответа: «Государство как ядро политической системы».

1. Что такое «Государство»?

2. Какие мы знаем «Формы государства»:

а) что значит «Форма правления»;

б) что значит «Форма территориального устройства»;

в) что значит «Политический режим».

3. Какие бывают признаки государства:

а) обязательное наличие определенной территории;

б) присутствие в обществе публичной власти;

в) взимание налогов с физических и юридических лиц;

г) сила принуждения за совершенное правонарушение;

д) невмешательство во внутренние дела государства (суверенитет).

4. Какие бывают «Функции государства»:

а) внутренние (социальная, экономическая, обеспечение правопорядка);

б) внешние (безопасность, суверенитет, международные отношения).

5. Что понимают под политической системой?

6. Подсистемы политической системы:

а) институциональная;

б) нормативная;

в) идеологическая;

г) коммуникативная.

7. Роль государства в становлении общества.

ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА

Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики .

Государство является ядром, основой всей политической системы общества. Это механизм, благодаря которому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Характеристика сущности государства является составной частью его понятия. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.

О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть «оболочка», которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Термин «государство» стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «республика», «империя» и др. Одним из первых в научный оборот термин «государство» ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие и сущность государства, его основные признаки:

а) суверенитет;

б) наличие аппарата принуждения;

в) публичный характер власти и т.д.

2. Политическая система общества. Подсистемы политической

системы:

а) институциональная (организационная);

б) нормативная;

в) коммуникативная;

г) культурно-идеологическая.

3. Почему государство является ядром политической системы?

а) власть государства распространяется на всё общество и его социальные институты (в пределах его территории);

б) действует на основе права от имени общества;

в) может использовать различные методы, включая применение силы и др.

4. Функции государства:

а) внутренние;

б) внешние.

  1. Государство как ядро политической системы общества

Ядро политической системы — государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, «что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами»

Государство — многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Таким образом, политическая система общества — это совокупность институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных объединений граждан) и норм (правовых и нравственных), в рамках которой осуществляется политическое руководство и государственное управление обществом.

Общими для государства являются следующие признаки:

1. Суверенитет государства. Только государство выступает как универсальная, всеохватывающая организация, распространяющая свои действия на всю территорию страны и всех граждан. Только оно официально представляет общество внутри страны и за ее пределами, имеет право издавать законы и осуществлять правосудие.

2. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения такого властного метода как принуждение у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, служба безопасности, прокуратура, суд.

4. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Обычно, оно строится на основе территориальной и этнической общности людей.

5. Обязательность членства в государстве. В политической партии или в общественной организации человек может состоять по собственному желанию. Государственное гражданство обязательно и получает его человек с момента рождения.

6. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания аппарата государственных служащих и для материального обеспечения так называемой бюджетной сферы: вооруженных сил, образования, науки, культуры, социального обеспечения граждан.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов, и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

  1. Правовое государство и его признаки

Правовое государство — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права, а право при этом выступает мерой свободы всех и каждого.

Термин «правовое государство» произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение. Термин «правовое государство» (по немецки Rechtsstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. В англо-саксонской терминологии аналогом «правового государства» часто называют англ. the rule of law — «верховенство права», но следует отметить неполную идентичность термина the rule of law самостоятельному понятию «правовое государство», и поэтому последнее переводят на английский как the legal state или the law-bound state. Правовое государство требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение государства как способа организации общества. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются:

  • права и свободы человека;
  • всеобщее равенство перед законом;
  • принцип разделения властей;
  • разрешение конфликтов через справедливый суд.

По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

  • наличие развитого гражданского общества;
  • действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
  • правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
  • возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
  • ограничение государственной власти.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Антитезой правового государства является деспотическое либо полицейское государство, в котором первична административная власть, законы устанавливаются правительством, правители действуют произвольно, противоречия разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке.

  1. Структура гражданского общества

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Гражданское общество имеет довольно сложную структуру, включающая в свой состав как горизонтальные, так и вертикальные связи. Горизонтальные связи образуются в результате обеспечения нормальной жизнедеятельности человека и состоят из:

— экономических отношений, основанные на наличие различных форм собственности, что является главным условием свободы личности;

— социокультурных отношений (национальных, религиозных и т.д.), имеющие разветвленную систему и отражающие интересы различных слоев населения. Огромную роль здесь играет культурный плюрализм, обеспечивающий равное участие в творчестве всех людей;

— отношения, связанные с индивидуальным выбором человека, с его культурными и политическими интересами и убеждениями. Каждый член общества должен обладать определенным набором гражданских качеств, которые позволяют ему сосуществовать с другими людьми, а также определенной гражданской культурой, охватывающей фундаментальные ценности гражданского населения.

В результате взаимодействия населения и государства появляются вертикальные связи гражданского общества. Плодами таких отношений являются различные партии, ассоциации, организации, социальные институты, между которыми часто возникают конфликты из -за разности интересов и представлений о том или ином явлении. Государство призвано решать подобные проблемы, основываясь на законе, и, надо сказать, без него начались бы процессы разрушения, а возможны и войны. Поэтому с одной стороны государственные органы способны изменить общество, его интересы и уменьшить самостоятельность индивидов, а с другой – необходимы для обеспечения гармоничности процессов, происходящих в обществе.

В развитом обществе есть и условия для свобод граждан, и для раскрытия правового характера государства. Власть не принадлежит одному человеку, это привело бы к возврату диктаторского режима, а разделена на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.

Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации.

50.Государственное принуждение.

Государственное принуждение — осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или. организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний.

Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах принуждающего. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов.

С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами, выступая одним из методов управления гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрало и которому следует то или иное лицо. Без принуждения практически не может обойтись ни одно государство.

Если законодательство последовательно и четко выражает идеи справедливости и свободы, то государственное принуждение к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. Это и происходит в государствах с тоталитарным режимом. Таковым до недавнего времени было и наше государство.

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии.

Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством (Российское государство пока еще, к сожалению, таковым не является), имеет следующие особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает: а) предупреждение правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно-правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.; б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения — задержание правонарушителя, арест преступника, изъятие у него орудий преступления и т.д.); в) правовосстановление, т.е. восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление права на жилую площадь, восстановление доброго имени и др.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определенных лишений (лишение свободы, штраф и др.).

51. Понятие, принципы и сущность права

Право-норма регулирующее общественные отношения

Слово «принцип» означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления.

Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение. Он состоит из разнообразных юридических императивов, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения законов) в российской правовой системе образуют следующие императивы:
а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ; в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; д) субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому принципам права присущи многие черты, характерные для права в целом. От норм права.они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию).

Принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими и социальными, национальными и др. общественными отношениями.

Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответствен-ности только за такие общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24-28 УК РФ).

Сущность права —это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

52. Функции права понятие и классификация

Функция права — это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.

можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:
общеправовые (свойственные всем отраслям права);межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям пр&ва);отраслевые (свойственные одной отрасли права);правовых институтов (свойственные конкретному институту права);норм права (свойственные конкретному виду норм права). Регулятивная статическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (право-субъектности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;установление правового статуса юридических лиц; определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция права

это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Неосновные собственно юридические функции права:

Рекомендуемые страницы:

Понятие политической системы общества.

Государственная власть опирается прежде всего на свой аппарат, но не только на него. Для осуществления своих главных задач государственному аппарату нужна опора, подпитка, набор инструментов, с помощью которых можно управлять обществом.

В качестве такого инструментария выступают:

  • o в первую очередь право (правовые нормы), посредством которых проявляется воля государства;
  • o прочие нормы (неправовые): нормы религиозные, нормы обычаев, нормы морали;
  • o разного рода общественные организации, и прежде всего политические организации — партии;
  • o идеологические установки, доктрины, концепции.

Именно этот инструментарий обеспечивает жизнеспособность государственной власти, им она подпитывается, на него опирается, используя для регулирования общественных отношений. Все вышеперечисленное функционирует в единой системе, которую принято называть политической системой общества. Итак, совокупность государственно-правовых явлений, связанных с властью, составляет политическую систему общества.

Схематично политическую систему общества можно изобразить следующим образом.

Из этой схемы видно, что общество — это объект управления, а политическая система общества — механизм управления. Политическая система общества содержит весь необходимый инструментарий для того, чтобы управлять общественными процессами, регулировать общественные отношения, выполнять тс задачи, которые стоят перед государством.

Помимо права, в «игре власти» и «борьбе за власть» задействованы также партии, неправовые нормы, идеология. Только право непосредственно создается государством, а другие элементы политической системы — скорее, используются государством в управлении обществом, контролируются им.

Центральным элементом — ядром — политической системы общества является само государство, состоящее из множества органов, распределенных, как правило, но трем ветвям власти: законодательной, исполнительной, судебной. Все вместе государственные органы обеспечивают целостность государства, страны, порядок в обществе, функционирование и развитие общества. Вся сфера, в которой присутствует государство, — это сфера политики. Государственная власть — это власть политическая по определению.

Под политикой можно понимать деятельность государства по определению задач, форм, содержания своих отношений с обществом, его составляющими частями (нациями, классами, партиями, стратами и др.), с учетом государственных интересов и поставленных целей. Различают, например, экономическую, социальную, национальную, культурную политику. В определенном смысле политикой является все, что связано с государственной властью, взаимодействием государства и общества, воздействием на них различных общественных сил и граждан. Политика — это борьба, переплетение интересов; определяющими в них являются интересы государства. Политика государства определяет содержание принимаемых законов и подзаконных актов. Это означает, что политика получает свое закрепление и воплощение в праве, а право — это средство обеспечения необходимой политики.

Элита и страты в обществе.

Любое общество — это сложная структура. Оно состоит из различных социальных слоев. Эти слои получили название «страты» (своеобразными стратами являлись и являются также «касты», «сословия», «классы»). Деление на «страты» производится по различным признакам — экономическим, политическим, религиозным и т.п. Страта объединяет людей одного «круга» — уровня образования, доходов, престижа и т.п. Можно выделить страты «бедных», «богатых», «среднего класса». Страты изменчивы, подвижны: люди перемещаются из одной страты в другую, хотя и не всегда. Так, известный уголовник вряд ли будет принят в высших стратах.

«Лучшие люди» общества, наиболее видные и влиятельные его представители, составляют его элиту. Следовательно, общество можно подразделить на элиту и массы. Низы массы составляют «люмпены» — люди, потерявшие социальные связи, безответственные, необразованные; именно они формируют основу преступной среды.

Различают элиту политическую, экономическую, интеллектуальную, военную, культурную и т.п. Элита — это самая активная часть населения, высший, относительно замкнутый, слой общества. Часто элиты страны перемешиваются. Очень важно, чтобы население доверяло своей элите.

Элита занимает наилучшие позиции в сфере государственной власти, доминирует в других сферах над остальными людьми. Так, в состав элиты США входят директора корпораций, высокопоставленные чиновники, генералитет, депутаты парламента; они составляют «правящую верхушку», которая связана общими интересами, ценностями, образом жизни. Произошло сращивание управленческой элиты из государственного аппарата и транснационального капитала в единый влиятельный комплекс, который и принимает все важнейшие решения, сменяя своих представителей из демократической и республиканской партии.

В советские времена в СССР в состав элиты входили руководители крупных партийных организаций (Коммунистической партии Советского Союза — КПСС), руководители больших предприятий, представители государственного аппарата. В состав современной российской элиты входят высшее руководство страны, члены парламента, лидеры партий, региональное руководство, бизнес-элита, научная элита и т.п.

Роль элиты огромна. Именно она определяет основные направления развития страны, изменения в политическом строе и политической системе общества. Элита должна отражать чаяния и устремления народа и всех его основных страт, в противном случае она потеряет доверие и столкнется с противодействием снизу, с назреванием революционной ситуации, усилением элементов хаоса, беспорядка.

Качество элиты сказывается на общественном настроении, общественном сознании, оно проявляется в политических процессах, в развитии экономики и уровне благосостояния населения. Качество современной российской элиты оставляет желать лучшего: она не патриотична, космополитична, зачастую безответственна, заражена экономическим эгоизмом, отстранена от бед и проблем простых людей и утрачивает доверие граждан. России необходимо менять элиту практически во всех сферах, а для этого растить необходимые кадры.

Лекция 7. Государство как ядро политической системы общества

Цель – показать место и роль государства в политической системе общества

Вопросы:

1. Государство: признаки, функции, сущность.

2. Форма государства

3. Государственная власть

1. Государство: признаки и функции

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки государства:

1. наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним;

2. государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия);

3. территориальная организация власти и населения.

4. налоги (займы).

Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организация внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношения с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью.

Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В изучении сущности государства можно выделить несколько подходов:

a) класссовый, где решение проблем решается при помощи насилия, диктатуры;

b) общесоциальный, применении такого метода, как компромисс.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике кон­кретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства как политического института.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементы формы государства: форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские); форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные); политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

1.
Подсистемы политической системы общества:

а)
организационная (институциональная);

б)
нормативная;

в)
коммуникативная;

г)
культурная;

д)
функциональная.

2.
Признаки государства:

а)
наличие территории;

б)
публичный характер власти;

в)
суверенитет;

г)
исключительное право на взимание налогов и т.д.

3.
Функции государства:

а)
внешние;

б)
внутренние.

4.
Внешние функции государства:

а)
организация обороны;

б)
участие в международных организациях;

в)
отстаивание национальных интересов на международном уровне и т.д.;

г)
участие в решении глобальных проблем и т.д.

5.
Внутренние функции государства:

а)
политическая;

б)
экономическая;

в)
социальная;

г)
законодательная (правовая) и т.д.

6.
Государственные институты:

а)
армия;

б)
полиция;

в)
аппарат управления;

г)
суд и т.д.

7.
Форма государства:

а)
форма правления;

б)
форма государственно-территориального устройства;

в)
политический режим.

Пункты
3, 4, 5 могут быть засчитаны как 1 пункт.

Источник: НезЛО Антона Чубукова

ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «ПОЛИТИКА». ГОСУДАРСТВО.

ГОСУДАРСТВО.

Пояснение.

Данный материл можно использовать при составлении плана по предложенной теме. Предлагается НЕ ПЛАН, а именно материал к нему, так как тема, по которой нужно составить план, может звучать по-разному. Используя предложенные предполагаемые подпункты плана, можно легко составить и сам план.

Даётся сноска на теоретический материал, который помещён на этом сайте. Если вы, ребята, забыли теорию, то обязательно повторите.

ГОСУДАРСТВО.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Задание № 28:

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государсво». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана (учитывайте конкретную тему).

ГОСУДАРСТВО.

1.Государство как основной институт политической системы.

2.Признаки государства.

3.Функции государства.

6.Формы государства:

6.Особенности государства в РФ как института политической системы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Государство, его основные признаки и функции

а) единая территориальная организация власти в масштабах страны

б) публичность власти

в) исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы

г) право законно применять принуждение силами армии и органов правопорядка

д) исключительное право взимания налогов

а) внутренние (экономическая, политическая, социальная, охрана правопорядка, природоохранная)

б) внешние (международное сотрудничество, оборона страны)

б) форма государственно-территориального устройства

в) политический режим

Источник

Государство как ядро политической системы общества

План

1. Государство как ядро политической системы общества

2. Типы государства

3. Политическая система и государство в современном российском обществе

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития.

Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным[1].

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Государство как ядро политической системы общества

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлениемобществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Государство является основным, интригующим общество политическим институтом. Используя его, власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп и классов.

Термин «государство» употребляется, как правило, в двух основных значениях. С одной стороны под государством понимается та или иная страна, народ, например, российское государство, французское государство, китайское государство и т.д., отождествляя каждое из них с тем или иным обществом, его социальной организацией.[2]

Подобная трактовка получала в дальнейшем свое развитие в трудах либеральных мыслителей, обосновавших договорную теорию возникновения государства. В итоге возникло узкое, собственно политическое употребление термина «государство»[3]

Государство изучается рядом общественных наук: правоведением, политической историей, социологией, философией. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического правления в современном мире.

В политической науке государство определяется как орудие власти класса, нации, общества, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Можно, к примеру, использовать следующее определение государства.

Функции государства обычно делят на внутренние и внешние.

К охранительным функциям относятся: соблюдение законности, охрана правопорядка, защита прав и забот граждан, охрана окружающей среды и т.п. Словом, охранительные функции обязывают государство поддерживать и охранять установленный в обществе порядок функционирования различных сфер общественной жизни.

К регулятивным функциям государства можно отнести экономическую, социальную, функцию финансового контроля и системную. Регулятивные функции государства заключаются в развитии различных сфер общественной жизни. Создании соответствующих условий для развития личности, поддержания необходимого порядка протекания различных общественных процессов.[4]

Экономическая функция выражается в выработке и проведении необходимой экономической политики, т.е. в планировании и проведение мероприятий, направленных на создание условий для развития промышленности, сельского хозяйства и всех иных направлений экономического развития.

Социальная функция выражается в оказании помощи нуждающимся членам общества, выделение средств на строительство жилья, дорог, развития сети образования и здравоохранения и т.д.Функция финансового контроля обязывает государство учитывать доходы отдельных граждан и организаций, следить за соблюдением ими налогового законодательства, охранять основы финансовой деятельности.

Системная функция состоит в поддержании нормального хода политического процесса и сохранения основных параметров политической системы общества. Сюда можно отнести законодательные, административные и контролирующие меры, проводимые государственными органами в сфере политической жизни общества.

Внешние функции государства связанны с его внешнеполитической и международной деятельностью.[5]

Внешнеполитическая деятельность государства направленная на отстаивание интересов государства в его взаимоотношениях с другими государствами. Эта деятельность строиться на основе использования возможностей международного права.

Внешнеэкономическая деятельность призвана развивать экономические связи с другими странами в взаимовыгодных условиях.

Положения, указывающие на стремление государства выступать в качестве организации всех и для всех, в виде института, представляющего интересы всего народа, содержались в конституционных актах СССР и других, именовавших себя социалистическими, стран.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. [7]

В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.

Последнее особенно ярко прослеживается на примере бывших социалистических, а ныне ставших на капиталистический путь развития стран.

Так, согласно Конституции СССР 1936 и 1977 годов в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, а также воды и леса.

Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством предприятий, основной городской жилищный фонд, а также иное имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Допуская наличие других форм собственности, таких, как личная, колхозно-кооперативная собственность общественных организаций, конституционные акты в тоже время на первый план выдвигали государственную собственность. [8]

Действующее законодательство России, равно как и ряд других бывших союзных республик, а также политическая и правовая практика этих стран имеют тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. Проходящие в этих странах приватизация и денационализация проводятся под лозунгами борьбы с государственным монополизмом и достижения лучшего будущего под флагом плюрализма.

Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Однако это должно происходить при одном непременном условии.

И чтобы монополия одной, государственной, формы собственности под лозунгами плюрализма не вытеснялась фактически любой другой, например частной формой собственности. Для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти.

Для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.

Далеко не случайным следует считать то обстоятельство, что во многих промышленно развитых странах в послевоенный период масштабы огосударствления достигали довольно внушительных, хотя и не одинаковых размеров.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.[10]

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства. Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди других его структурных элементов.

Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 1753 | Нарушение авторских прав

Источник

Государство – ядро политической системы

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно всё население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др.

Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнёрство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.

Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его главной роли среди других элементов.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов (Россия в период правления И.В. Сталина, Северная Корея).

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государства выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения правонарушения (существует только как теоретическая модель).

Прагматическая (рационально-правовая) модель предполагает взаимное уважение интересов личности и государства. В рамках данной модели формируется сбалансированная система взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой, государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других (современные государства «Западной демократии»).

[1] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[3] Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. – С. 242-243

[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[5] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 512 с.

[6] Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 61

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

[9] В.И. Ленин «Удержат ли большевики государственную власть» (т. 34, с. 315)

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 229 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Планы по теме «Политика» (задание 28 ЕГЭ по обществознанию)

Подборка шикарной, наглядной, информативной теории по каждому разделу обществознания

Просмотр содержимого документа
«Планы по теме «Политика» (задание 28 ЕГЭ по обществознанию)»

1.Понятие гос. бюджета
2.Структура гос. бюджета
3.Гос. долг
4.Разновидности бюджета
а)дефецит
б)профецит
в)сбалансированный
5.Источники покрытия дефецита бюджета
6.Бюджетная сист. РФ
а)федеральный бюджет
б)региональный
в)местный

1. Понятие политического режима.
2. Принципы типологии политических режимов.
3. Демократический режим.
4. Авторитарный режим.
5. Тоталитарный режим.

Государство, как институт политической системы

1. Сущность принципа разделения властей;
2. Президент РФ;
3. Законодательная власть в РФ:
4. Исполнительная влысть в РФ:
а) ПравительствоРФ;
б) Министерства и ведомства;
в) Органы исполнительной власти субъектов РФ.
5. Судебная власть РФ:
а) Высшие судебные органы;
б) Суды общей юрисдикции;
в) Арбитражные суды;
г) Военные суды.

Государство как институт политической системы

1. Понятие государства;
2. Признаки государства;
а)публичная власть
б)суверенитет
в)Взимание налогов
3. Формы государства:
а) формы правления;
б) формы территориального устройства;
в) политические режимы;
4. Функции государства:
а) внутренние;
б) внешние.

Роль политических партий в жизни общества

1) Понятие о политической партии
2) Отличительные черты и признаки политической партии
3) Функции политической партии в обществе.
А)Представительство интересов социальных групп и слоев общ
б)Борьба за обладание государственной властью
в)Разработка и осуществление политического курса.
г)Интеграционная
4) Типология (классификация) политических партий.
5) Идеологические основы формирования партий:
а) консервативные партии;
б) либеральные партии;
в) социал-демократические партии;
г) коммунистические партии.
6) Многопартийность как норма жизни современного общества

Роль выборов в полит процессе

1.Демократ. механизм принятия полит. реш.
2.Избирательные права граждан
3.Демократическая процедура выборов
4. Принципы демократичного избирательного права
а) равенство
б) всеобщность
в) тайное голосование
г) свобода выборов
5. Типы избирательной системы:
а) мажоритарная
б) пропорциональная
в) смешанная 6.Выборы в недемократ. обществах.

Основные ценности демократии

1. Принципы демократии
а народовластие
б гарант прав и свобод человека
в равенство перед законом
г плюрализм во всех сферах общественной жизни
д правило большинства и права меньшинства
е всеобщие равные выборы
2. человек как главнаяя ценность демократического общества
3. История становления демократии
4. преимущества и недостатки демократического режима.
5. проведение дем. выборов
а по мажоритарной системе
б по пропорциональной
в по смешанной
6. Рыночная экономика и демократичекий режим

1. Что такое власть?
2. Компоненты власти:
а) субъект
б) источники
в) функции
г) основания
д) ресурсы
е) объект
3. Виды власти:
а) законодательная
б) исполнительная
в) судебная
г) демократическая
д) тоталитарная
4. Типы политической власти:
а) традиционный
б) легальный
в) харизматический

1. Понятие избирательных систем (Что такое политическая система?)
2. Компоненты избирательных систем
А) избирательное право
Б) изьирательный процесс
3. Принципы демократичного избирательного права
А) равенство
Б) всеобщность
В) тайное голосование
Г) свобода выборов
4. Типы избирательной системы:
А) мажоритарная
Б) пропорциональная
В) смешанная

Роль выборов в политическом процессе

1)Определение понятия выборы
2)Виды избирательных систем:
-пропорциональная
-мажоритарная
3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:
-на пост призидента
-на пост региональных деятелей
-на пост глав местного самоуправления
-выборы в политические партии
4)Система избирательного процесса:
-избирательное право
-избирательный процесс
5)4 действия избирательного процесса:
-подготовительная
-выдвижение кондидата
-предвыборная агитация
-голосование и подвод итогов
6)Возростные ограничения на выборах:
-право избирать наступает с 18 лет
-право избираться наступает:
а)в органы местного самоуправления с 21 лет
б)в органы регионального управления с 30 лет
в)на пост призидента РФ с 35 лет
7)Роль выборов политическом процессе в РФ

Роль выборов в политическом процессе

Гражданское общество и правовое государство

1)Гражданское общество и правовое государство как достижение человеческой цивилизации.
2)Признаки правового государства:
•Верховенство права
•Зашита неотъемлемых прав каждого человека, прав и свобод человека и гражданина
•Разделение властей
3)Гражданское общество- выражение и защита частных интересов и потребностей с помощью негосударственных общественных отношений и институтов
•Местное самоуправление
•Клубы по интересам, защита окружающей среды, центры дошкольного образования, общественные библиотеки и другие проявления гражданского общества
•Гражданское общество и правовое государство- взаиморазвитие и взаимопомощь.

Осуществление власти в РФ

1. Определение власти
2. Виды власти:
А) традиционная
Б)харизматическая
В)легальная
3. Субъекты полит. власти:
А) народ как источник власти
Б)политические элиты
В)политические выборы
4. Государство как носитель политической власти
5. Значение Политической власти в обществе

Государство как политический институт общества

1. Понятие государства
2. Сущность государства:
2.1. признаки
2.2 функции
2.3 механизмы
3. Формы государства
3.1 правления
3.2 территориального устройства
3.3 политический режим

1) Форма государства: понятие, виды.
2) Понятие политического режима.
3) Виды политических режимов и их особенности:
а) Тоталитарный полимтический режим (понятие, признаки);
б) Авторитарный политический режим (понятие, признаки);
в) Военный политический режим (понятие, признаки);
г) Демократический политический режим (понятие, признаки).
4) Политический режим в Российской Федерации и его особенности.

1.Понятие полит.лидерства
2.Полномочия полит.лидера
А)распоряжается метер.и финансовыми ценностями
Б)направляет волю,усилия людей
3.Качества полит.лидера
А)компетентность
Б)госуд.подход к делу
В)высокая аналитичность ума
Г)большая роботоспособность
Д)твердость принципов и убежений
4.Особенности полит.лидерства
А)заинтерес. В том,чтобы его поддерживали как можно больше людей
Б)может возд.на людей только при помощи СМИ и пропаганды
В)обязательно имеет помощников
5.Фун-ии
А)коммуникативная
Б)интегративная
В)ориентационная
Г)мобилизационная
6.Виды лидерства
А)традиционное
Б)легальное
В)харизматичное
7.Политическое лидерство в РФ

«Роль выборов в политическом процессе»

«Роль выборов в политическом процессе»
1)Определение понятия выборы
2)Виды избирательных систем:
-пропорциональная
-мажоритарная
3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:
-на пост призидента
-на пост региональных деятелей
-на пост глав местного самоуправления
-выборы в политические партии
4)Система избирательного процесса:
-избирательное право
-избирательный процесс
5)4 действия избирательного процесса:
-подготовительная
-выдвижение кондидата
-предвыборная агитация
-голосование и подвод итогов
6)Возростные ограничения на выборах:
-право избирать наступает с 18 лет
-право избираться наступает:
а)в органы местного самоуправления с 21 лет
б)в органы регионального управления с 30 лет
в)на пост призидента РФ с 35 лет
7)Роль выборов политическом процессе в РФ

1.Понятие политического режима
2.Принципы типологии политических режимов
а)демократические и недемократические режимы
б)демократические,авторитарные,тоталитарные режимы
3.Признаки демократического режима
а)соблюдение прав человека
б)выборность органов власти
в)подчинение меньшинства большинству
4.Признаки авторитарного режима
5.Признаки тоталитарного режима

Политический процесс как совокупность видов политической деятельности субъектов

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.
2. Субъекты политического процесса.
3. Стадии политического процесса:
а)выявление и согласование интересов
б)формирование цели и программы деятельности
в)реализация программы в деятельности социально-политических общностей
г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности
4. Понятие и специфические черты политической деятельности:
а)ориентация действий на проблемы всего общества
б)использование политической власти как главного средства осуществления целей
в)основным институтом решения проблем выступает государство
5. Политические компромиссы.
6. Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов:
а) Виды: революционная и реформаторская
б) Формы политической борьбы
в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов
7. Основные тенденции в развитии политического процесса в современной России

Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом

Выборы в Гос Думу РФ

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов в Гос Думу РФ
а)Конституция РФ
б)ФЗ «О выборах депутатов Гос Думы Федерального собрания РФ»
в)ФЗ «О выборах»
2. Сущность пропорциональной избирательной системы:
а)партийные списки
б)пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов
в)заградительный барьер и его назначение
3. Основные принципы избирательного права в РФ
4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос Думы:
а)российское гражданство
б)достижение возраста 21 года
5. Результаты выборов 2007г. в Гос Думу РФ

Роль СМИ в политической жизни

1) Понятие о средствах массовой информации/ СМИ – четвертая власть в
современной политической жизни./ СМИ – средства создания,
тиражирования и распространения информации.
2) Функции СМИ:
а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);
б) экспертная (оценка и анализ политических событий и явлений);
в) политической социализации (приобщение людей к политическим
ценностям и действиям);
г) представительство общественных интересов, мнений, позиций;
д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических
действий).
3) Основные виды СМИ:
а) печатные (газеты, журналы);
б) аудиовизуальные (радио и телевидение);
в) электронные (сетевые ресурсы).
4) Категории информации:
а) локальная;
б) национальная;
в) международная.
4) Общие принципы деятельности СМИ:
а) приоритетность, привлекательность темы;
б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;
в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;
г) официальная информация.
5) Политическая реклама и политическое манипулирование.
6) СМИ в политической жизни РФ.

Разделение властей в Рф.

1.ПОНЯТИЕ ВЛАСТЬ.
2.ВИДЫ ВЛАСТИ.
А)ОБЩЕСТВЕННАЯ
Б)ПОЛИТИЧЕСКАЯ.
В)ГОСУДАРСТВЕННАЯ.
3.ВЕТВИ ВЛАСТИ
а)ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ.
Б)ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
В)СУДЕБНАЯ.
4.ЦЕЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.
5.ВЛИЯНИЕ НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Механизм государственного регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования
а)фискальная политика
б)монетарная политика
в)правовое регулирование
2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег.
а)позиция монетаристов (Фридмен)
б)Кейнсианство (Джон Кейнс)
в)другие взгляды
3.Денежно-кредитная политика
4.Бюджетно-налоговая политика
5.Нужна ли рынку помощь государства?

1.Определение политического лидерства
2.Типы политического лидерства
а)демократическое
б)традиционное
3.Функции политического лидерства
а)аналитическая
б)целеполагающая
в)коммуникативная
г)организационная
4.Личностные качества политического лидера

Политическая власть,как особый вид общественных отношений

1.Властные отношения как особый вид общественных отношений
2.Виды власти
3.Причины возникновения политической власти
4.Субъекты политической власти
а)народ как источник власти
б)политические элиты в современном обществе
в)политические лидеры
5.Средства и способы осуществления политической власти
6.Гос-во как носитель политической власти. Особенности гос-венной власти:
а)обязательность решения для всего населения
б)вертикаль власти
в)легальность в использовании силы.

Демографическая ситуация в современной России

1.Что такое демографическая ситуация в общем.
А)понятие демографического кризиса.
Б)современная демографическая ситуация.
2.Демографическая ситуация.
А)в прошлые века
Б) в современной России
3.статистика
А)соотношение мужчин и женщин
Б)соотношение между трудящимися и пожилыми.
4.Факторы воздействия на демографическую ситуацию.
А)войны
Б)эмиграция
5.Ээконоческие кризисы, нестабильная соц. ситуация
А)проблемы неполных семей
-одинокие люди
-увеличение числа

Тенденции развития демографического кризиса

1.Более позднее рождение детей
2.Сокращение числа на одну семью
3.Соотношение мужчин и женщин
4.Увеличение числа разводов
5.Соц. политика направленная на улучшение демографической ситуации
А)материнский капитал
Б)пенсионная реформа
В)ипотека

1. Понятие политического участия
2. Типы политического участия
а) опосредованное
б) непосредственное (прямое)
3. Формы политического участия
4. Виды политического участия
а) активное
б) инициативное
в) пассивное
г)поддерживающее
5. Функции политического участия

СМИ в политической системе общества

1. СМИ в политической системе общества:
а) понятие «средства массовой информации»;
б) функции СМИ;
в) роль и влияние СМИ в различных политических режимах.
2. Характер информации, распространяемой СМИ.
3. Влияние СМИ на избирателя:
а) способы воздействия на избирателя;
б) роль политической рекламы;
в) методы противостояния СМИ.

Избирательная кампания в РФ

1. Избирательная система:
а) понятие «избирательная система»;
б) структурные компоненты избирательной системы;
в) понятие «избирательное право»;
г) этапы избирательного процесса;
д) типы избирательных систем.
2. Избирательная кампания:
а) понятие «избирательная кампания»;
б) этапы избирательной кампании.
3. Политические технологии избирателя.

1. Понятие политического участия
2. Формы политического участия
а) опосредованное
б) непосредственное (прямое)
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Виды политического участия
а) активное
б) инициативное
в) пассивное
г)поддерживающее
4. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
5. Политический абсентеизм.

Государство как ядро политической системы

1.Сущность государства,основные признаки государства
2.Различие взглядов на причины возникновения государства
а)классовая теория
б)договорная теория государства
3.Формы государства
а)форма правления
б)административно-территориальное устройство
в)политический режим
4.Функции государства

Политический режим (ПР)

1) Понятие ПР
2) Структура ПР
а)лидер
б)принадлежность власти
в)участие общества в политике
3) Классификация ПР
а) Демократический
б) Тоталитарный
в) авторитарный
4) Функции
а)контроль
б)регулирование
в)управление
5) Роль ПР в жизни общества

Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.

1. Понятие плюрализма.
2. Политический плюрализм:
-признает
-создает необходимые условия для реализации
-поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.
3. Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества.
4. Понятие политической партии
5. Признаками партии являются:
-наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
-наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
-фиксированное членство;
-разветвленная сеть первичных местных организаций.
6. Многопартийная система является важным признаком демократического государства.
7. Партии России
8. Функции политических партий:
-политическая;
-социального представительства;
-социальной интеграции;
-политического реконструирования;
-идеологическая;
-электораторная;
-осуществлять набор новых членов.
9. Классификации политических партий
10. В Конституции РФ признаётся политическое многообразие и многопартийность.

1 понятие
2 виды
стабильные
нестабильные
3 типы
тоталитарный
авторитарный
демократический
4 функции
руководящая
целепологающая
регулятивная

1 понятие
2 признаки
устав
программа
борьба за власть
3 функции
политическая
социальная
идеологическая
4 типы
кадровая
массовая
электоральные
5 типы партийных систем
1партийная
2партийная
многопартийная
6 понятие полит движение

Политическое сознание и политическое поведение

1. Понятие политического сознания и поведения
-структура
-формирование политического сознания
2. Уровни политического сознания
-государственный
-теоретический
-эмпирический
-обыденный
3. Специализированное политического сознания
4. Массовое политическое сознание
5. Содержание и формы политического участия
-активное
-пассивное
6. Политическая иммобильность и абсентеизм
-причины
-следствия
7. Взаимодействие политического сознания и политического поведения

Законотворческий процесс в РФ

1. Понятие законодательного процесса
2. Стадии процесса
— законодательная инициатива
— рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комиссиях
— принятие закона
— санкционирование и официальная публикование
3. Возможные причины возвращения закона на повторное рассмотрение
4. Виды правотворчества в РФ
— правотворчество народа в процессе проведения референдума
— правотворчество государственных органов, отдельных должностных лиц, органов местного самоуправления
— локальное правотворчество и общественных организаций
5. Значимость правотворчества
— законотворчество
— делегированное правотворчество
— подзаконное правотворчество
6. Участники законодательного процесса
— Президент РФ
— Совет Федерации
— Государственная дума

Межнациональные конфликты в современном мире и пути их предотвращения

1.Причины межнациональных конфликтов
а)почва для межнациональных конфликтов в исторически сложившихся многонациональных государствах
б)проблемы,порождаемые эмиграцией в современных экономически развитых странах
в)социально-экономические причины межнациональных конфликтов на современном этапе
2.Особенности протекания межнациональных конфликтов
3.Национальная политика,направленная на предотвращение конфликтов на национальной почве
а)запрещение деятельности,разжигающей межнациональную рознь
б)гарантии прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности
в)содействие развитию национальной культуры и языков

Политическая власть как особый тип общественных отношений

1) Властные отношения как особый вид общественных отношений
2) Виды власти.
3) Причины возникновения политической власти.
4) Субъекты политической власти:
а) народ как источник власти;
б) политические элиты в современном обществе;
в) политические лидеры.
5) Средства и способы осуществления политической власти.
6) Государство как носитель политической власти. Особенности государственной власти:
а) обязательность решений для всего населения;
6) вертикаль власти;
в) легальность в использовании силы.
7) Значение политической власти в жизни общества

1. Что такое политика?
2. Политическая деятельность и общество.
3. Понятие политической элиты.
4.Понятие политич. сферы.
5.Полит. партии:
а)признаки партий
б)цели партий
6.Полит. отношения
7.Виды полит отношений
8.Политическая власть.
9.Виды полит.власти:
а)экономич-я
б)политич-я
в)социал-я
г)принудительная

1. Понятие политического отношения
2. Типы политического отношения
а) опосредованное
б) непосредственное (прямое)
3. Формы политического участия
4. Виды политического отношения
а) активное
б) инициативное
в) пассивное
г)поддерживающее
5. Функции политического отношения

Многопартийность и партийные системы

1. Понятие политической организации
2.Признаки полит. организаций
-устойчивое членство
-структурированность
-дисциплинированность
-ответственность
3.Виды полит.организаций
— по отношению к государству
-по социальному составу
-по отражению и выражению в них качества политичности
-по степени организованности
4.Полит. организации в России
5.Место и роль полит.организаций

активное поведение и поссивное поведение

1) Политические идеологии – проявление теоретического уровня
политического сознания.
2) Формы представления политической идеологии:
а) социально–политические теории;
б) политические программы;
в) выступления государственных и политических деятелей.
3) Основные политические идеологии:
а) либерализм;
б) консерватизм;
в) социал–демократия;
г) коммунизм;
д) национализм и фашизм.
4) Политическая пропаганда как средство продвижения
политической идеологии.
5) Специфика формирования политических взглядов в современной РФ.

1. Форма государства как определённая модель внутреннего устройства государства
2. Элементы форм государства
а) форма правления
б) форма гос. устройства
в) форма политического режима
3. Форма правления
а) монархия
б) республика
4. Форма гос. устройства
а) унитарное
б) федеративное
в) конфедеративное
5. Типология форм государства

Современные политические идеологии

1. Роль идеологии в политической жизни.
2. Основные политические идеологии ХХ века:
а)либеральная
б)консервативная
в)социалистическая и социал-демократическая
г)идеология фашизма
3. Политическая идеология и политическое сознание:
а)политическая пропаганда
б)СМИ и их роль в политической жизни

1. Демократический.
а). Либеральная демократия.
б). Плюралистическая демократия.
в). Представительная демократия.
2. Авторитарный.
а). Корпоративный авторитаризм.
б). Военно-бюрократический режим.
в). Дототалитарный авторитаризм
3. Тоталитарный.

1 понятие политического поведения.
2 принципы разделения полит. поведения:
а) по степени легальности:
1) легальное
2) нелегальное
б) по форме выражения:
1) открытое
2) закрытое
в) по степени реализации:
1) активное
2) пассивное
г) по типу:
1) инновационное
2) традиционное
3) электоральное
4) террористическое
5) аффективное
д) по способу взаимодействия с государством и обществом:
1) конструктивное
2) деструктивное
3 факторы, влияющие на полит. поведение:
а) политическое сознание
б) политическая культура
в) степень демократизации общества
г) суверенитет народа
4 роль политического поведения

1.Понятие политической идеологии
2.Уровни полит. идеологии:
-Теоретико-концептуальный(доктрина)
-Программно-политический (программа)
— Актуализированный (политическая практика)
3.Функции полит. идеологии:
-Социально-воспитательная
-Пропагандистская
-Интегрирующая
-Мобилизационная
4.Типы полит. идеологии:
-Консерватизм
-Либерализм
-Радикализм

1.Что такое избирательная система?
2.Компоненты избирательной системы:
-Избирательное право
-Избирательный процесс
3.Виды избирательной системы
-Мажоритарная
-Пропорциональная
-Смешанная
4.Основный принципы демократического избирательного права

1.Что такое политическая культура?
2.Компоненты политической культуры:
-Познавательный
-Оценочный
-Эмоциональный
-Поведенческий
3.Типы политической культуры:
-Патриархальный
-Подданнический
-Активистский
4.Функции политической культуры:
1.Интегрирующая
2.Коммуникативная
3.Социализации
4.Адаптационная
5.Ориентационная

1.Что такое правовое государство?
2.Признаки правового государства:
-Верховенство закона
-Разделение властей
-Контроль и надзор за соблюдением закона
-Гарантия соблюдения прав и свобод человека
-Взаимная ответственность государства и личности
3.Предпосылки правового государства:
-демократический режим
-гражданское общество
-высокий уровень культуры населения
-свобода предпринимательства

1) Понятие политического плюрализма
2) Характерные черты политического плюрализма:
а) многообразие политических учений и идеологий
б) свобода участия в политических движениях и партиях
в) многопартийность
3) Из истории становления политического плюрализма в современной России:
а) середина 80-х годов как начало демократических изменений в стране
б) начало партийного строительства в современной России
в) возможности реализации принципа политического плюрализма сегодня
4) Значение процессов демократизации в современном мире.

Политическая система общества

I) Определение политической системы
II) Подсистемы политической системы
III) Институциональная (организационная) подсистема
1.государство, с его разделением на законодательную, исполнительную, судебную власть (главный политический институт)
2.политические партии и другие общественно-политические движения, группы интересов, группы влияния
3.СМИ
IV) Нормативная подсистема
1.законы
2.политические принципы и традиции
3.нормы морали
V) Идеологическая подсистема
VI) Культурная подсистема
1.политическая культура
2.политическая психология
VII) Коммуникативная подсистема
VIII) Функции политической системы
1.определение целей, задач и путей развития общества
2.организация деятельности общества
3.согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и т.д
4.разработка законов и правил и контроль за их выполнением
5.распределение материальных и духовных ресурсов
6.формирование политического сознания
7.обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильность политического строя.

Источник

Добавить комментарий