Версия для печати и копирования в MS Word
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
Спрятать пояснение
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) факторы формирования личности;
2) СМИ и социализация;
3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;
4) школа и формирование личности ребёнка.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным |
2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста |
1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 2 |
1
Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора. Приведите любое одно объяснение автора, как какой-либо фактор влияет на взаимодействие людей. Укажите, какие два объяснения дает автор тому, почему школа представляет собой «общество в миниатюре».
2
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.
3
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения)
4
Задания Д28 C3 № 121
Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».
Задание № 14864
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
[topic]
[topic]
Показать ответ
Комментарий:
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Факторы формирования личности.
2. СМИ и социализация.
3. Противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь.
4. Школа и формирование личности ребёнка.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Ответ:
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Алгоритм работы с этим заданием в теории звучит очень просто:
1.Прочитай текст.
2. Найди сущностные части в нем, т. е. фрагменты, которые содержат законченные мысли.
3. Разбей текст на эти части.
4. Озаглавь каждую из этих частей. ⠀
Давайте разберемся на примере этого текста:
Начнем с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируются на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации способствует формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как и влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входит, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывает вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанный поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения: школа стремится объединить детей, противодействуя проявлениям антиобщественного поведения.
⠀
(по Н. Смелзеру)
Задание: составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. ⠀
Если Вы внимательно читали тексты, то обратили своё внимание на, что здесь каждый абзац – это законченная мысль. Причем два из них начинаются с вопросов, которые помогают озаглавить фрагменты.
Соответственно у нас 4 абзаца и четыре смысловых фрагмента. (К сожалению, в текстах абзацы и фрагменты не всегда так совпадает. Мы будем ещё рассматривать разные примеры. Просто начинаем с текста попроще).
Теперь необходимо немного рассуждений и анализа.
О чем первый абзац? О личности. О том как она формируется, что влияет на нее в процессе становления.
Этот абзац о личности? Нет, скорее о том что на нее влияет.
Как можно озаглавить этот фрагмент? Ну, допустим: ” факторы формирования личности“
О чем идет речь во втором абзаце? О влиянии СМИ на становление личности.
Как называется процесс становления личности? Социализация.
Как назовем фрагмент? СМИ и социализация
Все одинаково относятся к роли СМИ в процессе социализации? Нет.
Где об этом идет речь? В третьем абзаце.
Как мы его можем назвать? Противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодежь.
О чем идет речь в 4м абзаце? О школе и ее влиянии на личность
Это главная мысль фрагмента? Да. Назовем его: ” школа и формирование личности ребенка”.
Собираем наши рассуждения в кучку и получаем план:
1. Факторы формирования личности
2. СМИ и социализация
3. Противоречивые мнения влияние СМИ на молодежь;
4. Школа и формирование личности ребенка.
Используя алгоритм анализа текста, и мои советы попробуйте озаглавить фрагменты следующего текста. (Ваши варианты буду рада увидеть в комментариях)
Природа выступает для человека источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углём, электроэнергией и т.п.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — всё это весьма существенно влияет на жизнь общества, его ячеек.
Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определённых богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определённые запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чём-то от слабости природных возможностей, также в определённой мере влияет на развитие общества.
Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, её кислородный слой, её функция щита против вредных космических излучений — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, не знают классовых и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.
(В.С. Барулин)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара. Именно коллективных, и каждому придётся чем-то поступиться ради общих целей.
Внешние условия изменяются чересчур быстро. А рассогласование, противоречие между условиями жизни и сознанием, несоответствие форм общественной жизни, её моральной основы изменяющимся условиям жизни могут оказаться гибельными. Преодоление этого противоречия, этого рассогласования, должно идти по двум путям.
Первое — целенаправленное воспитание общества и перестройка его нравственно-этического фундамента.
Второе — ограничение характера развития производительных сил. И не просто система запретов на темпы развития и объём производства товаров, энергии и т. д.
Речь — о согласовании того, как это производство будет менять экологическую обстановку на планете, с тем, насколько общество будет готово приспособиться к этим изменениям. А это означает не только широкое распространение безотходных и энергосберегающих технологий. Их будет недостаточно. Понадобится изменение характера потребностей людей, изменение их потребительских идеалов, переход от общества потребления к какому-то новому отношению к вещам. Это может быть только следствием существенного изменения образа жизни.
Потребности общества в условиях современных экологических трудностей будут определяться не только произведённым продуктом, но и тем, как он был произведён, то есть выбором природосберегающих технологий.
(Н. Н. Моисеев, текст адаптирован)
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) чему люди должны посвятить свои коллективные усилия;
2) противоречие между условиями жизни и сознанием людей;
3) пути преодоления сложившихся противоречий;
4) что будет определять потребности общества в современных условиях.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) Чему люди должны посвятить свои коллективные усилия; 2) Противоречие между условиями жизни и сознанием людей; 3) Пути преодоления сложившихся противоречий; 4) Что будет определять потребности общества в современных условиях. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков |
|
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным |
|
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста |
|
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
2 |
27.Назовите два фактора, которые, по мнению Н.Н. Моисеева, могут определять потребности общества в условиях современных экологических трудностей.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть названы два фактора: 1) произведённый продукт; 2) использование природосберегающих технологий. Факторы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Правильно названы два фактора |
|
Правильно назван только один фактор |
|
Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
2 |
28.О каком противоречии говорит автор? Объясните, почему оно может привести к гибельным последствиям.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: противоречие между условиями жизни и сознанием людей; 2) объяснение, допустим: уже близки к исчерпанию многие виды природных ресурсов, загрязнена природная среда, что не только отражается в экономической сфере, но и причиняет вред здоровью людей; в перспективе среда обитания может стать непригодной для человека, но человечество ещё не до конца осознало эти перспективы и продолжает эксплуатировать природу. Все элементы ответа могут быть даны в иных формулировках |
|
Дан правильный ответ на вопрос, приведено объяснение |
|
Дан только правильный ответ на вопрос |
|
Приведено только объяснение. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
2 |
29Для выживания человечества, по мнению Н.Н. Моисеева, необходимо изменение потребностей людей, новое отношение к вещам. Приведите любые три проявления возможных изменений потребностей людей, их отношения к вещам.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Должны быть приведены три проявления, допустим: 1) потребность людей окружать себя разнообразными и многими вещами сменится потребностью ограничиваться необходимыми предметами; 2) отношение к вещи как к знаку показного богатства сменится отношением к вещи как к средству жизни; 3) люди будут стремиться производить вещи из материалов, которые легко утилизируются, поддаются последующей переработке. Могут быть приведены другие проявления |
|
Приведены три проявления |
|
Приведены два проявления |
|
Приведено только одно проявление |
|
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
3 |
0.Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Пути преодоления какой из этих проблем рассмотрены в тексте? Укажите любые две другие (не упомянутые в тексте) глобальные проблемы.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) проблема по тексту – экологическая (проблема экологии); 2) другие проблемы: опасность новой мировой войны, проблема международного терроризма, проблемы «Север – Юг», проблемы народонаселения и др. Могут быть указаны иные проблемы не по тексту |
|
Правильно названы три проблемы |
|
Правильно названы любые две проблемы |
|
Правильно названа только одна любая проблема. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
2 |
31.В современном мире действуют международные организации по охране природы («Гринпис», «Всемирный фонд дикой природы» и др.), известные массовыми акциями, широко освещаемыми прессой. Предположите, почему в деле охраны природы недостаточно усилий только национальных правительств и населения конкретных государств (выскажите два предположения).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть высказаны следующие предположения: 1) если люди хотят выжить, то они должны позаботиться об окружающем мире, а сделать это можно лишь сообща; 2) только совместными усилиями можно перестроить сознание людей на экологические установки, так как проблема имеет глобальный характер. Могут быть высказаны другие предположения |
|
Высказаны два предположения |
|
Высказано только одно предположение |
|
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
|
Максимальный балл |
2 |
Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.
Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное.
Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.
В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
(По материалам энциклопедии для школьников)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27.Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.)
28 В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства. (назовите две причины)
29.Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.
30. В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С.
Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.
31В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно будет нравственным. Приведите два аргумента в защиту или опровержение этой точки зрения.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
14
|
|||||||||||||
Как автор характеризует нормы нравственности? (Приведите три характеристики.)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Могут быть приведены следующие характеристики : 1) неписаные законы (им подчиняются все, как должному); 2) стихийный характер формирования; 3) мера требований общества к людям; 4) мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. |
|
Правильно приведены три характеристики. |
2 |
Правильно приведены любые две характеристики. |
1 |
15
Правильно приведена одна любая характеристика. ИЛИ Ответ неверный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
В тексте отмечается, что кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. С опорой на текст, собственный социальный опыт, полученные знания объясните, почему важны нравственные чувства (назовите две причины).
.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
В правильном ответе могут быть названы следующие причины: 1) Переживая чужие несчастья как собственные, человек способен переживать и свой нравственный долг. 2) Часто именно чувства, а не доводы разума, заставляют человека совершать нравственные поступки, даже если они идут вразрез с его интересами. Могут быть названы другие причины. |
|
Правильно названы две причины |
2 |
Правильно названа одна причина. |
1 |
Ответ неверный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Что, по мнению автора, побуждает человека исполнять свой нравственный долг? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт,
проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) побудительные мотивы : осознание человеком интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним; 2) примеры , допустим: − взрослый сын заботится о своих пожилых родителях, поддерживает их материально; − известные актеры выступили с благотворительным спектаклем перед воспитанниками детского дома. Побудительные мотивы могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке. Могут быть приведены другие примеры. |
16
|
В газете были опубликованы не соответствующие действительности сведения, порочащие гражданина С. Он обратился в суд с иском против газеты о защите чести и достоинства. Объясните действия гражданина С.
Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) объяснение приведенного в задании факта , например: гражданин отстаивает свое право на общественное уважение, незапятнанную репутацию. Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта. 2) фрагмент текста , например: «В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение». |
|
Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста. |
2 |
Дано только правильное объяснение. ИЛИ Приведен только фрагмент текста. |
1 |
Ответ неверный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
17
В тексте говорится о том, что нравственность предполагает относительную свободу воли. Представьте ситуацию, когда человека принуждают совершать добрые дела. Некоторые считают, что в этом случае поведение все равно будет нравственным. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту или опровержение этой точки зрения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения) : − в защиту этой точки зрения, например: 1) не имеет значение, почему человек делает добрые дела, главное, что он приносит пользу и это нравственно; 2) человек, действующий вначале по принуждению, потом может продолжать творить добро уже по убеждению; − в опровержение этой точки зрения, например: 1) там, где нет самостоятельно нравственного выбора, там нет и ответственности; 2) как только давление прекратится, человек, принуждаемый к добрым поступкам, скорее всего, откажется продолжать такие дела. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения). |
|
Приведены два аргумента (объяснения). |
2 |
Приведен один аргумент (объяснение). |
1 |
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неверный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Прочитайте текст и выполните задания 26—31.
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
(По Н. Смелзеру)
26
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Показать ответ
27
Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.
Показать ответ
28
Дайте два объяснения фразы «Школа представляет собой общество в миниатюре».
Показать ответ
29
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.
Показать ответ
30
12-летний Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто смотрит телевизионные ток-шоу, не соответствующие его возрастной категории, которые усилили такие представления. Какой фрагмент текста объясняет подобное влияние СМИ? Приведите свой аргумент, который поможет переубедить Юрия.
Показать ответ
31
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения.)
26
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Скрыть ответ
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1. Факторы формирования личности.
2. СМИ и социализация.
3. Противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь.
4. Школа и формирование личности ребёнка.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27
Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.
Скрыть ответ
Могут быть указаны следующие факторы по тексту:
1) возраст;
2) интеллектуальный уровень;
3) пол;
4) вес;
5) окружающая среда;
6) культура;
7) СМИ;
8) школа.
28
Дайте два объяснения фразы «Школа представляет собой общество в миниатюре».
Скрыть ответ
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) семьи школьников представляют различные социальные группы и в совокупности отражают социальную структуру, поэтому школа — это общество в миниатюре;
2) в школьных коллективах, как и в обществе в целом, действуют определённые правила поведения, распределены роли, есть иерархия взаимоотношений.
Могут быть приведены другие объяснения.
29
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка.
Скрыть ответ
Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано такими примерами:
1) Участвую в телевикторинах, Татьяна стала больше читать, в результате её кругозор значительно расширился;
2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных групп, их участники становятся более милосердными, толерантными, происходит передача опыта и знаний от старшего поколения к молодёжи;
3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться историей своей страны.
Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано другими примерами.
30
12-летний Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто смотрит телевизионные ток-шоу, не соответствующие его возрастной категории, которые усилили такие представления. Какой фрагмент текста объясняет подобное влияние СМИ? Приведите свой аргумент, который поможет переубедить Юрия.
Скрыть ответ
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) фрагмент текста: «…люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли»;
2) аргумент, допустим: следует более критично относиться к информации СМИ; позитивно настроенные люди чаще достигают высот в жизни.
Может быть приведён другой аргумент.
31
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения.)
Скрыть ответ
Могут быть высказаны следующие предположения:
1) в современных условиях родители много времени вынуждены проводить на работе, стремясь обеспечить материальное благополучие своим детям;
2) современные дети имеют доступ к различным источникам информации, порой дети «более продвинуты» в некоторых вопросах, чем родители, что может негативно сказаться на авторитете последних.
Могут быть высказаны другие предположения.
Демократия требуется не для хорошего управления государством, но в качестве гаранта, обеспечивающего нам право беспрепятственно стремиться к осуществлению высших идеалов общественной и частной жизни.
Демократия по сути своей – средство для защиты социального мира и свободы личности.
Происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочным: вовсе не источник власти, а её ограничение является надёжным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу. И хотя идеал этот представляется нам отвратительным, тем не менее, их действия являются вполне бескорыстными. Этого, однако, нельзя сказать о руководителях такого государства. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной системой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объяснения неблаговидных действий. Надо самому быть готовым преступать любые нравственные законы, если этого потребуют высшие цели. И поскольку цели устанавливает лишь верховный вождь, то всякий функционер, будучи инструментом в его руках, не может иметь нравственных убеждений.
С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране? (Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три направления влияния.)
С3. При каком условии демократия может выродиться в деспотию? Какое средство, по мнению автора, может помешать власти стать диктатурой?
С4.С опорой на текст и знания обществоведческого курса сформулируйте любые три вопроса, позволяющие сравнить демократический и недемократический режимы.
С5.В тоталитарном государстве нередко политические идеалы более значимы, чем моральные ценности. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чем опасность такой ситуации (приведите два объяснения).
С6. Как автор характеризует демократию? (Выпишите любые два предложения из текста.)
Вариант 1. Обществознание 9 класс
Ответом
к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует
номеру
правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа
в
тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера соответствующего задания,
начиная с первой клеточки.
1. Учёные-обществоведы определяют общество как…
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений
2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы
4) обособившуюся от природы часть мира
2. Какие из перечисленных терминов используются в первую
очередь при описании политической сферы?
1) собственность, доход
2) искусство, образование
3) общечеловеческие ценности, социальные нормы
4) разделение властей, форма государства
3. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
4. Отличительной тенденцией развития современного общества
является…
1) механизация
2) индустриализация
3) модернизация
4) глобализация
5. И человек, и животное
1) передают культурный опыт последующим поколениям
2) отражают окружающий мир в сознании
3) заботятся о своём потомстве
4) оценивают себя и свои действия
6. Юля от природы обладает музыкальным слухом, но она не
стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие
характеризует способности Юли?
1) мастерство
2) задатки
3) гениальность
4) талант
7. Верны ли следующие суждения о системе образования в
РФ?
А. Наличие основного общего образования даёт возможность
человеку поступить в учреждение высшего профессионального образования.
Б. Наличие среднего общего образования позволяет человеку
поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Работники фирмы «Ивушка» являются её собственниками.
Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что
«Ивушка» — акционерное предприятие?
1) Предприятие вовремя уплачивает налоги.
2) Фирма взяла в банке кредит на развитие производства.
3) Доходы распределяются между работниками.
4) Работники получают дивиденды от имеющихся у них ценных
бумаг предприятия.
9. В стране Z предприятия самостоятельно решают,
что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия
потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику
страны Z?
1) командному
2) рыночному
3) плановому
4) традиционному
10. Какая социальная группа выделена по территориальному
признаку?
1) священнослужители
2) женщины
3) мусульмане
4) европейцы
11. Механизм государственного принуждения, действующий
в отношении правонарушителей, — это
1) дееспособность
2) правоотношение
3) правовое сознание
4) юридическая ответственность
12. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) деяние, виновность, общественная опасность
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) договор, право собственности, возмещение ущерба
4) правовой обычай, судебный прецедент
13. Среди приведённых примеров противоправного поведения
административным проступком является
1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом
акте
2) невыполнение фирмой условий заключённого договора
3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных
местах
4) дача свидетелем ложных показаний в суде
14. Политический режим, характеризующийся сосредоточением
всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением
роли других институтов, является
1) либеральным
2) демократическим
3) революционным
4) авторитарным
15. Что является признаком государства любого типа?
1) наличие двухпалатного парламента
2) наличие правоохранительных органов
3) всенародное избрание главы государства
4) многопартийность
16. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?
А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание
субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.
Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью
экономических ресурсов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с
противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной
семьи?
1) На семейном совете было принято решение приобрести
новый автомобиль.
2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.
3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в
городской парк.
4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике
и русскому языку.
19. В государстве Н. президент формирует парламент и правительство.
При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства,
предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве
Н.?
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика
20. В нашей стране более 80% женщин в возрасте от 30 до 50 лет
работают. Этот показатель отражает
1) половозрастную структуру
2) структуру занятости населения
3) профессиональную структуру
4) преемственность поколений
Ответом
к заданиям 21–25 является последовательность цифр.
Запишите
ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите
в
БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий,
начиная
с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных
символов. Каждую цифру пишите в отдельной
клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите
в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую
колонку — порядковые номера черт отличия:
1) тайное голосование граждан;
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого−либо
решения, закона;
3) голосование за кандидатов на государственные должности;
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане.
Черты |
Черты |
||
22. Установите соответствие между
примерами и видами потребностей человека: к каждому элементу,
данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Примеры виды потребностей человека
А)
реализация своих способностей 1) социальные
Б)
самосохранение 2)
биологические
В)
достижение карьерного роста
Г)
Защита от холода
Д)
Общение с друзьями
Запишите в строку ответов выбранные
цифры под соответствующими буквами.
23. Прочитайте приведённый текст,
каждое положение которого отмечено буквой.
(A) В стране
Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций.
(Б) Социологические исследования показали, что более половины
граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане
не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.
Определите,
какие положения текста:
1) отражают
факты;
2) выражают
мнения.
Запишите
в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
24. Учёные опросили 23-летних работающих
юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете,
какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от
числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите
в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы,
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина
юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Девушки
в равной мере связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации
и возможностью путешествий, общения с разными людьми.
3) Доля
тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются,
больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные
доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной
лестнице.
5) Большая
доля юношей, чем девушек, работает потому, что их работа очень нужна
обществу.
25. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек
страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая
мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены
в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы
и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно
вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Общественная полезность выполняемой работы не является
значимым мотивом для молодёжи.
2) Молодёжь страны Z преобладающим мотивом считает обеспечение
материального благополучия.
3) Жители страны Z выбирают только ту работу, которая
им интересна.
4) В стране Z девушки лишены возможности сделать хорошую
карьеру.
5) Юноши невнимательны к своим коллегам.
Прочитайте
текст и выполните задания 26–31.
Начнём с вопроса: как личность
развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия.
На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы:
возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда
также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода,
обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию.
Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего
собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования
личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся
в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в
значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из
телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации
(СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие
на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей
и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают,
что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти
так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел
потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда
входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют
на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они
лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают,
воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают
их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие
на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от
таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только
чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных
ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит
формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить
детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
26. Составьте план текста. Для
этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый
из них.
27. Какие факторы, по мнению автора, влияют
на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.
28. Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой
общество в миниатюре».
29.
Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное
влияние СМИ на социализацию ребёнка.
30. 12-летний
Юрий считает, что в современном мире только агрессивная манера поведения
позволяет добиться успеха в бизнесе и карьере. Он часто смотрит телевизионные
ток-шоу, не соответствующие его возрастной категории, которые усилили
такие представления. Какой фрагмент текста объясняет подобное влияние
СМИ? Приведите свой аргумент, который поможет переубедить Юрия.
31. Автор пишет,
что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно,
как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном
обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается.
(Выскажите два предположения).
1. |
4 |
2. |
4 |
3. |
3 |
4. |
4 |
5. |
3 |
6. |
2 |
7. |
2 |
8 |
4 |
9 |
2 |
10 |
4 |
11 |
4 |
12 |
1 |
13 |
3 |
14 |
4 |
15 |
2 |
16 |
3 |
17 |
3 |
18 |
1 |
19 |
4 |
20 |
2 |
21 |
1423 |
22 |
12121 |
23 |
112 |
24 |
123 |
25 |
12 |
26. В правильном ответе пункты плана должны
соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную
идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) факторы формирования личности;
2) СМИ и социализация;
3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;
4) школа и формирование личности ребёнка.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие
сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых
блоков.
27. Могут быть
указаны следующие факторы по тексту:
1) возраст;
2) интеллектуальный уровень;
3) пол;
4) вес;
5) окружающая среда;
6) культура;
7) СМИ,
8) школа.
Факторы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.
Указание иных, отсутствующих в тексте факторов, не может
быть основанием положительной оценки ответа (поскольку требование
задания не выполнено).
28. Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в
миниатюре». Могут быть приведены следующие объяснения:
1) семьи школьников представляют различные социальные
группы и в совокупности отражают социальную структуру, поэтому
школа — общество в миниатюре;
2) в школьных коллективах, как и в обществе в целом, действуют
определённые правила поведения, распределены роли, есть иерархия взаимоотношений.
Могут быть приведены другие объяснения.
29. Позитивное влияние СМИ на социализацию ребёнка может
быть проиллюстрировано такими примерами:
1) Татьяна увлеклась просмотром телевикторины, к началу
передачи она стала готовить различные справочники, чтобы отвечать
на вопросы раньше участников; в результате кругозор Татьяны существенно
расширился;
2) ученики школы узнали из газеты, что в их районе проживают
несколько одиноких ветеранов войны, и организовали им помощь; так
при участии СМИ устанавливаются контакты различных возрастных
групп, их участники становятся более милосердными, толерантными,
происходит передача опыта и знаний от старшего
поколения
к молодёжи;
3) Виктор посмотрел по телевизору познавательную передачу
об Отечественной войне 1812 года, под её влиянием стал больше интересоваться
историей Отечества.
Влияние СМИ на социализацию ребёнка может быть проиллюстрировано
другими примерами.
30. В правильном
ответе должны быть следующие элементы:
1) фрагмент текста: «люди всегда выискивают, воспринимают
и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные
мысли»;
2) аргумент, допустим: следует более критично относиться
к информации СМИ; доброжелательно настроенные люди также достигают
высот в жизни.
Может быть приведёт другой аргумент.
31. Могут быть
высказаны следующие предположения:
1) в современных условиях родители много времени вынуждены
проводить на работе, стремясь обеспечить материальное благополучие
своим детям;
2) современные дети имеют доступ к различным источникам
информации, порой дети«более продвинуты» в некоторых вопросах, чем
родители, что может негативно сказаться на их авторитете.
Могут быть высказаны другие предположения.