Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Спрятать пояснение
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие семьи.
2. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) хозяйственная;
в) социализации и др.
3. Права и обязанности членов семьи.
4. Признаки семьи как социального института:
а) наличие норм и санкций, регламентирующих отношения в рамках института семьи;
б) специфическая статусно-ролевая система (супруги, родители и дети и т. д.);
в) удовлетворение социально-значимых потребностей и т. д.
5. Ресурсы семьи:
а) экономические;
б) информационные;
в) трудовые и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
3 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта |
2 | |
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. |
1 | |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) |
0 | |
Указания по оцениванию:
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла |
||
24.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей |
1 | |
Все иные ситуации |
0 | |
Максимальный балл | 4 |
Составьте сложный план по теме «семья как социальный институт»
План
-
Определение семьи как социального института
-
Функции семьи
а) экономическая
б) воспроизводство населения
в) социализирующая
г) воспитательная
д) защитная
е) эмоционально-психологическая
ж) статусная -
Классификация по составу
а) неполные
б) расширенные
в) нуклеарные -
Виды по количеству детей
а) многодетные
б) малодетные
в) бездетные -
Типы по характеру распределения домашних обязанностей
а) традиционные
б) нетрадиционные
в) партнёрские
-
Тенденции развития современной семьи
а) угасание значимости некоторых функций (например, социализации)
б) эмансипация женщин и изменение их роли в семье
в) уменьшение количества детей
Критерии
Как запомнить теорию к 28 заданию ЕГЭ по обществознанию
Семья как социальный институт обеспечивает выполнение важнейших функций и их перечень вполне понятен, чего не скажешь о различных классификациях. Ознакомьтесь с ними подробнее по таблице ниже, чтобы успешно составлять планы по обществознанию. Попробуйте записать самое важное к себе в тетрадь по памяти.
1. Особенности
семьи:
а) соединяется
кровным родством или брачными узами;
б) общий
быт;
в) немногочисленный
состав;
г) устойчивый
состав;
д) тесные
эмоциональные связи между членами группы;
е) стремление
к рождению и воспитанию детей и т.д.
2. Функции
семьи:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) хозяйственно-бытовая;
г) функция
первичного социального контроля;
д) духовно-нравственная;
е) социально-статусная;
ж) досуговая
и т.д.
3. Виды
семей:
а) по
составу (нуклеарная, расширенная);
б) по
характеру распределения семейных обязанностей (патриархальная, партнерская);
в) по
количеству супругов (полная, неполная).
4. Проблема
разрушения семьи в современном мире.
Источник: НезЛО Антона Чубукова
План по обществознанию “Семья и брак как социальные институты”
- 13.10.2016
План по теме “Семья и брак как социальные институты”.
- Планы по другим темам смотри здесь
1. Понятие “семья”:
а) социальная группа;
б) социальный институт.
2. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) хозяйственная;
г) экономическая;
д) эмоциональная;
е) социально – статусная и др.
3. Жизненный цикл семьи.
4. Виды семьи:
а) по числу детей:
– многодетные;
– малодетные;
– бездетные.
б) по характеру распределения домашних обязанностей:
– традиционная;
– коллективистская.
в) родственная структура:
– нуклеарная;
– расширенная;
– полигамная.
г) тип воспитания:
– авторитарная;
– либеральная;
– демократическая.
5. Понятие “брак”.
6. Виды брака:
а) юридический;
б) гражданский;
в) церковный.
7. Демографическая и семейная политика в РФ.
СЕМЬЯ.
Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.
Задание № 28:
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СЕМЬЯ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Возможные пункты плана.
СЕМЬЯ.
1.Семья как малая социальная группа, первичная ячейка общества.
2.Функции семьи:
- репродуктивная,
- социализирующая,
- воспитательная,
- социально-статусная,
- хозяйственно-бытовая,
- экономическая,
- рекреативная.
3.Типы семей по количеству членов:
- нуклеарная – расширенная,
- полная – неполная.
4.Типы семей по характеру взаимоотношений между её членами:
- традиционная (патриархальная),
- демократическая (партнёрская).
5.Типы семей по количеству семей:
- многодетные (5 и более детей, определяют регионы),
- среднедетные (3-4 ребёнка),
- малодетные (2 ребёнка),
- однодетные,
- бездетные (инфертильные).
6.Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
- матриархат,
- патриархат.
7.Сущность понятия «приёмная семья» и её виды:
- усыновление,
- опека и попечительство,
- патронат,
- приёмная семья.
8.Особенности семейных отношений и ценностей.
9.Тенденции развития семьи в современном обществе:
- равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
- изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
- увеличение числа ранних браков и их распад;
- рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
- увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
- Государственная политика в современной России по поддержке семьи, материнства и детства.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.