Составьте сложный план позволяющий раскрыть по существу тему наука как духовная область культуры

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука как форма духовной деятельности». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Наука как форма духовной деятельности».

Спрятать пояснение

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— количество подпунктов каждого пункта;

— корректность формулировок пунктов и подпунктов плана.

1.  Понятие «науки».

2.  Основные признаки научной деятельности:

а)  стремление к познанию объективной действительности;

б)  применение специальных методов исследования;

в)  использование специальной терминологии;

г)  проверка истинности выводов на практике;

д)  рациональность, логическая обоснованность.

3.  Основные виды наук:

а)  точные науки;

б)  естественные науки;

в)  технические науки;

г)  гуманитарные науки.

4.  Гуманистическая роль науки в современном обществе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 24 Баллы
24.1 Раскрытие темы по существу 3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

0
Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 24.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 24.1 выставлено 3 балла

24.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0
Максимальный балл 4

План №72: «Наука как форма (область) духовной культуры» (ЕГЭ-2018)

1) Основные формы духовной культуры:

— наука;

— искусство;

— религия;

— мораль.

2) Специфика науки:

— особая система знаний;

— особая система общественных организаций и учреждений;

— особый вид деятельности — система научных исследований.

3) Классификация наук:

— естественнонаучные;

— социально-гуманитарные;

— технические.

4) Основные особенности научного познания:

— стремление к получению новых знаний;

— доказанность;

— объективность;

— непротиворечивость;

— проверяемость.

5) Некоторые функции науки:

— познавательно-объяснительная;

— социально-преобразовательная;

— мировоззренческая;

— производственная.

Наличие 1, 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

  1. Духовная
    культура и ее роль в жизни общества.

  2. Наука
    и ее роль в жизни общества.

  3. Современная
    наука и ответственность ученых.

  4. Социальная
    и личностная значимость образования.

  5. Религия
    и его роль в жизни общества
    .

  6. Мировые
    религии.

  7. Искусство
    в духовной жизни общества.

  8. Мораль
    и нравственность в жизни людей.

  9. Философия
    и ее роль в духовной жизни общества.

С8.3.1.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Духовная
культура и ее роль в жизни общества»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Понятие
    о духовной культуре./ Духовая культура
    – совокупность продуктов и результатов
    духовной деятельности.

  2. Основные
    тенденции в развитии культуры:

а)
преемственность культурных традиций;

б)
новаторство и обновление культуры.

3) Основные функции
культуры:

а)
гуманистическая
функция («возделывание, взращивание
духа»);

б) функция
трансляции социального опыта (сохранение
и передача социальной памяти поколений);

в)
познавательная (гносеологическая)
функция (постижение явлений и объектов
материального мир);

г)
регулятивная (нормативная) функция
(определение (регулирование) различных
сторон, видов общественной и личной
деятельности людей);

д) целеполающая,
ценностная функция (формирование
эталонных, идеализированных ценностей,
идеалов, которые выполняют роль
стимулов и целей в жизнедеятельности
человека);

е)
семиотическая
или знаковая функция (культура обладает
набором знаков, символов, например,
язык).

4) Основные
структурные элементы культуры:

а) понятия и
взаимосвязи между ними;

б) ценности и
идеалы;

в) нравственные
принципы;

г)
правила и нормы.

5)
Формы культуры:

а)
традиционная культура;

б)
элитарная культура;

в) массовая
культура;

г)
экранная культура.

6)
Элементы (универсальные феномены)
культуры:

а) наука;

б) религия;

в) мораль;

г) образование.

7)
Многообразие и диалог культур в
современном мире.

8) Специфика
духовной жизни в современной России.

С8.3.2.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Наука
и ее роль в жизни общества»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Понятие
    о наука./ Наука – сфера деятельности,
    направленная на добывание и осмысление
    знаний./ Наука – совокупность структур
    и методов организованной познавательной
    деятельности.

  2. Структурные
    элементы науки:

а) систематизированные
взгляды на окружающий мир;

б) социальный
институт, состоящий из системы
научно-исследовательских центров,
учреждений, объединений;

в) общность людей,
научное сообщество.

  1. Специфические
    признаки науки:

а)
объективность;

б)
рационализм;

в)
системность и упорядоченность;

г)
проверяемость (верифицируемость);

д)
особый язык и особая подготовка.

4)
Основные функции науки:

а)
познавательно-объяснительная познание
и объяснение устройства мира);

б)
мировоззренческая (выстраивание
целостной системы знаний о мире);

в)
познавательная (гносеологическая)
функция (постижение явлений и объектов
материального мир);

г)
прогностическая (составление прогнозов
о последствиях изменений окружающего
мира);

д)
социальная (воздействие
на условия жизни людей, характер труда,
систему общественных отношений);

е)
производственная
(непосредственная производительная
сила).

5)
Уровни науки:

а) фундаментальная
наука;

б) прикладные
исследования и опытно-конструкторские
разработки.

6)
Классификация наук:

а) точные;

б) естественные;

в) социально-гуманитарные.

7)
Наука и научные революции,
научно-технический прогресс.

8)
Этика науки и ответственность ученых
перед обществом в современном мире.

9)
Проблемы развития науки в современной
РФ.

С8.3.3.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Современная
наука и ответственность ученых»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Современная
    наука – непосредственная производительная
    сила общества.

  2. Специфика
    современной науки:

а)
возросшие возможности воздействия
на природу и общества;

б)
сложный технический и технологическим
потенциал;

в)
непосредственное воздействие на образ
жизни и характер труда людей;

г)
возможность изучения микро- и макромиров.

  1. Основные
    направления научно-технического
    прогресса:

а)
исследование космического пространства;

б)
генная инженерия и биотехнологии
(создание органических веществ с
заранее заданными свойствами);

в)
исследования в области создания новых
видов топлива и энергии;

г)
изучение возможностей и перспектив
искусственного интеллекта;

д) исследования
в области нанопроцессов и нанотехнологий;

е) разработки
области элементарных частиц и высоких
энергий.

4)
Факторы возрастания ответственности
ученых за проводимые ими исследования:

а)
двойное назначение ряда изобретений
(создание новых видов оружия массового
поражения);

б)
нравственная неоднозначность ряда
исследований (клонирование живых
организмов, человека);

в)
негативное, пагубное воздействие ряда
научных исследований на природу;

5)
Необходимость сохранения гуманистической
сущности науки.

С8.3.4.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Социальная
и личностная значимость образования»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Образование
    как социальный институт./ Образование
    – ключевой фактор трансляции и
    преумножения социального опыта.

  2. Основные
    принципы современного российского
    образования:

а) гуманистический
характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, право
личности на свободное развитие;

б) единство
федерального образования при праве
на своеобразие образования национальных
и региональных культур;

в) общедоступность
образования и адаптивность системы
образования к потребностям обучаемых;

г) светский
характер образования в государственных
учреждениях;

д) свобода и
плюрализм в образовании;

е)
демократический, государственно-общественный
характер управления, самостоятельность
образовательных учреждений.

  1. Основные
    тенденции в развитии образования:

а)
гуманизация (учет индивидуальных
духовных запросов и потребностей
участников образовательного процесса);

б)
интернационализация (сближение
национальных образовательных систем,
формирование единого глобального
образовательного пространства);

в)
гуманитаризация (возрастание роли и
значимости социальных и гуманитарных
учебных дисциплин);

г)
компьютеризация (информатизация
образования).

4)
Система образования и ее элементы:

а)
дошкольное
образование;

б)
основное и среднее общее образование;

в)
начальное и среднее специальное
образование;

г)
высшее профессиональное образование;

д)
дополнительное образование для детей
и взрослых.

5) Основные
направления модернизации российского
образования.

6)
Непрерывное образование, вариативность,
индивидуальная образовательная
траектория – необходимость успешности
личности в современном обществе.

С8.3.5.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Религия
и его роль в жизни общества»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Религия
    как универсальная форма культуры./
    Сущность религии и религиозных
    верований

  2. Характерные
    признаки религии:

а)
вера в сверхестественное;

б)
признание теоцентрической картины
мира;

в)
идея креационизма (сотворенности мира
высшими силами);

г)
иррационализм и мистицизм.

3) Структурные
элементы религии:

а)
взгляды на мир, которые основываются
на вере в Бога, божества, духов, призраков
и других сверхъестественных существ,
сотворивших все на Земле и самого
человека;

б) действия,
составляющие культ, в котором религиозный
человек выражает свое отношение к
потусторонним силам и вступает с ними
в отношения через молитву, жертвоприношение
и т.п.;

в) нормы и правила
поведения, которым должен следовать
человек в своей повседневной жизни;

г) объединение
верующих людей в одну организацию
(конфессию, церковь).

4)Функции
религии:

а)
мировоззренческая (формирование
целостной картины мира);

б)
нормативная (регулирование социальных
отношений и поведения людей);

в)
компенсаторная (поддержка и утешение
людей в тяжелые психологические
моменты их жизни);

г)
коммуникативная (содействие общению
и коммуникации между людьми).

5)
Этапы развития религии:

а)
ранние
архаические религиозные взгляды
(тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);

б)
национальные религии (зороастризм,
индуизм, иудаизм и пр.);

в)
мировые религии (буддизм, христианство,
ислам).

6)
Религии и конфессии в современном
мире.

7)
Религиозное сознание и свобода совести.

С8.3.6.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Мировые
религии»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Понятие
    о мировых религиях./ Мировые религии
    – религии большинства людей мира?

  2. Характерные
    признаки мировой религии:

а)
широкое распространение в мире;

б)
открытость, отрицание этической
избирательности;

в)
универсальный набор ценностей.

3)
Важнейшие мировые религии:

а)
буддизм;

б)
христианство;

в)
ислам.

4)
Гуманистическая миссия религий в
современном мире, религиозная терпимость
и свобода совести.

5)
Конфессиональный мир современной
России.

С8.3.7.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Искусство
в духовной жизни общества»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Искусство
    как особая форма духовной культуры./
    Искусство – способ познания мира
    посредством художественных образов.

  2. Характерные
    признаки искусства:

а)
иррационализм;

б)
символизм;

в)
субъективизм;

г)
образность

д)
наглядность.

3)
Важнейшие функции искусства:

а)
гедонистическая (доставляет человеку
радость);

б)
компенсаторная (восполняет человеку
неудовлетворенность реальной жизнью);

в)
коммуникативная (является средством
общения в пространстве культуры);

г) эстетическая
(преобразование мира на основе красоты);

д) воспитательная
(формирование нравственных и эстетических
качеств личности);

е)
познавательная (формирует художественную,
эстетическую картину мира).

4)
Основные виды искусства:

а) искусство слова
(литература);

б) искусство звука
(музыка);

в) искусство цвета
(живопись);

г) искусство жеста
(танец, пантомима);

д)
синтетические искусства (театр, кино).

5)
Универсальное и национальное в развитии
искусства.

6)
Специфика искусства в информационном
обществе: возникновение новых видов
искусства.

С8.3.8.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Мораль
и нравственность в жизни людей»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Мораль
    как особая форма духовной культуры./
    Мораль – совокупность одобренных
    общественных мнением норм.

  2. Важнейшие
    аспекты (стороны) морали:

а)
познавательный (формирование
нравственной картины мира);

б)
оценочный (оценка социальных явлений
и поступков людей с позиции добра и
зла);

в)
регулятивный (совокупность норм,
обеспеченных общественным мнением).

3)
Основные категории морали:

а)
добро и зло;

б)
долг и совесть;

в)
справедливость;

г) честь и
достоинство;

д) счастье.

4)
Нравственная культура личности и
общества.

5) Золотое правило
нравственности – универсальный закон
жизни человека в обществе.

С8.3.9.

Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Философия
и ее роль в духовной жизни общества»
.
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.

Один
из вариантов плана раскрытия данной
темы:

  1. Философия
    как особая форма духовной культуры./
    Философия – особая форма духовного
    освоения человеком окружающего мира.

  2. Области
    философского знания:

а)
онтология (знание о сущем, о бытии);

б)
гносеология (учение о познании);

в)
философская антропология (учение о
человеке);

г)
социальная философия (учение об
обществе);

д) логика (наука
о формах и законах мышления);

е)
этика (наука о нравственности);

ж)
культурология (о формах культуры)

3)
Назначение философии в обществе:

а)
формирование методологических основ
познавательной деятельности;

б) поиск ответов
на основополагающие вопросы бытия
человека и общества.

4)
Общее и различное между философией и
наукой.

5)
Идеализм и материализм – основные
направления в философском поиске.

6)
Актуальность философского поиска в
современном мире.

Составьте план по теме “Наука как форма (область) духовной культуры”.

Составьте план по теме “Наука как форма (область) духовной культуры”.

1. ______________________ как особая система знаний о мире.

2. Отличительные признаки _________________ __________________   

а) ______________________   

б) ______________________   

в) ______________________   

г) ______________________

3. ______________________ науки      

а) ______________________   

б) ______________________   

в) ______________________ и др.

4. Система научных ______________________   

а) академии   

б) научно-исследовательские центры, институты  

в) университеты и др.

5. Виды наук по ______________________ исследования   

а) ______________________   

б) ______________________   

в) ______________________ 

г) ______________________ и др.

6. Виды наук по ______________________ использованию   

а) ______________________   

б) ______________________

7. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики

План по обществознанию “Наука”

06.11.2016

План по теме “Наука”

  • Планы по другим темам смотри здесь

1. Понятие науки как формы духовной деятельности людей.

 2. История развития науки.

3. Классификация наук по объекту изучения:

  • точные науки;
  • технические науки;
  • естественные науки;
  • общественные науки;
  • гуманитарные науки.

4. Классификация наук по направленности:

  • фундаментальные;
  • прикладные.

5. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая;
  • познавательно-объяснительная;
  • прогностическая.

6. Роль науки в современном мире.

Добавить комментарий