Составьте сложный план развернутого ответа по теме общение как форма межличностных взаимодействий

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Элементы социальной структуры общества:

а) социальные общности;

б) социальные группы;

в) социальные слои;

г) социальные институты.

3. Естественное и социальное неравенство людей.

4. Типы социальной стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословия;

г) классовая система.

5. Институциональная структура общества:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) социальные институты.

6 Социальная мобильность и маргинальность.

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Элементы социальной структуры общества:

а) социальные общности;

б) социальные группы;

в) социальные слои;

г) социальные институты.

3. Уровень дохода как основной критерий выделения социальных классов:

а) высший класс;

б) средний класс;

в) низший класс.

4. Экономические причины изменения социальной структуры общества:

а) структурные изменения в экономике;

б) изменения в системе занятости;

в) снижение уровня жизни подавляющего большинства населения;

г) изменения отношений собственности;

д) смена типа экономической системы;

е) научно-технический прогресс.

5. Тенденции трансформации социальной структуры российского общества. 

1. Понятие социальной стратификации.

2. Функции социальной стратификации:

а)   упорядочение общественной жизни;

б)   организация людей в группы;

в)   социализация личности и её поддержка.

3. Исторические типы социальной стратификации:

а)   касты;

б)   сословия;

в)   классы.

4. Виды социальной стратификации:

а)   экономическая;

б)   политическая;

в)   социально-профессиональная.

5. Критерии социальной стратификации:

а)   доход (низший класс, средний класс, высший класс);

б)   образование (начальное, среднее, высшее);

в)   место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, учёные и пр.).

6. Принадлежность к страте:

а)   субъективная;

б)   объективная.

7. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе. 

1. Понятие социальной мобильности.

2. Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3. Виды социальной мобильности:

а)   вертикальная и горизонтальная;

б)   индивидуальная и коллективная;

в)   межпоколенная и внутрипоколенная;

г)    организованная и структурная.

4. Социальные лифты:

а)   получение образования;

б)   вступление в брак;

в)   собственность;

г)   служба в армии и др.

5. Роль и значение социальной мобильности в современном обществе.

1. Социальная мобильность — перемещение из одной социальной группы в другую.

2. Виды социальной мобильности:

а)    горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);

б)   индивидуальная и групповая;

в)   межпоколенная и внутрипоколенная.

3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:

а)    низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;

б)   высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.

4. Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности:

а)    мотив получения образования;

б)   профессиональной квалификации и др.

5. Свободное перемещение в социальном пространстве —фактор развития общества: 

а)   удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития;

б)   обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи», решать задачи управления общественными процессами).

1. Социальная общность как совокупность людей, объединённая условиями и целями жизнедеятельности.
2. Разновидности социальных общностей:

а)   номинальные общности;

б)   массовые общности;

в)   аудитория;

г)   социальные круги.

3. Признаки социальных групп:

а)   устойчивость состава;

б)   продолжительность существования;

в)   определённость состава и границ;

г)   общая система ценностей и норм;

д)   осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

4. Классификация групп:

а)   по характеру связей (формальные и неформальные);

б)   по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

в)   по объёму (большие и малые);

г)   в зависимости от пола и возраста (демографические) и т. д.

5. Групповая сплочённость и дифференциация.

6. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

1. Понятие «малая группа».
2. Признаки малой социальной группы:
а) небольшое число членов;
б) непосредственность общения между ее членами;
в) общие интересы, цели и совместная деятельность;
г) определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
д) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
е) общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
ж) определенная структура организации и управления;
з) групповая идентичность.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные;
в) референтные.
4. Функции социальных групп:
а) функция социализации;
б) инструментальная;
в) экспрессивная;
г) поддерживающая.
5. Особенности формирования малых социальных групп в современном обществе

1. Понятие о межличностных отношениях.
2. Отличительные черты межличностных отношений:

а)   эмоционально окрашенный характер;

б)   непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;

в)   осуществление внутри узкого круга людей.

3. Основные сферы межличностных отношений:

а)   отношения в семье;

б)   отношения среди коллег;

в)   отношения в дружеской компании.

4.Условия эффективности межличностного взаимодействия:

а)   принятие иного мнения как должного;

б)   готовность к диалогу и взаимопониманию;

в)   осуществление совместной деятельности;

г)   общность целей и интересов.

5. Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.
6. Специфика межличностного конфликта и его значение.

1. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
2. Признаки общения:

а)   обмен информацией, её уточнение, обогащение;

б)   обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;

в)   восприятие и понимание партнёра, его поведения и психологических особенностей.

3.  Типы субъектов общения:

а)   реально существующие субъекты;

б)   иллюзорные партнёры;

в)   воображаемые партнёры.

4. Виды общения (по цели и содержанию):

а)   познавательное;

б)   деловое;

в)   личностное.

5. Основные функции общения:

а)   коммуникативная (обмен информацией);

б)   перцептивная (принятие друг друга);

в)   интерактивная (взаимодействие друг с другом).

6. Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.

7. Условия конструктивного общения:

а)   готовность к сотрудничеству и компромиссу;

б)   принятие иной точки зрения при отстаивании своей;

в)   уважительное отношение к партнёру.

8. Специфика общения в сетевом сообществе:

а)   интенсивность коммуникаций;

б)   виртуальное общение;

в)   обилие и разнообразие информационных потоков.

9. Общение как особый вид человеческой деятельности.

10. Общение в игре, труде, учении.

1. Понятие и специфические признаки общения.

2. Функции общения в формировании и развитии человека.

3. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.

4. Типы субъектов общения:

а) реально существующие субъекты

б) иллюзорные партнеры

в) воображаемые партнеры

5. Средства общения.

6. Виды общения:

а) непосредственное и опосредованное

б) прямое и косвенное

7. Факторы, способствующие успешному общению:

а) взаимопонимание

б) солидарность

в) толерантность

1. Молодёжь как социологическое понятие.

2. Границы молодежного возраста (важнейшие этапы взросления):

а)   подростки (тинейджеры) — 16-18 лет;

б)   молодёжь — от 18 до 24 лет:

в)   «молодые взрослые» — от 25 до 30 лет.

3. Особенности социального положения молодёжи:

а)   переходность положения;

б)   высокий уровень мобильности;

в)   освоение новых социальных ролей;

г)   перспективы в профессиональном и карьерном плане.

4. Социально-психологические качества молодёжи:

а)   неустойчивость психики;

б)   внутренняя противоречивость;

в)   низкий уровень толерантности;

г)   стремление отличаться от других;

д)   наличие специфической молодёжной субкультуры.

5. Основные проблемы современной российской молодежи:

а) сокращение численности молодёжи в структуре населения;

б) рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6. Государственная молодёжная политика РФ.

1. Молодёжь как социально-демографическая группа.

2. Определение молодёжной субкультуры.

3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте:

а)   роль школьника, студента;

б)   роль работника;

в)   роль гражданина и др.

4. Молодёжная субкультура как часть культурной среды современного общества:

а)   ценности и идеалы;

б)   язык, символы, особенности межличностного общения;

в)   стиль жизни, нормы поведения, мода.

5. Неформальные молодёжные объединения:

а)   панки;

б)   рокеры;

в)   готы;

г)   футбольные фаны и др.

6. Девиантное поведение молодёжи и его причины.

1. Понятие «этническая общность».
2. Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3. Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация.
4. Тенденции межэтнических отношений:
а) интеграция;
б) дифференциация.
5. Межэтнические отношения в современном мире.

1. Нация как высшая форма этнической общности.
2. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а)   межнациональная интеграция;

б)   межнациональная дифференциация.

3. Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

4. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

1. Понятие межнационального конфликта.

2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:

а)   неравенство в уровне жизни;

б)   миграция;

в)   территориальные споры;

г)   принадлежность к разным конфессиям;

д)   различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.

3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:

а)   этнический (защитный);

б)   державно-государственный (воинствующий);

в)   бытовой.

4. Формы национализма:

а)   расизм;

б)   шовинизм;

в)   геноцид;

г)   апартеид;

д)   ксенофобия.

5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:

а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;

б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;

в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;

г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.

6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.

1. Что такое национальная политика?

2. Принципы государственной национальной политики в России:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещение любых форм дискриминации;

б) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;

в) гарантия прав коренных малочисленных народов;

г) содействие развитию национальных культур и языков народов России и др.

3. Конституция РФ о праве каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.

4. Культура межнациональных отношений.
5. Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления:

а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;

б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;

в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества и т.д.

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.

2. Основные причины возникновения конфликтов:

а)   неблагоприятные условия работы;

б)   неудовлетворённость оплатой труда;

в)   психологическая несовместимость людей;

г)   различие существенных интересов и принципов;

д)   перераспределение влияния в группе или между группами;

е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);

ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

3. Виды социальных конфликтов:

а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;

г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;

д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

4. Стадии развития межгруппового конфликта:

а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

г) нарастание эмоциональной напряжённости;

д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу — ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.


1. Понятие «межличностный конфликт».
2. Причины конфликтов:
а) несправедливое распределение материальных и духовных благ;
б) искажение информации;
в) психологическая несовместимость;
г) стремление к власти;
д) различие во взглядах и мнениях;
е) различие в опыте и знаниях.
3. Стадии конфликта:
а) предконфликтная;
б) конфликтная;
в) разрешение конфликта;
г) послеконфликтная.
4. Стили поведения в конфликте:
а) уход (избегание, бездействие);
б) приспособление (уступка);
в) принуждение (борьба, соперничество);
г) компромисс;
д) сотрудничество. 
5. Недопущение конфликта и его профилактика.

1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а)  возникают в процессе исторического развития;
б)  представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в)  носят объективный характер;
г)  рассчитаны .на многократное повторение;
д)  выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норм:
а)  табу, обычаи, традиции;
б)  моральные нормы;
в)  религиозные нормы;
г)  корпоративные нормы;
д)  правовые нормы.
4. Функции социальных норм:
а)   культурно-историческая;
б)   социального контроля;
в)   воспитательная;
г)   регулятивная;
д)   стабилизирующая.

1. Социальные нормы как правила поведения, принятые в обществе.
2. Функции социальных норм:

а)   координация деятельности людей;

б)   освоение правил жизни в обществе молодого поколения;

в)   выступают в качестве характерных признаков групп.

3. Виды социальных норм:

а)   моральные нормы;

б)   правовые нормы;

в)   религиозные нормы;

г)   обычаи и традиции;

д)   ритуалы, церемонии;

е)   нормы этикета и пр.

4. Социальные санкции — меры воздействия общества на личность.

5. Типы социальных санкций:

а)   по предъявлению (формальные и неформальные);

б)   по отношению к личности (позитивные, негативные).

6. Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

1. Семья — первичная ячейка общества.
2. Основные типы семейных отношений:

а)   кровнородственные;

б)   брачные.

3. Особенности семьи:

а)   семья как малая группа;

б)   семья как социальный институт.

4. Свойства семьи как малой группы:

а)   наличие кровнородственных или брачных связей;

б)   совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.

5. Функции семьи:

а)   репродуктивная;

б)   досуговая;

в)   воспитательная;

г)   эмоционально-психологическая;

д)   хозяйственная;

е)   статусная и т. д.

6. Формы семьи:

а)   по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);

б)   по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);

7. Тенденции развития семьи в современном обществе:

а)   равномерное распределение прав и обязанностей в семье;

б)   изменение традиционных гендерных ролей в семьях;

в)   увеличение числа ранних браков и их распад;

г)   утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

д)   рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;

е)   увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.

8. Особенности развития семьи в современной России

1. Понятие об отклоняющемся поведении.

2. Причины отклоняющегося поведения:

а)   влияние семьи и семейного воспитания;

б)   наличие способностей и талантов;

в)   кризисные явления в обществе;

г)   проблемы социализации молодёжи.

3. Виды отклоняющегося поведения:

а) позитивное; 

б) девиантное;

в) делинквентное.

4. Формы девиантного поведения:

а)   алкоголизм;

б)   табакокурение;

в)   наркомания;

г)   проституция и пр.

5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

1. Социальный статус как характеристика положения человека в обществе.

2. Признаки социального статуса:

а)   место жительства;

б)   уровень образования и профессия;

в)   стиль поведения и одежды и т.д.

3. Основные виды социальных статусов:

а)   предписанный (заданный, врождённый);

б)   достигаемый (приобретённый).

4. Связь между социальным статусом и социальной ролью.

5. Структура ролевого набора личности:

а)   роли в семье;

б)   роли в малом социуме;

в)   роли в профессиональной деятельности;

г)   роли в гражданской деятельности и т.д.

6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей.

1. Понятие социализации.

2. Задача и функция социализации.

3. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».

4. Виды социализации:

а) первичная

в) вторичная

5. Факторы, способствующие успешной социализации:

а) агенты социализации

б) социальные лифты

в) социально-экономические и политические условия

1. Что такое социализация?

2. Функции социализации:

а)   освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б)   приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в)   усвоение моральных ценностей и идеалов;

г)   освоение практических умений и навыков.

3. Социализация на протяжении всей жизни:

а)   от младенчества до молодости;

б)   освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте;

в)   продолжается ли социализация в старости?

4. Институты (агенты) социализации:

а)   значение семьи в первичной социализации;

б)   роль образования в социализации личности;

в)   опыт сверстников;

г)   СМИ как агенты социализации.

5. Значение социализации для личности.

План №34: «Общение как форма межличностных взаимодействий»

(возможны другие варианты формулировки темы: «Общение как взаимодействие людей»)

1) Общение как средство коммуникации.

2) Некоторые классификации видов общения:

— прямое и косвенное;

— формальное и неформальное;

— деловое и личное;

— вербальное и невербальное;

— межличностное и групповое.

3) Виды межличностных отношений:

— официальные и неофициальные;

— деловые и личные.

4) Основные функции общения:

— информационная;

— коммуникативная;

— социализирующая.

Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Элементы социальной структуры общества:

а) социальные общности;

б) социальные группы;

в) социальные слои;

г) социальные институты.

3. Естественное и социальное неравенство людей.

4. Типы социальной стратификации:

а) рабство;

б) кастовая система;

в) сословия;

г) классовая система.

5. Институциональная структура общества:

а) политические институты;

б) экономические институты;

в) социальные институты.

6 Социальная мобильность и маргинальность.

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Элементы социальной структуры общества:

а) социальные общности;

б) социальные группы;

в) социальные слои;

г) социальные институты.

3. Уровень дохода как основной критерий выделения социальных классов:

а) высший класс;

б) средний класс;

в) низший класс.

4. Экономические причины изменения социальной структуры общества:

а) структурные изменения в экономике;

б) изменения в системе занятости;

в) снижение уровня жизни подавляющего большинства населения;

г) изменения отношений собственности;

д) смена типа экономической системы;

е) научно-технический прогресс.

5. Тенденции трансформации социальной структуры российского общества. 

1. Понятие социальной стратификации.

2. Функции социальной стратификации:

а)   упорядочение общественной жизни;

б)   организация людей в группы;

в)   социализация личности и её поддержка.

3. Исторические типы социальной стратификации:

а)   касты;

б)   сословия;

в)   классы.

4. Виды социальной стратификации:

а)   экономическая;

б)   политическая;

в)   социально-профессиональная.

5. Критерии социальной стратификации:

а)   доход (низший класс, средний класс, высший класс);

б)   образование (начальное, среднее, высшее);

в)   место жительства (горожане, провинциалы, селяне);

г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, учёные и пр.).

6. Принадлежность к страте:

а)   субъективная;

б)   объективная.

7. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе. 

1. Понятие социальной мобильности.

2. Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3. Виды социальной мобильности:

а)   вертикальная и горизонтальная;

б)   индивидуальная и коллективная;

в)   межпоколенная и внутрипоколенная;

г)    организованная и структурная.

4. Социальные лифты:

а)   получение образования;

б)   вступление в брак;

в)   собственность;

г)   служба в армии и др.

5. Роль и значение социальной мобильности в современном обществе.

1. Социальная мобильность — перемещение из одной социальной группы в другую.

2. Виды социальной мобильности:

а)    горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);

б)   индивидуальная и групповая;

в)   межпоколенная и внутрипоколенная.

3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:

а)    низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;

б)   высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.

4. Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности:

а)    мотив получения образования;

б)   профессиональной квалификации и др.

5. Свободное перемещение в социальном пространстве —фактор развития общества: 

а)   удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития;

б)   обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи», решать задачи управления общественными процессами).

1. Социальная общность как совокупность людей, объединённая условиями и целями жизнедеятельности.
2. Разновидности социальных общностей:

а)   номинальные общности;

б)   массовые общности;

в)   аудитория;

г)   социальные круги.

3. Признаки социальных групп:

а)   устойчивость состава;

б)   продолжительность существования;

в)   определённость состава и границ;

г)   общая система ценностей и норм;

д)   осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.

4. Классификация групп:

а)   по характеру связей (формальные и неформальные);

б)   по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);

в)   по объёму (большие и малые);

г)   в зависимости от пола и возраста (демографические) и т. д.

5. Групповая сплочённость и дифференциация.

6. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

1. Понятие «малая группа».
2. Признаки малой социальной группы:
а) небольшое число членов;
б) непосредственность общения между ее членами;
в) общие интересы, цели и совместная деятельность;
г) определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
д) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
е) общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
ж) определенная структура организации и управления;
з) групповая идентичность.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные;
в) референтные.
4. Функции социальных групп:
а) функция социализации;
б) инструментальная;
в) экспрессивная;
г) поддерживающая.
5. Особенности формирования малых социальных групп в современном обществе

1. Понятие о межличностных отношениях.
2. Отличительные черты межличностных отношений:

а)   эмоционально окрашенный характер;

б)   непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;

в)   осуществление внутри узкого круга людей.

3. Основные сферы межличностных отношений:

а)   отношения в семье;

б)   отношения среди коллег;

в)   отношения в дружеской компании.

4.Условия эффективности межличностного взаимодействия:

а)   принятие иного мнения как должного;

б)   готовность к диалогу и взаимопониманию;

в)   осуществление совместной деятельности;

г)   общность целей и интересов.

5. Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.
6. Специфика межличностного конфликта и его значение.

1. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
2. Признаки общения:

а)   обмен информацией, её уточнение, обогащение;

б)   обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;

в)   восприятие и понимание партнёра, его поведения и психологических особенностей.

3.  Типы субъектов общения:

а)   реально существующие субъекты;

б)   иллюзорные партнёры;

в)   воображаемые партнёры.

4. Виды общения (по цели и содержанию):

а)   познавательное;

б)   деловое;

в)   личностное.

5. Основные функции общения:

а)   коммуникативная (обмен информацией);

б)   перцептивная (принятие друг друга);

в)   интерактивная (взаимодействие друг с другом).

6. Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.

7. Условия конструктивного общения:

а)   готовность к сотрудничеству и компромиссу;

б)   принятие иной точки зрения при отстаивании своей;

в)   уважительное отношение к партнёру.

8. Специфика общения в сетевом сообществе:

а)   интенсивность коммуникаций;

б)   виртуальное общение;

в)   обилие и разнообразие информационных потоков.

9. Общение как особый вид человеческой деятельности.

10. Общение в игре, труде, учении.

1. Понятие и специфические признаки общения.

2. Функции общения в формировании и развитии человека.

3. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.

4. Типы субъектов общения:

а) реально существующие субъекты

б) иллюзорные партнеры

в) воображаемые партнеры

5. Средства общения.

6. Виды общения:

а) непосредственное и опосредованное

б) прямое и косвенное

7. Факторы, способствующие успешному общению:

а) взаимопонимание

б) солидарность

в) толерантность

1. Молодёжь как социологическое понятие.

2. Границы молодежного возраста (важнейшие этапы взросления):

а)   подростки (тинейджеры) — 16-18 лет;

б)   молодёжь — от 18 до 24 лет:

в)   «молодые взрослые» — от 25 до 30 лет.

3. Особенности социального положения молодёжи:

а)   переходность положения;

б)   высокий уровень мобильности;

в)   освоение новых социальных ролей;

г)   перспективы в профессиональном и карьерном плане.

4. Социально-психологические качества молодёжи:

а)   неустойчивость психики;

б)   внутренняя противоречивость;

в)   низкий уровень толерантности;

г)   стремление отличаться от других;

д)   наличие специфической молодёжной субкультуры.

5. Основные проблемы современной российской молодежи:

а) сокращение численности молодёжи в структуре населения;

б) рост молодёжной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий;

в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения.

6. Государственная молодёжная политика РФ.

1. Молодёжь как социально-демографическая группа.

2. Определение молодёжной субкультуры.

3. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте:

а)   роль школьника, студента;

б)   роль работника;

в)   роль гражданина и др.

4. Молодёжная субкультура как часть культурной среды современного общества:

а)   ценности и идеалы;

б)   язык, символы, особенности межличностного общения;

в)   стиль жизни, нормы поведения, мода.

5. Неформальные молодёжные объединения:

а)   панки;

б)   рокеры;

в)   готы;

г)   футбольные фаны и др.

6. Девиантное поведение молодёжи и его причины.

1. Понятие «этническая общность».
2. Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3. Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
в) нация.
4. Тенденции межэтнических отношений:
а) интеграция;
б) дифференциация.
5. Межэтнические отношения в современном мире.

1. Нация как высшая форма этнической общности.
2. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

а)   межнациональная интеграция;

б)   межнациональная дифференциация.

3. Демократические принципы межнациональных отношений:

а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

4. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

1. Понятие межнационального конфликта.

2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:

а)   неравенство в уровне жизни;

б)   миграция;

в)   территориальные споры;

г)   принадлежность к разным конфессиям;

д)   различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.

3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:

а)   этнический (защитный);

б)   державно-государственный (воинствующий);

в)   бытовой.

4. Формы национализма:

а)   расизм;

б)   шовинизм;

в)   геноцид;

г)   апартеид;

д)   ксенофобия.

5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:

а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;

б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;

в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;

г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.

6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.

1. Что такое национальная политика?

2. Принципы государственной национальной политики в России:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещение любых форм дискриминации;

б) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;

в) гарантия прав коренных малочисленных народов;

г) содействие развитию национальных культур и языков народов России и др.

3. Конституция РФ о праве каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.

4. Культура межнациональных отношений.
5. Межнациональные конфликты в России и пути их преодоления:

а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;

б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;

в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества и т.д.

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.

2. Основные причины возникновения конфликтов:

а)   неблагоприятные условия работы;

б)   неудовлетворённость оплатой труда;

в)   психологическая несовместимость людей;

г)   различие существенных интересов и принципов;

д)   перераспределение влияния в группе или между группами;

е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);

ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).

3. Виды социальных конфликтов:

а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);

б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);

в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;

г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;

д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.

4. Стадии развития межгруппового конфликта:

а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;

б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;

г) нарастание эмоциональной напряжённости;

д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу — ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире.


1. Понятие «межличностный конфликт».
2. Причины конфликтов:
а) несправедливое распределение материальных и духовных благ;
б) искажение информации;
в) психологическая несовместимость;
г) стремление к власти;
д) различие во взглядах и мнениях;
е) различие в опыте и знаниях.
3. Стадии конфликта:
а) предконфликтная;
б) конфликтная;
в) разрешение конфликта;
г) послеконфликтная.
4. Стили поведения в конфликте:
а) уход (избегание, бездействие);
б) приспособление (уступка);
в) принуждение (борьба, соперничество);
г) компромисс;
д) сотрудничество. 
5. Недопущение конфликта и его профилактика.

1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.
2. Признаки социальных норм:
а)  возникают в процессе исторического развития;
б)  представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;
в)  носят объективный характер;
г)  рассчитаны .на многократное повторение;
д)  выстраиваются в определенной иерархии.
3. Виды социальных норм:
а)  табу, обычаи, традиции;
б)  моральные нормы;
в)  религиозные нормы;
г)  корпоративные нормы;
д)  правовые нормы.
4. Функции социальных норм:
а)   культурно-историческая;
б)   социального контроля;
в)   воспитательная;
г)   регулятивная;
д)   стабилизирующая.

1. Социальные нормы как правила поведения, принятые в обществе.
2. Функции социальных норм:

а)   координация деятельности людей;

б)   освоение правил жизни в обществе молодого поколения;

в)   выступают в качестве характерных признаков групп.

3. Виды социальных норм:

а)   моральные нормы;

б)   правовые нормы;

в)   религиозные нормы;

г)   обычаи и традиции;

д)   ритуалы, церемонии;

е)   нормы этикета и пр.

4. Социальные санкции — меры воздействия общества на личность.

5. Типы социальных санкций:

а)   по предъявлению (формальные и неформальные);

б)   по отношению к личности (позитивные, негативные).

6. Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе.

1. Семья — первичная ячейка общества.
2. Основные типы семейных отношений:

а)   кровнородственные;

б)   брачные.

3. Особенности семьи:

а)   семья как малая группа;

б)   семья как социальный институт.

4. Свойства семьи как малой группы:

а)   наличие кровнородственных или брачных связей;

б)   совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.

5. Функции семьи:

а)   репродуктивная;

б)   досуговая;

в)   воспитательная;

г)   эмоционально-психологическая;

д)   хозяйственная;

е)   статусная и т. д.

6. Формы семьи:

а)   по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);

б)   по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);

7. Тенденции развития семьи в современном обществе:

а)   равномерное распределение прав и обязанностей в семье;

б)   изменение традиционных гендерных ролей в семьях;

в)   увеличение числа ранних браков и их распад;

г)   утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;

д)   рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;

е)   увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.

8. Особенности развития семьи в современной России

1. Понятие об отклоняющемся поведении.

2. Причины отклоняющегося поведения:

а)   влияние семьи и семейного воспитания;

б)   наличие способностей и талантов;

в)   кризисные явления в обществе;

г)   проблемы социализации молодёжи.

3. Виды отклоняющегося поведения:

а) позитивное; 

б) девиантное;

в) делинквентное.

4. Формы девиантного поведения:

а)   алкоголизм;

б)   табакокурение;

в)   наркомания;

г)   проституция и пр.

5. Реакция общества на различные проявления социальной девиации.

1. Социальный статус как характеристика положения человека в обществе.

2. Признаки социального статуса:

а)   место жительства;

б)   уровень образования и профессия;

в)   стиль поведения и одежды и т.д.

3. Основные виды социальных статусов:

а)   предписанный (заданный, врождённый);

б)   достигаемый (приобретённый).

4. Связь между социальным статусом и социальной ролью.

5. Структура ролевого набора личности:

а)   роли в семье;

б)   роли в малом социуме;

в)   роли в профессиональной деятельности;

г)   роли в гражданской деятельности и т.д.

6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей.

1. Понятие социализации.

2. Задача и функция социализации.

3. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».

4. Виды социализации:

а) первичная

в) вторичная

5. Факторы, способствующие успешной социализации:

а) агенты социализации

б) социальные лифты

в) социально-экономические и политические условия

1. Что такое социализация?

2. Функции социализации:

а)   освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;

б)   приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;

в)   усвоение моральных ценностей и идеалов;

г)   освоение практических умений и навыков.

3. Социализация на протяжении всей жизни:

а)   от младенчества до молодости;

б)   освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте;

в)   продолжается ли социализация в старости?

4. Институты (агенты) социализации:

а)   значение семьи в первичной социализации;

б)   роль образования в социализации личности;

в)   опыт сверстников;

г)   СМИ как агенты социализации.

5. Значение социализации для личности.

План развернутого ответа на тему «Межличностные отношения».

1.       Понятие межличностных отношений.

2.       Виды межличностных отношений:

А) деловые;

Б) приятельские;

В) товарищеские;

Г) личные;

Д) семейные.

3.       Межличностные отношения в зависимости от формы взаимодействия:

А) формальные;

Б) неформальные.

4.       Взаимопонимание как основа межличностных отношений.

5.       Структура межличностных отношений:

А) взаимодействие;

Б) взаимопонимание;

В) взаимовосприятие.

6.       Чувства как психологическая основа межличностных отношений:

А) симпатия;

Б) антипатия.

7.       Конструктивные и деконструктивные межличностные отношения.

8.       Роль общения в межличностных отношениях.

 ДРУГИЕ ПЛАНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК ПЛАНОВ РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА

Задание: Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общение как вид деятельности человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

  1. Понятие «общение».
  2. Виды общения:
    1. прямое и косвенное;
    2. формальное и неформальное;
    3. вербальное и невербальное;
    4. межличностное и групповое.
  3. Формы общения:
    1. ситуативно-личностное;
    2. ситуативно-деловое;
    3. внеситуативно-познавательное;
    4. внеситуативно-личностное.
  4. Функции общения:
    1. информационная;
    2. коммуникативная;
    3. социализирующая.
  5. Общение как особый вид человеческой деятельности.

Добавить комментарий