Сравнение это в русском языке как найти

Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.

Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.

Голодный как волк - пример сравнения

Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.

Что такое сравнение

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Примеры сравнений:

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.

В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.

Сравнение это...

Еще один пример из литературы (поэзии):

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Пушкин

Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

  1. с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
  2. с помощью существительных в творительном падеже;
  3. с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
  4. с помощью слов «похожий» и «подобный».

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Что такое сравнение

  1. Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
  2. На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
  3. Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
  4. И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
  5. Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)

Существительные в творительном падеже

  1. Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
  2. Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
  3. Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
  4. Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)

Примеры сравнений

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

  1. СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
  2. Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
  3. Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
  4. СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)

Слова «похожий» и подобный»

  1. Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
  2. На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Илиада

Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Примеры устойчивых сравнений

А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:

  1. Глаза как бездонное озеро;
  2. Красный как рак;
  3. Сладкий как мед;
  4. Как слон в посудной лавке;
  5. Застыл как памятник;
  6. Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
  7. Бежать как на пожар;
  8. Смотрит как баран на новые ворота.

И еще немного примеров:

Примеры устойчивых сравнений

Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

Русский язык. ОГЭ. Задание 7. Сравнение. Метафора

Продолжаем интенсивную подготовку к ОГЭ по русскому языку. В этой статье дан подробный материал, который поможет справиться с поиском ИВС. Начнем со сравнения и метафоры.

Какие изобразительно-выразительные средства проверяются в задании 7

На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).

Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.

Что такое тропы

Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.

Сравнение

Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сравнение может быть выражено следующими способами:

  • сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).

  • существительным в творительном падеже:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)

  • оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.

В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)

  • сравнительной степенью прилагательных или наречий:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)

Внимание!

  1. Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
  2. На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
  3. В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)

Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)

Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)

Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)

Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)

Метафора

Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Метафора может быть выражена следующими способами:

  • существительным в переносном значении:

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет. (С. Есенин)

  • глаголом в переносном значении:

За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.

Младенцем завернула

Заря луну в подол. (С. Есенин)

Внимание!

  1. На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
  2. Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Мы пьём из чашки бытия с закрытыми глазами. (Развёрнутая метафора, жизнь сравнивается с чашкой бытия)

Ныряю с головой под одеяло. (Метафора, выраженная глаголом в переносном значении)

Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Развёрнутая метафора, голос сравнивается со звучанием струн).

Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (Метафоры, выраженные существительными в переносном значении).

Задания для тренировки

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
  2. Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
  3. Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
  4. Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
  5. Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

Задание 2

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
  2. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
  3. Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
  4. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул…
  5. Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
  2. Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
  3. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
  4. Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
  5. Носится по всей квартире, словно ракета.

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Собака благоговейно смотрела на неё.
  2. Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
  3. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
  4. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
  5. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

Задание 5

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
  2. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
  3. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
  4. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
  5. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Задание 6

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
  2. Сердце у меня за неё болит.
  3. Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
  4. И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
  5. И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

Ответы

Задание 1 — 1(как брызжут в цирке у клоунов), 4 (как будто она несла на спине мешок картошки).

Задание 2 — 4 (лопнул), 5 (теснятся).

Задание 3 — 1 (как танк), 2 (подобно лани), 5 (словно ракета).

Задание 4 — 2 (не спугнуть), 3 (скользнула).

Задание 5 — 2 (читают), 5 (сдавливала).

Задание 6 — 1 (как нахохлившийся воробушек), 4 (как попугаи).

Продолжение материала об изобразительно-выразительных средствах читайте в следующей статье.

Другие идеи для ваших уроков на канале “Учительская мастерская”.

Как определять сравнение?

двух предметов или состояний….Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:

  • с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем): …
  • формой творительного падежа: …
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия: …
  • лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:

Как определить сравнение в русском языке?

Сравнение – художественный прием, сопоставляющий два явления с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого, более понятного или уже известного. Сравнение используют для придания большей выразительности тексту. Пример: Он был голодный, как волк.

Что входит в сравнение?

Сравне́ние — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов, выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»), утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, …

Что такое сравнение 4 класс?

Сравнение в литературе является средством художественной выразительности. С помощью сравнений писатель создаёт словесный портрет героев, передаёт их чувства; описывает события, пейзаж, окружающую обстановку, отдельные предметы.

Что такое сравнение в литературе 3 класс?

Сравнение в литературе – это прием художественной выразительности, который предполагает сравнение двух или более предметов либо состояний. Сравнение позволяет придать описанию большую степень наглядности и образности. Некоторые наиболее частые сравнения стали фразеологизмами (красный как рак, умер как герой).

Что такое сравнение и примеры?

Сравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью усилить характеристики одного из них. В сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Примеры сравнений: В этом райском уголке мы оказались, словно в сказке.

Что такое образные определения и сравнения?

Образное сравнение ‒ эта фигура речи, смысл которой заключается в сравнении двух, часто не схожих вещей, для усиления художественного эффекта. … Для образного сравнения чаще всего используются слова как, словно, будто, будто бы.

Как определить инверсию?

Инверсия — это изменение привычного порядка слов

  1. За подлежащим идет сказуемое. ПАПА КУПИЛ новую куртку.
  2. Определение ставится перед существительным. В НОВОЙ КУРТКЕ папа был очень красив.
  3. Несогласованное определение стоит после существительного. …
  4. Дополнение ставят после слова, от которого оно зависит.

1 окт. 2021 г.

Какие есть сравнения?

Виды сравнения Виды сравнений: Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость».

Что такое сравнение в литературе простыми словами?

Сравнение в литературе – это прием художественной выразительности, который предполагает сравнение двух или более предметов либо состояний. Сравнение позволяет придать описанию большую степень наглядности и образности. Некоторые наиболее частые сравнения стали фразеологизмами (красный как рак, умер как герой).

Что такое сравнение простыми словами?

Сравнение – это стилистический приём, который основан на сопоставлении нескольких предметов, явлений или состояний. В сравнении чего-либо обычно прибегают к образному сопоставлению.

Что такое сравнение в литературе это?

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Эпитет – это художественное определение, характеристика предмета, лица или явления. Эпитет расширяет значение определяемого слова. Примеры эпитетов: глухая ночь, сладкий голос, печальная осень. Метафора – это перенос названия с одного предмета либо понятия на другое.

Что такое образное определение в сказке?

Эпитет – это образно-выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора.

Что такое инверсия и примеры?

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.

Как определить инверсию в русском языке?

Инверсия — это изменение привычного порядка слов

  1. За подлежащим идет сказуемое. ПАПА КУПИЛ новую куртку.
  2. Определение ставится перед существительным. В НОВОЙ КУРТКЕ папа был очень красив.
  3. Несогласованное определение стоит после существительного. …
  4. Дополнение ставят после слова, от которого оно зависит.

1 окт. 2021 г.

Что такое сравнение и пример?

Сравнение – это изобразительный прием, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью усилить характеристики одного из них. В сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Примеры сравнений: В этом райском уголке мы оказались, словно в сказке.

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.

Узнаем, что такое сравнение в русском языке. Приведём примеры сравнения из художественной литературы.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.

Что такое сравнение

Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:

  • анафора
  • эпифора
  • оксюморон
  • инверсия

и пр.

Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.

Способы создания сравнения

Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:

1. с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):

На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)

На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы. (И.С. Тургенев)

2. формой творительного падежа:

Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).

3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)

4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:

Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

Примеры сравнений в художественной литературе

С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

Сравнения широко  применяются в описании природы:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.

Примеры сравнений из художественной литературы

Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:

  • храбрый как лев;
  • трусливый как заяц;
  • голодный как волк;
  • красив как бог;
  • преданный как собака;
  • умер как герой;
  • хитрый как лиса;
  • крепок как дуб;
  • легкий как пёрышко;
  • мокрый как мышь;
  • красный как рак и т.д.

Видео «Тропы. Сравнение»

Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 76

Текст: Ольга Лапенкова

Хотим мы того или нет, каждый день мы хоть что-нибудь да читаем. Иногда это учебники, романы или статьи, а иногда — рекламные объявления или кассовые чеки. Обнаружив себя перед каким-либо текстом, мы практически не можем его не прочесть — точно так же, как не можем не услышать, например, песню уличного музыканта или не почувствовать ароматы из ближайшей кофейни.

Чтение во многом стало для нас автоматическим, бессознательным процессом; и, конечно, мы редко задумываемся, что любой текст можно отнести к тому или иному стилю.

Стили речи. Средства выразительности

Функциональных стилей, если говорить о письменной речи, выделяют четыре:

  • •художественный стиль;
  • •публицистический стиль;
  • •официально-деловой стиль;
  • •научный стиль.

С официально-деловым стилем всё более-менее понятно: это законы, документы, жалобы в инстанции.

С научным стилем чуть сложнее: это статьи, рефераты, курсовые и дипломные работы, монографии… В общем, всё, что претендует на новизну, важный вклад в ту или иную область знания. Но данная статья не относится к научному стилю, так как цель её автора — кратко и понятно донести до юных читателей «Года Литературы» то, что, в принципе, давным-давно известно. (Насколько у автора получается — судить вам.)

Так или иначе, в текстах официально-делового и научного стиля нет — и быть не может! — средств выразительности. Документы и учёные статьи предельно объективны: они насыщены терминами, устойчивыми оборотами, клише.

А вот тексты художественного стиля («высокая» литература со всеми её вечными проблемами) и публицистического стиля (репортажи, рецензии, интервью, эссе) порой напичканы средствами выразительности, как булочки — изюмом. И делятся эти средства выразительности на четыре категории:

  • лексические (отвечают за смысловую точность текста);
  • синтаксические («расставляют» логические ударения, акценты, привлекают внимание читателя к тому или иному слову либо предложению);
  • фонетические (придают тексту красоту звучания);
  • изобразительно-выразительные, они же тропы (воздействуют на воображение, фантазию читателя).

О-о-очень кратко напомним про каждую из этих категорий.

Лексические средства выразительности — это, в большинстве случаев, всяческие «измы» (архаизмы, историзмы, окказионализмы, неологизмы, диалектизмы). И, конечно, лексический повтор, то есть ситуация, когда одно и то же слово встречается в коротком отрывке несколько раз, и происходит это не случайно, а умышленно: так автор привлекает внимание к конкретному понятию.

Синтаксические средства выразительности — это анафора (повтор одного и того же слова в начале двух предложений или стихотворных строчек), эпифора (то же самое, только в конце), инверсия (нетипичный порядок слов) и много чего ещё, но на ЕГЭ чаще всего встречаются эти.

Фонетические средства выразительности — это ассонанс (когда специально повторяются одни и те же гласные звуки), аллитерация (то же самое, только согласные) и звукопись (совокупность этих приёмов).

А вот изобразительно-выразительные средства — это самая сложная категория, в которую входит множество средств. Начнём со сравнения.

Что такое сравнение

Сравнение как средство художественной выразительности — это обособленный (то есть выделенный с двух сторон запятыми) оборот, который начинается с союзов «как», «будто», «словно», «точно», «подобно», «чем» и т. д. либо со слов «похожий/ая/ое на…» В редких случаях сравнение может быть также построено:

  • •с помощью существительного, стоящего в творительном падеже («птица камнем рухнула на землю» = «рухнула, как камень», «метнуться кабанчиком» = «метнуться, как кабанчик»);
  • •с помощью прилагательного в сравнительной степени («ты на свете всех милее» = «ты милее, чем все»).

ВАЖНО! Если перед вами сложноподчинённое предложение, а зависимая часть начинается с союза «как», сравнением это НЕ считается! (По крайней мере, с точки зрения составителей вариантов ЕГЭ по русскому языку.)

«Её жизнь пронеслась перед нами, как метеор»: это сравнение.

«Её жизнь пронеслась перед нами, как проносятся метеоры по ночному небу»: это НЕ сравнение, так как «метеоры проносятся» — подлежащее и сказуемое (грамматическая основа).

Сравнения в стихотворениях классиков

Ни одно средство выразительности не используется просто так, «чтоб было». Вот и сравнение помогает автору привнести в произведение новые смыслы, а иногда даже — протянуть мост между разными эпохами.

Сравнения у А. С. Пушкина

Одно из самых знаменитых сравнений в отечественной лирике звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»:

К ***

  • Я помню чудное мгновенье:
  • Передо мной явилась ты,
  • Как мимолетное виденье,
  • Как гений чистой красоты…
  • 1825

Строго говоря, тут даже два сравнения. С первым всё более-менее понятно: девушка является лирическому герою, «как мимолётное виденье». Она настолько прекрасна, что в первые секунды молодой человек решает: мне показалось, не бывает на свете такой красоты. Но потом присматривается и понимает: всё-таки бывает.

А вот второе сравнение, на взгляд неподготовленного читателя, звучит странно. Что значит «гений чистой красоты»? Можно быть гением искусства, науки, но быть гением красоты?.. Неужели Пушкин «исказил» русский язык ради рифмы?

Нет. Всё дело в том, что в древнеримской мифологии гений — это потустороннее существо: дух какого-либо предмета, существа, места, понятия. Что-то вроде ангела-хранителя. То есть «гений чистой красоты» — это божество, муза, покровительница всего прекрасного.

Сравнения у М. Ю. Лермонтова

Ещё один интересный пример, как благодаря сравнению преодолевается пропасть длиной в несколько тысячелетий, — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гляжу на будущность с боязнью…» Процитируем его полностью.

  • Гляжу на будущность с боязнью,
  • Гляжу на прошлое с тоской
  • И, как преступник перед казнью,
  • Ищу кругом души родной;
  • Придёт ли вестник избавленья
  • Открыть мне жизни назначенье,
  • Цель упований и страстей,
  • Поведать — что мне Бог готовил,
  • Зачем так горько прекословил
  • Надеждам юности моей.
  • Земле я отдал дань земную
  • Любви, надежд, добра и зла;
  • Начать готов я жизнь другую,
  • Молчу и жду: пора пришла;
  • Я в мире не оставлю брата,
  • И тьмой и холодом объята
  • Душа усталая моя;
  • Как ранний плод, лишённый сока,
  • Она увяла в бурях рока
  • Под знойным солнцем бытия.
  • 1838

Лирический герой, разочарованный во всём и вся, «глядит на будущность с боязнью» не столько потому, что он боится трудностей (тяжёлой работы, старости, ссор или расставаний с близкими), сколько потому, что понимает: жизнь заканчивается смертью, а после смерти… всё только начинается. Но какой будет «жизнь другая»? Иными словами, что его ждёт за дверью гроба: вечный покой — или мучения («тьма и холод»)?

Лирический герой не уверен, что заслужил спасение. Его душа — «как ранний плод, лишённый сока» — так и не смогла раскрыться, найти смысл и высокое призвание на Земле. Герой вёл себя не очень-то правильно, а если и старался, то не находил сочувствия и благодарности («Я в мире не оставлю брата»). А если люди неблагодарны, решил он в какой-то момент, стоит ли пытаться снова?

И всё-таки лирический герой надеется на лучшую долю. Мы понимаем это, когда обращаем внимание на первое сравнение: «как преступник перед казнью». Это отсылает нас к евангельскому преданию о том, что в день распятия Христа были осуждены ещё два человека, два разбойника — и один из них, раскаявшись, в последние минуты жизни получил от Бога прощение.

Сравнения у О. Э. Мандельштама

Впрочем, сравнения не всегда отсылают к мифологии, религии или философии. Иногда они используются, чтобы «сбавить» градус пафоса. Здесь уместно вспомнить О. Э. Мандельштама «Жил Александр Герцевич…», которое начинается строками:

  • Жил Александр Герцевич,
  • Еврейский музыкант, —
  • Он Шуберта наверчивал,
  • Как чистый бриллиант…
  • 1931

«Наверчивал» Шуберта, «как чистый бриллиант»! Звучит смешно, но вместе с тем по-дружески, по-семейному. Такими словами о Герцевиче могли бы отозваться почитатели из числа соседей или сослуживцев: люди не самые утончённые, но искренне любящие и музыку, и самого исполнителя.

Однако забавное, нарочито неуклюжее начало — это, как говорится, только присказка. С каждой строфой лирический герой «возводит» любимого музыканта всё выше и выше, к облакам, к самой вечности:

  • Жил Александр Герцевич,
  • Еврейский музыкант, —
  • Он Шуберта наверчивал,
  • Как чистый бриллиант.
  • И всласть, с утра до вечера,
  • Заученную вхруст,
  • Одну сонату вечную
  • Играл он наизусть…
  • Что, Александр Герцевич,
  • На улице темно?
  • Брось, Александр Сердцевич, —
  • Чего там? Всё равно!
  • Пускай там итальяночка,
  • Покуда снег хрустит,
  • На узеньких на саночках
  • За Шубертом летит:
  • Нам с музыкой-голубою
  • Не страшно умереть,
  • Там хоть вороньей шубою
  • На вешалке висеть…
  • Всё, Александр Герцевич,
  • Заверчено давно.
  • Брось, Александр Скерцевич.
  • Чего там! Всё равно!
  • 1931

Сравнения у А. А. Вознесенского

Наконец, иногда сравнения не несут глубинного смысла, но помогают передать всю гамму эмоций, которые испытывает лирический герой: от восторга до ужаса (а иногда и то и другое одновременно). Программный пример — стихотворение А. А. Вознесенского:

  • Пожар в Архитектурном!
  • По залам, чертежам,
  • амнистией по тюрьмам —
  • пожар, пожар!
  • По сонному фасаду
  • бесстыже, озорно,
  • гориллой краснозадой
  • взвивается окно!
  • А мы уже дипломники,
  • нам защищать пора.
  • Трещат в шкафу под пломбами
  • мои выговора!
  • Ватман — как подраненный,
  • красный листопад.
  • Горят мои подрамники,
  • города горят.
  • Бутылью керосиновой
  • взвилось пять лет и зим…
  • Кариночка Красильникова,
  • ой! горим!
  • Прощай, архитектура!
  • Пылайте широко,
  • коровники в амурах,
  • райклубы в рококо!<…>
  • 1957

Лирический герой живёт в докомпьютерную эпоху, так что дипломная работа у него в единственном экземпляре: сгорит — придётся переделывать. И вроде бы должно быть жалко долгих месяцев упорного труда. Но почему тогда стихотворение пронизано восторгом перед стихией? Не потому ли, что она — как символ непредсказуемой, опасной, иногда трагичной, зато ослепительно яркой жизни — восстаёт против всего сухого, строгого, формального?..

Добавить комментарий