Компоненты сравнительной характеристики
Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.
Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:
- Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
- Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.
- Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
- Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
- Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
- Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.
План сравнительной характеристики героев произведения
Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.
- Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
- Возраст, социальное положение.
- Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
- Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
- Образование.
- Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
- Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
- Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
- Самооценка героев.
- Степень участия и их роль в конфликте.
- В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
- Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
- Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.
Сравнительная характеристика в виде таблицы
Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.
Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.
Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.
План | 1-й персонаж | 2-й персонаж |
Возраст | ||
Социальный статус, положение в обществе | ||
Внешность | ||
Черты характера | ||
Образование | ||
Образ жизни | ||
Любовь | ||
Семья | ||
Жизненные ценности | ||
Мечты | ||
Увлечения | ||
Речевые особенности | ||
Поступки | ||
Самооценка | ||
Роль в произведении | ||
Отношение автора | ||
Личное отношение | ||
Вывод |
Сравнительная характеристика в виде сочинения
Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:
1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.
Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:
- история создания произведения;
- связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
- критическая оценка произведения, образов героев;
- суждение о теме сочинения, её актуальности;
- рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
- введение оценки персонажей, которая затем детализируется в тексте;
- личностное отношение пишущего к писателю или его персонажам и др.
Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое. Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.
2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.
- 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
- 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)
Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.
Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).
Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.
Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Сопоставляя образы, следует учитывать:
- их сходство и различие;
- какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
- можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.
! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !
3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.
В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.
Виды заключений:
- обобщение с использованием цитатных характеристик персонажей;
- выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
- размышления о значении произведения в жизни общества;
- размышления о типичности образов персонажей произведения и др.
Каких героев можно сравнивать?
Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.
Формулировки тем для сравнительной характеристики
Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».
Общие советы по написанию
Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.
Избегайте ошибок и речевых недочетов:
- Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
- Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
- Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
- Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
- Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
- Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
- В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.
Вместо заключения
Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.
Даниил Романович | Просмотров: 2.5k
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку 5-9 класс
- Памятки
- Сравнительная характеристика
Сравнительная характеристика – это один из видов рассуждения, при котором сравниваются персонажи художественного произведения, явления, понятия.
Выполнять сравнение желательно по определённому плану, например:
1. Сравнивать надо по одним и тем же существенным признакам.
2. Сравнение ведётся параллельно, а не последовательно, т.к. при последовательном сравнении получается две темы, а не одна.
3. Если в сравниваемых объектах много общего, то начинать следует со сходства.
4. При сравнительной характеристике используются сопоставления и противопоставления; вскрываются причины, объясняющие черты сходства или различия, связанные с индивидуальными качествами персонажей, с разными условиями формирования их характеров.
Советуем посмотреть:
Орфоэпический разбор
План текста-рассуждения
Описание
План текста-описания
Повествование художественного стиля. Рассказ
Повествование делового и научного стилей
План текста-повествования
Способы сжатия текста
Способы связи предложений в тексте
Репортаж
Очерк
Как писать свободный диктант
Средства выразительности речи
Памятки
Правило встречается в следующих упражнениях:
8 класс
Упражнение 239,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 242,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 263,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 123,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 183,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 491,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 492,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
План сравнительной характеристики героев произведения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается
характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
Сравнительная характеристика героев должна осуществляться по определенному плану:
- Представление каждого из героев.
- Сопоставление характеров каждого из героев, внешнего вида, их описание.
- Сравнение социального положения, образования и мировоззрения каждого из героев.
- Отношение героев произведения к каждому персонажу, их отношение друг к другу.
- Что общего между персонажами.
- Чем герои различаются.
- Их влияние на ход сюжета.
- Роль героев в произведении.
- Отношение автора к каждому из героев.
- Отношение читателя к персонажам.
Опубликовано 21 сентября, 2018
Как составляется сравнительная характеристика? Рекомендации
Как написать сочинение со сравнительной характеристикой? Обычно в подобных работах вы должны показать сходство и различие между двумя предметами или персонажами.
Два типа сравнений
Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.
Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.
Существует два основных метода сравнения.
1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом и уже в заключении сделать вывод.
2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.
Примерный план сочинения
Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?
- Внешность героя (речь, одежда, поведение, выражение лица, детали внешности).
- Происхождение героя, его социальный статус, образование.
- Образ жизни.
- Отношения с другими героями.
- Любовь и дружба в жизни героев.
- Судьба героя (в конце произведения).
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)
1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.
2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.
3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.
4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.
6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.
Сопоставление двух произведений
Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.
Приблизительные темы для сопоставления персонажей
- Человек против природы (за что борется герой и какова его цель?).
- Индивид против общества (не чувствует ли себя каждый из главных персонажей аутсайдером?).
- Борьба между добром и злом (на какой стороне герой?).
- Жизненный путь (какие жестокие уроки получает герой от жизни и как они помогают ему в становлении личности?).
В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.
Пример сравнительной характеристики
Возьмем для сравнения два романа: «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена и «Красный значок храбрости» Стивена Крэна. Оба эти произведения рассказывают о жизненном пути героев, которые начинают осознавать свое место в мире, пройдя через жестокую школу жизни. Вот некоторые сравнения, которые вы могли бы сделать:
- Оба персонажа должны изучить понятие «цивилизованного поведения» в тех обществах, где они существуют.
- Каждый главный герой имеет свое мнение по вопросу о ролевой модели мужчины.
- Каждый главный герой покидает свой родной дом и сталкивается с проблемами.
Для написания сравнительной характеристики об этих двух героях романов, вы можете создать свой собственный список сходств. Обязательно объясните, как эти сходства (и различия) являются сопоставимыми для создания вашего тезиса. Вот пример: «оба персонажа, Гек Финн и Генри Флеминг, отправляются в путешествие, полное открытий, и каждый мальчик многое начинает осознавать, когда дело доходит до традиционных представлений о чести и мужестве».
Используйте план, чтобы сочинение имело правильную структуру. Сравнивая двух героев из разных романов, постарайтесь составить максимально подробный список их сходств.
- Оба персонажа — молодые люди.
- Оба честолюбивы.
- Оба попадают под женское влияние.
Список можно продолжать долго. Если к нему подойти ответственно и скрупулезно, он поможет вам в работе.
Но не только в литературе говорят о подобной методике. Очень популярен такой вид работы на уроках биологии. Там уже говорят, например, о сравнительной характеристике классов плоских червей или однодольных и двудольных растений.
Источник статьи: http://fb.ru/article/63192/protsessoryi-i-videokartyi-sravnitelnaya-harakteristika
Как написать сравнительное сочинение
Преподаватель английского языка
Соавтор(ы): Christopher Taylor, PhD. Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.
Количество источников, использованных в этой статье: 15. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 49 266.
Возможно, вам задали сравнительное эссе в школе или вам необходимо написать всесторонний сравнительный отчет на работе. Чтобы написать отличный сравнительный текст, нужно начать с выявления двух объектов, у которых достаточно общих черт и отличий, поддающихся содержательному сравнению. Примером могут служить две спортивные команды или две формы государственного управления. Затем необходимо найти как минимум два или три пункта, по которым их можно сравнить, используя исследования и факты и логично структурируя свою работу, что поможет впечатлить и увлечь ваших читателей. Написание сравнительного сочинения — важный навык, который не раз пригодится вам в вашей учебе или даже карьере.
Преподаватель английского языка
Кристофер Тейлор говорит: «Прежде всего убедитесь, что вам понятна конкретная направленность вашего задания. Затем перечислите сходства и различия между центральными элементами и ищите шаблоны, с тем чтобы найти аргумент».
Посвятите каждый абзац отдельному аспекту. Это означает, что в каждом абзаце вы будете писать об обоих объектах, сравнивая их по определенному признаку. В первом абзаце вы будет сравнивать их по одному аспекту, во втором — по второму и так далее, каждый раз располагая объекты в одинаковой последовательности (сначала характеризуете первый, затем второй, не меняя их местами). [9] X Источник информации
- Преимущество такой структуры в том, что на протяжении всей работы читатель фокусируется на сравнении, а вам как автору приходится в равной степени уделять внимание каждому из аспектов сравнения.
- Этот метод особенно рекомендуется для длинных сочинений или сложных предметов, где и автор, и читатель могут легко запутаться. Например:
Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х / Мощность двигателя автомобиля Y
Абзац 2: Стильность автомобиля Х / Стильность автомобиля Y
Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х / Уровень безопасности автомобиля Y
Чередуйте объекты от абзаца к абзацу. Это означает, что первый абзац будет раскрывать один аспект предмета, второй — этот же аспект другого предмета; в третьем абзаце будет описан второй аспект первого предмета, в четвертом — тот же аспект второго предмета и так далее, не меняя объекты местами. [10] X Источник информации
- Преимущество данной структуры в том, что она позволяет обсуждать различные стороны объектов с большими подробностями, и переход от одного объекта к другому, если они разительно отличаются, не будет таким резким.
- Этот метод особенно рекомендуется в том случае, если необходимо написать более глубокое эссе с большим количеством деталей. Например:
Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
Абзац 2: Мощность двигателя автомобиля Y
Абзац 3: Стильность автомобиля Х
Абзац 4: Стильность автомобиля Y
Абзац 5: Уровень безопасности автомобиля Х
Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y
Сразу опишите все, что касается одного объекта. Это означает, что первые несколько абзацев будут посвящены обсуждению первого объекта, а следующие — второго, при этом все аспекты будут рассматриваться в одинаковом порядке. [11] X Источник информации
- Это самый опасный метод, так как сравнение может получиться однобоким, и читателю сложно будет следить за вашей мыслью.
- Этот метод рекомендуется для коротких сочинений на простые темы, развитие которых читатель сможет легко удержать в голове. Например:
Абзац 1: Мощность двигателя автомобиля Х
Абзац 2: Стильность автомобиля Х
Абзац 3: Уровень безопасности автомобиля Х
Абзац 4: Мощность двигателя автомобиля Y
Абзац 5: Стильность автомобиля Y
Абзац 6: Уровень безопасности автомобиля Y
Источник статьи: http://ru.wikihow.com/%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Сочинения 9 и 16 в ЕГЭ по литературе
С 8 и 15 разобрались. Приступим к следующим по сложности — 9 и 16, которые оцениваются в 10 баллов. Я привожу примеры по лирике, но для прозы всё аналогично. Если хотите план сочинений по прозе, то я могу написать, но уверяю вас, они ничем не отличаются.
Можно использовать следующее клише «Многие писателипоэты обращались к теме».
Поверьте, этого уже достаточно. Необязательно перечислять всех этих писателей сейчас, ибо это просто трата бумаги и времени.
Пример: «Многие русские поэты обращались к социальной проблематике, пытаясь отразить несправедливое отношение к народу.»
2. Два тезиса, совершенно различных между собой.
Сначала мы пишем сходства, после различия или наоборот. Здесь многие начинают совершать ошибки и льют воду про данное произведение или про то, которое выбрали.
Пишем сходу: «Так в стихотворении А.Н. Некрасова «Железная дорога» нашла свое отражение данная тема. Как и произведении А.А. Блока «Фабрика», здесь народом управляет кто-то, стоящий выше.»
То есть никаких лишних отступлений, за это вас не похвалят, а баллы могут порезать. Оно нам нужно? Нет. Анализ идет как раз в сопоставление, то есть мы сравниваем и сразу же анализируем где это проявляется и как, так же подтверждаем тезис цитатой.
Как говорил еще А.П. Чехов: «Краткость — сестра таланта». Думаю, это высказывание применимо ко всем сочинениям формата егэ.
Пишем сразу по схеме тезис: произведение и автор — Сходства — Отличия. Никаких сложностей, никаких подводных камней.
Мой тезис: «Так в стихотворении А.Н. Некрасова «Железная дорога» нашла свое отражение данная тема. Как и в произведении А.А. Блока «Фабрика», здесь народом управляет кто-то, стоящий выше. Однако, этот образ сравнивается с «голодом», который согнал людей работать на железную дорогу («В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему»). Он не просто повелевает народом, но и убивает его. Сопоставляя эти два стихотворения, можно сказать, что рабочие угнетены. Они работают («мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной»), однако не получают за свой труд ничего. Все, что им осталось — терпеть и продолжать работать.»
Второй тезис пишем по той же схеме, но тут есть небольшая такая оговорка: тезисы не должны повторяться по формулировкам. То есть, если в одном тезисе мы написали про «угнетателяхозяинапр», про то, что рабочие не получают ничего, то в другой тезис это не пойдет. Стараемся подобрать различные произведения. Я взяла стих-е А.А. Пушкина «Анчар», которое отличается по содержанию от «Железной дороги» А.Н. Некрасова, но также затрагивает социальную проблематику.
Хотя это негласное правило и за него вам вряд ли снимут балл, но будет выглядеть красиво.
Обобщаем сказанное. Можно писать: «Таким образом, многие писатели обращались к данной теме, но каждый раскрывал ее по-своему.»
Пример: «Таким образом, социальная проблематика характерна для творчества многих русских поэтов, которые отражали несправедливое отношение к народу: его угнетение и рабскую натуру.»
Опять же небольшие рекомендации.
1. Стараемся подобрать различные аргументы.
2. Убедительная просьба: НЕ ЛЬЕМ ВОДУ! Да, похвально, что вы знаете историю создания, но тут это сыграет малую роль.
3. ЕГЭ — это система, которая строится на одинаковых заданиях. Формулировки могут различаться, но структура всегда одна.
4. ЦИТАТЫ ЗАКЛЮЧАЕМ В КАВЫЧКИ. За это баллы не урезают, ибо у нас не русский язык, но желательно писать с кавычками, чем без них.
5. Сопоставление зависит от вопроса, иногда не требуется писать отличия, но нужно внимательно следить за формулировкой. Если сказано «Что сближает», «Найдите общие черты», то пишем сходства. Напишем отличия — в минус не пойдет.
Источник статьи: http://4ege.ru/literatura/56300-sochineniya-9-i-16-v-ege-po-literature.html