Страховой тариф как его найти

Содержание статьи


Показать


Скрыть

Стоимость ОСАГО — чувствительная тема для автовладельцев ввиду обязательности этого вида страхования. Тарифы на полисы находятся под пристальным вниманием ЦБ РФ. Разобрались, что такое базовая ставка, КБМ, КВС, КТ, КМ и как они влияют на цену полиса обязательной «автогражданки».

Полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) страхует ответственность водителя перед третьими лицами. Это значит, что в случае повреждения чужого имущества, а также причинения вреда жизни и здоровью других лиц ущерб пострадавшей стороне выплатит страховая компания, в которой виновник ДТП приобрел ОСАГО, однако в рамках лимитов. Лимит выплат в настоящее время за ущерб жизни и здоровью составляет 500 тыс. рублей, а по имуществу — 400 тыс. рублей. Если сумма ущерба превысит эти значения, разницу придется доплачивать водителю-виновнику за свой счет. За езду без полиса ОСАГО по закону предусмотрен штраф в размере 800 рублей.

Из чего складывается цена на ОСАГО

Российские страховщики при формировании цены полиса для каждого автовладельца должны следовать правилам (в редакции согласно последним изменениям на данный момент), установленным Банком России. В соответствии с ними, страховой тариф ОСАГО складывается из шести коэффициентов и базовой ставки, границы которой определяет ЦБ РФ.

В настоящее время минимальная базовая ставка ОСАГО для физлиц составляет 1 646 рублей, а максимальная — 7 535 рублей. Для одного и того же страхователя базовая ставка у разных страховщиков может различаться даже более чем в два раза, однако она в любом случае будет в рамках тарифного коридора. Чтобы выбрать оптимальный вариант полиса, можно воспользоваться калькулятором ОСАГО Банки.ру. Он сравнивает тарифы ведущих страховых компаний и позволяет оформить полис с выгодой до 74%.

Размер ставки зависит от набора факторов, который отличается у разных страховщиков. Большинство компаний учитывает марку авто и даже цвет, семейное положение автовладельца, пол, допущенных к управлению лиц, был ли пролонгирован договор и т. д. Однако страховщики не имеют права ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.

Финальная цена полиса формируется из базовой ставки, умноженной на ряд коэффициентов ОСАГО. В отличие от базовой ставки, которая варьируется в рамках тарифного коридора, коэффициенты остаются у всех страховщиков неизменными.

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по такой формуле:

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = итог

Расшифровываем:

  • БТ (базовый тариф) — от 1 646 до 7 535 рублей.
  • КТ (территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
  • КБМ (коэффициент «бонус-малус»): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав он равен 1,17).
  • КВС (коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27.
  • КО (коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 — при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
  • КМ (коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
  • КС (коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.

Какие коэффициенты влияют на стоимость ОСАГО

Коэффициент территории (КТ) рассчитывается на основе адреса регистрации, указанного в паспорте, свидетельства о регистрации транспортного средства или ПТС. Его размер зависит от количества страховых выплат в конкретном регионе. Чем выше на улицах автомобильный трафик, тем чаще происходят ДТП и выплаты, по этой логике самые высокие КТ обычно в мегаполисах.

На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) приводится список КТ в некоторых крупных городах.

Территория преимущественного использования ТС

Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин

Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей

Москва

2

1,2

Московская область

1,7

1

Санкт-Петербург

1,8

1

Ленинградская область

1,3

0,8

Екатеринбург

1,8

1

Уфа

1,8

1

Якутск

1,2

0,7

Краснодар, Новороссийск

1,8

1

Пермь

2

1,2

Владимир

1,6

1

Полный список всех территориальных коэффициентов содержится в указании ЦБ РФ.

Как получить максимум экономии при оформлении ОСАГО: 3 плохих и 3 хороших совета

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) отражает степень аккуратности вождения автовладельца. Чем чаще водитель попадает в ДТП, тем выше будет КБМ, и наоборот.

Данный коэффициент присваивается ежегодно с 1 апреля и действует до 31 марта следующего года. Если в полис вписано несколько водителей с разными КБМ, то для расчета стоимости полиса используется наибольший КБМ.

Свой КБМ можно проверить на сайте РСА.

1 апреля 2022 года Банк России ввел классы КБМ и заменил старые коэффициенты на новые: от 0,46 до 3,92. Для наиболее аварийных водителей они выросли, а для аккуратных — стали ниже. При получении прав в первый раз присваивается КБМ 1,17.

Что такое КБМ, как он влияет на цену ОСАГО и для кого он изменится с 1 апреля

Коэффициент «бонус-малус» определяется классом водителя, который, в свою очередь, присваивается в зависимости от количества выплат по ОСАГО при ДТП и варьируется от класса М до 13-го.

№ п/п

Класс КБМ на период КБМ

Коэффициент КБМ на период КБМ

Класс КБМ

Отсутствие страховых возмещений за период КБМ

Одно страховое возмещение за период КБМ

Два страховых возмещения за период КБМ

Три страховых возмещения за период КБМ

Более трех страховых возмещений за период КБМ

1

М

3,92

0

М

М

М

М

2

0

2,94

1

М

М

М

М

3

1

2,25

2

М

М

М

М

4

2

1,76

3

1

М

М

М

5

3

1,17

4

1

М

М

М

6

4

1

5

2

1

М

М

7

5

0,91

6

3

1

М

М

8

6

0,83

7

4

2

М

М

9

7

0,78

8

4

2

М

М

10

8

0,74

9

5

2

М

М

11

9

0,68

10

5

2

1

М

12

10

0,63

11

6

3

1

М

13

11

0,57

12

6

3

1

М

14

12

0,52

13

6

3

1

М

15

13

0,46

13

7

3

1

М

  • у водителя с классом от М до 12-го за год езды без выплат при ДТП класс повышается на один пункт;
  • у водителя с 13-м классом при вождении без ДТП КБМ на следующий год остается минимальным;
  • если произошло хотя бы одно ДТП с выплатой по ОСАГО, класс падает на несколько пунктов, и вернуться к предыдущему классу можно будет только спустя несколько лет.

Как получить минимальный КБМ

Коэффициент ограничения (КО) касается количества водителей, которые могут управлять авто. Так, если в полис вписаны конкретные водители, то КО будет равен 1. Если же транспортным средством может управлять неограниченный круг лиц, то КО составит 2,32. Для машин, принадлежащих компаниям, КО составляет 1,97.

Функция «мультидрайв» в ОСАГО и каско: что это такое, как работает и кому может быть полезна

Коэффициент «возраст-стаж водителя» (КВС), как следует из названия, учитывает индивидуальные характеристики автовладельца. По статистике, чем моложе и неопытнее водитель, тем чаще он попадает в ДТП, поэтому и ОСАГО для него будет стоить дороже.

Что такое КВС в полисе ОСАГО и на что он влияет

Для начинающих водителей моложе 22 лет и со стажем до одного года коэффициент самый высокий — 2,27. А у автомобилистов старше 59 лет с водительским опытом более 14 лет — самый низкий (0,83). Всего существует 58 групп по сочетанию возраста и стажа.

Стаж ↠

Возраст↡

0

1

2

3–4

5–6

7–9

10–14

>14

16–21

2,27

1,92

1,84

1,65

1,62

22–24

1,88

1,72

1,71

1,13

1,10

1,09

25–29

1,72

1,60

1,54

1,09

1,08

1,07

1,02

30–34

1,56

1,50

1,48

1,05

1,04

1,01

0,97

0,95

35–39

1,54

1,47

1,46

1,00

0,97

0,95

0,94

0,93

40–49

1,50

1,44

1,43

0,96

0,95

0,94

0,93

0,91

50–59

1,46

1,40

1,39

0,93

0,92

0,91

0,90

0,86

>59

1,43

1,36

1,35

0,91

0,90

0,89

0,88

0,83

Обратите внимание! Стаж считается с момента получения водительских прав, даже если вы с тех пор не садились за руль. При смене водительского удостоверения и покупке ОСАГО нужно проконтролировать, чтобы стаж был учтен корректно, иначе цена полиса может вырасти.

Коэффициент мощности автомобиля (КМ) применяют только для легковых авто. Для грузовиков, мопедов и тракторов КМ не используется.

На КМ влияет количество лошадиных сил (л. с.), указанных в паспорте автомобиля. Если же их нет, то страховщик возьмет данные из каталогов заводов-исполнителей. Мощность в киловаттах пересчитывают по формуле: 1 кВт/ч = 1,35962 л. с.

Самый низкий КМ присваивается малолитражкам мощностью до 50 л. с. — 0,6, а самый высокий — 1,6 — мощным автомобилям, у которых под капотом больше 150 л. с. Всего существует шесть градаций КМ (Источник).

Мощность двигателя, л. с.

Коэффициент

До 50 включительно

0,6

Свыше 50 до 70 включительно

1,0

Свыше 70 до 100 включительно

1,1

Свыше 100 до 120 включительно

1,2

Свыше 120 до 150 включительно

1,4

Свыше 150

1,6

Коэффициент сезонности (КС) помогает сэкономить на страховке, если авто используется не круглый год, а, например, только летом. Автовладелец может прописать в полисе период использования и получить пониженный КС. Так, если выбрать период три месяца, то коэффициент составит 0,5. Важно помнить, что полис в любом случае оформляется на один год, изменить можно только период использования авто.

Период использования транспортного средства

Коэффициент

Три месяца

0,5

Четыре месяца

0,6

Пять месяцев

0,65

Шесть месяцев

0,7

Семь месяцев

0,8

Восемь месяцев

0,9

Девять месяцев

0,95

Десять месяцев и более

1

Коэффициенты, которые больше не действуют

До 5 сентября 2020 года для расчета стоимости ОСАГО применялись также еще два коэффициента — нарушений (КН) и использования прицепа (КПр). Однако они были отменены.

Заключение

Формирование цены на ОСАГО довольно прозрачно, стоимость можно не только самостоятельно подсчитать, но и спрогнозировать на следующий год. Сделать это можно как в ручном режиме, узнав и перемножив свои коэффициенты, так и воспользовавшись онлайн-калькулятором.

Если вы заметите, что ваши подсчеты не совпадают с предложенной ценой, то всегда можно обратиться за разъяснениями в компанию.

Наиболее часто ошибки возникают при расчете КБМ. Например, водитель замечает, что его КБМ завышен. В этом случае нужно написать обращение в свободной форме своему страховщику, указав, где и когда вы покупали ОСАГО в предыдущие годы, а он направит данные для перепроверки в РСА. Союз проверит сведения в течение пяти дней и направит результаты проверки страховой компании. Если в базе будет значиться несколько КБМ, то вам присудят наименьший из них. Если разногласия разрешить не удастся, вы имеете право обратиться с жалобой в Банк России.

Для того, чтобы страховые компании могли больше снижать тарифы для хороших водителей и повышать стоимость полиса для автомобилистов с повышенным уровнем рисков, Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО. Указание Банка России зарегистрировано Минюстом за номером №66609 от 28.12.2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года.

Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

Коэффициент возраста/стажа (КВС)

Территориальный коэффициент (КТ)

Коэффициент мощности (КМ)

Коэффициент ограничения кол-ва водителей (КО)

Коэффициент сезонности (КС)

Коэффициент длительности страховки для зарубежных граждан (КП)

Расчет ОСАГО с учетом всех коэффициентов

Стоимость обязательного автострахования, как и прежде, определяется на основании сложных формул. Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от разных коэффициентов. Знание основных принципов расчета позволит подобрать оптимальный вариант страхования и даже сэкономить при оформлении страховки. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть, от чего зависит стоимость ОСАГО и какие именно коэффициенты будут использоваться для расчета с 2022 года.

Формулы расчета

При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.

В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2022 году, рассчитываются по следующей формуле:

Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).

Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.

Базовая ставка (ТБ)

Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).

До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора. В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.

Таблица базовых ставок

Базовый коэффициент ОСАГО на 2022 год приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.

Категория и тип ТС

Величина тарифа, руб. в год

Минимальная

Максимальная

Мопеды, квадроциклы и мотоциклы

438

2013

Легковые автомобили:

  • юридических лиц
  • физических лиц
  • такси

1152

2224

2014

4541

5980

12505

Автобусы:

  • с максимальным количеством пассажиров в пределах 16
  • с максимальным количеством пассажиров свыше 16
  • для регулярных маршрутных перевозок

1494

1867

3714

5415

6767

7762

Грузовые автомобили:

  • массой менее 16 тонн включительно;
  • массой свыше 16 тонн

1572

2367

7884

11871

Трамваи

1266

2 645

Троллейбусы

2 029

4242

Специальная техника – тракторы, дорожно-строительные самоходные машины (кроме ТС без колесных движителей)

610

2538

Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.

Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.

Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.

Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.

Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1,17. Минимальное значение показателя составляет 0,46, максимальное установлено на уровне 3,92.

В период с 01.04. 2021 г. по 31.06.2022г. КБМ устанавливается в соответствии со следующей таблицей:

Класс вождения на начало срока действия годовой страховки

КБМ

Класс вождения на конец срока действия полиса ОСАГО (в зависимости от числа попаданий в ДТП по вине водителя)

Количество страховых случаев за год

0

1

2

3

от 4

М (максимум)

3,92

0

M

M

M

M

0 (нулевой)

2,94

1

M

M

M

M

1 (первый)

2.25

2

M

M

M

M

2 (второй)

1,76

3

1

M

M

M

3 (третий)

1,17

4

1

M

M

M

4 (четвертый)

1,00

5

2

1

M

M

5 (пятый)

0,91

6

3

1

M

M

6 (шестой)

0,83

7

4

2

M

M

7 (седьмой)

0,78

8

4

2

M

M

8 (восьмой)

0,74

9

5

2

M

M

9 (девятый)

0,68

10

5

2

1

M

10 (десятый)

0,63

11

6

3

1

M

11 (одиннадцатый)

0,57

12

6

3

1

M

12 (двенадцатый)

0,52

13

6

3

1

M

13 (тринадцатый)

0,46

13

7

3

1

M

Коэффициент КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования с 01 апреля предыдущего года по 31 марта, следующего за ним года, в соответствии со следующей таблицей:

№ п/п

КБМ на период КБМ

КБМ при отсутствии страховых возмещений на период КБМ

КБМ при одном возмещении на период КБМ

КБМ при 2-х возмещениях на период КБМ

КБМ при 3-х возмещениях на период КБМ

КБМ при более 3-х возмещениях на период КБМ

1

2,45

2,3

2,45

2,45

2,45

2,45

2

2,3

1,55

2,45

2,45

2,45

2,45

3

1,55

1,4

2,45

2,45

2,45

2,45

4

1,4

1,0

1,55

2,45

2,45

2,45

5

1

0,95

1,55

2,45

2,45

2,45

6

0,95

0,9

1,4

1,55

2,45

2,45

7

0,9

0,85

1

1,55

2,45

2,45

8

0,85

0,8

0,95

1,4

2,45

2,45

9

0,8

0,75

0,95

1,4

2,45

2,45

10

0,75

0,7

0,9

1,4

2,45

2,45

11

0,7

0,65

0,9

1,4

1,55

2,45

12

0,65

0,6

0,85

1

1,55

2,45

13

0,6

0,55

0,85

1

1,55

2,45

14

0,55

0,5

0,85

1

1,55

2,45

15

0,5

0,5

0,8

1

1,55

2,45

Соответствие коэффициента в зависимости от количества страховых возмещений, произведенных в предшествующие периоды, определенного на период с 01.04. 2021 г по 31.03.20022 г. по классу КБМ на 31.03. 2022 г.:

Класс КБМ на 31 марта 2022 года

Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года

1

М

2,45

2

0

2,3

3

1

1,55

4

2

1,4

5

3

1

6

4

0,95

7

5

0,9

8

6

0,85

9

7

0,8

10

8

0,75

11

9

0,7

12

10

0,65

13

11

0,6

14

12

0,55

15

13

0,5

Быстро определить значение собственного коэффициента бонус-малус далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более – для водителей с многолетним стажем. Поэтому для установления КБМ обычно используется сервис официального сайта РСА. Он представляет собой общефедеральную базу данных, в которой содержится информация по всем автовладельцам страны и эксплуатируемых ими автомобилях.

Чтобы узнать значение коэффициента, достаточно ввести следующие данные:

  • статус собственника (гражданин или организация);
  • особенности оформляемого полиса ОСАГО (количество водителей и т.д.);
  • ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
  • дату его рождения;
  • реквизиты водительского удостоверения;
  • дата заключения страхового договора.

Если информация о водителе присутствует в базе данных, по указанным им реквизитам направляется значение интересующего коэффициента. В противном случае следует использовать КБМ для третьего класса вождения, равный 1.

Если водитель не согласен с полученными из базы данных РСА сведениями, требуется пройти процедуру восстановления коэффициента. Для этого необходимо обратиться с запросом в службу поддержки, предоставив документы, подтверждающие стаж безаварийной езды.

Коэффициент возраста/стажа (КВС)

Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования. Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно – практически в два раза – возрастает. Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.

Стаж/возраст, лет

16-21

22-24

25-29

30-34

35-39

40-49

50-59

Старше 59

До 1

2,27

1,88

1,72

1,56

1,54

1,50

1,46

1,43

1

1,92

1,72

1,60

1,50

1,47

1,44

1,40

1,36

2

1,84

1,71

1,54

1,48

1,46

1,43

1,39

1,35

3-4

1,65

1,13

1,09

1,05

1,00

0,96

0,93

0,91

5-6

1,62

1,10

1,08

1,04

0,97

0,95

0,92

0,90

7-9

1,09

1,07

1,01

0,95

0,94

0,91

0,89

10-14

1,02

0,97

0,94

0,93

0,90

0,88

Более 14

0,95

0,93

0,91

0,86

0,83

Территориальный коэффициент (КТ)

Этот показатель разработан для всех субъектов РФ. Более того, для большинства регионов введены отдельные коэффициенты для столицы и некоторых наиболее крупных населенных пунктов. Они учитывают риск интенсивность движения по дорогам, непосредственно влияющий на уровень аварийности.

Коэффициенты территориальности делятся на два типа. К первому относится автомобильный транспорт и мотоциклы (обозначается в таблице буквой «А»), ко второму – спецтехника (обозначается в таблице буквой «Т» – трактора). Ниже приводятся значения КТ для административных центров и остальных городов всех субъектов РФ. Данные для некоторых крупных городов в каждом из регионов нужно уточнять отдельно.

Регион РФ/населенный пункт

А

Т

Республика Адыгея

1,24

1,00

Горно-Алтайск

1,24

0,84

Остальной Алтай

0,76

0,60

Уфа

1,64

1,00

Остальной Башкортостан

1,00

0,84

Улан-Удэ

1,24

0,84

Остальная Республика Бурятия

0,76

0,70

Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

0,90

0,70

Остальной Дагестан

0,84

0,70

Назрань

0,76

0,70

Остальная Ингушетия

0,76

0,70

Нальчик, Прохладный

1,00

0,84

Остальная Кабардино-Балкария

0,82

0,70

Элиста

1,24

0,84

Остальная Калмыкия

0,76

0,7

Карачаево-Черкесская Республика

1,00

0,88

Петрозаводск

1,24

0,84

Остальная Карелия

0,84

0,6

Сыктывкар

1,48

1,00

Остальная Коми

1,00

0,84

Симферополь

0,76

0,76

Остальной Крым

0,68

0,68

Йошкар-Ола

1,32

0,84

Остальная Республика Марий Эл

0,76

0,60

Саранск

1,40

1,00

Остальная Мордовия

0,84

0,68

Якутск

1,16

0,76

Остальная Якутия

0,68

0,60

Владикавказ

1,00

0,88

Остальная Северной Осетия

0,88

0,70

Казань

1,80

1,16

Остальной Татарстан

1,08

0,84

Кызыл

0,76

0,70

Остальная Тыва

0,76

0,70

Ижевск

1,48

1,00

Остальная Удмуртия

0,84

0,60

Абакан, Саяногорск, Черногорск

1,00

0,84

Остальная Хакасия

0,76

0,70

Чеченская Республика

0,76

0,70

Чебоксары

1,56

1,00

Остальная Чувашия

0,88

0,70

Барнаул

1,56

1,00

Остальной Алтайский край

0,76

0,60

Чита

0,82

0,70

Остальной Забайкальский край

0,68

0,60

Петропавловск-Камчатский

1,24

1,00

Остальной Камчатский край

1,00

0,68

Краснодар

1,64

1,00

Остальной Краснодарский край

1,00

0,84

Красноярск

1,64

1,00

Остальной Красноярский край

0,92

0,60

Пермь

1,80

1,16

Остальной Пермский край

1,08

0,84

Владивосток

1,36

1,00

Остальной Приморский край

0,90

0,70

Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

1,16

0,84

Остальной Ставропольский край

0,76

0,60

Хабаровск

1,56

1,00

Остальной Хабаровский край

0,88

0,70

Благовещенск

1,48

0,92

Остальная Амурская область

1,00

0,68

Архангельск

1,64

1,00

Остальная Архангельская область

0,88

0,60

Астрахань

1,32

1,00

Остальная Астраханская область

0,84

0,60

Белгород

1,24

0,84

Остальная Белгородская область

0,84

0,60

Брянск

1,40

1,00

Остальная Брянская область

0,76

0,60

Владимир

1,48

1,00

Остальная Владимирская область

1,16

0,84

Волгоград

1,24

0,84

Остальная Волгоградская область

0,76

0,60

Вологда

1,56

1,00

Остальная Вологодская область

0,92

0,60

Воронеж

1,40

1,08

Остальная Воронежская область

0,84

0,68

Иваново

1,64

1,00

Остальная Ивановская область

0,92

0,60

Иркутск

1,56

1,00

Остальная Иркутская область

0,84

0,60

Калининград

1,08

0,84

Остальная Калининградская область

0,84

0,60

Калуга

1,16

0,84

Остальная Калужская область

0,92

0,60

Кемерово

1,72

1,00

Остальная Кемеровская область

1,08

0,84

Киров

1,32

1,00

Остальная Кировская область

0,84

0,60

Кострома

1,24

0,84

Остальная Костромская область

0,76

0,60

Курган

1,32

0,84

Остальная Курганская область

0,76

0,70

Курск

1,16

0,84

Остальная Курская область

0,76

0,60

Ленинградская область

1,24

0,84

Липецк

1,40

1,00

Остальная Липецкая область

0,84

0,60

Магадан

0,82

0,70

Остальная Магаданская область

0,76

0,70

Московская область

1,56

1,00

Мурманск

1,88

1,16

Остальная Мурманская область

1,16

1,00

Нижний Новгород

1,64

1,00

Остальная Нижегородская область

1,00

0,84

Великий Новгород

1,24

0,84

Остальная Новгородская область

0,92

0,60

Новосибирск

1,63

1,00

Остальная Новосибирская область

0,94

0,70

Омск

1,48

1,00

Остальная Омская область

0,92

0,60

Оренбург

1,56

1,00

Остальная Оренбургская область

0,84

0,60

Орел

1,16

0,84

Остальная Орловская область

0,76

0,60

Пенза

1,32

1,00

Остальная Пензенская область

0,76

0,60

Псков

1,16

0,84

Остальная Псковская область

0,76

0,60

Ростов-на-Дону

1,64

1,00

Остальная Ростовская область

0,84

0,60

Рязань

1,32

1,00

Остальная Рязанская область

0,92

0,60

Самара

1,48

1,00

Остальная Самарская область

0,92

0,60

Саратов

1,48

1,00

Остальная Саратовская область

0,76

0,60

Южно-Сахалинск

1,40

1,00

Остальная Сахалинская область

0,92

0,60

Екатеринбург

1,64

1,00

Остальная Свердловская область

1,00

0,84

Смоленск

1,16

0,84

Остальная Смоленская область

0,76

0,6

Тамбов

1,16

0,84

Остальная Тамбовская область

0,84

0,60

Тверь

1,40

1,00

Остальная Тверская область

0,84

0,60

Томск

1,48

1,00

Остальная Томская область

0,92

0,60

Тула

1,40

1,00

Остальная Тульская область

0,92

0,60

Тюмень

1,80

1,16

Остальная Тюменская область

1,08

0,84

Ульяновск

1,40

1,08

Остальная Ульяновская область

0,92

0,68

Челябинск

1,88

1,24

Остальная Челябинская область

1,00

0,84

Ярославль

1,40

1,00

Остальная Ярославская область

0,92

0,60

Москва

1,8

1,16

Санкт-Петербург

1,64

1,00

Севастополь

0,76

0,76

Биробиджан

0,76

0,70

Остальная Еврейская автономная область

0,76

0,70

Ненецкий автономный округ

0,84

0,60

Ханты-Мансийск

1,40

1,00

Остальной ХМАО

1,08

0,84

Чукотский АО

0,76

0,70

Ямало-Ненецкий АО

1,08

0,84

Байконур

0,76

0,70

Новороссийск

1.8

1

Коэффициент мощности (КМ)

Определяется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, выраженной в количестве лошадиных сил. Значение КМ показано в таблице.

Мощность в л. с.

КМ

До 50

0,6

51-70

1,0

71-100

1,1

101-120

1,2

121-150

1,4

От 151

1,6

Если показатель мощности выражен в кВт, необходимо использовать следующее соотношение: 1 кВт равняется 1,35962 лошадиных силы. Таким образом, удается получить значение коэффициента посредством простого пересчета.

Коэффициент ограничения кол-ва водителей (КО)

Учитывает формат страховки. Если количество водителей не ограничено, значение КО равняется для физических лиц – 2,32, для юридических лиц 1,97. В противном случае коэффициент устанавливается на уровне 1 и не влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО.

Коэффициент сезонности (КС)

Определяется в зависимости от продолжительности оформляемой страховки. Если срок действия полиса 9 месяцев или дольше, КС равняется 1. В остальных случаях в формулу расчета подставляется следующее значение коэффициента:

  • 0,95 – от 8 до 9 месяцев;
  • 0,9 – от 7 до 8 месяцев;
  • 0,8 – от 6 до 7 месяцев;
  • 0,7 – от 5 до 6 месяцев;
  • 0,65 – от 4 до 5 месяцев;
  • 0,6 – от 3 до 4 месяцев;
  • 0,5 – 3 месяца.

Коэффициент длительности страховки для зарубежных граждан (КП)

Заменяет КС в том случае, если речь идет о транспортных средствах, зарегистрированных на территории иностранного государства. Значение КП аналогично указанному выше коэффициенту сезонности с добавлением временных промежутков:

  • при оформлении страховки продолжительностью от 5 до 15 суток – КП равен 0,2;
  • от 16 дней до месяца – 0,3;
  • от месяца до двух – 0,4;
  • до 3 месяцев – 0,5;
  • до 4 месяцев – 0,6;
  • до 5 месяцев – 0,65;
  • до 6 месяцев – 0,7;
  • до 7 месяцев – 0,8;
  • до 8 месяцев – 0,9;
  • до 9 месяцев – 0,95;
  • 10 месяцев и более – 1,00.

Расчет ОСАГО с учетом всех коэффициентов

Приведенная выше информация позволит рассчитать цену страховки любого формата, например, с неограниченным количеством водителей, в Москве, для легкового автомобиля и т.д. Для этого достаточно узнать базовый тариф и подставить значения всех необходимых коэффициентов.

Но совсем необязательно заниматься расчетами самостоятельно. Проще и быстрее направить запросы непосредственно автостраховщикам, работающим в регионе. Альтернативный вариант – воспользоваться одним из специализированных онлайн-сервисов, предлагающих возможность подобрать оптимальный вариант обязательной страховки ОСАГО.

Отмененные коэффициенты

До сентября 2020 года в расчете цены ОСАГО использовались еще два коэффициента, которые сегодня отменены. Первый – это КПр, который применялся для увеличения стоимости страховки при использовании прицепа. Второй – КН или коэффициент нарушений. Он учитывал количество серьезных проступков при вождении транспортного средства в прошлом.

Ответы на вопросы

Что влияет на стоимость ОСАГО?

На итоговую цену полиса влияет множество факторов, начиная с базового тарифа, границы которого определяет государство, и заканчивая стажем безаварийной езды или регионом регистрации транспортного средства.

Имеет ли страховая компания право самостоятельно определять цену обязательной автостраховки?

Автостраховщикам предоставлено право определять размер базового тарифа ОСАГО в пределах коридора, установленного регулятором. Поэтому стоимость страховки в разных компаниях несколько варьируется.

Как рассчитать цену ОСАГО самостоятельно?

Для этого необходимо узнать базовый тариф, после чего перемножить его на шесть коэффициентов. Но совсем необязательно заниматься вычислениями самому. Намного проще отправить запросы в работающие в регионе страховые компании, а затем выбрать оптимальный вариант.

Подведем итоги

Стоимость полиса ОСАГО учитывает несколько факторов. Помимо установленного государством тарифного коридора, к ним относятся: мощность и тип ТС, возраст и стаж вождения, формат страховки, регион регистрации машины и т.д. Самостоятельно рассчитать цену обязательного автострахования достаточно сложно, но знание правил определения позволяет лучше оценить предложения разных страховых компаний.

Кто обязан уплачивать страховые взносы?

Плательщики страхвзносов перечислены в ст. 419 НК РФ:

Кто обязан уплачивать страховые взносы?

Подробнее о плательщиках страхвзносов см. в этой публикации.

Группы страховых тарифов

Тариф страхвзносов — это установленная в законодательстве ставка, с помощью которой рассчитываются обязательства страхователя. По каждому виду взносов устанавливается свой тариф.

Условно тарифы страхвзносов можно разделить на 4 группы:

  • процентные — устанавливаются в процентах от базы страхвзносов (например: 22%, 5,1% и др.);
  • суммовые — указываются в твердых суммах без привязки к базе страхвзносов (например, фиксированные взносы ИП за себя);
  • комбинированные — представляют собой сочетание процентного тарифа с суммовым (к примеру, тариф взносов для ИП за себя при доходе более 300 000 руб.).

Далее остановимся подробнее на тарифах страховых взносов на 2022 год.

Основные, пониженные, дополнительные тарифы в 2022 году

Тарифы по страховым взносам на 2022 год для наглядности представлены в виде таблицы/схемы с использованием для каждого вида взносов информации из НК РФ по статьям:

  • 425 (основные тарифы на текущий год);
  • 427 (пониженные тарифы страховых взносов);
  • 428, 429 (дополнительные тарифы).

Для субъектов МСП с апреля 2020 года действуют пониженные тарифы страхвзносов:

Пример от КонсультантПлюс:
Работнику в апреле 2022 г. начислена зарплата за апрель – 20 000 руб. и премия за 1 квартал – 10 000 руб. Выплаты за апрель сверх МРОТ – 16 110 руб. (30 000 руб. – 13 890 руб.). Взносы с зарплаты за апрель в пределах МРОТ: на ОПС … Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и переходите к расчетному примеру, чтобы наглядно разобраться с новым порядком расчета взносов. Это бесплатно.

Пониженные тарифы страховых взносов

Страхователи

Тарифы

Некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на УСН, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (за исключением профессионального)

В течение 2017 – 2024 гг.:

на ОПС – 20,0%,

на случай ВНиМ – 0%,

на ОМС – 0%

Благотворительные организации на УСН

Российские организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий

Пониженные тарифы:

на ОПС – 6,0%,

на ОМС – 0,1%,

на случай ВНиМ – 1,5%,

на случай временной нетрудоспособности с выплат иностранным гражданам (лицам без гражданства), временно пребывающим в РФ (кроме ВКС), – 1,5%

Российские организации, проектирующие и разрабатывающие изделия электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции

Пониженные тарифы:

на ОПС – 6,0%,

на ОМС – 0,1%,

на случай ВНиМ – 1,5%

Организации, которые получили статус участника проекта “Сколково”

В течение 10 лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта:

на ОПС – 14,0%,

на ОМС – 0%,

на случай ВНиМ – 0%.

Применять льготу можно и меньше 10 лет

Организации (ИП), которые получили статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) на территориях Республики Крым и Севастополя

Пониженные тарифы

(на ОПС – 6,0%,

на ОМС – 0,1%, на случай ВНиМ – 1,5%) применяются в отношении выплат работникам, задействованным в инвестиционном проекте в СЭЗ:

– в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ – плательщиками, получившими этот статус до 1 января 2018 г. (срок исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр участников СЭЗ);

– до окончания существования СЭЗ – плательщиками, получившими статус в период с 1 января 2018 г., при условии соблюдения определенного уровня капитальных вложений (тарифы применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса, но не ранее чем с 1 января 2020 г.)

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые получили этот статус не позднее трех лет со дня ее создания (за исключением резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе (далее – ДФО)).

Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус до 25.06.2018 (включительно) и не позднее трех лет со дня создания указанной территории (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 500 тыс. руб.)

Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус с 26.06.2018 до 31.12.2025 (включительно) (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 500 тыс. руб.)

Пониженные тарифы применяются исключительно в отношении физлиц, которые заняты на новых рабочих местах, создаваемых при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.

Пониженные тарифы взносов применяются в течение 10 лет резидентства:

на ОПС – 6,0%,

на ОМС – 0,1%,

на случай ВНиМ – 1,5%.

10 лет отсчитываются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента ТОСЭР

Организации (ИП), которые получили статус резидента свободного порта Владивосток (далее – СПВ) до 25.06.2018 (включительно) и не позднее трех лет со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ “О свободном порте Владивосток” (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 5 млн руб.).

Организации (ИП), которые получили статус резидента СПВ с 26.06.2018 до 31.12.2025 (включительно) (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 5 млн руб.)

Пониженные тарифы применяются исключительно в отношении физлиц, которые заняты на новых рабочих местах, создаваемых при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.

Пониженные тарифы взносов применяются в течение 10 лет с момента получения статуса резидента:

на ОПС – 6,0%,

на ОМС – 0,1%,

на случай ВНиМ – 1,5%.

10 лет отсчитываются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента СПВ

Организации, которые включены в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 (включительно)

В течение семи лет с момента получения статуса резидента (предельный срок – до 31 декабря 2025 г.):

на ОПС – 6,0%,

на ОМС – 0,1%,

на случай ВНиМ – 1,5%.

Семь лет отсчитываются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в

реестр резидентов ОЭЗ

Помимо пониженных взносов, для ряда налогоплательщиков НК предкусматривает повышенные взносы:

Отдельные доптарифы предусмотрены ст. 429 НК РФ на соцобеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников компаний угольной промышленности.

Полноту, правильность и своевременность уплаты вышеуказанных страхвзносов курируют налоговики.

Тарифы страховых взносов на 2023 год

С 2023 года страхователей ожидают существенные перемены в порядке исчисления и уплаты взносов. Связано это с несколькими факторами: 

  • объединением Фонда социального страхования и Пенсионного фонда в единый Фонд пенсионного и социального страхования;
  • переходом на уплату налогов и взносов посредством механизма единого налогового платежа.

С 1 января 2023 года устанавливается единый тариф для начисления взносов – 30%, сюда будут включены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ. Взносы по доптарифу и на страхование от НС и ПЗ в соответствии с Законом № 125-ФЗ будут начисляться отдельно.

Что касается пониженных взносов, то их продолжает регулировать статья 427 НК РФ. Она же устанавливается единый пониженный тариф 15% для малых предприятий, IT-компаний и компаний в сфере общепита (при соблюдении условий, определенных НК РФ) с выплат, превышающих МРОТ по каждому застрахованному лицу. На выплаты в пределах МРОТ будет действовать стандартный тариф 30%.

Предельная база по всем видам страхования установлена на 2023 год на уровне 1 917 000,00 руб. На выплаты сверх этого показателя взносы необходимо начислить по тарифу 15,1%.

ВАЖНО! С 2023 года вознаграждения по договорам гражданско-правового характера будут подпадать под обложение взносами, ругулируемыми НК РФ, в полном объеме. В связи с этим физлица, заключившие с организацией или ИП договор ГПХ, будут иметь право на получение пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Напомним, что ранее подобные вознаграждения не облагались взносами на ВНиМ.

Об изменениях 2023 году в части начисления страховых взносов читайте в специальном обзоре от КонсультантПлюс. Для изучения материала оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Тарифы взносов по закону № 125-ФЗ на 2022-2023 годы

По закону об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний от 24.07.1998 № 125-ФЗ уплачиваются взносы «на травматизм».

Это обязательные платежи, перечисляемые страхователями в ФСС. Из них физлицам выплачиваются компенсации за вред здоровью (полученный при выполнении трудовых обязанностей).

Этот вид страхвзносов (в отличие от вышеперечисленных) не контролируется налоговиками. Их курирует соцстрах.

Отличия этого вида взносов от прочих обязательных страхвзносов заключается в особой технологии их определения (индивидуальном подходе).

С тарифами страховых взносов на 2022-2023 годы «на травматизм» можно ознакомиться в ст. 1 закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

В 2022-2023 годах (как и ранее) действуют 32 тарифа взносов «на травматизм» — отдельный тариф по каждому классу профессионального риска.

Тариф взносов «на травматизм» отличается от иных страхвзносов специфичным способом их установления:

  • для каждого страхователя тарифы устанавливаются ежегодно специалистами соцстраха;
  • их величина зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности организации;
  • основной вид деятельности нужно подтвердить, представив в ФСС (ежегодно не позднее 15 апреля) пакет документов (заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение и копию пояснений к бухгалтерскому балансу);
  • при отсутствии этого пакета документов специалисты фонда самостоятельно установят тариф взносов исходя из вида деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска.

Рассмотрим на примере, как зависит тариф взносов «на травматизм» от наличия/отсутствия подтверждения основного вида деятельности.

Как сэкономить на тарифе?

Посмотрите, как влияет на размер тарифа своевременное подтверждение основного вида деятельности компании.

Пример 1

ООО «СтройПроект» получило выручку в прошлом году в следующем размере (по видам деятельности):

Как сэкономить на тарифе?

* Класс профессионального риска специалисты ООО «СтройПроект» взяли из приложения к приказу Минтруда от 30.12.2016 № 851н.

** Тариф взносов «на травматизм» указан в соответствии со ст. 1 закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

Вывод: основной вид деятельности ООО «СтройПроект» — строительное проектирование — ОКВЭД 41.10 (наибольшая доля выручки: 31,24%). Тариф страховых взносов — 0,2.

Не позднее 17.04.2023 (перенос с субботы 15.04.2023 г.)ООО «СтройПроект» следует отправить в ФСС необходимые бумаги для подтверждения основного вида деятельности.

Как относится ФСС к переносу крайних отчетных сроков, узнайте из публикации.

Пример 2

Изменим условия примера 1: ООО «СтройПроект» не стало подтверждать основной вид деятельности.

В результате специалисты фонда самостоятельно установили тариф страхвзносов «на травматизм» для ООО «СтройПроект», выбрав максимальный тариф — 1,2.

Вывод: отсутствие в ФСС подтверждающих основной вид деятельности ООО «СтройПроект» бумаг привело к ситуации, когда фирме придется уплачивать взносы в размере, в 6 раз превышающем «подтвержденный» тариф.

Тарифы для предпринимателей

ИП рассчитывают и уплачивают взносы по двум схемам:

  • как работодатели (исчисляя страхвзносы с доходов своих сотрудников);
  • за себя (вне зависимости от того, есть у ИП наемные работники или нет).

При этом за себя ИП уплачивает взносы на ОПС и взносы на медстрахование. На этом обязательная часть по страхвзносам для ИП заканчивается. Но остается возможность добровольной уплаты взносов в рамках страхования на случай наступления нетрудоспособности или в связи с материнством. При уплате таких взносов предприниматель имеет право получать пособие при наступлении страхового случая (болезни или родов).

Подробнее о тарифах страховых взносов на 2022-2023 годы для ИП узнайте из следующего раздела.

Формула комбинированного тарифа для ИП в 2022 г.

Тарифы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в 2022 году:

  • установлены в виде фиксированного платежа (если доходы ИП не превышают 300 000 руб.);
  • исчисляются комбинированным способом при доходе свыше 300 000 руб. (фиксированный платеж + процент от превышения дохода над суммой 300 000 руб.).

В 2022 году страхвзносы на ОПС (СВОПС) исчисляются следующим образом (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Если Д ≤ 300 000 руб. → СВОПС = 34 445 руб.

Если Д > 300 000 руб. → СВОПС = 34 445 руб. + 1% × [Д – 300 000 руб.]

При этом СВОПС за расчетный период не может превышать 8-кратного фиксированного размера страхвзносов на ОПС.

Иными словами, если доход ИП за 2022 год не превысил 300 000 руб., никакие расчеты ему не нужны. Сумму страхвзносов на ОПС он возьмет из НК РФ: 34 445 руб. Если граница в 300 000 руб. превышена, без расчета не обойтись. Пример такого расчета см. далее. 

Расчет взносов по формуле комбинированного тарифа

Разберемся с расчетом пенсионных взносов при доходах ИП в 2022 году свыше 300 000 руб.

Пример 3

ИП Красильников Е. Т. применяет общую систему налогообложения и работает без привлечения наемного труда. Показатели его работы в 2022 году:

  • доходы — 5 638 339 руб.;
  • расходы — 4 060 788 руб.

Таким образом, для расчета взносов на ОПС доходы ИП Красильников Е. Т. (уменьшенные на сумму расходов) составили 1 577 551 руб. (5 638 33 – 4 040 788).

Так как 1 577 551 руб. превышает 300 000 руб., Красильникову Е. Т. необходимо применить формулу для расчета суммы взносов на ОПС за 2022 год:

СВОПС = 34 445 + 1% × (1 577 551– 300 000) = 47 220,51 руб.

Сроки для уплаты взносов за себя отличаются от сроков уплаты взносов за отрудников, а также от сроков перечисления 1% с доходов свыше 300 тыс. руб.

Не ошибиться в расчетах вам поможет готовое решение от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе и переходите к подсказкам от экспертов.

С разнообразными расчетными формулами знакомьтесь с помощью статей:

  • «По какой формуле и как рассчитать рентабельность?»;
  • «Коэффициент финансовой устойчивости (формула по балансу)»;
  • «Коэффициент финансового левериджа — формула для расчета».

Взносы ИП “за себя” в 2023 году

Взносы “за себя” в 2023 году предприниматели будут перечислять одной платежкой без разбивки по направлениям ОПС и ОМС. Фиксированный тариф взносов составит 45 842 руб. 

Необходимо будет произвести расчет и дополнительного 1%, если доходы ИП превысят показатель в 300 тыс. руб. Расчет производится так же, как было показано в предыдущем разделе. При этом максимальный размер предпринимательских взносов за 2023 год не должен превышать 257 061 руб.

Подробнее о фиксированных взносах ИП и о тех, что предстоит рассчитать в 2023 году, читайте в этом материале.

А о том, что изменилось в налогах для ИП с 01.01.2023, мы подробно рассказываем здесь.

Итоги

Тарифы страховых взносов устанавливаются законодательством в процентах или в фиксированной сумме (взносы ИП за себя при доходе не более 300 000 руб.) либо сочетают в себе процентный и фиксированный тарифы (взносы ИП за себя с доходов свыше 300 000 руб.). Тарифы взносов (основные, пониженные и дополнительные) установлены в Налоговом кодексе, а порядок определения тарифов «на травматизм» — законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ.

С сентября 2022 года минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 1646 рублей, а максимальная — 7535 рублей. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2023 году (руб.)*:

Легковые (категории B и BE) ТС юрлиц 852 – 5722
Легковые (категории B и BE) ТС физлиц и ИП 1646 – 7535
Легковые (категории B и BE) такси 1490 – 15 756
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (категории А и М) физлиц и юрлиц 324 — 2536
* Ставку нужно умножить на региональный коэффициент от 0,64 до 1,99. Полный перечень региональных коэффициентов в приложении к Указанию ЦБ. Обращаем внимание, что часть населенных пунктов с сентября 2022 году нужно смотреть в еще одном Указании ЦБ.

Тарифный коридор ОСАГО с учетом регионального коэффициента в Москве в 2023 году (руб.):

Легковые ТС юрлиц 1533,6 – 10 299,6
Легковые ТС физлиц и ИП 2962,8 – 13 563
Легковые такси 2682 – 28 360,8
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 583,2 — 4564,8

Что изменилось в системе ОСАГО в 2021 году

  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
  • Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).
  • Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.

Изменения в ОСАГО в 2022 году

  • С 1 апреля появились новые коэффициенты«бонус-малус» — КБМ. Они нужны, чтобы поощрять водителей за безаварийную езду. И наоборот: для частых участников ДТП (по их вине) полисы выйдет дороже. В 2022 году минимальный коэффициент по которому рассчитывается размер страховой премии (то есть цены ОСАГО), уменьшился с 0,5 до 0,46. То есть теперь максимальная скидка за полис 54%. Ее получат те, кто не допускал аварий десять и более лет. Не повезло тем, кто был виновником автотраспортных происшествий. Для них максимальный коэффициент повышен: до 3,92 (был 2,45). Новые коэффициенты действуют до 31 марта 2023 года.
  • Три раза за год (последний раз в сентябре 2022 года) обновили справочники автозапчастей. По ним рассчитывают суммы компенсации. Цены за последние годы скакнули вверх, так что документы это учитывают.
  • С 11 сентября, в справочники автозапчастей включили аналоги деталей. То есть выпускаемые не оригинальными автоконцернами, а другими компаниями. Страховщики будут учитывать цены аналогов, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Также аналогами разрешили использовать в случаях, когда владелец авто выбрал «натуральное урегулирование» — то есть взял не деньги страховой, а согласился отремонтировать машину в сервисе за счет компании.

Следующий пакет изменений начал работать с 1 октября 2022 года.

  • Об изменении госномера авто больше не нужно уведомлять страховую. Компания сама получит данные из специальной системы. Если обнаружат смену номера, то уведомят об этом владельца (хотя он итак об этом должен знать), чтобы внести изменения в действующий полис ОСАГО. До этого автовладельцы сами должны были уведомлять страховые.
  • Если продали автомобиль — обязаны уведомить об этом страховую письменно. Раньше это делали только в том случае, если хотели вернуть деньги за оплаченный страховой полис.
  • В извещении о ДТП (этот бланк выдают при оформлении полиса ОСАГО) не нужно указывать данные очевидцев. Раньше участники аварии должны были фиксировать ФИО и контакты свидетелей, чтобы их можно было вызвать в ГИБДД или в суд в случае спорных ситуаций. Однако прохожие и другие водители не горят желанием тратить личное время. Поэтому часто отказывают.
  • Страховые компании будут выдавать по просьбе пострадавшего участника аварии результаты независимой технической экспертизы или оценки автомобиля. Ранее его тоже выдавали, но только после того, как человек напишет заявление.

Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

Их довольно много. Они четкие и понятные. Есть целые таблицы коэффициентов. Например, по региону регистрации, мощности автомобиля или возрасту водителя. При этом часть персональных факторов для определения базовой ставки отдали на откуп самим страховым компаниям. Им запретили только откровенно дискриминационные: например, по национальности или религии.

— Говорить о точном перечне факторов, который будет использоваться, нет смысла. Но на ум приходят те примеры, которые мы видели у иностранных коллег. Это время эксплуатации автомобиля и частота использования. При использовании телематики можно посмотреть стиль вождения автомобилиста. Косвенные факторы — наличие семьи у автовладельца и других объектов собственности. Это обычно говорит о более сдержанном стиле вождения, — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Подорожают ли полисы ОСАГО

В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 1,8) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 5000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 4140 рублей (5000 х 1,8 х 0,46). А если вы напротив частый виновник ДТП с максимальный КБМ (3,92), то расчет будет таким 5000 х 1,8 х 3,92 = 35 280 руб.

Обращаем внимание, что страховщики учитывают также возраст водителя и стаж за рулем, поэтому в вашем случае расчеты могут быть иными.

Какие еще коэффициенты изменятся

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планировали отменить на следующем этапе реформы в 2022 году. Так как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно. Пока неясно, будет ли отмена региональной привязки в 2022 году с учетом нестабильной экономической ситуации.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,88; минимальный — 0,68.

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Фото: pixabay.com

Новые правила техосмотра в 2023 году

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).

Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.

Популярные вопросы и ответы

Какая минимальная премия по полису ОСАГО?

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2023 году минимальная премия не может быть ниже 2224 рублей.

Какие документы нужны для оформления полиса в В 2023 году?

Чтобы купить ОСАГО приготовьте:

• заявление (пишут в страховой);
• паспорт;
• документы на автомобиль;
• водительские права;
• договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).

Как рассчитать размер полиса ОСАГО?

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.

Базовый тариф для легковых машин физлиц и ИП: 1646 – 7535 рублей.

Коэффициент территории: от 0,68 до 1,88.

Коэффициент бонус-малус: от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).

Коэффициент возраста и стажа: от 0,83 до 2,27 (полный список в приложении к указу ЦБ).

Количество водителей авто: 1 или 2,32 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).

Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)

Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).

Также встречается редкий коэффициент КП (0,2 — 1) — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.

Что такое страховой тариф и как он характеризует страховщика

Цена корпоративного страхования – один из факторов, который для большинства
страхователей остается приоритетным при выборе партнера. Как показывает
практика, покупатель страхового продукта обычно идет самым простым путем –
отдает предпочтение тому, кто предложит меньшую стоимость страховки. А вот
опыт урегулирования инцидентов демонстрирует, что такой подход не является
эффективным:

  • в 90% случаев низкий тариф страхования (ниже среднерыночного)
    предлагают мелкие компании;
  • на долю отказов по договорам малых организаций приходится более 30%
    претензий.

Конечно, все это не может и не должно стимулировать страхователя страховать
риски бизнеса по самым высоким ставкам. Но разобраться, как должны
формироваться цены полиса, и что на них объективно влияет, полезно каждому,
кто заинтересован в работающем страховании (а не фиктивном, как это бывает
с дешевыми программами).

Для этого, прежде всего, необходимо понять, что такое страховой тариф в страховании имущественных
рисков корпоративного клиента, и как он формируется. Закон № 4015–1
рассматривает его в двух вариантах:

  • абсолютном выражении (принимается в заданном размере с единицы суммы
    страхования);
  • относительном выражении (процент, на который умножается сумма
    страховки, чтобы получить размер премии – взноса страхователя).

Как формируется страховой тариф: научный подход

Структура тарифа (он называется брутто) включает два основных блока: ставку
нетто и нагрузку. Первая работает на пополнение страхового и запасного
фонда. Страховой фонд – размер накоплений, из которых берутся выплаты при
наступлении страховых событий. Его формирует рисковая ставка,
устанавливаемая страховщиком индивидуально.

Запасной фонд – резерв, покрывающий расходы страховщика при недостаточной
емкости страхового запаса. Он собирается из суммы рисковых надбавок,
которые входят в структуру ставки нетто.

Нагрузка – дополнительная часть страхового брутто-тарифа, которая
составляет доход страховщика и призвана покрывать его затраты на
обслуживание портфеля клиентов. У серьезных страховщиков в долю этого
компонента включен дополнительный процент на фонд предупредительных мер.

Что влияет на размер тарифа

Учитывая сложную структуру тарифной ставки по каждому виду страхования,
несложно предположить, что и показателей, которые ее формируют, много. На
каждую составляющую тарифа влияют свои показатели.

  • на рисковую ставку влияет выбор программы страхования и вероятность
    наступления выбранного риска (если их несколько, то показатель
    рассчитывается по каждому из них);
  • рисковая надбавка определяется, согласно статистике убыточности по
    конкретному продукту у страховщика, и заложенному (расчетному)
    количеству вероятных страховых событий;
  • нагрузку формируют «аппетиты» страховщика, размеры его постоянных и
    переменных издержек, уровень организации бизнес-процессов и
    автоматизации работы.

Формирование стоимости страхового продукта

Кроме того, страховой тариф (брутто) напрямую зависит от
финансовых показателей работы страховщика – размеров его портфеля,
управленческих затрат, дополнительных доходов (от инвестиционной
деятельности). На итоговую стоимость страхования будут влиять еще и
поправочные коэффициенты. Они умножаются на расчетный страховой тариф и в
зависимости от обстоятельств могут как увеличить конечную цену, так и
снизить ее.

В большинстве крупных страховых компаний тарифная таблица заполняется как
минимум двумя вариантами страхового тарифа – верхним уровнем ставки и
нижним. Первый, помимо перечисленных факторов, зависит еще и от действующей
депозитной ставки банка-партнера страховой компании.

Почему в страховании тоже «оптом дешевле»

При расчете ставок брутто и нетто в целях ценообразования применяются
громоздкие формулы. Но не всегда. При коллективном страховании используется
более простой расчет на основе усредненных показателей без учета
индивидуальной вероятности неблагоприятного развития событий. Что это дает:

  • сокращение расходов времени и технико-технологических ресурсов
    страховщика;
  • снижение суммарных расходов на аналитику и скорринг по коллективным
    программам.

К этому добавляется по умолчанию более высокий объем сборов (за группу
застрахованных), что и определяет условия для оптимизации страхового тарифа
путем снижения надбавки.

Что страховой тариф расскажет о страховой компании

Чем более серьезный подход применяет страховая организация к расчету
страхового тарифа, тем выше финансовая устойчивость ее операций. Для
страхователя это значит, что грамотный расчет гарантирует его способность
погасить обязательства перед страхователем. Конечно, далеко не все
страховщики раскрывают подробности практики оценки продуктов.

Но здесь вы можете воспользоваться нашей помощью. СА «GALAXY страхование» проводит
комплексный анализ каждого партнера, чтобы гарантировать клиентам
эффективность каждого полиса. У нас на сайте можно оформить продукт только
от исполнительных надежных участников российского рынка. С возможностью
сравнить действующие ставки компаний и выбрать лучшую.

Добавить комментарий