Обновлено: 17.05.2023
При централизованной форме организации делопроизводства все технические операции по обработке документов сосредоточены в одном структурном подразделении (службе ДОУ), а творческая работа с документами осуществляется в других структурных подразделениях. К преимуществам централизованной формы организации делопроизводства относится возможность формирования единой базы данных по всем поступающим в организацию и создаваемым в ней документам, что позволяет повысить оперативность поиска документов и, следовательно, оптимизировать справочную работу по документам. Централизованную форму организации делопроизводства целесообразно использовать в том случае, если организация имеет линейно-функциональную организационную структуру.
Децентрализованная форма организации делопроизводства предполагает создание самостоятельной службы делопроизводства в каждом структурном подразделении. Ее целесообразно использовать при дивизиональном типе организационной структуры или в условиях территориальной разобщенности структурных подразделений организации.
Смешанная форма организации делопроизводства предполагает выполнение одних делопроизводственных операций (прием, регистрация, контроль, размножение документов) в службе ДОУ, других (создание и оформление документов, их систематизация, формирование дел и хранение) в структурных подразделениях. Следует отметить, что при смешанной форме организации делопроизводства одна и та же технологическая операция, например регистрация поступающих и отправляемых документов, может осуществляться как в службе ДОУ, так и в структурных подразделениях, в зависимости от категории документов.
Выбор наименования службы ДОУ
В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные документы или документы методического характера, которыми следовало бы руководствоваться при выборе наименования службы ДОУ и определении ее структуры, поэтому организации вправе самостоятельно принимать решения по этим вопросам. Тем не менее, при этом следует учитывать несколько факторов:
– характер деятельности организации, ее структуру (количество подразделений, численность аппарата управления и общую численность работающих);
– объем документооборота организации;
– наличие подведомственной системы (подведомственных организаций, филиалов, отделений, представительств) и характер взаимоотношений между ними и центральным органом управления.
На практике используются различные названия делопроизводственного подразделения: управление делами, канцелярия, общий отдел, отдел делопроизводства, отдел корреспонденции, служба делопроизводства, служба документационного обеспечения управления, управление по работе с документами, отдел документации и др.
Управление делами – это, как правило, подразделение, имеющее внутреннюю структуру. В составе управления делами выделяются группы, сектора, отделы и другие структурные части, обеспечивающие учет и регистрацию документов, контроль за исполнением документов, работу с документами коллегиальных органов, изготовление документов, копирование и тиражирование документов, а также такие подразделения, как секретариат, архив, отдел совершенствования делопроизводства и др. Управления делами создаются в крупных организациях, имеющих подведомственную структуру: органах федеральной исполнительной власти (министерства, службы, агентства), крупных акционерных компаниях и др. Управление делами наряду с сугубо делопроизводственными функциями осуществляет организационно-методическое обеспечение делопроизводства подведомственных организаций.
Организационная структура службы ДОУ
На крупных предприятиях в составе службы ДОУ выделяются функциональные группы и за каждым сотрудником закрепляются определенные обязанности. В состав службы ДОУ могут входить секретариат, экспедиция, группа (бюро, отдел) контроля, группа писем (бюро жалоб, отдел обращений населения), машинописное бюро, копировально-множительное бюро, архив.
На средних предприятиях функции службы ДОУ выполняют отдельные специалисты по участкам работы.
На небольших предприятиях служба ДОУ состоит из 2-3 человек.
Во многих организациях служба ДОУ не является самостоятельным подразделением, а входит в состав административно-хозяйственной службы, службы управления персоналом или бухгалтерии. Однако организация работы с документами – это вполне самостоятельный вид деятельности, ничего общего не имеющий с хозяйственным обеспечением или бухгалтерским учетом. Поскольку служба ДОУ фактически управляет документацией и документационными потоками всей организации, она должна быть самостоятельным подразделением, пусть и с небольшой штатной численностью (это может быть 2–3 чел.), с подчинением непосредственно руководителю организации или одному из заместителей руководителя, курирующему вопросы информации и документации. Это принципиально важно еще и потому, что служба ДОУ непосредственно работает с руководством, решает вопросы рассмотрения документов, контролирует их исполнение, ведет справочную работу по документам по заданию руководства, выполняет другие поручения руководства.
Определение должностного состава и штатной численности службы ДОУ
При определении должностного состава работников следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).
Для определения численности персонала службы ДОУ используются нормативные документы по труду и организации труда. Нормирование труда работников делопроизводства, в том числе расчет их штатной численности осуществляются на основании следующих документов:
1. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по документационному обеспечению управления. М., 1995.
2. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций. М, 1992.
3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. М., 1993.
4. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.
Как правило, определение численности подразделения не входит в обязанности самой службы ДОУ – эта работа проводится отделами труда и заработной платы или экономическими подразделениями, но при необходимости такие расчеты могут провести и работники службы ДОУ. Названные выше нормативные документы по труду содержат методические указания, касающиеся применения этих документов на практике.
Разработка положения о службе ДОУ и должностных инструкций работников
Важная задача в организации службы ДОУ – это разработка положения о службе ДОУ и должностных инструкций работников. Эта задача решается руководителем самой службы ДОУ самостоятельно или с привлечением квалифицированных специалистов. Положение о службе ДОУ и должностные инструкции ее работников составляют комплект организационно-правовой документации, разработка которого завершает организационный этап создания этой службы.
Положение о подразделении – документ, определяющий организационно-правовое положение подразделения в структуре учреждения.
Государственная система документационного обеспечения управления содержит примерное положение о службе ДОУ, но применять его на практике в настоящее время можно только с учетом тех изменений, которые произошли в системе управления и которые отражены в современном законодательстве.
Текст положения о службе ДОУ, в соответствии с ГСДОУ, должен содержать следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Цели и задачи службы ДОУ.
3. Функции службы ДОУ.
4. Права и ответственность службы ДОУ.
5. Взаимоотношения службы ДОУ с другими структурными подразделениями.
Организационный этап создания службы ДОУ завершается разработкой должностных инструкций. Журнал не раз публиковал статьи, посвященные разработке должностных инструкций, поэтому в этой статье мы ограничимся лишь общими замечаниями. Следует иметь в виду, что должностная инструкция разрабатывается для определенной должности, и если в подразделении несколько одинаковых должностей, но работники, занимающие их, выполняют различные обязанности, для каждого комплекса должностных обязанностей следует разработать отдельную должностную инструкцию. Закрепление за должностью определенного комплекса должностных обязанностей должно отразиться в заголовке документа, например: должностная инструкция специалиста по учету и регистрации документов, должностная инструкция специалиста по контролю исполнения документов, должностная инструкция специалиста по работе с обращениями граждан и т.п.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к организации службы ДОУ;
2. Выявить основную проблему организации службы ДОУ в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем и сделать расчет путей их решения организации службы ДОУ;
Содержание работы
ГЛАВА 1.Организация службы документационного обеспечения
1.1Служба ДОУ. Ее основные цели и задачи. Аспекты организации службы делопроизводства (юридический, организационный,
1.2Организационные формы документационного обеспечения делопроизводства: централизованная, децентрализованная, смешанная.
Факторы, определяющие их выбор в конкретной организации 10
1.3Выбор наименования службы ДОУ 13
1.4 Организационная структура службы ДОУ 15
2.2 Структура службы ДОУ на предприятии ООО
2.3 Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Содержимое работы – 1 файл
курсоваяWord.docx
2) на государственных предприятиях (объединениях), в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях и вычислительных центрах, высших учебных заведениях и других организациях – отдел документационного обеспечения управления или канцелярия, в состав которого, как правило, включаются:
– подразделения по учету и регистрации, контролю, совершенствованию работы с документами и внедрению технических средств, рассмотрению писем (жалоб);
– архив. (1,приложение 12.)
Однако для тех организаций, которые категорически не желают использовать старые названия службы ДОУ (управление делами, общий отдел, канцелярия) можно предложить варианты наименования, отражающие современные тенденции развития документационного обеспечения управления, например: служба (отдел) управления документацией ( документами), отдел совершенствования работы с документами и внедрения технических средств. (12, с.56)
В настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные документы или документы методического характера, которыми следовало бы руководствоваться при выборе наименования службы ДОУ и определении ее структуры, поэтому организации вправе самостоятельно принимать решения по этим вопросам.
1.4 Организационная структура службы ДОУ
На крупных предприятиях в составе службы ДОУ выделяются функциональные группы и за каждым сотрудником закрепляются определенные обязанности. В состав службы ДОУ могут входить секретариат, экспедиция, группа (бюро, отдел) контроля, группа писем (бюро жалоб, отдел обращений населения), машинописное бюро, копировально-множительное бюро, архив.
На средних предприятиях функции службы ДОУ выполняют отдельные специалисты по участкам работы.(14,с.38)
На небольших предприятиях служба ДОУ состоит из 2-3 человек.
Во многих организациях служба ДОУ не является самостоятельным подразделением, а входит в состав административно-хозяйственной службы, службы управления персоналом или бухгалтерии. Однако организация работы с документами – это вполне самостоятельный вид деятельности, ничего общего не имеющий с хозяйственным обеспечением или бухгалтерским учетом. Поскольку служба ДОУ фактически управляет документацией и документационными потоками всей организации, она должна быть самостоятельным подразделением, пусть и с небольшой штатной численностью (это может быть 2–3 чел.), с подчинением непосредственно руководителю организации или одному из заместителей руководителя, курирующему вопросы информации и документации. Это принципиально важно еще и потому, что служба ДОУ непосредственно работает с руководством, решает вопросы рассмотрения документов, контролирует их исполнение, ведет справочную работу по документам по заданию руководства, выполняет другие поручения руководства.(9,98)
Определение должностного состава и штатной численности службы ДОУ
При определении должностного состава работников следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37).(11,с.147)
Для определения численности персонала службы ДОУ используются нормативные документы по труду и организации труда. Нормирование труда работников делопроизводства, в том числе расчет их штатной численности осуществляются на основании следующих документов:
1. Межотраслевые укрупненные нормы времени на работы по документационному обеспечению управления. М., 1995.
2. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций. М, 1992.
3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. М., 1993.
4. Нормы времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.
Как правило, определение численности подразделения не входит в обязанности самой службы ДОУ – эта работа проводится отделами труда и заработной платы или экономическими подразделениями, но при необходимости такие расчеты могут провести и работники службы ДОУ. Названные выше нормативные документы по труду содержат методические указания, касающиеся применения этих документов на практике.(15,с.34)
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами, Уставом ДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.
ДОУ может имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского. Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.
Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Родительский комитет , Педагогический совет ДОУ.
В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления.
Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.
На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заместитель заведующей по администратино-хозяйственной части (АХЧ), врач, главный бухгалтер, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.
Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатель по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинский обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
Педагог-психолог в составе социально-психологической службы осуществляет деятельность на всех уровнях линейного управления (психологическое обеспечение всего процесса).
В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ДОУ
Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. В настоящее время, известны более 14-ти научных подходов к руководству:
- Комплексный.
- Интеграционный.
- Маркетинговый.
- Функциональный.
- Динамический.
- Воспроизводственный.
- Процессный.
- Нормативный.
- Количественный.
- Административный.
- Поведенческий.
- Ситуационный.
- Системный.
- Программно-целевой подход.
В современной теории пока нет единых подходов к определению
содержания деятельности руководителя.
Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.
Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.
Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.
Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.
Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.
Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.
Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.
Свободное самоопределение . Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.
Пропедевтико – реабилитационная . Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.
Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.
Изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются на современном этапе как потенциалы развития детского сада, которыми можно управлять.
В настоящее время в отечественной науке термин “управление” трактуется с разных позиций:
– как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В. Г. Афанасьев, Н. С. Сунцов и др.)
– как деятельность (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Г. Х. Попов и др.)
– как взаимодействие субъектов (Т. И. Шамова, Л. А. Бурганова и др.)
По мнению А. А. Майер, под управлением понимают специально организованную деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленную на обеспечение единства взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании [2, с. 6].
Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие, в связи с наделением его определенными полномочиями по управлению каким-либо объектом. В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители; управляющий совет, педагогический совет.
Объектами управления могут выступать физические и юридические лица, а также социально- экономические системы и процессы. В управлении дошкольной образовательной организацией объектами управления выступают:
– Материально-технические и экономические ресурсы;
– Дошкольная образовательная организация и ее структурные подразделения;
– Персонал дошкольной образовательной организации;
– Методическое сопровождение образовательного процесса;
– Взаимодействие организации с родителями воспитанников как заказчиками образовательных услуг.
Л. А. Бурганова в своем исследовании подчеркивает взаимовлияние во взаимодействии субъектов и объектов управления. И тех и других отличает способность к самоуправлению, при этом возможен конфликт интересов. Это означает, что управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах другой природы: управляющим и управляемым в них является человек, и на первый план выходит управление людьми [1, с. 68].
М. М. Поташник, П. И. Третьяков в своих исследованиях подчеркивают подход к осуществлению управления в образовательной организации, ориентированный на управление не только функционированием, но и на ее развитие. Посредством управления развитием образовательной организации обеспечивается целенаправленность деятельности коллектива по наращиванию его образовательного потенциала, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [4, с. 121].
По мнению Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной, Л. Г. Богославец, целесообразно ставить акцент на управление качеством образования, в частности качеством дошкольного образования.
На современном этапе технологии управления качеством образования играют огромную роль в формировании эффективной системы управления дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является технология управления качеством образования по результатам, разработанная под руководством П. И. Третьякова.
Учеными выделяются следующие уровни управления по результатам:
В рамках нашего исследования вызывает интерес вопрос организационной структуры управления. В исследовании М. М. Поташника, организационная структура управления в дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций, между которыми существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения [6, с.348].
Среди основных структур управления выделяют матричную, линейную, функциональную и линейно-функциональную.
Структура матричного типа возникает при одновременной реализации многих проектов. Одни и те же сотрудники могут одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов, которые организуют данный процесс, но не имеют административных полномочий. На рисунке 1 графически представлена матричная структура управления.
Рис. 1. Матричная структура управления
Линейная структура состоит из двух и более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников, и отношения между руководителем и подчинёнными строятся по принципу единоначалия (рис.2)
Рис. 2. Линейная структура управления дошкольной образовательной организации
Функциональная организационная структура предполагает группирование конкретных должностей в структурные подразделения, которые основываются на основе общих видов деятельности (рис.3)
Рис. 3. Модель функциональной организационной структуры
Линейно-функциональная структура состоит из иерархии линейного руководства и функциональных подразделений, специализированных на выполнении определенных видов управленческих действий. В процессе ее создания определяется штатное расписание и кадровый состав организации, требования к квалификации персонала, уровням их взаимосвязей и ко всем направлениям педагогического процесса. При этом, основу модели данной структуры управления составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса (рис.4)
Рис. 4. Модель линейно-функциональной структуры управления в дошкольной образовательной организации
Данный тип структуры управления наиболее распространен в образовательных организациях. Модель линейно-функциональной структуры управления позволяет организовать управление производственными процессами по линейной схеме, при этом предполагается, что функциональные подразделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию, решают разнообразные управленческие задачи для соответствующих линейных руководителей.
Таким образом, управление в дошкольной образовательной организации может рассматриваться в различных аспектах (системный, процессуальный, деятельностный, функциональный), осуществляться на разных уровнях. На современном этапе в формировании эффективной системы управления дошкольной образовательной организации начинают играть технологии, являющиеся средством оптимизации управленческого цикла в детском саду и обеспечивающие достижение запланированного результата управлением качеством условий, процесса и результата образования, реализации образовательной программы.
- Бурганова, Л. А. Теория управления: учеб. пособие / Л. А. Бурганова. — М.: ИНФРА- М, 2013.
- Маааааааайер А. А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: метод. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Поздняк, Л. В. Управление дошкольным учреждением / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, — М.,2001.
- Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Новая школа, 2010.
- Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А. Н. Троян. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для вузов / Н. А. Виноградова [и др.]; под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
- Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Академия, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, управление, образовательный процесс, детский сад, линейно-функциональная структура управления, матричная структура управления, образовательная организация, педагогический процесс, современный этап, функциональная организационная структура.
Похожие статьи
Матричная структура управления как основа системы.
До момента реорганизации образовательных учреждений города Москвы путем слияния или присоединения, многие из них представляли собой автономные управленческие системы в рамках отдельных зданий.
Управление дошкольной образовательной организацией.
Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.
Модель системного управления воспитательным процессом.
При построении модели системного управления воспитательным процессом в дошкольной
Касаткина Е. И. Управление современным дошкольным образовательным учреждением
Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс.
Организация образовательного процесса в дошкольной.
Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОО на современном этапе является включение эффективных форм работы с.
Управление дошкольной образовательной организацией.
Управление дошкольной образовательной организацией.
Садыкова Л. Р. Организационно-педагогические условия управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях
Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является.
Формирование командного типа культуры в дошкольной.
Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура
Этапы управления организационной культурой педагогического. детский сад, корпоративная культура.
Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике.
Организация образовательного процесса в дошкольной. образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская.
Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания.
Организационные условия управления конфликтами.
Организационно-педагогические условия управления организацией социального
Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура.
Особенности организационной структуры управления.
Слезкова, Т. И. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении / Т. И. Слезкова, О. И. Домащенко, Е. И
На наш взгляд, современный учитель – это образованный человек с высокой методической культурой.
Читайте также:
- Порядок организации работ по нарядам допускам и распоряжениям кратко
- Мультфильмы по темам недели в доу подготовительная группа
- Пути совершенствования содержания образования в начальной школе
- Перечислите основные типы полей рбд информатика 9 класс кратко
- Принцип работы узи кратко
тема: «Структура управления ДОУ»
«Подходы к руководству ДОУ»
Выполнил:
Запорожцева Инесса Александровна
г. Тюмень 2018 г.
СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Федеральными законами, нормативными правовыми актами, Уставом ДОУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.
ДОУ может имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического – обслуживающего – медицинского – детского. Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.
Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Родительский комитет , Педагогический совет ДОУ.
В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления.
Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.
На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заместитель заведующей по администратино-хозяйственной части (АХЧ), врач, главный бухгалтер, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.
Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, специалисты (педагог–психолог, учитель-логопед), воспитатель по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинский обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
Педагог-психолог в составе социально-психологической службы осуществляет деятельность на всех уровнях линейного управления (психологическое обеспечение всего процесса).
В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
ПОДХОДЫ К РУКОВОДСТВУ ДОУ
Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. В настоящее время, известны более 14-ти научных подходов к руководству:
- Комплексный.
- Интеграционный.
- Маркетинговый.
- Функциональный.
- Динамический.
- Воспроизводственный.
- Процессный.
- Нормативный.
- Количественный.
- Административный.
- Поведенческий.
- Ситуационный.
- Системный.
- Программно-целевой подход.
В современной теории пока нет единых подходов к определению
содержания деятельности руководителя.
Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся. Формирование адаптивной образовательной среды и соответствующей ей технологии управления требует четких методологических подходов к организации экспериментальной работы.
Системно-деятельностный подход позволяет добиться целостности адаптивной образовательной системы, взаимосвязи и взаимодействия ее целесодержащих элементов, соподчиненности целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня.
Синергетический подход предполагает учет природосообразной самоорганизации субъекта. Практически это означает принятие во внимание всех компонентов человеческого «само» в деятельности социально-педагогической системы.
Коммуникационно-диалогический подход состоит во взаимодействии всех субъектов (объектов), находящихся в открытых и равноправных взаимоотношениях достижения прогнозируемых конечных результатов.
Культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических знаний по конкретным научным дисциплинам. Общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.
Личностно-ориентированный подход означает учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.
Все образовательное пространство учреждения должно способствовать свободному развитию личности. Эта гуманистическая идея может быть реализована на практике, если каждое звено (здесь имеется в виду учебно-воспитательное учреждение) адаптивной образовательной среды будет выполнять определенный объем функций.
Мотивационно-стимулирующая. Предполагает использование различных стимулов, вызывающих формирование потребностей и мотивов деятельности с учетом личностных качеств.
Свободное самоопределение . Означает самостоятельную ориентацию личности в образовательном пространстве, выбор профиля, необходимой дополнительной образовательной области знаний, соответствующей деятельности для самореализации.
Пропедевтико – реабилитационная . Предполагает предварительное изучение возможностей и способностей личности, поддержание уверенности ребенка в своих силах, снятие психологических комплексов, формирование положительных установок и ориентиров.
Коррекционно-компенсаторная. Ее задачи: коррекция поведения, устранение педагогической и психологической запущенности личности, а также ликвидация дефектов, нарушений, отдельных аномалий.
И С Т О Ч Н И К И:
- Абсалямова А. Управление дошкольным образованием. Дошкольное воспитание. №4, 2004.
- Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание? – Минск, 2007.
- Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 2007.
- Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
- Колодяжная Т.Н. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Вып. I. – Ростов н/д: Учитель, 2012.
- Маханева М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. М., 2006.
- Петрова С.Н., Преснякова Е.Б. Современный руководитель ДОУ: основы управления, Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
- Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. – М., 2004.
- Тюников Ю.С, Мазниченко М.А. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход. Стандарты и мониторинг в образовании. № 5, 2004.
������������ ��� ������������
«��������������� ��������� �������� ���� ��� ���������� ����������»
�����: ���������� �������� ������������, ����������, ��������������� ��������� ���������� ��������������� ���������� ������� ��� N 55 ��������� � ������������ ������������ ������ �����-����������.
��������.
«��������� ����������� ����� ���������� ��� ������� ������������ ��������, ����������� ������� ������� ����� ������� ����������� �� ��������� ������� ������, � ����� ����������� ����������� �������� �� ������� �����» (1)
��������� ��������: ��������� ���������� ��� ������� ������������� ����������, ����� ������������� �� ����� �����, ������������ ������������ ������������. ������, ���������������� ����������� ����� ���� ���������� ����� ����� �� ��������� ������ � �� ������ �����������. ������ ���������������� – ��� ��������������� ���������� � ������ ����������� ����� ���������� ���������� �����������. ������ ����������� ����������� ������������� ���������� � ������������ � ������������� ����������:
- �������� ������� – ����������� ������� ����������� � �������������� �����������;
- ������������ ���������� � ��������������� ��������;
- ���������� ����� �� �������� � �������������, ��������������
- ���������������� �����.
�������� ���������������� ��������������� ����������, �������������� �� ����������������� ���������, �������� �������-��������������.
����� �������������� �����������.
���������� ���������� ����������� – ��������������� ��������� ���������� ��������������� ���������� ������� ��� ��������� � ������������ ����� – ����������, ������������� �������� � �������. ������� ��� �������� �������, ���������� � ����� ���. � ��� 4 ������ ��������������� ��������������, �� ��� 1 ������ ��������. ��������������, ����� ����� ������������ ��������, ����� ������������������� ����������, �������������� ��������������� ����������� � ��������, � ������ ������������������� ����������, � «���������» – �������� �������, ������� � �����. ���������� �������� ���������� ���������������: �������-�������������� ���������, � ������� �������������� �������� � ���������� ������������ ������. ����, �������:
? ������������ 1 ������ – ����������,
? ������������ 2 ������ – ����������� ���������� �� ���
? ������������ 3 ������ – ������� ���������
? ����
? �����������
? ����������� (����������� ������������, ������������� �����������, �������, ��������, ��������)
? �����, �������� ������
? ����������� �������� (������� �� ������������ ������������ ������, ��������, ��������, ������� �� ������ � ������� �����, ����������)
? ��������� �����������.
����� ��������������� ��������� (�������������) ����� �� N 55 ������������ � ���������� 1.
�������������� ��������������� ���������.
�������������� ����� ����� ����������� – ����������, ����������� ���������� �� ���, ������� ���������, �������� (���������� 2). �� ���� ����������� ����, ������� ������ ��������������� �� ���, ��� ���������� � ����������. ���������� �������� ���� ����������� �� ������ � ������������� �� ��������� �� ������������ ����� �������� �������������. ����������� ���������� �� ���, �������� � ������� ����������� ������ �����������, ������������, ������������� �� ��������� ��������� ���������� � �������� � ������������ � ������������ ������������, � ������� ����� ��������� ����������, � ����� ����� � ����������� �����������. ����� �����, � ���������� ���������� � �������� ������������ �������� ������������ «������� ��������� ����������� ����������», � ������� �������� ������������� ��������� ���������� � ���������������.
������ ���������� ��, ��� ���.���. �� ���, �������� � ��������� � �������� ��� «�������������� ��������, ������� ������� ���������� ����������� ���������� ������������ �� ������, � ����� ������������ ������������ ���, ��� ������������ �����������»(1).
���������� 2.
������������� «�������������� �������» ���������� ��������� ���������� ��������������� � �������������� ������������ ������������ ����������� (��� ����������, ���������� ���������), ������������ ������������� �������� (���������� 3,4,5) � ���������� ��������������� � ����������� (���������� 9).
«������������ �����» � ����� ������� ���� ����� ������� ������������, ������ ���������� �������. ���� ��� ������������� �������� �������� ���������, ��������� ������� ���������� ���� �����������. � ���������� ��������������� ���������� «���������» – �������� �������, �������������� � �����. ����������� ������ ������� � ���������� ����������� (���������� 3)
���������� 3.
� �������� ���������� ����� �������� �� �������� ������������:
- ��������;
- ��������;
- �������;
- ����������� ������������;
- ������������� �����������;
- ����.
������������� ������������ � ���������� 4.
�������� � ������ ������ ��������� ����������� – � ����� �������, �� ������ � �������������� �����, ��������������� �������� ������� �������� � ���������� ���������. � ������ �������, ������������ ����� ������ ������ ������� � ������������� (������������ �����») � ��������� ����������� ����� ���� � ������������� ����������. ����������, ��� ���������� � ������� ���������� ���������, ���� ��� ���������� ��������� ��������������� � ���������� ������� ����� ��� �������� ������������ ������ ������������, ��� �� �������.
�������������� ��� ���������� ������� ����������� � ����� ���������� �����������. ������� �����������������, ��������, ��������� ���������� ��, �� ����������� ����������� �� ��� ��������� ������� ���������� ��������������, �������, ������������, �������� ���������� ����������� �������� ����� (�������������� �������������), ��������������� ���������������� ������������ ��������� (������������ ����������� ���, ��������� � ����������������� �� ������� �������� ������������ � ������������ � ��.)
���������� �� ���������� ����������, ��� �� ����� �� ������������� � ���������� 1, �������� ��������������� ��������. ���������������� ������������� ����� �������� ����������� ���������� �� ���. � ���������� ������������ ��� �������������.
�������� ����� � ������� ���������������� ��������� �������� :
- ����������� �������������� ������������ ����������
- �������� ����������� ������� ��� ���������������� ����������� ����������� ��
- ����������� ���������� ������� ���������� ����� � �� � ��������������� ������� ����� ��� ��������� ��
����������� ���������� �� ��� ����� ������������ ����������� �� ����������� ������������� ������������ ��� ���������������� ���������, �������� �� ����������� ������������ ���������� �� ������ �����, ������� ������������, ��������������� ������������.
����� � �������� ����������� ������������ � �������������� ��������������� ������������ �� ����� ���������� 5 ������������� ����� ���������� ����� �� ������� ����������� ������� ����������� ������.
���������� 5.
«�������������� �������� ����������� ������������� ����������� � �������� ����� ��������, ���������� ���� ���������� ����������� �� ��������������»(1). ��������, �������� �� ��������� ��������� – ����������� ����� ������� �������� �������� ���������, ����������� �� ������������ �����, ���������� 10-�������� ���� – ��� ������ ������������ ��������� «�����-����, ������� � ������� ����», ��� ������������ ��������� ��������� ����������������� ��� ��������, ����������� ��� ����������� ������� ( ���������� ���� � ��������� ������, �����, ���������, ���������, ����������� ��������� �������������� ����, ��������� ����������� ��������� �� ����� � ������ �� ������ � �.�.)
«������������ ������������� �������������� ���������� ������� ����� � ����������������� ���� ���������» (1). ��������,
- �������� ������� ����������� ������� ����������� ��������� ��������� ��,
- ���������� ���������-������������������� ������
- ������������� ������ ���������� ������������, ��������, ��������� ��������, �������� �� ������ �����
- ����������� ������� �� �������
- ����������� ����������� ��������
- ������ �� �����������, ������������ ���.��������� � ��.
- ������ ���������� �������� � ������������ ���������� ����� �� ���� ��������.
������� ���������� ����� ������������������ ������������ ������� ����������� ������, ������ ��, ��� �ӣ ��� ������ ���� ��������� ���������� �� ��� �����, � ��������������� ����������, ������� � �����. ��� ����� ������ ������, ��� ����� � ������ �������������� ������������� �������� ����������, ��� ������ ��������� �������� ������������ � ������� � ����� �������� � �������� ����������. ���� ������ �� �������� ��������� �� ���� ��������� � ��������� ���������, �������� �� ������������� ��������� ���������� �ӣ ����� �������� ���������.
� ����� � ������������ ����������� ��� ������� ������ (� ����� ������ – 28,5 ������), ��� � �������� �����������, ���������� ��� ��������� (25 �������), ������ � ��������� ������� ����� ����� ������� ������������������ ���������. ���������� ������������� ���������� 6.
��� ������������� ����������� ��� ����������� ����� ���� ������������ ����������� ���������� �� ���, ����������� ������ ��� ����� ����������. ������ ������, ��� � �������������� ����������� ������������ ������ ������ � ����������� ������ � ��, � ���� ������������ �� ���� �������������� ���������� ���������������� �������, ����� ������ ��������� ��� ����������� �����, �������� ��� �������������� ������. �� �������� �� ��� ��������������, �� ������, ��� ��� ��������� ��������.
���������� 6.
��� ������������� � ���������������� ���������. � ����� �� �� ���������� ������������������ ����� ��������� ��� ������������� � ���������� 7
����������� � ���� ������������� ���������� ����������.
��������� ����������. � ��������, ������� ��� ����� ������������ ��� ������� ������������, ���� �� �������� �� ���������� ������������, 14 �� ����� ��������� � �������� ��, �������, ���.���. �� ���(�� ������� �����) .� �������� ������ ��� ����� �������� ���� �� ����������. ������ ������������ ������������ ������������, �� � ����� �� ������ ������������� �������� ������������, �� � �������������� ������.
����������� ����������� ��� ������ ������������� ������������.
���� �������� ����������� – ��� ��������, �������� ����� �����������, ������� �� ����������� � �����. ��� ������� ����������� ������������� �������� ���� ���������� ������ �������������.
��� ��������� ����� ������� ���������� �������, ������������������ ��������������� ���������, ��������������� �����������, �������� � ������� ��������, �������. � ��� ������� ��� ��������� �������� ����� ����� �� ������ ������� ������ ������, ��� ����� � ����� �� ����� ����������, ������������� �� �� ���� ��������� (���������� � �����, ������������, �������, �������� � ��.). ���� ����� � ��� ��������� �����, ����� ���������� ������� ������� ����, � ����� �������� � ��� �� ���� ������������� �������������� ��������������� �����.
����� ����������� ������������� ����� �������� ����������� �������������� � ���������������� ������. �� ��� ���������� ������������ ���� ����� �������� ����. ������ ��������������� � �������� ����������� ��������������� ���������, ���������� � ���� � ���������������, � ������������ ���������, � �������, � ���������������, �����������, � ������ ������ ��������. ����������� ������ ������������ �� ���������� ����������� ����� �����, ����������� ���������� ������������� �����������, ���������� – �� ����������� ������������ ����������� ������������� ��� ���������� ���� �������� � �.�.
��� ���������� ���������� ������������� ����������� �����������, �������, �������. ���������� ������ ����� ���� ������������ � ������������ � ������������� �����������, ������� � ���������.
����� ���������� ������� ���������� ����� ������������� � �������� ��������. ��� �� ������ ������������ ������, ������, ������, ������������ �������� ������� ����������� ����� �����, �� � ��� ��������������� ���������� � �������� � �����, ������������� ��������, ����������� ��������� � ����� �������� ����� � ����������� ������� ��������� �������� �� �������� .
������ ������������� ������������
������������� ������������ �������� ���� ����� ������ �� ���������������� ���������� �� ������ � ������, �� � � �����������. ��������, ���� �� ����� ����� (�����) ����������� 4 ������� ���� � ��� 3 �� ��������, �� � ����������, ����������, �������� �����������. ���������� ����� �� ������� ��� � �������� ����������� ������ – ��� ���������� ���������� ������.
�� �� 5 ���, ��� � �������� ���� ������� �����, � ��� ������� ����� ������� ���������. ������� ������� ���������� ���������������� ���������. � ���� � �������� � ���������, ���� �������� � ����������, ��������� ����. ��� ���� ���������� ����� ������������ ��������� � ����� ������������, ���� � ����� �� ������ �� �����. ���� � �����, ���� � ������� ����, � �����, ��� �� ���� ��������������� ����������� � ������ ��� � ������� ����� ������ �������. ��������, �������, ����� ���������. �� ��� ��������, ��� ���� �������� �� �������. �������� ��� ����� � ����� � ��� � �������, � ����������� �����, ����������� ������� � ��������, ���� ��������� �� ��������� ���������� ����������, ���������� ������ ����� � ���.
� ��� ����������� ������ ��������� �� ������ ���� � ����������� ���������, � � ������� �������� ����� «������ ���������», ����������� ������� � ������� �������.
����������, ������� ���� � ������������� ������ ����� ������ �������������� �������� ���� � ���������� (�������) ������.
������ ������������ �������� �� ����������� � ��������� ������ ����������� ���������� � ���������� ������������ ��. �������������� � ��������� �� ������� ����� ������ ��������� �������� ������� �������������� ����� � ���������� ��������������������� ( �� ���� ���������� � �������� ������������ �����, ������ ���������, ��������� �������� ����������� � ������� � ���). �������������� � �������������� ���������� ������������� �������� ������� ���������� ����� �, ��������������, �������� ������������� ������. ����������� �������� ��������������� �������, ���������� ������-������������ ��� ������������, ��������� �������� ������������ �� ��������� �������� �����, ��� ����� �������� ��� ������ ����� �������� ���������� � ��������� �����������. ������� �� �� ������������ �� �������������� �� ���������� – �������������, ����, ��� �������� ����� ����. � �������� ������ ��� �������� – ��������. � �������������� ��������� �� ��������� ������.
������ ����������� �������������
� ��������������� ���������
��� �������, ���������� �������� ����������. ������ ����������� �����, ������������� �������� �� �������� ������ ������������ � �� ţ �����������. ����������� ���������������, ���������� ������������ � �� ���������, � �� �����������.
��� ����������� ������������� ������������ � ���������� ���� ��������������� �� ���� ������������ ���������� �������� ������������� ���������� ������ ����������� � �����. �����, �������� �� ��������������� �����������, ������������� ��������� � ���� � ����� ����������� ���������� ����������� ��������� �������� ��������. �������� ������ � ��� ������������� ������� �� ������������� ������������. ��������, � ������� ���� ���������� ������ ���������� �������� ������� ��������� ��� ����� �� ������ �� ����������. ����� ������� ������ ������� ���������� ���������� ������������ ����� �������� �������. ��� ���������� ����� ������ � ��������� �������, ������������ ���������� ������� ����������� ����, ������������ �������� ������������� ��������, ������������ �������� � ��. ����� ���������� ����� ������ ��� ������������ � ������� ��������. ��� ������������� ������, �������� �� ������ �������� � ����������� ����������� �� �������� �������, ��� ����� �������� ����� ���� ������������ ��� �������������� ������������ ( ��� ��������������) ���������������� ����������� ��������.
����������� �� ��������� ��������������� ���������.
��������� ��������������� ��������� �������� ���� ��� ���������� ���������� ���������� ��� �������� ��������� � ������� ����������. �������� �� ����������� ��������� ������ �����, � ���������, ���� ������� ���������� ����� ��������� � ����������� ����������. ����������, ��� �� �� �� ���������� ����� � ���������� ���������� ����������. ��� ����� � ����������� ����������� �� ��� ����� ������ �����������. � ������ �������, ��������� ������������� ����� ���������� � ��������������� �������, � �� ����������, � �������������� ���������� ������ ���������� ����������� ���������� � ������� �� ���. ���� ����������� �� ��������� ��������������� ���������, ��� ������������ �����������, ����������. �� �������� �����, ����� ������������� ��������, �� �������. � � ���� ��, ��� ��������� ����������� ������ �� ������� ���������� � ����� ������� ������ �����������.
����������.
� ���������� ����� �������� � ����������� �� ������� �������� ���, ��� ������������, ������� ��������������� ������������ ������ ����������. �� ����������� ���� – ��� �������� ���������������� �������-�������������� ��������� ����������� ������������ � �������������� ����������������.
� ��� ����� ����, ��� �� ����� ������������ ����� ����������� � �� ����� ����������� ������ ��� ����, ����� ��� ������� ����� ����������. �������� ��� ������ �������������� �����, ���� ���� ������ �����.
���� ������ � ���� � ������������ ����������, ��� ���, ��� ������� � ���� ������� ����, ���, ���� �� �������� – ��� � ��� ���������� ����.
������
- �.�������� «��������� � ������: �������� ����������� �����������», ���:�����, 2004.- 512�, (����� «������� ���������»)
На чтение 10 мин Просмотров 4 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 10 апреля 2023
Содержание
- Структура организации детского сада в схеме
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88»
- Организационная структура управления дошкольного учреждения
Структура организации детского сада в схеме
Организационная структура в ДОУ.
Кто есть кто в детском саду?
Руководство детского сада.
К администрации дошкольного учреждения относятся:
- заведующий детским садом
- старший воспитатель
- заместитель заведующей по хозяйственной части
Заведующий осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности он опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные и локальные акты. Он занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующий отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
Родители могут обращаться к заведующему за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый им коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.
занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду.
Вместе с заведующим он руководит коллективом детского сада, участвует в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с социумом.
Старший воспитатель проводит методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.
руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Заказывает поставщикам продукты питания, следит за качеством привезённой продукции. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.
Основной педагогический состав:
Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование.
педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитатель не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и руководителем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.
Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.
отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, праздники. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.
занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речи детей.
Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра и врач из детской поликлиники (на договорной основе).
Старшая медицинская сестра —
контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.
Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача. Составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.
Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.
Младший обслуживающий персонал:
К младшему обслуживающему персоналу относятся помощники воспитателя , повар, дворник, рабочий по обслуживанию здания, прачка, кастелянша. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.
Помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и раздаёт её вместе с воспитателем детям, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах помогает детям организовать сервировку детских столов. Помогает воспитателю одеть детей на прогулку, проводить и встретить после неё, раздеть детей перед тихим часом и одеть после него.Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.
Также помощник воспитателя отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями САН ПИН проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.
Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88»
Структура управления МДОУ
Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.
Формами общественного управления ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива, Совет родителей, Педагогический совет ДОУ.
В организованной структуре административного управления ДОУ можно выделить несколько уровней линейного управления:
- Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Типовом положении о дошкольном учреждении. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.
- На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, завхоз, врач, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовленности, опыта, а также структуры ДОУ.
- Третий уровень управления осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский, обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
В управлении ДОУ единоначалие и коллективность выступают как противоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни и деятельности ДОУ рассматриваются на коллегиальном уровне. В управлении ДОУ соотношение единоначалия и коллегиальности проявляются в решении вопросов на педагогическом совете, общем собрании и т.д. Коллегиальность находит наибольшее выражение в процессе обсуждения и выработки решения, а единоначалие – в распоряжениях руководителя.
Источник
Организационная структура управления дошкольного учреждения
Дудник Светлана Николаевна
Организационная структура управления дошкольного учреждения
Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического и обслуживающего персонала.
Организационная структура управления в дошкольном образовательном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде двух структур и трех уровней. Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации. Управляющая система состоит из двух структур : общественное управление, административное управление. Первая структура – общественное управление включает в себя : педагогический совет, управляющий совет, общее собрание.
Педагогический совет правомочен:
-определять направления образовательной деятельности Учреждения;
-отбирать и утверждать образовательные программы для использования в Учреждении;
-обсуждать вопросы содержания образования, форм и методов образовательного процесса и способов их реализации;
-рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров, развития их творческих инициатив;
-организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
— обсуждать и утверждать годовой учебный план, план работы Учреждения;
— рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
— организовывать выявление, обучение, распространение, внедрение педагогического опыта;
-заслушивать отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ; — представлять к награждению отраслевыми и государственными наградами.
Управляющий Совет ДОУ правомочен:
-собирать Общее собрание коллектива для участия в обсуждении и принятии Устава образовательного учреждения и вопросов о внесении в него необходимых изменений и дополнений.
-определять основные направления совершенствования и развития Учреждения, выбор образовательных программ.
-рассматривать вопросы об укреплении, развитии материально-технической базы Учреждения.
-вносить предложения по организации работы Учреждения.
-участвовать в контроле за качеством питания детей.
-устанавливать связи с общественными организациями по вопросу оказания помощи Учреждению.
-разрабатывать проект Родительского договора между Учреждением и родителями (законными представителями).
-принимать решения о распоряжении закрепленными за Учреждением объектами собственности, а также земельными участками (по представлению заведующего, согласованному с Учредителем) в порядке, установленном действующим законодательством.
-проводить пропаганду передового опыта семейного воспитания, в том числе и через средства массовой информации.
-принимать Программу развития ДОУ;
— принимать решения по вопросу охраны ДОУ;
-заслушивает отчеты администрации, а также руководителей органов самоуправления о проделанной работе.
Общее Собрание ДОУ правомочно:
-осуществляет общее руководство ДОУ;
-принимает коллективный договор;
— принимает правила трудового внутреннего распорядка;
-принимает Устав, изменения и дополнения к нему, договор между ДОУ и родителями (законными представителями);
— избирает Управляющий Совет ДОУ;
-заслушивает отчет Управляющего Совета ДОУ.
Вторая структура – административное управление, которое имеет линейную структуру состоящая из трех уровней
1-й уровень – заведующая ДОУ.
Управленческая деятельность заведующей обеспечивает: материальные, организационные; социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ, правовые;
Объект управления заведующей – коллектив ДОУ.
На этом уровне заведующая осуществляет непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учетом их подготовки, опыта, а так-же структуры ДОУ.
Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.
3-й уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.
Объект управления – дети и родители.
Функциональная структура внутрисадовского управления
Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей.
Матричная структура внутрисадовского управления
В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. В каждом из них участвует не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников.
Данная структура указывает на особый период работы учреждения — режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.
Совместно-организационная деятельность «Малые зимние олимпийские игры» «Малые зимние Олимпийские игры». СОВМЕСТНО-ОРГАНИЗАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА На тему: «Здоровый образ.
Фотоотчет «Тренинги с педагогами дошкольного учреждения» В нашем дошкольном учреждении прижилась практика своеобразной помощи педагогам не только в виде консультаций, но и тренингов. Причем, проводят.
Консультация «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» Процесс перехода ребенка из семьи в детское.
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения. 1. Выпускник дошкольного образовательного учреждения – это жизнерадостная, жизнестойкая, целеустремлённая личность. У него сформированы.
Организационная образовательная деятельность «Опасные предметы» (первая младшая группа) Организационная образовательная деятельность Тема: «Опасные предметы» (первая младшая группа) Цель: формирование осторожного и осмотрительного.
Проблема управления качеством дошкольного образования Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Предъявляются новые требования к дошкольным образовательным учреждениям,.
Современный педагог дошкольного учреждения Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества (Методическая разработка).
Структура и органы управления ДОУ Структура и органы управления ДОУ МБДОУ Луговской детский сад №32 «Ивушка» Информационная справка. 1. Муниципальное бюджетное дошкольное.
Структура календарного планирования согласно типовой общеобразовательной программы дошкольного образования «Растим личность» Планирование учебно-воспитательного процесса согласно требованиям типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность».
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социумом Наш детский сад на основе договора сотрудничает со следующими организациями: Управа Октябрьского округа, поликлиника №3 г. Якутска, ЗАО.
Источник
Информация о структуре МБДОУ
Структура ДОУ и система его управления.
Распределение административных обязанностей.
Непосредственное управление ДОУ осуществляет заведующий, который действует на основании Устава от имени ДОУ, представляя его во всех организациях и учреждениях:
распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных договором между ДОУ и Учредителем;
в соответствии с законодательством о труде принимает на работу и увольняет работников, осуществляет расстановку кадров, поощряет работников учреждения, налагает взыскания;
несет ответственность за деятельность ДОУ перед Учредителем;
издает приказы, распоряжения в рамках своей компетентности, регламентирующие деятельность ДОУ.
Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ДОУ осуществляет уполномоченный Учредителя – управление образования администрации Советского муниципального района
Старший воспитатель осуществляет руководство воспитательно-образовательной работой ДОУ. Он определяет место каждого педагога в воспитательной работе с воспитанниками, мобилизуют воспитателей на решение задач, поставленных основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ, годовым планом работы, принимает участие в физкультурно-оздоровительной работе с детьми и привлекает к воспитательно-образовательной работе ДОУ родителей и общественность.
Заместитель заведующего по АХР отвечает за сохранность здания ДОУ и имущества, организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, противопожарную безопасность, охрану труда и организацию труда обслуживающего персонала, контролирует санитарное состояние помещений, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовления пищи, проводит санитарно-просветительскую работу.
Воспитатели и специалисты осуществляют воспитательно-образовательный процесс.
Младший обслуживающий персонал обеспечивает бесперебойную работу ДОУ.
Каковы основные формы координации деятельности аппарата управления образовательного учреждения.
Аппарат управления ДОУ координирует свою деятельность с учетом решений, принимаемых на Педагогических советах, общих собраниях трудового коллектива ДОУ, административных совещаниях при заведующем ДОУ.
Системный Контроль: Производственное совещание, общее собрание трудового коллектива ДОУ.
Оперативный контроль: Административные совещания и оперативные совещания с педагогами 1 раз в неделю.
Тематический контроль: Санитарное состояние здания, оборудования, в.т. игровое на территории ДОУ, состояние воспитательно-образовательной работы с детьми, охрана жизни и здоровья сотрудников и детей, др в соответствии с планом работы ДОУ.
Организационная структура системы управления, организация методической работы в педагогическом коллективе.
Организационная структура системы управления состоит из двух структур:
1 структура – коллегиальные органы управления ДОУ, согласно Устава ДОУ
2 структура – административное управление, которое имеет линейную структуру:
– 1 уровень управления – заведующий ДОУ. Объект управления – весь коллектив.
– 2 уровень управления – заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель.
Объект их управления – часть коллектива согласно функциональным обязанностям (педагогический персонал, обслуживающий персонал).
– 3 уровень управления – осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом.
Объект управления – воспитанники и родители (законные представители).
Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии. Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий детским садом занимает место координатора стратегических направлений.
Организационная структура в ДОУ:
-
- Заведующий.
- Заместитель заведующего по АХР.
- Старший воспитатель.
- Педагоги (воспитатели, специалисты).
- Младшие воспитатели.
- Обслуживающий персонал (повара, машинисты по стирке белья, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания, сторожа, дворник, электромонтер).
Структура ДОУ соответствует решаемым задачам, механизм управления ДОУ определяет его стабильное функционирование.
Положение о педагогическом совете | Положение об общем собрании работников МБДОУ | Положение о родительском комитете |