Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике |
Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике
При составлении структурно-логических схем необходимо оперировать следующими понятиями:
Словарь понятий
Анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.
Синтез – мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Сравнение – установление сходства или различия предметов.
Суждение – форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.
Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:
1 вид: СЛС «Следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
2 вид: СЛС «Циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
3 вид: СЛС «Образно-наглядная» – алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (= полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы.
-
При разработке структурно-логической схемы надо опираться на исходный материал художественного текста, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в литературном источнике с целью понимания авторского замысла.
-
Выбирается проблема, аспект, персонажи и т.д. для разработки и приемлемый вид структурно-логической схемы для решения поставленной задачи.
-
Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей в произведении (Например, на основе конуса и его свойств построена схема к драме А.М. Горького «На дне», при этом вершина конуса может смещаться).
-
Выбираются ключевые понятия, герои, факты и т.д. Они станут основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи.
-
Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, – в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям. Образно-наглядная структурно-логическая схема представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное – разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.
В новых условиях урок литературы требует наибольшего мастерства педагога, поскольку знание литературы — особое знание. Оно базируется не столько на рассудке и памяти, сколько на сопереживании и сотворчестве. Нельзя не согласиться с писателем В.Распутиным: “В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре… Это могучая духовная ограда от зла…” Отсюда и непомерная ответственность, стоящая перед словесником и определяющая главную задачу его служения ученику и школе – формирование культуры мышления ребенка и воспитание личности высоких духовно-нравственных принципов. Особенно важной миссия учителя-филолога становится в изменяющихся реалиях современности, ведь от того, что и как будут читать наши дети, сегодня, зависит завтрашний день России.
Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А.И.Герцена: «Литература – трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.
Художественная литература утверждалась как возможность передать взаимосвязь, логику, последовательность, закономерность действительности через творческое и живое воссоздание характеров, событий, состояний; дарила проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя. Художественное произведение показывает полноту многомерного смысла окружающего мира и дает наглядное, глубокое, целостное представление о мире, который предстаёт в причинно-следственных связях. Стать причастным к авторскому замыслу можно только в сотворчестве с писателем. В том и заключается сложность преподавания литературы.
Структурно-логическая схема демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно достигнуть следующих результатов:
– сформулировать проблематику изучаемого произведения;
– выявить авторскую позицию;
– дать оценку героям;
– объяснить смысловую структуру художественного произведения;
– и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.
Эффективность применения структурно-логических схем на уроках литературы проявляется в следующем:
– сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;
– повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;
– увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах.
Рассмотрим технологию создания циклической структурно-логической схемы на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Первоначально следует выбирать смысловой аспект, который в данном произведении представлен циклически. Таким образом, находим алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
Известно, что смысловым центром романа Достоевского «Преступление и наказание» является эпизод чтения главными героями Евангелия о «Воскрешении Лазаря».
Начинаем построение схемы со смыслового узла – «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЫ СПАСЕНИЯ». В романе каждый из героев циклически проходит путь греха – преступления – урока судьбы -наказания, но способен прийти к спасению по данной Достоевским в романе «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЕ СПАСЕНИЯ», осознав слова Иисуса Христа: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет». Налицо алгоритм, в котором можно выявить смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу и помогающие яснее увидеть авторский замысел произведения.
Евангелие от Иоанна о воскрешении Лазаря, по авторскому замыслу, показывает человеку, какова логика человеческой судьбы и каким образом человек может прийти к спасению, стать счастливым, обрести душевную гармонию и принести счастье и свет окружающим. Для Ф.М.Достоевского очевидно, что спасение человека таится в глубокой вере в Христа, через глубокое очищающее покаяние. Духовные тупики и трагедии, по мысли писателя, берут начало в отступлении человека от веры. Раскаяние и покаяние – для Ф.М.Достоевского – понятия разные. И в этом авторский замысел произведения. Достоевский – православный христианин, и именно идею православия писатель преломляет в понимание логики судьбы и метафизики бытия. Покаяние несет перемену ума, а раскаяние – только осознание чувства вины и неутолимое страдание, заводящее человека в тупик и приводящее к духовному расколу, физической или духовной гибели. Именно потому мы видим мучающихся, страдающих и погибающих героев, которые так и не нашли Спасения, так и не увидели очевидную для писателя истину в идее воскрешения Лазаря, в евангельской схеме спасения. Их судьбы, на первый взгляд, абсолютно разные. Но цикличность в соотношении с евангельской схемой Спасения очевидна.
-
Свидригайлов совершает самоубийство, не найдя сил для покаяния, не приняв евангельскую схему Спасения, а раскаяние позволяет ему перед смертью совершить самые яркие поступки, фактически приводя героя к катарсису.
-
Лужин настолько глух к метафизике бытия, нечувствителен к греху, что его душа омертвела и не способна к воскрешению.
-
Мармеладов в силу слабоволия, уныния и гордыни, приведшей его к пьянству, заканчивает жизнь трагически, став жертвой и мучителем одновременно, но так и не найдя воли к покаянию.
-
Катерина Ивановна получает нищету в урок за тщеславие и гордыню, но бунт против Бога уводит ее от покаяния, и итогом жизни становится трагическая гибель.
-
Алена Ивановна, сребролюбивая, нечуткая к горю ближнего и
не способная не только к покаянию, но даже к раскаянию,
получает возможность спасения через мученическую смерть.
-
Лизавета – кроткая, незлобивая, верующая в воскресение, через мученическую смерть смывает грех блуда, дабы не запятнать своей чистоты перед Богом. Бог уводит Лизавету от возможных прегрешений. Смерть мучеников – вступление в жизнь духовную.
-
Сонечка не озлобляется ни на мир, ни на людей, признает свой грех и искупает его покаянием, приносит во имя родных смиренную жертву и является образцом исполнения евангельской схемы Спасения.
-
Раскольников трудно осознает свой грех, тщеславие и гордыня рождают бунт, раскаяние приводит его к мучениям и духовному расколу. Граничащим с отчаянием. На путь к покаянию и воскрешению по евангельской схеме его приводит Соня.
Каждый из героев преступает Закон Божий, и от того, способен ли он к Покаянию, зависит его дальнейшая судьба. В этом логика судьбы.
Раскольников и Сонечка Мармеладова обрели путь к Спасению, ибо «их воскресила любовь», любовь к Богу. По евангелию, «Бог есть любовь». Слова Д.С.Мережковского: «Разве преступление и святость не слиты в живой душе в одну живую неразрешимую тайну?» – обращают нас к мысли Достоевского: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей».
Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы «Следование» на примере стихотворению В. Маяковского «Лиличка!..»
В схеме показаны мытарства души лирического героя и причины возникновения данного состояния. Будем составлять алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
Начинаем построение схемы с ключевого слова. Ключевое слово в стихотворении – АД («крученыховский ад» – ссылка на книгу А.Крученых» «Ад» с иллюстрациями Каземира Малевича).
Важно толкование ключевых слов стихотворения: ад, исступление и безумие. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Безумие – еще одна составляющая состояния человека, несущего ад в своей душе. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется («горечь обиженных жалоб») из-за того, что страдает, ибо он обожествил возлюбленную. Обожествление человека – это всегда путь к трагедии как зарождающегося чувства. Так и самой личности, испытывающей данное чувство.
Все происходящее с лирическим героем закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны: «нет солнца», «нет моря» и т.д. Показываем стрелками следствие выбора героя. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает, приходя к мыслям о самоубийстве. Подводим итог – путь к счастью, – не самоубийство, а «выжженная любовью душа». Парадокс чувства героя отражается в нежности, которой герой готов «выстлать» каждый шаг возлюбленной. И такая тональность состояния во всех противоречиях придает силу и объем авторскому замыслу Маяковского.
Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит его к отклонению от понимания истинной любви. В роковой ошибке восприятия духовной парадигмы человеческих отношений у лирического героя Маяковского происходит духовная подмена понятий, что и приводит его к трагедии.
Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть, а светлое жизнеутверждающее чувство.
Рассмотрим составление образно-наглядной структурно-логической схемы на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочитав произведение, для построения структурно-логической схемы необходимо выявить алгоритм, который будет строиться на основе художественного образа или символа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Булгакова интересует, прежде всего, метафизический человек, потому проблематика романа строится на триаде «БОГ – ЧЕЛОВЕК -САТАНА», и это определяет взаимоотношение смысловых и художественных структур произведения.
Уже в первой главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа — о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке.
Образ, наиболее подходящий для создания структурно-логической схемы, – круг. КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, «метафизический круг истины». Можно использовать для построения структурно-логической схемы треугольник и квадрат как символы. В христианстве треугольник – это символ всевидящего ока Бога. Квадрат считается низшим по отношению к кругу, и потому был принят в христианстве как символ земли и земной жизни. Круг внутри квадрата понимался как символ божественной «искры» внутри материальной оболочки.
Таким образом, символика фигур-образов, которую мы выбрали для построения схемы, напрямую соотносится со смысловой структурой романа «Мастер и Маргарита», ведь Булгаков обращает взор читателя к метафизическому кругу истины, то есть призывает познать Бога, проанализировав все происходящее с героями и Россией в романе.
Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника: бежевый, голубой и серый.
На пересечении диагоналей квадрата – Воланд – смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, Замысел Воланда /сатаны/ – увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман о Понтии Пилате, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод Евангелию, которым и становится роман мастера. Воланд как персонаж имеет непосредственное отношение как к событиям, происходящим в Москве, так и к произведению мастера, роману о Понтии Пилате, то есть анти-Евангелию. М.А.Булгаков делает Воланда вторым рассказчиком: именно Воланд знакомит читателя с романом о Понтии Пилате (глава «На Патриарших»), что доказывает прямую причастность сатаны к созданию анти-Евангелия. И это важно: писатель Булгаков разъясняет нам, что в творческий процесс при поврежденности человеческого духа может вторгнуться бесовская сила. Неслучайно мастер в приступе страха сжигает роман и потом с ужасом внимает словам Воланда, когда тот его возвращает: «Рукописи не горят!». Радуется, заметим, данному событию только Маргарита.
Структурно-логическая схема демонстрирует логику происходящего в романе Булгакова. Рассмотрим цифры и фигуры.
-
(цифра 1) бежевый треугольник – это события, происходящие в предпасхальные дни в Москве, треугольник символизирует утопающую в грехах столицу, в которой разрушен Храм Христа Спасителя и господствуют атеизм и богохульство. Это своеобразная ЧЕРНАЯ ПРОСКОМИДИЯ» (подготовка к балу сатаны), предпосылка для его появления. Воланд – провокатор событий, но совершаются они по грехам людей, а не по его воле, так как «бесы тоже веруют и трепещут» перед Богом.
-
(цифра 3) голубой треугольник – это события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из романа Булгакова. Связь романа как с Воландом, так и цель его написания – для бала у Воланда – обозначена черной стрелкой.
-
(цифра 2) серый треугольник – это «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») – бал у Воланда (сатаны). Место владычества сатаны – ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник.
Бал у Воланда – это кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа). Воланд имеет вескую причину прибыть в Москву, а Москва конца 20-хгг – начала 30 гг.- серьезное основание для принятия дьявола, так как главный храм – Храм Христа Спасителя – взорван, а горожане стали атеистами и воинствующе отрекаются от Бога, вознося на Него хулу (поэма о Христе И.Бездомного, разговор о Боге «На Патриарших»). Булгаков обозначает время действия – весна, предпасхальные дни. Бал у Воланда – своеобразная «черная месса», т.е. кощунственное извращение смысла Божественной литургии. Пасха – праздник воскресения Иисуса Христа.
Причастность Воланда к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве обозначена стрелками.
-
Красной стрелкой соединены мастер и Маргарита, встреча которых спровоцирована Воландом, потому эта стрелка проходит через имя Воланда, указывая на его причастность к данному событию.
-
Синяя стрелка раскрывает метафизическую сущность Маргариты: прелюбодейка, проводница идей Воланда, Королева бала сатаны. Маргарита, находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление – свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!», из чего следует, что героиня возносит хулу на Бога, отрекаясь от Него.
-
Фиолетовая стрелка раскрывает метафизическую сущность мастера, создавшего роман о Понтии Пилате, то есть Анти-Евангелие под воздействием темных сил и при участии Воланда, потому роман и искажает евангельские события. Искажает евангелие НЕ БУЛГАКОВ, а его герой, прельщенный бесом, сжигает роман мастер и с ужасом о нем вспоминает именно потому, что осознал метафизику своего деяния. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола. У дьявола главная задача – обмануть, ввести в заблуждение человека, отвратить его от истинного познания и творчества. Роман мастера не что иное, как вдохновленное дьяволом произведение. (Первая строчка из романа мастера произносится именно Воландом, 1 гл., мастер в диалоге с Иваном Бездомным признается, что знает Воланда, гл.13, мастер сжигает рукопись романа и ужасается, в отличие от Маргариты, его восстановлению, сопровождаемому репликой Воланда: «Рукописи не горят!»)
-
Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый герой (мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву. Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва – своеобразной подготовкой к нему, то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ». Смысл Божественной литургии – в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины – смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога.
Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся
Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.
Наверное, каждый преподаватель сталкивается в своей профессиональной деятельности с такой проблемой, как отсутствие у своих учеников нужного уровня мотивации — желания учиться, усваивать новые знания, стремиться к дальнейшей самостоятельной активно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса, который является сильным внутренним мотивом к учебной деятельности – сложная педагогическая задача, решение которой нужно искать сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, если ученик не видит смысла, логики изучаемой темы или всей дисциплины в целом, ее назначения и ценности для своего дальнейшего жизненного и профессионального пути, добиться высокого уровня мотивации у него будет очень сложно.
Во-вторых, очень часто преподаватель, в стремлении изложить на занятии весь необходимый по программе учебный материал, не в состоянии добиться высокого уровня понимания и запоминания изучаемого материала всеми своими учениками. Если что-то из учебного материала осталось кем-то на уроке непонятым, не в достаточной мере усвоено, этот студент выключается из общего рабочего ритма и мгновенно теряет интерес к дальнейшему процессу обучения. Такого ученика видно сразу – интерес в глазах погас, внимание утеряно, он становится вялым, поникшим, начинает отвлекаться на уроке на посторонние дела и мешать другим студентам. Каждый такой отключившийся от учебного процесса на занятии студент – большая проблема для преподавателя.
Существует большое количество разнообразных педагогических приемов, позволяющих сделать учебный процесс максимально интересным для обучающихся и, таким образом, создать условия для их успешной учебно-познавательной деятельности.
Одним из основных дидактических принципов развивающего обучения является принцип «от общего к частному». Традиционная педагогика построена на дидактическом принципе «от частного к общему» и знания по кирпичику выстраиваются от занятия к занятию. Студент зачастую не видит ценности учебного материала конкретного урока, место его в изучаемой дисциплине, важности его в специальности, взаимосвязи с другими дисциплинами. Это часто становится причиной непонимания и отсутствия интереса к дисциплине.
Можно ли сделать процесс обучения двухсторонним, чтобы дисциплина и каждая ее тема стали интересны не только преподавателю, но и студенту? Как сделать, чтобы цели студентов и преподавателя были общими? Это одна из наиболее важных и трудных проблем в обучении. Почему цели преподавателя и студента зачастую расходятся? Студенты не видят, для чего им нужно изучать данную дисциплину, раздел, тему. Для преподавателя цели понятны, он видит роль данного урока, темы, раздела в дисциплине, в специальности, в жизни. Основное противоречие в том, что студент не видит и не может понять то, что видно преподавателю, который знает цель и содержание своей дисциплины. Позже, когда данная дисциплина будет уже изучена и студент поймёт ее ценность, будет уже поздно, так как многое было упущено в начале изучения из-за отсутствия у студентов необходимой мотивации для активной познавательной деятельности.
Разработка структурно–логической схемы дисциплины позволяет наглядно представить всю дисциплину в целом в самом начале ее изучения, показать студентам всю логику дисциплины, ее место в специальности, взаимосвязи внутри дисциплины и междисциплинарные связи. Все это позволяет реализовать основной дидактический принцип развивающего обучения, обеспечить системность знаний у обучающихся, как внутри отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами внутри одной специальности.
В современных программах учебный материал, порой хотя и разделен по значимости, но не всегда есть возможность установить главные существенные связи внутри одной дисциплины и тем более между дисциплинами по специальности в целом.
При изучении учебного материала какой–либо дисциплины точно так же, как при изучении окружающей действительности, сначала необходимо получить о ней представление в наиболее простом и обобщенном виде. И только после этого можно начать процесс детализации и усложнения по мере необходимости, поскольку глубина или степень обучения определяется практическими потребностями и может быть различной — от полного содержательного представления о назначении дисциплины до его структурной модели.
Цель учебной дисциплины – не просто дать набор фактов, а выявить логику взаимосвязей изучаемых явлений. Достижение этой цели чрезвычайно важно, так как даже опытные преподаватели затрудняются в определении наиболее важных структурно–логических блоков дисциплины.
Чаще всего на практике педагоги определяют главное и второстепенное в зависимости от своей эрудиции, профессионального опыта, чаще всего интуитивно. И только поэтому многолетние усилия практиков в совершенствовании междисциплинарных связей не привели к сквозной профессиональной подготовке студентов. Ведь если иметь перед глазами структурно–логические схемы дисциплин одной специальности, то можно увидеть, что каждая последующая дисциплина опирается на структурно–логические блоки предыдущей дисциплины, раскрывая их на другом уровне, приближаясь к применению полученных знаний в практической деятельности.
Если студенту раскрыть структурно–логическую схему дисциплины, он будет не только понимать назначение изучаемого материала, но и видеть перед собой цель, улавливать взаимосвязь с уже изученными науками, будет готов действовать осознанно в любой практической ситуации.
Структурно–логическая схема позволяет видеть дисциплину в целом, взаимосвязи между разделами и темами, взаимосвязи с другими дисциплинами, со специальностью. Процесс обучения по дисциплине можно сравнить в таком случае с рассматриванием большой картины, разбитой на небольшие кусочки, но связанные в одно целое, как в мозаике. По структурно–логической схеме можно легко увидеть, где находится данная тема, раздел в общей картине дисциплины, что мы уже успели изучить, а что будем изучать на следующем занятии. Теперь цели каждого урока студенты способны ставить самостоятельно и будут делать это с удовольствием, что еще больше будет мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и последующему выполнению практических заданий для закрепления изученного теоретического материала.
Если структурно-логическая схема дисциплины дает целостное восприятие у студентов общей картины всей дисциплины в целом — в максимально простом и обобщенном виде, то для создания общей картины всего теоретического материала по определенной теме учебной дисциплины я использую на своих занятиях так называемые блок-схемы, разрабатываемые для каждого занятия отдельно.
Блок-схема для одного занятия представляет собой некую графическую схему из нескольких элементов, связанных между собой. В качестве элементов блок-схемы можно использовать, например, определенные ключевые слова, формулы, рисунки, опираясь на которые можно объяснить весь учебный материал по теме дисциплины. Все элементы–символы графической блок-схемы занятия должны быть логически связаны между собой в единое целое.
При этом блок-схема должна быть лаконичной (около 300 печатных знаков) и состоять из нескольких логически связанных между собой частей – блоков, каждый из которых в то же время представляет собой самостоятельную, некую логически завершенную часть учебного материала по определенной теме урока. Блок-схема состоит, как правило, из 3-5 самостоятельных блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы
Процесс составления блок-схемы занятия – это сложная и увлекательная творческая работа преподавателя и разработать максимально эффективную блок-схему для иллюстрации учебного материала какой-либо новой темы с первой попытки удается не сразу, периодически в нее вносятся определенные корректировки, порой подсказанные самими студентами в процессе объяснения нового материала. Можно сказать, что усовершенствование блок-схемы занятия – процесс бесконечный и очень увлекательный с творческой точки зрения. Хорошо составленная блок-схема позволяет наглядно представить изучаемый на занятии теоретический материал, его логику и внутренние взаимосвязи.
Представление учебного материала в виде блок-схем помогает эффективно задействовать ассоциативное мышление обучающихся, которое позволяет легче понимать и запоминать большой объем учебного материала. Это достигается за счет способности нашей памяти с помощью определенного ключевого слова, знака, рисунка в блок-схеме урока пробудить в памяти связанную с этим словом, рисунком или знаком часть учебного материала.
Неоднократное изложение преподавателем учебного материала по новой теме с помощью блок-схемы, в том числе в начале следующего занятия перед проведением урока контроля знаний по изученной теме, позволяет добиться абсолютного понимания изучаемого материала каждым студентом в группе и повышает уровень успеваемости по дисциплине.
Применение подобных блок-схем при изучении новой темы дисциплины позволяет значительно сэкономить время на ее понимание и запоминание, так как учебный материал, включаемый в блок-схему занятия, как правило, всегда превосходит по объему материал, излагаемый на обычном занятии. Благодаря этому у преподавателя высвобождается часть времени учебного занятия на проведение различных самостоятельных работ и практических занятий, что позволяет лучше закрепить изученный материал, а также сформировать общие компетенции обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования ФГОС СПО.
Подводя итог, хочется отметить, что описанные в данной статье способы изложения и закрепления нового учебного материала с помощью структурно-логической схемы дисциплины и блок-схем по темам занятий дают возможность, во-первых, максимально вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их полноценными соучастниками этого процесса, повысить их интерес к изучению дисциплины и стремление к самостоятельной активной познавательной деятельности. Во-вторых, изложение учебного материала с помощью графических блок-схем позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала, его понимания и запоминания, а также существенно сокращает время на изложение нового материала, что позволяет оставшееся время посвятить более углубленному его изучению и закреплению. Все это неразрывно связано с повышением мотивации обучающихся, без которой невозможно добиться реальной успешности учебной деятельности обучающихся.
Источник
Построение структурно-логической схемы
Особенностью и слабым местом образовательного процесса является фрагментарность (распыленностъ) восприятия изучаемого материала. Ее причины различны. Одной из них является порционность изложения материала и, обусловленная этим, поэтапность раскрытия связей между отдельными понятиями. Другой – неочевидность самих связей между понятиями при первом ознакомлении с ними. Еще одной – объективные трудности продолжительного сосредоточения внимания на одном предмете. Вследствие этого, изучаемая предметная область чаще всего не воспринимается как цельность, во всей многоаспектности связей между рассматриваемыми понятиями, а представляет собой как бы совокупность отдельных «деревьев», «лес». Итогом такого распыленного восприятия является бессвязность запоминания, а в дальнейшем – и воспроизведения.
При этом из поля зрения обучающегося, зачастую, выпадают важные взаимосвязи между отдельными понятиями и целыми понятийными блоками, которые могли бы облегчить как понимание (усвоение) изучаемого материала, так и его логическое запоминание. Экзаменационные собеседования, различные тестирования свидетельствуют, что, даже понимая смысл отдельных понятий одной и той же темы, значительная часть студентов испытывает иногда непреодолимые трудности в объяснении связи между ними. Эффективным инструментом разрешения изложенной проблемы могут служить структурно — логические схемы (СЛС). Они позитивны, по крайней мере, в двух качествах: тренинг-упражнений; проверочных тестов на усвоение пройденного материала.
СЛС представляет собой граф, вершинами которого являются термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников с вписанными в них словами), а ребрами – логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся: связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа «родовое понятие – видовое понятие»; связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому; связи синонимичности и омонимичности (антиномичности), отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому; связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах и др. Связи СЛС могут быть только однонаправленными и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения m, определяемого по формуле:
где n – число рассматриваемых терминов.
Однако они могут быть и двухсторонне направленными (связи типа «общее – частное»; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом их максимальное количество удваивается. Реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми терминами может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число.
Содержание связи – это: чем является основной[2] термин словосочетания, находящийся у острия стрелки, по отношению термина, находящегося у «хвоста» той же стрелки. У одной и той же связи (стрелки) может быть несколько возможных содержаний.
При формулировании содержания связей надлежит учитывать: число, род, падеж, склонение заданных слов, их роль в словосочетании (членство в предложении) и принадлежность к частям речи.
Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать знания, приобретенные в процессе изучения предмета или его части, подготовиться к логическому изложению вопросов, приведенных, например, в экзаменационном билете. Для составления схемы студенту представляется набор из терминов, относящихся к определенной теме курса.
Варианты индивидуальных заданий приведены в приложении Г.
Задание: Построить структурно-логическую схему терминов из курса «Инновационный менеджмент»: инновация, инновационный процесс, производственная система, диффузия инноваций, качество продукции, инвестиции.
Вариант построения структурно-логической схемы заданных терминов представлен на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1 – Структурно-логическая схема
Определения терминов (в скобках приводится литературный источник):
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.).
Инвестиции – долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, которые дают отдачу через значительный срок после вложения (там же).
Производственная система – это целенаправленный процесс, превращающий отдельные элементы в полезную продукцию (там же).
Качество продукции – это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением (там же).
Диффузия инноваций – процесс распространения нововведений внутри данной системы, а также от одной системы к другой (там же).
Инновационный процесс – совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники (ПСНТ), ее рыночное продвижение, использование потребителем и поддержку у потребителя (там же).
1 – инновация – это объект для инвестирования;
2 – инвестиции – финансовый инструмент для реализации инновации;
3 – инновация – это субъект производственной системы;
4 – производственная система – это объект для инновации;
5 – производственная система, цель которой превращение отдельных элементов в полезную продукцию, должна быть ориентирована на качество продукции;
6 – качество продукции свидетельствует об уровне развития производственной системы;
7 – инвестиции в различные системы позволяют организовывать диффузию инноваций;
8 – диффузия инноваций предполагает дополнительные инвестиции;
9 – диффузия инноваций является стадией инновационного процесса;
10 – следствием инновационного процесса является диффузия инноваций;
11 – качество продукции необходимо для динамичного развития инновационного процесса;
12 – объектом наблюдения в инновационном процессе является качество продукции;
13 – диффузия инноваций во все процессы производственной системы способствует повышению конкурентоспособности продукции;
14 – производственная система выступает объектом для диффузии инноваций;
15 – диффузия инноваций – это распространение инноваций;
16 – производственная система – это объект инвестиций;
17 – дополнительные инвестиции способствуют повышению качества продукции;
18 – инновационный процесс – совокупность состояний инноваций;
19 – основная причина необходимости внедрения инноваций – низкое качество продукции;
20 – инвестиции необходимы на всех стадиях инновационного процесса;
21 – диффузия инноваций повышает качество продукции во всех отраслях экономики;
22 – производственная система бывает негибкой, что затрудняет инновационный процесс.
Список рекомендуемой литературы
1. Теличенко В.И. Инновационный менеджмент в строительстве: учебник для вузов. – М.: Изд-во АСВ, 2008. – 198 с.
2. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 367 с.
3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ , 2009. – 231 с.
4. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. А.В. Барышевой. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 379 с.
5. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Юнити, 2009. – 364 с.
6. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Управление инновациями в организациях: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л , 2009. – 415 с.
7. Цены и ценообразование. – 4-е изд. / под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2007. – 560 с.
8. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Компьютерная поддержка изобретательства (методы, системы, примеры применения). – М.: Машиностроение, 1998. – 472 с.
9. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1989. – 316 с.
10. Гмошинский В.Г. Инженерное прогнозирование технологии строительства. – М.: Стройздат, 1988. – 296с.
Приложение А
Варианты заданий для расчета эффективности инновационного проекта
Варианты заданий выбираются студентами самостоятельно в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки по таблице А.1.
Таблица А.1 – Исходные данные по вариантам
№ варианта | К, млн руб. | N, млн м 2 | Ц, руб./м 2 | Зпос, млн руб./год | Зпер, руб./м 2 | Н, млн руб./год | i, % |
8,750 | 15,800 | 7,140 | 35,200 | 2,290 | 16,900 | 22,10 | |
8,700 | 15,400 | 7,130 | 36,000 | 2,310 | 17,500 | 22,20 | |
8,650 | 15,200 | 7,120 | 35,900 | 2,320 | 17,100 | 22,80 | |
8,600 | 15,400 | 7,110 | 35,800 | 2,290 | 17,300 | 23,20 | |
8,550 | 15,600 | 7,090 | 35,700 | 2,280 | 17,400 | 23,80 | |
8,200 | 15,800 | 7,080 | 35,600 | 2,270 | 17,200 | 22,80 | |
8,250 | 15,000 | 7,070 | 35,100 | 2,280 | 16,500 | 23,50 | |
8,350 | 15,200 | 7,050 | 35,200 | 2,310 | 16,700 | 23,00 | |
8,400 | 15,400 | 7,060 | 35,400 | 2,320 | 16,900 | 22,00 | |
8,300 | 15,600 | 7,150 | 35,300 | 2,250 | 16,800 | 22,20 | |
8,500 | 15,800 | 7,100 | 35,500 | 2,300 | 17,000 | 22,50 |
Значения представленных в таблице А1 показателей: капитальных вложений (К), объема производства (N), цены единицы продукции (Ц), постоянных затрат (Зпос), переменных затрат (Зпер), налогов (Н) и нормы дисконтирования (i) для единичного индекса – определяются во времени в соответствии с индексами, указанными в таблице А.2.
Таблица А.2 – Индекс показателей к исходным данным
Год | К | N | Ц | Зпос | Зпер | Н |
1,000 | ||||||
1,800 | ||||||
2,300 | ||||||
1,900 | ||||||
1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | 1,000 | ||
1,080 | 1,060 | 1,030 | 1,050 | 1,180 | ||
1,150 | 1,110 | 1,050 | 1,080 | 1,260 | ||
1,210 | 1,150 | 1,070 | 1,120 | 1,500 | ||
1,260 | 1,200 | 1,090 | 1,170 | 1,740 | ||
1,300 | 1,240 | 1,110 | 1,190 | 2,000 | ||
1,330 | 1,270 | 1,120 | 1,220 | 2,200 | ||
1,350 | 1,290 | 1,140 | 1,240 | 2,300 | ||
1,360 | 1,300 | 1,150 | 1,270 | 2,300 | ||
1,100 | 1,330 | 1,160 | 1,290 | 1,800 | ||
0,800 | 1,350 | 1,180 | 1,320 | 1,050 |
Приложение Б
Варианты заданий для расчета бенчмаркинга, характеристик и технического уровня инноваций
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
Определить технический уровень автобетоносмесителей «TIGARBO» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Вместимость бака для воды, куб.м | ||||
Полная масса АБС, кг | ||||
Вместимость бетонной смеси, куб.м | ||||
Безопасность использования, экспертно | хор | отл | удов | хор |
Цена, млн руб. | 1,5 | 1,8 | 1,6 | 1,2 |
Определить технический уровень бетононасосов «Waitzinger Baumaschinen» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Объем приемного бункера (воронки), л | ||||
Производительность max (со стороны штоков), м³/ч | ||||
Горизонтальный вылет стрелы, м | 24,3 | 32,9 | 47,5 | |
Длина конечного шланга, м | ||||
Диаметр бетоновода, мм | ||||
Цена, млн руб. | 0,75 | 1,5 | 1,1 | 1,2 |
Определить технический уровень кранов башенных «QTZ63» одинаковой мощности, имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Длина плеч, м | ||||
Грузоподъемность, т | ||||
Высота подъема min, м | ||||
Высота подъема max, м | ||||
Цена, млн руб. | 4,15 | 2,1 | 2,5 | 3,5 |
Определить технический уровень автомобилей бортовых «МАЗ», имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Полная масса автомобиля, кг | ||||
Мощность двигателя, кВт | ||||
Максимальная скорость, км/ч | ||||
Грузоподъемность, кг | ||||
Цена, млн руб. | 1,5 | 0,8 | 1,1 | 1,0 |
Определить технический уровень строительных материалов (кирпича), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Прочность, кг/кв.см | ||||
Морозостойкость, цикл | ||||
Водопоглощение, % | ||||
Вес, кг | 3,3 | 3,2 | 3,0 | 2,8 |
Цена, руб. | 7,5 | 6,8 | 5,8 |
Определить технический уровень строительных материалов (щебня), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | ||
А | Б | В | Г |
Содержание зерен слабых пород, % | |||
Марка по прочности | |||
Влажность, % | |||
Цена за т, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (асфальтобетона), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | ||
А | Б | В | Г |
Размер минеральных зерен, мм | |||
Содержание щебня, % | |||
Остаточная пористость, % | 2,2 | ||
Срок службы | |||
Цена за т, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (бетона), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Прочность на сжатие, кг/кв.см | ||||
Водопоглощение, % | 1,5 | |||
Истираемость, г/кв. см | 0,1 | 0,5 | 0,3 | 0,7 |
Морозостойкость, экспертная оценка | Высок | Средн | Высок | Низк |
Цена за куб. м, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (портландцемента), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Потери при прокаливании, % | 2,7 | 3,5 | 3,9 | 4,3 |
Устойчивость к сжатию через 28 суток, МРа | ||||
Нерастворимые осадки, % | 0,5 | 1,7 | 2,3 | |
Цена 50 кг, руб. |
Определить технический уровень строительных механизмов (опалубки), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Давление бетонной смеси, кН/кв. м | ||||
Оборачиваемость щитов, раз | ||||
Скорость бетонирования, экспертная оценка | Не огр | Огр | Огр | Не огр |
Цена, млн руб. | 2,5 | 3,2 | 1,8 | 2,7 |
Определить технический уровень строительных материалов (декоративной фасадной штукатурки), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Расход материала, кг/кв.м | 4,8 | 5,5 | 6,2 | 3,5 |
Время пригодности раствора к использованию, ч | 1,5 | |||
Ударопрочность, Дж | ||||
Паропроницаемость, мг/мчПа | 0,1 | 0,5 | 0,3 | 0,65 |
Цена за 25кг, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (виниловых обоев), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Ширина бумаги, дюйм | ||||
Срок использования, год | ||||
Дизайн, экспертная оценка | Хор | Отл | Удовл | Хор |
Устойчивость к выцветанию, экспертная оценка | Удовл | Хор | Отл | Хор |
Цена за рулон, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (битумной мастики), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Адгезия, МПа | 0,4 | 0,7 | 0,8 | 0,5 |
Теплостойкость, град. С | ||||
Время высыхания при +20С, ч | ||||
Расход на 1 слой, кг/м2 | 1,2 | 0,9 | 1,1 | 1,4 |
Цена за 20л, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов («Гермокрон»), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Стойкость в агрессивных средах, экспертная оценка | Высок | Низк | Низк | Высок |
Твердость покрытия по прибору М-3, усл.ед | 0,15 | 0,35 | 0,5 | 0,1 |
Расход на однослойное покрытие, кг/м2 | 1,2 | 0,8 | 0,7 | |
Гарантийный срок хранения, мес. | ||||
Цена за 20л, руб. |
Определить технический уровень строительных материалов (геополотна), имеющих следующие характеристики:
Наименование потребительского свойства | Значения свойств | |||
А | Б | В | Г | |
Поверхностная плотность, г/м 2 | ||||
Толщина при давлении 2КПа, мм | 2,5 | 3,1 | 2,25 | |
Ширина рулона, м | 4,5 | 5,5 | 4,5 | 5,5 |
Удобоукладываемость, экспертная оценка | Отл | Отл | Удовл | Хор |
Цена за м/п, руб. |
Приложение В
Варианты заданий для оценки технологического совершенства инноваций
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
№ варианта | Наименование объекта |
Грейдер | |
Ковшовый погрузчик на базе колесного трактора | |
Одноковшовые погрузчики | |
Строительный кран | |
Элеватор ковшовый | |
Винтовой шнек | |
Цепной конвейер | |
Гидронасос | |
Пневматические вакуумные разгрузчики | |
Дорожно-поливочная машина | |
Каток для уплотнения асфальтового покрытия | |
Экскаватор на базе колесного трактора | |
Автобетоносмеситель | |
Гусеничный кран | |
Бульдозер на гусеничном ходу | |
Самосвал | |
Домкрат | |
Лебедка | |
Мостовой кран | |
Металлическая клепаная ферма железнодорожного моста | |
Железобетонная балка мостового перехода через реку | |
Наборная железобетонная панель ограды | |
Контейнерный мусоровоз | |
Тротуароуборочная автомашина | |
Бензовоз | |
Поливальная автомашина | |
Бензопила | |
Перфоратор | |
Сваебойный агрегат | |
Отбойный молоток |
В качестве объекта анализа технологического совершенства инноваций предлагаются строительная техника, машины и механизмы известных отечественных (зарубежных) производителей.
Приложение Г
Термины для составления структурно-логической схемы
Варианты заданий соответствуют порядковому номеру фамилии студента в общем списке группы. Студенты заочного отделения выбирают вариант самостоятельно по последней цифре номера зачетной книжки.
№ в-та | Набор терминов |
Изобретение. Инновация. Риск. Вознаграждение | |
Инновация. Бизнес-план. Этапы инновационного процесса. Бизнес — инкубатор | |
Маркетинг. Венчурный бизнес. Инвестор. Создатель новшества | |
Инновационная политика. Государство. Регион. Цели инновационной политики | |
Инструменты инновационной политики. Налоги. Муниципальный бюджет. Концессия | |
Инновационная инфраструктура. Технопарк. Инновационный менеджер. Лизинговая компания | |
Восприимчивость к новизне. Инновационная культура. Стимулирование. Регион | |
Диффузия инноваций. Инновации. Новации. Потребители (пользователи) новшеств | |
Проектная организация. Инновационная инфраструктура. Центр (бюро) научно-технической информации (ЦНТИ). Научно-исследовательская организация | |
Авторское свидетельство. Продукты интеллектуальной деятельности. Патент. Венчурный капитал | |
Этапы (фазы) инновационного процесса. Выпуск нового продукта. Маркетинговые исследования. Изобретатель | |
Регион. Инновационный потенциал. Количество рационализаторов. Количество научных библиотек | |
Управление инновационным проектом. Контроль качества. Оптимизация. Инновация | |
Инструменты инновационного менеджмента. Бенчмаркинг. Менеджер. Франчайзинг | |
Лизинг. Инструменты инновационного менеджмента. Бренд (бранд). Управляющий проектом | |
Предприятие. Инновационная политика. Комплементарность. Регион | |
Технологический уклад. Цикличность экономического развития. Новшество | |
Шумпетер И. Диффузия инноваций. Хегерстранд Т. Теория экономического развития | |
Инновационный путь развития национальной экономики. Государство. Нанотехнологии. Инновационная продукция | |
Риск. Инновационный проект. Неопределенность. Интеллектуальный продукт | |
Конкурентные преимущества. Инновация. Качество изделий. Рынок | |
Реинжиниринг процесса. Эксперт. Инновационная инфраструктура. Нововведение | |
Стратегическое управление инновационным процессом. Организационно-управленческие инновации. Структура предприятия. Инновационный менеджер | |
Эффективность инновационного проекта. Индекс доходности инвестиций. Критерии эффективности. Ставка (норма) дисконтирования | |
Модель денежных потоков инновационного проекта. Дисконтирование. Внутренняя норма доходности инвестиций. Бизнес-план | |
Алгоритм решения изобретательных задач (АРИЗ). Морфологический анализ. Инструменты технического творчества. Технологизация | |
SWOT (ССВУ) – анализ. Инструменты стратегического управления предприятием. Матрица Бостонской консультационной группы (БКГ). Инновационный путь развития | |
Государственное стимулирование инновационной деятельности. Таможенные пошлины. Лимитирование импорта. Импортозамещающая продукция | |
Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Методы инновационного менеджмента. Ценообразование на инновационную продукцию. Морфологический анализ (метод Цвикки) | |
Экономические методы инновационного менеджмента. Предпринимательство. Маркетинг. Соглашения о разделе продукции |
[1] Площади могут замеряться: путем наложения на «розу» миллиметровки, нанесенной на кальку и подсчета клеток; вычисления площадей треугольников, образующихся между лучами диаграммы и сторонами многоугольников с их последующим сложением.
[2] Например, в словосочетании «диффузия инноваций», основной термин – «диффузия».
Источник
-
Составление структурно-логической схемы изучаемой темы
Для углубления и
определения связей между понятиями,
категориями, терминами в определенной
теме студентам предлагается составить
структурно-логическую схему.
Структурно-логическая
схема (СЛС) – это граф, вершинами которого
являются термины (словосочетания) по
изучаемой теме, ребрами – логические
связи между этими терминами.
Связи между
терминами могут быть следующих видов:
1. Связи
объектно-субъективности, характеризующие
роль терминов и их носителей в определенных
процессах.
2. Связи иерархической
соподчиненности, отражающие отношения
«родовое понятие – видовое понятие».
3. Связи атрибутивности,
отражающие свойства, характеристики,
выражаемые одним термином по отношению
к другому;
4. Синонимичности
и антонимичности, отражающие одинаковость
или противоположность смысла одного
термина по отношению к другому.
Связи в
структурно-логической схеме могут быть
однонаправленными и двусторонне
направленными. Студенту необходимо
выявить и обозначить наибольшее
количество связей.
Алгоритм составления слс (приложение д)
-
Выбрать набор
терминов для соответствующей темы. -
Актуализировать
теоретический материал изучаемой темы. -
Осмыслить понятия.
-
Выявить логические
связи между терминами. -
Начертить
соответствующий граф. -
Обозначить стрелки
связей. -
Сдать на проверку
преподавателю в сроки, рекомендованные
в таблице.
Критерии оценивания слс
1.
Системность.
2.
Своевременность.
3.
Правильность.
4.
Оригинальность.
5.
Самостоятельность.
6.
Содержательность.
8. Оценивание самостоятельной работы студентов
Качество
выполнения самостоятельной работы
учитывается при подведении общих итогов
успеваемости.
Оценивание
общих итогов успеваемости студентов
происходит по балльно-рейтинговой
системе.
Балльно-рейтинговая система основывается
на суммарной оценке всех видов учебной
деятельности во время учебного процесса
(работа на лекции, работа на практическом
занятии, самостоятельная работа).
Применение данной системы продиктовано
необходимостью повышения объективности
и достоверности оценки уровня подготовки
специалиста. Оценка
является итогом суммирования результатов
самостоятельной
работы.
Рейтинговый
балл в общем по дисциплине вычисляется
по 100-балльной шкале оценивания.
Максимальная оценка самостоятельной
работы составляет 30 баллов. Студент,
получивший суммарную рейтинговую оценку
по самостоятельной работе менее
10 баллов,
аттестуется неудовлетворительно. Ему
предоставляется возможность ликвидировать
задолженность во время зачетной недели.
Баллы
оценивания форм самостоятельной работы
приведены в таблице 6.
Таблица
6 – Баллы оценивания самостоятельной
работы
Форма
самостоятельной |
Кол-во единиц |
Форма |
Макс. |
Всего баллов |
Подготовка к |
17 |
устный доклад |
0,5 |
8,5 |
Самостоятельное |
70 |
конспект |
0,1 |
7 |
Написание |
1 |
реферат |
4 |
4 |
Подготовка |
1 |
устное сообщение |
1 |
1 |
Изучение |
10 |
таблица |
0,1 |
1 |
Составление |
17 |
схема |
0,5 |
8,5 |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Структурно-логические схемы с применением ИКТ
в образовательной деятельности учащихся
Учитель математики и физики
филиала при ФКУ ИК-3 МКОУ «Вечерняя (сменная) ОШ»
МР «Хангаласский улус»
Кириллина Галина Николаевна
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна содействовать формированию у учащихся универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе необходим новый подход к образовательному процессу. К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы, так как они обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит.
Структурно-логические схемы – это методический прием для активизации познавательных способностей учащихся, к которым относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление.
Оптимальность структурно-логических схем:
- С точки зрения восприятия: зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры и смыслового содержания.
- С точки зрения воображения: структурно-логическая схема в воображении учащегося создаёт целостную картину изучаемого материала.
- С точки зрения памяти: структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания только на конкретных понятиях, что улучшает его долговременную память.
- С точки зрения представления: структурно-логическая схема даёт комплексное представление об изучаемом материале.
- С точки зрения мышления: структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого понятия.
Достоинства структурно-логических схем:
- Компактность – информация расположена на одном листе и структурирована по смысловым направлениям.
- Логичность – понятия взаимосвязаны между собой в строго логической последовательности.
- Информационная насыщенность – каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объём которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц.
- Доходчивость – информация представлена в удобном для восприятия виде.
- Убедительность – логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий.
- Лаконичность – структурно-логические схемы показывают суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке.
- Универсальность – одно из главных достоинств структурно-логических схем, заключающееся в том, что данные схемы можно использовать при изучении различных тем по предмету.
Таким образом, с их помощью можно решить следующие задачи в учебной деятельности:
- Осмысленное усвоение понятий; получение осмысленных знаний.
- Развитие различных видов мышления.
- Повышение интеллектуально – творческого потенциала.
В связи с этим введение на уроках заданий по составлению самими учащимися структурно-логических схем по изучаемым темам, так же таблиц сравнения основных понятий или обобщающих таблиц по разделу, слайдовых презентаций по темам параграфа дают следующие результаты:
– умение сформулировать проблему изучаемого материала;
– выделение главного понятия;
– объяснение смысла текста из учебника;
– повышение качества знаний ;
– умение работать самостоятельно;
– применение компьютера в учебном процессе;
– повышение интереса к учебе.
В структурно- логических схемах показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение, которые развивают логическое мышление учащихся, а это всегда является элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью.
Практическая часть
На уроках ученикам даются задания, выполнение которых формирует умение устанавливать связи между понятиями, выделять главное в прочитанном тексте.
Прежде, чем дать такие задания ученикам, нужен подготовительный этап: учитель применяет при преподавании структурно-логические схемы, обобщающие таблицы, таблицы сравнения.
Если систематически выполнять задания на построение схем к различным, даже небольшим информациям, учащиеся привыкнут анализировать связи между объектами, явлениями, понятиями, присутствующими в прочитанном тексте, что будет способствовать пониманию и запоминанию смысла прочитанного.
- Показ слайдов – работ учеников.
Задачи обучающимся на уроках:
- делать обобщающую таблицу, таблицу сравнения,
- составить структурно- логические схемы;
- делать презентацию.
Для составления структурно – логической схемы:
1.Информация;
2. Анализ информации (выделить главное, установить связь между понятиями);
3. На компьютере в программе Word
( вкладка «Вставка», функция SmartArt ) выбирают соответствующую схему;
4. Составляют структурно – логическую схему;
5. Защита схемы.
Для создания слайдов по темам :
- План дается учителем
- Прочтение параграфа
- Составление слайдов по плану
- Оформление
- Презентация темы
2. Задания присутствующим:
– построение структурно – логической схемы по информации;
Представление учебного материала в виде фрейма. Фрейм – это структура представления знаний, организованная вокруг некоторого понятия. Создавая фрейм , учащиеся выделяют главное в прочитанной информации. Это способствует ее пониманию и запоминанию.
Фрейм (анг. Кадр, рамка) – структура, содержащая некоторую информацию.
– создание фрейма на темы «Вечерняя школа», «Эффективный учитель».
3. Рефлексия
4. Заключение
КАК СОСТАВИТЬ ЛОГИЧЕСКУЮ СТРУКТУРНУЮ СХЕМУ
Простейшая логическая структурная схема состоит из следующих элементов:
1. Исходные данные.
2. Конечный результат.
3. Процесс достижения результата.
4,5. Факторы, обеспечивающие достижение результата.
Т.к. простейшая ЛСС часто не может полностью раскрыть рассматриваемое понятие (процесс, модель и т.д.), в неё вводятся концентраторы информации 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. Они увеличивают информационную насыщенность схемы, которая создаёт целостную картину рассматриваемого понятия, предоставляет полную информацию о нём, в результате чего работают различные виды мышления, что приводит к осмысленному усвоению понятия.
Составим простейшую логическую структурную схему «Модель токарной обработки». В процессе токарной обработки поверхность заготовки превращается в поверхность детали путём срезания припуска с образованием стружки. Для этого необходимо осуществлять главное движение и движение резания.
Главное движение – вращение заготовки, частота вращения которой определяется по формуле n = 1000 V/π D. При образовании цилиндрической поверхности окружность заготовки является образующей линией. С помощью концентраторов информации «Вращение заготовки» и «Образующая линия» мы конкретизируем и расширяем понятие «Главное движение».
Движение подачи – перемещение резца, минутная подача которого определяется по формуле So = Sм · n. При обработке цилиндрической поверхности прямолинейная траектория , по которой перемещается резец, является направляющей линией.
В результате использования концентраторов информации первоначальная элементарная структурная схема трансформировалась в логическую структурную схему «Модель токарной обработки».