Русский язык. 3 класс
№ 34
Раздел. Суффикс.
Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Суффикс, корень, образование слов.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?
На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое суффикс;
Научимся:
- находить суффикс в слове;
- приводить примеры слов с разными суффиксами.
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.
Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.
– Кто составит предложение с этими словами, – спросил учитель.
В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.
– Человек гордо шагает по планете, – записал Михаил Васильевич одно из предложений.
– А теперь попробуйте, – обратился он к ребятам, – заменить слово «человек» на человечек, человечишко.
– Нельзя, Михаил Васильевич!, – сказал кто-то из ребят.
Михаил Васильевич улыбнулся.
– Нельзя, говорите, а почему?
– Человек, человечишко не может гордо шагать.
Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.
Как найти в слове суффикс?
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.
Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк – .
Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.
Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.
- Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Суффикс – это значимая часть слова.
Разбор заданий
Укажите, как найти суффикс в слове.
- Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
- Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
- Найти слова, противоположные по смыслу.
Правильный ответ
Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
Укажите слово с суффиксом.
- Велосипедист
- Велосипед.
Правильный ответ
Велосипедист.
Повышенный уровень.
Укажите все слова с суффиксами.
Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.
Правильный ответ
Морской, заморский, полюшко.
Суффикс – что это такое, как правильно находить суффиксы в словах и какие они бывают
Часть слова, всегда находится между корнем и окончанием.
9 942
Суффикс – это морфема, то есть часть слова. Всего морфем пять: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс. Суффиксы всегда находятся после корней и до окончаний. То, что после окончания – это уже постфикс.
Суффиксы образуют новые слова и формы слов. В этой статье я расскажу вам, в чем разница и объясню, как искать суффиксы в словах.
Зачем нужны суффиксы
Их главная задача – создавать новые слова. Новые слова – то есть такие, у которых новое значение. Например, лес – это деревья, а лесник – это мужик, который их стережет. Лесник как раз образовался с помощью суффикса «-ник».
Береза – это дерево. Березка – маленькое дерево, березонька – тоже маленькое, но вдобавок еще такое, к которому мы относимся с особой нежностью. Эти новые слова тоже появились с помощью суффиксов «-к-», «-оньк-».
Что такое формообразующий суффикс
Иногда суффиксы используются для создания формы слова. Форма слова – это слово с прежним лексическим значением, но другими грамматическими признаками.
Я в школе так и не мог понять разницы между новым словом и формой слова, поэтому вот вам список всех случаев, когда в слове формообразующий суффикс:
- У глаголов прошедшего времени: читать-читал, смеяться – смеялся.
- У глаголов повелительного наклонения: бежать – беги, учить – учи.
- У причастий: смотреть — смотрящий, плясать – пляшущий.
- У деепричастий: вспоминать – вспоминая, обдумывать – обдумывая.
- У сравнительной степени прилагательных и наречий: красиво – красивее, быстрый – быстрее.
- У некоторых существительных в форме множественного числа: мать – матерей, дочь – дочерей, сын – сыновья (сыновjа).
Как найти суффикс в слове
Надо выделить окончание, выделить корень, а то, что будет между ними – и есть суффикс.
Но проблема в том, что суффиксов бывает два и более. В таком случае надо прокрутить в мозгах процесс образования слова.
Например, вот слово «учительница». На первый взгляд здесь суффикс «тельниц», потому что корень «уч» (от глагола «учит», где «-ит» – окончание), а окончание «-а».
Но посмотрите на словообразовательную цепочку: учит – учитель (с помощью суффикса -тель-) – учительница (с помощью суффикса -ниц-).
Получается, тут два суффикса: -тель- и -ниц-.
Видеть всю словообразовательную цепь сложно, мы даже на втором курсе института тупили.
Что надо знать про [j] в суффиксах
Какой суффикс в слове «терпение»? На первый взгляд – «ени», потому что корень «терп» (терпеть – терплю – терпит), а окончание – «е» (терпению, терпения, терпением).
Но в гласных «е», «ё», «ю», «я», «и» после гласных произносится два звука: [j] ([й]) и соответственно «э», «о», «у», «а» «и».
Теперь смотрите, в чем фишка: терпениjэ, терпениjа, терпениjу, терпениjэм. Букву «е» в окончании надо поделить на две и выделить как окончание только вторую половинку. Потому что первая половинка – это j, и он в суффиксе.
Запомните
-Ений- – это суффикс, с помощью которого образуются отглагольные существительные. То есть до него был глагол, а с ним стало существительное: терпеть – терпение, воодушевлять – воодушевление, избивать – избиение, молить – моление, гореть – горение.
Запомните это и сразу выделяйте во всех отглагольных существительных «-ений-».
-Ть у глаголов – окончание или суффикс
Спросите у своего учителя.
В русском языке есть два подхода, и они оба имеют право на существование. Согласно первому, -ть – суффикс, согласно второму – окончание.
В учебниках Ладыженской это окончание, в учебниках Бабайцевой – суффикс.
В школе вам не надо доказывать, суффикс это или окончание. Просто спросите у своего учителя в начале очередного года, как правильно. И выделяйте так до 11 класса. На ОГЭ и ЕГЭ вопросов о природе -ть нет.
Напишите мне вопросы, которые у вас возникают по теме «суффикс», приведите примеры сложных случаев, когда вы не могли правильно выделить суффикс в слове. Я проанализирую ваши комментарии и дополню статью.
Всем высоких баллов на ЕГЭ.
( 11 оценок, среднее 4.73 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
- столовый
- красота
- указка
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Определение
Суффикс — это морфема, которая стоит после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов или их форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
- дом → домик;
- трава → травяной;
- соловей → соловьиный;
- грустный → грустно.
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
- мысль → мыслишка;
- снег → снежок;
- рыба → рыбешка;
- человек → человечище.
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Суффиксы | Их значение | Примеры |
---|---|---|
-к- | Придают словам уменьшительное или ласкательное значение |
туча – тучка |
-ик- | дождь – дождик | |
-ок- | ветер – ветерок | |
-ичк- | вода – водичка | |
-ник- | Указывает на профессию или занимаемую должность |
печь – печник |
-щик- | бетон – бетонщик | |
-тель- | учить – учитель | |
-ист- | связь – связист | |
-арь- | ворота – вратарь | |
-есть- | Обозначает свойство или качество |
свежий – свежесть |
-от- | прямой – прямота | |
-изн- | белый – белизна | |
-ищ- | Называет место | пожар – пожарище |
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
- учить → учеба → учебник; учебник;
- цвет → цветистый → цветистость; цветистость.
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
- шапка → шапочка (к//ч, беглая гласная «о» в корне);
- весть → весточка;
- варить → заварить → заварка → заварочка (в суффиксе -оч- чередуются к//ч и беглая гласная «о»).
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
Например, у существительных суффиксы -чик, -щик, -ик, -ист, -тель образуют названия лиц мужского рода по профессии или роду занятий:
- лётчик
- водопроводчик
- фонарщик
- бетонщик
- академик
- трагик
- машинист
- лингвист
- писатель
- читатель.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
- -ив-/-ев- (ленивый, плюшевый);
- -чив- (задумчивый, вкрадчивый);
- -лив- (заботливый, дождливый);
- -ист- (прерывистый, золотистый);
- -ов- (кокосовый, деловой);
- -оват-/-еват- (смугловатый, ноздреватый) и т. п.
Глаголы имеют суффиксы -е-, -и-, -а-, -о-, -ыва-/-ива-, -ова-/ева-, -ну- и пр.:
- смотреть
- пилить
- мурлыкать
- полоть
- разведывать
- раскрашивать
- беседовать
- танцевать
- стукнуть.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Например, форма прошедшего времени глаголов образуется с помощью суффикса -л-, который присоединяется к основе инфинитива:
- мурлыкать — мурлыкал;
- отвозить — отвозил;
- засеять — засеял;
- возненавидеть — возненавидел.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
- -ащ-/-ящ- (летящий, визжащий), -ущ/-ющ (мурлычущий, борющийся);
- -им-/-ем- (приносимый, белеемый);
- -вш-, -ш- (опавший, принёсший);
- -нн-, -енн-, -т- (развеянный, поваленный, натёртый).
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
-
- -а/-я (бегая, слыша);
- -в, -вши, -ши (услышав, скрывшись, потрясши).
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
- красивый — красивее, красивейший;
- весело — веселее;
- чисто — чище.
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
котёнок — ?
1. котёнка, котёнку
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
2. кот, котик, котище
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень —кот—
3. котёнок
Суффикс в слове «котёнок» — —ёнок— (стоит между корнем —кот— и нулевым окончанием).
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 56
-
УМК «Школа России
-
Тема урока: Тема «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
-
Задачи урока:
– познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
– составить алгоритм нахождения суффикса в словах;
– закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;
– организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;
– отрабатывать умение выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова;
– способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.
-
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Научатся:
– выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму
– образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.
Метапредметные:
Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;
Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Личностные:
– осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;
– овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.
Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение», презентация к уроку.
-
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
К данному уроку учащиеся познакомились с корнем, окончанием, приставкой как частью слова, умеют находить и выделять их, что важно и готовит учащихся к восприятию и усвоению материала по теме «Суффикс. Словообразование.»
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда.
Мы начнем урок тогда.
Ребята у вас на партах лежат смайлики трех цветов . Поднимите смайлик вашего настроения.
– А теперь запишите в тетрадях число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
– Напишите строчку элементов букв. (Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.)
– Запишите вторую строчку соединений букв.
-Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
-Спишите , соблюдая правила каллиграфии.
Саша сорвал сливу.
– Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи в предложении.
-В слове сливу выделите корень, окончание( Проверка)
– Что такое корень? (Корень- главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
– Как вы его находили?
( Чтобы найти корень , надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть).
-Что такое окончание?
( Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
– Как найти окончание ?
(Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова).
5.Актуализация знаний
Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пословицы, но все слова в них перепутались.
Кто поможет собрать пословицы?
1) Что посеешь, то пожнешь.( как ты будешь к людям относиться, так и они к тебе)
2) Семь раз отмерь, один раз отрежь.(7 раз подумай прежде что-то сделать)
– Объясните смысл пословиц.
– Спишите пословицы.
– Найдите слова с приставками, обозначьте их.
– Что такое приставка?
(Приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.)
– Как найти приставку в слове?
(Чтобы найти приставку в слове. Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова которая стоит перед корнем и будет приставкой).
6. Самоопределение к деятельности
Отгадайте загадку:
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
(Ёж)
-Запишите в тетрадь слово еж.
-Как называют ребенка ежа? Ежонок.
-Теперь запишите слово ежонок
– Теперь скажите как зовут маму ежонка ? (Ежиха.)
-Запишите слово ежиха.
– Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой заключено общее лексическое значение).
– Выделите известные части в этих словах. (Корень, окончание).
– Ребята, все ли части слова выделены? ( нет не все)
– Кто уже знает как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)
– Послушайте загадку.
После корня он стоит
Перед окончанием
Если я его сменю
Другое слово получу
Обозначаю уголком
Называю «суффиксом»
-О какой части слова мы сегодня будем говорить?
– Сформулируйте тему урока.( «Что такое суффикс? Как найти его в слове?»)
Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что означает «прикрепленный», а немецкое слово произошло от латинского слова SUFFIXUS с тем же значением.
Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы.
-Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая)
-После чего стоит? (после корня).
– Перед чем стоит? (перед окончанием)
– Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило?
– Прочитайте еще раз все вместе. Правило на экране.
7. Физкультминутка.
8.Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 165 (с. 89).
– Прочитайте группы слов.
– Что вы можете сказать про эти слова?
– Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик).
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
– Ребята , у меня возник вопрос: общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов).
9.Продолжение работы по теме урока
Тетради на печатной основе.
С.47 упр.115
– Прочитайте задание.
– Работать будем парами. Составьте 4 слова с суффиксами которые вам даны. Пара, которая справилась с заданием берется за руки и поднимает их вверх. Так я узнаю, кто уже готов отвечать.
С. 47 упр.116.
– Прочитайте задание.
– Будем с вами образовывать слова и записывать на доске.
– По цепочке начиная с первого ряда. Выходим к доске, записываем слово и выделяем корень.
– Ребята, что вы сделали, чтобы найти в слове суффикс?
Прочитайте сведения о языке на стр. 90
10. Индивидуальная работа.
Ответить на вопросы и создать эталон.
– Что такое суффикс?
– Где стоит суффикс?
– Для чего служит суффикс?
Допишите правило:
Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов.
11. Рефлексия
Итак, подведем итог нашего урока. Посмотрите на экран и продолжите любое предложение :
-
Я узнал……
-
Я научился….
-
Мне понравилось….
-
Я затрудняюсь….
-
Моё настроение….
12. Оценки
А теперь выберите смайлик вашего настроения.
Домашнее задание
С.90 упр.167.
Конспект урока: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов.
Морфемика и словообразование
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов
Цели урока
- узнаем, что такое суффикс
- потренируемся находить суффикс в словах
- узнаем о значении суффиксов
Прочитайте слова из любого столбика. В чем их сходство и различие?
Какая часть внесла изменение в значения и образовала новое слово? Где она находится?
Запомните!
Суффикс
— это значимая часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. По суффиксам можно определить часть речи.
- Суффиксы -тель- , -ик-, -ник-, -чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).
- Суффиксы -лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).
Значение суффиксов
-ушк-, -онок-/-ёнок-, -к-, -оньк-/-еньк- – уменьшительно-ласкательное значение
-ист-, -щик-, -ник-, -ёр- – название лиц по роду занятий
-ец-, -ск-, -ан-, -ян- – значением лица по месту жительства
-ени- – существительное со значением действия
-оват-/-еват- – значение напоминания чего-либо, слабый оттенок
-ость-, -изн- – свойство, качество
Большинство суффиксов пишутся одинаково.
Как правильно найти в слове суффикс?
Запомните!
Чтобы найти суффикс в слове, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня, и будет суффиксом.
Каждый суффикс имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется суффикс – меняется значение слова.
Суффикс обозначается —
Упражнение 1
Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов.
Марина, Миша, Егор, мама, папа, тетя, дядя, заяц, воробей.
Суффиксы: -ушк-, -юшк-, оньк-, – еньк-, -очк-, -ечк-, – к-.
Запишите слова. Выделите суффиксы.
Упражнение 2
Прочитайте слова. Письменно объясните лексическое значение одного слова. В остальных словах выделите суффиксы.
Лётчик, тракторист, школьник, каменщик, ракетчик.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
- За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
- Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:
Ответы
Упражнение 1
Упражнение 2
Лётчик – водитель самолёта, авиатор.
Тракторист – водитель трактора.
Школьник – ученик начальной или средней школы.
Каменщик – строительный рабочий, специалист, занимающийся возведением или ремонтом каменных конструкций.
Ракетчик – военнослужащий ракетных войск.
Предыдущий урок
Приставка. Как найти в слове приставку? Значения приставок.
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Что такое основа слова? Разбор слова по составу.
Морфемика и словообразование