Сжатое изложение как составить план

Приёмы сжатия текста

Сжатие текста – это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:

Исключение

– вводных слов;

– однородных членов предложения;

– повторов;

– однотипных примеров;

– риторических вопросов и восклицаний;

– цитат;

– деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

– пояснений;

– рассуждений;

– описаний;

– слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Обобщение или объединение

– парцеллированных предложений;

– ряда предложений, связанных одной мыслью;

– частей предложений;

– конкретных, единичных фактов, событий, явлений

Замена

– однородных членов обобщающим словом;

– сложного предложения – простым;

– части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

– прямой речи – косвенной;

– части текста одним предложением;

– части предложения местоимением и т.д.  

Что нельзя удалять из текста?

– основные детали, помогающие понять авторскую идею;

– аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Как работать над сжатым изложением

При первом чтении:

– Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.

– Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).

– Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.

– Запомните последовательность событий, рассуждений.

– Определите количество абзацев, ключевые слова.

– Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

– Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения

– Разделите текст на смысловые части.

Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

– Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

– Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

– Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Школьники (особенно те, кому вскоре предстоит сдача таких важных экзаменов, как ОГЭ и ЕГЭ) не понаслышке знают, что такое изложение. По некоторым причинам эта письменная работа часто вселяет в детей неподдельный страх: им тяжело запоминать и излагать мысли другого человека. Поэтому очень важно учить ребенка писать изложения с самой начальной школы и давать ему достаточно практики в этом не самом простом виде письменной работы.

Что такое изложение

В целом, изложение представляет собой особый вид письменной (реже устной) работы, при которой ученику предстоит воспроизвести по памяти услышанный текст, часто в подробностях и с сохранением авторского стиля.

Что такое изложение

Главное в данной работе – верно запомнить и передать содержание услышанного произведения.

Какие задачи стоят перед учеником

В процессе написания подобных работ человек формирует множество важных навыков не только с точки зрения уроков по русскому языку или литературе, но и в целом для своего успешного развития как личности. 

Ученики пишут изложение

В частности, ребенок учится:

  • воспринимать информацию и концентрироваться на ней;

  • писать логически стройные и последовательные тексты;

  • анализировать информацию;

  • выделять основные мысли рассказов;

  • воспринимать и соблюдать те или иные особенности стиля речи;

  • запоминать большие объемы информации.

Поэтому во время работы над изложением важно, чтобы ребенок был сконцентрирован на внимательном прослушивании произведения и мог беспрепятственно воспринимать ключевые мысли.

Виды изложения

Изложения бывают нескольких видов. Но прежде, чем перейти к этому вопросу, важно обозначить, какие существуют типы текстов вообще.

Виды изложений

Повествование

Этот вид текста представляет собой последовательный пересказ каких-либо событий. Грубо говоря, повествование является рассказом, в котором присутствует сюжет и события логически следуют одно за другим. 

С точки зрения построения, этот тип текста является самым простым, и именно их учителя берут в качестве первого опыта написания как изложений, так и сочинений.

Описание

В этих текстах упор автора идет на то, чтобы дать словесный портрет какого-либо человека, описать пейзаж, явление и тому подобное. В развитии детей изложения-описания являются следующим после повествования шагом. 

Если в случае с повествованием не составляет особого труда по памяти воспроизвести ход событий, то у описаний структура несколько свободнее. Кроме того, тексты-описания насыщены различными эпитетами, что затрудняет запоминание.

Рассуждение

Самый непростой вид текстов, в том числе для изложений. Здесь важно обратить внимание, как автор выдвигает суждение и, подкрепляя свое мнение примерами, доказывает его и делает вывод. Этим рассуждение сильно отличается от других типов текста. 

Изложение-рассуждение

Сложность составляет определение учащимся главной мысли автора. Кроме того, в текстах-рассуждениях очень много риторических размышлений, различных умозаключений, сравнений. Такие тексты пишут ученики старших классов.

Итак, по форме текста изложения можно поделить на изложения-повествования, изложения-описания и изложения-рассуждения. При этом редко текст представляет собой чистую форму того или иного типа. Обычно это синтез двух, а то и сразу трех форм, например, повествование с элементами описания и рассуждения.

По размеру конечного результата изложения также делят на следующие виды:

  • подробное – то есть максимально приближенное к исходному тексту с сохранением характерного стиля автора;

  • краткое – здесь задачей учащегося является передача только главного смысла рассказа;

  • выборочное – изложение только заданного учителем фрагмента.

Основные правила написания изложений

Памятка как писать изложение

При написании изложений следует опираться на следующий алгоритм действий:

  1. Определить тип текста – повествование, описание, рассуждение.

  2. Определить стиль текста – деловой, научный, публицистический, художественный.

  3. Выявить особенности авторского стиля, будь то сложные предложения, инверсивный порядок слов в предложениях или обилие риторических конструкций.

  4. Выявить главную мысль текста.

  5. Определить второстепенные мысли и фрагменты текста.

  6. Грамотно составить план изложения.

Как составить план изложения

Для того, чтобы написать план изложения, при первом прослушивании текста необходимо мысленно разбить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов.

План изложения

Пример плана изложения

Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

Как писать сжатое изложение

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть. В данной работе ценится умение ребенка вычленить из рассказа главную мысль и донести ее, не меняя местами фрагменты и сохраняя авторский стиль.

Как написать сжатое изложение

Следующая памятка поможет ребенку овладеть техникой написания кратких изложений:

  1. Определить главную мысль в тексте, отбросить второстепенное.

  2. Вычленить микротемы (абзацы или смысловые фрагменты) и составить план.

  3. Избавиться от малозначительных деталей: лирических отступлений, риторических конструкций.

  4. Обобщить материал: некоторые эпизоды текста можно передать одним предложением.

  5. Упростить языковые конструкции: заменить сложные предложения простыми, убрать однородные члены и синонимичные конструкции, повторы, прямую речь.

Ни в коем случае нельзя менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными и менять авторский стиль. Это может существенно отразиться на итоговой оценке за изложение.

Как научиться быстро писать изложение по аудиозаписи

Этот вопрос особенно актуален для учащихся девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдача государственных экзаменов. Основная сложность написания изложений по аудио заключается в том, что запись невозможно «попросить» повторить фрагмент или читать медленнее, и ученику приходится подстраиваться под обычно неторопливый, но все-таки достаточно бодрый темп диктора.

Школьник внимательно слушает

Для того, чтобы научить ребенка писать изложение по аудиозаписи, необходимо предоставить ему очень много практики. Здесь придется проявить настойчивость – из-за большого количества требований дети не любят этот вид работы.

Писать изложения можно не только с помощью специально озвученных квалифицированными педагогами текстов для тренировки перед экзаменами, но и прослушивая, например, подкасты, новости или аудиокниги.

Во время прослушивания аудиозаписи очень важно писать конспект. При этом ученику нужно не бояться делать большие отступы между тезисами: при втором прослушивании в них будет удобно вписывать дополнительную, пропущенную при первом прослушивании, информацию.

Как написать изложение на 5: советы и рекомендации специалистов

Итак, наступил момент проверочной работы, и ребенок уже сидит за столом и готовится слушать текст. Важным этапом работы является подготовка к ней – ученику нужно сделать глубокий вдох (или дыхательную гимнастику, если ситуация и время позволяют), взять удобную и хорошо пишущую ручку, приготовить несколько листов чистой бумаги. Все это поможет сосредоточиться на тексте.

Памятка работы с изложением

Во время прослушивания ученик должен с использованием сокращений записывать тезисы, делая большие отступы между записями. При первом прослушивании важно понять главные мысли и значимые слова в тексте, а также определить тип и стиль излагаемого текста.

Между первым и вторым прослушиванием учащийся должен составить план изложения.

При втором прослушивании ученик дополняет тезисы и план добавочной и второстепенной информацией, уточняет, правильно ли он понял главную мысль и не упустил ли он какие-либо важные для понимания и передачи авторского стиля слова и фразы.

Как только ученик напишет черновой вариант работы, нужно проверить текст на логичность и последовательность, убедиться, что главная мысль текста полностью раскрыта, и текст написан согласно составленному ранее плану, сохранен стиль автора и отсутствуют орфографические ошибки.

После исправления возможных ошибок изложение нужно переписать в тетрадь.

Соблюдение этих простых правил поможет ребенку написать изложение максимально близко к исходному тексту и сохранить все важные детали и нюансы. Важно обеспечить себя исправными письменными принадлежностями, не отвлекаться на посторонние мысли и внешние раздражители в классе.

В случае, если у ребенка есть сложности с написанием изложений, ему нужно уделить внимание развитию концентрации через различные письменные упражнения и тренажеры памяти. 

Целенаправленная подготовка в данном случае поможет и придаст уверенности. Например, дать ему написать свободное сочинение для развития логики повествования или попросить его выучить какой-нибудь текст для развития запоминания.

>

Изложение – краткий или развернутый пересказ прочитанного или прослушанного произведения в письменном, реже устном виде. При этом необходимо определить и раскрыть основную тему, идею и проблематику изученного текста. 

Изложение

Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию.

Содержание

  1. Зачем писать изложение?
  2. Как определить тему и идею?
  3. Основные виды изложения
  4. Самостоятельная подготовка
  5. Как составить план изложения
  6. Как написать изложение кратко и правильно
  7. Алгоритм работы над изложением
  8. Правила сокращения изложения
  9. Основные принципы написания изложения
  10. Разбор задания
  11. Критерии оценивания работы
  12. Частые ошибки при написании изложения
  13. Как избежать типичных ошибок
  14. Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Зачем писать изложение?

Главная задача образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы.

Написание изложения — неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку, начиная с начальных классов и до выпускных экзаменов.  Очень важно, чтобы учащийся осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно.

Это творческое задание поможет школьнику в будущем писать доклады, курсовые, выступать перед публикой, так как научит:

  • запоминать большой объем информации;
  • анализировать;
  • выделять важное и второстепенное;
  • грамотно формулировать и излагать свои мысли и рассуждения на разные темы;
  • определять тему, основную мысль и тип текста (описание, рассуждение, повествование);
  • выстраивать логику повествования (завязку, кульминацию, развязку);
  • соблюдать особенности стиля речи, понимать авторскую позицию (замысел);

и т.д.

Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.

Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.

Как определить тему и идею?

Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение:

  • понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
  • как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
  • точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
  • точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
  • излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.

Согласно правилам написания изложения, ученик должен передать основную мысль, тему, микротемы текста.

Тема — это то, о чем или о ком текст: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.п.

Основная мысль или идея — это то, что хочет сказать автор текста по данной теме.

Общая тема делится на ряд микротем.

Микротема — это главная мысль фрагмента текста (как правило абзаца), которая раскрывает общую тему.

Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.

Основные виды изложения

В зависимости от формы текста можно выделить следующие виды изложений:

  • Изложение-повествование — работа с текстом, в которой важно передать точную последовательность действий и событий во времени, опираясь на факты и сюжетную линию.
  • Изложение-описание — пересказ художественного описания природы, людей, предметов, явлений. Отлично тренирует память, так как необходимо уделить внимание деталям.
  • Изложение-рассуждение — это более сложное задание, в рамках которого ученик должен дополнить факты из текста собственными размышлениями, аргументами, выразить согласие или несогласие с позицией автора.
  • Комбинированное — сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложение фактов, описание деталей, собственные мысли и рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3‑го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

По способу передачи содержания текста изложение бывает:

  • Подробное — развернутый и последовательный пересказ, максимально приближенный к исходному тексту. Предполагает сохранение языковых особенностей автора: характерных средств, деталей, фразеологии и синтаксиса.
  • Сжатое — краткий пересказ без детальных подробностей. Необходимо сохранить самое важное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идею автора.
  • Выборочное — особый вид, в котором нужно передать лишь часть текста, определенный фрагмент, информацию о каком-то персонаже, явлении, событии.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Самостоятельная подготовка

Упражнения на готовом тексте проводятся в четырех вариантах:

  • аналитическом (самостоятельное выявление основной задумки автора, составление содержания и его четкое воспроизведение),
  • синтетический (дополняется разработкой собственного заголовка, дополнения и развития главной темы подходящими микротемами),
  • конструктивный (редактирование или сжатие исходного материала),
  • творческий (написание изложения с элементами сочинения).

Чтобы сформировать навык написания используется несколько этапов:

  • Объяснение учебной задачи, формирующей мотивацию к выполнению контрольной.
  • Слово об авторе. Для восприятия литературного произведения важно быть знакомым с личностью писателя. Судьба, моральные принципы и мировоззрение литератора играют ключевую роль в понимании написанного им текста.
  • Установка на восприятие. Концентрация на задаче сначала внимательно прослушать отрывок, понять и составить мысленный план.
  • Первичное прослушивание. Фрагмент может зачитывать учитель, экзаменатор, автор или производится прослушивание подготовленной аудиозаписи.
  • Составление заголовка и плана.
  • Повторное чтение через 2–3 минуты.

Эти же этапы используются для самостоятельной домашней подготовки, во время которой школьники тренируются написанию услышанного текста. Фрагмент может воспроизводиться в аудиоформате (например, отрывок из аудиокниги) или зачитываться родителями или друзьями. После написания текста делается самопроверка и саморедактирование.

Как составить план изложения

Составление плана — важный этап работы над изложением.  Для того чтобы написать грамотный план, при первом прослушивании необходимо мысленно разделить текст на три составляющие: вступление, основную часть и заключение.

Данная схема поможет систематизировать мысли, вычленить и запомнить главную информацию, правильно выстроить события. 

Изложение

Основную часть, как правило, можно разбить еще на два и более пунктов. Каждый получившийся смысловой пункт плана следует озаглавить. Делать это лучше при помощи тезисов, а не кратких заголовков – так учащийся значительно повысит вероятность в подробностях вспомнить, о чем был тот или иной фрагмент текста.

Как только план составлен, текст воспроизводится во второй раз. Здесь ученику важно выделить главные мысли каждого из пунктов и законспектировать смысловые куски: слова и фразы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия данного фрагмента.

При написании сжатого изложения ученику предстоит передать смысл текста и сжать его объем примерно на одну треть.

Как написать изложение кратко и правильно

В первой части ОГЭ по русскому языку необходимо написать краткое изложение объемом не менее 70 слов.

Экзамен проходит по следующей схеме:

  • Ученики 2 раза слушают аудиозапись, на которой актер читает небольшой текст из 3 абзацев.
  • После второго прослушивания ученики начинают выполнять задание.
  • Необходимо правильно определить 3 микротемы, то есть основные мысли 3 абзацев, дать им краткое, но емкое описание, сократив исходный текст примерно на 1/3.

Предложения должны быть короткими, точными и грамотными. При этом важно передать главную идею автора, сохранить логическую структуру текста и последовательность событий.

Такие требования должен выполнить экзаменуемый при написании сжатого изложения: Ученик должен выделить микротемы, главную информацию (ключевые слова) и убрать второстепенную.

Главная информация — это ключевые слова, влияющие на понимание авторского замысла исходного текста.

Второстепенная информация — повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации текста.

Ни в коем случае нельзя искажать смысл текста, авторский стиль, менять местами микротемы, делать второстепенные фрагменты центральными.

Алгоритм работы над изложением

  1. Первое прослушивание:
  • определите тему текста и выделите его основную мысль (идею), отбросив все второстепенные, несущественные для понимания авторского замысла. Без понимания темы и основной мысли невозможно написать изложение;
  • определите тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • выявите особенности авторского стиля: наличие прямой речи, цитат, риторических вопросов, сложных предложений, инверсионный порядок слов;
  • составьте грамотный план. С помощью ключевых слов выделите смысловые фрагменты (микротемы). Напишите по одному предложению в каждой из трех частей. Эти предложения должны содержать основную мысль, на которую будете опираться при пересказе;
  • перескажите про себя то, что запомнили.
  1. Второе прослушивание:
  • теперь можно записать ключевые (важные) слова и выражения в соответствующие смысловые части;
  • допишите фразы, попытайтесь пересказать. Зачеркните те, которые не получилось логично завершить;
  • выберите приемы сокращения текста и используйте их для каждой части изложения, сохраняя главную мысль и все микротемы. В идеале — 3 способа на все изложение;
  • проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла;
  • посчитайте количество слов, их должно быть не менее 70, но экзаменаторы рекомендуют 90;
  • проверьте изложение на наличие грамматических, речевых, фактических, логических, орфографических и пунктуационных ошибок;
  • перепишите на чистовик, четко выделяя отступами начало каждого из трех абзацев.

Чтобы найти максимальное количество ошибок перед этим стоит на пару минут закрыть работу и переключить внимание.

Правила сокращения изложения

Для получения отличной оценки за сжатое изложение требуется освоение приемов сжатия текста.

  1. Исключение – вычеркивание слов, фраз и предложений, не влияющих на общий смысл сказанного. Можно смело убирать вводные конструкции, длинные перечисления однородных прилагательных или существительных, повторы, похожие примеры, эмоциональных высказывания, риторические вопросы, пространные рассуждения я автора, ненужные пояснения и описания. Для исключения сначала выделяются главные слова, потом удаляются второстепенные и вставляются художественные средства для связи оставшихся частей предложения.
  2. Обобщение – соединение разобщенных фактов, мыслей и предложений, связанных одной идеей. Для использования приема из текста вычленяются взаимосвязанные гипотезы и аргументы, которые собираются в одну или несколько ключевых фраз. Для успешного выполнения важно правильно и логично сформулировать итоговый абзац или высказывание.
  3. Замена – использование аналогий и синонимов. Заменить можно однородные члены (вставить один общий термин), сложное предложение (сократить до простого с одним или двумя литературными оборотами), прямую речь (заменить описательной косвенной), повторяющиеся существительные (применить местоимения).

Использование нескольких приемов сжатия добавляет баллы к итоговой оценке. Для получения «отлично» сокращения должны соответствовать типу речи: в описании нельзя сокращать признаки или характеристики, в рассказе – сюжетные линии или персонажей, в рассуждении – факты или теории.

Основные принципы написания изложения

Главное — передать основную мысль текста, а не дублировать его полностью. Сосредоточьтесь на запоминании и передаче основной мысли, не рассеивайте внимание на весь текст, на точные авторские формулировки. Пишите своими словами, но в рамках авторского стиля.

Конспектируйте, чтобы не упустить важные детали. Используйте короткие предложения, а не длинные. Так проще донести мысль, и не допустить ошибки. Уделяйте внимание словам и повторам, заменяя их на синонимы, то есть избегайте тавтологии.

Следите за грамотностью, она влияет на вашу оценку, поэтому тщательно проверяйте работу перед сдачей.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

Исходный текст:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Изложение:

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки.

Текст изложения:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего. Это теплота, от которой сердце приходит в ответное движение. Человек, испытавший доброту, не может не ответить своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе лучшее. Забывается «я», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для ненависти не остаётся места в душе.

Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Критерии оценивания работы

Изложение может быть сжатым или подробным, но обязательно его соответствие требованиям объемности: краткая переработка от 40 слов и больше, творческая часть в виде сочинения от 70 слов для упражнений под литерой «К» в основной части, и 200–280 слов для вопросов с маркировкой «А» или «С» в отдельном блоке.

Полное изложение по объему не ограничивается и зависит от количества символов в исходном фрагменте.

Оценивающий считает все слова, включая служебные. С этого начинается проверка задания и если в основном блоке менее 30 слов, а в авторской части меньше 50, то все упражнение оценивается в 0 баллов и дальнейший разбор по содержанию и грамотности не требуется.

Экзаменаторы оценивают на ОГЭ содержание изложения по следующим критериям:

  • адекватное отражение микротем;
  • сжатие исходного текста;
  • смысловая цельность;
  • речевая связность трех частей;
  • последовательность событий;
  • грамотность — наличие орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых, фактических ошибок.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

‍А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Частые ошибки при написании изложения

Школьники часто допускают следующие ошибки:

  1. Грамматические — ошибки в структуре слова:
  • неправильное образование формы слова;
  • неверное построение словосочетания или предложения;
  • нарушение связи между главными членами предложения;
  • смешение косвенной и прямой речи;

и т.д.

Пример:

«без комментарий» вместо «без комментариев», «согласно с указом» вместо «согласно указу».

  1. Речевые (в том числе стилистические) — ошибки в употреблении слова:
  • неправильное или неточное употребление слова, в том числе омонимов, синонимов, что делает речь неточной и непонятной;
  • нарушение порядка слов в предложении;
  • неоправданный повтор одного и того же слова, тавтология, употребление лишних слов;
  • неправильное определение границ предложения;
  • искажение микротемы вследствие неверного толкования отдельного слова или словосочетания.

Пример:

Они потеряли на войне двух единственных сыновей; «дипломат конкурса» вместо «дипломант».

  1. Логические — нарушение структуры и смысла текста, причинно-следственной связи:
  • отсутствие необходимых частей высказывания и связи между ними;
  • неоправданный повтор высказанной ранее мысли;
  • неумение делить текст на части;
  • нарушение последовательности высказывания;
  • неправильное абзацное членение;
  • пропуск или раздробление микротемы другой микротемой;
  • неправильная аргументация, пропуск звена в объяснении (логический скачок).

Пример:

Есть много произведений о любви в русской литературе. Следует написать: в русской литературе есть много произведений о любви.

  1. Фактические — искажение содержания текста:
  • пропуск важной информации;
  • несоответствие фактов действительности, неправильное их толкование;
  • повторное возвращение к одному и тому же факту;
  • неточность в цитате, имени, фамилии литературного героя.

Пример:

Роман Л. Н. Толстого «Обломов». Неверно указан автор произведения.

  1. Орфографические — неправильное написание слов:
  • в корнях, приставках, окончаниях;
  • нарушения в переносе слов, расстановке дефисов;
  • неверное слитное или раздельное написание.

Пример:

«Как нибудь» вместо «как-нибудь», «матириал» вместо «материал».

  1. Пунктуационные — неправильный выбор знаков препинания:
  • отсутствие в нужном месте или наличие там, где они не нужны;
  • неверное оформление прямой речи;
  • невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Пример:

Девушка зашла в комнату, и позвонила другу. Запятая перед «и» не нужна, так как союз соединяет однородные члены предложения.

Как избежать типичных ошибок

Чтобы избежать ошибок в изложении:

  • следуйте плану, в изложении должно быть столько же абзацев, сколько и в плане;
  • избегайте частых повторов одного слова, используйте способы сжатия на протяжении всего текста;
  • проверяйте речевую связь между абзацами с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • избегайте сложные предложения, преобразуйте их в простые;
  • пишите проще, используйте только те слова, в значении которых вы уверены;
  • не допускайте перестановок микротем, чтобы не нарушить логичность изложения;
  • не искажайте факты, все имена, даты, факты следует писать правильно;
  • необходимо пополнять словарный запас, поэтому читайте художественную литературу и периодические издания;
  • обратите внимание на образцы успешно выполненных работ и тренируйтесь писать по аналогии;
  • тщательно проверяйте текст перед сдачей на проверку.

Соблюдайте правила написания изложения. Практикуйтесь в написании изложения. Чем чаще вы совершаете ошибки в процессе подготовки, тем меньше их будет на экзамене.

Советы, которые помогут получить за изложение «5»

Не нужно волноваться или бояться, что вы не справитесь с задачей. Если вы будете спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, то обязательно получите желанную «5» и похвалу от учителя.

  • Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
  • Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
  • Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
  • Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10–15 минут в день.

Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости.

Изложение, как работа, охватывает ряд как устных, так и письменных упражнений, по сложности представляющих собой и дословные пересказы небольших текстов, и краткую передачу сущности целого произведения.

Источники:

  • Джеймс Э. Райнкинг, Эндрю У. Харт, Роберт фон дер Остен. Композиция: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. Пер. и адапт. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005, 2008, 2009—464 с.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Станиславский А. Р. Стратегии успешного письменного изложения. // Мир русского слова. — 2004. — № 4(21). — С. 109—110.

Обязательный государственный экзамен (ОГЭ) — экзамен, который пишут выпускники 9 классов. Первая часть ОГЭ по русскому языку — сжатое изложение. Диктор два раза зачитывает небольшой текст, и задача учеников — написать изложение не менее, чем на 70 слов.

В изложении на ОГЭ нет ничего сложного, но есть нюансы, о которых нужно знать. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание при написании изложения, как выполнить все критерии и как распределить время.

Как пишут изложение на экзамене

Изложение — самое первое, к чему приступают выпускники на ОГЭ. Экзаменатор включает аудиозапись с текстом дважды. Объём текста — примерно 150 слов, диктор читает его около трёх минут. Перерыв между первым и вторым чтением текста — 3−4 минуты. В это время можно работать в черновике, осмыслять услышанное и делать заметки. После второго прослушивания ребята пишут изложение.

На изложении вы можете:

— делать любые пометки в черновиках, записывать любые фрагменты текста, которые считаете важными для написания изложения;

— пользоваться орфографическим словарём, если сомневаетесь в написании каких-либо слов.

Максимум за изложение на ОГЭ по русскому языку — реально. Детальный разбор, чтобы написать изложение на высший балл

Выделяйте микротемы

Запомните эту «формулу»: в вашем изложении должно получиться три микротемы. А значит, и три абзаца. Давайте проясним термины, которые тут имеются:

Тема — то, о чём говорится в тексте. Это может быть какое-то явление, качество или проблема. Но тема раскрывается с помощью нескольких микротем.

Микротема — главная мысль абзаца.

Каждая микротема раскрывает аспект проблемы, о которой говорится в тексте. Чтобы правильно выделить три микротемы, отслеживайте моменты, когда в тексте начинают говорить о другом. Там, где вы заметите «перескок» темы или мысль, которая уже не относится к предыдущим предложениям, знайте — вот тут начнётся новый абзац.

Откуда мы знаем, что микротем именно три? Это прописано в критериях ОГЭ по русскому языку в 2022 году.

Демонстрационный вариант ОГЭ 2022.

На демонстрационном варианте есть:

— текст изложения;

— микротемы, которые нужно представить в трёх абзацах;

первый критерий изложения. Если не допускать фактических ошибок и передать все три микротемы, то по первому критерию вы получите 2 балла.

Сокращайте изложение

Минимальное количество слов в изложении — 70, а верхнего потолка нет. Но это не значит, что можно «растекаться мыслию по древу» и писать изложение на 200 слов, когда прочитанный текст — 150. Тогда вам снимут баллы по второму критерию — «сжатие исходного текста».

Второй критерий в изложении на ОГЭ 2022.

О чём говорит этот критерий:

— учащийся должен использовать приёмы сжатия текста;

— их нужно применять на протяжении всего текста, а не только в одном-двух абзацах.

Значит, чтобы получить максимум по второму критерию, надо использовать как минимум один приём сжатия текста в каждом из трёх абзацев.

Какие бывают приёмы сжатия текста

1. Объединение. Соединяйте два предложения в одно, если их смысл взаимосвязан.

2. Исключение. Убирайте слова и конструкции, без которых можно обойтись. При их «выбрасывании» убедитесь, что смысл текста остаётся неизменным.

3. Замена. Замените длинный ряд однородных членов обобщающим словом. Сложный деепричастный оборот — глаголом, длинное выражение — сочетанием покороче.

Все эти три приёма сжатия текста мы использовали в следующем примере.

Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни → В этом путешествии я познакомился не только с архитектурой, но и с жизнью народа.

Максимум за изложение на ОГЭ по русскому языку — реально. Детальный разбор, чтобы написать изложение на высший балл

Делайте заметки так, как вам удобно

Перед ОГЭ обязательно потренируйтесь в написании изложения. Откройте тренировочный вариант и включите текст для прослушивания.

Сравните разные способы восприятия. При написании первого тренировочного изложения делайте много заметок. При написании второго — больше слушайте. Так вы поймёте, что лучше помогает вам запоминать текст: детальное конспектирование или вдумчивое слушание.

Если вам удобнее делать много записей, делайте их даже во время первого прослушивания. Диктор говорит, что надо сначала послушать, а потом писать, но это не ультиматум. Пишите тогда, когда удобно.

Но если вы знаете, что вам лучше послушать, а не записать, — так и сделайте.

Что обязательно стоит записать:

— Ключевые, опорные слова. Это слова, которые описывают микротему, названия, действия или мысли героев. Зачастую, чтобы вспомнить, о чём был абзац, достаточно взглянуть на пару опорных слов/сочетаний.

— План по микротемам. После того, как прослушаете изложение, не спешите сразу писать в чистовик. Набросайте на черновике план. Отразите в нём каждую микротему, а под каждой микротемой — опорные слова. Это нужно, чтобы не нарушить логику повествования.

Не спешите переписывать изложение на чистовик

Сначала напишите изложение на черновике целиком. Так вы будете спокойны, что перенесли на бумагу всё самое важное и ничего не вылетит из головы. А потом решайте тестовую часть. На проверку изложения и его переписывание заложите час от конца экзамена. В остальное время решайте другие задания.

Так вы посмотрите на текст свежим взглядом и с бо́льшей вероятностью найдёте недочёты. И обязательно пользуйтесь орфографическим словарём. Его обязаны выдавать всем, кто пишет ОГЭ по русскому языку.

Подведём итоги

Чтобы написать изложение на высший балл, необходимо:

Внимательно слушать текст и делать пометки так, как вам удобно. Не бросайтесь исписывать черновик, если знаете, что лучше запомните на слух. И наоборот: делайте пометки даже во время первого прослушивания, хоть диктор и говорит слушать.

Выделите три микротемы. Три микротемы — три абзаца. Каждая микротема — главная мысль абзаца.

Составьте план. В плане должно быть три микротемы и опорные слова к каждой из них.

Напишите изложение на черновике, но не спешите писать в чистовик. Написали в черновике — и решайте тест. За час до конца экзамена вернитесь к изложению и проверьте его ещё раз. И только потом переписывайте.

Используйте словарь, если не уверены, как пишется какое-то слово. Не знаете, какой знак препинания поставитьизмените предложение так, чтобы быть уверенным на сто процентов.

Как
написать сжатое изложение

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются
микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать
в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного
материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить
новый текст.

1. При сжатии любого текста обычно

опускаются диалоги,

пространные описания природы,

описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

ключевые слова и обороты речи,

наиболее характерные изобразительновыразительные средства, при помощи  которых передается колорит исходного текста.

3.  Чтобы сжать текст, нужно
вычленить главную информацию.

Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают
развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания,
характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой
передаче содержания  можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например,
при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь
излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение
превратилось в выборочное.                               

4.
Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

– уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается
на

  заглавие текста и на подтекст;

–  определение стиля исходного текста;

– определение типа речи;

– анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана,
уточнение

  центральной части);

– выполнение чернового варианта;

– проверка собственного текста на сохранение связности и наличие
ключевых

  языковых средств.

Способы сжатия текста:

1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;

     При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения
основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить
существенное и составить новый текст.

– исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

– исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

– исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

– исключение одного или нескольких предложений.

     При обобщении
материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их
обобщенной передачи и составляем новый текст.

Какой способ сжатия
использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной
задачи, особенностей текста.

К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение
отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

    предложения;

2) образование
сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

    повествующих об
одном и том же предмете речи;

З) сокращение
сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка
сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой
речи в косвенную;

6) пропуск
предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск
предложений с описаниями и рассуждениями.

    Для закрепления возьмём такие примеры и
попытаемся применить названные способы.

Отрывок
из исходного текста

Текст
сжатого пересказа

    «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по
необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о
школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу,
увлекались до самозабвения».

 «В мастерской Саврасова не скучали, не
думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

«На лугу росли
неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

« На лугу росли цветы».

Можно привести
множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то,
что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око»,
а ведь это родственные слова…»

«Можно привести множество примеров, когда
смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном».

Цель всегда
конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в     вуз
или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать,
что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Цель всегда
конкретна, измеряема, достижима.

Мы набирали 
огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и
сами    пропитывались их горьким запахом.

              Мы собирали огромные  печальные букеты    и 
пропитывались их горьким запахом.

Прочитайте текст.

Любовь к
родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви
к  своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей,
которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное
слово.  (Д. С. Лихачёв)

Сократите
текст Д. С. Лихачёва.

Любовь к родному краю, культуре
начинается с малого – с  любви к своей семье, с уважения к людям.

С самого
начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом
сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть
его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

Исключите
второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной
деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и
движения (силы).

V. Повторение этапов работы с текстом по
написанию сжатого изложения.

Этапы
учебной деятельности

Учебная
деятельность

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев
    (автора)
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его
написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение
текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса,
формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской
позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста.
   

Композиция текста – построение текста.
 Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато
выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления,
признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста:
определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по
количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца.
Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей
текста:

лексические – повтор, однокоренные слова,
синонимы;

лексико-грамматические

VI. Анализ текста.

   – Познакомимся с текстом, проанализируем
его.

      Текст.

Географические
названия.

    (1)Имена рек – старейшины в мире
географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых
прославленных рек Земли.

    (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом,
свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место,
всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые
удобные для жизни места.

    (3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало
на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с
могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по
новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках,
смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои
новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших
потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

   (7)Мы не знаем в точности, почему они так
поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием.
(9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же
длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди
замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе – великие водные
дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей
древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе.
(12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Задания, которые помогут проверить глубину и
точность восприятия исходного текста.

1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.

2. Чем отличаются имена крупных рек от
названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их
происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой
времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.

3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек
в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других
географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное
место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой
язык;

г) право называть реки давали наиболее
почитаемым представителям древних племён.

4. Найдите опорные слова в каждой части текста
и, используя их, составьте план текста.

Закончите план этого текста.

1) Названия рек –
_______________________________ .

2) Древние люди боролись за
_____________________

3) Пришельцы почему-то никогда
_________________ .

4) Два предположения о том, почему
_______________

Примерный вариант выполнения задания №4.

1) Названия рек – старейшины в мире
географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни
места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли
названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так
поступали пришельцы.

5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

   Автор сочетает информативную насыщенность с
эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («____________»
из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм (предложения
№4 и ____ ), __________ («как шумная река»). Слово разговорного стиля
(«____________» из предложения №9) придает тексту интонацию
доверительно-непринуждённой беседы.

Примерный вариант выполнения задания №5.

 Автор сочетает информативную насыщенность с
эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно»
из предложения №6), подчёркнутой анафорой синтаксический параллелизм
(предложения №4 и № 5), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля
(«поди » из предложения №9) придает тексту интонацию
доверительно-непринуждённой беседы.


VII. Работа по написанию  сжатого изложения.

1)  
прочитайте
абзац и определите в нем основ­ную, дополнительную и избыточную информацию;

2) 
подчеркните
опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа­цию;

3)  
опустите
слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

4) 
опустите
предложения, которые представля­ются вам избыточными;

5)  
переделайте
предложения, обобщая инфор­мацию микротекста. (Если необходимо, объедини­те два
предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование
грамматичес­ких конструкций и др.)

1.(Запишите главную часть первого
предложения.)

________________    ___________________   
_______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________
место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ ,
меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________
.

4.Мы не знаем, почему ________ .

5.Может быть, они __________   
_____________   _____________ .

6. Может быть, реку трудно _________, потому
что она протекает через __________ .

7.Так или иначе названия рек сохраняются
__________ , переходя от __________ к ___________

    Имена рек – старейшины в мире
географических названий.

    Древние люди, пытаясь найти удобное для
жизни место, боролись со своими современниками.

    Пришельцы, захватывая новые места, меняли
названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

    Мы не знаем, почему они так делали. Может
быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому
что она протекает через многие страны. Так или иначе – названия рек
сохраняются  и ныне, переходя от поколения к поколению.

Памятки

Памятка «Как работать над
сжатым изложением»

1.
Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить
изобразительно-выразительные средства.

2.
Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.

3.
Выделить в тексте все части.

4. Определить, какие части можно исключить, объединить.
Почему?

5.
Составить план сжатого изложения.

6.
В каждой части текста отметить главное.

7.
Отметить то, что можно объединить.

8.
Подобрать обобщающие слова и предложения.

9.
Изложить сжато каждую часть.

10.
Подумать, как связать части между собой.

11.
Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно
адресовано?

Памятка для анализа
изложения

1.
Передайте общее впечатление от выполненных работ учащихся.

2.
Охарактеризуйте полноту передачи содержания исходного текста.

3.
Рассмотрите последовательность в передаче содержания, обратите внимание, нет ли
логических ошибок.

 
4. Проверьте, нет ли искажения фактического материала, ненужных добавлений.

 
5. Посмотрите, как используются советы по проведению языкового анализа.

 
6. Отметьте речевые ошибки, особенно наиболее типичные из них.

 
7. Назовите случаи самостоятельного решения речевых задач («соавторские слова»
и «свои слова»).

 
8. Охарактеризуйте качество редакторской правки.

 
9. Назовите орфографические и пунктуационные ошибки, объясните их причины.

10.
Охарактеризуйте внешнее оформление работ

          
Алгоритм
написания сжатого изложения

Изложение читают два раза.

УЧТИТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК
КАЖДОЙ МИКРОТЕМЫ (МИКРОТЕМЫ КАЖДОГО АБЗАЦА), ТАК И ВСЕГО ТЕКСТА В ЦЕЛОМ.

ПИШИТЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

Как писать? Вы можете использовать два варианта
«конспектирования» текста.

При 1 и 2 прочтении

I

1. Записывать
полностью, а потом сокращать, оставляя ключевые(главные, необходимые) слова,
которые передают главную тему (микротему) каждого абзаца.

2. Записыватьсразу
ключевые (главные, неоходимые) слова, которые передают главную тему
(микротему) каждого абзаца.

II. Обозначьте
микротемы каждого абзаца (коротко).

III.
Соблюдая абзацное членение
текста, используйте приемы

исключения, обобщения, упрощения

для «сжатия» записанного текста.

 

IV.
Формулируйте грамотное высказывание. Обязательно  продумав перед этим
синтаксическую структуру ваших предложений (обратите внимание на  уместное и
грамотное употребление однородных членов, сочинительных и подчинительных союзов
в ПП, ССП, СПП в вашем сжатом изложении)

 

Из чего строить высказывание (текст вашего сжатого
изложения)?

1. Используйте
для составления предложений те слова, которые остались после «сокращения»
текста.

2.  Передавайте
мысли своими словами

3. Используйте
предыдущие два способа одновременно.

V. Проверьте количество абзацев, полностью ли раскрыты микротемы каждого 
абзаца?

За ошибку будут считаться случаи, когда вы «добавили»
в текст свою микротему или, наоборот, не раскрыли микротему в каком — либо
абзаце, или объединили по ошибке два абзаца в один.

VI. Сосчитайте количество слов.

В сумме в вашем изложении (часть 1) и в вашем
сочинении — рассуждении (часть 3) должно быть 140 слов

Вы можете сжать изложение до 70 слов (вместо 90), но
тогда сочинение должно содержать соответственно тоже 70 слов. Либо сжать
изложение до 90 слов (норма), тогда объём сочинения должен быть не менее 50
слов.

Пожалуйста, пользуйтесь орфографическим словарём, для
проверки вашего изложения на наличие орфографических ошибок!

Будьте внимательны, не спешите!

Удачи Вам!

Источники материалов, литература:

1.  Борисенко Н.А.  как мы
готовимся к новому экзамену в 9-м классе // русский язык, № 8/2007.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.
как учить работать с книгой. М., 1995.

3. Евграфова С.М. секреты изложения // русский
язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

4. Соболева О.В. понимание текста: зачем,
кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007.

5.  Хаустова Д.А.  разные типы изложений // 
русский язык, № 3/2006.

6. Антонова Е.С. Методика преподавания
русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: кНорус, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.
как учить работать с книгой.  М., 1995. с. 145–200.

8. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. развитие
воссоздающего воображения на уроках русского языка // русский язык в школе.
2006. № 6. с. 3–10.

9. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. понимание
текста на уроках русского языка и литературы // русский язык. 2007. № 23. с.
23–28.

10. Евграфова Е.М. понимание и воображение //
русский язык, № 5/2003. с. 14.

11. Методика развития речи на уроках русского
языка / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 199

12. Наталья Анатольевна Борисенко, Андрей
Георгиевич Нарушевич, Надежда Ароновна Шапиро

Материалы курса «подготовка учащихся к
выполнению текстовых заданий в итоговой

аттестации по русскому языку в 9 – 11-х
классах»: лекции 1–4. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2008.
– 76 с.

13. http://festival.1september.ru/articles/578272/

14. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/burtceva_e._v._98_102_4_106_2011.pdf
Е.
В. Бурцева

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Uspen_ImDom/03.php
Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике

16. http://www.philology.ru/linguistics2/ozhegov-74c.htm
Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974. – С.
285-291

Добавить комментарий