Виды тахографов
Тахографы делятся на два вида по географии применения: для поездок по России и за границу. От вида устройства зависит, какой блок защиты устанавливается в корпус контрольного прибора – ЕСТР или СКЗИ.
ЕСТР и СКЗИ
ЕСТР – блок защиты, который устанавливается в тахографы европейского производства. Оснащение данным блоком российских контрольных приборов запрещено. Аббревиатура «ЕСТР» расшифровывается как «европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств».
Тахографы с ЕСТР-блоками устанавливаются только на транспорт, выпущенный позже 2006 года и соответствующий международным требованиям безопасности и оснащения электроникой.
СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – блок защиты, которым оснащаются отечественные контрольные приборы. На вопрос «что такое НКМ в тахографе?» можно ответить, что это как раз СКЗИ-блок, но под альтернативным названием.
НКМ – навигационный криптографический модуль, который хранит информацию в закодированном виде. Для работы с данными потребуется их предварительная расшифровка.
Блок предназначен для использования только на территории РФ, выезд за границу с ним запрещен. Тахографы с СКЗИ-модулями могут устанавливаться на грузовой и пассажирский транспорт любого возраста, который задействован в коммерческих перевозках.
Почему необходимо установить СКЗИ
Обязательность установки тахографов с СКЗИ-блоками – требование законодательства РФ. Почти весь транспорт категорий М2, М3 и N2, N3, который передвигается по дорогам общего пользования, должен оборудоваться контрольными приборами. Эта норма прописана в Приказе Минтранса № 440.
Особенности СКЗИ
Между ЕСТР и СКЗИ-блоками есть различия в электронном наполнении. Европейские блоки имеют минимальную защиту, не оснащаются встроенными датчиками скорости, так как при установке тахографов эта информация снимается с бортового компьютера автомобиля. СКЗИ-блоки полностью автономны, имеют внутри дублированные системы датчиков скорости, положения и требуют подключения только к электронному датчику скорости.
Поэтому контрольные приборы с отечественными модулями защиты могут быть установлены на автотехнику любого возраста. Естественно, с условием того, что транспорт полностью исправен и прошел плановые техосмотры.
Отечественные защитные блоки позволяют закодировать информацию на картах водителя и защитить ее от изменения с целью дальнейших махинаций.
СКЗИ в составе контролирующего устройства
Блок СКЗИ представляет собой небольшой черный пластиковый корпус, в который помещается вся электроника:
- криптографический модуль, отвечающий непосредственно за защиту данных;
- модуль реального времени (внутренние часы, которые нужны для учета хронологии событий на дороге независимо от показаний бортовых часов автомобиля);
- небольшая встроенная батарея, работающая в качестве резервного источника питания, если происходит сбой в бортовой сети транспорта;
- хронографический модуль, который в паре с модулем времени отвечает за фиксацию информации в памяти устройства;
- GPS-приемник, контролирующий и отслеживающий положение транспорта на дороге;
- модуль памяти, куда сохраняется вся собираемая информация;
- акселерометр – датчик положения техники в пространстве, отслеживающий также удары и столкновения;
- контролирующая электроника, отвечающая за правильную работу всей начинки.
Корпус СКЗИ-блока герметичен, изолирован от попадания влаги и пыли.
Функции модуля защиты
Блоки СКЗИ (НКМ) – сложные устройства, обеспечивающие защиту данных в тахографе.
Функционал НКМ:
- шифрование информации в памяти контрольного прибора;
- дешифровка и считывание данных с карты водителя и тахографа только после подтверждения PIN-кодом;
- защита информации от корректировок, изменений;
- дублирующие контуры фиксации данных о дорожной обстановке, информация с которых сравнивается (махинации с датчиками вскроются при первой же архивации данных с карты водителя).
Таким образом, главная задача НКМ-блока – не дать посторонним лицам возможности изменить данные в памяти тахографа.
Правила использования
Водитель, который управляет транспортом с тахографом, должен уметь пользоваться тахографическим оборудованием и выполнять это правильно. Это одно из правил эксплуатации контрольных приборов, которые утверждены Приказом Минтранса № 440.
Каждый водитель должен иметь личную карту для доступа к управлению тахографом. Она играет роль ключа для разблокировки прибора. Все операции по внесению данных выполняются только после установки пластикового документа в соответствующий разъем, введения персонального PIN-кода.
Если автомобиль оснащен устройством контроля, но водитель передвигается на данном транспорте без карты, далеко уехать не удастся, ведь такое поведение наказывается штрафом от 3 тыс. рублей (ст. 11.23 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от статуса лица за рулем.
Также водитель должен уметь самостоятельно настраивать устройство, выбирать подходящий режим работы, выводить по необходимости отчет из меню тахографа.
Обратите внимание! Умение распечатывать отчет из памяти тахографа – обязанность водителя, закрепленная законодательно. Это несложная процедура. Однако, если при проверке сотрудником ДПС окажется, что водитель не умеет выводить отчеты, после проверки последует штраф от 1 до 3 тыс. рублей.
Представитель власти не имеет права самостоятельно управлять тахографом без специального допуска – документа, подтверждающего такие полномочия.
Обычно у водителей не возникает трудностей с эксплуатацией контрольных устройств, так как производители российских тахографов комплектуют прибор детальными руководствами пользователя с пошаговыми инструкциями по каждой операции.
Активация
Активация блоков СКЗИ в тахографах выполняется только на базе специализированных мастерских во время установки контрольного прибора либо замены самого криптографического модуля.
Процедура активации СКЗИ-блока выглядит так:
- Мастер, который занимается работами по установке либо замене блока, генерирует электронный сертификат на основе информации о владельце автомобиля, тахографе, блоке шифрования, самом транспорте. То есть создается уникальный электронный идентификатор.
- Данные прикрепляются к запросу и отправляются в Росавтотранс для подтверждения.
- После получения положительного ответа ключ загружается в память тахографа.
Если ключ успешно считан тахографом и при активации посредством карты мастерской устройство включается и работает, активацию можно считать выполненной успешно.
После процедуры активации тахограф с блоком СКЗИ закрепляется за автомобилем. Использовать его на другом транспорте запрещено.
Сам блок СКЗИ потребует замены через три года. Это еще одно законодательное требование. Шифрующее устройство не приходит в негодность, но ровно на такой срок выдается электронный сертификат. Когда подходит время замены модуля, на экране тахографа отображается надпись «Заменить НКМ».
Если требование замены не выполнить, тахограф заблокируется и разблокировать его можно будет только в мастерской при замене криптографического модуля (НКМ).
Эксплуатация
При эксплуатации тахографа водитель обязан:
- контролировать состояние прибора и своевременно обслуживать его;
- проводить обслуживание тахографического оборудования только в сертифицированных мастерских;
- регулярно выгружать данные и обеспечивать их сохранность;
- пользоваться только собственной картой водителя, беречь носитель от повреждений, заменять по истечении срока службы;
- выполнять регулярную чистку поверхностей прибора, кнопок, экрана;
- самостоятельно уметь вносить настройки, выбирать режимы работы, печатать отчеты;
- эксплуатировать тахограф в соответствии с руководством пользователя к контрольному прибору.
Ошибки в работе
Основная опасность наличия ошибок НКМ на тахографе – угроза штрафов. Неправильно работающий контрольный прибор может фиксировать дорожные события с ошибками, завышать либо занижать показания пробега, увеличивать сигналы датчика до неправдоподобных значений. Все эти отклонения фиксируются в памяти устройства и могут быть выявлены при плановой либо внеплановой проверке. В таком случае водителю крайне трудно будет доказать, что он не нарушал скоростной режим либо действительно двигался по маршруту.
Поэтому важно контролировать состояние прибора, периодически проходить диагностику в сервисных центрах, чтобы своевременно отслеживать появляющиеся ошибки и исправлять их.
Какие бывают с блоком НКМ
Проблемы с блоками НКМ – отдельный вид нарушений. Встречаются чаще, чем ошибки непосредственно в контрольных приборах. Дело в том, что криптографические модули включают в себя множество компонентов и систем, где иногда возникают сбои в работе.
Возникающие ошибки, сопровождающиеся текстовыми сообщениями на экране, рассмотрим на примере тахографов ШТРИХ. Отказ НКМ в тахографе Атол сопровождается простым цифровым кодом. Ниже приведены коды ошибок других устройств в виде iccid-обозначений.
«Нет связи с НКМ»
Коды ошибок в тахографах:
- АТОЛ: 132;
- Касби: 66/88, 65/15;
- Микас: 30;
- Меркурий: ‘76’.
Причины:
- В процессе обычной эксплуатации возникла проблема с электроникой СКЗИ, рассинхронизация модулей.
- Перепрошивка блока НКМ, которая закончилась с нарушениями.
Решение:
- Обратиться в сервисный центр, так как самостоятельно устранить ошибку не получится.
- Перезапустить процесс прошивки. Если повторяется уведомление о том, что нет связи с НКМ на тахографе – решить проблему помогут только квалифицированные мастера.
Неверное состояние НКМ
Коды ошибок в тахографах:
- АТОЛ: 16;
- Касби: 69/88;
- Микас: 30;
- Меркурий: ’21’.
Причины:
- На карте водителя нет сертификата либо загружен ключ от другого тахографа.
- Неправильно указан пункт назначения и контрольный прибор не смог его определить.
- Устаревшее программное обеспечение устройства.
Решение:
- Сбросить на карту водителя сертификат, соответствующий тахографу, в который она вставляется.
- Правильно вписать запрос в меню прибора, проверить корректность написания.
- Обновить прошивку устройства. Часто встречается на старых версиях НКМ-1, а на НКМ-2.10, НКМ-2.11 устранена.
НКМ заблокирован
Коды ошибок в тахографах:
- АТОЛ: 31;
- Касби: 66/88;
- Микас: 30;
- Меркурий: ’34’.
Причина: сломан блок НКМ либо закончился срок его службы.
Решение: обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.
Неверные вх.данные НКМ
Коды ошибок в тахографах:
- АТОЛ: 63, 65;
- Касби: 69/87;
- Микас: 30;
- Меркурий: ’15’.
Причина: частая ошибка при смене блока версии НКМ-1 на версию НКМ-2.11 1.
Решение: обновить прошивку тахографа до актуальной версии.
Можно ли исправить самостоятельно
Незначительное число ошибок в работе тахографов и блоков НКМ можно постараться устранить самостоятельно:
- тахограф не принимает карту – очистить поверхность карты, контактную площадку от пыли и грязи;
- блокировка карты – ввести код аварийной разблокировки, указанный в конверте от карты;
- сообщение о заполнении памяти – выгрузить данные с карты водителя на USB-накопитель либо через специальный card-ридер на ПК.
Любую ошибку, отобразившуюся на экране тахографа, можно попробовать устранить путем перезагрузки устройства. В меню приборов такой функции нет, но можно обесточить бортовую сеть автомобиля, если кратковременно отключить одну из клемм аккумулятора и вернуть на место. Перезагрузятся все приборы, установленные в автомобиле, в том числе и контрольное устройство.
Однако, если ошибка отображается даже после перезагрузки, следует обратиться в сервисный центр.
Замена модуля
К замене блока НКМ во время ремонта тахографов прибегают в тех случаях, когда программное восстановление не помогает вернуть тахографическое оборудование в штатное рабочее состояние, произошла рассинхронизация элементов НКМ. Модули криптографической защиты не ремонтируются, корпус категорически запрещено вскрывать даже в специализированных мастерских.
Когда нужна
Согласно законодательству, установка нового блока СКЗИ в тахограф требуется при:
- первичной настройке нового контрольного устройства;
- выходе из строя криптографического модуля независимо от причин;
- плановой замене каждые три года;
- смене владельца транспорта либо регистрационных данных транспортной компании (если юридическое лицо меняет название предприятия, его регистрационную форму, реквизиты, адрес – это также требует внесения изменений в блоки СКЗИ).
При поломке замена блока СКЗИ осуществляется в любом случае.
Куда обращаться
Замена блоков НКМ проводится только в сертифицированных мастерских, имеющих лицензию на обращение с криптографическими устройствами. Для того чтобы провести установку нового блока, достаточно обратиться в соответствующую мастерскую и записаться на обслуживание.
Автомобиль должен подаваться в таком же виде, как и на установку тахографа (в чистом и исправном виде).
Этапы замены
Общий порядок замены криптографического модуля в самописце выглядит так:
- тахограф отключается от бортовой сети автомобиля, датчиков, приборов и извлекается из штатного места;
- снимаются пломбы, верхняя крышка устройства, под которой расположен модуль СКЗИ;
- криптографический модуль извлекается из штатного места, вместо него устанавливается новый;
- в Росавтотранс передается информация о деактивации старого модуля и активации нового;
- проводится обратный монтаж тахографа и активация нового блока СКЗИ.
На заметку. Извлеченный СКЗИ-блок должен храниться у владельца автомобиля на протяжении 12 месяцев, после чего подлежит уничтожению.
Сроки установки
С момента появления на экране тахографа сообщения о замене НКМ на процедуру отводится 7 дней. В это время тахограф будет классифицироваться как неработающий.
Непосредственно демонтаж старого блока и установка нового занимает не более часа. Однако, ответ от Росавтотранса может задержаться и с момента запроса до получения подтверждения иногда проходит 5–6 часов.
Стоимость
В таблице представлены средние цены на услугу замены блоков НКМ в Москве и Московской области.
Тип услуги |
Стоимость, рублей |
Установка нового блока СКЗИ |
От 16 тыс. |
Активация установленного блока |
От 3 тыс. |
Калибровка тахографа после замены НКМ |
От 3 тыс. |
Полное обслуживание автомобиля при замене криптографического блока стоит от 21 тыс. рублей.
Можно ли заменить самому
Замена блока СКЗИ в тахографе может выполняться только в сертифицированных мастерских и не может быть выполнена посторонними лицами.
Причины:
- Водителям или другим лицам запрещено проводить манипуляции с устройством, срывать пломбы, нарушать целостность корпуса контрольного прибора. Даже механики, которые проводят ежедневные плановые осмотры техники на базе автотранспортных компаний, не имеют на это права. Такие действия при проверке будут расцениваться как попытки изменения информации в тахографе, что наказывается законом.
- Даже если у водителя получится купить СКЗИ-блок и самостоятельно сделать замену должным образом, не выйдет активировать модуль НКМ. Без активации контрольный прибор будет неработоспособен. Также невозможно восстановить пломбы на корпусе и соединительных колодках. Чтобы устройство заработало, все равно придется обращаться в сервисный центр, где нарушение будет выявлено, блок СКЗИ без лицензии демонтирован. То есть придется заплатить дополнительно за новый модуль, услуги установки и штраф за самостоятельные манипуляции.
Таким образом, если необходимо заменить НКМ в тахографе, лучше доверить выполнение этой задачи специалистам.
Чем замена отличается от калибровки
Некоторые виды тахографов не требуют замены модуля шифрования. Это европейские контрольные приборы с блоками ЕСТР, где для нормальной работы требуется лишь периодическая калибровка устройства и внесение новых данных о водителе.
Процедура калибровки выполняется и для отечественных тахографов, но только с целью корректировки собираемых данных, внесения настроек. Она не влияет на блок СКЗИ, не продляет срок его работы.
Замена блока НКМ – это не перенастройка, а установка нового криптографического модуля, которая проводится раз в 3 года. Уже после монтажа и установки контрольного прибора на свое место в кабине автомобиля проводится калибровка.
То есть это принципиально разные операции.
Наказание за некорректную работу
Коммерческий транспорт, подлежащий оснащению тахографами, допускается к выходу на маршрут на дороги общего пользования только с исправным контрольным прибором. Передвижение со сломанным устройством категорически запрещается. Однако есть исключение – водитель может завершить рейс, если поломка электроники случилась непосредственно в дороге. В противном случае и шофер, и транспортная компания рискуют получить крупные штрафы.
Штрафы
Водитель или транспортная компания могут быть оштрафованы за нарушения в работе тахографа или его повреждения. Сюда относятся очевидные поломки и отклонения, которые могут быть выявлены сотрудником ДПС непосредственно во время остановки автомобиля на дороге:
- повреждения корпуса либо элементов навигации, экрана;
- отсутствие кнопок панели, частей лицевой панели, фрагментов корпуса;
- ошибки при печати отчета, отказ печатного блока;
- нарушения, которые отмечаются в сводном отчете (неправильная работа модулей связи, отсутствие сигнала датчиков и пр.);
- требование «Сменить НКМ» на экране устройства;
- посторонняя карта в считывателе тахографа либо отсутствие карты без оснований.
С точки зрения сотрудника ДПС, нет никакой разницы между видом отклонения в работе прибора – оно классифицируется как нарушение правил эксплуатации контрольных устройств. Основанием для штрафа будет как неработающий, так и работающий с отклонениями тахограф, проблема с которым возникла до выезда автомобиля на маршрут.
Размеры штрафов (в рублях):
- водитель-частник (владелец транспорта или просто работник): 3–5 тыс.;
- должностное лицо компании: 7–10 тыс.;
- частный предприниматель во время коммерческого заказа: 15–25 тыc.;
- юридическое лицо: от 20 до 50 тыс.
Штрафы могут быть выписаны сразу на несколько лиц. Например, если за рулем автомобиля со сломанным тахографом находился водитель транспортной компании, то будет оштрафован сам шофер, механик, который разрешил выезд на линию, и директор компании.
Если сломался в дороге
Чаще всего проблемы с тахографами и блоками НКМ появляются прямо в дороге. На этот случай нужно предпринять ряд мер:
- распечатать сводный отчет (если есть возможность);
- подготовить заключение механика о нормальной работе тахографа, которое он обязан был выдать водителю после проверки устройства перед выездом на маршрут;
- подготовить документацию на контрольный прибор, сертификаты мастерской, где была проведена установка тахографического оборудования.
Наличие собранного пакета документов будет основанием для передвижения без штрафов на протяжении 7 дней. Это время отводится на устранение неисправностей, а все виды деятельности водителя должны фиксироваться вручную на специальных бланках.
Образец пустого шаблона:
Производитель тахографов АТОЛ комплектует свои контрольные устройства специальными блоками бумаги. Лицевая сторона ленты в таких блоках чистая, предназначена для распечатки информации из памяти устройства. На обратную сторону бумажной полосы заранее наносится разметка типовых бланков.
Если в кабине не нашлось бланков, можно вести учет на обратной стороне ленты для тахографа либо перенести шаблон таблицы на любой чистый лист бумаги.
Бланк оформляется и заполняется ежедневно, в него вносятся личные данные водителя, государственный номер автомобиля, фиксируется пробег в начале и конце смены, согласно специальным обозначениям, наносятся отметки рабочей смены в виде графика.
На модули НКМ возлагаются функции защиты информации в памяти тахографа. Зашифрованные данные являются двусторонней гарантией добропорядочных отношений между водителем и работодателем. Водитель получает честную фиксацию рабочей смены, за которую получает справедливую оплату. Работодатель получает точные данные по выполнению поставленных задач и сможет отслеживать поведение недобросовестных сотрудников.
Соответственно, обе стороны заинтересованы в правильной эксплуатации тахографов и своевременном качественном обслуживании приборов.
Когда
тахограф выходит из строя, это может
быть чревато неприятными последствиями.
Прежде всего, поездка может и вовсе
отмениться, что влечет за собой финансовые
затраты. В случае, если поломка вдруг
настигла ваш тахограф, нужно реагировать
незамедлительно, и знать где сделать
тахограф.
Наша мастерская выполнит ряд
услуг по техническому обслуживанию и
ремонту тахографов в Костроме, Ярославле
и Иваново.
Мы можем произвести работы
по диагностике и выявлению любого рода
неисправностей, а также сразу же
приступить к ремонту устройства. Если
обращаться к заводу изготовителю
напрямую, то ремонтные работы займут
срок от 1 недели, что неприемлемо в сфере
логистики. Специалисты нашей мастерской
качественно и быстро выполнят ремонт
цифровых и аналоговых тахографов.
Мы
являемся автоматизированной гарантийной
мастерской по ремонту устройств АТОЛ,
Меркурий, Штрих, VDO Continental и выполним
бесплатный гарантийный ремонт,
начинающийся обычно с диагностики
тахографа и электроники машины. На наших
складах имеются практически все запчасти
от кнопок до плат. Ко всему прочему, на
все запчасти и услуги по ремонту мы
предоставляем гарантию. Убедительная
просьба, даже в экстренной ситуации не
обращайтесь в нелегальные мастерские!
Помните, что все мастерские по ремонту
тахографов должны обладать лицензией
ФСБ, одной из причин этого является
наличие на современных устройствах
блока криптографической защиты
информации. Неквалифицированная работа
с этим блоком может привести к приведению
устройства в полную негодность для
дальнейшей эксплуатации. Компания
«ТСК-МОНИТОРИНГ» является авторизованной
гарантийной мастерской в Костроме,
обладает, в том числе лицензией
ФСБ!
Почему
неисправен тахограф? Частые неисправности,
с которыми мы сталкиваемся в своей
работе.
«Тахограф
тормозит или зависает»
В
этом случае мы предлагаем свои услуги
по пере прошивке вашего устройства на
более новую версию.
«Мастерская
не заменила батарейку»
Часто
встречаются клиенты, которые думают,
что в мастерских им навязывают абсолютно
бесполезные услуги если неисправен
тахограф. Таким образом, клиент может
отказаться от замены батареи на тахографе.
Если на таком устройстве села батарейка,
то происходит его блокировка, он не
воспринимает карту водителя, не печатает.
Говоря кратко, превращается в бесполезную
коробку в машине. Если такое случилось
на моделях vdo continental 1381 и 3283, то ремонту
они уже не подлежат. Единственный способ
возвращения работы автомобиля в обычное
русло — это замена на новый
тахограф. Дела
обстоят хуже, если неисправен на
европейских автомобилях. Вероятнее
всего, ТС уйдет в аварийный режим и не
будет даже развивать обороты.
«На
дисплее тахографа высвечивается ошибка
«сбой датчика 20/21»
Это
красный сигнал к тому, что тахограф не
считывает данные с датчика скорости.
Сбой датчика 20 или сбой датчика 21
происходит в нескольких случаях:
- Датчик потерял связь с тахографом. В этом случае требуется процедура согласования, программатор восстанавливает связь тахографа с датчиком.
- Датчик скорости неисправен, хотя скорость на приборной панели может до сих пор отображаться. В такой ситуации в любой момент ТС может уйти в аварийный режим и снизить обороты до 1200. В этом случае необходимо менять датчик скорости, и восстанавливать связь датчика с тахографом.
- Сгнила проводка или контакты датчика скорости. В этом случае необходимо сменить жгут соединяющий датчик скорости и тахограф, заменить фишки и согласовать связь датчика с тахографом.
«На дисплее тахографа высветилась ошибка «НКМ заблокирован» или «Ошибка блока СКЗИ Е0»
Это означает, что тахограф не видит блок СКЗИ. В этом случае наша мастерская выполняет прошивку устройства, замену шлейфа или замену блока СКЗИ с дальнейшей активацией и калибровкой.
Если выявлено, что тахограф не исправен, в 90% случаев выполняется гарантийный ремонт, который может выполнить только мастерская с лицензией ФСБ. А во избежание подобных проблем мы приглашаем вас провести в наших стенах диагностику исправности тахографа и системы проводки автомобиля. Главное отличие нашей мастерской, что мы сразу же производим диагностику и при выявлении отклонений в работе тахографа озвучиваем вам сколько стоит починить тахограф и стоимость необходимых запчастей.
Дополнительные услуги нашей мастерской:
- Мы предоставляем услуги по корректировке пробега на ТС посредством тахографа (цифрового и аналогового). Это входит в часть предпродажной подготовки автомобиля. Дело в том, что тахограф является прокладкой между датчиком скорости и блоком управления, приборной панелью и если смотать пробег на тахографе, он автоматически поменяется на приборной панели.
- Также мы предоставляем ряд услуг по корректировке пробега в электронном блоке управления автомобиля. ЭБУ хранит в себе данные по общему и среднему расходу топлива. А это значит, что, при желании, можно вычислить родной пробег ТС. Мы можем убрать и выставить нужный расход бесследно.
Заказать консультацию
Когда
тахограф выходит из строя, это может
быть чревато неприятными последствиями.
Прежде всего, поездка может и вовсе
отмениться, что влечет за собой финансовые
затраты. В случае, если поломка вдруг
настигла ваш тахограф, нужно реагировать
незамедлительно, и знать где сделать
тахограф.
Наша мастерская выполнит ряд
услуг по техническому обслуживанию и
ремонту тахографов в Костроме, Ярославле
и Иваново.
Мы можем произвести работы
по диагностике и выявлению любого рода
неисправностей, а также сразу же
приступить к ремонту устройства. Если
обращаться к заводу изготовителю
напрямую, то ремонтные работы займут
срок от 1 недели, что неприемлемо в сфере
логистики. Специалисты нашей мастерской
качественно и быстро выполнят ремонт
цифровых и аналоговых тахографов.
Мы
являемся автоматизированной гарантийной
мастерской по ремонту устройств АТОЛ,
Меркурий, Штрих, VDO Continental и выполним
бесплатный гарантийный ремонт,
начинающийся обычно с диагностики
тахографа и электроники машины. На наших
складах имеются практически все запчасти
от кнопок до плат. Ко всему прочему, на
все запчасти и услуги по ремонту мы
предоставляем гарантию. Убедительная
просьба, даже в экстренной ситуации не
обращайтесь в нелегальные мастерские!
Помните, что все мастерские по ремонту
тахографов должны обладать лицензией
ФСБ, одной из причин этого является
наличие на современных устройствах
блока криптографической защиты
информации. Неквалифицированная работа
с этим блоком может привести к приведению
устройства в полную негодность для
дальнейшей эксплуатации. Компания
«ТСК-МОНИТОРИНГ» является авторизованной
гарантийной мастерской в Костроме,
обладает, в том числе лицензией
ФСБ!
Почему
неисправен тахограф? Частые неисправности,
с которыми мы сталкиваемся в своей
работе.
«Тахограф
тормозит или зависает»
В
этом случае мы предлагаем свои услуги
по пере прошивке вашего устройства на
более новую версию.
«Мастерская
не заменила батарейку»
Часто
встречаются клиенты, которые думают,
что в мастерских им навязывают абсолютно
бесполезные услуги если неисправен
тахограф. Таким образом, клиент может
отказаться от замены батареи на тахографе.
Если на таком устройстве села батарейка,
то происходит его блокировка, он не
воспринимает карту водителя, не печатает.
Говоря кратко, превращается в бесполезную
коробку в машине. Если такое случилось
на моделях vdo continental 1381 и 3283, то ремонту
они уже не подлежат. Единственный способ
возвращения работы автомобиля в обычное
русло — это замена на новый
тахограф. Дела
обстоят хуже, если неисправен на
европейских автомобилях. Вероятнее
всего, ТС уйдет в аварийный режим и не
будет даже развивать обороты.
«На
дисплее тахографа высвечивается ошибка
«сбой датчика 20/21»
Это
красный сигнал к тому, что тахограф не
считывает данные с датчика скорости.
Сбой датчика 20 или сбой датчика 21
происходит в нескольких случаях:
- Датчик потерял связь с тахографом. В этом случае требуется процедура согласования, программатор восстанавливает связь тахографа с датчиком.
- Датчик скорости неисправен, хотя скорость на приборной панели может до сих пор отображаться. В такой ситуации в любой момент ТС может уйти в аварийный режим и снизить обороты до 1200. В этом случае необходимо менять датчик скорости, и восстанавливать связь датчика с тахографом.
- Сгнила проводка или контакты датчика скорости. В этом случае необходимо сменить жгут соединяющий датчик скорости и тахограф, заменить фишки и согласовать связь датчика с тахографом.
«На дисплее тахографа высветилась ошибка «НКМ заблокирован» или «Ошибка блока СКЗИ Е0»
Это означает, что тахограф не видит блок СКЗИ. В этом случае наша мастерская выполняет прошивку устройства, замену шлейфа или замену блока СКЗИ с дальнейшей активацией и калибровкой.
Если выявлено, что тахограф не исправен, в 90% случаев выполняется гарантийный ремонт, который может выполнить только мастерская с лицензией ФСБ. А во избежание подобных проблем мы приглашаем вас провести в наших стенах диагностику исправности тахографа и системы проводки автомобиля. Главное отличие нашей мастерской, что мы сразу же производим диагностику и при выявлении отклонений в работе тахографа озвучиваем вам сколько стоит починить тахограф и стоимость необходимых запчастей.
Дополнительные услуги нашей мастерской:
- Мы предоставляем услуги по корректировке пробега на ТС посредством тахографа (цифрового и аналогового). Это входит в часть предпродажной подготовки автомобиля. Дело в том, что тахограф является прокладкой между датчиком скорости и блоком управления, приборной панелью и если смотать пробег на тахографе, он автоматически поменяется на приборной панели.
- Также мы предоставляем ряд услуг по корректировке пробега в электронном блоке управления автомобиля. ЭБУ хранит в себе данные по общему и среднему расходу топлива. А это значит, что, при желании, можно вычислить родной пробег ТС. Мы можем убрать и выставить нужный расход бесследно.
Заказать консультацию
В бортовом самописце появилось сообщение следующего содержания: «необходимо заменить НКМ в тахографе», что это может означать? Это значит, что пора заменить модуль СКЗИ (НКМ) в контрольном приборе.
Если тахограф пишет «Заменить НКМ», то скорее всего вышел срок эксплуатации устройства. Кроме этой надписи вы можете видеть ошибки и такого типа: «НКМ заблокирован», «нет связи с СКЗИ» либо тахограф просто перестает принимать водительскую карту. Если на дисплее появилась одна из таких ошибок, пора обратиться в сервисный центр!
Что представляет собой СКЗИ в составе контролирующего устройства?
СКЗИ или НКМ – это особый прибор, выполняющий важные функции в тахографе. В него вносятся данные о тахографе, а также любые сведения о работе авто. Вся информация, записанная в навигационный криптографический модуль, зашифрована и хранится в архиве.
Визуально блок СКЗИ выглядит как маленькая коробка из пластика с защитой от взлома, а внутри неё находятся такие элементы:
- микросхема для шифровки данных;
- часы;
- контроллер;
- автономный ИБП;
- хронограф;
- GPS-приёмник;
- блок памяти;
- акселерометр.
Функции модуля защиты в тахографе
Блоком СКЗИ снабжаются цифровые тахографы, предназначенные для использования на территории России. Элемент выполняет следующие функции в тахографе:
- шифрование и хранение данных;
- обеспечение возможности использования цифровых подписей для дешифровки информации;
- защита записанных данных от несанкционированного доступа с целью внесения изменений.
Важность присутствия данного элемента в тахографе
В соответствии с действующим законодательством РФ, тахографы, которыми оснащаются ТС, совершающие рейсы по России, в обязательном порядке должны комплектоваться модулем СКЗИ. За отсутствие модуля, езду с не активированным или неисправным блоком предусмотрены штрафные санкции.
Модуль криптографический защиты информации не ставится в тахографы ЕСТР, которые устанавливаются на авто, совершающие международные перевозки. В таких контролирующих устройствах применяются другие технологии шифрования зафиксированной информации.
Порядок активации и правила эксплуатации устройства
Для активации СКЗИ необходимо посетить лицензированную мастерскую, где мастера выполнят необходимые действия в соответствии со следующей инструкцией:
- Создадут запрос на получение сертификата (уникального электронного ключа) с помощью ввода информации об организации и ТС.
- Загрузят данные о компании в бортовой самописец, считают номера тахографа и блока СКЗИ.
- Направят в Росавтотранс запрос на сертификат.
- Дождутся выдачи сертификата и загрузят его в тахограф. Активация прошла успешно!
Цифровые контрольные устройства с блоком СКЗИ могут использоваться только на одной машине – на той, данные о которой были внесены в тахограф в момент активации СКЗИ. Эксплуатируется СКЗИ не больше 3 лет – ровно столько действует ключ, выданный ФБУ. За этот срок ресурс хранения информации будет исчерпан, поэтому тахограф пишет «заменить НКМ», что значит, пришло время установить новый блок СКЗИ в тахограф. Если этого не сделать, использование бортового самописца будет невозможным, так как он попросту заблокируется.
Как производится установка нового оборудования
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что значит – пришло время обратиться в мастерскую для периодической замены модуля. Сам цифровой контрольный прибор после установки и активации нового блока СКЗИ можно будет использовать дальше.
Когда необходимо производить замену модуля НКМ?
Ставить новый элемент в самописец по закону нужно:
- В момент первичной установки тахографа.
- Если СКЗИ вышел из строя по каким-то причинам.
- Если возникла необходимость поменять регистрационные данные или сменился владелец ТС.
«Необходимо заменить НКМ» — пишет тахограф так и тогда, когда закончился 3 годичный срок эксплуатации СКЗИ.
Что нужно для замены модуля СКЗИ?
Первым делом необходимо найти мастерскую, предоставляющую услуги установки и активации модуля СКЗИ (НКМ). Сервисный центр должен иметь лицензии Федеральной Службы безопасности и числиться в реестре «Росавтотранса».
Этапы замены блока НКМ:
- деактивация и демонтаж цифрового контрольного устройства с передачей сведений об этом в «Росавтотранс»;
- извлечение блока СКЗИ из паза;
- установка нового элемента;
- активация НКМ;
- установка самописца на ТС;
- калибровка тахографа.
Старый блок СКЗИ хранится в течение 12 месяцев у владельца автотранспорта, после чего элемент подлежит уничтожению, а № регистрации исключается из Реестра.
Кто вправе менять НКМ в Санкт-Петербурге?
Установка нового навигационного криптографического модуля в тахограф должна выполняться исключительно мастерскими, имеющими лицензии Федеральной Службы безопаности на обращение с криптографическими средствами.
Сроки установки нового блока СКЗИ
Процедура замены модуля НКМ в тахографе длится не более получаса. Но из-за того, что необходимо ожидать ответа от Росавтотранса, процесс может затянуться до 5-6 часов. К этому сроку стоит добавить еще время, которое уйдет на калибровку прибора.
Сколько стоит заменить модуль?
В сумму услуги входит стоимость самого модуля и оплата труда мастера, который будет выполнять демонтаж старого, установку нового элемента и последующую настройку оборудования. При заказе комплексной услуги стоимость замены СКЗИ в тахографе будет ниже.
В компании «ТС-Технолоджи» всегда в наличии есть модули для всех видов тахографов, а также необходимые ресурсы для оказания данной услуги «под ключ». Обращайтесь!
Почему нельзя самостоятельно производить замену блока НКМ в тахографе?
Работы по замене элемента вправе выполнять только сертифицированные сервисные центры. Любые несанкционированные действия в отношении самописцев расцениваются как попытки изменения записанных данных, что карается по закону.
Пластиковая карта прибора с блоком СКЗИ — элемент, с помощью которого фиксируется движение транспортного средства и ведется учет рабочего времени.
Основными функциями персональной карточки (далее будем называть ее ПК) являются:
- распознание водителя, который управляет машиной в данный момент;
- сохранение данных о периодах отдыха и управления ТС.
Во время начала работы с прибором выполняется ряд действий. К ним относятся:
- ПК вставляется в устройство.
- Вводится ПИН-код.
- Во время управления ТС записываются периоды отдыха и вождения.
- Когда заканчивается период управления, карта изымается.
Бывают ситуации, когда карта блокируется.
Причины блокировки
Причин блокировки ПК от прибора с блоком СКЗИ может быть несколько. Самые распространенные из их:
- Некорректное введение ПИН-кода три раза. Водитель забыл пароль или вставил карту коллеги в устройство и настойчиво вводит свой код.
- Удаление ПИН-кода.
- Закончился срок действия.
- Испортился чип. Все сведения записываются на специальный чип. Если он поврежден электромагнитными или механическими воздействиями, то тахограф читать ПК не будет.
- Повредилось считывающее устройство (редкий случай, но возможный).
При некоторых повреждениях прибора требуется его замена. На новые тахографы с блоком СКЗИ цена может быть различная.
Выяснить причину блокировки водитель может самостоятельно. Для этого он должен провести анализ сообщений, которые выводятся на экран. Точные формулировки текстов у разных моделей могут отличаться, однако смысл у всех одинаков:
- «Некорректно введен ПИН-код. Осталось Х попыток». Ошибка означает, что ПИН-код вводится неправильно. Однако если владелец ПК точно уверен, что вводит корректный пароль, то причина блокировки может быть в поломке считывающего устройства.
- «Недействительная карта». Означает, вставлена ПК с истекшим сроком использования. Если карта не просрочена, то, возможно, у тахографа сбилась дата и время.
- «Сбой аутентификации». Означает о проблемах технического характера. Если при вставке ПК в другой тахограф с блоком СКЗИ все в порядке — значит, вышло из строя считывающее устройство, если происходит повтор ошибки – из строя вышел чип.
Действия при блокировке
Водитель способен самостоятельно разблокировать ПК от самописца с блоком СКЗИ. Для этого ему необходимо проделать следующие действия:
- Если ПК заблокирована по причине неправильно введенного ПИН-кода, то разблокировку возможно осуществить, введя ПАК-код. Он прописан в одном конверте с основным паролем. Если ПАК-код от устройства с блоком СКЗИ утерян, то необходимо обратиться в компанию, которая выдала карту. После подачи заявления через некоторый период времени выдается дубликат кода активации.
- Если причина блокировки связана с истекшим сроком действия или с испортившимся чипом, то необходимо обратиться в организацию, где выдавалась карточка, и написать заявление о ее перевыпуске.
- Если вышло из строя регистрирующее устройство, то тахограф необходимо отправить на экспертизу в мастерскую, где выявят причину поломки и отремонтируют прибор.
Предлагаются различные цены карточек водителя для приборов с блоком СКЗИ. Они зависят от того, какого образца используется прибор (российского или европейского).
вернуться назад
В случае, если при аутентификации карты тахограф выдаёт на индикатор сообщение «Ошибка Е0″ — это означает, что нарушена структура архива СКЗИ НКМ-1. Для устранения данной ошибки необходимо обновить версию ПО (релиз не ниже 123 от 28.07.2014 года), ссылка. Сразу же после запуска тахографа с обновлённым ПО, тахограф подаёт команду СКЗИ на восстановление архива. Если СКЗИ не вышло из строя, а был лишь только сбой, произойдёт восстановление архива. Для обновления версии ПО необходимой войти в режим «Калибровка». Так как карта мастерской при ошибке «ЕО» может не читаться, следует зайти в режим «Калибровка» через ТахоКОД (если позволяет версия ПО). В случае невозможности входа в режим Калибровка через ТахоКОД, необходимо:
1. Переставить неисправное СКЗИ на другой (подменный) тахограф, в котором предварительно обновить версию ПО (не ниже релиза 123), включить тахограф, СКЗИ должно восстановиться, после чего СКЗИ следует переставить обратно в ремонтируемый тахограф и провести обновление ПО (карта должна работать)
2. Если нет подменного тахографа, то можно вставить любое другое активированное СКЗИ в ремонтируемый тахограф, обновить версию ПО, затем поставить неисправное СКЗИ, тахограф при запуске устранит ошибку. Если индикация ошибки после замены версии ПО не пропадает — отправить СКЗИ на завод-изготовитель.
Процедура обновления программного обеспечения описана в руководстве по монтажу, ссылка.
В случае, если при аутентификации карты тахограф выдаёт на индикатор сообщение «Ошибка Е0″ — это означает, что нарушена структура архива СКЗИ НКМ-1. Для устранения данной ошибки необходимо обновить версию ПО (релиз не ниже 123 от 28.07.2014 года), ссылка. Сразу же после запуска тахографа с обновлённым ПО, тахограф подаёт команду СКЗИ на восстановление архива. Если СКЗИ не вышло из строя, а был лишь только сбой, произойдёт восстановление архива. Для обновления версии ПО необходимой войти в режим «Калибровка». Так как карта мастерской при ошибке «ЕО» может не читаться, следует зайти в режим «Калибровка» через ТахоКОД (если позволяет версия ПО). В случае невозможности входа в режим Калибровка через ТахоКОД, необходимо:
1. Переставить неисправное СКЗИ на другой (подменный) тахограф, в котором предварительно обновить версию ПО (не ниже релиза 123), включить тахограф, СКЗИ должно восстановиться, после чего СКЗИ следует переставить обратно в ремонтируемый тахограф и провести обновление ПО (карта должна работать)
2. Если нет подменного тахографа, то можно вставить любое другое активированное СКЗИ в ремонтируемый тахограф, обновить версию ПО, затем поставить неисправное СКЗИ, тахограф при запуске устранит ошибку. Если индикация ошибки после замены версии ПО не пропадает — отправить СКЗИ на завод-изготовитель.
Процедура обновления программного обеспечения описана в руководстве по монтажу, ссылка.