Технологическая карта это документ свободного образца, в котором наглядно описывается весь алгоритм того или иного процесса. По сути, это готовая инструкция с кратким комментарием по каждому этапу. Карта, как правило, выполняется в виде удобной схемы, на которой отражают стадии, количества сырья, условия процессов и требования к готовому продукту. Готовые образцы документа и правила его составления описаны ниже.
Скачать образец технологической карты можно в конце статьи.
Содержание
- 7 разделов технологической карты
- Образец и правила составления технологической карты
- Строительных работ
- Маршрута
- Пищевого производства
- Урока
- Скачать образец технологической карты:
- Поделиться ссылкой:
7 разделов технологической карты
Конкретного образца формы технологической карты не существует, поскольку документ отличается разнообразием. Однако в карте должны содержаться сформулированные или схематические ответы на такие вопросы:
- Какие именно операции нужно выполнять.
- В какой последовательности.
- Время на каждый этап и общее время 1 цикла.
- Состав, количества исходных компонентов, сырья.
- Требования к инструментам и оборудованию для обеспечения процесса.
- Условия осуществления технологии на каждом этапе.
- Описание внешнего вида конечного результата, количественные и качественные требования к его структуре, свойствам, составу; технические характеристики продукта (при необходимости).
Технологическая карта составляется не для всех процессов. Многие операции достаточно простые, чтобы выполнить их без дополнительной инструкции. Однако такой документ необходим, если процесс:
- технологически сложный, требует соблюдения точных условий;
- состоит из многих этапов, которые делятся на свои небольшие стадии;
- содержит неоднозначные этапы, условия, относительно которых есть разногласия.
Например, технологические карты составляются для всех без исключения строительных работ. Они разрабатываются как собственно строительными компаниями, так и научно-исследовательскими институтами.
Наряду с практическим значением технологическая карта как документ имеет и юридический смысл. Она является основной инструкцией, которую работники должны неукоснительно соблюдать. В случае нарушения технологии негативные последствия неизбежно отразятся на результате, что послужит основанием для привлечения к ответственности. Также технологические карты проверяются и специалистами Роспотребнадзора, которые выносят решение об их соответствии/несоответствии принятым стандартам.
Образец и правила составления технологической карты
Технологическая карта составляется в виде обычного документа, в котором наряду с текстовой частью, как правило, присутствует и описание процесса в виде таблицы, схемы, рисунка, чертежа и т.п. Стандартная структура документа включает в себя такие разделы:
- Название.
- Область применения.
- Организация выполнения работ – описание условий, требований к сырью, оборудованию.
- Собственно алгоритм действий.
- Характеристики готового продукта (требования к нему).
- Данные по испытаниям в разных условиях – температура, влажность, уровень освещенности и др.
- Технико-экономические показатели (смета затрат на производство, в том числе трудовых ресурсов).
- Смета материалов и других ресурсов на единицу продукции.
- Техника безопасности во время изготовления продукта.
Наличие всех этих разделов необязательно. Однако в случае со сложными процессами, например, по возведению, ремонту строительных объектов обычно присутствуют все перечисленные пункты. При составлении технологической карты можно ориентироваться на готовые образцы для разных видов деятельности, представленные ниже.
Строительных работ
Для них составляют наиболее сложные технологические карты. В документе важно отразить не только исчерпывающую информацию по условиям процесса, последовательности действий и требованиям к готовому продукту, но и сослаться на соответствующие регламентирующие документы (ГОСТ и другие стандарты).
Маршрута
В этом случае документ содержит исчерпывающие сведения о маршруте – описание транспортного средства, количество человек, начальный, промежуточные и конечные пункты, планируемое время прибытия/убытия, состав передвигающейся группы и т.п.
Пищевого производства
Это одни из наиболее простых видов карт, которые содержат не так много разделов, как, например, в случае со строительными работами. Достаточно описать базовые ингредиенты, их количество, а также последовательность действия для приготовления того или иного блюда.
Урока
Карта представляет собой схематическое изображение конспекта урока. В этом смысле документ напоминает план занятия с пошаговым описанием действий учителя и учащихся.
Скачать образец технологической карты:
Скачать образец технологической карты (word)
Поделиться ссылкой:
Отличия между технологической картой и конспектом
В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.
Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).
Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Технологическая карта урока по ФГОС |
Конспект урока |
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. |
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя. |
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия. |
Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке. |
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. |
Указываются только общие цели всего урока. |
Рекомендации по разработке технологической карты
Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.
1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:
Предмет: Русский язык
Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?
Тип урока: урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
- учить анализировать и выделять общее;
- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
- дать уточненное определение термина «корень»;
- учить находить корень слова;
- учить подбирать родственные слова разных частей речи.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.
2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.
4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».
7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.
8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.
При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.
Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
Мотивация к учебной деятельности |
Словесное приветствие. |
Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. – Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! – Вы готовы к нашему уроку? |
Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. |
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
Организовать детей. Проверить готовность к уроку. |
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . |
– С каким настроением вы пришли на урок? – Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. – Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. |
Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. |
Создать позитивное настроение. |
||
Актуализация знаний |
Минутка чистописания (фронтально) |
Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Ос, ом, ло, бо Уж небо осенью дышало… |
Самостоятельно выполняют письмо по образцу |
Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний |
Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. |
Словарный диктант (фронтально) |
Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. |
Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. |
Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. |
Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость. |
|
Грамматическая разминка (фронтально) |
Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников – Какие слова мы записали? – Что значит «словарные слова»? – Давайте составим предложение со словом желтый. Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй. – Выделим в предложении основу. – Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении. – Скажите, о каком времени года мы составили предложение? |
Дают ответы на вопросы. Составляют предложения. Называют основу предложения. Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении. |
Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют главные члены предложения, различают части речи. |
Развивать речь детей. Актуализиро-вать знания детей о частях речи. |
|
Постановка учебной задачи |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) |
Организовывает проведение лингвистического исследования. – В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово? – Исследуем состав слова заморозок. – определите корень слова. Зам, мор, замор, мороз. – запишите корень на стикер и прикрепите к доске. (Учитель записывает варианты на доске). |
Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску. |
Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня. |
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
Формулирование темы и целей урока (фронтально) |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока – Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? – Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого? – Что такое корень? – Какие слова называются однокоренными? – Как найти корень слова? Как вы считаете, какая тема нашего урока? (ФОО – фундаментальный образовательный объект) – Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? |
Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. |
Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.
Множество образцов ТК вы найдете в разделе Файлы нашего сайта в разделе каждого учебного предмета.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Примеры технологической карты присутствуют на любом производстве, будь то авиационный завод или пункт общественного питания. Этот стандартизированный документ является обязательным на предприятии, однако форма и вид отличаются от отрасли к отрасли.
Что же это
Примеры технологической карты включают требующуюся информацию для работников, выполняющих определенную операцию. Он может принимать вид процедуры или инструкции, быть представлен в форме текста, таблицы, графиков, рецептов, плана действий и так далее.
Какой она должна быть
В каком бы виде ни были выполнены примеры технологической карты, она должна отвечать на следующие вопросы:
1. Что выполнять (какие операции или процедуры).
2. Как выполнять (описываются конкретные шаги в определенной очередности и последовательности).
3. Как часто они должны производиться (регламентируемая регулярность, периодичность).
4. Сколько по времени должно занимать выполнение (как долго может занять проведение любого этапа операции и все они вместе взятые; зачастую указывается «вилка» от и до).
5. Что ожидается на выходе (результат, после проведения процедуры).
6. Ресурсы, требуемые для производства (перечень необходимых инструментов, материалов и других ресурсов для каждого этапа операции).
Основные функции
Примеры технологической карты необходимы не только для прохождения комиссий Роспотребнадзора. Они несут и практический смысл на самом предприятии. Такой документ значительно облегчает работу персонала и проверку специальных инстанций.
Требование это базируется на понимании того, что специалисты совершенно разной (в том числе и довольно низкой) квалификации могут быть использованы на одном и том же производстве. Для того чтобы обеспечить достаточный уровень компетенции задействованных в подразделениях сотрудников предоставляется пример составления технологической карты предприятия. Таким образом, их первой функцией является обучающая.
Вторая задача – это регламентировать определенный порядок действий там, где возможно применение различных вариантов работы. Зачастую специалистами-разработчиками выбираются наиболее рациональные методы.
Третья задача заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое вовлечение в новый процесс и повышение квалификации уже работающих профессионалов. А плановая грамотно составленная инструкция им в этом поможет.
Отсюда следует, что технологическая карта должна быть составлена таким образом, чтобы самый низкоквалифицированный сотрудник предприятия смог интуитивно понять ее, а грамотные специалисты могли найти для себя требуемые подсказки в работе.
Где применяется
Следует отметить, что зачастую этот документ разрабатывается для каждого отдельно взятого объекта предприятия.
Сегодня разработан пример заполнения технологических карт практически для всех видов производства. По одному образцу можно разрабатывать любые инструкции и рецепты.
Кем разрабатывается
Этот документ составляется специализированными отделами организации и проходит утверждение на уровне руководства предприятия.
В небольших компаниях документ может быть составлен любым технически грамотным специалистом.
Они составляются не только конкретными фирмами и заводами для своих нужд, но и консалтинговыми компаниями, и специализированными институтами на заказ.
Как разрабатывается
Зачастую технологическая карта составляется в отдельности для каждого подразделения предприятия. В одном документе допускается учитывать разные схемы операций, если методика выполнения аналогична.
Технологические карты рекомендуют разрабатывать и оформлять в виде табличек, графиков, четко структурированного текста. Допускается использование любых визуальных средств, призванных обеспечить понимание и правильное выполнение операций и процедур.
Особенности составления
Каждая технологическая карта индивидуальна. Она должна учитывать не только специфику отрасли, но и требования рынка, региона, в котором работает предприятие, квалификацию сотрудников и функциональные связи внутри компании. Именно в этом заключается сложность использования готовых примеров.
Однако, учитывая, что это стандартизированный документ, составлять его следует, используя привычную структуру для вашей области деятельности.
Примеры составления
Для начала будет рассмотрена технологическая карта экскурсии. Пример этот взят как один из достаточно распространенных и при этом относительно понятных в подготовке.
Технологическая карта экскурсии (пример структуры приведен ниже) будет включать такие составляющие:
1. Введение (включает общее описание технологической карты, предприятия). Вы можете включить сюда историю создания экскурсионного агентства. Описать, как взаимосвязаны подразделения предприятия, как устроена документационная структура.
2. Область применения. В этом разделе уже стоит четко и обоснованно описать на какие именно процедуры и операции распространяется технологическая карта маршрута, пример которой рассматривается.
3. Нормативные документы. Перечислите здесь все, что может касаться вашей деятельности, от законодательных актов до внутренних инструкций. Учтите, что этот раздел – ваша своеобразная шпаргалка. Именно к нему вы сможете обратиться в случае возникновения любых вопросов, не описанных в данной карте.
4. Термины и определения. Также дотошно и кропотливо включите сюда все, что встречается в тексте. Не забудьте названия компаний, с которыми вы сотрудничаете и которые упоминаются в документе. Возможно, вы пользуетесь услугами наемного автотранспорта, тогда обязательно укажите, кто подпадает под определение перевозчика. Если у ваших маршрутов есть отдельные названия, обязательно расшифруйте их. Помните об аббревиатурах. Их также стоит включить именно в этот раздел.
5. Общие положения и основной текст технологической карты. Это самый объемный раздел документа. Он включает описание организации процесса, технологических особенностей, маршрутов. Сюда же можно включить требования к качеству работ и методы оценки этого качества. Опишите все материалы и ресурсы, в которых вы нуждаетесь для организации процесса. К ним отнесите не только финансы, но и задействованные кадры (человеческие ресурсы), оргтехнику, арендованную или собственную недвижимость, транспорт, если он требуется для экскурсионной деятельности. Технологическая карта маршрута, пример которой мы рассматриваем, максимально описывается именно здесь. Расчёт продолжительности – одна из обязательных граф.
6. Описание требований техники безопасности может быть выделено в отдельный раздел, а может быть включено и в предыдущий, – на усмотрение разработчика и руководства.
7. Калькуляция расходов также выносится в отдельный раздел по желанию составителей. В то же время часто включается в раздел 5. Ни один, ни другой вариант не будет считаться ошибкой. При расчете затрат не постесняйтесь прибегнуть к помощи профессионалов и бухгалтеров.
8. Порядок разработки и утверждения. Если в вашей компании создано много технологических карт, то может быть целесообразно вынести его в отдельный документ.
В документации также можно часто встретить определение «маршрутно-технологическая карта». Пример ее будет мало чем отличаться от рассмотренного выше, т. к. это один из терминов, описывающих последовательный ход всего технологического процесса.
Аналогичный принцип составления можно использовать в случае, когда необходим пример технологической карты блюда, строительных работ, сельхозопераций и других проектов. Вы никогда не приготовите правильное блюдо, если не будете следовать четкому рецепту (пропорциям, последовательности, продуктам).
Примеры технологической карты действительно присутствуют на любом производстве, будь то хлебопекарный завод или местный кафетерий. Этот стандартный документ является обязательным в учреждениях, однако его форма и вид отличаются в зависимости от отрасли.
Как составить технологическую карту урока по ФГОС?
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.
В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:
-
этапы и цели урока;
-
содержание учебного материала;
-
методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
-
деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.
Отличия технологической карты и конспекта
Технологическая карта урока |
Конспект урока |
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. |
Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников. |
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. |
Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке. |
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения. |
Только указывает цели урока. |
С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.
Преимущества технологической карты как инструмента планирования
Технологическая карта позволит учителю:
-
определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
-
спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
-
проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
-
на практике реализовать межпредметные связи;
-
обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
-
диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
-
строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.
Структура технологической карты урока
В технологической карте указываются:
-
тема;
-
цель освоения учебного материала;
-
результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
-
межпредметные связи;
-
организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
-
основные понятия темы;
-
технология изучения указанной темы.
Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.
Трудности при составлении технологической карты урока
Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:
-
Объём на десятки страниц.
-
Оформление всего содержания занятия как таблицу.
-
Установление жёстких временных рамок.
-
Обилие колонок.
-
Сведение рефлексии к подведению итогов.
-
Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
-
Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.
Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.
Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.
Примеры технологических карт уроков
Образец технологической карты №1
-
ФИО учителя
-
Класс
-
Дата
-
Предмет
-
Тема урока
-
Место и роль урока в изучаемой теме
-
Цель урока
-
Характеристика этапов урока
-
Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
-
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
-
Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
-
Оценка достижений целей урока.
Образец технологической карты №2
-
ФИО учителя
-
Класс
-
Дата
-
Предмет
-
Тема урока
-
Цель урока
-
Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
-
Актуальность использования средств ИКТ.
-
Виды используемых средств ИКТ.
-
Необходимое оборудование и программное обеспечение.
-
Организационная структура урока.
Образец технологической карты №3
-
ФИО учителя
-
Класс
-
Дата
-
Предмет
-
Тема урока
-
Место и роль урока в изучаемой теме
-
Цель урока
-
Структура урока.
Образец технологической карты №4
-
ФИО учителя
-
Класс
-
Дата
-
Предмет
-
Тема урока
-
Место и роль урока в изучаемой теме
-
Цель урока
-
Структура урока
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 38»
____________________________________________________________________________
План,
конспект и технологическая карта урока
в
соответствии с требования ФГОС
(методическое
пособие)
Златоуст,
2019
Члены
рабочей группы:
Бородина Е.С. – учитель начальных классов
Головченко Т.А.– учитель русского языка и
литературы
Дрёмина Н.Г.– учитель начальных классов
Дьячкова А.А.– учитель начальных классов
Крохалева Л.А. – методист
Некрасов К.А. – учитель физики
Подельщикова С.В. – методист
Рамазанова Е.Д.– учитель начальных классов
Салихова Г.Р.– учитель биологии
План, конспект и
технологическая карта урока в соответствии с требования ФГОС:
методическое
пособие / МАОУ СОШ № 38. – Златоуст, 2019. – 50 с.
Данное методическое пособие поможет
учителю разобраться в особенностях плана, конспекта, технологической карты
урока в соответствии с требования ФГОС, познакомиться с образцами
технологических карт открытых уроков учителей МАОУ СОШ № 38, данных в рамках
методического практикума «Педагогические идеи в практику работы школы».
Введение
При
реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические
подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и
задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло
смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы.
Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно,
конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями
урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная
деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого
заключается в развитии личности учащегося на основе универсальных способов
деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного
материала. Именно собственно действие может стать основой формирования в
будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят
новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая
единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные
действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё
описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед
учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые
структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные
задачи в учебную ситуацию.
Для создания
учебной ситуации могут использоваться следующие приёмы:
-предъявить
противоречивые факты, теории;
-обнажить житейское
представление и предъявить научный факт;
-использовать
приёмы «яркого пятна», «актуальность».
Учебной
ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по
содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу; или
выполнение задания (объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего
класса); или практическая работа и т.д.
Структура
современного урока должна быть динамичной, с использованием набора
разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень
важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные
задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик ещё
в начальной школе будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он,
перейдя в среднее звено, сам сможет стать архитектором и строителем»
образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и
вносить в неё коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые
ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию
учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость
перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя,
обеспечивающего её.
При
самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает ход урока, что не
позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в
виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё
на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность
выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом
этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора
содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Различия
плана, конспекта и технологической карты урока
1. План (от
лат. planum
– плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления
какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятия. (Большой
энциклопедический словарь)
План урока
пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представить в виде
таблицы следующего содержания:
№ |
Этап |
Приёмы и |
Время |
2.Конспект (от
лат. сonspectus
–обзор) – краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
В конспекте,
кроме плана урока, будет прописан ход урока. Здесь в развёрнутом виде
излагается последовательность действий по проведению урока. Как правило, этот
раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:
№ |
Деятельность |
Деятельность |
И план, и
конспект должны начинаться со следующих рубрик:
Тема:…
Урок № …
Тип урока:
Цель урока:
достижимая, реальная и проверяемая.
Задачи урока: логически
связанные с целью.
Оборудование к
уроку:
3. Как
правило, педагоги используют план-конспект урока.
План-конспект
– план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание
деятельности учителя и ученика на каждом из этапов). План-конспект – это
отражение творческой мысли учителя, способ активизировать деятельность учащихся
на творческое усвоение основ знаний, он отражает объём и содержание изучаемого
материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся,
оснащение, объём домашнего задания.
Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
Качественно
разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку
по каждой части урока преподаватель сразу получает информацию о деятельности
своей и учащихся.
4.Технологическая
карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс
обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы,
производственное
оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия
время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)
Технология –
это чёткий ответ на вопрос: что надо делать, как и в какой момент времени.
Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария
урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов
работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде
таблицы, в которой прописываются по вертикали этапы урока, а по
горизонтали:
-задачи каждого
этапа;
-методы;
-формы;
-виды деятельности
учащихся.
ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НЕ СУЩЕСТВУЕТ; ПЕДАГОГ ВЫБИРАЕТ ТУ ФОРМУ,
КОТОРАЯ ДЛЯ НЕГО НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМА.
Вариант № 1
Технология |
Обучающие |
Диагностирующие |
1 этап Цель – |
||
Вариант № 2
Этапы |
Формируемые |
Деятельность |
Деятельность |
Коммуникативные Регулятивные |
Создаёт |
Высказывают |
|
Вариант № 3
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
Осуществляемые |
Осуществляемые |
Осуществляемые |
||
Вариант № 4
Этап |
Время, |
Цель |
Содержание |
Методы и |
ФОУД |
Деятельность |
Деятельность |
Вариант № 5
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Формулировки
деятельности учителя и обучающихся на уроке
Очень
часто педагоги испытывают трудности при формулировании действий учителя и
учеников. В этом случае можно воспользоваться следующей таблицей:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Проверяет Озвучивает Уточняет Выдвигает Создаёт Формулирует Напоминает Предлагает Проводит Обеспечивает Контролирует Осуществляет: Побуждает Отмечает Диктует. Даёт: Организует: Подводит Наводящими Обеспечивает Акцентирует |
Записывают Делят Выполняют По Обосновывают Приводят Пишут Проговаривают Выделяют На слух Составляют Проводят Отвечают Выполняют Называют Читают и Озвучивают Выявляют Анализируют… Определяют Формулируют Объясняют Высказывают Сравнивают… Читают Читают Подчёркивают Находят Слушают Слушают Высказывают Осуществляют: Формулируют Называют |
Учитель, его
отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребёнка – это есть главный ресурс, без которого
новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не
могут существовать.
Многое
зависит от характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если
человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые
уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Технологическая карта урока
Учебный предмет |
«Изобразительное искусство» |
Класс |
4 |
Тема урока |
«Европейские города средневековья» |
Образовательное учреждение |
МАОУ СОШ №38 |
Учитель |
Бородина Е.С. |
Цели Задачи |
Сформировать представления о средневековом городе, создать Знакомство со своеобразием городов Средневековья; с одеждой |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Планируемые результаты |
Предметные: расширить представления о культуре средневековой Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, |
Основные термины и понятия |
Готика, витраж, « окно-роза», портал, эмблема, ремесленники |
Образовательные ресурсы |
Интернет-ресурсы: www.alted.ru, http://ru.wikipedia.org, |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация « Средневековый город». Работы учащихся 4 класса. |
Оборудование |
Доска, проектор, компьютер; материалы: краски, кисти, баночка с |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Мотивация учащихся на достижение цели |
Проверяет готовность учащихся к уроку. |
Проверяют рабочее место, наличие всех необходимых |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
2.Актуализация знаний. |
Поиграем в игру «Вопрос-ответ» |
Устно отвечают на вопросы в карточках. |
|
3.Открытие нового знания |
Учитель зачитывает стихотворение А.Волхонского « Рай»: Над небом голубым А в городе том сад, Одно, как рыжий огнегривый лев, – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? -Правильно, о городе, но не о современном городе, а о -Так какая же тема сегодняшнего урока? «Европейские города Сформулируйте задачи урока. Знакомство со своеобразием |
Слушают учителя. Высказывают своё мнение. Формулирую задачи урока. |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить творческую работу, а ( «Площадь средневекового города» в смешанной технике). |
Слушают учителя. |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к |
|
-В каком веке мы с вами живем? -работа с лентой времени -Сегодня мы с вами, ребята, перенесемся на несколько веков -показ слайдов В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с Города возникали на перекрестках дорог, у судоходных рек, там, Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами Центральным местом в городе была рыночная площадь, где мастера продавали Неподалеку от нее находился собор, способный вместить сразу всех –работа с учебником Готика – стиль средневековой западноевропейской архитектуры, Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Особое значение имеет витраж, который называют розой готического В нижней части фасада собора, обращенного на площадь, – Чем отличается готический стиль архитектуры от -А как выглядели люди в Средневековье? -Что они носили? Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, -Чем отличается одежда богатых людей от одежды бедных людей? Но и много общего было в одежде у людей. -В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в длинные со Средневековый костюм представлял собой образное единство с |
Слушают учителя, работают с лентой времени на доске. Слушают учителя, смотрят видеоряд и отвечают на вопросы. Читают определения в учебнике. Слушают учителя. Сравнивают, анализируют архитектуру, отвечают на вопросы Учащиеся высказывают своё мнение. Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают Познавательные: умеют строить речевое высказывание. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать одноклассников и учителя; |
|
ФИЗМИНУТКА Задание перед предстоящей работой. Изобразите жестами, мимикой – |
Слушают учителя, выполняют упражнения вслед за учителем. |
Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль своих действий, |
|
4.Применение полученных знаний на практике |
Делит учащихся на -Техника безопасности Посмотрите внимательно на доску. Мы видим картину художника. – 1-я группа изготовляет здания средневекового города и собор. -2-я группа изображает жителей города красками на бумаге, Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Придумайте и |
Слушают учителя, выполняют творческую работу. |
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями. |
5. Итог урока |
– О каком архитектурном направлении вы узнали сегодня на уроке? -Что являлось украшением соборов? -Как строился средневековый город? -Кто являлся его жителями? -Кто торговал, изготавливал товары? -Какую особенность имели дома? -Назовите особенности одежды средневековья. -Назовите вид работы, которым мы занимались сегодня? – Как вы считаете, вы справились с работой? – В чем была сложность при выполнении задания? -Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились и у нас |
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, находят недочеты, |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные :оценивают свою работу. |
Технологическая
карта урока
Предмет: русский
язык
Класс: 3
Учитель: Дрёмина
Н.Г.
Тема: «Изменение
имен прилагательных по числам»
Цель:
учить определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число.
Задачи:
1.Научить изменять имена прилагательные по числам.
2. Научить находить в именах
прилагательных окончание.
3. Определять роль имен прилагательных в
тексте.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I.Мотивация |
Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Сегодня на уроке мы |
Проверяют |
II.Актуализация |
А сейчас давайте повторим Имя прилагательное отвечает на вопрос • Имя прилагательное Что же такое имя Что же такое имя Минутка чистописания Отгадайте Пришла, Позванивать Река Наряд -Что же это? (весна) – Назовите первый звук – Дайте ему -Какой буквой – Эта буква и будет Для чего мы с вами Пропишем заглавную Обратите внимание Итог!!! Словарная работа Давайте вспомним, какие • Как говорят • Как говорят • Движение • Маленькая • Птица с Взаимопроверка -Итак, поменяйтесь -Итак, встаньте дети, которые |
2 Дети + + – + – Дети, Отгадывают Называют Он согласный, Обозначается Обучающиеся У доски (вдруг) (весело) (ветер) (воробей) (ворона) |
III.Применение |
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это Тонкий лед. Легкая одежда… (воспитательный момент) Найдите у себя в листах упр. № 2. Посмотрите на Что в них общего? Подберите к данным именам прилагательным подходящие по Последний ……., тёплое …….., зелёная ……, веселые……. Слова для справок: снег, солнышко, трава, ручей, капель У прилагательных выделите окончание, укажите род. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Найди среди имен прилагательных лишнее слово. Сформулируйте тему урока. «Изменение имён прилагательных по числам». Верно. Задачи урока: Сегодня на уроке мы научимся Работа Посмотрите Что вы Обозначает, А на Составим Воздушный – Какие – В – В ИТОГ!!! – Какой вывод А, Поставьте каждое слово в словосочетании во Берёза Облако Река Пруд Бабочка Самопроверка -Итак, давайте проверим, сейчас нам пара Алены и Какой можно сделать вывод? Мы поработали, а теперь отдохнем. Физкультминутка
Отдохнули, а теперь работаем дальше. Сейчас я вам предлагаю посмотреть на репродукцию картины Константина Федоровича –Что вы видите на картине? – На ваших индивидуальных листах есть деформированный На картине изображена _____________весна. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Слова для справок: ранняя, долгожданная, теплое, голубому, пушистые, ласковому. Вам нужно из слов для справок выбрать подходящие по Проверка -Кто зачитает получившийся текст? А есть те, у кого – Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные? – Какую роль выполняют имена прилагательные? Найдите в тексте имена прилагательные, стоящие в |
Ответы детей. (Это имена прилагательные) Выполняют упражнение № 2. На доске появляется весенняя картина. (Веселые, так как это имя прилагательное обозначает Высказывания шар, (один) несколько Составляют и записывают словосочетания. Имена существительные и имена прилагательные. В единственном числе. Во множественном числе. (Имена Работают в парах. Берёзы кудрявые. Облака пушистые. Реки быстрые. Пруды мелкие. Бабочки красивые. Выполняют самопроверку. Имена прилагательные изменяются по числам. При Высказывания обучающихся. 1 ученик читает текст. Выполняют задание. 2 человека зачитывают получившиеся тексты. Имена прилагательные делают нашу речь более точной, Называют прилагательные. |
IV.Итог |
Итак, на какой вопрос отвечают имена прилагательные во -Для чего необходимы имена прилагательные? Самооценка А сейчас посчитайте плюсы на своих листах и карандашом 10 + «5» 9-8 + «4» 7-5 + «3» ИТОГ!!! Домашнее задание: Упр. 139 Рефлексия А сейчас я предлагаю вам украсить наше солнышко Будем выходить по рядам. Посмотрите, какая картина у нас получилась. А мы с вами знаем песню про весну, давайте Поют песню «Солнечная капель» (идут слайды). |
Какие? -Ие, -ые. Имена прилагательные делают нашу речь более точной, Подсчитывают «+» и ставят оценку. Прикрепляют лучики к солнышку. Исполнение |
Технологическая карта урока
Предмет:
физика
Класс:
7
Учитель:
Некрасов
К.А.
Тема: «Плавание тел. Плавание судов»
Цели: учить распознавать механические явления и объяснять их на основе
имеющихся знаний и условий плавания тел; анализировать свойства тел и явления,
использую Закон всемирного тяготения и Закон Архимеда, при этом различать
словесную формулировку и их математическое выражение.
Задачи:
• выяснить что такое
плавание тела;
• выяснить условия
плавание тел.
Тип урока: урок открытия нового знания
Структура и ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивация (5 |
Кратковременная загадка в стиле игры
1)что такое плавание тела 2)условия плавания тел |
Визуально восполняют пропуски и оглашают тему урока, |
Предлагает тему |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Открытие (2 Цель: научиться строить |
Работа с Логическая Запись в |
Принимают |
Направляет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация (2 Цель: приобщить имеющиеся |
Запись в
Фронтальное |
Учащиеся |
Обращает |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытые (10 Цель: научиться получать |
Выяснение условий 5 одинаковых кубиков из Запись в
Фронтальное проговаривание термина плавание тела и условий |
Наблюдают |
Корректирует |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Применение (5 Цель: научиться применять знание на |
Запись в тетрадь: Фронтальное приведение примеров |
Групповая |
Оказывает помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись домашнего задания, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение Цель: закрепить теоретический материал Повторение и систематизация нового знания |
Проговаривают |
Оказывает помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытые (10 Цель: научиться получать |
Сообщение Цель: расширить знания по данной теме. Короткое сообщение учащимся об открытиях Архимеда |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеоролик (4 Цель: уяснить смысл закона Архимеда Просмотр видеоролика «Демонстрация силы Архимеда» Запись Фронтальные ответы учащихся по закону |
Наблюдают |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательный момент(4 мин) Цель: показать Связь закона Архимеда
|
Воспринимают |
Объяснение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Итог |
Повторение |
Оценивание |
Технологическая
карта урока
Предмет: биология
Класс: 6
Учитель: Салихова
Г.Р.
Тема
урока: «Как
живут организмы в природном сообществе»
Цель: Сформировать у учащихся
знания о многообразии отношений в природных сообществах, приводить
доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи.
Задачи:
Образовательные: Расширить
знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм. Раскрыть значение
различных типов взаимоотношений между организмами в природе.
Развивающие: Развитие
познавательных способностей и интересов, формирование умения самостоятельной
работы с учебником.
Воспитательные: Формирование
взгляда на природу как единое целое, прививать бережное и ответственное
отношение к природе, интереса к естественным наукам.
Тип урока: урок «открытия»
нового знания
Планируемые
результаты:
Личностные
·
Формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·
Формирование
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные
Регулятивные
·
Формирование
умений самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
·
Совершенствование
умений выдвигать версии решения проблемы, работать по
предложенному плану.
Коммуникативные
·
Формирование
умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников;
·
Создание
индивидуальной информационной среды;
·
Формирование
умений работать в паре.
Предметные
·
Формирование
у учащихся знаний о взаимоотношениях организмов в природе. Применять
полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы:
·
Фронтальная
·
Индивидуальная
·
В
паре
Методы обучения:
·
по
источнику знаний: словесные, наглядные;
·
по
характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый, игровой.
Приемы
обучения:
постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.
Средства
обучения: компьютер,
проектор, презентация PowerPoint,
Оборудование: карточки
для игры «Составь пару», листы с тестами.
Литература:
1.Учебник Природа. Введение в
биологию и экологию Т. С. Сухова. В. И. Строганов. Москва. Издательский центр
«Вентана – Граф» 2008.
2.Акимушкин И. «Невидимые нити
природы» М. «Мысль» 1995
3.Зверев М.
«Кладовая чудес» Москва «Детская литература» 1984
Ход урока
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
1.Мотивация обучающихся |
Орг.момент Приветствие Чтение стихотворения: Ребята послушайте сейчас Я хочу Полный Если Тайны Лес, не В нем Насекомые, Все хотят с Ученые тоже Лес они -Кто |
Слушают учителя. Высказывают (Природное |
2.Актуализация знаний |
Цель: Ребята, сейчас вы выполните тест Открыли тетради, записываем Смотрим на слайды и слушаем инструктаж: Инструкция: 1 задание. «Вставь пропущенное слово» (слайд№2) – – – это единство живой и 2 задание. Приведи примеры природных сообществ 3 задание. Ряд организмов, в котором 4 задание. пшеница 5 – На работу отводится 5 минут! –Сейчас – Теперь оцените работу соседа и (Взаимопроверка (слайд №3). Итог: А сейчас попрошу встать |
Записывают в тетради число. Смотрят и слушают инструктаж учителя, Выполняют взаимопроверку и оценивают |
3.Открытие нового знания |
Целеполагание: -Сейчас ученица нашего класса Глубины вод, простор – Как вы считаете, что мы на – Мы сегодня на уроке узнаем, как – Ребята, Задача урока: Узнаем -А сейчас закрываем глаза и Цветы своим ароматом, яркой – Ребята, давайте попробуем – А (По ходу – А Окраской Повадкой Крикунья Известная Кто – Я сейчас предлагаю вам Учитель: «Погода была жаркая, – Назовите какие взаимоотношения -Так же поступают сойки, Итог: Мы с -Что это за отношения? – Какова (Ответ: *Иногда в отношениях в природном – Чтобы привести примеры таких – Что там изображено? Итог: Растения-паразиты – Итак, о каких отношениях в Какова их особенность? (вред *Рассмотрим третий вид Учитель: на стр.148( на слайд вывести Вопрос: О ком прочитали? -Какой тип отношений сложилось – Рыбы прилипалы сопровождают не -Как думаете как называются такие Итог: Т.О. мы – Какие? Назовите их Физкульминутка Цель: А теперь мы с вами отдохнем. Раз присядка, два прыжок Это заячья зарядка. А лисята как проснуться Любят долго потянуться. Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы, То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. Мы отдохнули, а теперь продолжаем |
Слушают чтение стихотворения. Высказывают свои предположения (Предполагаемые . Слушают и представляют. Высказывают своё мнение. Отгадывают загадку. Слушают учителя. Высказывают соё мнение. ( Ответы Ответы учащихся. Слушают учителя. Работа с учебником. Отвечают на вопрос учителя. Работа с учебником. Высказывают своё мнение. Учащиеся дают ответы: рыбы Высказывают своё мнение (используют Выполняют движения. |
4.Применение 5. |
Для дальнейшей работы мне нужны 6 -Каждый из вас сейчас превратится Результат: +: Пчела -: блоха 0: – Если вы согласны с ребятами у доски, то |
Отгадывают ребусы и загадки. К доске выходят 6 человек, составляю Объясняют, почему составили такую пару и Остальные учащиеся класса работают с |
– Итак, кто напомнит, какую задачу -Мы справились поставленной задачей? -Давайте назовем какие отношения в природном сообществе могут Домашнее – Записали, -Внимание Рефлексия -А |
Отвечают на вопросы учителя. Смотрят видеоклип. Заканчивают предложение. |
Технологическая
карта урока
Предмет: литература
Класс: 6
Учитель: Головченко
Т.А.
Тема: «Мечта и
реальность в повести-феерии Александра Грина «Алые паруса»
Цель урока:
·
расширить
и углубить знания об А.Грине;
·
научиться
анализировать прочитанное произведение;
·
находить
ответы на поставленные вопросы;
·
учиться
обобщать, делать выводы на основе сказанного;
·
формировать
умение давать характеристику героям.
Задачи:
- Дать определение понятию «мечта».
- Дать характеристику главным героям.
- Ответить на вопрос: «Как мечта стала
реальностью?»
Тип урока: урок
обобщающего повторения
Методы:
словесный, наглядный, вопросно-ответный
Формы:
индивидуальная, парная, фронтальная
Ход урока
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
|||||||
1.Мотивация |
Приветствует Сегодня 3ж.-«5» 2 ж.-«4» 1ж.-«3» |
Настраиваются |
|||||||
2.Актуализация |
Сейчас я (Звучит Он Создавший С Высокие С С С С — Кто же он этот (Обратите С Давайте — К. Паустовский — Что помогло – А в –Скажите, – Ее -Правильно, Тема -Какую |
Слушают Александр Называют (ПОЛУЧАЮТ Несмотря «Алые Ассоль Нет, 1. Дать определение 2. 3. Ответить |
|||||||
3.Применение |
-Давайте -А -Ребята, (пока Давайте Итак, Предмет ( – -Теперь Каждому Посмотрите 2. 3 Мечта |
Феерия – Потому, что финал повести яркий, |
|||||||
-Заветное Ученик Ученик Высказывают
|
|||||||||
Работа Давайте (портрет В фильме Очень 1.Давайте 2.Кто и Теперь ( 3.Как 4.Какими 5.О чем Давайте ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Звучит Закройте У вас А теперь |
Слушают Ребята Эгль – Смотрят Ассоль Она Работают Скромная, Ассоль |
||||||||
Работа (Зачитаем (Артура 1.Вкакой 2.Как 3.Расскажите 4.О чем 5.Как он 6.Смог Записываем Ребята, мы |
Читают в книге Выходец из знатного рода, единственный Отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей: Романтичный, умный, любил мечтать об океане, о Высказывают своё мнение. |
||||||||
4.Подведение |
Итак, мы Глядя на А теперь Давайте ( на – Сейчас Ты Живи И – Мы (на Счастливый Ребята, Поднимите Оценка Два-«4» Один-«3» Нет -Урок |
У всех у Мечта Грей Смотрят Слушают Высказывают Нужно Рассматривают Подсчитывают |
|||||||
Технологическая
карта урока
Предмет: русский
язык
Класс: 3
Учитель: Дьячкова
А.А.
Тема:
«Род имён прилагательных»
Цель:
развитие навыка определять грамматические признаки имени прилагательного – род,
число.
Задачи:
-развивать умение
распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён
прилагательных с именами существительными, определять род и число;
-формировать навык
правописания окончаний имён прилагательных;
-расширять
словарный запас;
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
1.Мотивация |
Прозвенел Начинается -Ребята, |
Приветствие. Пишут в |
|||
2. |
– Короткий, -Что -Какими -Дайте – Короткий, -Давайте -Кто – -Что нам Работа с -Где мы
-Ребята, -К этой |
Читают. Высказывают Это Имя Работают Короткий По имени существительному, по вопросу, по родовому окончанию. Высказывают «Изменение Закрепить Ранее Делают Работа с |
|||
3. |
-Ребята, -Давайте –Освежив -Как ФИЗМИНУТКА -Ребята, Я буду – если – если это -если Красивый, -Молодцы, Работа -Проверка -Какими Работа в – У Слова – – У -Как -Ребята, -А Хитрость – способность, которой обладает Ложь идет от слабости, недальновидности человеческого Ложь — сознательное высказывание, заведомо не соответствующее истине. –Мы все должны быть с вами немного хитрыми, |
Мы Высказывания 1.Найти 2. Определить 3. Определить 4.Вспомнить -читают, По имени Слушают Выполняют Самопроверка. Определяли Выполняют У Высказывают Слово Определяли Высказывания Хитрая. Высказывают |
|||
4. Итог |
-Над -Какие -Вы их Рефлексия: – А 1. 2. 3. -Где мы -Кто -Кто Домашнее |
«Родовые -Закрепить Работа с -ой, -ое, -ее -ая, -яя Работа с
Высказывают |
Технологическая
карта урока
Предмет: окружающий
мир
Класс: 1
Учитель: Рамазанова
Е.Д.
Тема
урока: «Почему звенит звонок»
Цель: использовать готовые модели для объяснения
явления возникновения и распространения звука; понимать необходимость здорового
образа жизни, использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи:
·
Познакомиться с тем, как
возникает и распространяется звук.
·
Познакомиться с правилами, как
беречь слух;
Ход занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
I. |
Приветствие, посадка, проверка готовности. |
|||||
Открытие нового |
– – – Он – А вы Как – Но как – Но – |
– Высказывания – Высказывания – – |
||||
– Звуки Задание: Включается ИТОГ: – Так же ИТОГ: – ИТОГ: ОБЩИЙ |
Работают Слушают Слушают Работа Слушают Слушают |
|||||
II. – Что бы Правила: Узнаю о 1 2 |
Слушают Передают Изображают |
|||||
VI. Итог урока |
– Про Слайд. Слуховой Звук – – Я Я кричу Ну, – Что же А кому Давайте – Уточним, что когда звук отталкивается от препятствия, он
– Вы хорошо справились с этим заданием, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ. МАШИНА – ШИНА Самопроверка, у кого правильно – встать. Правило: ЖИ ШИ с буквой И. – Мы с вами ответили на 1 вопрос, который поставили в начале Сейчас вы в командах составите правила, которые помогут 1. НЕЛЬЗЯ КОВЫРЯТЬ В УШАХ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ! 2. ЧИСТИТЬ УШИ ТОЛЬКО ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ! 3. ЕЖЕДНЕВНО МЫТЬ УШИ! 4. УШИ БОЯТСЯ РЕЗКИХ И ГРОМКИХ ЗВУКОВ! Ответили мы с вами на второй вопрос, который поставили в начале Продолжите фразу: Сегодня на уроке я |
Высказывания детей. Слушают учителя и смотрят слайды. Отгадывают загадку. Работа с учебником. Эхо – это отражение звука от любого Играют. Слушают Выполняют Самопроверка. Работа в Команды Высказывания |