Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Технологическая
карта -
2 слайд
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, операций обработки изделия, применяемого оборудования, инструментов .
-
3 слайд
Технологическая карта состоит из четырёх столбцов
-
4 слайд
Технологическая карта
№
п/п
Этапы обработки
Графическое изображение
Инструменты -
5 слайд
Технологическая карта
40
40
40
40
1
Подобрать заготовку для сиденья стула
Линейка
Разметить деталь
2
Линейка,
угольникНожовка, направитель
Отпилить припуски
3 -
6 слайд
Технологическая карта
продолжение
4
Обработать опиленные стороны
Напильник, наждачная бумага
5
Подобрать заготовку для спинки стула
5
80
40
Линейка
6
Разметить деталь
Линейка,
угольник7
Отпилить припуски
Ножовка, направитель -
7 слайд
Технологическая карта
продолжение
8
Обработать опиленные стороны
Напильник, наждачная бумага
9
Соединить детали с помощью гвоздей
Молоток, гвозди
10
Отшлифовать изделие
наждачная бумага
Технологическая карта это документ свободного образца, в котором наглядно описывается весь алгоритм того или иного процесса. По сути, это готовая инструкция с кратким комментарием по каждому этапу. Карта, как правило, выполняется в виде удобной схемы, на которой отражают стадии, количества сырья, условия процессов и требования к готовому продукту. Готовые образцы документа и правила его составления описаны ниже.
Скачать образец технологической карты можно в конце статьи.
Содержание
- 7 разделов технологической карты
- Образец и правила составления технологической карты
- Строительных работ
- Маршрута
- Пищевого производства
- Урока
- Скачать образец технологической карты:
- Поделиться ссылкой:
7 разделов технологической карты
Конкретного образца формы технологической карты не существует, поскольку документ отличается разнообразием. Однако в карте должны содержаться сформулированные или схематические ответы на такие вопросы:
- Какие именно операции нужно выполнять.
- В какой последовательности.
- Время на каждый этап и общее время 1 цикла.
- Состав, количества исходных компонентов, сырья.
- Требования к инструментам и оборудованию для обеспечения процесса.
- Условия осуществления технологии на каждом этапе.
- Описание внешнего вида конечного результата, количественные и качественные требования к его структуре, свойствам, составу; технические характеристики продукта (при необходимости).
Технологическая карта составляется не для всех процессов. Многие операции достаточно простые, чтобы выполнить их без дополнительной инструкции. Однако такой документ необходим, если процесс:
- технологически сложный, требует соблюдения точных условий;
- состоит из многих этапов, которые делятся на свои небольшие стадии;
- содержит неоднозначные этапы, условия, относительно которых есть разногласия.
Например, технологические карты составляются для всех без исключения строительных работ. Они разрабатываются как собственно строительными компаниями, так и научно-исследовательскими институтами.
Наряду с практическим значением технологическая карта как документ имеет и юридический смысл. Она является основной инструкцией, которую работники должны неукоснительно соблюдать. В случае нарушения технологии негативные последствия неизбежно отразятся на результате, что послужит основанием для привлечения к ответственности. Также технологические карты проверяются и специалистами Роспотребнадзора, которые выносят решение об их соответствии/несоответствии принятым стандартам.
Образец и правила составления технологической карты
Технологическая карта составляется в виде обычного документа, в котором наряду с текстовой частью, как правило, присутствует и описание процесса в виде таблицы, схемы, рисунка, чертежа и т.п. Стандартная структура документа включает в себя такие разделы:
- Название.
- Область применения.
- Организация выполнения работ – описание условий, требований к сырью, оборудованию.
- Собственно алгоритм действий.
- Характеристики готового продукта (требования к нему).
- Данные по испытаниям в разных условиях – температура, влажность, уровень освещенности и др.
- Технико-экономические показатели (смета затрат на производство, в том числе трудовых ресурсов).
- Смета материалов и других ресурсов на единицу продукции.
- Техника безопасности во время изготовления продукта.
Наличие всех этих разделов необязательно. Однако в случае со сложными процессами, например, по возведению, ремонту строительных объектов обычно присутствуют все перечисленные пункты. При составлении технологической карты можно ориентироваться на готовые образцы для разных видов деятельности, представленные ниже.
Строительных работ
Для них составляют наиболее сложные технологические карты. В документе важно отразить не только исчерпывающую информацию по условиям процесса, последовательности действий и требованиям к готовому продукту, но и сослаться на соответствующие регламентирующие документы (ГОСТ и другие стандарты).
Маршрута
В этом случае документ содержит исчерпывающие сведения о маршруте – описание транспортного средства, количество человек, начальный, промежуточные и конечные пункты, планируемое время прибытия/убытия, состав передвигающейся группы и т.п.
Пищевого производства
Это одни из наиболее простых видов карт, которые содержат не так много разделов, как, например, в случае со строительными работами. Достаточно описать базовые ингредиенты, их количество, а также последовательность действия для приготовления того или иного блюда.
Урока
Карта представляет собой схематическое изображение конспекта урока. В этом смысле документ напоминает план занятия с пошаговым описанием действий учителя и учащихся.
Скачать образец технологической карты:
Скачать образец технологической карты (word)
Поделиться ссылкой:
Разработка технологической карты (ТК) – это создание организационно-технологического документа для выполнения технологического процесса, определения состава операций, требований к качеству, безопасности и охране труда.
Мы разрабатываем технологические карты, которые содержат комплекс организационно-технологических решений с использованием наиболее эффективных и современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений.
Технологическая карта (ТК) является частью организационно-технологической документации и определяет правила выполнения технологического процесса, выбор средств технологического обеспечения, строительных машин, оборудования, необходимых материально-технических ресурсов, требования к качеству и приемке работ, а также мероприятия по охране труда, безопасности, охране окружающей среды и пожарной безопасности.
Разработка технологической карты условно состоит из проектирования шести разделов:
- Область применения
- Организация и технология выполнения работ
- Требования к качеству и приемке работ
- Требования безопасности и охрана труда
- Потребность в материально-технических ресурсах
- Технико-экономические показатели (ТЭП)
Мы разрабатываем ППР на любой вид строительных работ.
Оперативно и не дорого с бесплатными корректировками.
Заказать ППР
Заказать ППР вы можете по телефону и электронной почте.
Область применения
В этом разделе технологической карты мы указываем наименование технологического процесса, типа, вида, конструктивного элемента здания или сооружения для которого разрабатывается технологическая карта, а также приводим объемы строительно-монтажных работ (СМР) и климатические условия.
Также указываем общую информацию по выбранному технологическому процессу и нормативные документы, регламентирующие выполнение данных видов работ.
Организация и технология выполнения работ
Этот раздел технологической карты состоит из трех подразделов:
- Подготовительные работы
- Основные работы
- Завершающие работы
Подготовительные работы
В этом подразделе мы указываем какие проектные, технологические и разрешительные документы необходимы для выполнения работ, как должна быть произведена комплектация строительных материалов и изделий, какие выбраны строительные машины, технологическое оборудование и оснастка, а также как организуется строительная площадка и рабочие места.
Подготовительные работы содержат:
- Схему организации рабочей зоны строительной площадки с указанием зоны складирования материалов и конструкций; проходов и проездов; размещения машин, механизмов, лесов, подмостей; опасной зоны вокруг зданий и сооружений; размещения санитарно-бытовых помещений
- Схемы расстановки машин, механизмов и оборудования с привязкой их к осям здания или сооружения с указанием опасных зон, способов их ограждения
- Схемы транспортирования, складирования и хранения материалов и изделий
- Требования к геодезическому обеспечению строительства, в том числе вынесенные в натуру реперные осевые знаки и высотные отметки
- Данные об условиях производства работ: под открытым небом, под навесом или пленочным укрытием, в теплом помещении
- Требования к температуре и влажности поверхностей, при которых возможно производство работ, например, отделочных устройств полов, а также приборы и инструменты, необходимые для замера этих параметров
В схемы транспортирования, складирования и хранения материалов и изделий включаются:
- Требования к условиям перевозки и таре, перечень рекомендуемых транспортных средств и тары с указанием их основных характеристик и количества перевозимых материалов и конструкций
- Требования к организации площадки складирования, ее размерам, типу покрытия, уклонам и к температурно-влажностному режиму хранения материалов
- Складирования сборных конструкций и полуфабрикатов, порядка их загрузки и разгрузки
- Схемы складирования материалов, требующих защиты от переувлажнения или сухости
Основные работы
Мы делаем описание основных строительных работ с подразделением на технологические процессы, а процессы – на операции.
Подраздел «Основные работы» при описании технологического процесса включает:
- Требования к качеству предшествующего технологического процесса (операций)
- Технологические схемы процесса (операций)
- Схемы механизации работ (расстановки на объекте машин, технологического оборудования и оснастки)
Описание технологического процесса содержит:
- По организации рабочих мест, включающие схемы размещения рабочих и средств механизации
- Мероприятия по обеспечению устойчивости конструкций и частей зданий (сооружения) в процессе возведения (разборки)
- Условия, обеспечивающие требуемую точность монтажных работ
- Перечень строительных (технологических) процессов, последовательность и способы выполнения технологических операций
- Порядок совмещения технологических процессов и операций во времени и в пространстве с учетом безопасности работ
- Схемы строповки, установки, выверки, временного и постоянного закрепления сборных конструкций с указанием марок используемых устройств, их основных характеристик, очередности выполнения операций
- Схемы выполнения строительных (технологических) процессов устройства отдельных конструкций здания (полы, отделка, кровля и др.)
Схемы механизации работ обычно разрабатываются для технологических процессов, в которых используется большое количество взаимоувязанных машин и механизмов.
Схемы механизации содержат:
- Состав машин
- Условия и графики совместной или разновременной работы машин
- Показатели производительности машин на укрупненный измеритель конечной продукции или на весь объем работ
Заключительные работы
Указываются работы, которые выполняются после выполнения основных работ (например, демонтаж технологического оборудования, благоустройство территории, ликвидация строительной площадки и т.д.).
Требования к качеству и приемке работ
В этом разделе мы приводим контролируемые параметры технологического процесса и операций контроля, размещение мест контроля, исполнителей, объемы и содержание операций контроля, методику и схемы измерений, правила документирования результатов контроля и принятия решений об исключении дефектной продукции из технологического процесса.
Контроль качества в технологической карте как правило включает:
- Входной контроль проектной и технологической документации, применяемых строительных метериалов, изделий и конструкций
- Операционный контроль технологического процесса
- Приемочный контроль качества выполненных работ, смонтированных конструкций и оборудования, построенных зданий и сооружений
- Оформление результатов контроля качества и приемки работ
Входной контроль предусматривает проверку проектной и технологической документации, а также применяемых строительных материалов, изделий и конструкций. Входной контроль проектной и технологической документации предусматривает проверку ее легитимности, комплектности и полноты, наличия исходных данных для выполнения строительного (технологического) процесса, перечня работ, конструкций и оборудования, показателей их качества.
В технологической карте предусматриваются методы контроля, средства, схемы правила выполнения измерений и испытаний, правила обработки результатов измерений и испытаний и их оценки, установленные стандартами и техническими условиями.
Разрабатываются схемы входного контроля применяемых строительных материалов, изделий и конструкций; операционного контроля технологического процесса; приемочного контроля качества работ, смонтированных конструкций и оборудования, построенных зданий и сооружений.
Основное назначение таких схем – показать производителю работ и рабочим места контроля качества.
В разделе приводятся формы актов на скрытые работы и промежуточную приемку ответственных конструкций, а также на сдачу-приемку законченных работ и объектов.
Основные данные и параметры, необходимые для контроля качества наши специалисты оформляют в табличной форме.
Требования безопасности и охрана труда
При разработке технологической карты мы обращаем внимание не только на экономное и высококачественное выполнение строительных работ, но и на безопасное выполнение этих работ, включая в состав технологической карты нормативные требования и правила безопасности. Для этого разрабатывается раздел «Требования безопасности и охрана труда».
Раздел содержит правила, решения и мероприятия, способствующие соблюдению минимально необходимых требований технических регламентов в строительстве, предусматривающих биологическую, механическую, пожарную, промышленную, химическую, электрическую безопасность, а также электромагнитную совместимость в части безопасности работы и оборудования.
Правила, решения и мероприятия разрабатываются для защиты жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, жизни животных и растений.
В раздел включаются следующие требования по безопасности труда:
- Перечень опасных производственных факторов, связанных с технологией и условиями производства работ, и зоны действия опасных производственных факторов
- Решения по охране труда и технике безопасности, принятые для данного технологического процесса, приемы безопасной работы
- Мероприятия по обеспечению устойчивости отдельных конструкций и всего здания в процессе его возведения или разборки
- Схемы производства работ с указанием опасных зон, устройств и конструкций ограждений, предупреждающих надписей и знаков, способов освещения рабочих мест
- Правила безопасной эксплуатации машин, оборудования и их установки на рабочих местах
- Правила безопасной эксплуатации технологической оснастки, приспособлений, грузозахватных устройств
- Правила безопасного выполнения сварочных работ и работ, связанных с использованием открытого пламени
- Указания по применению индивидуальных и коллективных средств защиты при выполнении технологических процессов
- Мероприятия по предупреждению поражения электротоком
- Мероприятия по ограничению опасных зон вблизи мест перемещения грузов кранами
В разделе включаются следующие требования пожарной безопасности:
- Решения по количеству въездов на строительную площадку, наличию проездов требуемой ширины, их количеству и расстояний между ними
- Мероприятия по эвакуации рабочих с лесов и высотных сооружений
- Решения по складированию горючих материалов
- Порядок выполнения работ с горючими материалами, выдачи нарядов-допусков на производство работ
- Порядок использования электрических калориферов газовых горелок, воздухонагревателей
- Правила выполнения пожароопасных работ (окрасочных, с клеями, мастиками, битумами, полимерными и другими горючими материалами, огневых, газосварочных и паяльных)
- Оснащение рабочих мест (рабочей зоны) средствами пожаротушения: бочки с водой, ведра, емкости с песком, огнетушители
- Схемы эвакуации работающих в случае возникновения пожара
- Схемы опасных зон с установкой защитных и сигнальных ограждений; индивидуальных и коллективных средств защиты
В раздел включаются требования по охране окружающей среды:
- Мероприятия по снятию и сохранению культурного слоя почвы
- Мероприятия по экологически безопасной эксплуатации машин и механизмов
- Мероприятия по обеспечению сохранности зеленых насаждений
- Требования к производству работ, ограничивающие уровень пыли, шума и вредных выбросов
- Мероприятия по сбору, удалению или переработке строительных отходов, возникающих в процессе работ при новом строительстве, реконструкции или разборке ветхих зданий
- Требование к оснащению строительной площадки устройствами для мытья колес строительных машин
В разделе приводятся ссылки на действующие нормативные документы по безопасности и охране труда.
Потребность в материально-технических ресурсах
В этом разделе мы составляем:
- Перечень машин и механизмов, а также технологического оборудования
- Перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений
- Перечень материалов и изделий
Машины и технологическое оборудование, требуемые для выполнения строительных процессов и операций, выбирается с учетом заданных сроков и нормативных показателей качества выполняемых строительно-монтажных работ, а также на основании отечественного и зарубежного опыта, сравнения вариантов механизации строительных и технологических процессов.
Выбранные машины, механизмы и технологическое оборудование должно обеспечить плановые сроки и нормативные показатели качества работ.
Мы составляем таблицу, в которой указываются основные технические характеристики, типы, марки, назначение и количество машин и оборудования для выполнения технологического процесса или операции на звено или бригаду.
Перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений составляется аналогично перечню машин и технологического оборудования в табличной форме.
Потребность в материалах и изделиях для выполнения технологического процесса и его операций в предусмотренных объемах определяется по рабочей документации с учетом действующих норм расхода материалов в строительстве (в том числе ведомственных и местных норм).
Результаты расчета потребности в материалах и изделиях также оформляются в виде таблицы.
Технико-экономические показатели (ТЭП)
В этом разделе мы рассчитываем и приводим:
- Продолжительность выполнения работ
- Затраты труда и машинного времени
- Калькуляция затрат труда и машинного времени
- График производства работ
- Сметные расчеты затрат
Продолжительность выполнения работ и нормативные затраты труда и машинного времени определяются на технологический процесс, на объект, на конструктивный элемент или часть здания (сооружения) на основе калькуляций затрат труда и машинного времени, а также графика производства работ.
Продолжительность выполнения технологических процессов, затрат труда и машинного времени может определяться по исходным данным, предоставляемым Заказчиком (строительной организацией), при условии, что эти процессы выполняются постоянным коллективом при соблюдении нормативных требований качества.
Калькуляция затрат труда и машинного времени оформляется в виде таблицы.
В калькуляцию кроме основных включаются вспомогательные процессы, например, разгрузка, раскладка и складирование строительных конструкций и материалов в рабочей зоне, организация рабочих мест с установкой и закреплением средств подмащивания, приготовление и подача растворов и другие виды работ.
Затраты труда и времени машины определяются произведением объемов работ по процессу или операции и соответствующих норм времени.
Продолжительность технологического процесса и его операций определяется в часах (сменах) путем деления затрат труда рабочих на количество рабочих в звене (бригаде) или устанавливается по времени работы машины, если она является ведущей в данном технологическом процессе.
На основании этих расчетов составляется график производства работ.
Технико-экономические показатели технологической карты могут быть дополнены другими сметными расчетами для данной строительной организации, например, заработной платы рабочих, затрат на машины, на оборудование и оснастку, на строительные материалы и др.
В зависимости от технического задания на разработку технологической карты и предоставленной исходной информации ее содержание может изменятся.
При сложном технологическом процессе специалисты нашей проектной организации разрабатывают технологические схемы производства работ и оформляют их в виде графической части в формате А4-А1.
Технологическая карта творческого проекта разрабатывается на технологическом этапе создания проекта по технологии, т.е. на этапе выполнения операций, предусмотренных самим технологическим процессом изготовления изделия или осуществления определенной работы.
Разрабатывается технологическая карта для проекта по технологии, русскому и английскому языку, математике, литературе, для проекта в начальной школе и даже ДОУ.
Технологическую карту проекта по технологии или как чаще встречается у технологов технологическую карту изделия (изготавливаемого изделия) обычно представляют в виде таблицы. Чаще всего технологическая карта необходима для проекта по технологии в 5, 6, 7, 8 классе школы, а также в начальной школе.
При изготовлении изделия творческого проекта учащийся должен строго соблюдать последовательность операций, указанных в технологической карте изделия, а также придерживаться правил охраны труда и безопасности выполнения работы.
Как правило технологическая карта проекта содержат следующие графы:
- Название операции или последовательность выполнения работ;
- Технические и технологические условия;
- Эскиз;
- Инструменты;
- Оборудование;
- Материалы.
Кроме того, в инструкционно-технологическую карту изделия может быть добавлена техника безопасности и так далее.
Образец технологической карты проекта
Приведем образец технологической карты творческого проекта по технологии вышивки картины.
Пример 1. Технологическая карта вышивки картины
Инструкционно-технологическая карта вышивки картины
Название операции | Технические условия |
---|---|
нанести контур рисунка | схема картины |
вышить серединки подсолнухов бисером | пришить бисер |
вышить лентами домик | шов вперед иголка |
вышить нитками мулине крышу дома | шов атласная гладь |
лентой 3 мм вшить забор | прямые стежки с прикрепом |
вышить стебли подсолнухов | шов прямые стежки с прикрепом |
вышить листья подсолнухов | шов «петля» |
вышить травку возле дома | шов «узелки» |
вышить свободные петли | незакрепленные петли |
оформить вышивку | вставить в раму |
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу “Технологическая карта проекта“:
<a href=”http://tvorcheskie-proekty.ru/zadachi-proekta” target=”_blank”>Технологическая карта творческого проекта</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/zadachi-proekta]Технологическая карта изделия[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
“Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя”
Э. Хаббард
Современная дидактика считает самообразование высшим этапом обучения. Достижение этого этапа является подтверждением ценности обучения и поэтому целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, что является в широком смысле понятием термина (универсальные учебные действия) УДД.
Процесс подготовки учащихся самообразованию состоит из трех этапов:
- адаптация, которая должна осуществляться в семье и школе;
- совмещение обучения с самообразованием, которое должно осуществляться в школе;
- различные формы самостоятельной работы, связанные с творчеством, осуществляемые самостоятельно.
Технология индивидуализированного обучения (ТИО) Юрия Афанасьевича МАКАРОВА впервые заявила себя в 90-е годы, став сверхпопулярной среди учителей.
А с 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. То есть достижения представления результатов обучения в традиционной прежней форме в виде знаний, умений и навыков (ЗУН), в формулировки Стандарта II поколения ФГОС указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, с главной частью ядра нового стандарта как – универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные.
Общая характеристика технологической карты урока (учебного занятия).
Технологическая карта урока – это новая современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся – это своего рода паспорт графического проектирования образовательного процесса (сценария урока), таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам в данной группе детей. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный (какими средствами достижимо);
- организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции)
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
- Коммуникативная: С кем и где?
- Информационная: Что и чему будем учиться?
- Операционная: Как и каким образом будем учиться?
- Мотивационная: Зачем нам это надо?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Конструирование технологической карты урока физики в соответствии с требованиями ФГОС.
Дата : …
ФИО: …
Место работы: …
Должность: …
Учебный предмет: …
Класс: …
Учебник: …
Тип урока:
Тема |
… |
|
Цель темы |
формирование …
|
|
Основные понятия |
… |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
|
Личностные:
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность научиться:
|
|
Организация пространства |
||
Меж предметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Пропедевтика темы данного урока осуществлялась: 2-6 классы-естествознание 6 класс – география – 7 класс – математика – |
|
|
Технологическая карта изучения этапов урока по теме «…» по ФГОС
№ |
Этап урока |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, личностные |
|||||
1 |
Мотивированиеучащихся к учебной деятельности. Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность. |
Готовность к уроку. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы Перед объяснением нового материала учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями, а также Лист контроля. |
Готовят рабочее место Знакомство с Листом контроля, уточнение критериев оценки. |
осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения |
Умение слушать и вступать в диалог. |
|
2 |
Постановка проблемы. Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала. |
Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока. Давайте продемонстрируем свой багаж знаний, отвечая на следующие вопросы: |
Создает проблемную ситуацию и диалог с учащимися, необходимую на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. |
Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Постановка цели учебной задачи. |
умение выражать свои мысли, строить высказывания |
3 |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятия, осмысление я первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. |
Сделаем рисунок в тетрадь Зарисуем в тетрадь силу упругости. Выполним мысленный опыт: Эксперимент №1: Работа в группах. Вопрос. |
Демонстрирует ЭОР. Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу. |
В тетради составляют алгоритм решения уравнений на примерах ключей ЭОР Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
4 |
Первичное закрепление знаний Цель: фиксация полученных знаний при решении качественных задач зафиксировать новое содержание урока. |
Организует фронтальную проверку понимания нового материала Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке Серия качественных задач. |
Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. |
Учащиеся выполняют задания 1-5 из карточек с индивидуальными заданиями. Делают записи в тетрадь. Заполняют лист контроля и сдают на проверку учителю. |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений |
умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации |
5 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Итог урока. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
Организует обсуждение результатов занятия Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… |
Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. |
Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия. |
Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения |
6 |
Домашнее задание Цель: согласовать домашнее задание. Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. |
Объявляет Д/З: § …; вопросы; Подготовить доклады: … |
Задает дозированное домашнее задание, даёт комментарии. |
Учащиеся записывают домашнее задание, получают консультацию |
Организация учащимися своей учебной деятельности |
Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно |
ГДЕ ТЕМНО В ГОЛОВЕ УЧИТЕЛЯ, ТАМ ТЕМНО И В ГОЛОВЕ УЧЕНИКА.
С психологической точки зрения, труд, в том числе и учебный, будет успешным, если выполняющему работу известны три вещи: сколько, как и зачем.
При работе по Технологии индивидуального обучения учитель имеет в каждый момент времени урока информацию об успешности работы каждого ученика, так как учитель проверяет все письменные работы учеников и выслушивает все письменные ответы. Важно, чтобы такую информацию имел каждый ученик. Поэтому одним из основных принципов Технологии индивидуального обучения является принцип учета.
Реализуется он просто.
На альбомном листе пишется список учеников класса. По каждой теме имеется вполне определенное количество самостоятельных работ на разные уровни трудности. В соответствии с этим количеством делается столько же столбцов. После этого идет зачет и контрольная работа.
№ |
ФИ ученика |
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Результат (оценка) |
1 |
Иванов К. |
+ |
+ |
+ |
5 |
2 |
Петров И. |
+ |
+ |
4 |
|
3 |
Сидоров Д. |
+ |
3 |
||
4 |
Мишин С. |
+ |
+ |
+ |
5 |
5 |
Баринов Е. |
+ |
+ |
4 |
|
6 |
Савельев В. |
+ |
+ |
+ |
5 |
… |
В результате таблица успешности прохождения учениками одной темы имеет следующий вид.
№ |
ФИ |
Тема №1 |
Тема №2 |
Тема №3 |
Тема №4 |
Тема №5 |
Тема №5 |
Зачет |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
Итоговая оценка по теме |
1 |
Иванов К. |
5 |
||||||||
2 |
Петров И. |
4 |
||||||||
3 |
Сидоров Д. |
3 |
||||||||
4 |
Мишин С. |
5 |
||||||||
5 |
Баринов Е. |
4 |
||||||||
6 |
Савельев В. |
5 |
||||||||
… |
На уровень “3” надо выполнить 1 самостоятельное задание
На уровень “4” надо выполнить 2 самостоятельное задание
На уровень “5” надо выполнить 3 самостоятельное задание
“Зачет” может состоять как из одного столбика, так и из нескольких, в том числе можно сделать учет для каждого вопроса зачета.
Завершается изучение темы контрольной работой. Видно, что ученик Иванов учится на “…”, ученик Петров на “…”, Сидоров – на “…”.
В любой день по таблице можно видеть, отстает ученик по времени, или нет.
Заполняют такую таблицу, как правило, сами ученики.
Таблица висит в классе и продолжается от темы к теме.
При помощи такой нехитрой таблицы достигаются три вещи.
- Во – первых, каждый ученик знает, сколько заданий определенной трудности надо сделать и к какому сроку, и, соответствии с этим, выбирает для себя темп работы.
- Во-вторых, после каждого урока ученик автоматически получает сведения об успешности своей работы на уроке, то есть, знает, сколько заданий он сделал за урок, и сколько ему еще осталось делать.
- В-третьих, каждый ученик в любой момент времени знает, как выглядят его успехи по сравнению с нормой и по сравнению с успехами других учеников.
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ.
Одна из психологических закономерностей обучения, приведенная в уже неоднократно упоминаемой “Педагогике” И.П. Подласого прямо утверждает, что продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.
Развитие умственных способностей предполагает специальное средство – развивающие самостоятельные задания оптимальной для каждого ученика трудности (зона ближайшего развития), которые должны формировать рациональные умения умственного труда.
Принципы составления разноуровневых дидактических материалов
1. Принцип первоначального успеха.
Психологический закон гласит – прежде чем призвать ребенка к какой – либо деятельности, сначала надо его заинтересовать.
Для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем то уже знакомым, и в тоже время предмет должен заключать в себе нечто новое. Совершенно новое, абстрактное, как и абсолютно знакомое, не способно возбудить интерес. Интерес возникает только на стыке старого и нового.
Кроме этого, вторым условием возникновения интереса является посильность выполнения задания.
Ни чрезмерно трудное задание, ни чрезмерно легкое интереса не вызовут. Интерес может возникнуть только тогда, когда труд посилен. Поэтому первые самостоятельные работы в разноуровневых дидактических материалах составлены таким образом, чтобы задания были заведомо выполнимы.
2. Полнота.
Поскольку все вопросы какой – либо темы изучаются учеником самостоятельно, то все эти вопросы полностью должны присутствовать в самостоятельных работах.
3.Всестороннее рассмотрение всех вопросов.
Это означает, что не только все теоретические вопросы полностью находят свое отражение в самостоятельных работах, но все эти вопросы рассматриваются всесторонне. Если одна самостоятельная работа содержит прямой вопрос, то следующая будет содержать обратный вопрос, следующая – противоположный вопрос, следующая – обратный противоположному и так далее.
- Избыточность.
Известно, что для выработки прочного навыка в чем либо, надо выполнить несколько однотипных действий. Разные источники называют разную цифру, от 7 до 15. Поэтому на любое правило составляется заведомо избыточное количество однотипных самостоятельных работ. Ученик получает самостоятельную работу на какое – либо правило. Ошибся. Учитель помог ему и дал следующую работу на это же правило. Снова ошибка – снова помощь. И так до тех пор, пока ученик правило не усвоит. Как только это произойдет, то выполнять оставшиеся самостоятельные работы на это правило ученику уже не надо. - Многовариантность.
Разноуровневые самостоятельные работы составляются в нескольких вариантах.
Для начальной школы 2 – 3 варианта,
по физике, химии, черчению, биологии, политике и праву, истории 4 – 5 вариантов,
по математике, алгебре и геометрии – 6 вариантов,
по литературе – 1 вариант.
Причем все варианты одинаковой трудности. Как уже упоминалось, списывание не преследуется, но и не поощряется, поэтому, как правило, номер варианта не ставится. За некоторым исключением, ученик выполняет по одному варианту из каждой самостоятельной работы.
6. Минимальность содержания.
Этот принцип состоит в том, что в каждой самостоятельной работе или одно задание, например, одна задача, или несколько заданий одного сорта, если это не продиктовано дидактическими соображениями.
7. Повторение на новом материале.
Повторение – обязательная часть обучения, так как неиспользуемый материал забывается. Обычно вопросы повторения внесены во все так называемые стабильные учебники. При этом учитель прорабатывает эти вопросы со всеми учениками.
Некоторые трудности у учителей возникают при применении этих дидактических материалов. Мы думаем, что создать дидактические материалы для всех школ и для всех классов страны в принципе невозможно. Поэтому при применении наши материалы подлежат коррекции со стороны учителя применительно к своим классам.
Повторим, что основным правилом коррекции является укрупнение шагов от работы к работе для “сильных” классов и для “сильных” учеников, и наоборот дробление материала на более мелкие порции для “слабых” классов и для “слабых” учеников. И эту работу, кроме учителя, не сделает никто.
Таким образом, Технология индивидуального обучения подразумевает включение всех применяющих ее учителей в творческую работу.
Структура каждого типа урока по ФГОС Типы уроков:
- Урок изучения нового материала усвоения новых знаний
- Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации и закрепления умений
- Уроки контрольные учета и оценки знаний , умений и навыков:
- Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
- Комбинированные уроки:
- Применение знаний на практике
Класс: 8
Дата проведения: 14 марта 2013 год
Предмет: физика.
Общая тема: Последовательное и параллельное соединение проводников.
Длительность: 1 учебный час
Учебно-методическое обеспечение
- Перышкин А.В. Физика 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 191 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс/ сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.- 334
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2004. – 224с.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 8 класс. Учебно методическое пособие.. – М.: Дрофа, 2007. – 125с.
- Л. А. Кирик “Задачи по физике для основной школы”, Москва, издательство «Илекса», 2005. – 416с.
Авторский медиапродукт – наглядная презентация учебного материала (среда PowerPoint, Word)
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
Педагогические технологии: личностно-ориентированное.
Основные приемы и методы: организационный, постановки цели, первичная проверка понимания через реконструктивно-вариативного типа выполнение задач в знакомой ситуации и в измененной, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, подведения итогов занятия, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель данного типа урока выработать у учащихся определенные умения и навыки путем решения задач на последовательное, параллельное соединения проводников, научиться корректно, составлять схемы различных типов соединения проводников, предусмотренные учебной программой, организация работы по усвоению понятий, научных фактов.
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить формирование умений применять закон Ома для расчёта силы тока, напряжения и сопротивлений проводников при последовательном и параллельном соедини проводников;
- Продолжить развитие навыков учащихся разбираться в схемах электрических цепей.
- Систематизация знаний основных формул и определений, единиц измерения физических величин.
- Закрепление знаний по теме и умения решать качественные, расчетные, графические задачи,
- Закрепление умения учащихся работать с учебной литературой и справочником.
Развивающие:
- развитие интереса к предмету, логического мышления, самостоятельности суждений, развитие умений применять знания в новой ситуации, развитие внимания, эмоций.
- Формирование умений пользоваться теоретическими методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
- Формировать умения анализировать полученную информацию. Видеть причинно – следственные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать способность к самостоятельной работе, ответственности за проделанную работу.
- Воспитывать активность учащихся на уроках физики, интерес к предмету, настойчивость в самостоятельности и преодолении трудностей при выполнений заданий
- Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость.
Материально-техническое оснащение:
учебник «Физика 8», разно уровневые дидактические задания по теме, Компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютернаяпрезентация «Расчет сопротивления проводников», карта достижений.
Проект урока.
№ этапа |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Организационный момент и целеполагание |
3 минуты |
Знакомит с целью урока и темой. Сообщает тему урока. Изложение темы, целей урока |
Запись темы урока в тетради. Ставят себе целью выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок |
2. |
Задание №1. Работа с текстом учебникаКачественные и задачи по схемам. Задание №2. Расчетные задачи. Задание №3. Расчетные задачи повышенного уровня |
34 мин. |
Раздает задания . Проверяет работы учащихся и по необходимости оказывает индивидуальную помощь, даёт консультации |
Знакомятся с заданиями, работают по учебникам и дополнительной литературой в тетрадях |
3. |
Беседа с учащимися по выполненным заданиям. Подведение итогов работы. |
5 мин. |
Организует беседу, подводит итог, анализирует задания |
Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения |
4. |
Рефлексия. Выставление оценок |
2 минуты |
Поощрение оценками |
Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом Выставляют оценки |
5. |
Домашнее задание |
1 минуты |
Предлагает написать рефераты. |
Записывают в дневники, задают вопросы по домашнему заданию |
Стенограмма
ЭПИГРАФ:
“Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму”. Китайская пословица
1. Организационный момент и целеполагание.
Здравствуйте!
Итак, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление, познакомились с приборами для их измерения; экспериментально установили закон Ома для участка цепи, а также научились собирать электрическую цепь, которая состояла из одного или нескольких потребителей, изучили законы последовательного и параллельного соединения проводников..
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Сегодня у вас есть возможность пополнить знания, об электрических соединениях проводников, их применении и роли в современном мире, решая задачи на последовательное и параллельное соединение проводников.
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Учитель на уроке выступает в роли консультанта. Учащиеся класса самостоятельно выбирают для себя посильную работу по заданиям с учетом индивидуальных особенностей.
Учащимся разъясняется, что при полном и правильном выполнении заданий на каждом этапе урока, они получают определенную оценку: «3», «4», «5». Ученик имеет право выбора той сложности работы, в выполнении которой он уверен.
Чтобы за урок получить отметку:
«3» вы должны выполнить задание №1.
«4» – вы должны выполнить задание №1, №2
«5» – вы должны выполнить задание №1, №2 ,№3
Поставьте на полях оценку, которую вы бы хотели получить за сегодняшний урок. (Учащиеся ставят отметку).
Свои результаты вы будете фиксировать в карте достижений на доске.
Учитель наблюдает за их деятельностью, беседует с некоторыми из них, выясняя осознанность решения, выясняет степень самостоятельности. Оценивает работу учащихся, по заполнению листа контроля.
2. Задание №1
Вспомним формулы и законы, которые вам пригодятся при выполнении заданий, для этого заполните таблицу, воспользовавшись § 48 и 49 на страницах 111 и 114.
Последовательное |
Параллельное |
|
Схема |
||
Сила тока |
||
Напряжение |
||
Сопротивление |
1 вариант
- Преимущество последовательного соединения …
- Недостатки параллельного соединения …
- В лампочке и резисторе сила тока одинакова. Но напряжение на лампочке больше, чем на резисторе. Значит, …
- Сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки
- Нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
- Лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
- Сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
- Три электроприбора: утюг, пылесос и лампу включили в розетку через “тройник”. Выберите верные утверждения
- Сила тока во всех электроприборах одинакова.
- Электроприборы соединены последовательно.
- Напряжение на всех электроприборах одинаково.
- Электроприборы соединены параллельно.
- При параллельном соединении напряжение на этом участке цепи
- Равно сумме напряжений на всех участках
- Имеет неизменное значение
- Равно разности напряжений элементов цепи
- Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор последовательно?
- Увеличится
- Уменьшится
- Не изменится
- Как могут быть соединены несколько проводников, если – сопротивление одного из проводников 5 Ом, а сопротивление всей цепи равно 10 Ом?
- Последовательно
- Параллельно
- Не имеет значения
- Чему равно сопротивление каждой из 2 одинаковых лампочек включенных в цепь параллельно ,если сила тока в цепи равна 4 А, а напряжение 4 В
- 0.5 Ом
- 4 Ом
- 8 Ом
- 2 Ом
- Общее сопротивление трех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет 36 Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
Ответ ________
- В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление?
Ответ ________
2 вариант
- Преимущество параллельного соединения ….
- Недостатки последовательного соединения ….
- Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, …
- Сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
- Нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
- Сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
- Лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
- Два электроприбора: лампу и выключатель электрик укрепил на стене. Выберите верные утверждения.
- Электроприборы соединены последовательно.
- Сила тока в этих электроприборах одинакова.
- Напряжение на этих электроприборах одинаково.
- Электроприборы соединены параллельно.
- При последовательном соединении Сила тока….
- постоянна на любом участке цепи
- равна сумме на всех участках цепи
- равна произведению напряжения на сопротивление
- Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор параллельно?
- Увеличится
- Уменьшится
- Не изменится
- Как могут быть соединены несколько проводников, если сопротивление одного из проводников 3 Ом, а сопротивление всей цепи равно 2 Ом?
- Последовательно
- Параллельно
- Не имеет значения
- Чему равно сопротивление каждой из 2 одинаковых лампочек включенных в цепь последовательно ,если сила тока в цепи равна 4 А, а напряжение 8В.
- 1 Ом
- 0.5 Ом
- 2 Ом
- 6 Ом
- Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление 600 Ом?
Ответ _______
- В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе.
Ответ _______
Задание №2
По § 48,49 на странице 111 и 114 решите расчетные задачи.
Вариант №1
- Гирлянда из 60 лампочек включена в сеть напряжением 210 В, сила тока в цепи равна 0,5 А. Определить сопротивление каждой лампы, если все они соединены последовательно
- Два проводника сопротивлением R1=1 Ом, R2=3 Ом соединены последовательно. Сила тока цепи I= 1 А. Определить сопротивление цепи, напряжение на каждом проводнике и полное и полное напряжение всего участка цепи. Начертите схему цепи.
- Сопротивления в цепи 10 Ом, и 2 Ом. По предложенной схеме определите показания амперметра, и общее сопротивление в цепи.
Вариант №2
- В сеть напряжением 220 В последовательно включены лампа накаливания сопротивлением 400 Ом и электрическая плитка 40 Ом. Определите силу тока в цепи.
- В квартире включены две лампочки с сопротивлением 120 Ом каждая и электроплитка с сопротивлением 30 Ом. Каково общее сопротивление сети? Какой ток расходуется на питание этой сети, если напряжение в сети равно 220 В? Какое напряжение приходится на каждый прибор? Начертите схему цепи
- Сопротивления резисторов 5 Ом и 3 Ом. По предложенной схеме определите общее сопротивление, силу тока.
Задание №3
По § 48 и 49 на странице 111 и 114 и формуле закона Ома для участка цепи – решите расчетные задачи.
Вариант №1
- Цепь состоит из двух параллельно соединённых проводников, сопротивление которых 2Ом и 3Ом. Сила тока 0,5 А. Найдите общее напряжение, сопротивление и силу тока на каждом потребителе. Начертите схему цепи.
- Сопротивления резисторов 1 Ом, 2 Ом и 3 Ом. Определите общую силу тока, сопротивление и силу тока на каждом из резисторов
Вариант №2
- Электрическая цепь состоит из источника тока, создающей в цепи напряжение 6 В, лампочки от карманного фонаря сопротивлением 13,5 Ом, и спирали сопротивлением 3 Ом, ключа и соединительных проводов. Потребители соединены параллельно. Определите общую силу тока в цепи, сопротивление и силу тока на концах каждого из потребителей тока. Начертите схему цепи.
- Сопротивления резисторов 1 Ом, 2 Ом, и 3 Ом. Определите общую силу тока, сопротивление и напряжение на каждом из резисторов.
- Беседа с учащимися по выполненным заданиям.
Итак, мы сегодня с вами научились решать расчетные задачи по теме «Последовательное и параллельное соединение проводников» и закрепили знания о законе Ома для участка цепи.
- Перечислим преимущества и недостатки последовательного и параллельного соединения.
- Каковы особенности последовательного и параллельного соединения?
- Рефлексия (подведение итогов урока).
Выставление отметок.
Наше занятие подходит к концу. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке. Мне очень понравилось с вами работать и сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, и понравилось ли вам работа, которой вы сегодня занимались. Для этого в анкете обведите то впечатление, которое вы что считаете нужным
- Домашнее задание:
- Подготовить сообщение о применении последовательного и параллельного соединения.
- Придумайте различные схемы подсоединения четырех одинаковых резисторов с сопротивлением 3 Ом и вычислите их общие сопротивления в них.
Всем спасибо за урок!
Вариант №1
Задание №1
Вспомним формулы и законы, которые вам пригодятся при выполнении заданий, для этого заполните таблицу, воспользовавшись § 48 и 49 на страницах 111 и 114.
Последовательное |
Параллельное |
|
Схема |
||
Сила тока |
||
Напряжение |
||
Сопротивление |
- Преимущество последовательного соединения …
- Недостатки параллельного соединения …
- В лампочке и резисторе сила тока одинакова. Но напряжение на лампочке больше, чем на резисторе. Значит, …
- Сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки
- Нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
- Лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
- Сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
- Три электроприбора: утюг, пылесос и лампу включили в розетку через “тройник”. Выберите верные утверждения
- Сила тока во всех электроприборах одинакова.
- Электроприборы соединены последовательно.
- Напряжение на всех электроприборах одинаково.
- Электроприборы соединены параллельно.
- При параллельном соединении напряжение на этом участке цепи
- Равно сумме напряжений на всех участках
- Имеет неизменное значение
- Равно разности напряжений элементов цепи
- Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор последовательно?
- Увеличится
- Уменьшится
- Не изменится
- Как могут быть соединены несколько проводников, если – сопротивление одного из проводников 5 Ом, а сопротивление всей цепи равно 10 Ом?
- Последовательно
- Параллельно
- Не имеет значения
- Чему равно сопротивление каждой из 2 одинаковых лампочек включенных в цепь параллельно ,если сила тока в цепи равна 4 А, а напряжение 4 В
- 0.5 Ом
- 4 Ом
- 8 Ом
- 2 Ом
- Общее сопротивление трех одинаковых последовательно соединенных ламп составляет 36 Ом. Чему равно сопротивление каждой лампы?
Ответ ________
- В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление?
Ответ ________
Задание №2
По § 48,49 на странице 111 и 114 решите расчетные задачи.
- Гирлянда из 60 лампочек включена в сеть напряжением 210 В, сила тока в цепи равна 0,5 А. Определить сопротивление каждой лампы, если все они соединены последовательно
- Два проводника сопротивлением R1=1 Ом, R2=3 Ом соединены последовательно. Сила тока цепи I= 1 А. Определить сопротивление цепи, напряжение на каждом проводнике и полное и полное напряжение всего участка цепи. Начертите схему цепи.
- Сопротивления в цепи 10 Ом, и 2 Ом. По предложенной схеме определите показания амперметра, и общее сопротивление в цепи.
Задание №3
По § 48 и 49 на странице 111 и 114 и формуле закона Ома для участка цепи – решите расчетные задачи.
- Цепь состоит из двух параллельно соединённых проводников, сопротивление которых 2Ом и 3Ом. Сила тока 0,5 А. Найдите общее напряжение, сопротивление и силу тока на каждом потребителе. Начертите схему цепи.
- Сопротивления резисторов 1 Ом, 2 Ом и 3 Ом. Определите общую силу тока, сопротивление и силу тока на каждом из резисторов
Домашнее задание:
- Подготовить сообщение о применении последовательного и параллельного соединения.
- Придумайте различные схемы подсоединения четырех одинаковых резисторов с сопротивлением 3 Ом и вычислите их общие сопротивления в них.
2 вариант
Задание №1
Вспомним формулы и законы, которые вам пригодятся при выполнении заданий, для этого заполните таблицу, воспользовавшись § 48 и 49 на страницах 111 и 114.
Последовательное |
Параллельное |
|
Схема |
||
Сила тока |
||
Напряжение |
||
Сопротивление |
- Преимущество параллельного соединения ….
- Недостатки последовательного соединения ….
- Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, …
- Сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
- Нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
- Сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
- Лампочка и резистор имеют равные сопротивления.
- Два электроприбора: лампу и выключатель электрик укрепил на стене. Выберите верные утверждения.
- Электроприборы соединены последовательно.
- Сила тока в этих электроприборах одинакова.
- Напряжение на этих электроприборах одинаково.
- Электроприборы соединены параллельно.
- При последовательном соединении Сила тока….
- постоянна на любом участке цепи
- равна сумме на всех участках цепи
- равна произведению напряжения на сопротивление
- Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи ещё один резистор параллельно?
- Увеличится
- Уменьшится
- Не изменится
- Как могут быть соединены несколько проводников, если сопротивление одного из проводников 3 Ом, а сопротивление всей цепи равно 2 Ом?
- Последовательно
- Параллельно
- Не имеет значения
- Чему равно сопротивление каждой из 2 одинаковых лампочек включенных в цепь последовательно ,если сила тока в цепи равна 4 А, а напряжение 8В.
- 1 Ом
- 0.5 Ом
- 2 Ом
- 6 Ом
- Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление 600 Ом?
Ответ _______
- В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе.
Ответ _______
Задание №2
По § 48,49 на странице 111 и 114 решите расчетные задачи.
- В сеть напряжением 220 В последовательно включены лампа накаливания сопротивлением 400 Ом и электрическая плитка 40 Ом. Определите силу тока в цепи.
- В квартире включены две лампочки с сопротивлением 120 Ом каждая и электроплитка с сопротивлением 30 Ом. Каково общее сопротивление сети? Какой ток расходуется на питание этой сети, если напряжение в сети равно 220 В? Какое напряжение приходится на каждый прибор? Начертите схему цепи
- Сопротивления резисторов 5 Ом и 3 Ом. По предложенной схеме определите общее сопротивление, силу тока.
Задание №3
По § 48 и 49 на странице 111 и 114 и формуле закона Ома для участка цепи – решите расчетные задачи.
- Электрическая цепь состоит из источника тока, создающей в цепи напряжение 6 В, лампочки от карманного фонаря сопротивлением 13,5 Ом, и спирали сопротивлением 3 Ом, ключа и соединительных проводов. Потребители соединены параллельно. Определите общую силу тока в цепи, сопротивление и силу тока на концах каждого из потребителей тока. Начертите схему цепи.
- Сопротивления резисторов 1 Ом, 2 Ом, и 3 Ом. Определите общую силу тока, сопротивление и напряжение на каждом из резисторов.
Домашнее задание:
- Подготовить сообщение о применении последовательного и параллельного соединения.
- Придумайте различные схемы подсоединения четырех одинаковых резисторов с сопротивлением 3 Ом и вычислите их общие сопротивления в них.
Класс 7
Предмет: математика
Учебник: Алгебра 7 класс. А.Г.Мордкович
Дата: 24 ноября 2014
Тема: Метод алгебраического сложения
Цель урока: Формировать умение решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом алгебраического сложения.
Оборудование: теоретический материал, задачник, карта достижений.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать понятие умение решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом алгебраического сложения .
- Развивающие: развивать внимание, память; развивать умение самостоятельно работать.
- Воспитательные: воспитывать уверенность в себе, в своих знаниях; способствовать самореализации учащихся.
Педагогическая технология: элементы ТИО (технология индивидуального обучения).
Форма организации урока: самостоятельная работа учащихся.
Проект урока
№ п/п |
Этапы урока |
Время(мин) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Объявление темы (целеполагание) |
2 |
Объявление темы урока, цели урока |
Знакомятся с целью и задачами урока |
2. |
Изучение теоретического материала. Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями |
40 |
Учитель объясняет ход работы раздает теоретический материал, консультирует учащихся, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания. |
Самостоятельное изучение теоретического материала по теме, самостоятельна работа с разноуровневыми заданиями. |
3. |
Рефлексия |
2 |
Подводит итоги, анализирует карту достижений класса |
Оценка собственных результатов |
4. |
Домашнее задание |
1 |
Раздает домашнее задание |
Желающие получают домашнее задание |
Ход урока
I. Оргмомент. Целеполагание.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с методом алгебраического сложения.
Задачи нашего урока: сформировать понятие умение решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом алгебраического сложения.
II. Самостоятельная работа (с разноуровневыми заданиями)
Поставьте себе в тетради на полях оценку, какую бы вы хотели получить сегодня на уроке. У каждого из вас на столе имеется теоретический материал по теме урока. После изучения теоретического материала приступайте к самостоятельному выполнению заданий по уровням сложности из учебника. После выполнения задания 1 уровня – проверьте правильность ответа и, если оно выполнено верно, поставьте себе в карте достижений «+», а затем приступайте к выполнению заданий 2 уровня и так далее. Всего 3 уровня. Те, кто выполнит только 1 уровень – получит за урок оценку«3», те, кто выполнит 1 и 2 уровень – получает оценку«4», а те, кто выполнит все 3 уровня – получает оценку«5». Перед выполнением заданий внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом.
III. Итоги урока. Рефлексия.
Подведем итоги, выведем оценки по результатам таблицы. Сравните ваши результаты с предполагаемой оценкой.
IV. Домашнее задание.
По желанию
Дидактические материалы к уроку
§13. Метод алгебраического сложения
Рассмотрим решение системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.
Пример 1.Решить систему уравнений:
1)Достаточно сложить два уранения системы(по отдельности составить сумму левых частей,
сумму правых частей уравнений и полученные части приравнять).
,
2)Затем можно найденное значение х подставить в любое уравнение системы,например в первое,и найти у:
Ответ:( ;).
Пример 2.Решить систему уравнений:
1)Вычтем второе уравнение из первого:
2)Подставим найденное значение х =2 в первое уравнение системы,т.е. 2х+3у=1.
Ответ:(2;-1)
Пример 3. Решить систему уравнений:
Решение:
1)Умножаем все члены первого уравнения на 3,все члены второго уравнения на 4.Эти числа называют дополнительными множителями.Получили:
2)Теперь можно сложить уравнения,что приведёт к исключению переменной у.
.
Разноуровневые задачи
§13. Метод алгебраического сложения
1 уровень
№1.Выполнить сложение уравнений:
а) ; б) .
№2. Выполнить вычитание уравнений:
а) ; б) .
2 уровень
№3.Решите систему уравнений,выполняя последовательно указанные действия:
1) Сложите уравнение системы и решите полученное уравнение:
2) Подставьте найденное значение х в первое уравнение заданной системы и решите полученное уравнение относительно у
3)Запишите ответ в виде пары значений (х,у), которые были найдены на первом и втором шагах.
№4. Решите систему уравнений,выполняя последовательно указанные действия:
- Вычтите из первого уравнения системы второе и решите полученное уравнение:
- Подставьте найденное значение у в первое уравнение заданной системы и решите полученное уравнение относительно х.
3)Запишите ответ в виде пары значений (х,у), которые были найдены на первом и втором шагах.
3 уровень
Образец:
№5.Решить систему уравнений,используя образец:
МБОУ “Лицей № 149 с татарским языком обучения” г. Казани Республики Татарстан
Учитель: Каримова Лилия Имелевна , lkarim17@mail.ru
Карта результативности учеников 7 “б” класса
МБОУ “Лицей № 149 с татарским языком обучения”
№ |
ФИО |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Оценка |
1 |
Абдрахманова Фарида |
||||
2 |
Ахметшина Альбина |
||||
3 |
Багаутдинов Камиль |
||||
4 |
Вильданов Тимур |
||||
5 |
Гайфуллина Гульшат |
||||
6 |
Галлямова Айгуль |
||||
7 |
Ганеева Зарина |
||||
8 |
Гарипов Назир |
||||
9 |
Гатауллин Карим |
||||
10 |
Гумерова Азалия |
||||
11 |
Давлетшина Диана |
||||
12 |
Загидуллин Адель |
||||
13 |
Камалиева Аделя |
||||
14 |
Латыпов Салават |
||||
15 |
Марданова Лейсан |
||||
16 |
Миндубаева Алина |
||||
17 |
Миннуллина Лейля |
||||
18 |
Мусин Руслан |
||||
19 |
Мухаметдинова Айгуль |
||||
20 |
Набиева Малика |
||||
21 |
Нигматзянова Аделина |
||||
22 |
Салахова Зиля |
||||
23 |
Хазиахметов Рэйхан |
||||
24 |
Хазиахметов Султан |
||||
25 |
Хисамутдинова Алина |
||||
26 |
Шайхутдинова Алина |
||||
27 |
Яруллина Амина |
||||
ИТОГО |
Примечание:При правильном решении задач уровня поставить знак “+” в столбце соответствующего уровня.
Технологическая карта урока по системе ТИО
Класс: …
Дата проведения: …
Предмет: …
Общая тема: …
Длительность: … учебный час
Учебно-методическое обеспечение
- …
- …
- …
Авторский медиапродукт – наглядная презентация учебного материала (среда PowerPoint, Word)
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: …
Педагогические технологии: …
Основные приемы и методы: …
Цель данного типа урока …
Задачи урока:
Образовательные:
- …
Развивающие:
- …
Воспитательные:
- …
Материально-техническое оснащение:
разно уровневые дидактические задания по теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация «…», карта достижений и …
№ этапа |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Организационный момент и целеполагание |
… мин |
Знакомит с целью урока и темой. Сообщает тему урока. Изложение темы, целей урока |
Запись темы урока в тетради. Ставят себе целью выполнить задания, достичь той отметки, которую желают получить за урок |
2. |
Задание №1. … Задание №2. …. Задание №3. … |
… мин. |
Раздает задания . Проверяет работы учащихся и по необходимости оказывает индивидуальную помощь, даёт консультации |
Знакомятся с заданиями, работают по учебникам и дополнительной литературой в тетрадях |
3. |
Беседа с учащимися по выполненным заданиям. Подведение итогов работы. |
… мин. |
Организует беседу, подводит итог, анализирует задания |
Активно участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения |
4. |
Рефлексия. Выставление оценок |
… мин |
Поощрение оценками |
Сравнивают результаты заданий с предлагаемым результатом Выставляют оценки |
5. |
Домашнее задание |
… мин |
Предлагает … |
Записывают в дневники, задают вопросы по домашнему заданию |
ЭПИГРАФ: …
1. Организационный момент и целеполагание.
Здравствуйте!
…
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Учитель на уроке выступает в роли консультанта. Учащиеся класса самостоятельно выбирают для себя посильную работу по заданиям с учетом индивидуальных особенностей.
Учащимся разъясняется, что при полном и правильном выполнении заданий на каждом этапе урока, они получают определенную оценку: «3», «4», «5». Ученик имеет право выбора той сложности работы, в выполнении которой он уверен.
Чтобы за урок получить отметку:
«3» вы должны выполнить задание №1.
«4» – вы должны выполнить задание №1, №2
«5» – вы должны выполнить задание №1, №2 ,№3
Поставьте на полях оценку, которую вы бы хотели получить за сегодняшний урок. (Учащиеся ставят отметку).
Свои результаты вы будете фиксировать в карте достижений на доске.
Учитель наблюдает за их деятельностью, беседует с некоторыми из них, выясняя осознанность решения, выясняет степень самостоятельности. Оценивает работу учащихся, по заполнению листа контроля.
2. Задание №1
…
…
Задание №2
…
…
Задание №3
…
…
- Беседа с учащимися по выполненным заданиям.
…
- Рефлексия (подведение итогов урока).
- Домашнее задание:
Всем спасибо за урок!
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните).
На уроке я работал – активно, пассивно
Своей работой на уроке я – доволен, не доволен
Урок для меня показался – коротким, длинным
За урок – я устал, не устал
Мое настроение – стало лучше, стало хуже
Материал урока мне был понятен, не понятен
Материал урока мне был полезен, бесполезен
Материал урока мне был интересен , скучен
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните). На уроке я работал – активно, пассивно Своей работой на уроке я – доволен, не доволен Урок для меня показался – коротким, длинным За урок – я устал, не устал Мое настроение – стало лучше, стало хуже Материал урока мне был понятен, не понятен Материал урока мне был полезен, бесполезен Материал урока мне был интересен , скучен |
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните). На уроке я работал – активно, пассивно Своей работой на уроке я – доволен, не доволен Урок для меня показался – коротким, длинным За урок – я устал, не устал Мое настроение – стало лучше, стало хуже Материал урока мне был понятен, не понятен Материал урока мне был полезен, бесполезен Материал урока мне был интересен , скучен |
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните). На уроке я работал – активно, пассивно Своей работой на уроке я – доволен, не доволен Урок для меня показался – коротким, длинным За урок – я устал, не устал Мое настроение – стало лучше, стало хуже Материал урока мне был понятен, не понятен Материал урока мне был полезен, бесполезен Материал урока мне был интересен , скучен |
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните). На уроке я работал – активно, пассивно Своей работой на уроке я – доволен, не доволен Урок для меня показался – коротким, длинным За урок – я устал, не устал Мое настроение – стало лучше, стало хуже Материал урока мне был понятен, не понятен Материал урока мне был полезен, бесполезен Материал урока мне был интересен , скучен |
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните). На уроке я работал – активно, пассивно Своей работой на уроке я – доволен, не доволен Урок для меня показался – коротким, длинным За урок – я устал, не устал Мое настроение – стало лучше, стало хуже Материал урока мне был понятен, не понятен Материал урока мне был полезен, бесполезен Материал урока мне был интересен , скучен |
Перед вами лежат анкеты, заполните их пожалуйста (подчеркните). На уроке я работал – активно, пассивно Своей работой на уроке я – доволен, не доволен Урок для меня показался – коротким, длинным За урок – я устал, не устал Мое настроение – стало лучше, стало хуже Материал урока мне был понятен, не понятен Материал урока мне был полезен, бесполезен Материал урока мне был интересен , скучен |