Тема как найти в слове корень

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 30

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Сегодня на уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

И это еще не все!

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

  • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
  • обезводить- «лишить» воды;
  • наводнить- – «наполнить» слишком большим количеством воды;
  • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

  • водопровод;
  • водопад;
  • водоросль;
  • водоснабжение;
  • водохранилище;
  • водоём;
  • водопой:
  • водолечебница;
  • водомер;
  • водоочистительный;
  • водораздел;
  • полноводный;
  • водоплавающий;
  • водоотталкивающий.

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь. 

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

биле’т-ик

биле’т-ец

билет-ѐр → билетѐр-ш-а

биле’т → биле’т-н-ый

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

  1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
  2. Определите, какой корень будет в этих словах.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

Обратим внимание!

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[х//ш] – орех, орешек

[ц//ч’] – отец, отеческий

[з//ж] – вязать, вяжу

[с’//ш] – просить, прошу

Разбор заданий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Правильный ответ

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Правильный ответ

  1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
  2. Масло, масляный, маслить, маслице.
  3. Сказывать, сказка, сказочный.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

  1. Горевать
  2. Горный
  3. Огородить

Правильный ответ

Горевать.

Повышенный уровень

Установите соответствие.

Модельер

Пишет

Писатель

Строить

Переводчик

Мода

Строитель

Переводить

Правильный ответ

Модельер

Мода

Писатель

Пишет

Переводчик

Переводить

Строитель

Строить

МБОУ «Перовская школа-гимназия»

Конспект урока

по русскому языку

Тема: «Как найти в слове корень?»

Подготовила:

Гнатенко Л.В.

3 класс

Тема урока: «Как найти в слове корень?»

Цель: уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется

одинаково; учить находить корень в словах.

Задачи: – развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

– учить выделять общую часть родственных слов;

– способствовать развитию речи учащихся;

– формировать орфографическую зоркость;

– развивать устную и письменную речь.

Тип урока: изучение нового материала.

Техническое обеспечение: учебник, тетради, компьютер.

Ожидаемый результат: дети должны научиться подбирать однокоренные слова,

выделять общую часть родственных слов, развивать устную

и письменную речь.

Ход урока

I. Организационный момент 5

Шкала самооценки (индивидуально) 4

3

2

II. Проверка домашнего задания

– Прочитайте слова, которые вы составили. Назовите корень.

III. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа ( у доски 2 человека)

– К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос

что делать? Запишите по образцу, выделите в словах корень.

Образец: звон – звонить

Игра, письмо, свет, сад, смотр

– Спишите однокоренные слова, выделите в них корень (у доски 3 человека)

1) Вода, подводник, водичка, водяной, водный

2) Цвет, цветник, цветной

3) Ходики, переход, подход, ходовой

  1. Словарный диктант ( по «цепочке» )

Понедельник, овёс, четыре, заря, пшеница, орех, погода, ракета, трактор, восемь,

среда, картофель, восток.

  1. Работа со словом из словаря

– Составьте из данных букв слово ЦОЛИАСТ (столица)

– Найдите слово столица в орфографическом словаре.

– Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

– Составьте предложение со словом столица, запишите.

– Запомните написание этого слова.

IV. Самоопределение к деятельности

(работа в парах)

– Спишите. Выделите в словах корень.

– Садовник, подводник, перевозчик.

(Проверка)

– Расскажите, как вы находили корень в словах?

– Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

– Прочитайте сведения о языке на с. 75

– Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

– Как пишется корень в однокоренных словах?

– Приведи примеры

Упр. 134 (с.75)

– Прочитайте.

– Подберите к данным словам однокоренные слова и объясните лексическое значение

каждого слова.

– Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

Упр. 135 (с.76)

– Прочитайте текст.

– О чём в нём говорится?

– Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.

– Какие слова в современной речи не встречаются? Почему?

– Выполните письменное задание к упражнению.

– Прочитайте группы однокоренных слов. Назовите корень.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 76

Что такое чередование? Приведи примеры.

Упр. 136 (с. 77)

( Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Работа консультантов.)

Упр. 137 (с. 77)

– Прочитайте. Обратите внимание на корень в первой паре однокоренных слов.

– Выполните задание.

(Проверка по цепочке слов с орфограммами)

  1. Игра «Третий лишний» (на доске)

– Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите ( по экипажам)

1) Холод, холмик, холодный (Холмик)

2) Лист, лисица, лисёнок (Лист)

3) Моряк, море, морж (Морж)

4) лось, лосось, лосёнок (Лосось)

VIII. Рефлексия (текст 1 на экипаж)

– Прочитайте сказку, которую сочинил ваш сверстник. Подумайте, по каким

особенностям содержания и языка её можно признать сказкой.

Как Том и Джерри победили Кощея Бессмертного

На одном сказочном материке находились два государства. Одно кошачье, в другом жили мыши. Двумя государствами правил Кощей Бессмертный. Кощей разжигал войну между кошками и мышками. Страдали от войны все. В каждой кошачьей семье плакали котята, и в семьях мышей было горе.

Однажды котёнок том решил узнать, с кем воюют его отец и старший брат. Он тайком перешел границу и попал в мышиное государство.

Первым, кого он увидел, был мышонок Джерри. Они сразу понравились друг другу и стали думать, как спасти их страны от войны.

Джерри предложил пойти в страшный дремучий лес к его бабушке Крысе и спросить совета о том, как избавиться от Кощея. Шли они два дня и две ночи и, наконец, пришли. Бабушка Крыса сказала, что больше всего на свете Кощей боится запаха роз. Она дала Тому и Джерри мешочек с семенами, чтобы те засеяли ими поле.

Том и Джерри так и сделали. Когда аромат цветущих роз стал кружить над обеими странами, Кощей в страхе покинул трон и исчез навеки.

– Вам понравилась сказка?

– Найдите в тексте однокоренные слова.

– Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

– Оцените свою работу по шкале.

IX. Подведение итогов урока

Настроение (смайлик)

Домашнее задание

Повторить изученные правила, упр. 38 (с. 77)

Тип урока: Урок «открытия новых знаний».

Цель урока: создать условия для усвоения темы «Как найти в слове корень?»

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о кроне слова, научить находить и выделять эту часть слова, составить алгоритм;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации;
  • работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи.
  • Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Принятие и сохранение учебной задачи.
  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
  • Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
  • Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • Осуществление контроля по результату и способу действия.
  • Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
  • Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
  • Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа.
  • Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения.
  • Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач.
  • Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.
  • Владение общим способом решения задач.
  • Установление причинно-следственных связей, аналогий.
  • Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
  • Построение монолога, владение диалогической формой речи.
  • Точная и последовательная передача необходимой информации.
  • Использование речи для планирования и регуляции своего действия.
  • Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.
  • Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.
  • Формулирование собственного мнения и позиции.

Предметные: ученик закрепит знания о корне как значимой части слова; научится находить корень слова; образовывать новые слова с помощью корня.

Средства обучения:

  • мультимедиа
  • учебник
  • карточки для групповой и индивидуальной работы.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

Технологическая карта урока

I. ОРГМОМЕНТ

– Доброе утро.

Я рада приветствовать вас!

И пусть у нас в классе всем будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

– В ваших глазах я увидела волнение, но думаю, что всё у нас получится.

– У вас на столах лежат карты урока, в которых мы будем сегодня работать.

– Сели правильно. Запишите дату в тетрадях.

II. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА

На следующей строке запишите букву, которая в слове «октябрь» обозначает парный, глухой согласный звук.

– Какую букву записали? У кого верно.

Дописываем букву красиво, аккуратно до конца строки.

III. Формулирование темы урока

ЗАДАНИЕ 1. – Вставьте пропущенные буквы и запишите их в таблицу под соответствующим номером.

1) К (Красная площадь),

2) О (сОбака),

3) Р (Россия),

4) Е (дЕвочка),

5) -,

6) Ь (компЬютер).

– Плавной линией соедините буквы.

– Кто догадался какой буквы не хватает? (н) Какое слово получилось? (корень)

– Оцените ответ в рабочей карте.

– А что такое корень слова? (главная значимая часть слова В корне заключено общее лексическое значение всех однородных слов.)

– А всегда ли легко найти корень?

– Давайте сформулируем тему урока. (Как найти корень слова?)

Откройте учебник на стр.75,посмотрите, верно ли мы определили тему урока.

– На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как найти корень слова?)

IV. Работа по теме урока. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа со словами

ЗАДАНИЕ 2. – В рабочей карте найдите 2 задание и выполните его. Отметьте пары однокоренных слов, выделите в них корень.

Угол-уголь побелка-белка
Дуб-дубовый вылепить-лепка

– Проверим, как вы выполнили это здание. Кто правильно выполнил задание оцените себя в отдельном поле.

ФИЗМИНУТКА (зрительная зарядка)

2. Образно-словесное задание

– Мы отдохнули и продолжаем работать.

ЗАДАНИЕ 3. – С помощью рисунков подбери однокоренные слова, впишите недостающую часть слова.

(Светло, светлый, светлячок.

Старик, старушка, старинный.

Холод, холодильник, холодноватый.)

Выделите корень.

Проверим корни: свет, старик, стар.

Оценку работы в карте отметьте, пожалуйста.

3. Работа с учебником. Работа в группах

– Для того чтобы сделать это без ошибки, надо выполнять по порядку нужные действия – алгоритм.

– Давайте поработаем в группах и попробуем составить алгоритм для выделения корня в слове. Повторим правила работы в группе (напоминалка на листочке).

– Для этого в учебнике на стр. 75 прочитайте теоретический материал и составьте алгоритм.

– Поднимите руку, чья группа смогла составить правильный алгоритм, как нужно находить и выделять корень в слове.

– Отметьте в ваших картах под номером _4__ваш вклад в работу группы. Оцените какую пользу принесли вы при выполнении этого задания.

4. ФИЗМИНУТКА (двигательная)

– Займите свои места

5. Работа в тетрадях и на доске

– Немного отдохнули? Продолжим дальше работать. В карте урока в поле под № 5 напишите, как называются слова, в которых есть общий корень.

– Следующее задание: я читаю слова, а вы записываете их и определяете и выделяете в них корень. ЗВОНКИЙ, ЗВОН, ЗВОНИТЬ, ЗВОНОК. (Я вызов к доске, кладу мелок)

– Какой корень вы выделили? Почему эти слова можно назвать однокоренными?

V. Проверка понимания темы и усвоения первичных знаний

– Продолжим, но уже устно. Если слова будут однокоренными, вы хлопните в ладоши, если нет, то потопаете ногами.

– Чистый, ореховый, морозный, вышивать.

– Мир, морской, садовник, засолить.

– Снег, снежный, подснежник, снегопад.

– Почему вы не хлопали вначале? Чем отличаются однокоренные слова?

6. Проблемное задание

– Итак, вы хорошо поняли, как определять корень в слове, знаете, какие слова являются однокоренными. Но я предлагаю вам ну очень сложное задание. Зато уверена, что вы с ним прекрасно справитесь. В карте урока в задании № 6 я подготовила игру «Третий лишний». Учени, выполняя задание, допустил ошибки, вставь правильную букву и зачеркни лишнее слово.

  1. Г__ра, г__ревать, г__рный
  2. В__да, в__дитель, в__дяной
  3. С_ль, с_лить, с__лнчечный

ПРОВЕРКА

– Какую букву вставили? Какое правило повторили?

– Какое слово зачеркнули?

– Почему вы так сделали? (не однокоренное слово)

– Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

– Выделите в словах корень. Но ведь в словах 1 и 2 группы корень одинаковый!!! Почему же они не однокоренные? Молодцы!

– Оцените себя, как выполнили это задание.

7. Работа на повторение и контроль усвоения первичных знаний

– Снова возвращаем к работе в тетрадях. Составьте с любым словом из предыдущего задания небольшое предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите части речи над словами, постарайтесь выделить корни в 1-2 словах.

ПРОВЕРКА (пройти и проверить в тетради)

VI. Домашнее задание

– Наш урок подходит к концу. И домашнее задание я даю вам на карточках. У каждого есть выбор в его выполнении. Думаю, что вы выберете задание по силам.

Третий уровень «5 Подчеркни лишнее слово. Выдели корень.

Рисовать, рисовый, рисунок

Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Второй уровень «4»

Найди однокоренные слова, выдели корень.

Корм, кормушка, корона, кормилец, корова

Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Перрвый уровень «3»

Выдели корень в словах.

Боль, больной, болеть, больничный, больница.

VII. Рефлексия

– За работу, выполненную в рабочих картах урока, вы получите отметки, после проверки всех карт.

А теперь последнее, что вы должны сделать – это заполнить табличку, оценив, с чем вы уходите с урока.

– Напомню вам, что в начале урока мы ставили вопрос: Как найти корень слова? Скажите, пожалуйста, чему же вы научились за урок.

Умею

(+ или -)

Умею, но частично

(+ или -)

Не умею совсем

(+ или -)

Мне нужна помощь

(+ или -)

Умею подбирать однокоренные слова.

Могу рассказать, что такое корень слова.

Умею выделять корень в словах.

– Спасибо за урок! РЕЗЕРВ Стр. 75 упр. 133 (Работа со словарем в учебнике)

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Как найти в слове корень?»

Цели:

познакомить с признаками родственных слов;

-учить выделять общую часть родственных слов;

-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

-формировать орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация ранее изученного.

а) Чистописание. (СЛАЙД 2)

БББ // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

-Найдите сходные по смыслу слова. Назовите в них общую часть.

б) Постановка проблемы (сообщение темы и цели урока)

-Можем мы сказать, что эти слова- родственники?

-Как называется общая часть родственных слов?

-Тема нашего сегодняшнего урока: « КОРЕНЬ СЛОВА и КАК ПРАВИЛЬНО НАХОДИТЬ ЕГО В СЛОВЕ».

в) Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 3-4)

-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова.

Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение.

Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой.( Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.)

-Проверьте, у вас так же?

  1. Работа по теме урока.

-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать несколько секретов

.-Давайте,  их откроем сегодня на уроке.

Вы кто такие?

-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?

-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

-Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово.

-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»

-Вы согласны с Петей? Почему?

-Запишите однокоренные слова из этого рассказа (гусь, гусыня, гусята – гусиный, гусенок.) Выделите корень.

-Вы уверены, что корень выделили правильно?

– Как доказать, что действительно в этих словах такой корень? (подобрать еще однокоренные слова).

-Что объединяет эти слова? Что общего у них? (корень)

-Что такое корень слова? (Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов).

– Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково). 

-Откройте учебник на стр. 75 и прочитаем правило.

Выполним упражнение 134. Прочитайте задание и текст упражнения.

-Выделите корень в записанных словах и докажите, что именно это корень.

В какой части слова заключён общий смысл? (СЛАЙД 7)

-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.

-Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное. (СЛАЙД 8)

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Наблюдение за родственными словами.

-Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?»

СЛАЙД 9

Физкультминутка. (СЛАЙД 10)

-Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз.

Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник.

Работа с родственными словами. (СЛАЙД 11)

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!

Речка, реченька, речушка,

Рис, рискует, рисковать,

Рисовать, нарисовать.

Лень,лениться и ленивый,

Труд, трудиться и трусливый.

-Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень.

(СЛАЙД 12-15)

 Составь слова.

1 ряд с корнем   -гриб-

2 ряд с корнем  –дом-

3 ряд с корнем  –лист-

Работа с учебником. Вспомним, что в корне согласные звуки могут чередоваться.

 Стр. 76 «Страничка для любознательных»

Выполним упр.137,с. 77 (по заданию).

-В русском языке есть слова, которые состоят из нескольких корней и такие слова называют сложными, т.к. два слова слились в одно.

-Посмотрим как же это получилось.

Упражнение 138, с. 77.

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

(СЛАЙД 16) 

4. Итог урока.

-Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет – то красный.

Учить, школьник, ученик

Сила, силач, спортсмен

Лень, ленивый лентяй

 Вода, подводный, водяной

-Давайте подведём итог урока, начиная со слов

-Я УЗНАЛ (А)…

-Я ПОНЯЛ (А)…

-Молодцы! Урок закончен.

Конспект урока по русскому языку 3 Б класса

Тема: “Как найти в слове корень?”

Цели:

1. Продолжать знакомить с терминами «однокоренные слова», «корень слова»;

2. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать

однокоренные слова.

3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, развивать мышление, умение

работать самостоятельно.

Оборудование: интерактивная доска, карточки со словами, тетради учебники.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2.Актуализация знаний.

1)Чистописание

2) орфографическая минутка

Новое слово.

Сегодня познакомимся с новым словарным словом. Попробуйте угадать.

Москва это … РФ

Казань – это… РТ

(Открыли тетради, написали число кл. работа.)

Характеристика слова (слоговой анализ).

· Сколько в слове слогов? Почему? (сколько гласных, столько и слогов)

· Какой слог ударный?

· Какая безударная гласная пропущена? (о).

Где орфограмма? Почему? Как называется эта орфограмма?

· Как вы думаете: это слово с непроверяемой или

проверяемой безударной гласной?

· (Это словарное слово, которое надо запомнить)

Как разделить это слово для переноса? (столица)

3. Самоопределение к деятельности

(На интерактивной доске слова)

Лето, летний, летать, летом.

Выпишите только родственные слова.

Какие слова вы выпишите?

Почему выписали только эти слова?

(выполняются 2 условия для родственных слов:

1) близки по смыслу:

2) имеют общую часть)

Выделите общую часть. Как мы это делаем?

Сегодня на уроке мы узнаем как называется общая часть родственных

слов.

4. Работа по теме урока

1) Работа по учебнику:

Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Как найти в слове корень?“)

2) Упр. 133 (с. 75)

Прочитайте сами, что надо делать?

Почему слова так написаны?

(-дал-, –дол– , –мир это одинаковая часть в словах).

Докажите, что слова родственные.

1) все слова близки по значению;

2)есть общая часть .

3) Чтение правила в учебнике (с. 75)

Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая

часть родственных слов.

(Корень)

Вывод:

Почему корень – главная часть родственных слов?

(В ней заключён общий смысл родственных слов)

Как теперь мы будем называть родственные слова?

(Однокоренными)

Почему?

( У этих слов общий корень)

(Какое же значение имеет само слово корень? Послушайте)

1) 1. Подземная часть растения,

2) 2. Часть волоса, зуба, ногтя.

3) 3. Начало, источник чеголибо.

4) 4. Часть слова

(Напишите упр. 133 и выпишите из словаря эти слова)

5. Физкультминутка

(Самостоятельная работа с домиками)

6. Закрепление изученного материала

1) Упр. 134(с. 75)

Задание выполняется с комментированием.

7. Подведение итогов урока

Рефлексия

Что изучали на уроке? С чем познакомились?

Что такое корень?

Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные)

Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?

Оцените свою работу на уроке, поставив на полях знаки: !-

отлично; + хорошо работал; – – было много ошибок, не всё понял.

8. Домашнее задание

Упр. 137 с. 77 и прочитать правило и постараться его запомнить.

9.Оценивание работ учащихся.

Добавить комментарий