Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 31
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Список литературы
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое окончание;
Научимся:
- находить окончание в слове;
- приводить примеры слов с разными окончаниями;
- различать слова, различные по форме, и однокоренные (родственные) слова.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
http://resh.edu.ru
https://nsportal.ru
www.prosv.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёзы. Берёза.
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Изменяемая часть слов –а, -ы – называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним: берёза, берёзе, берёзу, берёзой.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Окончание выделяется знаком .
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
Лиса – лисы.
Книга – книги.
Озеро – озёра.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Разбор заданий
Базовый уровень
Укажите наиболее полное определение окончания.
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
- Окончание – это изменяемая часть слова.
- Окончание – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Правильный ответ
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
- Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать однокоренное слово.
- Чтобы найти окончание, нужно подобрать родственное слово.
Правильный ответ
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Укажите слово с окончанием -Е.
- Море
- Книга
- Тетрадка
- Школа
- Пеналы
Правильный ответ
Море.
Повышенный уровень
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
«Вечером мы подошли …».
- к реке
- у реки
- о реке
- для реки
5. в реку
Правильный ответ
Вечером мы подошли к реке.
Укажите слова с нулевым окончанием
- Пена
- Свет
- Краска
- Зима
- Лето
Правильный ответ
Свет.
Конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Дата:05.11.20
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Панекина Е.С.
Класс: 3б
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть и определять части слова (корень, окончание);
- умение находить окончания в словах;
- умение грамотно писать.
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47
План:
1.Этап мотивации
- Приветствие
- Проверка готовности
- Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Повторение темы прошлого урока
2.2.Игра «В три колонны становись»
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1.Постановка проблемной ситуации
3.2.Определение темы и цели урока
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с учебником. Упр. 145, с. 79
5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80
5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Работа с учебником. Упр. 149 с.82
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока
Этапы урока, их задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы контроля |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
1.1.Приветствие -Здравствуйте! Сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Елизавета Сергеевна. 1.2.Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.3.Работа с пословицей –На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? – Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить – должен трудиться. |
Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы |
Фронтальный опрос |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
2.1.Повторение темы прошлого урока – С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). – Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Предлагаю вам следующее задание. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. 2.2.Игра «В три колонны становись» -Поиграем в игру «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка и выделяет корень в этих словах. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе и выделяет корень в этих словах. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора и выделяет корень в этих словах. На доске: карточки с однокоренными словами. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. Игра «В три колонны становись». 1 ряд собирает слова, однокоренные слову горелка. 2 ряд собирает слова, однокоренные слову горе. 3 ряд собирает слова, однокоренные слову гора На доске: карточки с однокоренными словами. Запишите каждый ряд свою группу слов. Выделите корень. |
Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. гореть, горение, горелый горевать, горемыка, горестный горный, гористая, пригорок Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
Фронтальный опрос Фронталный опрос |
|
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. – Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? – Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) – Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? – Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. – Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? |
Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Парная работа Фронтальный опрос |
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. |
Фронтальный опрос |
||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Физминутка 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. |
Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм |
Фронтальный опрос Фронтальный опрос Парная работа |
|
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз |
Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами |
Фронтальный опрос |
|
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _____________________________ собака – _____________________________ чёрное – _____________________________ первая – _____________________________ лестница – _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____________________________ дедушка – _____________________________ большая – _____________________________ четвёртое – _____________________________ мечтал – _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? |
Самостоятельная работа учащихся |
Самопроверка по эталону |
|
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
-Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? |
Ответы детей |
Фронтальный опрос |
|
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, своих одноклассников и скажите, кто же был самым активным. Подумайте, а затем отдайте жетончик самому активному по вашему мнению. Если считаете, что это вы, оставьте себе. -Посчитайте у кого сколько жетончиков. -А теперь я вручу небольшие подарочки самым активным. -Спасибо за работу до свидания. |
Отвечают на вопросы |
Беседа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Воля и труд дивные всходы дают
Слайд 2
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 3
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 4
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 5
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 6
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 7
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 8
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Слайд 9
Меня увидел бурый медвежата.
Слайд 10
Меня увидел и бур ые медвежата.
Слайд 11
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.
Слайд 12
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _______диван ы ______________________ собака – ______собак и ____________________ чёрное – ______черн ые __________________ первая – _______перв ые _______________ лестница – _____лестниц ы __________________
Слайд 13
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____стакан ы ______________________ дедушка – ____дедушк и _______________________ большая – ______больш ие _____________________ четвёртое – __четверт ые ________________________ мечтал – _______мечтал и ______________________
Слайд 14
Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?
Слайд 15
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. – Как обозначаем окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
План-конспект
урока русского языка
в третьем
классе
по технологии
проблемного обучения
по теме: «Как
найти окончание в словах?»
Тема: Как найти окончание в словах?
Цели: 1. познакомить с алгоритмом нахождения
окончания в словах;
2. формировать умение изменять слова по вопросам и
выделять окончание в разных формах слова;
3. содействовать воспитанию активной творческой
личности ученика.
Оборудование: схема «Окончание», таблица «Алгоритм выделения
окончания в словах», карточки с разноуровневыми заданиями, опорные схемы.
I. Организационный
момент.
– Что следует пожелать людям, когда они начинают
важное дело? (удачи, успеха…). Я составила формулу успеха. Вот её
составляющие. Прочитаем:
Запись на доске:
ФОРМУЛА УСПЕХА
= знание
+ внимание + сотрудничество + терпение.
– Пожелаем друг другу успеха!
II. Чистописание.
– Повторим написание строчных букв и их соединений с
элементом «петля». При письме по одной линейке будем стараться писать буквы
одинаковой высоты, соблюдая одинаковый наклон вправо:
После записи элементов и букв учитель спрашивает:
– Какое слово зашифровано?
ОКОНЧАНИЕ
– Объясните лексическое значение этого слова.
– Выделите в нём орфограммы. Написание каких из них
можно объяснить?
ОКОНЧАНИЕ
– Спишите.
– Я подобрала однокоренные слова. Какое слово является
проверочным для безударной гласной в корне? Запишите рядом со словом окончание
однокоренные слова, выделите в них корень.
КОНЕЦ,
ЗАКОНЧИТЬ, КОНЦОВКА, КОНЕЧНЫЙ.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
– Какой корень вы обозначили? Какая часть слова
называется корнем?
III. Создание
проблемной ситуации.
1. Актуализация
знаний.
Игра «Окончание убежало». Задание: дописать слова так, чтобы получилось предложение.
Запись на доске.
Внучк любит
бабушк
Варианты: внучку
любит бабушка и внучка любит бабушку.
2. Проверка
выполнения задания.
– Прочитайте полученные предложения.
– Изменился ли смысл предложения? Почему? (изменилось
окончание в 1-м и 3-ем слове, изменилось действующее лицо)
3. Постановка
вопросов для актуализации знаний.
По мере поступления правильных ответов заполняется
схема, расположенная на доске.
– Внучка – внучку – это однокоренные
слова? А бабушка – бабушку? (нет, это форма одного и того же
слова).
– Значит, изменив последнюю букву в слове, мы получим…
(… его новую форму).
– Как называется эта часть слова, стоящая в конце?
– Что вы знаете об окончании? (кто забыл, может
обратиться к учебнику, с. 86)
– Почему окончание получило такое название? (эта
часть слова находится в конце).
– Могут ли быть разные окончания у одного и того же
слова? (да, а значит окончание – изменяемая часть слова).
– Каким знаком обозначаем окончание?
– Обозначьте окончания в словах предложений о бабушке
и внучке.
– Какую роль играет окончание в слове?
На доске схема:
ОКОНЧАНИЕ |
|
ЧАСТЬ СЛОВА |
Изменяемая |
СЛУЖИТ |
Для изменения формы слова, Для связи слов в предложении. |
ОБОЗНАЧАЕТСЯ |
|
Игра «Собери из слов предложение».
Запись на доске:
ЗВУЧИТ, НЕЖНЫЙ,
МЕЛОДИЯ, ВАЛЬС.
4. Наблюдение и
рассуждение.
– Прочитайте. Можно ли считать, что здесь записано
предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов получилось предложение? (изменить
окончания в словах).
– Измените. Произнесите, что у вас получилось.
– Для чего же служит окончание? (для связи слов в
предложении).
5. Коллективная
работа.
Ученики составляют предложение и записывают его в
тетрадь. Пока остальные записывают, два ученика у доски выделяют окончания в
словах данного предложения:
ЗВУЧИТ НЕЖНАЯ
МЕЛОДИЯ ВАЛЬСА.
Варианты: звучит нежная мелодия вальса и звучит нежная мелодия
вальса.
6. Учебная
проблема:
– Кто из ребят правильно выделил окончание?
– Почему, выполняя одно задание, результат работы у
ребят получился разный? (мы не знаем, как найти окончание в словах).
7.
Формулирование гипотез.
– Ваши предположения: как найти окончания в словах? (окончание
находится в конце слова, значит нужно выделять последнюю букву; надо изменить
форму слова, сравнить слова и найти изменяемую часть – это и будет окончание).
IV. Сообщение
темы, постановка целей урока.
– Определите тему урока. Какие цели вы перед собой
поставите? Что вы должны знать и уметь?
Должны знать: что такое окончание, для чего оно служит,
алгоритм выделения окончания в словах.
Должны уметь: находить и выделять окончания в словах,
пользуясь алгоритмом.
Физкультминутка:
Раз, два – потянуться,
Три, четыре – разогнуться,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
V. Проверка
гипотез.
Проверка гипотезы № 1.
Обращение к предложению: звучит нежная мелодия
вальса.
– Как определить окончание в слове? Сколько и какие
буквы будут последними в слове?
– Обратимся к учебнику: с. 86, правило. (в
предложении Белка живёт в дупле в окончаниях слов встречается 1, 2
буквы, но бывает и больше двух).
Запись на доске:
Под белыми
крыльями;
Сладкими
пирогами.
Вывод: окончание может состоять из 1, 2 и даже 3 букв. Первая
гипотеза не подтвердилась.
Проверка гипотезы № 2.
– Как изменить форму слова? Ваши предложения. (способом:
один-много, много-один).
– Сравните формы слова. Найдите окончания.
Запись на доске:
Трава – травы
Окно – окна
Сад – сады
– Как ещё можно изменить форму слова? (с помощью
вопросов).
– Сравните формы слова. Найдите окончания.
Запись на доске:
2. Проверка выполнения
работы в группах. Общий вывод.
Гимнастика для
глаз.
VII. Проверка
усвоения нового материала.
Учащиеся работают по карточкам, на которых размещён
материал трёх уровней. Ребёнок выбирает в карточке посильное для себя задание.
При выполнении задания первого уровня ученик покажет, знает ли он, что такое окончание, для чего оно служит;
умеет ли он выделять окончания в разных формах одного и того же слова.
При выполнении задания второго уровня ученик покажет, знает ли он, что такое
окончание, для чего оно служит; умеет ли он находить в тексте разные формы
одного и того же слова и выделять окончания в данных словах.
При выполнении задания третьего уровня ученик покажет, знает ли он, что такое
окончание, для чего оно служит; умеет ли, пользуясь алгоритмом, изменять слово
по вопросам и обозначать окончания в нём.
VIII. Самоконтроль.
1. Проверка работы
с помощью карточки контроля.
– Проверьте задание по карточке контроля.
2. Самооценка.
– Оцените свою работу. На полях карточки поставьте
соответствующий знак:
понимаю и могу помочь другому;
+ понимаю;
? сомневаюсь;
– не знаю.
– Как вы оценили свою работу?
IX. Итог урока.
Рефлексия.
Оценка работы
учащимися, учителем.
– Что нового узнали на уроке?
– Где мы можем применять полученные знания?
Блицопрос:
– Что общего у окончания и…
а). … облака (изменяют форму);
б). … предлога (служат для связи слов в
предложении);
в). … корня (является частью слова).
– Добились ли мы успеха на уроке? Чтобы ответить на
этот вопрос, обратимся к формуле успеха.
Запись на доске:
ФОРМУЛА УСПЕХА
= знание
+ внимание + сотрудничество + терпение.
X. Домашнее
задание.
Образец
карточки – задания
для
самостоятельной работы учащихся
по теме
«Окончание»
Задание 1:
Прочитай. Сравни формы слова. Выдели окончания.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
Учитель: Касьянова О.Н.
Класс: 3
Цель: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Образовательные:
-
называть и определять части слова (корень, окончание);
-
научить способам нахождения окончания;
-
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
-
развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
-
развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
-
формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные:
-
умение называть и определять части слова (корень, окончание);
-
умение находить окончания в словах;
-
умение грамотно писать.
Личностные:
-
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
-
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
-
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
-
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
-
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
-
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
-
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
-
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
-
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
-
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. – (Школа России); С – 46,47
Предлагаемая технология – технология проблемного диалога.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
1.1. Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.2.Работа с пословицей –На доске: Делу – время, потехе – час. – Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.) – Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.) -Кто готов заниматься делом? -Молодцы! Мы начинаем урок! |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места. – Внимание. – Старание. – Хорошее настроение. |
Коммуникативные УУД: – строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: – самостоятельно организовывать свое рабочее место; – настраивать себя на продуктивную работу; – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
2.1.Повторение темы прошлого урока – С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). 1)начнём с орфографической разминки. – вначале запишем число, «Классная работа». Отгадайте слово по загадке. Дунул ветерок немножко В серебристые ладошки, Задрожала ими сильно Боязливая … (ОСИНА). (РК) Осина – дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России, в том числе и в нашей республике коми. Что вы можете рассказать об этом дереве? Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари. 2) Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму. В какой части слова находится орфограмма? (в корне) А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? (однокоренные слова) Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина. Осинка Осинник (разрастаясь , деревья образуют целые…) Подосиновик Осиновый – Выделим корень. – Почему эти слова однокоренные? Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. -Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу. |
(Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением) Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. корень – это главная значимая часть слова. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
|
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. – Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? – Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) – Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? – Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. – Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? |
Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. |
Познавательные УУД: – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; – формулировать проблему; Коммуникативные УУД: – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; – принимать и сохранять учебную задачу; |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. |
Высказывают свои предположения. |
Познавательные УУД: -использовать информацию из учебника, используя ее для решения поставленной задачи; Коммуникативные УУД: – сотрудничать в совместном решении проблемы; Регулятивные УУД: – оценивать свои учебные достижения, поведение; – работать по плану; |
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
5.1. Работа с учебником. -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. |
Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм |
Познавательные УУД: – использовать новую информацию для решения учебных заданий; – извлекать информацию из текста; Коммуникативные УУД: – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; – осуществлять работу в паре. Регулятивные УУД: – планировать своё действие в группе; – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
6.Динамическая пауза Цель: профилактика утомления. |
Физкультминутка Гимнастика для глаз |
Наблюдают за круговыми движениями |
Регулятивные УУД: – проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Работа с учебником. Упр. 149 с.82 -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз |
Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами |
Познавательные УУД: – использовать новую информацию для выполнения учебных заданий; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Коммуникативные УУД: – строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; – оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: – планировать своё действие; – оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. |
-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме. -Будет 2 варианта. -Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу. 1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван – _____________________________ собака – _____________________________ чёрное – _____________________________ первая – _____________________________ лестница – _____________________________ 2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан – _____________________________ дедушка – _____________________________ большая – _____________________________ четвёртое – _____________________________ мечтал – _____________________________ -Проверьте себя на слайде. -У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения? -У кого нет ошибок? |
Самостоятельная работа учащихся Самоанализ |
Познавательные УУД: – осуществлять поиск информации в тексте; Коммуникативные УУД: – строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; Регулятивные УУД: – самостоятельно контролировать время при выполнении задания; – осуществлять самоконтроль; – осуществлять анализ учебного материала. |
9.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
-Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? |
Ответы детей |
Познавательные УУД: – систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: – строить монологическое высказывание; – оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные УУД: – соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; – совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; – выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что нужно усвоить. |
10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? -А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы. -Спасибо за работу! |
Отвечают на вопросы |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Как найти в слове окончание?
Класс: 3
Цель: создать условия для углубления представления об особенностях окончания, как части слова; развивать умение находить окончание в словах.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У обучающихся будут сформированы:
формирование уважительного отношения к мнению других участников образовательного процесса;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и учителем в различных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
искать информацию в учебнике;
представлять информацию в разной форме.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
находить окончание в слове;
различать однокоренные слова и формы одного и тоже слова;
определять в словах нулевое окончание.