Тема:
Площадь квадрата
Цели:
Обеспечить усвоение детьми способа
нахождения площади квадрата;
Содействовать умению вывести правило
вычисления площади квадрата;
Способствовать развитию мышления, умения
сравнивать, обобщать;
Формировать умение формулировать учебную
задачу;
Воспитывать культуру общения на уроке,
самостоятельность
Ход урока:
1.
Организационный момент
– Улыбнитесь друг другу,
садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
2. Мотивация
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать
для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить
математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой
успех.
Мы сегодня будем снова раскрывать
тайны…математики. Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь
в конце урока.
3.
Устный счет
-Запишите сегодняшнее число,
классная работа
-Начнем с гимнастики ума –
устного счета
*Игра «да» «нет»
1.Если 4 увеличить в 3 раза,
получится 12
2.Если 36 разделить на 6,
получится 6
3.Если длину фигуры умножим
на ширину, получим периметр
4.Если 56 уменьшить в 7 раз,
получим 8
5.Делимое 18, делитель 6,
значение частного 4
6.Произведение чисел 8и
3равно 26
7.Частное чисел 30 и 6 равно
7
8. одна вторая числа 12 равна
6
9.35 разделить на 7 получится
6
10.8 умножить на 2 получится
16
11.В уравнении Х:7=3
неизвестен делитель
12 В уравнении Х*5=25
неизвестен 1 множитель
13. Чтобы найти делимое,
нужно значение частного умножить на делитель
14. 3 меньше 9 ти в 3 раза
15. 45 больше 5 ти в 3 раза
-Какие знания и умения, знания
каких правил помогли выполнить задания(таб. умножения, нахождения компонента
деления, части числа, знание названия компонентов при делении и умножении)
-А теперь проверим, насколько
успешно вы справились
ВЗАИМОПРОВЕРКА
слайд+ + – + – – – + – + – + + + –
слайд Критерии оценивания
«5» нет ошибок
«4» 1-2 ошибки
«3»3-4 ошибки
«2» 5 и более ошибок
4.Подготовка к изучению материала
*Работа в парах
-У вас на партах конверты. Откройте и посмотрите содержимое.
-Что увидели?(треугольник, прямоугольник, квадрат)
-Дайте характеристику каждой фигуре (ответы детей)
-Что такое периметр фигуры?
– Как его найти? (слайд: сумма длин
сторон фигуры )
-Найдите Р треугольника (практическая работа) – ответ устно
-Чем нахождение периметра прямоугольника будет отличаться?
Чего больше у прямоугольника? ( сторон)слайд
-Нужна ли новая формула?(нет: найдем сумму длин всех сторон)
– практическая работа
-Что еще умеем находить, зная длину сторон? (площадь)
-что такое площадь слайд ( ответ заранее
подготовленных учащихся: – Площадь – величина, характеризующая размер
фигуры. Площадь – то место, которое фигура занимает на плоскости.)
-Площадь какой фигуры научились находить вчера? (прямоугольник)
-С какой формулой познакомились? слайд S=a*b (см)2
-В каких единицах измеряется площадь? ( в см. квадратных)
-Запишите решение нахождения площади прямоугольника, указывая
чему равна длина и ширина.
*Проверка слайд
S=5*3
S=15 см2
–Какое правило вспомнили? ( о нахождении площади) Какие умения закрепили?(находить
площадь прямоугольника)
-Вы нашли площадь фигуры. А площадь каких предметов мы можем
измерить в кв. см.,дм.,м.,км.( книга, стол, полотно или доска, крыша дома)
-Где могут пригодиться умения находить площадь?( при
строительстве дома, ремонте квартиры, на приусадебных участках)
-Хотите ли продолжить знакомиться с этой темой?
*Сообщение темы урока
–Мы продолжим знакомиться с темой площадь. С какой фигурой будем работать
сегодня догадайтесь.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат. Слайд
-Итак, какова тема урока? ( площадь квадрата)
-Каковы цели урока? Слайд ( Познакомимся
…..с формулой Научимся….находить площадь
Будем развивать…память Воспитывать…..)
5.
Физминутка
6.
Изучение
материала
-Найдите квадрат на парте. Докажите ( 4 стороны, 4 прямых
угла, стороны равны) – работа с линейкой в парах
-Как находили площадь прямоугольника? ( длину одной стороны
умножали на длину другой стороны: а*в)
-А если у квадрата все стороны равны, мы обозначим их одной
буквой – а. Какова тогда формула нахождения площади квадрата? ( ответы детей) слайд
( картинка S=a*a)
Вывод: Чтобы найти площадь квадрата, нужно одну сторону
умножить на эту же сторону.
-Запишите формулу в тетрадь
7. Первичное закрепление
-Найдите площадь квадрата, лежащего на парте. Запишите
решение, ответ.
А=5 см
S=5*5
S=25 см2( у доски)
*Работа по учебнику ( с.114 №2(1))
А=3см.
S=3*3
S=9см2
-Найди длину стороны
квадрата, площадь которого в 4 раза больше данного
-Какова площадь?(9 см.2)
-Что значит «в» 4 раза больше?(9*4)
9*4=36(см.2) S 2
-Исходя из формулы, какие два числа умноженные друг на друга
дают ответ 36? Таблица одинаковых множителей ( 6*6=36)
-Чему равна сторона квадрата, если его площадь в 4 раза
больше? (6см.)
-Запишите ответ: а=6см.
№2 ( 2 задание) – в парах
S=3*3=9см2
А=3см.
Стр. 114№7(1) самостоятельно
-Прочитайте текст задачи. О
ком задача?(лыжники и биатлонисты) На что поделены?(на команды)
Сколько команд лыжников?(7)
По сколько человек в каждой?(4) Сколько команд биатлонистов?(4) По сколько
человек в каждой?(8)Что нужно узнать?
*решение(самостоятельно)
Самопроверка слайд
1.4*7=28(ч) лыжники
2.8*4=32(ч)биатлонисты
3.28+32=60(ч)всего
4.32-28=4(ч)больше
биатлонистов
Стр.115 №10
8.Подведение итогов .
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
-Каких целей достигли?
-Что удалось сделать за
урок?
Рефлексия.слайд
Домашнее задание: с.114
№5№6,палетка.
Формула нахождения площади квадрата
Квадрат — это фигура, которая является частным случаем прямоугольника, из-за чего можно заметить схожесть некоторых алгоритмов. Способ вычисления всегда зависит от исходных данных. Чтобы узнать площадь квадрата, необходимо знать специальные формулы, рассмотрим пять из них.
Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Если известна длина стороны
Умножаем ее на то же число или возводим в квадрат.
S = a × a = a2, где S — площадь, a — сторона.
Эту формулу проходят в 3 классе. Остальные формулы третьеклассникам знать пока не нужно, но они пригодятся ученикам 8 класса.
Если нам дана диагональ
Возводим ее в квадрат и делим на два.
S = d2 : 2, где d — диагональ.
Если известен радиус вписанной окружности
Умножаем его квадрат на четыре.
S = 4 × r2, где r — это радиус вписанной окружности.
Если у нас есть радиус описанной окружности
Возведем его в квадрат и умножим на два.
S = 2 × R2, где R — это радиус описанной окружности.
Если есть периметр
Мы должны возвести его в квадрат и разделить на 16.
S = Р2 : 16, где Р — это периметр.
Периметр любого четырехугольника равен сумме длин всех его сторон.
Важно!
Задачку не решить, если длина и ширина даны в разных единицах. Для правильного решения переведите все данные к одной единице измерения, и все получится.
Популярные единицы измерения площади:
- квадратный миллиметр (мм2);
- квадратный сантиметр (см2);
- квадратный дециметр (дм2);
- квадратный метр (м2);
- квадратный километр (км2);
- гектар (га).
S квадрата. Решение задач
Мы разобрали пять формул для вычисления площади квадрата. А теперь давайте потренируемся!
Задание 1. Как найти площадь квадрата, диагональ которого равна 90 мм.
Как решаем:
-
Воспользуемся формулой: S = d2 : 2.
-
Подставим в формулу значение диагонали: S = 902 : 2 = 4050 мм2.
Ответ: 4050 мм2.
Задание 2. Окружность вписана в квадрат. Найдите площадь квадрата, если радиус окружности равен 24 см.
Как решаем:
-
Если окружность вписана в квадрат, то сторона квадрата равна диаметру:
a = d -
Диаметр окружности равен двум радиусам:
d = 2r -
Получается, что сторона равна двум радиусам:
a = 2r -
Используем формулу нахождения площади квадрата через сторону:
S = a2 -
Так как из пункта 3 мы получили, что сторона равна двум радиусам, то формула площади квадрата примет вид:
S = (2r)2
S = 4r2 -
Теперь подставим значение радиуса в формулу площади:
S = 4 × 242 = 2304 см2
Ответ: 2304 см2.
Технологическая карта урока математики направленного на формирование математической грамотности
ФИО учителя: Зырянова Марина Михайловна
Класс: 3
УМК: под редакцией М.И. Моро, М.А.Бантовой. Москва «Просвещение» 2017 год
Предмет: Математика.
Тема: Площадь прямоугольника.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок.
Цель: способствовать развитию умений находить площадь прямоугольника в практической деятельности, выполнять чертеж квадрата заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Научатся находить площадь прямоугольника (на практической основе), выполнять чертеж фигуры заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. |
Ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации; планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий; самостоятельно решать задачи, примеры; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
Уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами; использовать знаково – символические средства при решении задач математического характера и объяснении их; задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них. |
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе; развивать умение принимать коллективное решение; учиться высказывать и отстаивать свою точку зрения. |
осознание необходимости учения; работать над самооценкой и пониманием причин успеха неуспеха в учебной деятельности; следовать установке на здоровый образ жизни; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
Ход урока
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока |
|||||||||||
1 |
Организационный момент. |
Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу. |
Фронтальная. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. – На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, Чтобы было все понятно |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Записывают число, классная работа. |
Личностные: учебная мотивация. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
||||||||||
2 |
Актуализация опорных знаний и умений. |
Организовать и целенаправить на познавательную деятельность обучающихся, подготовить их к усвоению материала, формировать целенаправленный характер учебной деятельности. Практическая работа. |
Фронтальная. |
-Послушайте математическую сказку. Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: противоположные стороны равны, все углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!» – Как же тебя зовут? – спрашивали её.- А зовут меня просто….- Как догадались? – Найдите среди данных фигур прямоугольники. 1.Какие фигуры изображены на доске? (Слайд 4) Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор. 3.Составление выражения при нахождении периметра: (10+5) х 2 = 30 (см) Сформулируйте вывод: как найти периметр? |
Решают примеры, составляют слово, оценивают свою работу. Поднимают руки. -Прямоугольник. (Признаки прямоугольника: противоположные стороны равны, все углы прямые) Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные. Решают задачу на нахождение периметра. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: высказывать своё предположение; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||
3 |
Постановка учебной проблемы. |
Организовать работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока. |
Фронтальный опрос. |
– Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 4см и 6см. Разбейте его на см2. Назовите чему равна его площадь. Запиши. – Зачем нам надо уметь находить площадь прямоугольника? – Всегда ли в жизни удобно сравнивать площади прямоугольников этими способами? – Какая проблема возникла? – Сформулируйте тему урока. – Какова цель урока? – Давайте на сегодняшний урок составим план нашей работы. 1. Вывести формулу нахождения площади прямоугольника. 2. Алгоритм нахождения площади.3. Тренироваться на упражнениях. |
Слушают задачу. Отвечают на вопросы. (поклеить обои, покрасить пол, поклеить потолок). (найти более удобный способ нахождения площади прямоугольника) Учащиеся моделируют задачу в тетрадях. Выдвигают предположения. Формулируют тему урока. Проговаривают цели. |
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: высказывать свое предположение; определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. Коммуникативные:точно и полно выражать свои мысли. |
||||||||||
4 |
Работа по теме урока. |
Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Фронтальный опрос. Практическая работа. |
Просит учащихся начертить в тетради прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см и разбить его на квадратные сантиметры. – Все квадратные сантиметры составляют несколько рядов. Сколько этих рядов? – А сколько в каждом ряду квадратных сантиметров? – Верно. Их столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. А рядов получилось столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника. – Кто из вас догадался, как найти площадь прямоугольника? Учитель также знакомит со знаком обозначения площади – S. 7 · 3 = 21 (см2). Ответ: S = 21 см2. – Площадь того же прямоугольника можно вычислить и иначе. Все квадратные сантиметры составляют несколько вертикальных столбцов. В каждом столбце по 3 квадратных сантиметра (столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника). Столбцов получилось столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. – Как же можно найти площадь этого прямоугольника? – Ребята, посмотрите еще раз внимательно на решение задачи и сделайте общий вывод: как найти площадь прямоугольника? – Площадь прямоугольника будет выражена в квадратных сантиметрах. |
– 3 ряда – 7 квадратных сантиметров. – Надо 7 умножить на 3. Учащиеся записывают на доске и в тетради решение и ответ. – Нужно 3 умножить на 7.Записывают решение и ответ. – Для нахождения площади прямоугольника достаточно измерить его длину и ширину в сантиметрах и полученныечислаперемножить. Учащиеся читают еще раз вводную статью на с. 60 и правило. |
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из текстов. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; слушать и понимать речь других. |
||||||||||
5. |
Физкультминутка. |
Здоровьесбережение. |
Коллективная работа. |
Учитель предлагает выполнить физкультминутку. |
Обучающиеся выполняют физические упражнения. |
Развитие бережного отношения к своему здоровью. |
||||||||||
6. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. |
Работа с геометрическим материалом. |
Индивидуальная работа. Фронтальная работа. |
С.60 № 4. – Начертите два квадрата, разбейте каждый на квадратные сантиметры и найдите площадь каждого. 2 · 2 = 4 (см2). 3 · 3 = 9 (см2). |
Учащиеся осознанно понимают и проговаривают, где им могут пригодиться данные знания в жизни. |
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевые высказывания. |
||||||||||
7. |
Закрепление полученных знаний. |
Организуется комментированное решение задач на использование введенных алгоритмов: сначала фронтально, затем в парах. |
Парная работа. |
КОНТЕКСТ образование; МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ пространство и форма; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ математические рассуждения; применять математические понятия для получения решения или выводов.
КОНТЕКСТ личная жизнь; МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ неопределенность и данные. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты. |
Вспоминают, какую проблемную ситуацию ставили в начале урока. Работают в паре. Читают задачу. И соотносят её с чертежом. Делают вывод. Проверка. Решают задачи, оценивают себя. |
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Коммуникативные: – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; используют критерии для обоснования своего суждения. |
||||||||||
8. |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Организовать рефлексию собственной учебной деятельности |
Фронтальный опрос. |
Учитель задает вопросы: Какие задачи были поставлены на уроке?Достигли ли результата?Пригодятся ли полученные знания на расчет площади прямоугольника в жизни? Предлагает проставить полученные баллы в листах достижения. Затем проанализировать свою деятельность, используя таблицу:
|
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||||||||||
9. |
Домашнее задание. |
Фронтальная. |
с. 60, № 3,4. Для желающих: составить задачу на нахождение площади прямоугольника. |
Слушают учителя, |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
1.Мотивация к учебной деятельности
(1-2 мин)
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
(5 мин)
Цель этапа:
активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.
3.Постановка учебной задачи (2 мин)
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания,
планирование работы
4.Построение проекта выхода из затруднения ( 6 мин)
Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом нахождения площади,
развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией
5.Физкультми-нутка
(1 мин)
Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
6.Первичное закрепление во внешней речи
(4 мин)
Цель:
организовать проговаривание формулировок способов действий
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)
Цель: организовать выполнение самостоятельной работы, организовать самопроверку учащимися своих работ,
зафиксировать достижение индивидуальной цели
8. Включение в систему знаний и повторение
(5 мин)
Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
9. Рефликсия деятельности (итог урока) (2 мин)
Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание
-Здравствуйте, меня зовут Марина Ивановна, сегодня я буду проводить у вас урок математики.
-Вместе со мной пришёл в гости ПРЯМОУГОЛЬНИК (вывешивается фигурка).
У него сегодня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Давайте подарим ему наш урок.
-Вы согласны?
-Только этот подарок ему должен понравиться, значит, мы должны постараться.
-Сядьте ровно, улыбнитесь друг другу и настройтесь работать.
-Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете.
(на доске разные фигуры – треугольники, прямоугольники, квадраты)
-Разбейте геометрические фигуры на две группы.
-Давайте поработаем с группой прямоугольников.
-На какие группы можно разбить группу прямоугольников?
-Чем, похоже, наши подгруппы?
Чем различаются?
-Хорошо.
-Скажите, вы умеете находить площадь прямоугольника?
-Как найти площадь прямоугольника?
-Какие единицы измерения площади вы знаете?
-Как измерить площадь данного прямоугольника в см²?
-Приготовьте планшетки
-Найдите, пожалуйста, площадь прямоугольника, со сторонами 3см и 2см.
-Молодцы!
-Найдите, пожалуйста, площадь прямоугольника, со сторонами 4дм и 3дм
-Молодцы!
-Найдите, пожалуйста, площадь прямоугольника, со сторонами а м и в м
-Молодцы!
-Найдите, пожалуйста, площадь квадрата, со сторонами 5 см
-Хорошо. А почему?
-Как бы вы записали эту запись по -другому?
-Хотите узнать? Тогда поставьте цель нашего урока?
-Тогда тема урока будет какая?
-Хорошо.(открываю тему на доске)
-Мы с вами поставили цель – узнать, как записать площадь квадрата другим способом. Что вам поможет справиться с этим?
-Тогда начнём с меня. Я помогу вам понять и научу записывать алгоритм вычисления площади.
-А чтобы это сделать, надо ещё раз посмотреть на прямоугольник.
– Это правило можно записать в виде формулы.
-Давайте подумаем как?
– Площадь в математике принято обозначать буквой – Длина прямоугольника –
Ширина –
Как узнать площадь?
Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника.
-Так как у квадрата все стороны равны, значит и значение сторон тоже равно.
-И мы можем записать площадь квадрата таким способом: аха= а в квадрате.
Другими словами: если множитель повторяется два раза, то в математике принято записывать а в квадрате.
-Это понятно?
-Ребята – это правило можно сформулировать иначе. Для этого откройте учебник на с.38 и прочитайте правило в рамочке.
-Давайте запишем новый способ нахождения площади квадрата в тетради.
-Справились?
-Хорошо, молодцы.
-Давайте найдём площадь квадрата со стороной 4 см новым способом
-Очень хорошо.
-А теперь давайте запишем произведение двух одинаковых множителей
(на доске)
7х7=
20х20=
-Хорошо . Молодцы.
-А теперь выполним следующее задание.
Площадь квадрата равна 64 квадратных сантиметров. Чему равна сторона квадрата?
-Хорошо.
(любая физкультминутка)
-Поработаем в парах. У вас на столе лежат карточки, возьмите их, пожалуйста, и решите задания вместе.
-Получилось? Давайте проверим по эталону.
(вывешивается эталон)
-Молодцы, справились!
-Проговорите друг другу новый способ нахождения площади квадрата
-Прочитайте задание в учебнике на с.38 под №1.
-Сколько?
-Чему равна сторона клетки?
-Чему будет равна площадь клетки?
-Запишите площадь квадратов новым способом самостоятельно.
-Проверяем. Давайте запишем площади квадратов.
-Оцените себя, как вы справились с этим заданием.
– Прочитайте задание на с.39 учебника №4
-Давайте выполним (первое задание решаю на доске)
11х11=11 в квадрате =
-А чтобы было быстро записать результат, воспользуемся таблицей квадрата числа на форзаце учебника.
11х11=11 в квадрате=121
-Вам понятно?.Тогда выполним это задание у доски.
(один у доски, остальные в тетрадях)
-Какую цель мы ставили на данном уроке?
-Нам удалось достичь цели?
-Кому было трудно?
-Вы смогли справиться с трудности?
-Понравиться наш подарок гостю? Чем?
-Молодцы!
-Тогда запишем домашнее задание.
Откройте тетрадь на печатной основе на странице ___ сделайте 2 номера на выбор.
-На этом наш урок закончился , благодарю всех.
Всем спасибо.
Дети садятся, записывают число в тетради.
Да
Называют
На треугольники, на прямоугольники,
На квадраты, на прямоугольники
Прямые углы, четыре стороны
У прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата – все равны
Да
Надо длину умножить на ширину
см², дм², м²
Нужно его расчертить на квадраты со стороной 1 см
Готовят
3х2=6см квадратных
4х3=12 дм квадратных
а х в м квадратных
5х5 см квадратных
потому, что у квадрата все стороны равны, значит 5х5
? не знаем
узнать как записать площадь квадрата другим способом
Площадь квадрата
учебник, учитель
смотрят
s
a
b
s=axb
Да
Открывают учебники на странице
Записывают
Да
Дети записывают на доске и в тетрадях 4х4=4 в квадрате=16 см в квадрате
Решают
64=8х8
8 квадратных сантиметров
Решают
Проверяют
Проговаривают
6
1 см
1 квадратный сантиметр
Находят
Записывают
Оценивают
Читают
Записывают
Решают
Да
Хорошо работали
Записывают
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
уметь самостоятельно организовывать своё рабочее место.
Личностные УУД:
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других,
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: уметь планировать последовательность деятельности, уметь
ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
уметь планировать последовательность деятельности.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
уметь планировать последовательность деятельности.
Познавательные УУД:
уметь извлекать информацию из разных источников.
Регулятивные УУД:
установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении.
Коммуникативные УУД:
уметь аргументировать свою точку зрения, участвовать в работе группы.
Регулятивные УУД:
уметь оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД: уметь обобщать, систематизировать информацию.
Регулятивные УУД:
уметь давать оценку деятельности другим, уметь давать оценку своей деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь оценивать правильность выполнения своих действий.
Коммуникативные УУД:
уметь аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний.
Регулятивные УУД:
уметь оценивать правильность выполнения своих действий.
Тема урока: « Площадь квадрата» 3 класс.
Цель: совершенствовать умение решать задачи на нахождение
периметра и площади прямоугольников, используя формулы: P = (a + b)* 2, P
= a * 4, S = a * b, S = a * a; продолжать формирование вычислительных навыков
развивать интеллектуальные способности детей; формировать интерес к математике.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В мир математики отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
Прочитайте хором девиз нашего урока : Сл. №1
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Работать – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Открываем рабочие тетради. Записываем число, классная работа.
– Вспомним правила при письме по ключевым словам:
стул, спина, ноги, тетрадь Сл. №2
Индивид. работа.
Задание на карточках «Расшифруй слово». 2 чел. на индивид. доске работают в паре.
30 + 25 = П 4 · 6 = Ь 10 : 5 = О 100 – 1 = Д
40 – 11 = Щ 5 · 3 = Л 15 : 3 = А
55 |
15 |
2 |
29 |
5 |
99 |
24 |
Остальные в это время: считают устно. Светофоры
1. если 7 увеличить в 3 раза, то получится 21
2. если 35 разделить на 5, то получится 7
3. верно ли утверждение, что периметр – это сумма длин сторон
многоугольника
4. если 56 уменьшить в 7 раз, то получится 8
6. делимое 18, делитель 6, значение частного 4
7. частное чисел 36 и 4 равно 9
8. разность чисел 48 и 8 равна 42
9. в уравнении 32 : Х = 8, неизвестен делитель
10. 6 умножить на 7 получится 43
11. в уравнении Х – 3 = 20 неизвестно делимое
12. 28 разделить на 4 получится 7
13. 6 умножить на 5 получится 30
14. произведение чисел 3 и 9 равно 27
15. частное чисел 30 и 10 равно 3
Проверка.
– Какие знания мы повторили? ( таблицу умножения)
– Знания таблицы умножения нам сегодня снова пригодятся на уроке.
Сообщение темы и цели. Отправляемся в мир геометрии.
– Отгадайте загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его….. (Квадрат). Сл. №3 На парте модели квадратов.
Предположите, почему я загадала вам загадку именно о квадрате? (Тема урока)- это главный герой нашего урока.
– Давайте вспомним всё, что мы о нём знаем. Задайте вопросы соседу по парте по теме «Квадрат»)
(Геометрическая фигура. У квадрата 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Все углы прямые, все стороны равны.)
Помни!
В квадрате в нашем мире
Есть прямых угла четыре.
И четыре стороны – меж собой всегда равны.
– Смотрите, сколько вы знаете о квадрате! Так почему сегодня мы снова позвали на урок эту геом. Фигуру? ( будем закреплять знания )
А вот какие знания будем закреплять, скажут ваши товарищи, которые расшифровывали слово – тему нашего урока. (Площадь)
– Кто догадался, какая тема нашего урока? Сл. №4
Какую цель поставим?
-
Изучение нового материала.
1. Подготовка.
– Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь?
– Названия каких площадей вы знаете?
– Как выглядит Красная площадь? (Слайд №5)
– Красная площадь – это центральная площадь Москвы. Она расположена перед восточной стеной Кремля и с трех сторон ограничена зданием Государственного Исторического музея, зданием ГУМа и собором Василия Блаженного. Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась – Торговая. Красной площадь стали называть только в 17 веке.
Так выглядела Красная площадь до Великой Отечественной войны (1926 год). (Слайд №6)
– Кто знает, откуда произошло слово «площадь?»
– Слово «площадь» произошло от слова «плоский» (Слайд №7)
– Давайте прочитаем первое значение этого слова.
– А если площадь маленькая, как ее называют? (Площадка)
– Прочитаем второе значение. Площадка бывает детская, строительная, спортивная и т.д.
2. Изучение нового материала.
Итак, слово «площадь» – многозначное. Как вы думаете, КАКОЕ значение слова «площадь» нас интересует СЕГОДНЯ на уроке математики?
– Для этого обратимся к толковому словарю Владимира Даля Сл. № 8
– Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?
Но сначала дадим отдых нашим глазкам.
Физминутка «Гимнастика для глаз»
Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать.
Забот у нас немало – идем по красному овалу.
Зоркость чтоб развить немножко, идем по синей мы дорожке.
Мы на месте не стоим – по восьмерке побежим!
– С понятием площадь, мы знакомились с вами с 1 класса. Давайте повторим, как мы находили площади фигур.
Проблемная ситуация.Слайд №9.
– Золушка и Незнайка – соседи. У Золушки – участок розового цвета, у Незнайки – синего. Ваша задача – определить, у кого из них участок больше.
– Можно ли определить «на глаз» – площадь какой фигуры больше?
– Давайте попробуем наложить одну фигуру на другую. Получается?
– С какой проблемой мы столкнулись?
– Для этого существует еще один способ. Какой? (Разбить на квадраты)
– Разобьем наши участки на одинаковые квадраты.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда –
Встали мерки в три ряда.
Будто бы солдатики –
Ровные квадратики!
Чтобы площадь нам узнать,
Надо их пересчитать!
Сколько квадратов вмещает участок Золушки? (9) Участок Незнайки? (9)
– К какому выводу мы пришли? (Площади этих фигур одинаковые)
– Посмотрите, что получается. Площадь фигуры – это величина, значит ее можно измерить. Одинаковые квадраты – это единицы измерения (мерки).Полученные числа – меры величины. Их можно сравнивать.
Возникает проблема: как найти площадь, не расчерчивая каждый раз на квадратные сантиметры? Какую цель вы поставите на уроке?
(научиться находить площадь квадрата не расчерчивая на кв.см, и др.мерки)
-Площадь какой фигуры мы уже умеем находить? (прямоугольника)
– Как найти площадь прямоугольника? S=a х b
– Может ли это правило помочь нам в нахождении площади квадрата? Докажите.
– Что можете сказать, о прямоугольнике и квадрате? Что у них общего?
Попробуйте сформулировать правило нахождения площади квадрата.
Проверим, стр. 38- правило. Как понимаете, сторону квадрата умножить на саму себя?
Запишем это правило с помощью формулы. Кто попробует? S=a х a
-б) Работа по учебнику. с.38 №1
– Сколько цветных квадратов на рисунке? 3 ( жёлтый – прямоугольник) – веера
– Найдите площади квадратов. Сторона клетки равна 1 см.
1∙1=1 см2 4∙4=16 см2 5∙5=25 см2
в) с.38 №3 а)– Постройте фигуры. Найдите их площади. (формулы)
S1=7∙9=63 см2 S2=7∙7=49 см2 S3=9∙9=81 см2
Физкульминутка. ( Азис- на экране)
г) Произведение двух одинаковых множителей называют квадратом числа.
С. 39 № 4.
– Найдите произведения с помощью таблицы на форзаце учебника.
10∙10=102 = 100
д) е) Работа в парах. Найти площадь квадратов, которые лежат у вас на столах.
Проверка. S= 8х8=64кв.см
Д/З: продожите работу с этими квадратами.Стр. 38, №3(б, в)
5. Итог урока.
Рефлексия.
Урок подходит к завершению. – Какую цель ставили перед собой? – Как вы думаете, нам удалось достичь её?
-Чему равна площадь прямоугольника?
-Как найти площадь квадрата?
-Если наш урок был познавательным и интересным ,вы узнали что-то новое ,заботились о своём здоровье ,поднимите правую руку.
-Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений ,поднимите левую руку, хлопните и скажите молодец!
-Поднимите руку,,те у кого были ошибки и вы смогли их увидеть и исправить –погладьте себя. Значит нам есть над чем поработать на следующем уроке!
(Слайд №10)
– Вы сегодня все были… молодцы!
Оценивание учащихся.
4